Когда была провозглашена декларация о государственном суверенитете в якутии

Обновлено: 25.04.2024

Верховный Совет Якутской Автономной Советской Социалистической Республики, отмечая, что статус автономной республики ограничивает ее суверенные права, не соответствует основополагающим принципам правового государства, стал тормозом социально-экономического развития республики, считая республику равноправным субъектом РСФСР и Союза ССР, сознавая историческую ответственность за судьбу всего многонационального народа республики, уважая суверенные права всех народов РСФСР и СССР, выступая за обновление Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Союза Советских Социалистических Республик, действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и общепризнанными международными правовыми актами, выражая интерес и волю всех народов республики к самоопределению, социально-экономическому прогрессу, культурному возрождению, повышению уровня жизни, провозглашает государственный суверенитет Якутии и преобразует ее в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику.

Статья 1. Якутская-Саха Советская Социалистическая Республика – суверенное социалистическое государство в составе обновленной РСФСР, образованное в процессе исторического развития народов, проживающих на ее территории в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера, и действующее в соответствии с принципом самоопределения на основе свободного волеизъявления ее граждан. Носителем суверенитета и источником государственной власти в Якутской-Саха ССР является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей. Полновластие народа реализуется на основе Конституции Якутской-Саха ССР как непосредственно, так и через представительные органы – Советы народных депутатов. От имени народа выступает исключительно Верховный Совет Якутской-Саха ССР. Ни одна политическая партия, общественная организация, другие группировки или отдельное лицо не вправе выступать от имени народа. Якутская-Саха ССР заключает с другими равноправными субъектами Федеративный договор и вместе с другими республиками участвует в Союзном договоре. Якутская-Саха ССР обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением тех полномочий, которые ею добровольно, на основе договора, передаются в ведение РСФСР и Союза ССР и осуществляются с ее участием.

Статья 2. Конституция Якутской-Саха ССР уважает Конституцию РСФСР, Конституцию Союза ССР и обладает правом верховенства на территории республики. Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти на уровне Верховного Совета Якутской-Саха ССР является конституционным принципом государственной деятельности республики. Законы РСФСР и Союза ССР, принятые в соответствии с полномочиями, добровольно переданными в их ведение, имеют высшую юридическую силу на территории Якутской-Саха ССР. Действие актов РСФСР и Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами народа республики, приостанавливается Верховным Советом республики. Разногласия между Якутской-Саха ССР, РСФСР и Союзом ССР в этих случаях разрешаются в порядке, устанавливаемом Федеративным и Союзным договорами.

Статья 3. Якутская-Саха ССР имеет свое гражданство и охраняет честь, достоинство, здоровье, законные интересы своих граждан на территории республики и за ее пределами. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории республики, гарантируются равные права и свободы, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека, Конституциями РСФСР, СССР и Якутской-Саха ССР. Якутская-Саха ССР самостоятельно решает вопросы в области законодательства об использовании языков, о развитии культуры и образования. Якутский и русский языки на территории республики являются государственными языками.

Статья 4. Якутская-Саха ССР обеспечивает малочисленным народам Севера Якутии сохранение их исконной среды обитания, самоуправление, политическое и правовое равенство путем формирования национально-территориальных образований, создает им условия для национального, экономического, культурного и языкового возрождения. Признает языки малочисленных народов Севера официальными в местах их проживания.

Статья 5. Основу экономической системы Якутской-Саха ССР составляют многообразные формы собственности, включая частную и интеллектуальную собственность. Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, воздушное пространство и континентальный шельф на территории республики являются ее исключительной собственностью. Собственность на средства производства и результаты труда определяются и регулируются на основе Федеративного и Союзного договоров и законодательства Якутской-Саха ССР. Все предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории республики, за исключением оговариваемых в договорах с РСФСР и Союзом ССР, находятся в ведении Якутской-Саха ССР. Предприятия, расположенные на территории Якутской-Саха ССР, вносят плату за природные и трудовые ресурсы, производят валютные отчисления, уплачивают налоги в бюджет.

Статья 6. Территория Якутской-Саха ССР неделима, она не может быть изменена и использована без согласия Верховного Совета республики. Местные Советы на своих территориях, являясь органами государственной власти, правомочны решать вопросы, отнесенные к их компетенции, участвуют в обсуждении проблем республиканского, федеративного и общесоюзного значения.

Статья 7. Якутская-Саха ССР вступает в непосредственные экономические и иные отношения с другими субъектами Федерации, самостоятельно устанавливает прямые экономические и культурные связи с зарубежными государствами. Формирует собственный валютный фонд, размеры которого оговариваются договорами с РСФСР и СССР. Внешнеэкономическая деятельность всех предприятий и организаций, находящихся на территории республики, основанная на использовании ее собственности и природных богатств, регулируется независимо от их подчиненности законами Якутской-Саха ССР.

Статья 8. Якутская-Саха ССР самостоятельно устанавливает порядок организации охраны природы и рационального использования природных ресурсов на своей территории, участвует в реализации государственных экологических программ РСФСР и Союза ССР.

Статья 9. Якутская-Саха ССР имеет право на самоопределение своего национально-государственного устройства на основе волеизъявления граждан Якутии, сама решает вопросы своего административно-территориального деления.

Статья 10. Якутская-Саха ССР выступает за обновление и постоянное совершенствование советской федерации как союза суверенных социалистических государств. Законное стремление граждан Якутии к ее политической и экономической самостоятельности в качестве суверенного государства никем не должно быть использовано в целях разжигания межнациональной розни, неприязни и конфликтов, а использовано исключительно в целях гармонизации отношений между народами и осуществления их равноправия на основе интернационализма и дружбы народов. Якутская-Саха ССР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции Якутской-Саха ССР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

Статья 11. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции Якутской-Саха ССР, заключения договора с РСФСР, участия в заключении Союзного договора, совершенствования республиканского законодательства.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

О государственном суверенитете Российской
Советской Федеративной Социалистической
Республики

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

- сознавая историческую ответственность за судьбу России,

- свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

- выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Председатель Верховного
Совета РСФСР
Б.Н.Ельцин

Москва, Кремль,
12 июня 1990 года

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
"Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР",
N 2, 14.06.1990, ст. 22

Борис Ельцин на встрече с оленеводами во время официального визита в Якутскую АССР, декабрь 1990 года

27 сентября 1990 года в Якутии приняли Декларацию о государственном суверенитете. Она послужила основой для будущей конституции, наделившей президента республики полномочиями по формированию армии. Якутия также получала право распоряжаться добываемыми на своей территорией ресурсами. Впоследствии это стало причиной конфликта местных властей с Москвой. В 2009 году Якутию убедили убрать из своей конституции статьи о суверенитете.

6 августа 1990 года председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин в ходе своего выступления в Казани произнес легендарную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Автономные республики расценили его слова как руководство к действию. 30 августа Декларацию о государственном суверенитете Татарской АССР принял ее Верховный Совет. 27 сентября примеру татар последовали якуты. На второй сессии Верховного Совета Якутской АССР депутаты одобрили Декларацию о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики. Якутия преобразовывалась из автономии в Якутскую ССР в составе РСФСР.

В августе – октябре 1990-го автономные республики выпускали подобные документы одна за одной. Завершила «парад суверенитетов» в РСФСР 25 октября Горно-Алтайская автономная область. При этом в большинстве случаев вопрос о полной государственной независимости и выходе из СССР не ставился.

Позднее обновленный федеративный договор не подписали только Татарстан и Чечено-Ингушетия.

С самого начала власти в республиках изрядно удивили центр демонстративной самостоятельностью. Одни, в том числе Якутия, объявили добываемые ресурсы собственностью народов, проживающих на своей территории. Другие без согласования с Москвой подписывали международные договоры и создавали собственные силы безопасности. Третьи приняли законы, позволяющие вводить на своей территории режим ЧП. Ингушетия легализовала многоженство, Якутия ввела английский язык в качестве официального.

«Сепаратистские настроения усилились во многих регионах России, — указывается в книге Владимира Шапалова «Этнополитика». – В стране возникли реальные угрозы шовинизма, межэтнических конфликтов, политического национализма. На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывали также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений».

Энергичные действия руководства автономий дали основания оппонентам Ельцина обвинить его в попытке развалить РСФСР. Но, как замечает доктор исторических наук, заместитель директора Фонда Ельцина Евгений Волк, и власти республик, и противники первого президента России проигнорировали вторую часть ельцинской цитаты: «Но вы находитесь в центре России — и об этом нужно подумать».

«Почему же руководитель самой крупной республики в составе СССР призвал автономии к большей суверенизации? Думается, что Ельцин уже тогда понимал, что подлинной федерации не может быть без широких прав субъектов, ее составляющих. Иначе федеративное устройство будет пустой фразой, прикрывающей жесткую централизацию и диктат союзного руководства, как это было в Советском Союзе. Но были и другие причины, чрезвычайно важные в тактическом и даже стратегическом отношении», — полагает он.

По словам Волка, чтобы свести роль Ельцина к минимуму, руководство СССР планировало развалить единую систему государственной власти в РСФСР и делегировать все полномочия союзному центру. К тому же по закону «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации» от 26 апреля 1990 года 16 автономий становились независимыми от РСФСР.

«Только представьте себе: в рамках «обновленного» Советского Союза Российская Федерация имела бы такой же статус и права, как, например, Татария, Башкирия, Якутия, Калмыкия, Мордовия и еще 11 автономий, а сама Россия утратила бы огромную часть своей территории и экономики. Естественно, что о едином российском государстве в этих условиях не могло быть и речи — оно просто перестало бы существовать. Вот именно поэтому Ельцин и предложил автономиям компромисс — берите суверенитета, сколько считаете возможным, но оставайтесь в составе Российской Федерации», — резюмирует Волк.

Следующие шаги были предприняты властями Якутии в 1991 году. Закон «О государственном статусе ЯССР» определил право на гражданство республики, на создание собственной правовой системы, на собственное определение отношений республики с Россией, СССР и иностранными государствами. По новому закону республика могла самостоятельно выбирать общественный и государственный строй и государственный язык, а вмешиваться во внутренние дела республики стало невозможно без согласования с Верховным Советом Якутии.

При этом часть полномочий создаваемых государственных органов республика согласилась передать РСФСР и СССР.

Эти полномочия должны были определяться при заключении федеративного и союзного договоров. В октябре того же 1991-го был учрежден пост президента республики. На состоявшихся выборах победил председатель Верховного Совета ЯССР Михаил Николаев, набравший 76,7%. Тогда же Якутская — Саха ССР была переименована в Республику Саха (Якутия).

После распада СССР преобразования в «алмазном крае» продолжились. 4 апреля 1992 года Якутия приняла собственную конституцию, определяющую республику «суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение». В соответствии с конституцией президент республики имел право на формирование собственной армии, государство самостоятельно распоряжалось недрами и ресурсами, расположенными на его территории, а часть территории республики была закрыта для въезда жителей Российской Федерации.

Сегодня в Якутии считают, что укрепление государственности позволило республике «сохранить самоидентичность и в то же время иметь конкурентный доступ ко всем сферам социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни страны».

«Принятие Декларации о государственном суверенитете послужило отправной точкой роста и позитивных преобразований в экономике и промышленности, социальной сфере, науке и культуре, открыло новые возможности для всестороннего развития нашей республики и ее жителей в составе Российской Федерации, — считает мэр Якутска Сардана Авксентьева. — И сегодня Республика Саха по праву входит в число регионов-лидеров на Дальнем Востоке и в России по большинству социально-экономических показателей. Фундамент нынешних успехов был заложен в начале 1990-х годов».

На ситуацию с существованием «государств в государстве» Москва обратила внимание после ухода Ельцина с должности президента.

30 мая 2000 года его преемник Владимир Путин предложил региональным лидерам пересмотреть разграничение полномочий между Россией и субъектами федерации. Тогда же выяснилось, что не менее половины статей якутской конституции не соответствуют основному закону России. Главной претензией федеральной власти к республике считалось право собственности Якутии на природные недра. В 2001 году Верховный суд Якутии признал не соответствующими федеральному законодательству 67 статей республиканской конституции. Однако якутские депутаты согласились убрать только положение о праве президента Якутии на формирование собственных вооруженных сил.

В течение нескольких лет между Москвой и Якутском продолжались мелкие конфликты: федеральный центр настойчиво требовал от республики исключить из конституции статьи о суверенитете. 8 июня 2009 года Конституционный суд России призвал Якутию, а также Татарстан, Башкирию и Тыву убрать из своих конституций соответствующее положение. Уже 17 июня Госсобрание Якутии согласилось выполнить это условие.

Как Якутия боролась за суверенитет: от собственной армии до полного права на самоопределение​

31 марта 1992 года в Георгиевском зале Кремля состоялось подписание Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральными органами Государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ. От РС(Я) свою подпись поставил один из инициаторов и авторов-составителей Федеративного договора Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев

27 сентября 1990 года в Якутии приняли Декларацию о государственном суверенитете. Она послужила основой для будущей конституции, наделившей президента республики полномочиями по формированию армии. Якутия также получала право распоряжаться добываемыми на своей территорией ресурсами. Впоследствии это стало причиной конфликта местных властей с Москвой. В 2009 году Якутию убедили убрать из своей конституции статьи о суверенитете.

«Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить»

6 августа 1990 года председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин в ходе своего выступления в Казани произнёс легендарную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

Автономные республики расценили его слова как руководство к действию. 30 августа Декларацию о государственном суверенитете Татарской АССР принял её Верховный Совет. 27 сентября примеру татар последовали якуты. На второй сессии Верховного Совета Якутской АССР депутаты одобрили Декларацию о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики. Якутия преобразовывалась из автономии в Якутскую ССР в составе РСФСР.

Как Якутия боролась за суверенитет: от собственной армии до полного права на самоопределение​

В августе – октябре 1990-го автономные республики выпускали подобные документы одна за одной. Завершила «парад суверенитетов» в РСФСР 25 октября Горно-Алтайская автономная область. При этом в большинстве случаев вопрос о полной государственной независимости и выходе из СССР не ставился.

Позднее обновлённый федеративный договор не подписали только Татарстан и Чечено-Ингушетия.

С самого начала власти в республиках изрядно удивили центр демонстративной самостоятельностью. Одни, в том числе Якутия, объявили добываемые ресурсы собственностью народов, проживающих на своей территории. Другие без согласования с Москвой подписывали международные договоры и создавали собственные силы безопасности. Третьи приняли законы, позволяющие вводить на своей территории режим ЧП. Ингушетия легализовала многоженство, Якутия ввела английский язык в качестве официального.

«Сепаратистские настроения усилились во многих регионах России, — указывается в книге Владимира Шапалова «Этнополитика». – В стране возникли реальные угрозы шовинизма, межэтнических конфликтов, политического национализма. На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывали также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений».

Энергичные действия руководства автономий дали основания оппонентам Ельцина обвинить его в попытке развалить РСФСР. Но, как замечает доктор исторических наук, заместитель директора Фонда Ельцина Евгений Волк, и власти республик, и противники первого президента России проигнорировали вторую часть ельцинской цитаты: «Но вы находитесь в центре России — и об этом нужно подумать».

«Почему же руководитель самой крупной республики в составе СССР призвал автономии к большей суверенизации? Думается, что Ельцин уже тогда понимал, что подлинной федерации не может быть без широких прав субъектов, её составляющих. Иначе федеративное устройство будет пустой фразой, прикрывающей жёсткую централизацию и диктат союзного руководства, как это было в Советском Союзе. Но были и другие причины, чрезвычайно важные в тактическом и даже стратегическом отношении», — полагает он.

По словам Волка, чтобы свести роль Ельцина к минимуму, руководство СССР планировало развалить единую систему государственной власти в РСФСР и делегировать все полномочия союзному центру. К тому же по закону «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации» от 26 апреля 1990 года 16 автономий становились независимыми от РСФСР.

«Только представьте себе: в рамках «обновлённого» Советского Союза Российская Федерация имела бы такой же статус и права, как, например, Татария, Башкирия, Якутия, Калмыкия, Мордовия и еще 11 автономий, а сама Россия утратила бы огромную часть своей территории и экономики. Естественно, что о едином российском государстве в этих условиях не могло быть и речи — оно просто перестало бы существовать. Вот именно поэтому Ельцин и предложил автономиям компромисс — берите суверенитета, сколько считаете возможным, но оставайтесь в составе Российской Федерации», — резюмирует Волк.

1990-е: элита Якутии выбрала полную самостоятельность

27 сентября 1990 года депутатами Якутского Верховного Совета XXII созыва во главе с М.Е. Николаевым, была провозглашена декларация о государственном суверенитете. В этот же день Якутия объявила себя Республикой, тем самым фактически став государством в государстве.

Следующие шаги были предприняты властями Якутии в 1991 году. Закон «О государственном статусе ЯССР» определил право на гражданство республики, на создание собственной правовой системы, на собственное определение отношений республики с Россией, СССР и иностранными государствами. По новому закону республика могла самостоятельно выбирать общественный и государственный строй и государственный язык, а вмешиваться во внутренние дела республики стало невозможно без согласования с Верховным Советом Якутии.

При этом часть полномочий создаваемых государственных органов республика согласилась передать РСФСР и СССР.

Эти полномочия должны были определяться при заключении федеративного и союзного договоров.

В октябре того же 1991-го был учреждён пост президента республики. На состоявшихся выборах победил председатель Верховного Совета ЯССР Михаил Николаев, набравший 76,7%. Тогда же Якутская — Саха ССР была переименована в Республику Саха (Якутия).

После распада СССР преобразования в «алмазном крае» продолжились.

31 марта 1992 года в Георгиевском зале Кремля состоялось подписание Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральными органами Государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. От Республики Саха (Якутия) свою подпись поставил один из инициаторов и авторов-составителей Федеративного договора Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев.

За республикой было закреплено право самостоятельно осуществлять внутреннюю политику и внешние связи. В тот же день Президент РФ Б.Н. Ельцин и Президент РС (Я) М.Е. Николаев подписали Соглашение о разграничении собственности, расположенной на территории республики.

Федеративный договор после его подписания стал документом конституционного значения. Поэтому не случайно 10 апреля 1992 г. Постановлением Съезда народных депутатов РФ он был одобрен и включен в действующую Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации как её составная часть.

4 апреля 1992 года Якутия приняла собственную конституцию, определяющую республику «суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение».

Как Якутия боролась за суверенитет: от собственной армии до полного права на самоопределение​

27 апреля 1992 года. В зале заседаний XII сессии Верховного Совета РС(Я), у микрофона председатель Намского районного Совета депутатов Егор Ларионов

В соответствии с конституцией президент республики имел право на формирование собственной армии, государство самостоятельно распоряжалось недрами и ресурсами, расположенными на его территории, а часть территории республики была закрыта для въезда жителей Российской Федерации.

25 ноября 1992 года между правительством России и Якутией было заключено соглашение о разделение государственной собственности. То есть Якутия официально назвалась отдельным государством, хоть и входящим в состав другого. Фактически, её статус был близок статусу Шотландии в составе Великобритании, но с большими возможностями.

Следующий шаг был сделан 22 апреля 1993 года. Принятая концепция государственной кадровой политики Республики Саха гласила: «Стратегической задачей должно стать формирование качественного нового состава национальных кадров».

По данным Роскомстата, в 2001 году правительство республики уже на 80% состояло из якутов, они же возглавили 90% городских и улусных администраций. Из республики усилился отток русскоязычного населения. С 1989 по 2002 год русское население в Якутии сократилось с 550 до 390 тысяч, то есть на треть.

29 июня 1995 года был подписан договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха. Республика получила неограниченный контроль над всеми ресурсами, строениями, заводами на территории Якутии.

2000-е: новая политика Путина

На ситуацию с существованием «государств в государстве» Москва обратила внимание после ухода Ельцина с должности президента.

30 мая 2000 года его преемник Владимир Путин предложил региональным лидерам пересмотреть разграничение полномочий между Россией и субъектами федерации. Тогда же выяснилось, что не менее половины статей якутской конституции не соответствуют основному закону России.

Как Якутия боролась за суверенитет: от собственной армии до полного права на самоопределение​

Главной претензией федеральной власти к республике считалось право собственности Якутии на природные недра.

В 2001 году Верховный суд Якутии признал не соответствующими федеральному законодательству 67 статей республиканской конституции. Однако якутские депутаты согласились убрать только положение о праве президента Якутии на формирование собственных вооружённых сил.

В течение нескольких лет между Москвой и Якутском продолжались мелкие конфликты: федеральный центр настойчиво требовал от республики исключить из конституции статьи о суверенитете.

8 июня 2009 года Конституционный суд России призвал Якутию, а также Татарстан, Башкирию и Тыву убрать из своих конституций соответствующее положение. Уже 17 июня Госсобрание Якутии согласилось выполнить это условие.

«Фундамент нынешних успехов Якутии был заложен в начале 1990-х»

Сегодня в Якутии считают, что укрепление государственности позволило республике «сохранить самоидентичность и в то же время иметь конкурентный доступ ко всем сферам социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни страны».

«Принятие Декларации о государственном суверенитете послужило отправной точкой роста и позитивных преобразований в экономике и промышленности, социальной сфере, науке и культуре, открыло новые возможности для всестороннего развития нашей республики и её жителей в составе Российской Федерации. И сегодня Республика Саха по праву входит в число регионов-лидеров на Дальнем Востоке и в России по большинству социально-экономических показателей. Фундамент нынешних успехов был заложен в начале 1990-х годов», — считает мэр Якутска Сардана Авксентьева.

На этот пост Сардана Авксентьева избралась осенью 2018 года. Она выдвигалась от малоизвестной Партии возрождения России, но, набрав почти 40% голосов, опередила единоросса, спикера гордумы Александра Саввинова (31,7%), став первой женщиной в этой должности.

Как Якутия боролась за суверенитет: от собственной армии до полного права на самоопределение​

Госпожа Авксентьева часто встречается с горожанами и сама ведёт свои аккаунты в соцсетях, где не стесняется высказываться вразрез с официальной линией федеральной и республиканской власти. Например, 1 июля она опубликовала фото своего бюллетеня на плебисците по поправкам к Конституции с галочкой в графе «нет». А до этого поддерживала якутского шамана Александра Габышева, отправившегося пешком в Москву, чтобы «изгнать Путина», и называла его помещение в психбольницу «избирательной карательностью».

Как предполагает источник “Ъ” в правительстве Якутии, доработать свой срок Сардане Авксентьевой дадут, но после этого прямые выборы главы Якутска будут отменены.


17 июня депутаты Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) изменили конституцию республики. Из текста основного закона убраны положения о суверенитете и гражданстве Якутии. Решение было принято по требованию Конституционного суда России. Таким образом закончилась 19-летняя история существования независимого якутского государства.

Сколько могли – столько взяли

Декларация "О государственном суверенитете Якутской - Саха Советской Социалистической Республики" была принята 27 сентября 1990 года на второй сессии Верховного Совета Якутской АССР, меньше чем через месяц после того, председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин разрешил республикам брать столько суверенитета, сколько они смогут.

Закон 1991 года "О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики" определил право на гражданство республики, на создание собственной правовой системы, на собственное определение отношений республики с Россией, СССР и иностранными государствами. По закону республика могла самостоятельно выбирать общественный и государственный строй и государственный язык, а вмешиваться во внутренние дела республики стало невозможным без соглашения с Верховным Советом Якутии.

При этом часть полномочий создаваемых государственных органов республика согласилась передать органам власти РСФСР и СССР. Эти полномочия должны были определиться при заключении Федеративного и Союзного договоров. В октябре 1991 года был учрежден пост президента республики, первым президентом стал Михаил Николаев. Тогда же Якутская - Саха ССР была переименована в Республику Саха (Якутия).

Михаил Николаев. Фото с сайта gov.cap.ru

4 апреля 1992 года Якутия приняла собственную конституцию, определяющую республику "суверенным, демократическим и правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение". В соответствии с конституцией президент республики имел право на формирование собственной армии, государство самостоятельно распоряжалось недрами и ресурсами, расположенными на его территории, а часть территории республики была закрыта для въезда жителей Российской Федерации.

Этот период, без преувеличений, можно назвать расцветом якутской государственности.

Виза для россиян

Граждане Китая могут посещать Якутию без визы благодаря подписанному 2 декабря 2008 года соглашению между Федеральным агентством по туризму России и Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)

Общая площадь районов с ограниченным для посторонних въездом составила, по данным журналиста Антона Кротова, 1,33 миллиона квадратных километров. Закрытыми оказались все северные и юго-восточные регионы Якутии. Нарушение визового режима грозило штрафом в размере 15 минимальных размеров оплаты труда и депортацией.

По данным Кротова, приведенным в книге "Автостопом по России", в 1993 году республиканский Конституционный суд объявил, что введение визового режима для граждан России является не ограничением права на свободу передвижения, закрепленного в Конституции Российской федерации, а механизмом реализации этого права.

Незаконная половина

Об излишней независимости государства в государстве Москва вспомнила только в 2000 году – с приходом к власти нового президента России Владимира Путина. 30 мая 2000 года Путин предложил региональным лидерам пересмотреть разграничение полномочий между Российской Федерацией и регионами.

Коммерсант писал тогда, что не менее половины статей местной конституции не соответствуют основному закону Российской Федерации.

При этом основной претензией федеральной власти к республике, как сообщала газета Ведомости, считалось право собственности Якутии на природные недра. "Ведомости" писали, что благодаря этому пункту республиканской конституции алмазодобывающая компания "АЛРОСА" ежегодно выплачивала правительству Якутии рентные платежи за использование месторождений алмазов.

Якутск подчинился требованиям центра, в начале 2001 года Михаил Николаев попросил депутатов рассмотреть более 80 статей республиканской конституции, не соответствующих Конституции России. Предполагалось, что поразить себя и свое государство в правах Николаев согласился в обмен на разрешение федерального центра выдвинуться на третий срок на приближающихся выборах главы Якутии.

Однако депутаты согласились рассмотреть только 29 статей. Заместитель начальника главного правового управления президента Якутии Светлана Охлопкова заявила тогда Коммерсанту, что игнорирование Николаева парламентом обусловлено "желанием некоторых депутатов, имеющих президентские амбиции, дестабилизировать ситуацию в республике".

3 мая 2001 года Верховный суд Якутии с четвертой попытки удовлетворил заявление республиканской прокуратуры, признав не соответствующими федеральному законодательству 67 статей конституции республики. Однако местные депутаты согласились убрать только положение о праве президента Якутии на формирование собственных вооруженных сил страны.

В разгар избирательной кампании президента Якутии в ноябре 2001 года прокуратура республики возбудила уголовное дело о распространении предвыборных листовок от имени кандидата в президенты Василия Колмогорова. Полный текст листовки публиковала газета "Газета":
"Якуты! За вами будущее! Якуты Алдана! Обращаюсь к вам как к истинным патриотам Республики. Почему ресурсами нашей многострадальной Республики распоряжаются только русские? Почему крупнейшими предприятиями Якутии руководят только русские? Почему Путин так хочет оставить во главе компании "АЛРОСА" именно русского? Я не только знаю ответ, но еще я знаю, как защитить от посягательств Москвы коренное население Республики Саха. Я знаю, почему меня не поддержал Кремль. Потому что я всей душой болею за Вас, за настоящих хозяев Республики Саха.
Василий Колмогоров

В 2001 году Михаила Николаева несколько раз пытались снять с выборов президента, после чего он отказался участвовать в выборной гонке самостоятельно.

Статус социального государства

13 января 2002 года президентом Якутии был избран бывший глава "АЛРОСА" Вячеслав Штыров. Штыров считался в республике ставленником Москвы. Однако 22 июля 2004 году он обратился к президенту, премьеру и председателям обеих палат парламента России с заявлением, в котором критиковались очередные распределения полномочий между Якутией и Россией – федеральный центр перенаправлял финансовые потоки внутри государства, отдав федеральному бюджету большую часть налоговых поступлений регионов, и взвалив на региональные бюджеты дополнительные обязательства по социальным выплатам населению.

Вместе со Штыровым под письмом к руководителям России подписались главы пяти регионов: Бурятии, Хабаровского края, Сахалинской и Магаданской областей и Корякского автономного округа и уполномоченные лица от глав Камчатской, Читинской и Амурской областей и Еврейской автономной области. В заявлении говорилось, что поправки к федеральному законодательству "отменяют заявленный в Конституции статус социального государства".

Общее сокращение доходной части подписавших под обращением субъектов Федерации должно было превысить 4 миллиарда рублей. Расходная часть региональных бюджетов увеличивалась на 19 миллиардов рублей. Однако письмо Москвой было проигнорировано.

Закон и порядок

Вскоре после подписания Штыровым обращения к Москве ряд федеральных СМИ начал обвинять президента Якутии в национализме, коррупции и нелояльности. Мелкие конфликты Якутска с Российской Федерацией продолжались несколько лет. Все это время из конституции Якутии предлагали исключить статьи о суверенитете. К 2009 году к конституции Якутии было принято более 50 поправок.

Последний бой республика дала 18 февраля 2009 года, когда депутаты Госсобрания вновь отказались исключать положение "О суверенитете республики" из основного закона, так как это положение было признано не противоречащим российской Конституции и не ограничивающим федеральный суверенитет.

8 июня 2009 года точку в деле о независимой Якутии поставил Конституционный суд России. Суд призвал республики Татарстан, Башкортостан, Тыву и Саха (Якутию) в кратчайшие сроки изъять из своих конституций положение о суверенитете. Через неделю, 17 июня Госсобрание республики согласилось пойти на этот шаг.

В борьбе за суверенитет Якутия никогда не шла на открытые столкновения с Москвой, ограничиваясь лишь судебными разбирательствами и тихим невыполнением федеральных постановлений. По всей видимости, сейчас такая борьба стала невозможной. Или региональные власти поняли, что с главным юристом России - президентом Дмитрием Медведевым в судах тягаться в любом случае не получится.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: