Книппели чем опасны для деревянных судов

Обновлено: 26.04.2024

Предлагаемое изобретение относится к области морской артиллерии.
Распространенной разновидностью боеприпасов в эпоху парусного флота являлись книппель или цепной книппель, предназначенные для нанесения повреждений парусному вооружению вражеского корабля. (См.рис)

Недостатком данного типа снаряда является малая дальность стрельбы. Данный снаряд использовался вплоть до начала 19-го века, когда прогресс в развитии артиллерии привел к созданию нарезных бомбических орудий. Со второй половины 19-го века широкое применение на флоте паровых машин сделало применение книппелей неэффективным.
Однако, в гипотетической ситуации, когда корабль, вооруженный нарезной артиллерией, должен будет вести бой с парусными кораблями, его огонь по парусной оснастке и рангоуту будет малоэффективен.

Указанные задачи решаются посредством применения специального нарезного книппеля.

Заявляемое устройство содержит: корпус снаряда, состоящий из стакана и головной части, цепи, связывающей части корпуса, вышибного заряда и взрывателя типа дистанционной трубки. (См. рис.)

Устройство работает следующим образом. Перед выстрелом выставляется дистанция подрыва. После выстрела снаряд движется, сохраняя обтекаемую форму на большей части траектории полета. После срабатывания вышибного заряда половинки корпуса снаряда разлетаются на длину цепи. Получившаяся конструкция наносит сильные повреждения такелажу и рангоуту вражеского корабля.

Ближайшим аналогом заявляемого устройства является шрапнель, изобретенная в 1803г. (См. рис.)

Существовала также шрапнель системы Гартца, где вместо круглых пуль использовались так называемые накидки, обрезки стальных трубок, залитые свинцом и соединенные короткими тросами. Шрапнель Гартца использовалась для стрельбы по аэропланам.

Эти накидки можно рассматривать как разновидность книппеля. Однако, их небольшие размеры не обеспечивают серьезных повреждений парусов крупного корабля, а тем более его рангоута.

Формула изобретения

1. Устройство цепного книппеля для стрельбы из нарезных орудий, отличающееся тем, что разделение поражающих элементов производится на конечном участке траектории полета снаряда.
2. Устройство цепного книппеля для стрельбы из нарезных орудий, отличающееся тем, что части корпуса снаряда являются поражающими элементами.

Для иллюстрации полезности данного изобретения приводятся приложения 1 и 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . Область применения заявляемого устройства.

В романе Игоря Лысака «Одиссея адмирала Кортеса» российский траулер отправляется в прошлое чтобы грабить испанские золотые конвои. Траулер перемещается в Карибское море за несколько дней до того, как ураган утопит конвой.
Возникает проблема — как остановить испанские галеоны перед тем, как взять их на абордаж? Оказывается, в арсенале траулера нет подходящих средств. Обычные фугасные снаряды не годятся, так как топить испанские корабли нежелательно.
Заявляемое устройство прекрасно подошло бы для решения данной проблемы.
В третьей части романа отряд из 5-ти тринидадских кораблей топит 10 кораблей из эскадры адмирала Холмса. Причем, большую часть огневых задач решает радиоуправляемый вертолет. Проблема в том, что промышленность Тринидада не может обеспечить иновременный вертолет даже топливом, не говоря уже о запчастях.
Следующая проблема в том, что тринидадцам вовсе и не требуется топить английские корабли. Достаточно нанести серьезные повреждения их парусам, и они не смогут помешать испанцам высадиться в Порт-рояле. Сделать это можно при помощи заявляемого устройства, силами 2-х…3-х паровых бригантин. Причем, стрелять можно днем с дистанции 1 км без применения иновременных тепловизоров.
Важным преимуществом такого решения, кроме использования доступных технологий, является моральный аспект. Так как заявляемое устройство в какой-то степени является нелетальным оружием. И если пиратские корабли неукоснительно уничтожаются вместе с пиратами, то сохранение жизней военных моряков будет иметь очень благоприятные политические последствия. Тем более это верно в случае расстрела второй непобедимой армады.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Типовые характеристики переоборудованных кораблей.

Тринидадцы, застрявшие в 17-м веке, вынуждены использовать трофейные корабли местной постройки. При этом они проявляют похвальную изобретательность, но упускают некоторые более доступные и технологичные решения. В частности, колесный движитель, который намного проще смонтировать на готовом корабле, по сравнению с гребным винтом.
Тут уместно вспомнить, что первым пароходом, пересекшим Атлантику, был колесный пароход «Сириус» с парусным вооружением бригантины. (См. рис)

Я писал уже и различных пушках и даже об одном типе лафетов, теперь пришла очередь сказать, что ни будь и о снарядах. Начать, решил с такого необычного снаряда как книппель.

Для привлечения внимания, в начале статьи помещу картинку из «The Illustrated London News», где художник запечатлел русский книппель, попавший в HMS «Agamemnon» во время сражения 17 октября 1854 г. Хорошо видно, что происходит со снарядом, после его попадания в деревянный корпус:


Книппеля это специализированные снаряды, применявшиеся в береговой и морской артиллерии, главное предназначение которых разрушение рангоута и такелажа парусных кораблей. Название снаряда происходит от голландского слова «knuppel», что в переводе означает «дубинка». На суше книппеля практически не использовались, хотя можно упомянуть тот факт, что в артиллерийских наставлениях XIX века, иногда встречаются рекомендации использовать их и в осадной артиллерии, с целью разрушения деревянных палисадов.

Книппеля в российской Сухопутной артиллерии (впрочем, так же и в Морской), к началу Крымской войны, уже давно считались устаревшим типом снарядов и были выведены за штат. Так, в Высочайше утверждённых в 1844 г. «Правилах вооружения приморских крепостей» (напомню, что на основе этого документа, осуществлялась комплектование отечественной гарнизонной артиллерии материальной частью), в перечне снарядов назначенных к орудиям на приморских батареях, они не упоминается совсем. В вышедшем перед самой войной «Руководстве для артиллерийской службы» (1853 г.), была опубликована ведомость, в которой показана величина боевых зарядов, полагаювшимся к российским орудиям различного типа, при стрельбе всеми видами снарядов состоящих на вооружении в этот период. Зряды для ведения огня книппелями в ней не показаны вообще. Причина была указанна в примечании к ведомости: «. Снаряды эти хоть и имеются в крепостях, но об уничтожении их последовало Высочайшее повеление». Однако, не смотря на это, во время войны 1853-56 г., они всё ещё в большом количестве находились в крепостях на хранении, и в случае необходимости могли быть пущены в ход. В качестве наглядной иллюстрации этого, могут служить сведения по наличию снарядов данного типа в Севастопольской крепости. В частности, по состоянию на 20 ноября 1854 г., в крепости числилось 1870 шт. книппелей, из которых, 1790 шт. находилось непосредственно на береговых батареях и ещё 90 шт. хранилось в Северном укреплении.



Из-за своей формы, после того как снаряд покидал ствол, он практически сразу начинал неконтролируемо кувыркаться, вследствие чего точность стрельбы им была крайне невысока. Хоть какой ни будь прицельный огонь книппелями, был возможен на дистанцию не превышающую 300 саж. (640 м). Интересная рекомендация по стрельбе книппелями приводится в наставлении для флотских артиллеристов «Практическая морская артиллерия» (1841г.): «…Наводить орудия в надводную часть кузова, имея в виду, что для повреждения снастей и мачт достаточно и тех снарядов, которые поднимутся над кузовом случайно. Это необходимо потому, что книпельные выстрелы не столь верны, что бы снаряд мог попасть в такую ограниченную цель как снасти…». Так же действовать книппелями непосредственно в корпус кораблей советовалось при стрельбе в упор, в этом случае, попавшие снаряды производили в корабельных бортах обширные проломы.

Крымская война немного продлила время нахождения книппелей на вооружении российской крепостной артиллерии, но массовое строительство пароходов в середине XIX века и значительное увеличение дальности, на которых вёлся артиллерийский бой, очень быстро сделало снаряд, предназначенный для поражения парусных судов на близкой дистанции, совершенно бесполезным. Всё это послужило основанием к тому, что 1860 г. книппеля были окончательно сняты с вооружения.

Корабельные ядра виды боеприпасов

Корабельные ядра – неотъемлемый ресурс любого пиратского корабля. Из данной заметки вы узнаете о разновидностях корабельных боеприпасов, их свойстве и боевом предназначении. Кстати, первые ядра для пушек были каменными и ничем не отличались от ядер для античной баллисты. Круглую форму ядру придавали не обтесывая его, а обматывая веревками. Лишь под конец XV века ядра стали делать из чугуна.

Ядра. Один из самых простых, надежных и недорогих боеприпасов. Ни один капитан не выходил в море без доброго запаса литых чугунных ядер на борту. Простой чугунный или бронзовый шар пригоден как для защитного огня, так и для атакующего. Наиболее правильным подходом в использовании ядер является стрельба по корпусу вражеского корабля и обстрел фортов.

Картечь. Небольшие бронзовые или чугунные шарики, засыпающиеся в орудийное дуло и при выстреле наносящие урон команде – это картечь. От дроби картечь отличается тем, что имеет больший размер. Ввиду небольшой дальности и низости полета, картечь рекомендуется использовать перед абордажем на небольшом расстоянии от вражеского судна.

Книппели. Вид снаряда, предназначенный для нанесения урона парусам и мачтам корабля. Книппель представляет собой два связанных цепью или шестом ядра. В полете данный снаряд вращается, и, попав в цель, наматывает на себя оснастку и паруса вражеского корабля, тем самым нанося врагу значительный удар по маневренности и скорости.

Бомбы. Самый совершенный, дорогой и разрушительный вид боеприпасов на тот час. Бомба представляет собой чугунный шар с находящимся в нем порохом и воткнутым фитилем. После выстрела бомба разрывается и поражает врага своими осколками и взрывной волной, попутно поджигая оснастку и нанося сильный урон корпусу.

Интересно будет узнать, что производство чугунных ядер положительно сказалось на морской оружейной промышленности. Новый вид боеприпасов давал возможность увеличить длину пушки до более разрушительного калибра, о котором сначала и вовсе не заботились, так как тогда попросту использовалось любое подходящее по размеру ядро.

Книппель на корабле

На протяжении веков пушки были воплощением боевой мощи. Эти мощные орудия размещали в фортах по всему миру, а пушки скромных размеров использовались сухопутными войсками и на боевых кораблях. Как правило, в качестве зарядов к пушкам использовали самые обычные ядра, но иногда из них стреляли чем-то действительно необычным.

1. Раскаленное ядро

Пушечный залп снаряд раскаленное ядро

Пушечный залп: снаряд «раскаленное ядро»

Как будто традиционные пушечные ядра были недостаточно пугающими, иногда эти железные «шары» нагревались до раскаливания, чтобы они поджигали деревянные корабли. Известные как «огненный залп», эти светящиеся пушечные ядра были эффективными, но опасными при использовании снарядами.

Многие прибрежные форты были оснащены специальными печами для создания «огненных залпов», но при загрузке ядер в пушку требовалась большая осторожность, чтобы преждевременно не поджечь порох. Ядро обычно нагревалось до температуры 800 — 900 ° C, поэтому «огненный залп» мог разрушить внутреннюю часть пушки и привести к взрыву.

Пушки с «огненным залпом» обычно загружались меньшим количеством пороха, чтобы ядро не могло пробить насквозь корабль, а поджигало его. Учитывая риск возгорания и взрыва, использование «огненного залпа» было запрещено на многих морских кораблях, а окончательно такое оружие устарело с появлением и распространением железных кораблей в середине 1800-х годов.

2. Картечь

Пушечный залп снаряд картечь

Пушечный залп: снаряд «картечь»

Картечь была в основном противопехотным снарядом, который состоял из простого металлического каркаса или холщового мешка, заполненного железными или свинцовыми шариками. Каркас или мешок разрушались при попадании, и дробь разлеталась по всей округе.

На суше картечью с близкого расстояния выбивали целые просеки в наступающих шеренгах войск противника, и она использовалась в ряде войн в XVIII и XIX веках. В море же это был эффективное средство против экипажей на палубах кораблей, а также картечью можно было повреждать паруса и оснастку.

3. Книппель

Пушечный залп снаряд книппель

Пушечный залп: снаряд «книппель»

Еще одно деморализующим оружием против парусных судов являлся книппель, который был разработан специально для повреждения оснастки кораблей. Он был предназначен для стрельбы с близкого расстояния и выглядел как два железных шара, соединенных цепью, иногда длиной до 1,8 м.

Несмотря на то, что книппели были очень неточными, эти снаряды могли проламывать палубу корабля, нанося страшный ущерб всему на своем пути, отрывая людям конечности, ломая оснастку и срывая паруса. Книппели стали бесполезности, когда корабли стали паровыми.

4. Морская картечь

Пушечный залп снаряд морская картечь

Пушечный залп: снаряд «морская картечь»

Эта разновидность снаряда была аналогична обычной картечи, только использовалась на кораблях. Подобный снаряд также состоял из тонкостенной емкости, заполненной мелкими металлическими шариками, гвоздями, колючей проволокой или другими кусками металла. При стрельбе ядро разламывалось, высвобождая свое смертоносное содержимое по противнику.

Эти зловещие снаряды широко использовались в американской гражданской войне и наполеоновских войнах, и их можно было одновременно заряжать с обычными ядрами для эффективного использования пороха. Хотя они и не особенно эффективны против деревянных корпусов кораблей, выстрел картечью был недорогим, а также хорошо выкашивал матросов при удачном попадании.

5. Люди-ядра

Пушечный залп снаряд людиядра

Пушечный залп: снаряд «люди-ядра»

Первым человеком-ядром была 14-летняя девочка, известная как «Зазель», которой выстрелили с ярмарочной пушки в Лондоне в 1877 году. В отличие от боевых пушек, ярмарочные пушки обычно использовали пружины или сжатый воздух для «стрельбы» людьми. Для эффекта звука выстрела из настоящей пушки использовался порох или другая пиротехника.

Основную опасность в этом трюке являлся не сам выстрел, а приземление, и многие люди-ядра погибли или получили серьезные ранения. Бедная Зазель сломала себе спину и чуть не умерла, выполняя свой трюк в цирке П. Т. Барнума в 1891 году.

С появлением первых боевых кораблей началось активное использование сухопутного вооружения в море. Для этого требовались различные типы снарядов, адаптированных для морских сражений. На каждом этапе развития были задействованы передовые инновации. Современное оружие обладает функцией самонаведения на вражескую цель, достигает огромных скоростей при полете, происходит быстрая перезарядка. Разумеется, несколько столетий назад о таких технологиях моряки не могли даже мечтать. Рассмотрим эволюцию создания боеприпасов, необходимых для корабельной артиллерии.

Самые ранние пушки изготавливались штучно. Не существовало единой системы, согласно которой создавалось вооружение. Следовательно, для каждого орудия необходимо было изготовить свои индивидуальные снаряды, которые не подходили для других устройств. Разумеется, такое положение вещей было крайне неудобно, в особенности в условиях ограниченного пространства на корабле. Так появилась необходимость систематизации орудий в соответствии с калибром и другими показателями.

Снаряды для пушек

Снаряды для пушек

Каменные и чугунные ядра

В качестве первых снарядов артиллерийского вооружения на кораблях выступали каменные ядра. Они представляли собой шары, вытесанные из твердых пород камня. Для большей прочности их оковывали железными пластинами. В 15 веке, когда появилась возможность плавления металлов, началась повсеместная замена таких боеприпасов на чугунные или свинцовые ядра. Еще позже стали использовать железные снаряды.

Металлические боеприпасы были более тяжелые и соответственно могли нанести больший вред суднам противника. Однако точность наведения все еще оставляла желать лучшего. Дальность полета составляла около 2 километров, при этом радиус попадания находился в пределах 1000 метров. Даже если такое ядро поражало цель – оно делало лишь небольшую пробоину в корабле.

Необходимо было повредить судно в нескольких местах, чтобы оно было обездвижено. Для уничтожения цели требовались более усовершенствованные снаряды. Тогда умельцы придумали запускать раскаленные металлические ядра – при попадании в цель увеличивался шанс возгорания судна неприятеля. Однако скорость перезарядки бомбарды и первых пушек были слишком медленны. Некоторые устройства могли стрелять не чаще одного раза в сутки. Разумеется, этого было недостаточно во время боевых столкновений. Поэтому все еще был распространен абордаж и рукопашный бой.

Зажигательные ядра

И все-таки железные ядра не могли нанести желаемый ущерб противнику. Вражеский корабль оставался на плаву. Необходимо было придумать способ, при котором он будет уничтожен. Средневековые деревянные судна хорошо горели, но как на них устроить пожар, если находишься вдали от них? Можно выстрелить горящим снарядом.

Каменное ядро покрывали зажигательными веществами, и в таком виде стреляли из пушек. Во время вылета ядро загоралось – огненный шар летел на корабль противника. При попадании пожар был неминуем. В 17 веке такие ядра усовершенствовали. Основной зажигательный состав помещался в специальный мешочек, который наматывали на ядро. Полученный снаряд окунали в расплавленную серу и снова обрабатывали зажигательной смесью.

Книппель

В период существования парусных боевых судов одной из важных задач противника становилось обездвиживание корабля. Для этого необходимо было повредить непосредственно паруса. В этот период и был создан снаряд, называемый книппель, что в переводе с голландского означает «дубинка». Данный боеприпас представляет собой систему, состоящую из двух чугунных сфер или цилиндров, соединенных между собой железным стержнем. Визуально он напоминает современную литую гантель. При попадании такого снаряда в заданную цель паруса рвались, и корабль останавливался.

Родственным снарядом считаются цепные ядра или цепной книппель. В этом случае чугунные шары соединены не литым жезлом, а цепями. Длина сцепления варьировалась от нескольких десятков сантиметров до четырех метров. Такое соединение сделало снаряд более эффективным, в результате чего использование обычного книппеля повсеместно заменили на цепной. При зарядке орудия книппель находился в сложенном состоянии. После выстрела снаряд разворачивался и начинал хаотичное вращение. В случае попадания цепи наматывались на мачту и ломали ее.

Картечь

Картечный заряд

Еще один вид снаряда – картечь, представляет собой мешочек из ткани, внутри которого помещаются мелкие камни, а позже куски свинца или железа. Во время залпа мешок разрывался, и осколки неслись на огромной скорости по заданному направлению. Такой вид снаряда применялся против живой силы. Внутренние осколки разлетались в разные стороны, в результате чего картечь одновременно поражала большое количество людей.

С целью улучшения аэродинамики снаряд упаковывали в металлический или картонный цилиндр, внутри которого стали помещать сферические свинцовые элементы.

Картечью стреляли во время абордажа для уничтожения большого скопления людей. Различали два вида снарядов:

  • Ближняя картечь – корпус состоял из большого количества поражающих частиц, которые летели на близкое расстояние – около 100 метров;
  • Дальняя картечь – внутри располагались более крупные и тяжелые элементы, их количество было значительно меньше, чем у ближней картечи, однако дальность полета достигала 500 метров.

Шрапнель

В 19 веке был создан усовершенствованный вид картечи, который получил название шрапнель. Боеприпас начинялся разрывными пулями. Можно сказать, что это были первые попытки создания гранаты. Конструкция имела вид пустой сферы. Внутри нее помещались пули и деревянная или латунная трубка, начиненная порохом. В момент выстрела порох в трубке зажигался и взрыв капсулы замедлялся до того момента, пока весь порох не выгорит. Таким образом разрыв сферы происходил в момент достижения цели, что позволяло поразить большее количество вражеского экипажа.

От длины запальной трубки зависело время взрыва. Ее размер можно было корректировать непосредственно перед выстрелом, просчитывая какое расстояние необходимо преодолеть снаряду. Однако следует отметить, что в качестве корабельной артиллерии данный боеприпас применялся нечасто.

Разрывные снаряды

Разрывной снаряд

Следующим этапом в развитии боеприпасов стали разрывные снаряды. Чугунные или железные ядра, пустые внутри, начинялись порохом. В момент детонации граната раскалывалась на множество осколков. Металлические куски разлетались на десятки метров. У таких ядер имелся существенный недостаток: примерно четверть описываемых боеприпасов не взрывались. Еще часть срабатывала раньше времени и поражала собственных солдат.

Зажигательные смеси

Наряду с видоизменениями снарядов менялся состав и форма зажигательной смеси – пороха. Старинным образцом взрывчатого вещества была смесь селитры, угля и серы в соотношении 15:3:2. Такой состав помещали в казённик первых артиллерийских орудий, а затем через специальное отверстие поджигали его. Количество пороха засыпалось на глаз. Соответственно сила выстрела каждый раз отличалась, что влияло на скорость и дальность полета снаряда.

С течением времени химический состав взрывчатого вещества претерпевал изменений. Позже для удобства стали использовать картузы – тканая оболочка в форме цилиндра, внутри которой размещается необходимое количество заряда. Такие усовершенствования позволили ускорить скорострельность вооружения и создать более безопасную эксплуатацию корабельной артиллерии.

Бризантные снаряды

Бризантные снаряды

В 19 веке повсеместную распространенность получили бризантные снаряды. Стальной корпус такого боеприпаса был начинен дробящим веществом – динамитом, мелинитом и другими сильно взрывчатыми составами. Эффективность такого снаряда в значительной степени превосходила боеприпасы, начиненные порохом. Это связано с тем, что при разрыве, например, шрапнели все осколки направляются преимущественно в одну сторону – по ходу движения картечи. В случае с бризантными снарядами взрыв не имеет одного направления – осколки летят во все стороны, в результате чего поражаются даже те цели, которые находятся за укрытием.

Несмотря на достаточный уровень попадания, такие снаряды имеют серьезную недоработку: они могут самостоятельно взрываться при производстве, хранении и подготовке к запуску. Дробящее вещество вступает в химическую реакцию с металлом, в результате чего происходит самовозгорание и последующая детонация. Для предотвращения несанкционированного взрыва внутреннюю часть боеприпаса покрывают оловом. Тем не менее несчастные случаи продолжали происходить.

Современные типы снарядов

Главной задачей производителей боеприпасов являлось увеличение силы взрыва. Это стремление и стало причиной создания ядерных снарядов – самого мощного оружия на сегодняшний день.

Ракеты и Реактивные комплексы

Появляются реактивные ракеты – непосредственно на снаряде устанавливается реактивный двигатель, который задает необходимую скорость полета. Такое оружие относится к разряду неуправляемых.

Залп с крейсера quotВорягquot

Залп с крейсера “Воряг”

Корректируемые (управляемые) боеприпасы имеют следующие варианты управления:

  • При полете на дальние расстояния система корректировки производится по навигационным системам, например, GPS.
  • Для поражения движущейся цели ее подсвечивают лазером. В этом случае снаряд реагирует на эту подсветку, запускается процесс самонаведения.
  • Кассетные снаряды – на определенном этапе ракета выпускает управляемые кассеты, которые реагируют на тепловые излучения.

Выделяют следующие виды современных снарядов:

  • Фугасные;
  • Осколочно-фугасные;
  • Зенитные;
  • Осколочно-фугасно-зажигательные;
  • Осколочно-трассирующие.

Книппель что это

Я писал уже и различных пушках и даже об одном типе лафетов, теперь пришла очередь сказать, что ни будь и о снарядах. Начать, решил с такого необычного снаряда как книппель.

Для привлечения внимания, в начале статьи помещу картинку из «The Illustrated London News», где художник запечатлел русский книппель, попавший в HMS «Agamemnon» во время сражения 17 октября 1854 г. Хорошо видно, что происходит со снарядом, после его попадания в деревянный корпус:

Книппеля это специализированные снаряды, применявшиеся в береговой и морской артиллерии, главное предназначение которых разрушение рангоута и такелажа парусных кораблей. Название снаряда происходит от голландского слова «knuppel», что в переводе означает «дубинка». На суше книппеля практически не использовались, хотя можно упомянуть тот факт, что в артиллерийских наставлениях XIX века, иногда встречаются рекомендации использовать их и в осадной артиллерии, с целью разрушения деревянных палисадов.

Книппеля в российской Сухопутной артиллерии (впрочем, так же и в Морской), к началу Крымской войны, уже давно считались устаревшим типом снарядов и были выведены за штат. Так, в Высочайше утверждённых в 1844 г. «Правилах вооружения приморских крепостей» (напомню, что на основе этого документа, осуществлялась комплектование отечественной гарнизонной артиллерии материальной частью), в перечне снарядов назначенных к орудиям на приморских батареях, они не упоминается совсем. В вышедшем перед самой войной «Руководстве для артиллерийской службы» (1853 г.), была опубликована ведомость, в которой показана величина боевых зарядов, полагаювшимся к российским орудиям различного типа, при стрельбе всеми видами снарядов состоящих на вооружении в этот период. Зряды для ведения огня книппелями в ней не показаны вообще. Причина была указанна в примечании к ведомости: «…Снаряды эти хоть и имеются в крепостях, но об уничтожении их последовало Высочайшее повеление». Однако, не смотря на это, во время войны 1853-56 г., они всё ещё в большом количестве находились в крепостях на хранении, и в случае необходимости могли быть пущены в ход. В качестве наглядной иллюстрации этого, могут служить сведения по наличию снарядов данного типа в Севастопольской крепости. В частности, по состоянию на 20 ноября 1854 г., в крепости числилось 1870 шт. книппелей, из которых, 1790 шт. находилось непосредственно на береговых батареях и ещё 90 шт. хранилось в Северном укреплении

Из-за своей формы, после того как снаряд покидал ствол, он практически сразу начинал неконтролируемо кувыркаться, вследствие чего точность стрельбы им была крайне невысока. Хоть какой ни будь прицельный огонь книппелями, был возможен на дистанцию не превышающую 300 саж. (640 м). Интересная рекомендация по стрельбе книппелями приводится в наставлении для флотских артиллеристов «Практическая морская артиллерия» (1841г.): «…Наводить орудия в надводную часть кузова, имея в виду, что для повреждения снастей и мачт достаточно и тех снарядов, которые поднимутся над кузовом случайно. Это необходимо потому, что книпельные выстрелы не столь верны, что бы снаряд мог попасть в такую ограниченную цель как снасти…». Так же действовать книппелями непосредственно в корпус кораблей советовалось при стрельбе в упор, в этом случае, попавшие снаряды производили в корабельных бортах обширные проломы.

Крымская война немного продлила время нахождения книппелей на вооружении российской крепостной артиллерии, но массовое строительство пароходов в середине XIX века и значительное увеличение дальности, на которых вёлся артиллерийский бой, очень быстро сделало снаряд, предназначенный для поражения парусных судов на близкой дистанции, совершенно бесполезным. Всё это послужило основанием к тому, что 1860 г. книппеля были окончательно сняты с вооружения.

Книппель что это

Труд этот местами напоминает житие святого и подчас не справедлив и не благороден по отношению к противнику, зато автор лично встречался со многими участниками битвы с английской стороны (включая мистера Уоллиса, который появится на этих страницей еще юношей, и закончит свои дни в возрасте ста лет в чине адмирала флота, до последнего числясь в списке офицеров действительной службы) и с педантизмом более уместным для медика, чем для духовной особы, описывает каждый выстрел, будь то ядро, книппель или картечь, выпущенный сражающимися кораблями.

Книппель что это

Книппель

Книппель — это оригинальная разновидность ядра для пушечных сражений на море.
Причем, если просто чугунные ядра прменялись с 1493 года, то книппели появились только в 17-м веке…


Классический книппель выглядит как гантеля. Фактически, это два ядра (чаще — два полуядра), соединенные перемычкой. После выстрела эта штука крутилась и обрывала снасти вражеского корабля. Если обычное ядро просто делало дырку в парусе, то тут парус разрывался на части.

Со временем эта штука усовершенствовалась — появились цепные книппели.
То есть половинки ядер соединяли не жесткой перемычкой а цепью.
Цепь могла доходить до 4-х метров длины. Естественно, такое эффективное оружие применяли вплоть до 19 века, когда парусные суда стали сходить на нет.

Собственно, весь этот разговор затеян не только для того, чтобы попаданец вспомнил о такой эффективной вещи на сотню-другую лет раньше. Это, конечно, много дороже цельных чугунных ядер, но ведь и насколько эффективней! Хоть книппели не могут быть основным оружием — они только лишают вражеский корабль хода, а уничтожать его придется уже обычными ядрами.

Тут вопрос другой — задолго до книппелей строились метательные орудия под ядро. Например, те же баллисты. И подобные орудия устанавливали и на римских галерах. А если стрелять из них не ядром или тяжелой стрелой, а книппелем? И неважно, что применять его необходимо против таких же галер, и стрелять надо не по такелажу, а по веслам — все равно эффект будет подобным, то есть лишение хода. Ведь даже несильный удар по веслам рычагом передастся на другой конец, где сидит живой человек, ничего не подозревающий.
Ведь и тараны в свое время были придуманы больше для ломания весел, а не пробивания дыры в корпусе.

Для попаданца, оказавшегося до 16-го века связанным с морем, книппель может оказаться очень полезной приблудой.

Книппель что это

Такому человеку свойственно стремление к стабильности и постоянству, однако жизненные обстоятельства могут заставлять его часто менять работу, семью или место жительства. Книппель отличается пунктуальностью и умением принимать решения очень быстро, проявляя смекалку и остроумие.

Книппель пользуется успехом у противоположного пола, может вести себя нерешительно или наслаждаться любовными победами. Несмотря на стремление к стабильности и постоянству, такому человеку не просто сохранять верность и преданность.

Достоинства

  • Доброжелательность;
  • Порядочность и честность;
  • Стремление к высоким нравственным идеалам;
  • Чувствительность;
  • Коммуникабельность.

Недостатки

  • Нерешительность;
  • Переменчивость в мыслях и желаниях;
  • Отсутствие смелости;
  • Застенчивость;
  • Непредсказуемость.

Характерные особенности фамилии Книппель

На графике представлены характерные особенности обладателя фамилии Книппель, которые формируют психотип личности этого человека.

Характерные особенности обладателя фамилии Книппель

Периоды жизненной активности обладателя фамилии Книппель

На графике обозначены возрастные промежутки, характерные периодами жизненной активности обладателя фамилии Книппель. В разных возрастных промежутках активность может быть, как и большей, так и меньшей.

График жизненной активности Книппель

Фамилии по буквам

Поиск фамилии

💏 Ваш персональный гороскоп совместимости

Улучшенный, более точный и более глубокий гороскоп совместимости. Анализ ожиданий в отношениях, степени соответствия и подробное описание совместимости. Гороскоп строится по 4-м основным астрологическим параметрам человека.

Вот, к примеру, корпус общеизвестного лайнера "Адмирал Нахимов", бывший пароход "Berlin" состоял из набора, и обшивки, как и у всех судов начала 20 века, которые строились без применения сварки.


Частота клепочных гнезд создавала минимальные зазоры между листами металла. Проще говоря, сопряжение заготовок было настолько плотным, что поверхностное натяжение (воды) в стыках было весьма приличным. Что уже делало бы корпус герметичным. Учитывая то, что клепку монтировали раскаленной. После остывания она стягивала свой личный участок максимально.

Ну и в довершение стыки дорабатывали специальными приспособлениями. Понятнее - чеканили все кромки стянутых клепкой листов. "Осаживая" таким образом часть металла к линии соединения. Делая щель - практически микроскопической.

А если представить, что клепка корабельных корпусов была многорядовой, да еще потом корпус покрывался специальными составами, которые окончательно герметизировали стыки, то понятное дело - корпус становился непроницаемым.

Чеканка клепочного шва


Рациональное зерно в описанном способе есть. А как подгоняли листы со сложным профилем? Ведь изогнуть точно по контуру лист 5 метров на 2 метра, и толщиной 20 мм едва ли возможно. — 6 лет назад

Гнут специальными станками. И видел на РЭБ флота станины для загибания по любым лекалам. Правда, клепку там уже не делали, но ремонтировали старый дебаркадер, кассу-причал. Пневмомолотом чеканили новые стыки. После замены порванных клепок. — 6 лет назад

Ваш вопрос фактически состоит из двух разных тем: 1) как обеспечивалась герметичность клепки, и 2) как обеспечивалась друг к другу точная подгонка криволинейных стальных листов?

Правильно написал Епрст Известный герметичность обеспечивалась тем, что клепали раскаленными заклепками,иногда даже между стальными листами клали тканевые прокладки смазанные водостойким материалом. И при этом ткань нисколько не обгорала из-за заклепок - потому, что сами-то стальные листы обшивки оставались абсолютно холодными, да и заклепки располагаются друг от друга на значительном расстоянии нескольких сантиметров, тем более что ткань при этом находилась между плотно сжатыми стальными листами - то есть практически в безвоздушном пространстве - поэтому сгореть она не могла. В доказательство этого вспомните разрушение башен-Близнецов в Нью-Йорке, когда при разборе их был найден бумажный паспорт одного из арабских террористов, который нисколько не сгорел потому, что был плотно зажат между двумя бетонными плитами, хотя рядом бушевал чудовищный пожар из десятков тонн авиационного керосина.

Вдобавок герметичность корабельной обшивки кроме чеканки обеспечивается еще и банальной ржавчиной. Как правильно написал Е Известный, после чеканки остается только микроскопической толщины щель. Но практически сразу же в этом месте возникает коррозия - то есть ржавчина! Которая и закрывает эту микроскопическую щель абсолютно герметично без всякой возможности протечки воды даже под огромным давлением - надо сказать что большинство подводных лодок во вторую мировую войну были клепанными - во всяком случае у них были клепанные участки прочного корпуса - и они не пропускали воду даже на глубине 210 метров, куда иногда проваливались ПЛ.

2 Точная подгонка стальных листов двояковыпуклой кривизны (то есть когда кривизна поверхности в двух плоскостях как например у шара, а не в одной - как у цилиндра или конуса - которые легко согнуть. Так вот - для гибки толстых стальных листов используются следующие приемы (это все я сам видел своими глазами). Сначала толстый стальной лист загоняют в большую печь и нагревают его докрасна. Потом гидравлическим прессом бьют по нему в нужных местах, так, чтобы изогнуть приблизительно по форме. Потом приносят специально сделанный деревянный шаблон из перекрещивающихся досок, которые выпилены и выстроганы точно по форме нарисованной с теоретического чертежа этого судна на плазе. Кладут этот шаблон на изогнутый стальной лист и убеждаются что он изогнуть неправильно. Сразу после этого опять загоняют стальной лист в печь и снова нагревают его. Тут же вытаскивают обратно под пресс и снова гнут прессом, опять кладут на него шаблон, чтобы убедится что шаблон точно прижат всеми своими досками к поверхности этого стального листа - и так происходит как минимум два-три раза, а иногда и по пять раз!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: