Кому принадлежала судебная власть в средневековье духовенству феодалам крестьянству

Обновлено: 02.05.2024

Сеньориальная монархия – это форма феодального государства, созданная по принципу сюзеренитета-вассалитета. Политическая власть при такой монархии разделена между феодалами разного уровня и королем, которые связаны сеньориально-вассальными отношениями.

Верховным собственником земли являлся король. Наиболее крупные феодалы, которые смогли получить от короля землю в управление, считались вассалами короля.

Передача земли осуществлялась посредством инвеституры. Инвеститура – юридический акт передачи земельного лена (феода), сана, должности, закрепляющих вассальную зависимость и сопровождавшееся символическим обрядом (оммажем) с принесением клятвы: передачей горсти земли, меча, перчатки, копья, меча, скипетра, знамени и других символов власти. Вассал приносил присягу на верность и торжественно признавал себя «человеком» своего сеньора. По такой же схеме более крупные феодалы передавали феода более мелким феодалам.

В государстве сложилась система сеньор-вассал, когда действовало правило «вассал моего вассала не мой вассал».

Все королевство делилось на множество феодов, отдельных феодальных владений (графств, герцог и т.д.), формально считающихся его частью, но фактически представляющие из себя почти или полностью независимые политические образования. Центральная власть была сосредоточена в руках короля (его должность являлась выборной) и королевской курии (периодический съезд крупнейших феодалов).

Королевская курия, или генеральная курия, а впоследствии Большой королевский совет, представляла собой собрание, в которое входили представители высшего духовенства (епископ и аббаты), прямые вассалы короля (графы центральных районов страны). Курия созывалась королем для разрешения наиболее важных и насущных вопросов государственного управления и носила в большей степени совещательный характер.

Генеральная курия сеньориальной монархии отличалась аморфностью. Король созывал собрание только по случаю объявления войны или помазания короля. Никаких законодательных или фискальных функций данный совет не имел. Его полномочия напрямую зависели от способностей короля в обеспечении приговоров советов относительно крупных баронов. К XI веку король был в большей степени занят подчинением домена. Установление всей полноты власти над феодальными княжествами страны в его планы не входило.

Готовые работы на аналогичную тему

Местная власть напоминала систему управления времен франкской монархии: имелся домен короля, представляющий дворцово-вотчинное хозяйство, которым руководили министериалы. Домен был разделен на отдельные превотажи – округа, которыми руководил прево - глава округа.

Король назначал министериалов и прево, они несли ответственность только перед королем. Властные полномочия крупных феодалов повторяла королевский домен, но в меньших размерах.

В правосудии действовали следующие правила:

  • каждый свободный гражданин должен был судиться «судом равных» (вассала короля могли судить только вассалы короля, а горожан – горожане);
  • крестьян судили сеньориальными судами;
  • церковь рассматривали дела относительно духовенства и все дела, связанные с религией.

Армия состояла из вассалов, которые формировали ополчение рыцарей. Главой группы выступал сеньор. Ополчения могли созываться из крестьян и горожан. Король и наиболее крупные феодалы имели собственные отряды наемников.

Общественные отношения во Франции IX—XIII вв.

Среди слоев населения выделяли феодалов, горожан, крестьян. Всех крестьян можно было причислить к одной из групп: лично свободные, или виллианы, и лично наследственно зависимые – сервы. Города в средневековой Франции стали появляться в X-XI вв. В XII-XIII вв. города начинают бороться за свою независимость, постепенно получая самоуправление и вооруженные силы.

В средневековой Франции сложился союз между королевской властью и горожанами, который был направлен против крупных феодалов.

На протяжении IX—XI вв. во Франции завершился процесс формирования основных классов общества - феодалов (сеньоров) и зависимого от них населения. В класс сеньоров вошли представители коренной феодальной знати.

Пополнение низших слоев феодалов осуществлялось за счет выделения зажиточных членов сельской общины. Сеньории низших слоев феодалов были невелики по размерам земельных наделов и по количеству зависимых крестьян.

По уровню богатства и степени своего могущества все феодалы подразделялись на несколько категорий:

  1. Пэры - высшее духовенство (епископы и аббаты) и владельцы крупных сеньорий (графы и герцоги), считали себя равными королю.
  2. Лица, бывшие в вассальной зависимости от высших феодалов (виконты, вицеграфы, бароны), владевшие сотнями деревень и округами сеньорий феодалов первой группы.
  3. Низшая группа феодалов – простые рыцари, владеющие мелкими владениями, включающими одну или несколько деревень.
  4. Арьервассалы – это которые находились в вассальной зависимости лишь от своих непосредственных сеньоров. Взаимоотношения между сеньорами и вассалами оформлялись договорами, их заключение сопровождалось символическими актами и обрядами: торжественным введением во владение землей, торжественной клятвой верности сеньору.
  5. Кутюмьеры - зависимые земледельцы. Наиболее многочисленными кутюмьерами являлись сервы, или крепостные крестьяне, происходившие из бывших рабов, которые могли продаваться с участками, на которых жили или без них. За сервами (в отличие от рабов) признавались определенные семейные и имущественные права. В тоже время сервы не могли заключать гражданско-правовые сделки, выступать свидетелями в судах или предъявлять иски. Над сервами полной административной и судебной властью обладали сеньоры.
  6. Вилланы – свободные держатели земли, которая принадлежала феодалу. Все повинности вилланов были связаны с держанием земли: они оплачивали чинш (своеобразная арендная плата), отдавали шампар (определенная часть урожая).

В наиболее бесправном и худшем положении находилась дворовая прислуга феодалов, часто используемая для обработки собственной запашки.

Реформы Людовика IX

На становление государственности периода сеньориальной монархии большое влияние оказали реформы Людовика IX:

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.

Споры между сеньором и вассалом должны решаться в ленном суде. О желании судиться со своим ленником сеньор должен был заранее и при свидетелях известить своего вассала. Суд должен был идти открыто и в присутствии других (не менее 7 человек) вассалов. От единичных обвинений можно было очиститься присягой. За непочтение к сеньору, нарушения процедуры ленника ждал штраф («Зерцало», однако, специально оговаривало, что нельзя считать за такое непочтение, если кто в суде «чихнет, сморкается, сгоняет мух» и т. п.). Видимо, порядки в таких сеньориальных судах были весьма произвольными, и требовалось придатьим хоть какое-то подобие права.

Судебная процедура в целом сохраняла значительные остатки прежней общинной юстиции и еще мало походила на собственно юридический суд. Самые мелкие дела (о вреде на сумму до 3 серебряных шиллингов) судил сельский староста. Он же был вправе определять наказание и по уголовному делу, если от момента совершения преступления прошло не более суток (т. е. все и вся было налицо). Преступников, пойманных с поличным, следовало судить тотчас (пока не прошли сутки) специально выбранному тремя общинами гографу. Высшая юстиция была представлена судом графа, в котором участвовали свободные сословия (шеффены). Самой высшей инстанцией был королевский суд, в который теоретически разрешалось обратиться любому с любым делом. Важным новшеством судебных узаконений в «Зерцале» было признание исключительно территориальной подсудности (по тому, где жил ответчик); древний порядок личной подсудности вышел из обыкновения.

Споры об имуществе и долгах решались обычным состязательным порядком. В качестве доказательств важнейшим была присяга. В случае уголовных обвинений (в нарушении «королевского мира») основным способом выяснения отношений в суде был судебный поединок. В «Зерцале» детально описывался порядок вызова на поединок, роль судьи, каким вооружением и в какой одежде его можно проводить. Чтобы поединок не превращался в свальную драку родственников и помощников, специально оговаривалось: «Мир должен быть обеспечен на поле под страхом смертной казни, чтобы никто не мешал их поединку». Наказание должно быть неотвратимым: судья, который по каким-то причинам не разрешал дела, подлежал тому же, к чему мог быть по праву осужден преступник.

«Саксонское Зерцало» получило огромное распространение в Германии. Его переписывали, уже с середины XIII в. на него стали ссылаться при решении дел — и не только в Саксонии. По образцу и на основе сборника в Южной Германии были составлены «Зерцало немецких людей» (середина XIII в.), особое «Швабское Зерцало» (конец XIII в.). В XIV в. появилось «Голландское Зерцало», Берлинский городской кодекс (вообще, на «Саксонское Зерцало» в традиционных землях Германии перестали ссылаться лишь в XIX (!) веке). Особо любопытными были иллюстрированные рукописи «Зерцала»: большая часть статей снабжалась картинками (от 2 до 5 на статью), которые показывали смысл описанных правил и процедур. Вероятно, такие сборники адресовались или недостаточно грамотным судьям, или общинным и ленным судам.

Феодальный замок XI-XII веков

Феодальный замок XI-XII веков Первые укрепленные усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся еще к VIII – IX векам. По скудным следам древней жизни археологам удается установить, что обитатели усадеб жили несколько

Феодальный город. «Книга эпарха»

Феодальный город. «Книга эпарха» Со второй половины IX в. начался подъем византийских городов: возрождались старые, переживавшие ранее упадок, и возникали новые городские центры. Значительно возросло производство ремесленных изделий, улучшилось их качество, расширилась

Феодальный город в XI—XII вв.

Феодальный город в XI—XII вв. Начавшийся в IX в. подъем ремесла и торговли привел в XI—XII вв. к расцвету провинциальных городов. Укреплялись экономические связи внутри небольших районов. Ярмарки и рынки возникали не только в городах, но и близ крупных монастырей и светских

Глава 4 Феодальный Крестовый поход

Глава 4 Феодальный Крестовый поход I В августе 1096 года, когда участники Крестьянского крестового похода обосновались в Киветоте в ожидании своей судьбы, первые отряды европейской знати, откликнувшейся на призыв папы Урбана II, как раз отправлялись на Восток. Армия Первого

Феодальный замок XI–XII вв

Феодальный замок XI–XII вв Первые укрепленные усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся еще к VIII–IX вв. По скудным следам древней жизни археологам удается установить, что обитатели усадеб жили несколько иной

Феодальный иммунитет

Феодальный иммунитет Вообще само понятие иммунитета и связанных сним правовых реалий принадлежит еще Римской империи — от лат. immunitas (свобода от munitas — повинностей). Такой свободой наделялись, во-первых, императорские поместья, а во-вторых, поместья-виллы частных лиц, тем

4.3. Феодальный способ производства

4.3. Феодальный способ производства Когда в наших учебниках от характеристики рабовладения переходили к описанию феодализма и пытались объяснить учащемуся разницу между тем и другим, то обычно подчеркивали, что раба можно было убить, а феодально-зависимого крестьянина -

2. Первый феодальный период: население

2. Первый феодальный период: население Мы не можем и никогда не сможем определить в цифрах, пусть приблизительных, численность населения наших стран в течение первого феодального периода. Плотность его наверняка сильно различалась по областям, и эти различия постоянно

3. Первый феодальный период: коммуникации

3. Первый феодальный период: коммуникации Общение между этими распыленными группами людей было сопряжено со многими трудностями. Крушение Каролингской империи привело к исчезновению последней власти, достаточно разумной, чтобы заботиться об общественных работах, и

3. Родственные связи и феодальный строй

3. Родственные связи и феодальный строй Не стоит думать, что после эпохи родового строя шло постепенное освобождение индивидуума. Похоже, что, по крайней мере на континенте, отчуждение собственности во времена варварских королевств гораздо меньше зависело от доброй воли

а) ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ

а) ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ Французская и английская аристократия по своему историческому положению была призвана к тому, чтобы писать памфлеты против современного буржуазного общества. Во французской июльской революции 1830 г. и в английском движении в пользу

Со времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьезные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и общие черты. Одной из таких черт являлось сходство в устройстве общества.


Конный воин. Средневековая статуэтка

Средневековье было неспокойным временем. Короли часто враждовали друг с другом, вели долгие войны. В этих условиях собирать народное ополчение правителям государств становилось все труднее. Крестьяне-общинники предпочитали не воевать, а работать на своих участках, поэтому Карлу Мартеллу во Франкском королевстве, Альфреду Великому в Англии и другим правителям пришлось создать постоянное войско. Его основу составила конница, а не пеший строй, как раньше.

Занятие военным делом стало профессией, и чтобы вознаградить конника за его службу, а также возместить расходы на покупку коня и военного снаряжения, короли вынуждены были давать воинам поместья – земли с работавшими на них земледельцами. Впоследствии поместье, данное за военную службу, стало передаваться по наследству и называться феодом, а его владелец – феодалом. Феод передавался по наследству только при условии несения военной службы, поэтому он считался условной собственностью. От слова «феод» произошло понятие феодализм, означающее весь строй жизни средневекового западноевропейского общества.


Что значит условная собственность на землю?

К концу XI века феодализм господствовал в Западной Европе. В таких странах, как Франция и Италия, переход к нему состоялся раньше, в Англии и Германии – несколько позже.

К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности. Крестьянам следовало обрабатывать господскую пашню, ремонтировать дороги и мосты, строить амбары феодала, чистить хозяйские пруды, то есть работать на барщине. Другой повинностью был оброк. Зависимость земледельцев была разной: одни работали на феодала всего нескольких дней в году, другие трудились несколько дней в неделю.

Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян, которые без согласия хозяина не могли покинуть поместье, жениться, наследовать имущество. Но даже у них было свое жилище, орудия труда и участок земли. Начиная с XIV века барщина и оброк заменялись выплатой денег, а крестьяне могли выкупить личную зависимость.

Размер оброка, срок барщины, а также обязанности феодала по отношению к крестьянам определялись договором. Если он нарушался, крестьяне могли протестовать и даже поднимали восстания. Но мятежи жестоко подавлялись.

В Западной Европе не было «земли без господина», по словам средневековой поговорки. Владение феодала называлось поместьем. В самом живописном его уголке располагался господский двор, где находились дом, хозяйственные постройки – амбары, скотный двор, конюшня, птичник, а также мельница и церковь. Крестьянское хозяйство состояло из небольшой хижины с подворными постройками, огорода и маленького сада. С разрешения феодала крестьяне совместно пользовались лугами, лесами, пустошами, реками и озерами. Каждая семья обрабатывала свои пахотные наделы, лежащие чересполосно, то есть вперемежку с участками других крестьян и господской землей.


Феодальное поместье. Схема

Платя оброк со своего участка и обрабатывая господскую землю на барщине, зависимые крестьяне полностью обеспечивали феодала продуктами питания. Необходимые изделия изготавливали ремесленники, жившие в поместье, – кузнецы, ювелиры, сапожники, плотники. В каждой деревне производилось практически одно и то же, поэтому торговля между поместьями была развита очень слабо. Денег у крестьян почти совсем не было, а феодалы покупали только то, чего не было у них в поместье, – соль, оружие, предметы роскоши. С течением времени феодальное поместье превратилось в маленький замкнутый мирок, где господствовало натуральное хозяйство.


Используя схему и текст параграфа, назовите основные части феодального поместья.

Благодаря натуральному хозяйству феодалы были почти полностью независимы в хозяйственном отношении. Эта независимость феодалов подкреплялась и их политическими правами.

Так, например, графы и герцоги имели право собирать налоги с подвластной территории, судить население, возглавлять ополчение, вести войну, издавать указы в своем поместье и даже чеканить собственную монету. Не случайно герцогов и графов называли «феодалами в короне». Действительно, их поместья представляли собой маленькие государства, где они были полными хозяевами.


Сражающиеся воины. Средневековый рисунок

Больше всего от войн между феодалами страдали крестьяне, жившие в поместьях противников. Их дома сжигались, посевы вытаптывались, скот угонялся. Междоусобные войны значительно ослабили центральную власть в странах Западной Европы. Западноевропейские государства распались на части. Начался период феодальной раздробленности. Лишь в XII веке были сделаны первые шаги по образованию единых западноевропейских государств. Стали расти города, оживилась торговля, усилилась королевская власть.

Важной чертой феодализма являлось особое устройство общества. В Средние века считалось, что общество делится на три больших сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». К «молящимся» относили христианских священников. Их обязанности заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. «Воюющие» – король и феодалы должны были наказывать тех, кто не следует христианскому учению или не принимает христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов. «Работающие» (крестьяне, а впоследствии и горожане) были обязаны кормить «молящихся» и «воюющих».


Столкновение отрядов феодалов. Средневековая миниатюра

Такое представление об устройстве общества было очень прочным и сохранялось на протяжении всей эпохи Средневековья. Считалось, что людей на сословия поделил сам Господь Бог, и существование каждого из них необходимо для нормальной жизни всего общества. Средневековые мыслители порой сравнивали общество с человеческим телом, где крестьяне – это ноги, прочно стоящие на земле, воины-феодалы – руки, крепко держащие меч, священники и монахи – грудь, хранилище души, а король – мудрая голова, управляющая всем телом.


Почему деление общества на сословия сохранялось на протяжении многих веков?

К XI веку в большинстве стран Западной Европы утвердился феодализм, главным признаком которого является условная собственность на землю. Поскольку земля – основа хозяйственной жизни в Средние века – принадлежала феодалам, все общество называется феодальным.


Феодальные повинности — обязанности зависимых крестьян, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.

Барщина — принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк— платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.

Натуральное хозяйство — хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

Политика — область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением.

Сословие — группа людей, имеющих закрепленные законом права и обязанности, передаваемые по наследству.


«Дом Божий, единым почитаемый, разделен на три части: одни молятся, другие сражаются, третьи работают».

(Христианский писатель Адальберон Панский)

1. Что такое феод? Как он связан с военной службой? Почему короли давали феод во временное пользование, а не навсегда?

2. Каковы были пути превращения свободных крестьян в зависимых?

3. Чем положение свободных крестьян отличалось от положения зависимых?

4. Что такое натуральное хозяйство?

5. Какие причины привели к феодальной раздробленности в Западной Европе?

6. Что такое сословия? Какие сословия существовали в средневековом обществе?

В документе XIII века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор, отдавали одного или двух поросят и несколько кур, чистили мельничные канавы, приносили лепешку и вино к столу феодала, жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары, привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка, сдавали ячмень для пива. Определите, какие из вышеназванных повинностей составляли барщину, а какие – оброк.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Феодальное сопротивление

Феодальное сопротивление Мифы и реалии опричнины Могла ли революция не вызвать контрреволюции, или по крайней мере серьезного противодействия тех, кто терял привилегии, власть, имущества? Английская и французская антифеодальные революции вызвали отчаянное

§ 10. Феодальное общество

§ 10. Феодальное общество Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство

§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство Правительство первого Романова не только восприняло от своих предшественников, но и значительно усилило двщэянский характер налоговой политики.В условиях хозяйственного запустения правительство, стремясь поддержать

Феодальное королевство

Феодальное королевство Каким они видели его? Каким видел свое королевство, например, Роберт Благочестивый, который правил «Королевством франков, аквитанцев и бургундцев» до того, как оно стало именоваться просто Францией?В первую очередь он видел в этом королевстве

Феодальное общество и его кризисы

Феодальное общество и его кризисы /85/ Центральноевропейское общество средних веков и раннего нового времени – так же как и общество всей остальной Европы – было глубоко аграрным по своему характеру. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Высшие слои – знать

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы

Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы § 1. Салическая правдаФормирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая,

Феодальное распыление Европы.

Феодальное распыление Европы. Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств — Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по имени. В IX—XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности

§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности Изменения в сословной структуре. В XIII–XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном

1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди

2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди 2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)

6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических

Средневековое общество не знало равного для всех суда. Для каждого сословия существовали свое правосудие и специальные суды. Духовное лицо было подсудно церковному суду, горожанин – городскому трибуналу. Свободные люди обращались в областной суд под председательством графа. Но постепенно общественные суды замещались частными: держатель судился в сеньориальном суде под председательством управителя, благородный человек – в феодальном суде, состоящем из равных ему.

Обычным правом были выработаны некоторые формы, общие для светских судов. Основа средневекового судопроизводства была противоположна принципам римского права, продолжающим действовать в церковных судах. Римский суд производился судьей во имя и в интересах общества: судья прежде, чем вынести приговор, был должен выяснить обстоятельства дела, собрав все доказательства.

Средневековый суд производила группа лиц, председатель руководил судом и произносил приговор.

Средневековый суд

Средневековый суд действовал не в интересах общества, а оказывал услугу сторонам. Уголовный процесс имел характер тяжбы обвинителя и обвиняемого.

Средневековый суд не имел цели выяснить существо тяжбы, расследовать истинную историю преступления. Он решал исключительно на основании предоставленных сторонами доказательств. Он был обязан судить не в соответствии со справедливостью и разумом, а согласно установленным обычаем формам. Это был суд строго формальный: судьи только следили за соблюдением правил и объявляли, кто одержал победу. Судопроизводство состояло из сакраментальных действий, сопровождаемых определенными словами и следующих как сцены драмы одно за другим.

Истец просил назначить день суда. В назначенный день он излагал свою жалобу и подтверждал ее клятвой. Ответчик повторял клятву и приносил присягу. Свидетели клялись в свою очередь. Затем следовал вызов, поединок и приговор. Достаточно было одного противного правилам слова или движения, чтобы тяжущийся был осужден.

Готовые работы на аналогичную тему

В уголовном процессе клятва двух свидетелей влекла осуждение обвиняемого. Обвиняемый мог дать принести присягу первому свидетелю, но, когда второй опускался на колени и протягивал руку для клятвы, он был должен объявить, что отвергает его как лжесвидетеля.

На разрешение судебного процесса могли повлиять:

  • Присяга;
  • Доказательство;
  • Божий суд;
  • Поединок.

Доказательство есть римская форма, клятва – варварская.

Доказательства требуют внимания со стороны судей. Дворяне считали оскорбительным допускать обсуждение собственных показаний, поэтому суд обычно предпочитал предоставлять решение ордалии (Божьему суду) или судебному поединку.

Ордалия

Ордалия — это варварский институт, впоследствии принятый церковью. Этот способ применялся к сторонам, которые не могли сражаться, к женщинам или к крестьянам. Многие применявшиеся в IX веке испытания (испытание крестом, водой, куском хлеба) позднее вышли из употребления. В XI и XII веках обычно применялось испытание огнем, имевшее две разные формы: ответчик брал в руку раскаленное железо или погружал ее в котел с кипятком. Руку завязывали и через несколько дней открывали; если она не имела повреждений, испытываемый выигрывал дело.

Поединок в средневековом суде

Для мужчин дворянского происхождения исходом процесса являлся поединок. Ответчик (или обвиняемый) вместо оправданий вызывал на бой истца или свидетеля. Тяжба превращалась в поединок: роль суда ограничивалась лишь тем, чтобы определить условия битвы и объявить результат.

Судебный поединок, как и все судопроизводство, состоял из сакраментальных действий: вызов посредством вручения залога битвы, выбор дня и «бранного поля», присяга, бой, признание побежденного. Выбор оружия определялся до подробностей: в рыцарских судах – доспехи, меч и щит, в недворянских судах – дубина и щит.

К поединку прибегали не только в случае преступлений, но и в тяжбах о наследстве или собственности. Он применялся даже для разрешения вопросов права. В Германии в X веке Оттон I заставил биться бойцов, чтобы решить, исключает ли из наследства сын внучатых племянников. В XIII веке Альфонс Кастильский прибег к судебному поединку, дабы решить, следует ли ввести в королевстве римское право.

В дворянских судах дуэль была средством уничтожения приговора. Средневековый суд в принципе не знал апелляции: любой приговор был неотменим; но осужденный мог объявить приговор ложным, вызвав тех, кто его произнес. Если он побеждал в сражении, приговор отменялся. Также судебный поединок мог служить и для отвода свидетеля.

Наказание в средневековом суде

Формальное судопроизводство применялось к сомнительным случаям, когда ответчик отрицал проступок, в котором выдвинуто обвинение; осуждение в достигалось с большим трудом и риском для обвинителя и свидетелей. Когда же преступник был захвачен на месте преступления, суд был краток: свидетельства схвативших достаточны для осуждения; короток суд и тогда, когда преступник признавался, в особенности если это бродяга или чужой. Поэтому для судьи большим соблазном было доведение преступника до признаний путем пытки. Так «допрос» стал в конце XV века всеобщим обычаем. Судопроизводство путем следствия, послужившее образцом для английского жюри и для церковной инквизиции, являлось до конца XIII века исключительным способом.

Средневековая казнь

Наказание строго определялось обычаем. Убийцу обезглавливали, вора вешали, душегубца сажали на кол и потом вешали. Женщин вместо повешения зарывали живыми в землю. Если преступник уже умер, судья приказывал казнить труп, если сбежал – его изображение. С самоубийцей поступали, как с убийцей самого себя. Животное, убившее человека, вешали или зарывали живым.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: