Когда наступит день страшного суда

Обновлено: 25.04.2024

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и Ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Эти слова Евангелия — о тайне Первого и Второго При­шествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы». Первый раз Господь пришел не судить, но спасти мир. Второй раз Он придет для Последнего Суда.

Суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к другим людям. Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Когда завершится история человечества, Христос, подводя итоги, будет говорить только о Себе. «Голоден был, жаждал, странен был, в темнице был, болен был». Как если бы среди множества людей существовал только Он один — бесчисленным, бесконечным присутствием: «Истинно, истинно говорю вам: то, что вы сделали одному из этих меньших, вы сделали Мне». Речь не будет идти об отвлеченном теоретическом человеке, а о человеке, который хочет есть, пить, иметь дом, одежду, утешение, заботу. Мы будем судимы за наши самые смиренные движения любви. В этой любви — сокровенное и постоянное присутствие Христа на земле.

Страшный Суд представляется многим отвлеченно-далеким, в то время как Господь — «близ, при дверех», и все происходит уже сейчас. Он одесную Бога Отца, и Он — там, где человек, в этом мире. Но этот мир перевернут, и эта перевернутость мира — не абстракция. Ее можно видеть в тех, кого мир отрицает, не принимает в расчет — в опозоренных, в одиноких, в старых, в безнадежно больных, в сумасшедших, в заключенных, в тех, кто, по существу, исключен из человеческого общества. Он прежде всего в них, но Он также не оставляет Своим присутствием тех, кого мир хвалит и кому сопутствует земной успех, в ком, несмотря на эту видимость, время от времени прорывается через их поверхностность неподдельный страх перед подлинными глубинами жизни.

В этой перевернутости проходит великий путь, Христов и наш, и все, к чему всею сокровенностью своею устремляется наша душа, становится достижимым, но через безжалостное развенчивание иллюзий. Ибо эти люди — наше место, не только здесь, но и в вечности, наше место одесную или ошуюю Бога Отца. В этих людях — Христос, и в них наше место должно быть бесконечно более возможным и более чаемым, чем, например, для современников Христа, ожидавших от Него осуществления своих надежд на победоносного земного мессию. Именно это сильнее всего влечет нас к Нему — то, что в Нем Бог воплотился Мужем скорбей, страдающим существом, что Он отказался от всякой человеческой славы, стал слугою всех и прошел через ужас нашей смерти. Навсегда Он — участник всех наших страданий. Бог обнищал от всех Своих богатств, чтобы мы могли проявить к Нему любовь, Он протягивает к нам руку, как нищий, чтобы в день Суда Он мог сказать нам: «Приидите, благословенные Отца Моего, ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть». Он хочет нашей любви, Он все так сотворил и устраивает все так, чтобы мы узнали Его, как Бога Творца, Промыслителя, Бога Судию, но уже совсем по-другому, чем раньше. И благодаря этому Его уничижению нам открылась Его победа над смертью, слава Его Воскресения, к которой Он ведет нас сейчас Собою.

Тайна Страшного Суда — тайна общего воскресения, воскресения каждого из мертвых. И это дано нам всем — никто, ни один человек не лишен этого. Мученики купили Царство своею кровью, отцы-пустынники обрели благодать подвигами воздержания, а мы, живя среди мира, можем достигнуть славы Господа самой простой человеческой помощью — накормить голодного, напоить жаждущего, бездомного приютить, утешить больного, посетить заключенного — это то, что может делать всякий. Это предлагается нам каждый день, из этого состоит вся жизнь. Через самое обыденное гостеприимство Господь хочет приобщить нас Своему непостижимому дару, и, когда мы отвергаем эту возможность, мы отвергаем не только тех людей, которых Он нам посылает, — мы отвергаем Его любовь, Его Крест и Его Воскресение. Что же нам остается?

Потому в словах осуждения неправедным не говорится о нераскаянных страшных грехах неверия, блуда, воровства, колдовства, убийства, а перечисляется все то же самое, что сделали праведники, с добавлением одного слова «не» — не потому, что те грехи не означают ада, а потому, что Страшный Суд определяет грехи неделания как не менее гибельные. Мы видим этот грех неделания и во всех притчах о Суде. Неразумные девы не позаботились о том, чтобы принести елей, в притче о милосердном самарянине священник и левит прошли мимо раненого человека, в отличие от того путника, который был прообразом Самого Христа. Неверный раб, зарывший в землю талант, отвергнут за ничегонеделание, и все, оказавшиеся ошуюю, отринуты на Страшном Суде за то, что не послужили страждущим душою и телом. Приближается разделение между Царством Христа и царством диавола. Но никакое исследование, никакое человеческое знание не может определить, где проходит это последнее разделение, ибо оно принадлежит Господу и совершается беспрерывно, и даже там, где уже как будто обходятся без Него. Но, как говорится, единственное, что требуется для торжества зла, — это чтобы хорошие люди ничего не делали.

Ложь и бесстыдство на земле давно перешли все границы. Но есть нечто худшее — это умственный, и нравственный, и духовный паралич слишком многих. И ужаснее всего — когда этот паралич касается нас, верующих людей, Церкви. Отсутствие нормальной реакции на зло вызывает большее беспокойство, чем даже действие зла, потому что оно выдает состояние ослабленности организма, который пассивно, не сопротивляясь, переносит диавольское нашествие. Насколько душа больше тела, настолько больше должна быть наша забота об этом. Время начаться суду с Дома Божия, потому что Церковь отвечает за себя и за всех, и неспособность наша послужить одному из меньших сих — неспособность послужить Христу. Без любви — мы без Него. Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы, нет зла, нет отсутствия добра, нет нелюбви.

Апостол Павел в своем знаменитом гимне любви убеждает нас в том, что любовь — это чудо из чудес. И тут же добавляет, что любовь невозможна, абсолютно невозможна, если мы не увидим в ней то, чем она является — Божественным даром. Это слово «Божественным» все определяет, и оно дивно, потому что это значит, что любовь — в Евангельском смысле — в своей устремленности и в своей мере имеет Самого Бога.

Если бы Божественная жизнь не явилась среди нас, было бы совершенно невозможно любить других. Но когда мы предстоим перед Добром, поистине бесконечным, рождается в нас любовь. Только так можем мы увидеть драгоценность людей, которые ничего не значат для нас, узнать любовь к тем, кого мы не любим. Без такого предстояния все это будет искусственным, нереальным, лживым. Но Господь не требует от нас лицедейства. Он ставит нас в самом центре испытаний, открывая нам, что наш Первый Ближний, наш единственный Ближний — это Бог. Бог — в человеке, Бог — в мире, Бог, отдающий нам Себя в нас самих и в каждом, Бог, даром Которого мы должны стать Промыслом Божиим в жизни других людей и в нашей собственной. И нам надо совершенно новым взглядом, приобщаясь Божественной сокровенности, увидеть других в той красоте, в какой увидел наш Господь Своих апостолов на Тайной Вечери, когда умывал им ноги. Это должно было быть страшно трудным, потому что среди Его апостолов был Иуда, который уже продал Его, и Петр, который скоро трижды отречется от Него. И были все другие, которые будут спасаться бегством перед лицом непредвиденной катастрофы. Однако Господь преклоняет перед всеми колена, потому что в них Он поклоняется Божественному Присутствию, поклоняется Тому Бесконечному Ближнему, Который есть наш Единственный Ближний.

Он знает, что наступит день, когда всем, в том числе Иуде, будет дана возможность покаяния, возможность возвращения к Богу. И Бог, всегда хранящий всех, если только они откроются Его Божественному милосердию, которое предлагается всегда и всем, преобразит этих людей Своей славой. И они явятся в мире, как Его чистые творения, как источник, как начало, как самое средоточие истории и мира. Тогда, наверное, их можно будет любить безоглядной любовью, как Бог любит их, любить без меры, или, вернее, в той мере, какая есть у Бога, любить бесконечно. Потому любовь предполагает непрестанную молитву, которая превосходит всякую внешнюю видимость и которая через человека достигает глубин Жизни, тайны творения человека, совершившегося любовию Божией. И в этом прикосновении к бесконечному источнику, в этой встрече с Богом Живым, в сокровенности нашего сердца, откроется любовь как тайна Страшного Суда, на котором мы будем судимы также всеми Ангелами и всеми святыми. Только любовь устоит на Страшном Суде. Если жизнь наша строится на чем-то меньшем, чем любовь, мы вне Царства Христова, сейчас и вовеки.

Страшный Суд Божий, или как мы его еще называем Второе Пришествие Христа является именно тем событием, когда совершится так называемый "Конец света": такие привычные нам категории как пространство и время прекратят свое существование. Наступит конец всему живому и сущему, придет вечность в полном смысле этого слова.

Еще во время Своего земного пути Иисус Христос призывал каждого человека: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф.24:42) И, действительно: о времени Страшного Суда не знает никто кроме Самого Бога: ни мы простые смертные, ни святые угодники Божие, ни Ангелы.

В любом случае Второе Пришествие Христа будет неожиданным и Иисус Христос пребудет на нашу грешную землю уже не в качестве Спасителя, кроткого и доброго, но в ипостаси Грозного Судии. Праведникам будет определены вечные блага и все самое лучшее в Царствии Божием. Грешники же наоборот: ввергнуты будут в ад, на вечное поселение в адских, душераздирающих муках!

В Евангелии Господь уподобляет неожиданность момента Своего второго пришествия Всемирному потопу: мировому катаклизму, случившемуся еще во дни Ноя. Люди жили обычной жизнью, частенько забывая о Господе и благочестии. Немногие спаслись от потопа: лишь праведный Ной и его благочестивая семья. Примерно так будет и во время Страшного Суда. Только вместо водных потоков, которые истребили народ при потопе грешников ждут бесконечные потоки вечных мук и страдания:

Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого (Цит.: Евангелие от Матфея глава 24 стих 37-39).

Читая Библию, особенно книгу Откровение святого апостола Иоанна Богослова, а также творения святых отцов мы можем выделить признаки Второго Пришествия Христа на землю нашу. Многие из них уже имеют место быть даже не одно столетие. Какие-то ожидают нас, или вот уже постепенно приходят. Вспомним самые выделяемые из них в православном догматическом богословии. Итак, признаки конца света:

1. Слово Божие распространится по всему миру. Наблюдается последние 70-100 лет. Библия сегодня - самая распространенная книга. Ее имеют возможность прочесть более 80% жителей земного шара. Примет ли человек евангельские слова Христа, поверит ли им зависит практически лишь от него и свободной его воли. Даже некоторые другие мировые религии, кроме христианства признают Библию на сегодняшний день истинной книгой!

2. Ужесточение зла в мире. Враг рода человеческого и отец зла - диавол - силен и искусен в своем коварстве: время, к сожалению, и его учит чему то. Зло и коварство, стоит отметить, также с каждым годом, каждым десятилетием все более овладевает нашим и без того грешным миром. Также святые отцы говорят о значительном падении морали и нравственности (что, собственно, можем наблюдать и в сей день)

3. Ко Христу обратятся многие народы. Это касается и Израиля. Причем самый "пик" последователей новообращенных христианства как раз наступит незадолго до Второго Пришествия.

4. Пришествие антихриста. Отдельная тема. По словам Христа: восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Мф.24,24 Явится и главный противник Бога - антихрист. Первое время он будет завлекать людей чудесами, знамениями, продуктами, водой которых будет мало. Но, он как порождение сатаны рано или поздно все потеряет и пойдет в преисподнюю!

5. Явление великих пророков. В последние времена на землю явятся два ветхозаветных пророка: Енох и Илия. Вновь они будут призывать людей к покаянию и исправления, вествуя, что последние времена настали.

6. Войны и природные катаклизмы. Также являются вестниками последних времен. Причем их количество в значительной степени увеличится!

Таковы основные признаки. Но все же мы не знаем когда придет Иисус Христос судить все народы по делам их. Вот поэтому мы должны быть готовы к этому всегда, стараться грешить меньше и жить по Его заповедям!

Что происходит с душой человека после смерти? Это вопрос является одним из основных, он заставляет человека обратиться к учениям православной Церкви за ответами. Несмотря на то, что не существует строгих догматов о посмертном пути к Богу, среди верующих существует традиция особого поминовения усопших в третий, девятый и сороковой день. Эта ситуация не считается Церковью доктринальной нормой, но в то же время не ставится под сомнение. В чем же заключается эта традиция?

На пороге вечности

Понимание смысла жизни через каждое индивидуальное лицо, и того, что наполняет его, зависит от отношения каждого из нас к своей будущей смерти. Чрезвычайно важным является следующий аспект: человек ждет свой уход, полагая, что новая фаза жизни ждет душу после смерти, или боится, видя, что конец земного существования имеете порог вечной тьмы, в которую он должен погрузиться?

В соответствии с учением Иисуса Христа, смерть плотская не приводит к полному исчезновению человека, как личности. После прохождения этапа своего временного земного существования он обретает вечную жизнь, подготовка к которой является истинной целью его пребывания в погибшим мире. Таким образом, земная смерть становится для человека его рождением в Вечности и началом вступления на престол Всевышнего. Как именно эта дорога для него будет развиваться и что принесет встреча с Небесным Отцом полностью зависит от того, как он провел свои земные дни.

В связи с этим следует отметить, что православное учение содержит в себе что-то вроде „смертной памяти”, что означает постоянную осведомленность человека о краткости его земной жизни и ожидания перехода в иной мир. У настоящего христианина именно это состояние ума определяет все действия и мысли. Не накопление богатств, легко портящегося мира, которые он неизбежно потеряет после смерти, но исполнение заповедей Божиих, открывающих врата царства небесного, является смыслом его жизни.

Третий день после смерти

Начать свой разговор я хочу с того, что же происходит с душой после смерти, а также проанализировать основные этапы, которые следуют после смерти человека на третий день, в который обычно проходят похороны и особое поминовение усопших. Такой отсчет имеет глубокое значение, потому что он духовно связан с трехдневным воскресением нашего Спасителя Иисуса Христа и символизирует победу жизни над смертью.

Кроме того, третий день воплощает в себе олицетворение веры умершего и его семьи в Троицу, а также признание трех евангельских добродетелей: веры, надежды и любви. И, наконец, три дня установлены, как первый этап пребывания человека за пределами его земной жизни, потому что все его поступки, слова и мысли во время его жизни находились во власти трех внутренних способностей: разума, чувства и воли. Не без причины во время Реквиема в этот день жертвенная молитва об отпущении грехов содержит слова о людях, которые отошли от своих грехов, совершенных „словом, делом и разумом”.

Есть еще одно объяснение, почему третий день был избран особым поминовением усопшего. Согласно откровению св. Макария из Александрии, ангел небес, говоря ему о том, что происходит с душой после смерти, показал, что в течение первых трех дней, он невидим и находится в местах, связанных с его земной жизнью. Часто душа находится возле дома, или там, где пребывает тело. Бродя, как птица, которая потеряла свое гнездо, испытывая невыносимые страдания, он в память о церкви сопровождает свое перемещение чтением молитвы, которая приносит облегчение.

Девятый день после смерти

Не менее важным этапом для души человека после смерти является девятый день. В соответствии с тем же ангельским откровением, содержащимся в трудах Макария из Александрии, после трехдневного пребывания в местах, связанных с земной жизнью, душа переходит к ангелам на небеса, чтобы поклоняться Господу, а затем через шесть дней созерцать священный рай.

Видя благодать, которая стала главной для праведников в царстве Божием, душа прославляет Творца и забывает о страданиях, которые выпадают на ее долю в земной долине. Но в то же время то, что она увидела побуждает душу к глубокому и искреннему покаянию за грехи, совершенные ею в полной соблазнов жизни. В этот момент он начинает горько оплакивать: „Увы, я грешный, и я прошу о спасении моей души!”

Оставаясь в царстве Божьем в течение шести дней, созерцая райское блаженство душа поднимается снова, чтобы поклониться у ног Вседержителя престола. Она хвалит творца мира и готовится к следующему этапу посмертных странствий. В этот день, который является девятым после смерти, семья и друзья умершего направляются в церковь на панихиду, после которой все собираются на памятный обед. Характерная особенность молитв, подаренных в этот день, заключается в просьбах о том, чтобы душа усопшего перешла под покровительство девяти ангелов.

40 дней

С незапамятных времен траур после умерших и молитва за упокой его души, длится сорок дней. Почему установлен такой интервал времени? Ответ на этот вопрос можно найти в священном Писании, где число сорок часто упоминается на ее страницах и содержит сакральный смысл.

Например, в Ветхом Завете можно прочитать, что после спасения своего народа из египетского рабства и приехав на Землю Обетованную пророк Моисей водил его по пустыне сорок лет. В течение сорока дней и ночей их лидер постился до принятия закона, установленного Богом на Горе Синай, а пророк Илия провел тот же срок в пути на Гору Хорив.

В Новом Завете на страницах Святого Евангелия сказано, что Иисус Христос крестился в водах Иордана, он отправился в пустыню, где провел сорок дней и ночей в посте и молитве, а после воскресения сорок дней оставался среди своих учеников, после чего вознесся к своему небесному отцу. Таким образом, вера в то, что душа до 40 дней после смерти, проходит через специальную дорожку, преднамеренную творцом, основывается на библейских традициях, полученных из времен Ветхого Завета.

Сорок дней, проведенных в аду

Древний еврейский обычай оплакивания усопшего в течение сорока дней после их смерти был проведен среди ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, святых апостолов, после чего он стал одной из традиции Церкви. С тех пор каждый день в этот период проводится специальная молитва, называемая „сорокоустом”, которая в последний день „сорочины” получает определенную силу.

Так как Иисус Христос после сорока дней, наполненных постом и молитвой, победил дьявола, так и Церковь, основанная им, должна служить умершим, получая милостыню и делая бескровные пожертвования, а также просить о милости Господа Бога. Именно это позволяет душе после смерти противостоять нападению князя тьмы и получить царствие небесное.

Очень интересно, как Макарий Александрийский описывает состояние души умершего после вторичного поклонению Творцу. В соответствии с откровением, которое он получил из губ ангела, Господь заповедует своим неистощимым слугам, чтобы они внесли душу в бездну ада, где ей явятся все бесчисленные мучения, которым подвергаются грешники, которые не принесли должного покаяния в дни земной жизни. В этих мрачных глубинах, наполненных грохотом и плачем, он странник, который потерял свое тело, там он живет в течение тридцати дней, и постоянно дрожит и боится, потому что сам может быть среди этих несчастных, осужденных на вечные муки.

На троне великого судьи

Но оставим царство вечной тьмы и давайте рассмотрим далее, что происходит с душой на 40 день после смерти, а он заканчивается самым важным событием, которое решает вопрос о природе посмертной сущности умершего. Наступает время, когда душа, каясь в течение трех дней на земле, а затем в течение девяти дней в райских боксах и сорок дней в глубинах ада, в третий раз встречает ангелов Господних. Так что душа после смерти и до 40 дня находится в пути, а потом ее ждет "частный суд”. Этот термин используется для обозначения самого важного этапа загробной жизни, в котором в соответствии с земными делами его судьба решается на остаток периода, вплоть до второго пришествия Христа на землю.

Господь принимает решение о том, где душа должна остаться после смерти в ожидании страшного приговора, основанного на условиях жизни. Решающую роль здесь играют предпочтения, данные ей во время пребывания в смертном теле. Другими словами, решение судьи зависит от того, что выбрал человек, к которому она принадлежала: свет или тьму, добродетель или грех. В соответствии с учением святых отцов православной Церкви, ад и небо не являются конкретными местами, но выражают только состояние души. Таким образом человек сам определяет, куда его душа направится после смерти.

Страшный Суд

При воспоминании об окончательном приговоре необходимо объяснить самый главный христианский догмат. В соответствии с учением православной Церкви, наступит момент, когда Господь призовет живых и мертвых на суд. В этот день все умершие со дня сотворения мира восстанут из могил и воскреснут.

В Новом Завете говорится, что Сын Божий, Иисус Христос проведет суд в день своего второго пришествия в этот мир. Воссев на троне он пошлет своих ангелов, чтобы они собрали „с четырех ветров”, т. е. со всех сторон мира, праведников и грешников, тех, которые поступали в соответствии с Его заповедями, и тех, кто творил беззаконие. Каждый из тех, кто окажется перед судом Божиим, получит заслуженную награду за свои дела. Те, кто чист сердцем, пойдут в царство небесное, а грешники отправятся в „вечный огонь”. И ни одна душа после смерти не сможет избежать суда Божьего.

Его близкие ученики, святые апостолы, которых упоминает Новый Завет, сядут за престол и начнут судить 12 колен Израилевых. В „Послании Апостола Павла” говорится даже, что не только апостолы, но и все святые получат власть выдачи суда над миром.

Что такое „летные испытания”?

Итак, вопрос, куда душа уходит после смерти, можно решить задолго до окончательного суда. В соответствии с учением православной Церкви, в дороге на престол Божий предстоит пройти летные испытания, или другими словами препятствия, подстроенные посланниками князя тьмы. Рассмотрим их более подробно.

В священном Предании есть история о Святой Теодоре, жившей в Х веке и прославившейся в самоотверженном служении Богу. После ее смерти ее душа появилась в ночном видении одному из праведных и рассказала о том, куда душа уходит после смерти и что проходит по дороге.

По ее словам, на пути к престолу душа сопровождается двумя ангелами, один из которых является ее опекуном, данным в крещении. Для того чтобы успешно добраться до царства Божия, необходимо преодолеть 20 препятствий, построенных демонами, где душа после смерти подвергается строгим испытаниям. В каждом из них составляется список грехов, относящихся к одной определенной категории: чревоугодие, пьянство, блуд и так далее. В ответ ангелы открывают свиток, в котором написаны добрые дела, совершенные душой при жизни. Получается особенный баланс, и в зависимости от того, преобладает добро или зло, определяется, куда душа должна идти после смерти: к Престолу Божьему или прямо в ад.

Божья трость для падших грешников

В откровении св. Феодоры говорят, что всемилостивый Господь не остается равнодушным к судьбе даже самых страшных грешников. В тех случаях когда ангел-хранитель не находит достаточно добрых дел в своем свитке, он заполняет пробел своей волей и позволяет душе продолжать восхождение. Кроме того, в некоторых случаях, Вы, возможно, даже спасете свою душу перед таким трудным испытанием.

Запрос на эту благодать содержится во многих православных молитвах, направленных непосредственно к Господу или его святым, которые просят за нас перед его престолом. В этой связи необходимо вспоминать молитву святого Николая чудотворца. Обращаться к святому о заступничестве у Всевышнего об освобождении души после смерти. Примеры такой молитвы можно найти в православной молитвенной книге.

Дни Мертвых

В заключение к статье давайте рассмотрим более подробно, когда и как, в соответствии с православной традицией, необходимо поминать покойного, потому что это чрезвычайно важный вопрос, который непосредственно связан с темой, которой мы прикоснулись. Поминание, прежде всего, включает в себя молитву к Господу Богу с просьбой об отпущении грехов всем умершим, совершенных в дни смертной жизни. Это необходимо сделать, так как после прохождения порога вечности человек теряет возможность искупления, а при жизни далеко не всегда мог просить прощения.

В 3, 9 и 40 дни после смерти душа человека особенно нуждается в нашей молитвенной поддержке, потому что на этих этапах своей жизни загробной появляется перед престолом Всевышнего. Кроме того, каждый раз, в пути она должна будет преодолеть испытания, упомянутые выше, а в дни тяжелых испытаний потребуется больше, чем когда-либо поддержки тех, кто остался в земном мире.

Для этого читаются специальные молитвы на богослужениях, хождения, объединенные общим названием „сорокоуст”. Кроме того в эти дни друзья и родственники покойного посещают его могилу, а затем делают совместный ужин дома или в специально арендованном зале ресторана или кафе. Не менее важно повторение всей рекомендованной последовательности в ознаменование первой, а затем и на всех последующих годовщинах смерти. Однако, как учат нас Святые Отцы Церкви, лучший способ помочь душе умершего - это вести истинно христианскую жизнь. Его семья и друзья должны соблюдать заповеди Христа и помогать нуждающимся.

Когда наступит Судный день: пророчества Библии в Новом Завете

Не думаете ли вы, что Судный день уже близок? По Библии — когда наступит Судный день? Вокруг столько знамений: землетрясения, катастрофы, голод и т.д. К тому же, сегодня возможны войны с участием 200 000 000 человек, как это описано в книге Откровения.

Когда наступит судный день — что сказано в Библии?

Я думаю, что вероятность того, что Судный день близок – есть, но не из-за того, что все эти вещи происходят сегодня. Я полагаю, что ваш вопрос основан на отрывке Луки 21:10-11:

«Потом Он сказал им: «Народ поднимется против народа, и царство против царства. И будут великие землетрясения, голод, болезни и разные другие напасти во многих местах, и ужасные явления, и будут великие знамения с небес». (Лука 21:10,11).

Первый вопрос, который мы должны задать, читая этот отрывок, следующий: «О каком событии говорит Иисус?» Если мы откроем отрывок Луки 21:20 и далее, то мы увидим, что речь идет о захвате Иерусалима:

«Когда же увидите Иерусалим окружённым войсками, знайте, что близко его разрушение. Тогда находящиеся в Иудее должны бежать в горы, те, кто в городе, должны выйти из него, а кто в селениях, пусть не входят в город, ибо это будут дни наказания, когда исполнится всё написанное..». (Евангелие от Луки 21:20-22)

Мой вывод заключается в том, что контекст этой главы в Библии говорит нам о разрушении Иерусалима, которое случилось в 70 году нашей эры, когда римские армии под управлением Тита окружили город. В то время, как нам сообщают историки, христиане покинули город, избежав уничтожения. Если это правда, тогда землетрясения и голод, на которые Иисус ссылается в Луке 21:10-11, почти наверняка не являются событиями, подтверждающими конец света или второе пришествие Христа.

Следует сказать, что я не до конца уверен в этом, ведь Иисус, начиная говорить о разрушении Иерусалима (Евангелие от Луки 21:12-33), переходит затем к описанию конца времен, особенно в Евангелии от Матфея (Евангелие от Матфея 24:30-51). Так что я скажу, что, скорее всего, речь идет о событиях, произошедших почти 2000 лет назад, но настаивать на этом я не буду.

Давайте представим на минуту, что знамения, о которых нам сообщает Лука, действительно знамения о конце света и втором пришествии Христа. Хотя я и не согласен с такой интерпретацией, но давайте просто представим. Могут ли сегодняшние события быть подтверждением тех пророчеств? Я, скорее всего, скажу, что нет. Я знаю, что нет никаких доказательств того, что число землетрясений, происходящих сегодня, значительно превышает их прошлое количество. Так что это не может служить знамением второго пришествия.

Что касается голода и мора, то мы можем сказать, что эти вещи хоть и не исчезли полностью, но все же их стало значительно меньше, чем раньше. Хотя и голодают действительно многие люди. Смертность не исчезла, но современная медицина справляется сегодня со все большими заболеваниями. Так что я совсем не вижу причин полагать, что все эти вещи могут быть знамениями второго пришествия и скорого конца света. Следует заметить, что сказал Иисус в Евангелии от Марка:

«Небо и земля исчезнут, но слова Мои останутся. Никто не знает того дня и часа: ни ангелы на небесах, ни Сын, а лишь один Отец» (Евангелие от Марка 13:31,32)

Кажется, что Иисус намеренно хотел предотвратить спекуляции о времени Его возвращения. Нам надо принять Его совет. Любой, кто скажет о том, что знает о времени возвращения Христа – ошибается. Вам надо игнорировать подобных учителей и предсказателей. Иисус Христос говорил о том, что нам надо быть готовыми в любой день и час, вот смысл Его притчи о девственницах в Евангелии от Матфея 25 главе.

Так что я боюсь, что здесь нет никаких доказательств о приближении Судного Дня. Может и так, нам лучше быть готовыми, но не из-за сегодняшних знамений и т.д.

Теперь, давайте перейдем к вашему второму вопросу. Я полагаю, что вы говорите об отрывке Откровения 9:16:

«Я слышал, сколько там всего было конных двести миллионов». (Откровение 9:16)

Прежде всего, Апостол Иоанн ясно заявлял, что речь идет о событиях, «которые должны вскоре произойти» (Откровение 1:1). Я верю, что эти видения были о духовной войне, которая происходила во время жизни Иоанна и далее, когда Римляне преследовали церковь. Большая часть книги Откровения не о будущем, но о прошлом. Когда речь идет о 2 миллиардах воинов, мы можем смело полагать, что это символическое число. Будет большой ошибкой воспринимать это число и этот отрывок буквально.

Апокалипсический язык используется не только в книге Откровения, но также и в книгах Захарии, Иоиля, части Иезекииля и т.д. Все эти подобные места надо воспринимать образно, но не буквально. Если даже и воспринять буквально, то сегодня даже не живет на земле два миллиарда лошадей! Любая попытка толковать буквально Откровение 9 главу обречена на провал. В современных религиозных кругах очень популярно говорить о том, что книга Откровения исполняется в наши дни. Большинство из этих материалов вообще не имеют никакой ценности. Они очень популярны, но основаны на неверной толкования.

Даже, если все эти видения ангелов из Откровения 9 главы говорят о сегодняшнем времени, что, я верю, не так, это все равно никак не относилось бы к отрывку из Луки 21:10-11. Нет вообще ничего такого, что наводило бы нас на мысли о том, что Луки 21:10-11 говорит о тех же событиях, что и Откровения 9 глава. Нет никаких общих деталей. Любой, кто пытается провести параллели между этими двумя отрывками, стал жертвой своего чересчур сильного воображения.

В заключение скажу, что нет никаких оснований видеть в текущих событиях исполнение пророчеств Библии — Матфея 24 главы или же Луки 21 главы. Также нет никаких причин видеть связь между этими отрывками и Откровением 9 главой. Наш лучший ответ на эти отрывки – быть уверенными, что у Бога все под контролем, быть готовыми к возвращению Иисуса Христа, потому что никто не знает ни дня, ни часа Его возвращения. Никто не знает, когда наступит Судный день, и точном времени не сказано в Библии. Я надеюсь, что вы так и живете свою жизнь сегодня.

Пророчество о судном дне и разрушении Иерусалима в Евангелии от Матфея

Я знаю, что никто не знает, когда именно наступит судный день. Но мне интересно, как правильно понять Матфея 25 главу, где находятся три стиха про суд? Матфея 24 глава относится к разрушению Иерусалима в 70 г. н.э., а в Евангелии от Матфея 25:1 говорится «в то время» и «снова» в 14 стихе. Может ли в них (в отрывках про дев и таланты) иметься в виду суд (над евреями/христианами) в 70 г. н.э.?

Стих 31 («придет Сын Человеческий во славе Своей») в контексте Матфея 24 может так же относиться к суду 70 г. н.э. Но в стихе 46, кажется, говорится о (будущем) решении для вечности. Таким образом, полностью ли Матфея 24–25 относится к 70 г. н.э., и если да, то к чему конкретно относятся эти отрывки? Если нет, то в какой момент происходит переход от 70 г. н.э. к будущему всемирному суду для вечности – где связующие слова и как мы можем их понять?

Если кратко, то все содержание Матфея 24-25 глав имеет отношение к еврейскому народу. Поворотная точка в повествовании происходит после отрывка Евангелие от Матфея 24:35. Мы должны спросить, почему евангелист сохраняет эти описания и помещает их вместе в своем Евангелии? Конечно, они содержат похожую тематику: суд.

Не трудно понять, почему ранняя церковь совместила пророчество о суде над Иерусалимом (24:1-25) с более общим (хотя и в равной степени применимым) эсхатологическим материалом. (Эсхатология – это технический термин для изучения конца – суда, загробной жизни и т.д.) На самом деле, в отрывке 24:1-25 есть изрядное количество фактов, которые, кажется, непосредственно связаны с концом света. Тем не менее многое из этого отрывка образно и, поскольку это попадает под апокалиптический жанр, не может быть точно понято теми, кто незнаком с ветхозаветным апокалипсисом. Он описан, например, в таких книгах, как Даниила, Захарии, Иезекииля и Исаии.

Я всем советую прочесть книгу «Как читать Библию и видеть всю её ценность» Гордона Фи и Дагласа Стюарта (можно найти в электронном виде в интернете).

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Страшный суд Божий над человечеством: что это и когда он будет?

Когда будет страшный суд Божий над человечеством согласно Библии? Он ведь должен был случится скоро, как об этом говорится в книге Откровений 22:7:

«Помните же, приду Я очень скоро. Блажен тот, кто повинуется пророческим словам, записанным в этой книге».

В Матфее 28:7 мы читаем:

«И пойдите скорее, расскажите Его ученикам, что Он воскрес из мёртвых. Он будет в Галилее раньше вас; там увидите Его. Таково моё слово к вам».

В этих отрывках из Библии используется одно и тоже слово, означающее «быстро». Так как же можно считать, что Иисус скоро придет, если прошло уже 2000 лет?

Когда переполнится мера грехов для народов и когда наступит суд Божий? В книге Бытие 14 главе, 16 стихе сказано:

«Пройдёт четыре поколения, и твой народ вернётся обратно на эту землю, [и тогда они победят аморреев, ибо Я через твой народ накажу живущих здесь аморреев.] Всё это произойдёт в будущем, ибо мера беззаконий аморреев ещё не исполнилась».

Что значит «мера беззакония еще не исполнилась?» Означает ли это, что аморреям, а может и другим нациям, отведена своя «мера грехов?»

Когда будет страшный суд Божий?

Я полагаю, что 2000 лет не означает для вас «быстро». Я вас понимаю. На самом деле, вы могли бы добавить еще один отрывок – Откровение 1:1, где сказано:

«Откровение Иисуса Христа было дано Ему Богом, чтобы показать Его слугам всё, что должно вскоре произойти. И Христос оповестил об этом, послав ангела к слуге Своему, Иоанну».

Простое прочтение Откровения 1:1 дает нам понимание того, что те события на Небесах, описанные в книге, должны были случиться очень быстро, возможно в течение жизни пары поколений. Я верю, что события, описанные в книге Откровений (кроме Откровения 20:11 и до конца книги), произошли во времена римских преследователей церкви. Большая часть книги Откровений в апокалипсическом стиле описывает гонения на раннюю церковь и духовную войну, которая происходила за сценой.

Должны ли мы думать, что это ложное пророчество? Я позволю вам самому решать, но я верю, что это не ложное пророчество. Возможное прочтение отрывка Откровения 22:7 такое: «Вот, приду вскоре». Это очень хорошо согласуется с Матфеем главами 24-25, в которых Иисус говорит Своим ученикам быть готовыми в любое время, из-за того, что мы не знаем ни дня ни часа. Иисус придет внезапно, когда мы меньше всего ожидаем Его.

В любом случае, смысл отрывков книге Откровение 22:7, Матфея 24-25 глав и 2 Петра 3:1-13 в том, что мы должны быть готовы. Основываясь на писаниях отцов ранней церкви, мы можем сказать, что церковь действительно верила, что Иисус может вернуться в любой момент. Петр говорит:

«Но не забывайте одного, дорогие друзья: с Богом день, словно тысяча лет, а тысяча лет, словно один день. Господь не откладывает исполнение обещания Своего, как считают некоторые, Он лишь проявляет к вам терпение, ибо не хочет ничьего уничтожения. Наоборот, Он хочет, чтобы все покаялись и перестали грешить«. (2 Петра 3:8,9)

Я верю, что отрывок из послания апостола Петра – ключ к пониманию отрывка из книги Откровений 22:7, 20. Иисус вернется, Божий суд над человечеством начнется тогда, когда его меньше всего ожидают. Это не выглядит медленно в Божьих глазах, но вот в человеческих может так выглядеть (2 Петра 3:9). В любом случае, Бог дает шанс людям подготовиться и покаяться. Петр предупреждает нас, что это может быть не так быстро в наших глазах, но вот в Божьих – как несколько дней.

Я так понял, что вы иудей. Праздник труб несет с собой похожее послание, очень созвучное с тем, что сказано в Матфее 24-25 главах и книге Откровения. Раввины обычно используют праздники, чтобы предупредить всех и быть готовыми к Божьему суду. Бог вернется, нам необходимо покаяться и быть готовыми к тому дню. Это значение иудейского праздника и христианского значения второго пришествия Христа.

Надеюсь, что вам помог мой ответ. Надеюсь, что все мы будем готовы к Божьему суду, неважно, случится это быстро при нашей жизни или же после смерти.

Суд Божий и мера грехов амореев

Этот отрывок не дает ответ на вопрос, когда же будет суд Божий над амореями. По этой причине, мы должны использовать другие отрывки, чтобы пытаться найти его. Я верю, что Бог понимал тот факт, что аморреи грешат, но в то же время их грех еще не достиг той точки, чтобы Бог совершить над ними Свой суд. Грехи этих людей гораздо позже достигли этой точки — Бог использовал Израиль для того, чтобы осудить их, когда Иисус Навин атаковал их (Иисус Навин, 10 глава).

Бог очень терпелив и не хочет судить людей, будь-то нация или отдельный человек. Тем не менее приходит время, когда и целые народы и отдельные люди грешат настолько, что Бог приходится совершать Свой суд. Именно это случилось с аморреями, но во времена Авраама, они еще не достигли этого момента. Иоиль 3:13 очень хорошо описывает подобную ситуацию:

«Несите серпы, ибо наступила жатва. Приходите давить виноград, ибо виноградный пресс переполнен. Бочки полны вина, и оно переливается через край, ибо велики их злодеяния». (Иоиль 3:13)

Никто и ничто не может остановить страшный суд Божий. В Ветхом Завете мы всегда видим одну и ту же картину — если чаша грехов переполняется, Бог приходит вершить Свой суд. Я полагаю, что вы изучали в Ветхом Завете о Дне Господнем. Иезекииль описывает это. В девятой главе вы можете найти описания переполнившейся чаши грехов людей Бога. В десятой главе Бог покидает Свой храм, что означало скорый приходит Бога со Своим судом.

Мы тоже можем достичь этой точки невозврата. Евреям 10:26-31 говорит нам об этом. Даже христиане могут достичь точки невозврата, когда их чаша грехов будет переполнена.

Ибо, если мы будем намеренно продолжать грешить, после того как уже познали истину, то нечем больше станет искупать грехи, а останется только со страхом ожидать суда и адского огня, который поглотит тех, кто идёт против Бога. Всякого, кто отрицал закон Моисеев, предавали смерти на основании показаний двух или трёх свидетелей.

Подумайте же, насколько более страшного наказания заслуживает тот, кто проявляет ненависть к Сыну Божьему, не признаёт священной Крови нового соглашения, той Крови, что освятила его, и оскорбляет благодатного Духа Божьего! Ибо мы знаем Того, Кто сказал: «Мщение принадлежит Мне — Я отплачу.» И ещё сказал Бог: «Господь будет судить Свой народ». Страшнее страшного попасть в руки живого Бога. (К Евреям 10:26-31)

Надеюсь, что это помогло.

Суд Бога не состоится, пока Евангелие не будет проповедано по всему миру?

Когда будет страшный Божий суд над человечеством, о котором говорится в Библии? На основании таких отрывков, как Колоссянам 1:23, где говорится, что весь мир услышал Евангелие в первом веке, и Матфея 24, которая говорит, что Иисус вернется после того, как каждый услышит Слово, не является ли истиной то, что мы «в безопасности» до дня суда Божьего до тех пор, пока всему миру не будет проповедано Евангелие?

Странный вопрос, но логичный в свете общей толкования Колоссянам 1 и Матфея 24. В Библии, в послании Колоссянам 1:23 говорится, что благовествование возвещено всей твари поднебесной. Это было написано около 61 года нашей эры. Должны ли мы понимать, что это означает, что работа была закончена в 1-ом веке? Что китайцы услышали Евангелие так рано? Что кто-то добрался до Северной Америки и проповедовал коренным американцам?

В духе Деяний 2:5 в Послании к Колоссянам 1 мы имеем дело с примером гиперболы, или преднамеренного завышения для эффекта (не ожидается, что такой литературный прием будет восприниматься буквально). Для одного из многих ветхозаветных примеров, смотрите Иеремию 25:26. Кроме того, если Колоссянам 1:23 должно пониматься буквально, то почему Павел давал советы о взаимодействии с внешними в Послании к Колоссянам 4:2-6?

Если быть действительно точным, то термин «мир» — это «ойкумена», то же слово используется в Евангелии от Луки 2:1. Оно относится к римскому миру, а не отдаленным территориям.

Я согласен, что было бы неплохо, если бы Господь задержал свой приход, пока все не услышат Евангелие, — в конце концов, разве это не кажется справедливым? – но действительно ли об этом говорит Библия? Матфея 24 говорит о конце Израиля. Да, есть много параллелей с другими предсказаниями суда Божьего. Но опять же, большинство предсказаний Божьего суда в Библии делалось в отношении конкретных стран и относилось к конкретным историческим условиям. Это означает, что мы должны быть осторожными относительно обобщений – перенося их на конец света.

Послание к Римлянам также проливает свет насчет проповеди Евангелия и страшного суда Божьего над человечеством. В Послании Римлянам 15 Павел говорит, что он надеется проповедовать там, где Христос не известен (особенно в Испании); ясно, что мир еще не был наполнен Евангелием. И все же Римлянам 10:18 говорит, что голос (в поэтическом смысле, основанном на Псалме 19) прошел по всей земле. Правильная интерпретация влечет за собой желание признать, что некоторые отрывки образны.

Одно вредное последствие неправильного понимания этой доктрины состоит в том, что нездоровое давление, которое она может оказать на людей в церкви и заставить их принять неразумные решения. Новый Завет нигде не заповедует нам «научите все народы в вашем нынешнем поколении». Не то, чтобы эта цель не была достойной. Но когда это ведет людей к неразумному управлению финансированием и персоналом из-за (ошибочного) мнения, что Господь благословит их, если они «сделают, чтобы это произошло», — откроют церкви в различных частях мира в соответствии с более или менее произвольными критериями евангелизации – тогда Божье слово не выполнится.

Давайте распространять слово Божье, но давайте не добавлять ничего к этому слову. Действительно, существует огромная разница между повелением Бога и хорошей идеей. Большое отличие! Хотя, не убавляя нашего рвения, мы должны яростно охранять слово Божие, не допуская «мудрствовать сверх того, что написано» (1 Послание Коринфянам 4:6).

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: