Кибернетический метод в теории государства и права

Обновлено: 26.04.2024

Если знание предмета теории государства и права позволяет четко отвечать на вопрос, что изучает эта наука, то знание методологии позволяет дать ответ на другой важнейший вопрос: как наука это делает, с помощью каких методов и приемов.

Дело в том, что методология любой науки также не является произвольно придуманным, привнесенным извне набором способов и приемов изучения. Методология является объективно определяемой предметом изучения, вытекающей из общих концептуальных подходов, уровня научного знания, частью каждой науки, ее существенным элементом.

Методология представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них. Но объективно эта система, этот набор задаются природой изучаемых явлений и процессов, вытекает из общего методологического состояния научного знания, научных интересов.

Своей методологии объективно требует и получает ее современная теория государства и права.

Это приходится подчеркнуть, т.к. на предыдущем, марксистско-ленинском этапе своего развития отечественная теория государства и права, разделив все методы на основной и частные, использовала главным образом лишь так называемый основной метод материалистическую диалектику.

И если бы опять же не было догматизации и вульгаризации диалектико-материалистического метода, в таком подходе не было бы ничего страшного. Ведь в рамках этого метода государство и право рассматривается как развивающиеся, динамичные социальные институты. Причины их развития коренятся в материальных условиях жизни общества. Противоречивый характер этого развития также признается материалистической диалектикой.

Словом, все бы ничего, если бы этот метод не противопоставлялся всем иным, которым придавалась роль вспомогательных, частных, второстепенных методов. И их умаление лишало теорию государства и права знаний реальных государственно-правовых явлений и процессов, придавало ей схоластический, умозрительный характер, снижало научную обоснованность ее рекомендации. Особенно это касалось социалистического типа государства, когда неиспользование социологического, сравнительного, статистического методов, правового эксперимента затушевывало научные знания об этом типе государства, приводило к его необоснованной апологетике.

В свою очередь гиперболизация материалистической диалектики превращала методологию в искусственные поиски «восхождения» научного знания от конкретного к абстрактному, к схоластичным рассуждениям об отсутствии в социалистическом государстве антагонистических противоречий и т. д.

При таком подходе, по сути, утверждается, что сознание индивида (его установки, стереотипы, догмы, мифы и т.п.) должны определять только то бытие, та среда, в которой он живет. Разумеется, нет ничего более вульгарного, чем определение духовного мира конкретного человека исключительно его бытовыми, в том числе жилищными, трудовыми, семейными условиями. Их, разумеется, нельзя игнорировать, но нельзя и сводить исключительно к ним все многообразие духовной и нравственной жизни каждого конкретного человека. Кроме того, из положения «бытие определяет сознание» можно выводить самые разные, в том числе и самые вздорные, требования. Но, к счастью, как часто сознание индивида не соответствует его конкретному бытию, да и конкретное бытие не соответствует индивидуальному сознанию.

Но главное заключалось все же в том, что под вульгаризированные и пронумерованные Сталиным в «Кратком курсе ВКП(б)» догмы материализма и диалектики подгонялась и методология всех иных наук, в том числе и юридической науки. При этом игнорировались многие направления и особенности методологии теории государства и права.

А ведь широкое использование только одного сравнительного метода, при котором идет сопоставление правовых систем, отраслей права и других структурных элементов государственно-правовой жизни разных обществ, сразу бы показало, какие пробелы, недочеты и упущения существуют при социалистическом государстве в сфере защиты прав и свобод граждан.

Правдивая правовая статистика сразу бы позволяла на основе ее анализа и обобщения получить научные знания о причинах и формах правонарушений, преимущественно репрессивной роли правоохранительных органов и т.д.

Социологический метод позволил бы установить и измерить роль социальных факторов, их влияние на государственно-правовое развитие общества.

Только в 70-80-х годах положение с методологией юридической науки несколько изменилось : были предприняты серьезные усилия ряда ученых-юристов поднять методологическую основу отечественной теории государства и права за счет активного и широкого использования социологического и статистического методов при изучении эффективности действия права. Получили развитие и этот период и взгляды о необходимости использовать кибернетический метод, правовой эксперимент и ряд других.

Теория государства и права тесно связана и с такими общественными науками, как философия, социология, политическая экономия, политология, этнография – и связь эта главным образом проходит именно в методологической сфере научного познания. Поэтому использование социологического, сравнительного, формально-логического метода существенно обогащает методологию теории государства и права.

Правовой эксперимент – опытная проверка закона на ограниченной территории – использовали в правотворчестве России еще в XIX веке.

Разумеется, может быть полезным и творческое использование материалистической диалектики – важного методологического арсенала философии.

Также значимо было бы использование кибернетических методов (например, подход к управляемым процессам с учетом обратной связи, обязательного соответствия «разнообразия» управляющей и управляемой систем и т.п.). . читать далее .

Определим состав и систему методов теории государства и права.

Учение о методах и их классификации, теоретическое обоснование используемых в науке системы методов познания окружающей мира называют методологией. Термин «методология» обозначает систему методов, применяемых данной наукой.

Под методом науки понимается совокупность приемов и средств, при помощи которых познается предмет и приобретаются новые знания. Метод представляет собой подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам.

Всю систему методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно подразделить на следующие группы: всеобщие, общенаучные и частнонаучные.

Всеобщие методы – это система философских и мировоззренческих подходов, которые выражают наиболее универсальные принципы мышления.

В системе всеобщих методов выделяют: метафизику (государство и право рассматриваются как неизменные институты, которые не связаны друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (государство и право рассматриваются как динамичные категории, которые находятся в определенных взаимосвязях с иными общественными явлениями).

Общенаучные методы – это приемы, которые в отличие от всеобщих методов не включают все научное познание, а используются лишь на отдельных его этапах. К общенаучным методам относят: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, системный и функциональный подходы, социальный эксперимент

Анализ означает условное разделение изучаемого государственно-правового явления на отдельные части и их последующее рассмотрение как самостоятельных объектов.

Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей в одну систему. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Индукция предполагает вывод умозаключений путем рассуждений от частного к общему, а дедукция – от общего к частному.

Системный подход предполагает раскрытие целостности и системности объекта, выявление многообразных связей в нем.

Функциональный подход предполагает выяснение форм и способов воздействия одних социальных явлений (например, государства и права) на другие.

Метод социального эксперимента предполагает проверку того или иного способа решения проблемы с целью не допустить ущерб от ошибочных подходов правового регулирования.

Частнонаучные методы – это система приемов, которые являются результатом усвоения теорией государства и права научных достижений частных технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и иные методы.

Социологический метод позволяет путем анкетирования, опроса, наблюдения и иных приемов получить информацию о фактическом поведении субъектов в государственной и правовой системе. Он используется для установления эффективности воздействия государственно-правовых систем на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями общественного развития, эффективностью функционирования государства и права.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели о различных правовых явлениях (отношение населения к государству как системе государственных органов, эффективность действующего законодательства и права, правонарушения и т.д.). Статистические исследования предполагают наличие следующих стадий: сбор статистического материала, сведение его на основе единого критерия в систему и их обработка. На основе полученной статистической информации осуществляется научный поиск причин, сформировавших определенные тенденции.

Кибернетический метод – это прием, который позволяет при помощи системы понятий, законов и технических средств кибернетики понять государственно-правовые явления.

Математический метод – это совокупность приемов работы с количественными характеристиками. Математические методы используются не только в криминалистике и судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, в правотворчестве и других сферах правовой действительности.

Следует выделить два исключительно юридических частноправовых метода: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия, выявлять их черты, проводить классификацию и т.п. Его специфической характеристикой является отвлечение от сущностных сторон теории права. Цель состоит в понимании и объяснении законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для правотворческой и правоприменительной практики.

В содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и система приемов толкования норм права, изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы права.

Сравнительно-правовой метод предоставляет возможность сопоставить различные теории, системы и их элементы (законы государства, юридическую практику, право и т.д.) для установления их общих и специфичных свойств. Он применяется в исследовании различных теорий, правовых систем (макросравнение) или их отдельных элементов (микросравнение).

Система методов исследования представляет для теории государства и права особое значение, так как данная наука является методологической по отношению к иным юридическим наукам.

Теория государства и права, как и все другие науки, имеет не только свой предмет, но и методы, которые указывают на то, каким образом исследуется предмет. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования.

Методология теории государства и права – это система методов (особых приемов, принципов, способов) изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-право­вых явлений, точнее предмета теории государства и права.

Система методов теории государства и права. Теория государства и права использует следующие виды методов:

Особенности философского метода . Данный метод отличает всеобщий характер. Он:

– используется во всех конкретных науках, на всех стадиях (этапах) научного познания;

– содержит всеобщие универсальные принципы мышления, познания и дает ключ к познанию всех областей природы, общества, мышления, а не отдельных областей;

– определяет мировоззренческие подходы исследования (раскрывает смысл человеческого, определяет отношения человека к миру, вырабатывает модели развития общества).

Подход не содержит специфических правил, принципов познания государства и права, поэтому применяется в тесном единстве с общенаучными и частнонаучными методами. Он имеет два направления – материалистическое и идеалистическое.

Общенаучные методы . Их особенности состоят в следующем:

1) они используются во всех конкретных науках;

2) но сфера их применения ограничена решением определенных задач;

3) они не охватывают всех стадий научного познания;

4) применяются на основе философского метода, взаимодействуют с ним;

5) представляют собой рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинную объективность теории.

К общенаучным методам относят:

– анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части);

– синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей)

– системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);

– функциональный подход (ориентирует на выявление одних социальных явлений по отношению к другим) и др.

Частнонаучные методы . Частнонаучные методы исследования – это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования. В некоторых работах их называют специальными методами. Есть учебная литература, в которой специальные и частнонаучные методы рассматриваются как самостоятельные группы.

Особенности частнонаучных методов. Данная группа методов характеризуется следующим:

1) это конкретные способы получения знания (опрос, наблюдение, эксперимент, сравнение и т. д.);

2) они свойственны некоторой группе наук или присущи одной конкретной науке (специальной).

К частнонаучным методам относят:

– конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

– статистический (позволяет получать количественные показатели того или иного государственно-правового явления);

– кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-пра­вовые явления);

– формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);

– сравнительно-правовой (позволяет сопоставлять различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т. д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

Учебная литература предлагает и другие варианты системы методов:

1) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-историче­ский, статистический и т. п.); общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование); частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т. п.) (С.А. Комаров. Теория государства и права. – М., 1995. – С. 18);

2) общенаучные методы и основные подходы (материалистический, идеалистический, вероятностный, исторический, логический, рациональный); междисциплинарные, или частные, методы (системный, сравнительный, статистический, психологический, эксперимент); специальные, или специфические, методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, правовое моделирование, судебной статистики, правовой эксперимент) (Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1999. – С. 37).

Людмила Александровна Морозова

Теория государства и права

Предлагаемое читателю четвертое издание учебника «Теория государства и права» переработано и дополнено с учетом серьезных достижений в области общетеоретических исследований.

В настоящее время общая теория государства и права существенно продвинулась вперед в исследовательском познании таких важных категорий, как сущность права, его источники, вина как основополагающий принцип юридической ответственности, механизм реализации права, юридическая техника, влияние процессов глобализации на функционирование государства и правовой системы России, многих других проблем. Наша наука дает немало новых интересных и самобытных идей. В настоящем издании учебника они нашли отражение.

В учебник включен ряд новых вопросов, которые до сих пор не рассматривались в курсе «Теория государства и права», но приобрели в последнее время значительную актуальность и находятся в поиске своего места в данной учебной дисциплине. Следует ознакомить с ними студентов, что будет способствовать активному формированию их юридического мышления, творческого подхода к приобретению юридических знаний и самостоятельности в суждениях и оценках государственно-правовой действительности. Это проблемы соотношения государства, государственной власти и государственности; влияния процессов глобализации на унификацию национально-правовых систем; представления о таких категориях, как законные интересы, злоупотребление правом, субсидиарное правоприменение, особенности публичных правоотношений и др.

Серьезную разработку в рамках общей теории права получила тема «Юридические ошибки». Это позволило посвятить ей специальную главу.

Вместе с тем автор не намерен существенно расширять материал учебника, превращая его в «пухлый том», памятуя о том, что с теорией государства и права знакомятся уже на первом курсе юридических вузов. Для более основательного и детального изучения той или иной темы существует масса других источников: Академический курс общей теории государства и права, монографии, научные статьи и сборники научных статей, материалы конференций и т. д.

Важно пробудить у студентов интерес к познанию конкретных проблем и обратить на них более пристальное внимание в процессе самостоятельной подготовки к семинарам, коллоквиумам и другим практическим занятиям, а также при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Общеизвестно, что теория государства и права является базовой, фундаментальной, исходной и ведущей учебной юридической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую основу для изучения отраслевых юридических дисциплин, а также для профессиональной деятельности юристов. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений теории государства и права – необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата юриспруденции. В настоящем учебнике поставлена именно такая задача.

Раскрывая современную концепцию теории государства и права, автор опирался на разработки как современных, так и дореволюционных русских юристов, стремясь представить самый широкий спектр государственно-правовых учений. Специальное внимание уделено различным мнениям и взглядам ученых на проблемы, возникающие в области теории государства и права. Это способствует творческому восприятию данного учебного курса, информирует обучающихся об отсутствии единых, унифицированных подходов к оценке тех или иных явлений государственно-правовой действительности, содействует выработке самостоятельного отношения к принципиальным юридическим проблемам, наиболее приемлемой и аргументированной позиции.

Стремясь предельно сократить объем учебника, автор опустил часть иллюстрирующего материала к теоретическим положениям, который обычно приводится при чтении лекций.

Многолетняя преподавательская работа автора в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина и других высших учебных заведениях России позволила учесть восприятие учебного материала студентами и соответствующим образом отреагировать в новом издании книги. Вместе с тем сохранены оправдавшие себя последовательность изложения курса теории государства и права и его структура.

В материалах учебника учтены перспективы перехода юридических вузов на двухуровневую систему подготовки по специальности «Юриспруденция». Поэтому он сориентирован как на студентов первого курса бакалавриата, так и на уровень магистерской подготовки. Определение же приоритетов в получении общетеоретической подготовки на том или ином уровне принадлежит преподавателю, читающему соответствующий курс лекций.

Важно привлечь внимание еще к одному моменту. Безусловная необходимость осовременить систему юридического образования в нашей стране нередко подменяется стремлением включить в общую теорию государства и права конъюнктурные, ситуационные идеи и положения, а также малооправданные заимствования из смежных общественных наук.

Существует большой соблазн перенести в юридическую науку, в частности в теорию государства и права, философские, политические, экономические, социологические и даже технические понятия и категории. Нередко это аргументируется потребностями создания правовой теории XXI в., поиска интегративного правопонимания, познания государства и права как многоединства. Не отрицая права каждого ученого на свободу выбора собственного исследовательского пути, отметим, что в отечественной общетеоретической мысли сложились свои оригинальные, во многом оправданные национальные традиции и достижения, и было бы ошибочным отказываться от них даже в угоду идеям постмодернизма. Их следует умножать, развивать, совершенствовать, опираясь на классическое юридическое знание. Настоящий учебник основывается на таком знании, имеющем непреходящее значение.

Представляется справедливым утверждение: учитель – не тот, кто учит, а у кого учатся. Поэтому привлекательность учебного курса теории государства и права, его усвоение и практическая полезность во многом зависят от умения и даже таланта подачи сложного теоретического материала, способности педагога раскрыть ценность государства и права в жизни общества и каждого человека.

Автор выражает самую глубокую и искреннюю признательность коллегам, поддержавшим идею создания настоящего учебника и вдохновившим на продолжение работы над ним.

Неоценимой помощью в процессе подготовки настоящего издания стали рекомендации и критические замечания рецензентов – известных отечественных ученых: члена-корреспондента Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора Геннадия Васильевича Мальцева и заведующего кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ, доктора юридических наук, профессора Михаила Николаевича Марченко, которым автор учебника приносит самую глубокую благодарность.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Предмет и объект изучения теории государства и права

Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования, вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения об этом предмете. Иначе говоря, теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Таким образом, теория:

во-первых, всегда есть определенная система научных знаний;

во-вторых, отличается от действительности, так как отражает ее не с абсолютной точностью;

в-третьих, ее содержание изменяется с изменением предмета познания, условий существования и функционирования общественных и государственных явлений;


Под методом науки понимается совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания.

Благодаря методу наука получает стимулы к своему развитию, обогащаясь новыми идеями и принципами, динамично реагирует на изменения в повседневной действительности.

Значение научной методологии резко возрастает в переломные периоды истории, когда общество в условиях различного рода кризисов, социальной напряженности требует научно обоснованных реформ, определения перспектив желаемого развития общества.

В науке используются самые разные средства и приемы научного познания. Совокупность методов формирует методологию исследования, особое учение о совершенствовании системы способов и приемов научного познания. От выбора метода познания часто зависит достоверность результата. Для ученого важна не только цель, но и способ достижения цели. Правильность этого вывода особенно наглядно демонстрируют многочисленные политико-правовые теории и доктрины, среди которых есть и такие, которые вообще отрицают саму возможность познания государства и права (агностицизм) или объясняют факт их существования объективным разумом (объективный идеализм) или сознанием человека (субъективный идеализм).

Выбор метода предопределяется не только особенностями предмета исследования, но и способностями автора использовать по своему усмотрению такие приемы и средства познания, которые позволят, но его мнению, получить научно обоснованный результат, а также идеологической позицией ученого.

Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующем порядке.

Всеобщие и общенаучные методы теории государства и права

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят:

  • анализ (предполагает условное разделение сложного государственно-правового явления на части);
  • синтез (напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей);
  • системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);
  • функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим);
  • метод социального эксперимента (связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования) и т. д.

Частнонаучные и частноправовые методы теории государства и права

Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят:

  • конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом повелении субъектов в государственно-правовой сфере);
  • статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);
  • кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.

Частноправовые методы — это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно- правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими:

  • формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);
  • сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств).

Следует иметь в виду, что постижение государства и права представляет собой сложный, многоэтапный процесс, продолжающийся во времени от непосредственного наблюдения государственно-правовых явлений к установлению их системных свойств и связей, к выработке обобщающих понятий и установлению необходимых, закономерных связей в государственно- правовой сфере. На каждой из перечисленных стадий в ходе детализации общефилософских методов и решения этапных задач происходит преимущественное использование лишь определенных специальных методов познания.

Так, на стадии сбора и изучения эмпирических фактов используются такие приемы конкретно-социологического метода, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников, тестирование и т. д.; на стадии систематизации установленных фактов используются сравнительный и статистический методы, классификация, математическое моделирование и т. п. Последующее исследование выражается в восхождении познания от конкретного, предметно-чувственного к абстрактному, когда создаваемые формализованные понятия и категории фиксируют в своем содержании типичные, наиболее общие признаки реально существующих явлений и процессов, отражая их сущность и закономерности развития. Затем при переходе от абстрактного к конкретному на основе абстрактной идеи формируются и получают отражение в действующем законодательстве новые правовые явления, не имевшие ранее аналогов ни в науке, ни на практике. Типичным примером могут служить юридические конструкции (состава правонарушения), различного рода юридические фикции, презумпции, нетипичные нормативные предписания и иные правоположения, обеспечивающие наиболее целесообразное регулирование динамично изменяющихся отношений.

Таким образом, целостное и наиболее полное познание государственно-правовых явлений происходит на завершающей теоретической стадии познания, а используемые в процессе углубляющегося познания методы составляют единый, органически целостный механизм, который в своем совокупном, системном взаимодействии можно назвать методом теории государства и права. Специфика этого метода состоит в теоретическом познании общих закономерностей развития государства и права. Поэтому когда в литературе перед теоретиками ставится задача разработки методов предметно-практической деятельности законодателей и правоприменителей, то следует помнить, что это задача не для теоретиков, а для отраслевиков, анализирующих содержание конкретных юридических актов применительно к конкретным жизненным ситуациям.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: