Закрепление основных принципов международного права во внутригосударственном праве рф

Обновлено: 25.04.2024

Будучи ядром международного права и обладая императивной силой, ос­новные принципы существуют как универсальные, общеобязательные и об­щепризнанные. Место, занимаемое принципами в системе международного права, процесс их формирования определяют особенности их правовой фор­мы.

Они обретают свою правовую форму в результате общего соглашения го­сударств. Статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопус­тимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Договорно-правовое закрепление принципов международного права на­чалось с принятия Устава ООН 1945 г., включив в него ст. 2, которого содер­жит семь принципов, которыми государства-участники обязались руково­дствоваться в своих взаимных отношениях:

- принцип суверенного равенства всех членов ООН;

- принцип добросовестного выполнения членами ООН принятых по Ус­таву обязательств;

- принцип разрешения членами ООН своих международных споров мир­ными средствами;

- принцип воздержания членами ООН в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения;

- принцип оказания членами ООН всемерной помощи Организации во всех ее уставных действиях;

- принцип невмешательства ООН в дела, входящие во внутреннюю ком­петенцию любого государства;

- принцип обеспечения действия государств-нечленов ООН в соответст­вии с данными принципами.

Первоначально эти принципы рассматривались как внутриорганизацион­ные основы ООН, но затем в силу их особой международной важности и практической значимости были признаны в качестве основных принципов со­временного международного права.

В 1970 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Деклара­ция о принципах международного права, касающихся дружественных отно­шений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Ор­ганизации Объединенных Наций.

В перечень принципов, закрепленных в Декларации, вошли основополагающие положения из ст. 1 и 2 Устава ООН. Таким образом, действие принципов распространялось не только на внутри­организационные отношения в рамках ООН, а они приобрели характер «все­общности». Несмотря на то, что Декларация имела лишь рекомендательный характер, государства обязались выполнять и соблюдать принципы, закреп­ленные в ней. Генеральная Ассамблея призвала все государства руководство­ваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.

В Декларации было раскрыто содержание и дано толкование следую­щих семи принципов:

- принципа суверенного равенства государств;

- принципа невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетен­цию государства;

- принципа воздержания государств в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения;

- принципа разрешения государствами своих международных споров мир­ными средствами;

- принципа равноправия и самоопределения народов;

- принципа обязательности международного сотрудничества в целях обеспе­чения международного мира и содействия прогрессу и благосостоянию народов;

- принципа добросовестного выполнения государствами обязательств, при­нятых в соответствии с Уставом.

Дальнейшее нормативное закрепление принципы международного права получили в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе 1975 г. Основу этого Акта составляет Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных от­ношениях. В Заключительном акте СБСЕ отражены такие принципы, как:

- принцип суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету;

- принцип неприменения силы и угрозы силой;

- принцип нерушимости государственных границ;

- принцип территориальной целостности государств;

- принцип мирного урегулирования международных споров;

- принцип невмешательства во внутренние дела;

- принцип уважения прав человека и основных свобод;

- принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;

- принцип сотрудничества между государствами;

- принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

На нормативную систему принципов значительное влияние оказали обычные нормы и такие международные акты, как Декларация о предостав­лении независимости колониальным странам и народам 1960 г, Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства по внутренние дела государ­ства 1981 г. и др. Следует учитывать и то, что некоторые принципы получили развитие в международных договорах. Например, принцип уважения прав и свобод человека более детализирован во Всеобщей декларации прав человека, а впоследствие в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Пакте о социальных, экономических и культурных правах 1966 г.

В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

Международные договоры Российской Федерации регулируют отношения России с зарубежными государствами и международными организациями. Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.

Международное право оказывает существенное влияние на функционирование внутреннего права, на процесс принятия решений при создании и при применении права. Принимая решение, государственные органы учитывают его международные последствия. Нормы международного права нередко служат образцом для правового регулирования внутри страны и т.д.

Общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм международного права. Это его универсальные нормы. Они, как и иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств в качестве обязательных. Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность, т.е. содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.

Высокий статус придан международным нормам о правах человека и Конституцией России. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией" (ч. 1 ст. 17).

В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международно-правовые нормы, введенные во внутригосударственную правовую систему, не меняют своего качества и продолжают также оставаться частью системы норм международного права.

Использование Конституционным Судом в своих решениях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации способствует как их имплементации, так и совершенствованию действующего законодательства.

Проблема соотношения национального и международного права приобретает в современных условиях универсальное значение. Она проявляется, по мнению Ю.А. Тихомирова, как в масштабных взаимовлияниях названных правовых систем, так и во всё большем «проникновении» международных принципов и норм в национальные правовые системы. В российском праве основы правового регулирования «пересечения» данных сфер закрепляются в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью отечественной правовой системы.

В подтверждение этого в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» судам при осуществлении правосудия рекомендовалось принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы России. Аналогичное положение содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Общепризнанные принципы и нормы международного права представляют собой принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом как применимые в международном праве и обязательные для всех его членов. В доктрине международного права они в основном обозначаются как нормы общего международного права.

К ним относятся:

- нормы, содержащиеся основополагающие принципы международного права;

- нормы общего международного обычного права;

- общие принципы права;

- признанные цивилизованными нациями.

Можно согласиться с мнением М.В. Баглая, который считает, что «формулировка «общепризнанные принципы и нормы международного права» таит в себе много неясностей, поскольку в мире не существует общепризнанного определения этих принципов и норм». В силу этого использование норм международного права должно определяться национальным законодательством». Согласно уже упомянутому Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Некоторые правоведы утверждают, что использование и применение норм международного права не меняет их международно-правового характера и содержания, что они не инкорпорируются в национальное право, не преобразуются во внутригосударственные законодательные нормы, а применяются на территории государства в том же объёме, что и в международном праве. Другие учёные делали попытку доказать, что в сфере национального права могут действовать только нормы внутреннего права и органы государства руководствуются только этими нормами.

По мнению В.А. Каланды, инкорпорируемая норма международного права изменяет свою природу и должна рассматриваться субъектами внутреннего права в качестве нормы национального права. Е.Т. Усенко считает, что, являясь составной частью правовой системы Российской Федерации, нормы международного права все же сохраняют свою автономность.

Американский ученый Л. Хенкин, рассматривая роль принципов международного права в развитии института прав и свобод человека и гражданина в национальном законодательстве, отмечает, что «международное право прав человека направляет и дополняет внутригосударственное право, способствуя исправлению недостатков конституций и законов отдельных государств, но оно не заменяет, и в действительности не может заменить соответствующее национальное законодательство». Международное право, хотя и играет огромную роль в развитии современного российского законодательства, но оно не может заменять его. Возможность применения норм и принципов международного права и его рамки должны определяться национальным законодательством.

При использовании в правоприменительном процессе международных договоров необходимо принимать во внимание, что имеются в виду международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Государственной Думой в форме федеральных законов и одобренные Советом Федерации. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Ратификация (утверждение, принятие) международного договора означает в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О международных договорах» в соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона.

Согласие Российской Федерации на обязательность для неё международного договора может выражаться в следующих действиях:

- обмен документов, образующих договор;

- присоединение к договору;

- применение любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

В законе перечисляются виды международных договоров, подлежащих ратификации.

В зависимости от уровня договаривающихся сторон различаются:


Провозглашение в Конституции Российской Федерации принципа примата международного права над национальным обозначило задачу сближения и согласования российского национального права с международным.

О.Н. ОРДИНА,

Провозглашение в Конституции Российской Федерации принципа примата международного права над национальным обозначило задачу сближения и согласования российского национального права с международным. В международно-правовой науке понятие общепризнанных принципов четко не определено, а их перечень не является исчерпывающим.

Ключевые слова: общепризнанные принципы и нормы права, источники права, административное право, норма права.

To the Problem of the Place of the Universally Recognized Standards and Principles of International Law in the Law System of Russia

Ordina O.

A proclamation of the principle of the primacy of international law over national law in the Constitution of the Russian Federation designated the problem of convergence and harmonization of national law with international law. In international legal science the concept of universally recognized principles of is not clearly defined, and their list is not exhaustive.

Keywords: universally recognized law principles and standards, sources of law, administrative law, rule of law.

Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) закрепляет приоритет перед законами России норм международных договоров, а также общепризнанных норм международного права, выраженных в договорной форме. Признание юридической обязательности договора в целом или общепризнанного принципа и нормы международного права в частности является фактором, обусловливающим эффективность действенности международного права, а также влияния его на национальное право.

В связи с этим важным является вопрос о месте, которое занимают нормы и принципы международного права в правовой системе России. Следует отметить, что в юридической литературе отмечается необходимость осуществления соответствующих процедур, обеспечивающих вхождение норм и принципов международного права во внутреннее право государства. Отнесение принципов-норм к системе внутреннего права возможно лишь после восприятия их правовой системой, т. е. в результате объективирования и признания за ними юридической силы.

А.Н. Талалаев подчеркивает: «Сложность применения общепризнанных принципов и норм международного права объясняется тем, что они не зафиксированы в каком-либо одном международном акте, а разбросаны по многочисленным договорам и обычаям, поскольку в международном праве нет кодексов, подобно тем, которые есть во внутреннем праве государств»[1].

И.И. Лукашук высказывает мнение, что назрела необходимость издания Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации сборника актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы[2].

Е. Ю. Степкин предлагает «принять федеральный закон “Об общепризнанных принципах и нормах международного права в правовой системе Российской Федерации”, где дать четкое понятие и назвать те общепризнанные принципы и нормы, которые входят в правовую систему Российской Федерации»[3].

По мнению Е.А. Ершовой, «общепризнанные (основополагающие) принципы международного права отражают объективные общемировые закономерности общественного развития, не должны зависеть от субъективного усмотрения каких-либо национальных правотворческих органов и даже соглашения отдельных субъектов международного права»[4]. Их перечень не может быть исчерпывающим и только нормативно закрепленным.

Современные российские ученые придерживаются различных мнений относительно вопроса о соотношении международного и национального права. По мнению С.В. Кобзевой, «нормы международного права, выполняя совместную с нормами внутреннего права регулирующую функцию, сохраняют свой международно-правовой характер. В тех же случаях, когда под их влиянием принимаются нормы внутреннего права, дублирующие международно-правовые нормы, эти нормы рассматриваются исключительно как нормы внутреннего права и действуют параллельно с аналогичными нормами международного права»[5].

Б.Л. Зимненко пришел к выводу о том, что «взаимодействие международного и внутригосударственного права в сфере отношений с участием субъектов национального права осуществляется в форме национально-правовой имплементации. Причем выделяются следующие основные методы национально-правовой имплементации: метод внутригосударственного правотворчества; метод инкорпорационной отсылки; метод толкования. Вследствие действия метода инкорпорационной отсылки к источникам и нормам международного права в рамках правовой системы государства образуется внутригосударственная правовая норма, элементы логической структуры которой, а также компоненты содержания которой закрепляются одновременно как в источниках международного права, ставших частью правовой системы государства, так и в источниках национального права»[6].

По мнению В.А. Толстика, «юридически обязательными для Российской Федерации являются только те нормы международного права, в отношении которых она выразила согласие на обязательность их для себя»[7].

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает два способа согласования международного и внутригосударственного права: отсылка и инкорпорация. На основании п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» «положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты». В первом случае речь идет об отсылке, а во втором — об инкорпорации.

Наиболее эффективным средством для реализации общепризнанных принципов и норм международного права является их инкорпорация в российскую правовую систему, т. е. непосредственное включение европейских правовых норм во внутригосударственные акты. Включение общепризнанных принципов и норм международного права в российскую правовую систему происходит как в виде непосредственного внедрения их в отдельные положения Конституции РФ, конституционные и федеральные законы, так и путем подписания и ратификации нашей страной международных конвенций, соглашений и договоров, которые содержат такие нормы.

Благодаря отсылкам нормы международного права обретают юридическую силу в правовой системе России. Значение отсылок состоит в том, что они не вводят в национальное право новые материальные нормы, а санкционируют применение норм международного права для регламентации конкретных отношений, возникающих внутри государства. Иными словами, субъектам внутреннего права разрешается применение норм международного права в решении конкретных правовых вопросов. При этом нормы не изменяют своей природы, оставаясь нормами международного права, но действующими в сфере внутреннего права.

В Конституции РФ упоминаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международный договор в связи с признанием и гарантированием прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 17); с установлением права каждого «в соответствие с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46). Согласно ст. 18 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Общепризнанные принципы и нормы международного права, зафиксированные в Конституции РФ, оказывают регулирующее воздействие на права и свободы человека, обязывают государство привести свое законодательство в соответствие с международными стандартами в области прав человека.

В последнее время данные положения Конституции РФ в различных вариантах воспроизведены во многих законах (например, ч. 2 ст. 1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года (далее — КоАП РФ)) и подзаконных актах, объявлены для неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами права. Некоторые вопросы реализации общепризнанных принципов и норм международного права находят выражение в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства»[8]. Ст. 1 этого закона указывает на необходимость руководствоваться при регулировании миграционных процессов общепризнанными принципами и нормами международного права (международными актами о правах человека). В КоАП РФ включение общепризнанных принципов и норм международного права (принципа гуманизма) также усматривается на уровне формулирования задач и принципов (например, защита личности и охрана прав свобод человека и гражданина (ст. 1.2), обеспечения гуманного и справедливого административного наказания нарушителей (ч. 2 ст. 3.1).

На основе общепризнанных принципов международного права строится не только система административного законодательства, но и деятельность судебных и иных правоохранительных органов. Общепризнанные принципы и нормы международного права реализуются наряду с законами. Например, Министерство внутренних дел Российской Федерации на основании Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[9] в своей деятельности руководствуется в том числе общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (п. 4 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — Положение)[10]).

Принцип международного права «соблюдение прав и свобод личности» обусловливает приоритетные направления совершенствования деятельности МВД России и выполнение основных функций органов внутренних дел, и в первую очередь задачи обеспечения охраны прав личности, ее законных интересов, а также интересов общества от преступных посягательств. Данное положение имеет правовое оформление: в подп. 3 п. 3 Положения указывается, что основной задачей МВД России является обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности.

Таким образом, положение, зафиксированное в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которому международное право является частью правовой системы России, определяет реализацию правоприменительными органами в пределах их компетенции норм международного права при разрешении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. Так, осуществляемая в соответствии с нормами международного права по защите прав и свобод граждан правоприменительная деятельность органов внутренних дел способствует качественному изменению деятельности полиции на основе провозглашенных в национальном законодательстве принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и их защиты. Кроме того, в правотворческой деятельности органов внутренних дел осуществляется реализация общепризнанных принципов международного права.

В судебной практике международные принципы используются для разрешения дела по существу[11]. Например, гражданин Р. Махмутов обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным п. 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий (утв. постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 № 409), в части формулировки «в пределах территории Российской Федерации». Заявитель утверждал, что данное положение ограничивает его право на бесплатный проезд, предусмотренный федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий», только территорией России, в то время как указанный закон такого ограничения не содержит. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований и руководствовался при этом общепризнанным принципом международного права о суверенном равенстве государств, указав, что действие законов России распространяется только на ее территорию и не может распространяться на территорию других суверенных государств, которыми являются страны СНГ.

Таким образом, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) включила в число источников российского права общепризнанные принципы и нормы международного права. Общепризнанные принципы и нормы имеют международно-правовую природу, но их специфика делает возможным распространять сферу действия и на внутреннюю правовую систему. Общепризнанные принципы, будучи ядром общего международного права, обладают императивной силой. Они существуют как универсальные (по субъектам, видам и областям регулируемых отношений), общепризнанные и общеобязательные. Природа таких принципов связывается с практикой межгосударственного общения, которая также имеет всеобщий характер.

1 Талалаев А.Н. Два вопроса международного права в связи с Конституцией Российской Федерации // Государство и право. 1998. № 3. С. 66.

2 См.: Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. — М., 1997. С. 53.

3 Степкин Е.Ю. Соотношение норм конституционного права России и международного права при обеспечении личных прав человека и гражданина: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2004. С. 10.

4 Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2008. С. 78.

5 Кобзева С.В. Источники права социального обеспечения России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2009. С. 149.

6 Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации: автереф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 2006. С. 16.

7 Толстик В.А. Иерархия источников российского права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — Н. Новгород, 2002. С. 47.

8 ВСНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

9 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

10 Там же. 2004. № 30. Ст. 3149.

11 Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2001 № КАС01-86 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. № ГКПИ2000-1511, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействительным пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утв. постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 № 419». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].

В соответствии со статьей 79 Конституции

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: