Кого осудили за покушение на филина

Обновлено: 01.05.2024


В Москву вернулся Павел Дмитриченко — бывший солист Большого театра, который был осужден за организацию нападения на Сергея Филина. Подговорил своего знакомого — безработного Юрия Заруцкого — плеснуть кислотой в лицо худруку балетной труппы. Сам Заруцкий все еще за решеткой, ему дали девять лет.

В Москву вернулся Павел Дмитриченко — бывший солист Большого театра. Тот самый, который был осужден за организацию нападения на Сергея Филина. Подговорил своего знакомого — безработного Юрия Заруцкого — плеснуть кислотой в лицо худруку балетной труппы. Сам Заруцкий все еще за решеткой, ему дали девять лет. А вот Дмитриченко вышел из колонии по УДО.

Для балетного артиста оказаться на три с половиной года за решеткой, не иметь возможности заниматься в зале, не иметь возможности выходить на сцену – это дополнительное наказание. Им в сто раз тяжелее в местах лишения свободы, чем писателям или художникам, например.

Казалось бы, за три с половиной года страсти должны утихомириться. Однако сегодня выясняется — накал страстей сохранился. Павел Дмитриченко своей вины так и не признал. Он сказал, в частности, что очень рад свободе, но его вины в произошедшем нет.

Тем временем, пострадавший Сергей Филин не удовлетворен тем, что бывший коллега пробыл за решеткой три с половиной года. Ведь вначале суд определил пять с половиной лет. Адвокаты Филина усмотрели в решении Рязанского районного суда процессуальные дефекты. 18 мая там вынесли постановление об УДО для Дмитриченко. Но вот защитники потерпевшего говорят — Филина должны были пригласить на это заседание по закону. И сейчас последует апелляция.

"Позиция у нас жесткая. Ни при вынесении основного приговора, ни позже, Дмитриченко не раскаялся и не признал вину. Я считаю, есть угроза жизни моего подзащитного", — говорит адвокат Филина Татьяна Стукалова.

Вернется ли Дмитриченко обратно в колонию? Если бы это произошло, то случай вошел бы во все учебники по праву. В колонии зека Дмитриченко режим не нарушал, наоборот, имел семь благодарностей. Материальный ущерб пострадавшему компенсировал. Все признаки освободиться условно-досрочно есть.

А Сергей Филин перенес около 40 операций в России и за рубежом. И своего обидчика, как видим, не простил. Положение у Филина сейчас не самое блестящее. Зрение восстановилось лишь частично. А тут еще контракт с ним закончился, и Большой театр его не продлил.

Теперь в Большом новый руководитель балетной труппы Махар Вазиев. Для Дмитриченко это может быть к лучшему — ведь он заявляет, что хотел бы вернуться в Большой. В главном музыкальном театре страны комментируют эту возможность сухо.

Пока Дмитриченко отбывает наказание, ВВС снимет фильм "Большой Вавилон" как раз об истории кислотной атаки на Филина. Режиссер Марк Франкетти использовал интервью, снятые и до трагедии, и после. Фильм подводит к мысли, что Дмитриченко хотел занять место Филина. Впрочем, главная мысль авторов фильма такая: если Большой — главное русское оружие, то это оружие прогнило внутри. Обидная мысль, конечно, но повод для таких рассуждений ведь был.

Павел Дмитриченко был звездой Большого. Не просто блестящий танцовщик, но еще и драматический артист. Ему прочили большое будущее. Его очень поддерживал великий балетмейстер Юрий Григорович. У артиста еще и внешность очень интересная — тонкое нервное лицо. Многие режиссеры могли бы снимать его в кино. Трагическая история поломала ему жизнь, и непонятно, сможет ли он восстановить физическую форму. Впрочем, это человек очень сильной воли. Недаром он пользовался безусловным авторитетом в труппе.

Вся эта история стала трагедией Большого. И еще публика узнала, что люди, которые на сцене танцуют принцев, на самом деле вовсе не небожители. Они обуреваемы страстями, амбициями, жаждой славы и чувством мести. Что ж, так было всегда. Поломанные судьбы, нереализованные таланты, которым не давали танцевать главные партии. Это знают все, кто интересуется историей балета.


Солист ГАБТ признался, что организовал покушение на худрука Сергея Филина. Исполнитель уже рассказывает, где добыл столь едкую кислоту, а в Большом театре недоумевают: по какой причине Дмитриченко решился на это? Ведь впереди – тюрьма и крах карьеры. Вспоминают в этой связи и одну из балерин.

Cотрудники московской полиции задержали солиста Большого театра Павла Дмитриченко (его подозревают в организации нападения на худрука балетной труппы ГАБТ Сергея Филина), предполагаемого исполнителя преступления Юрия Заруцкого, а также водителя Андрея Липатова, который привез Заруцкого к дому Филина. Ранее сегодня сообщалось, что вычислили их по звонкам с мобильного телефона.

В настоящее время все трое уже написали явку с повинной, проводятся необходимые следственные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств расследуемого преступления, сообщает пресс-служба МВД РФ. В ближайшее время в суд будет подано ходатайство об аресте задержанных. Подозреваемым в покушении на Сергея Филина может грозить до 12 лет лишения свободы.

Один из вопросов, который интересует и правоохранительные органы, и СМИ: чем же именно плеснули в лицо артисту, который после нападения перенес несколько операций в Москве, а затем был направлен на комплексную реабилитацию в Германию?

Между тем, порталу Life News источник, близкий к следствию, сообщил: Заруцкий на допросе ответил, что рецепт изготовления концентрированной серной кислоты нашел в Интернете. Получив таким образом "орудие" преступления, Заруцкий попросил приятеля Андрея Липатова подвезти его к дому Филина.

Водитель, который сейчас проходит как подозреваемый в соучастии в преступлении, свою вину не признает и уверяет, что не знал о намерении Заруцкого.

При этом на допросе Дмитриченко признался, что организовал данное нападение, "но не в той мере, в которой оно произошло".

В Большом театре задержание солиста комментируют весьма сдержанно. Накануне, после того, как в квартире Дмитриченко провели обыск, вспоминали о презумпции невиновности и выражали непонимание: на каких основаниях этот обыск был проведен?

В период расследования преступления о каких только версиях не говорили: и о гомосексуальном следе, и о балетной мафии, вспоминали и непростые отношения Филина с другим известным балетным артистом — Николаем Цискаридзе. Он, в свою очередь, жаловался, что в Большом не дают хода его воспитанникам.

И вот после задержания Дмитриченко и его признания в организации нападения на Филина артисты Большого в растерянности. Почему он решился на такой шаг, ведь заметными ролями не был обделен? Однако не исключено, что роковую роль здесь сыграла женщина.

На условиях анонимности в театре говорят о том, что у Дмитриченко могла возникнуть личная неприязнь к Филину из-за его отношения к Анжелине Воронцовой – молодой и талантливой балерине, которая просила у худрука солировать в "Лебедином озере", но он ей отказал. К слову, Воронцова репетирует под руководством Николая Цискаридзе.

Коллеги Дмитриченко все-таки недоумевают: стоило ли ради чего-либо или кого-либо идти на такой шаг? Ведь теперь его – ведущего солиста главного театра страны – ждет тюрьма и полный крах карьеры.

При этом пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова сообщила журналистам, что сам Сергей Филин в курсе последних событий, но его реакция на эти задержания пока неизвестна.

На художественного руководителя балетной труппы ГАБТ Сергея Филина напали в ночь на 17 января у его дома в центре Москвы. Неизвестный в маске окликнул артиста и плеснул ему в лицо кислотой. С ожогами лица и роговицы глаз Филин был госпитализирован в 36-ю московскую горбольницу, где ему было сделано несколько офтальмологических операций. Спустя несколько недель он был отправлен на комплексную реабилитацию в Германию. В Большом театре заявили, что ждут его возвращения на работу к лету.

По данному факту было возбуждено уголовное дело по статье УК РФ "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью". В рамках расследования в качестве свидетелей были допрошены сотрудники Большого театра.

Накануне были задержаны три человека: солист ГАБТ Павел Дмитриченко, Юрий Заруцкий и Андрей Липатов. 6 марта в ГУ МВД по Москве сообщили, что все трое подозреваемых написали явку с повинной.


Троим участникам нападения на балетмейстера Большого театра Сергея Филина предъявлено обвинение по статье "Причинение тяжкого вреда здоровью". По решению суда они останутся под стражей до 18 апреля. Павел Дмитриченко рассказал, за что решил отомстить балетмейстеру труппы Большого театра.

Троим участникам нападения на балетмейстера Большого театра Сергея Филина предъявлено обвинение по статье "Причинение тяжкого вреда здоровью". По решению суда они останутся под стражей до 18 апреля. Предполагаемый организатор покушения — солист Большого Павел Дмитриченко в зале суда рассказал о некоторых причинах, по которым он решил отомстить балетмейстеру труппы.

Он был совсем близок к тому, чтобы стать одним из самых успешных артистов Большого театра, но теперь ему обеспечено звание звезды лишь в криминальной хронике. Павел Дмитриченко, организатор химической атаки на своего художественного руководителя, в суде признал, что у него были регулярные конфликты с Филиным, якобы из-за распределения грантов и профсоюзных вопросов. Об этом Дмитриченко подробно рассказывал своему знакомому по дачному поселку Юрию Заруцкому, человеку, который лишь недавно вышел из колонии строгого режима.

"И он все время предлагал: "Давай, я подъеду, решу этот вопрос, по башке ему дам", — пояснил обвиняемый, ведущий солист балета Большого театра России Павел Дмитриченко. — Я согласился на его предложение. И после того, как я услышал, что с Сергеем случилось, я был просто в шоке".

По данным следователей, Заруцкий напал на Филина за 50 тысяч рублей. Сегодня он тщательно прятал свое лицо.

- Почему, вы плачете?

"Ха! Ты гонишь. Главное, чтобы ты не плакал", — отвечает в зале суда обвиняемый Юрий Заруцкий на вопрос о том, почему он прячет лицо.

Третий участник преступной схемы целиком отрицает свою вину.

"Я был всего лишь водителем. Меня никто не посвящал ни в какие детали", — утверждает Андрей Липатов в Таганском суде Москвы.

У МВД совсем другие сведения. Преступление было тщательно спланировано, считают оперативники: фигуранты дела по фальшивым документам купили сим-карты для телефонов и досконально выяснили распорядок дня Филина.

"Данное преступление удивило по своей жестокости даже некоторых сотрудников правоохранительных органов", — отметил заместитель начальника уголовного розыска главного управления МВД России по Москве Павел Широких.

Эта дикая история, безусловно, породила вопросы: так что же происходит за кулисами главного театра России, какие нравы там царят, если для выяснения отношений образованные и успешные люди, цвет российской культуры, используют столь изуверские способы?

"Этого не могло быть, потому что просто не могло быть", — считает солист балета Большого театра Андрей Болотин.

"Конфликты в Большом театре всегда кого-то возвышают, кого-то принижают, но никогда не было уголовки. Это не значит, что надо найти крайнего в лице нашего коллеги", — заявляет музыкант оркестра Большого театра России Роман Денисов.

Впрочем, нельзя, конечно, сказать, что драма с Филиным заставила ведущих сотрудников театра хотя бы на время забыть о спорах и обидах.

"Если бы это была, не дай Бог, кислота, то это много месяцев еще нельзя было бы открывать. И ничего такого, что мы видим, на лице бы не было", — не верит в версию с кислотным покушением на Филина в интервью Би-би-си народный артист России, солист балета Большого театра Николай Цискаридзе.

В попечительском совете Большого признают: репутации театра все происходящее на пользу не пойдет точно, но призывают не забывать, что артисты — тоже люди, и люди с особенной душевной организацией.

"В среде бизнесменов — просто убили бы, в среде криминальной — закопали живьем и залили бетоном. Люди творчества очень часто бывают истерично-возбудимыми, скажем так. Это их природа", — пытается найти хоть какое-то объяснение случившемуся заместитель председателя попечительского совета Большого театра Михаил Швыдкой.

"Павел, а вы не хотите извиниться перед Сергеем Филиным?" — спросила Дмитриченко судья.

"За что?" – в недоумении переспросил солист балета.

Времени подумать, нужно ли извиняться, у Павла Дмитриченко и еще подельников теперь предостаточно. Все арестованы.

Оглашение приговора по делу о нападении на Сергея Филина

Павел Дмитриченко, Юрий Заруцкий и Андрей Липатов признаны судом виновными в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью худрука балета Большого театра Сергея Филина и получили от четырех до десяти лет строгого и особого режима.

МОСКВА, 3 дек — РАПСИ, Анна Шубина. Фигуранты дела о нападении на худрука балета Большого театра Сергея Филина получили от 4 до 10 лет колонии, причем строгого и особого режима, коллега и оппонент Филина в театре, танцовщик Павел Дмитриченко приговорен к шести годам заключения за организацию нападения. Независимые адвокаты, опрошенные РАПСИ, посчитали приговор излишне суровым, отметив, что зачастую участники убийства получают меньше.

Непосредственный исполнитель преступления Юрий Заруцкий, который, по материалам суда и следствия, подкараулил потерпевшего около дома и плеснул ему в лицо электролитом, приговорен к 10 годам заключения. Водитель Андрей Липатов, который подвез его к месту нападения, а затем помог скрыться, получил 4 года колонии строгого режима. Защита намерена обжаловать приговор.

Нападение на Филина произошло 17 января в Москве: в лицо худруку балета ГАБТ плеснули кислотой. Он попал в больницу с ожогами лица третьей степени и ожогом глаз. Филин перенес более 20 операций на глазах. Сейчас его левый глаз достиг остроты зрения в 80%, лечение правого еще не завершено, но им Филин уже может видеть большие символы. В середине сентября худрук балета вернулся в Москву из Германии, где проходил лечение.

Обстановка в зале суда

Уголовное дело с самого начала привлекало внимание общественности — к криминальной составляющей примешались скандалы театральной жизни. Стать свидетелями финального аккорда драмы пожелали более сотни журналистов, родственники подсудимых, а также насколько сотрудников театра. Чтобы в зал суда смогло попасть больше людей, из него убрали все лавочки, трехчасовой приговор все слушали стоя.

С подсудимых во время оглашения наручники не снимали. Они не сильно нервничали, по крайней мере, внешне, улыбались знакомым и родственникам, которых видели в зале. Последние, в свою очередь, не могли сдержать слез, услышав приговор.

Когда на резолютивную часть в зал пустили операторов с камерами и фотографов, начались конфликты из-за мест. Журналисты даже потеснили адвокатов и конвойных, которые привели обвиняемых. Попытки разместиться "лесенкой", когда часть операторов сидит на полу, часть стоит, а часть для лучшего обзора взобралась на стремянки, была пресечена приставами — приговор нужно слушать только стоя. При этом фотографировать и снимать судью запретили.

Оглашение приговора по делу о нападении на Сергея Филина. Архивное фото

Ведущий солист балета ГАБТа Павел Дмитриченко, безработный житель Рязанской области Юрий Заруцкий и житель Московской области Андрей Липатов во вторник признаны судом виновными в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Филина.

МОСКВА, 3 дек — РАПСИ. Российские адвокаты считают весьма строгим наказание, назначенное фигурантам дела о нападении на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина, также полагая, что действия осужденных стоило квалифицировать по-другому.

Ведущий солист балета ГАБТа Павел Дмитриченко, безработный житель Рязанской области Юрий Заруцкий и житель Московской области Андрей Липатов во вторник признаны судом виновными в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Филина. Мещанский суд Москвы приговорил Дмитриченко к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима, Заруцкого — к десяти годам лишения свободы в колонии особого режима и Липатова к четырем годам колонии строгого режима.

Ведущий солист балета Государственного Большого Академического театра Павел Дмитриченко

Мягче дают за убийство

Адвокат Алхас Абгаджава считает приговор по делу о нападении на Филина слишком жестким. "Данный приговор я считаю более строгим, чем он бы мог быть, учитывая факт, что в нашей стране за убийства с летальным исходном получают наказание мягче", — сказал Абгаджава.

Адвокат считает также, что приговор был вынесен с учетом личности потерпевшего. "Если бы покушение было совершено на простого неизвестного человека, вряд ли наказание было таким",- сказал он.

Вадим Кобзев поддержал коллегу. "Бывают случаи, когда люди и за убийство получают условный срок. Конечно, судье решать. Но, на мой взгляд, приговор настолько суров из-за резонанса этого дела", — пояснил адвокат, добавив, что давать окончательную оценку стоит после того, когда приговор вступит в силу.

Солиста ГАБТ Дмитриченко приговорили к шести годам колонии. Кадры из суда

Виновен лишь один

Адвокат Виолетта Волкова, которая на стадии предварительного следствия представляла интересы Дмитриченко, по соображениям адвокатской этики от комментариев процесса и перспектив дела отказалась, отметив, что "защита велась не так, как вела бы ее я".

"Абсолютно отсутствует вина Дмитриченко, в моем понимании, а Липатов в этом деле вообще вызывает наибольшую жалость", — отметила Волкова, пояснив, что основывает свое мнение на изученных ей ранее томах уголовного дела. По ее мнению, оба эти фигуранта не должны были нести столь строгую уголовную ответственность в этом деле.

Адвокат уверена, что суд неверно квалифицировал действия подсудимых, при этом получивший самый большой срок Заруцкий мог быть осужден только по первой, а не по третьей части статьи 111 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), поскольку в действиях обвиняемых отсутствовал признак группы.

"Это был эксцесс исполнителя, собственная воля Заруцкого. Он один и должен был нести ответственность", — пояснила собеседница агентства.

Сергей Филин. Архивное фото

Вопрос тяжести вреда

Адвокат Филипп Шишов полагает, что по делу Заруцкого, Дмитриченко и Липатова могли быть неверно квалифицированы действия обвиняемых. "Пожалуй, я соглашусь со своими коллегами, представителями защиты в этом процессе, которые ставили под сомнение тот факт, что был причинен именно тяжкий вред здоровью потерпевшего, а не, скажем, средней тяжести", — сказал адвокат.

Повлиял резонанс

Адвокат Владимир Жеребенков считает чрезмерно суровым наказание, назначенное обвиняемым в нападении на Филина. "Видимо, такой приговор связан с тем общественным резонансом, который вызвало это дело, и суд повел себя небеспристрастно. У нас и за убийство не всегда дают десять лет, тем более особого режима. А тут телесные повреждения, конечно, были нанесены, но не настолько серьезные", — считает адвокат.

"Что касается водителя, то он получил четыре года, хотя действий, направленных на причинение вреда Филину, не совершал", — отметил Жеребенков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: