Комитет министров это высший судебный орган

Обновлено: 25.04.2024

Высшим судебным органом Российской империи был Сенат,
однако эти его функции четко обозначились не сразу. В 1802 г.
Александром I была предпринята попытка придать Сенату важные управленческие функции. Сенат был объявлен верховным
учреждением империи и в соответствии с этим должен был
контролировать деятельность коллегий и губернаторов, проводить ревизии деятельности местных органов власти, для чего
собирал и обобщал необходимые материалы, которые затем передавал в случае необходимости компетентным органам. Кроме
того, на Сенат были возложены функции конституционного
суда, т. е. представлять императору данные о несоответствиях
издаваемых указов существующим. Однако эта попытка оказалась неудачной, и постоянно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за
правительственными учреждениями превратился в 20-е гг.
XIX в. в высший судебный орган империи. Департаменты Сена-
та являлись высшими апелляционными инстанциями для судов
губерний.

Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял
собой совокупность ряда полу самостоятельных учреждений — департаментов. В состав каждого департамента входили несколько
сенаторов, назначаемых царем, также несколько генералов, а во
главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената к середине XIX в. увеличилось до 12.

Работа Сената характеризовалась медлительностью в принятии
решений и огромным наплывом дел. В канцеляриях департаментов Сената процветали взяточничество и волокита, чиновники Сената нередко покрывали нарушения законов. Сенат постепенно
превращался в своеобразную организацию для престарелых
высших чиновников, и деятельность его в целом была малоэффективной. Все попытки реформировать Сенат, предпринимаемые, в
частности, Сперанским, ни к чему не привели.

В отличие от Сената система центральных органов отраслевого управления претерпела в этот период значительные изменения.

В 1802 г. был издан указ об учреждении вместо коллегий министерств: военного, морского, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Военное министерство ведало военными сухопутными силами, морское военными морскими силами. В первой половине XIX в. эти два министерства были важнейшими в общей структуре министерство Российской империи, и именно на них приходилась огромная долей государственного бюджета.

25 июня 1811 г. было подписано «Общее учреждение министерств» документ, определивший единообразие организаций

делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их
структурныхчастей, а также взаимоотношения министерств
другими учреждениями.

Коллегиальное делопроизводство сменилось исполнительным —
былрегламентирован порядок ведения дел: определенные формерегистрации, движение документа внутри министерства
указанием сроков исполнения, отправка документов, проверка
Исполнения и отчетность; только в одном департаменте минитерства каждый документ подергался 34 последовательным опе-
рациям.

Руководящим органом министерств был Комитет министров. Будучи высшим административным учреждением России, осуществлял надзор за деятельностью государственного аппарата,толковал законы, разрабатывал проекты законов, рассматривал дела, которые затрагивали интересы несколькихведомств. Постановления Комитета министров приводились в исполнение только после утверждения их царем, за исключением незначительных дел, которые решались на месте, например, назначение пенсий, пособий и т. д. По мысли создателей этого учреждения, Комитет министров должен был объединять деятельность министров. На самом же деле вследствие множества
вопросов, которые он обсуждал, Комитет министров сделался
одним из совещательных органов при царе. Председателем коми-
тетаявлялся царь или по его поручению один из членов Коми-
тета министров.

Созданная система администрации имела и отрицательные
стороны.

Во-первых, компетенция министерств и других высших орга-
нов, которые также занимались административными вопросами,
определялась недостаточно четко. Во-вторых, не были установлены пределы власти министров и характер их ответственности за свои распоряжения. В-третьих, деятельность министров практически не контролировалась, что порождало их безответственность.

В целом образование министерств усилило централизацию государственного аппарата. Их преимуществами по сравнению
с коллегиальной формой управления были значительно более
высокая оперативность в делах управления, установление пер-
сональной ответственности руководства и непосредственных
исполнителей, которым поручалось ведение конкретного дела.
Также были значительно расширены возможности канцелярий,
возросло их влияние.

Реформа 1801 —1811 гг. значительно укрепила центральный государственный аппарат. С этого времени местные правитель-
ственные исословные учреждений значительно более тесно, раньше, были связаны с центром.

Синод по-прежнему являлся высшим органом управления де-
лами православной церкви. Постепенно Синод утратил важный
хозяйственные функции, которые перешли к государственный
чиновникам, и государство практически полностью подчинил
себе церковь как в плане организационном, так и администра-
тивном.

Таким образом, функции центральных высших учреждений-
Комитета министров, Государственного совета и Сената —
нередко неизбежно переплетались: Комитет министров занимал-
ся не только делами высшейадминистрации, Государственный
совет был не единственным органом, в котором обсуждались за-
конопроекты, Сенат — не единственным органом межведомст-
венногонадзора. Ведущим органом можно считать Комитет ми-
нистров, воплотивший характерное для феодальной монархи
преобладание управления над законностью.

Естественно, что в таких условиях особое значение приобре-
тали личные качества высшихчиновников и императора.

С течением времени Александр I все более склонялся к мисс-
тицизму, его мрачное настроение сказывалось на жизни всего
общества. Многие его начинания, в том числе в сфере государ-
ственного управления, были приостановлены. Дажедо стадии
общественного обсуждения не были доведены важнейшие для
страны проекты: конституции, освобождения крестьян, подготов-
ленные ближайшими сподвижниками Александра I Н.Н. Ново-
сильцевым, Н.С. Мордвиновым, А.А. Аракчеевым и др.

Особенно важную роль в управлении государством играл
Л.Л. Аракчеев (1769—1834). Он имел немалый опыт работы
в государственных структурах: в 1808 г. он стал военным мини-
стром и сделал немало положительного для упорядочения дея-
тельности министерства, усовершенствовав структуру мини-
стерства и улучшив качество его работы. В 1810 г. он возглавил
Департамент военных дел в Государственном совете. Постепенно

он фактически сосредоточил в своих руках руководство государственным
советом, Комитетом министров и Императорской канцелярий. Он имел почти неограниченное влияние на императора и в конце концов стал единственным докладчиком царю по всем вопросам. Министры, деятели церкви, другие высшие чиновники — все представляли свои доклады Аракчееву, а тот уже информировал царя. Многие были недовольны Аракчеевым и теми методами управления государством, которые при нем установились. Но жаловаться Александру I на его любимца
было бесполезно: жалобы или не доходили до царя, или он им
просто не верил. Главной заботой и тем новшеством, которое
нвнес в жизнь России начала XIX в., было устройство воен-
ныхпоселений. В их основе лежала идея создания резерва обученных войск без увеличения расходов на армию.

После смерти Александра I в 1825 г. Аракчеев лишился всех
своихдолжностей, за исключением поста начальника военных
поселений.Но методы управления армией и страной, установ-
ленные при Аракчееве и получившие название аракчеевщины,
сохранились в значительной степени и при преемнике Александ-
ра I — Николае I.

Император Николай I (1796—1855) был третьим сыном
Павла, и его не готовили к управлению государством. Однако
у Александра I не осталось наследников, а Константин Павло-
вич, который должен был по закону наследовать Александру I,
отказался от престола. Александр I назначил своим преемником
Николая, но— таковы были условности в царской семье — не
сказал ему об этомпрямо, а лишь однажды в тесном семейном
кругу за обедом намекнул, что Николая ждет высокий государ-
ственный жребий. Неудивительно поэтому, что, когда Александр I
скоропостижно скончался, Константин в Варшаве присягнул Ни-
колаю, а Николай в Петербурге — Константину.

Итогом стало междуцарствие и восстание декабристов. Таким
образом, начало царствования Николая I было трагичным. Эти
обстоятельства вомногом определили отношение Николая к го-
сударственному строительству и методам управления государ-
ством. Важными в этом плане были также личные качест-
ва Николая I. Это был очень волевой, дисциплинированный

и решительный человек жесткого и крутого нрава. Для
императора он не был достаточно образован, но был человеком
умным,желающим и способным предвидеть последствия важнейших решений.

Главным для него всегда было служение России. Николай I
переоценивал успехи своего собственного царствования и
во смотрел на внутреннее состояние России. Умирая, он сказал
своему сыну, будущему императору Александру II: «Мне хоте-
лось принять на себя все трудное, тяжкое, оставить тебецар-
ство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судить
иначе».

Центральные государственные учреждения приНиколае делились на органы верховного и подчиненного управления. Органами верховного управления царь руководил сам,а орган подчиненного управления находились в ведении специальных должностных лиц,осуществляющих свои функции от имени по поручению царя. Деление управления на верховное и подчиненное было введено М.М. Сперанским.

К органам верховного управления относились Государев
венный совет, председателем которого являлся царь, кабинет министров, Канцелярия. Императорская канцелярия стала прея
вращаться в высшее государственное учреждение еще при Александре I, а в царствование Николая I приобрела огромным
значение. Канцелярия делилась на четыре постоянных и раз
личные временные отделения.

Первое отделение исполняло личные поручения царя, предоставляло емупоступающие на его имябумаги, ведало личным
составом чиновников.

Второе отделение занималось кодификацией законодательства.

Третье отделение руководило тайной полицией и жандармерии-
ей, а четвертое — ведало благотворительными учреждениями.

Еще одним органом верховного управления было Министерство двора и уделов, которое обслуживало царя и членов
царской фамилии.

Органами подчиненного управления (были Сенат, Синод
и министерства.

Личная канцелярия царя, возникшая еще до 1812 г., с созданием 3 июня 1826 г. 3 отделения превратилась в орган верховной власти, концентрировавший в своих руках почти все стороны управления государством и, по существу, подменявший ряд министерств. Как часть императорской канцелярии, III отделение, подчиняясь только Николаю I, стояло вне общей

системы государственных учреждений и даже в известной сте-
пени над ними. Министры и главно управляющие должны были
выполнять все его указания по поводу непорядков и злоупот-
ребленийв их ведомствах, генерал-губернаторы и губернаторы по
вопросам, входившим в сферу деятельности III отделения, до-
носили не Министерству внутренних дел, а непосредственно
императору через главного начальника отделения. В 1827 г. в рас-
поряжение III отделения был предоставлен корпус жандармов.

Россия была разделена на несколько жандармских округов,
которыеподчинялись Главному жандармскому управлению.
Вкаждый округ были назначены жандармские генерал и не-
сколькоштаб-офицеров. Должности начальника III отделения
Вшефа жандармов совмещались, как и должности управляюще-
го III отделения и начальника штаба корпуса жандармов.

Личный состав III отделения никогда не был велик. В 1826 г.
внемсостояло на службе, не считая, разумеется, агентуры,
16человек, в 1855 г. — 40 человек. Новое учреждение возглавил
генерал-адъютант А.Х. Бенкендорф, пользовавшийся особым дове-
риемцаря.

Структура III отделения с конца 20-х гг. включала восемь
отделов.Первый отдел организовывал сбор данных по всем вопросам, входящим в компетенцию III отделения. Второй отмел — контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников.Назначение третьего отдела — борьба с подделкой денег иценных бумаг, четвертого — организация надзора за гражданами, пятого — координация усилий по административной высылкеподнадзорных. Шестой отдел осуществлял руководство Местами лишения свободы. Цель седьмого отдела — организация наблюдений за иностранными подданными на территории
империи. Основной задачей восьмого отдела было проведение
научных изысканий по всем вопросам, интересующим III отделение, для чего собирались и обобщались статистическиеи прочие материалы, готовились справки и доклады. В состав Канцелярии также входили еще три отделения: четвертое, созданное в 1827 г., должно было контролировать и направлять работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений. Пятое отделение было образовано в 1836 г. специально для выработки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. Шестое отделение, функционировавшее с 1842 г., было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа. Все шесть отделений Канцелярии представляли собой фактически самостоятельные высшие государственные учреждения,

и между ними существовала постоянная внутренняя связь. Кан-
целярия, таким образом, вполне может рассматриваться высший правительственный орган с самыми широкими полно-
мочиями и важнейшими функциями.

Во внутренней политике Николая I можно условно выделить
два периода, границей между которыми является общеевро-
пейская революция 1848 г. Если первый период царствования
ознаменовался реформами внутри страны, то революции 1848—
1849 гг. вызвали усиление реакции во внутренней политике
и попытки реформирования больше не предпринимались.

Идеалом государственного устройства для Николая I являлась
армия, строго регламентированная уставами и регламентами, с же-
лезной дисциплиной и подчинением командованию. «Здесь, в ар-
мии, порядок, строгая безусловная законность. никто на
приказывает, прежде чем сам не научится повиноваться. все
подчиняется одной определенной цели. »
Встав во главе государ-
ственной армии чиновников, Николай полностью сосредоточил
бразды правления в своих руках.

Разросшийся бюрократический аппарат свидетельствовал
о попытках правительства контролировать бюрократию силами
самой бюрократии. В целом государственное управление было
следующим:

Сенат — один из высших органов государственной власти, часто верхняя палата законодательного собрания (парламента).

В некоторых странах сенатом называют отделения в составе высших судебных инстанций.

Кабине́т мини́стров — высший орган исполнительной власти, осуществляющий административно-распорядительные функции в сфере государственного управления.

В ряде стран высший орган исполнительной власти может иметь другое название (к примеру, в СССР — Совет Министров).

КМ является коллегиальным органом. Коллегия кабинета министров состоит из министров, возглавляющих отраслевые министерства. Основные, наиболее важные государственные решения принимаются на совете министров путём прямого голосования. Нормативно правовые акты принимаются постановлениями кабинета министров, подписанными Премьер-министром.

Согласно теории государства и права, государственная власть имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Именно исполнительной властью и является кабинет министров, по сути своей представляющий правительство страны, действующей в рамках законодательных актов, принятых высшим законодательным органом (парламент, сенат, совет народных депутатов, конгресс, кнессет, меджлис и т. д.).

Министе́рство — орган государственного управления отдельной сферой деятельности. Министерства возглавляются министрами. В разных странах существуют различные министерства, но некоторые существуют в подавляющем большинстве стран (министерства обороны, иностранных дел, финансов, здравоохранения и пр.)

СЕНАТ
1. В Древнем Риме:
государственный орган верховной власти, совет старейшин.
2. В России 1711 - 1917 гг. :
высший законодательный и судебно-административный орган. //
3. В Бельгии, Бразилии, Ирландии, Италии, Канаде, Мексике, США, Франции и других странах:
верхняя законодательная палата парламента.
4.
Здание, в котором размещается этот орган.

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ — высший орган исполнительной власти Российской империи в 1802—1906 годах.

МИНИСТЕРСТВО — орган государственного управления отдельной сферы деятельности. Министерства возглавляются министрами. В разных странах существуют различные министерства, но некоторые существуют в подавляющем большинстве стран (министерства обороны, иностранных дел, финансов, здравоохранения и пр. )
В некоторых странах (Швейцария, Филиппины, США) министерства называют департаментами, в Гонконге — бюро.

СЕ͘АТ (лат. senatus) — высший государственный орган в Древнем Риме; возник из совета старейшин патрицианских родов около 4 века до нашей эры. Члены сената делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы) . Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами. Постановления сената (сенатус-консульты) имели силу закона. Во времена Римской империи сенат утратил реальную власть, став собранием представителей знатных семейств. (Подробно смотри Сенат в Древнем Риме) .
В России сенат был учрежден в 1711 году Петром I Великим в качестве высшего государственного органа, подчиненного императору. Официально он назывался Правительствующим сенатом. В течение 18 века функции сената менялись. С первой половины 19 века за сенатом закрепились полномочия высшего судебного органа и органа по надзору за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 года сенат получил права высшей кассационной инстанции.
Сенатом называют верхнюю палату парламентов в США, Франции, Италии, Казахстане, Бразилии, Польше, Румынии, Чехии, Австралии, Бельгии, Канаде, Испании, Венесуэле, Колумбии, Доминиканской Республике. По аналогии верхнюю палату российского парламента — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 1994 года неофициально называют сенатом, а его членов — сенаторами.

МИНИСҘЕРСТВО (лат. ministro — управляю) , центральный орган государственного управления, ведающий отдельной отраслью хозяйства или управления, и входящий в структуру правительства.

КОМИҘЕТ МИ͘ИСТРОВ, высший законосовещательный орган Российской империи (1802-1906), куда входили наиболее доверенные лица; совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. Учрежден Александром I в 1802. Состоял из министров, государственного казначея, главноуправляющих министерств и некоторых ведомств, с 1810 в него входили председательствовавшие в департаментах Государственного совета, а с 1812 — отдельные лица по назначению монарха. С 1872 был также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался царем.

в 1802-1906 высший законосовещательный орган, совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 являлся также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался императором.

Смотреть что такое КОМИТЕТ МИНИСТРОВ в других словарях:

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

Iв России совещательное учреждение для предварительного обсуждения дел исполнительных, разрешаемых Высочайшей властью; только немногие дела разрешаются. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

высший законосовещательный орган в России, совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Учрежден в 1802 при А. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

в России с 1802 г. высший административный законосовещательный орган, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления государством. Создание К.м. являлось следствием учреждения министерств и возникшей в связи с этим проблемы координации их деятельности» Закон о K.M. был утвержден Александром I в 1812 г. и в основном сохранял свою силу вплоть до ликвидации К.м. в 1906 г. К.м. рассматривал проекты новых указов, дела, которые министры – члены комитета не могли решать из-за отсутствия законов и по другим серьезным причинам. При Александре I члены К.м. входили в Государственный совет, а председатели департаментов Госудасртвенного совета – в К.м. В конце 1815 г. функции «доклада и надзора за Комитетом» были поручены Александром I А.А. Аракчееву, который благодаря этому получил возможность оказывать решающее действие на деятельность К.м. С 1872 г. выступал как высшая цензурная инстанция. В 1812–1865 гг. председатель К.м., назначавшийся императором, был одновременно и председателем Государственного совета. Членами К.м. являлись министры и равные им по положению главы государственных ведомств, председатели департаментов, лица, особо назначенные монархом. Решить проблему координации деятельности министерств К.м. не удалось. Министры, подчинявшиеся непосредственно монарху, действовали совершенно самостоятельно друг от друга. К.м. рассматривал различные административные вопросы, незначительные законы, разбирал судебные дела; нередко К.м. подменял собой Государственный совет и брал на себя выполнение его функций. Постановления К.м. по большинству рассматриваемых в нем дел утверждались императором. В 60–70-е гг. XIX в. среди дел, поступавших на обсуждение в К.м., больше всего оказывалось уставов банков, акционерных компаний, положений о биржах и т. д. Упразднен в апреле 1906 г., его дела перешли в компетенцию Совета министров. Председатели (должность введена в 1812 г.): Н.И. Салтыков (1812–1816), П.В. Лопухин (1816–1827), В.П. Кочубей (1827–1834), Н.Н. Новосильцов (1834–1838), И.В. Васильчиков (1838–1847), В.В. Левашев (1847–1848), А.И. Чернышев (1848–1856), А.Ф. Орлов (1856–1861), Д.Н. Блудов (1861–1864), П.П. Гагарин (1864–1872), П.Н. Игнатьев (1872–1879), П.А. Валуев (1879–1881), М.Х. Рейтерн (1881–1886), Н.Х. Бунге (1887–1903), СЮ. Витте (1903–1906). смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

высший адм. орган в царской России, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления гос-вом. Учрежден в 1802. Состоял из . смотреть

высший законодательно-совещательный орган Российской империи в 1802— 1906 гг., совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивающим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов, дела о крестьянских волнениях и др. С 1872 г. был также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 г. одновременно и председатель Государственного совета) назначался императором.

Смотреть что такое КОМИТЕТ МИНИСТРОВ в других словарях:

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

Iв России совещательное учреждение для предварительного обсуждения дел исполнительных, разрешаемых Высочайшей властью; только немногие дела разрешаются. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

высший законосовещательный орган в России, совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Учрежден в 1802 при А. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

в России с 1802 г. высший административный законосовещательный орган, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления государством. Создание К.м. являлось следствием учреждения министерств и возникшей в связи с этим проблемы координации их деятельности» Закон о K.M. был утвержден Александром I в 1812 г. и в основном сохранял свою силу вплоть до ликвидации К.м. в 1906 г. К.м. рассматривал проекты новых указов, дела, которые министры – члены комитета не могли решать из-за отсутствия законов и по другим серьезным причинам. При Александре I члены К.м. входили в Государственный совет, а председатели департаментов Госудасртвенного совета – в К.м. В конце 1815 г. функции «доклада и надзора за Комитетом» были поручены Александром I А.А. Аракчееву, который благодаря этому получил возможность оказывать решающее действие на деятельность К.м. С 1872 г. выступал как высшая цензурная инстанция. В 1812–1865 гг. председатель К.м., назначавшийся императором, был одновременно и председателем Государственного совета. Членами К.м. являлись министры и равные им по положению главы государственных ведомств, председатели департаментов, лица, особо назначенные монархом. Решить проблему координации деятельности министерств К.м. не удалось. Министры, подчинявшиеся непосредственно монарху, действовали совершенно самостоятельно друг от друга. К.м. рассматривал различные административные вопросы, незначительные законы, разбирал судебные дела; нередко К.м. подменял собой Государственный совет и брал на себя выполнение его функций. Постановления К.м. по большинству рассматриваемых в нем дел утверждались императором. В 60–70-е гг. XIX в. среди дел, поступавших на обсуждение в К.м., больше всего оказывалось уставов банков, акционерных компаний, положений о биржах и т. д. Упразднен в апреле 1906 г., его дела перешли в компетенцию Совета министров. Председатели (должность введена в 1812 г.): Н.И. Салтыков (1812–1816), П.В. Лопухин (1816–1827), В.П. Кочубей (1827–1834), Н.Н. Новосильцов (1834–1838), И.В. Васильчиков (1838–1847), В.В. Левашев (1847–1848), А.И. Чернышев (1848–1856), А.Ф. Орлов (1856–1861), Д.Н. Блудов (1861–1864), П.П. Гагарин (1864–1872), П.Н. Игнатьев (1872–1879), П.А. Валуев (1879–1881), М.Х. Рейтерн (1881–1886), Н.Х. Бунге (1887–1903), СЮ. Витте (1903–1906). смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

высший адм. орган в царской России, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления гос-вом. Учрежден в 1802. Состоял из . смотреть

В условиях революции 1905-07 К. м. оказался архаич. учреждением и был упразднен в апр. 1906, его адм. дела распределены между Советом Министров и депутатами Гос. совета.

Смотреть что такое КОМИТЕТ МИНИСТРОВ в других словарях:

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

Iв России совещательное учреждение для предварительного обсуждения дел исполнительных, разрешаемых Высочайшей властью; только немногие дела разрешаются. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

высший законосовещательный орган в России, совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Учрежден в 1802 при А. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

в России с 1802 г. высший административный законосовещательный орган, совещание царя с наиболее доверенными чиновниками по всем вопросам управления государством. Создание К.м. являлось следствием учреждения министерств и возникшей в связи с этим проблемы координации их деятельности» Закон о K.M. был утвержден Александром I в 1812 г. и в основном сохранял свою силу вплоть до ликвидации К.м. в 1906 г. К.м. рассматривал проекты новых указов, дела, которые министры – члены комитета не могли решать из-за отсутствия законов и по другим серьезным причинам. При Александре I члены К.м. входили в Государственный совет, а председатели департаментов Госудасртвенного совета – в К.м. В конце 1815 г. функции «доклада и надзора за Комитетом» были поручены Александром I А.А. Аракчееву, который благодаря этому получил возможность оказывать решающее действие на деятельность К.м. С 1872 г. выступал как высшая цензурная инстанция. В 1812–1865 гг. председатель К.м., назначавшийся императором, был одновременно и председателем Государственного совета. Членами К.м. являлись министры и равные им по положению главы государственных ведомств, председатели департаментов, лица, особо назначенные монархом. Решить проблему координации деятельности министерств К.м. не удалось. Министры, подчинявшиеся непосредственно монарху, действовали совершенно самостоятельно друг от друга. К.м. рассматривал различные административные вопросы, незначительные законы, разбирал судебные дела; нередко К.м. подменял собой Государственный совет и брал на себя выполнение его функций. Постановления К.м. по большинству рассматриваемых в нем дел утверждались императором. В 60–70-е гг. XIX в. среди дел, поступавших на обсуждение в К.м., больше всего оказывалось уставов банков, акционерных компаний, положений о биржах и т. д. Упразднен в апреле 1906 г., его дела перешли в компетенцию Совета министров. Председатели (должность введена в 1812 г.): Н.И. Салтыков (1812–1816), П.В. Лопухин (1816–1827), В.П. Кочубей (1827–1834), Н.Н. Новосильцов (1834–1838), И.В. Васильчиков (1838–1847), В.В. Левашев (1847–1848), А.И. Чернышев (1848–1856), А.Ф. Орлов (1856–1861), Д.Н. Блудов (1861–1864), П.П. Гагарин (1864–1872), П.Н. Игнатьев (1872–1879), П.А. Валуев (1879–1881), М.Х. Рейтерн (1881–1886), Н.Х. Бунге (1887–1903), СЮ. Витте (1903–1906). смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

Комитет министров высший законосовещательный орган Российской империи (1802-1906), куда входили наиболее доверенные лица; совещание царя с министрами . смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

- высш. гос. учреждение Рос. империи 19 - нач. 20 в. Учрежден в 1802 в целях обеспечения единства в деят-ности созд. тогда же мин-в. Закон о К. М. был утвержден Александром I в 1812. Чл. К. М. являлись мин., главноуправляющие отд. ведомствами на правах мин., пред. департаментов Гос. совета (с 1810), гос. секр. (с 1893), обер-прокурор и лица, специально назнач. имп. С 1840 на заседаниях К. М. присутствовали без права голоса наследники престола. Во главе К. М. стоял пред. К. М., к-рый назначался имп. Влияние пред. на ход гос. управления обычно было невелико, и назначение на этот пост нередко являлось формой поч. отставки неугодного царю мин. Компетенция К. М. отличалась чрезвычайным разнообразием. При этом стать центром, координирующим работу ведомств, К. М. в конечном счете не смог. В условиях крайней централизации власти К. М. был перегружен текущими, сравнит. маловажными делами. Впрочем, в К. М. рассматривались и весьма существ. вопросы управления страной. В К. М. часто обсуждались разл. законопроекты перед утверждением их царем в тех случаях, когда норм. порядок прохождения такого рода дел - через Гос. совет - казался правящим кругам в силу к.-л. причин неудобным. В апр. 1906 К. М. был упразднен, а дела, входившие в его компетенцию, в своем большинстве перешли в ведение Совета мин. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

в 1802-1906 гг. высший законосовещательный орган в России; совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Упразднен в а. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

Комитет министров Комитет министров - высший орган Совета Европы, состоящий из министров иностранных дел государств-членов Совета Европы. Комитет мин. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

- высший законосовещательный орган в Российской Империи, совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Учрежден в 1802 г. при Александре I. На рассмотрение К.м.

выносились проекты новых указов, постановлений и правил, вопросы, затрагивавшие интересы одновременно нескольких ведомств, дела о крестьянских волнениях и революционных выступлениях, дела по надзору за государственным аппаратом, дела по охранению и распространению православия, жалобы помещиков и крестьян и т.д. С 1872 г. К. м. являлся т.ж. высшей цензурной инстанцией. Упразднен в апреле 1906 г., а его дела были распределены между Советом министров и Государственным советом. . смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

высший законосовещательный орган в Российской Империи, совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Учрежден в 1802 г. при Александре I. На рассмотрение К.м. выносились проекты новых указов, постановлений и правил, вопросы, затрагивавшие интересы одновременно нескольких ведомств, дела о крестьянских волнениях и революционных выступлениях, дела по надзору за государственным аппаратом, дела по охранению и распространению православия, жалобы помещиков и крестьян и т.д. С 1872 г. К. м. являлся т.ж. высшей цензурной инстанцией. Упразднен в апреле 1906 г., а его дела были распределены между Советом министров и Государственным советом. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ, в 1802-1906 высший законосовещательный орган, совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагив. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

высший законодательно-совещательный орган Российской империи в 1802— 1906 гг., совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивающим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов, дела о крестьянских волнениях и др. С 1872 г. был также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 г. одновременно и председатель Государственного совета) назначался императором. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ, высший законосовещательный орган Российской империи (1802-1906), совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 был также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался царем.


. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ - высший законосовещательный орган Российской империи (1802-1906), совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 был также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался царем.
. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ , высший законосовещательный орган Российской империи (1802-1906), совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 был также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался царем. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ, высший законосовещательный орган Российской империи (1802-1906), совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 был также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался царем. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

в 1802-1906 высший законосовещательный орган, совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 являлся также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался императором. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

в 1802-1906 высший законосовещательный орган, совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 являлся также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался императором. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

в 1802-1906 высший законосовещательный орган, совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проекты новых указов и др. С 1872 являлся также высшей цензурной инстанцией. Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета) назначался императором. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

- высший законосовещательный орган Российской империи(1802-1906), совещание царя с министрами и др. высшими чиновниками повопросам, затрагивавшим интересы различных ведомств. Рассматривал проектыновых указов и др. С 1872 был также высшей цензурной инстанцией.Председатель (до 1865 одновременно и председатель Государственного совета)назначался царем. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ — в 1802-1906 гг. высший законосовещательный орган в России; совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Упразднен в апреле 1906 г., а его дела распределены между Советом министров и Государственным советом.


. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ - в 1802-1906 гг. высший законосовещательный орган в России; совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Упразднен в апреле 1906 г., а его дела распределены между Советом министров и Государственным советом.
. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ

высший законосовещательный орган России в 1802 -1906 гг. , совещание императора с министрами и др. высшими чиновниками по вопросам, затрагивавшим интересы разл. ведомств. С 1872 одновременно высшая цензурная инстанция. . смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ)

Комитет министров (дополнение к статье) (см. соотв. статью). — Положением К. министров 15 февраля 1897 г. предоставлено министрам и главноуправляющим отдельными частями разрешать собственной властью некоторые дела, вносившиеся прежде в К. министров. Сюда отнесены, между прочим, дела об утверждении уставов обществ по устройству публичных чтений для народа и народных читален, об учреждении ученых и промышленных (неакционерных) обществ, о разрешении созыва съездов ученых и промышленных и устройства публичных чтений, об учреждении ссудосберегателных, пенсионных и больничных касс и обществ взаимопомощи рабочих и служащих на горных заводах и промыслах. Указом 12 декабря 1904 г., признавшим неотложным обеспечение силы законов, реформу городского и земского самоуправления, введение единства и самостоятельности судебных учреждений, введение государственного страхования рабочих, пересмотр законов об усиленной охране, о веротерпимости, об инородцах и уроженцах окраин и о печати, — на К. министров возложено рассмотрение вопроса о наилучшем способе проведения в жизнь означенных мероприятий, с представлением на Высочайшее усмотрение о дальнейшем направлении этих мероприятий. О деятельности К. министров по исполнению указа см. Россия. В число членов К. по должности включены: в 1902 г. — главноуправляющий торговым мореплаванием и портами, в 1904 г. — обер-прокурор св. синода, с 1905 г. наместник кавказский, председатель совета государственной обороны и председатель государств. совета. По делам своих ведомств присутствуют в К. министров: с 1895 г. — главноуправляющий канцелярией Е. И. В. по принятию прошений (вместо командующего Импер. главной квартирой), с 1897 г. — главноуправляющий собственной Е. И. В. канцелярией (по делам гражданской службы), с 1903 г. — управляющий делами особого комитета Дальнего Востока (8 июня 1905 г. упразднен), с 20 июня 1905 г. — начальник генерального штаба (см. соотв. статью). В связи с последовавшим 19 октября 1905 г. преобразованием совета министров (см.), из ведения К. министров изъяты: 1) "дела, по коим нужно общее соображение или содействие разных министерств", и 2) "дела, в разрешении и исполнении коих встретит министр сомнение", а равно и дела, относящиеся до общего спокойствия и безопасности, до продовольствия народного и ко всякому чрезвычайному происшествию, высшие административные по расколам дела и дела о воспрещении сообществ. К. министров предположен к упразднению, и на совет министров возложена разработка проекта о распределении между другими учреждениями дел, составлявших компетенцию К. министров. Пост председателя К. министров в 1895—1903 гг. занимал И. Н. Дурново, с 16 августа 1903 г. занимает гр. С. Ю. Витте. Управляющим делами К. министров после А. Н. Куломзина состоит бар. Э. Ю. Нольде (с 1903 г.). Ср. "Исторический обзор деятельности К. министров" (к столетию К. министров; СПб., 1902—03); M. Лемке, "К. министров за полвека" ("Вестник Права", 1902, IX — X), его же, "К. министров при Александре II" ("Вестник Права", 1903, I); "Журналы К. министров по исполнению указа 12 декабря 1904 года" (СПб., 1905).


. смотреть

КОМИТЕТ МИНИСТРОВ (ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ)

(см. соотв. статью). — Положением К. министров 15 февраля 1897 г. предоставлено министрам и главноуправляющим отдельными частями разрешать собственной властью некоторые дела, вносившиеся прежде в К. министров. Сюда отнесены, между прочим, дела об утверждении уставов обществ по устройству публичных чтений для народа и народных читален, об учреждении ученых и промышленных (неакционерных) обществ, о разрешении созыва съездов ученых и промышленных и устройства публичных чтений, об учреждении ссудосберегателных, пенсионных и больничных касс и обществ взаимопомощи рабочих и служащих на горных заводах и промыслах. Указом 12 декабря 1904 г., признавшим неотложным обеспечение силы законов, реформу городского и земского самоуправления, введение единства и самостоятельности судебных учреждений, введение государственного страхования рабочих, пересмотр законов об усиленной охране, о веротерпимости, об инородцах и уроженцах окраин и о печати, — на К.министров возложено рассмотрение вопроса о наилучшем способе проведения в жизнь означенных мероприятий, с представлением на Высочайшее усмотрение о дальнейшем направлении этих мероприятий. О деятельности К. министров по исполнению указа см. Россия. В число членов К. по должности включены: в 1902 г. — главноуправляющий торговым мореплаванием и портами, в 1904 г. — обер-прокурор св. синода, с 1905 г. наместник кавказский, председатель совета государственной обороны и председатель государств. совета. По делам своих ведомств присутствуют в К. министров: с 1895 г. — главноуправляющий канцелярией Е. И. В. по принятию прошений (вместо командующего Импер. главной квартирой), с 1897 г. — главноуправляющий собственной Е. И. В. канцелярией (по делам гражданской службы), с 1903 г. — управляющий делами особого комитета Дальнего Востока (8 июня 1905 г. упразднен), с 20 июня 1905 г. — начальник генерального штаба (см. соотв. статью). В связи с последовавшим 19 октября 1905 г. преобразованием совета министров (см.), из ведения К. министров изъяты: 1) "дела, по коим нужно общее соображение или содействие разных министерств", и 2) "дела, в разрешении и исполнении коих встретит министр сомнение", а равно и дела, относящиеся до общего спокойствия и безопасности, до продовольствия народного и ко всякому чрезвычайному происшествию, высшие административные по расколам дела и дела о воспрещении сообществ. К. министров предположен к упразднению, и на совет министров возложена разработка проекта о распределении между другими учреждениями дел, составлявших компетенцию К. министров. Пост председателя К. министров в 1895—1903 гг. занимал И. Н. Дурново, с 16 августа 1903 г. занимает гр. С. Ю. Витте. Управляющим делами К. министров после А. Н. Куломзина состоит бар. Э. Ю. Нольде (с 1903 г.).

Ср. "Исторический обзор деятельности К. министров" (к столетию К. министров; СПб., 1902—03); M. Лемке, "К. министров за полвека" ("Вестник Права", 1902, IX — X), его же, "К. министров при Александре II" ("Вестник Права", 1903, I); "Журналы К. министров по исполнению указа 12 декабря 1904 года" (СПб., 1905). . смотреть

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: