Каковы особенности стилистики эпикриза согласно решениям верховного суда рф

Обновлено: 28.04.2024

У постановления суда в России несколько значений. Судебным постановлением называются практически все акты, принимаемые судами (кроме окончательного решения по гражданскому делу и приговора в уголовном процессе). Кроме того, постановление — это вид судебных актов, зависящий от того, в каком процессе они принимаются: гражданском, арбитражном или уголовном. Особые постановления выносит Верховный суд (ВС), разъясняя спорные вопросы применения законов.

В большинстве случаев судебные постановления можно обжаловать, если вы с ними не согласны. Но для каждого вида постановлений свои сроки и правила, обязательные для того, чтобы жалобу приняли. Разобраться в них сразу не так просто. Иск вполне можно подать самостоятельно, а вот обжалование лучше доверить профессиональному юристу.

Какими бывают судебные постановления

Разные судебные процессы регулируются своими кодексами, в каждом из них упоминается постановление как акт суда. Но в своей трактовке.

В Гражданском процессуальном (ГПК) это родовое понятие для всех вердиктов, в Арбитражном процессуальном (АПК) постановление выносят лишь апелляционные и кассационные суды.

Виды постановлений в ГПК

В ГПК названо 4 вида судебных постановлений:

  1. Приказ — выдается в определенных условиях без открытия судебного производства. Например, так можно взыскать деньги (до 500 тысяч рублей) или отобрать движимое имущество (такой же стоимости). Это и вердикт, и исполнительный документ одновременно.
  2. Решение — итоговый вердикт, вынесенный первой инстанцией. В таком судебном документе дается ответ по сути дела: удовлетворяется иск или в этом отказывается, защищаются права истца (или ответчика) и т. д.
  3. Определение — сути дела не касается, оно может приниматься по ходу процесса для решения промежуточных вопросов или назначения экспертиз. Определений, в отличие от решения, может быть несколько.
  4. Постановление надзорной инстанции — судебный акт по результатам обжалования.

Все эти судебные постановления обязательны для исполнения всеми, кто участвовал в процессе, в том числе госорганами и муниципалитетами. Невыполнение их расценивается как неуважение суда.

Постановление в арбитраже

В процессах между юрлицами этим актом оформляется пересмотр вердиктов арбитражей. То есть постановления выносят только апелляционные, кассационные или надзорные судебные инстанции.

Сами арбитражные суды выдают лишь решения и определения. Или, в отдельно оговоренных законом случаях, приказы.

Что называют постановлением в уголовном процессе

В Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) судебным постановлением называется любое (кроме приговора) промежуточное решение по делу, если его ведет один судья. Если их несколько — во время разбирательства выносятся определения.

Помимо этого, в УПК так называется решение судебного президиума при пересмотре приговоров, определений и прочих постановлений. А еще — решение следователя, прокурора, дознавателя и др., которые приняты еще в досудебном производстве.

Постановление Верховного суда

Судебные постановления Пленума ВС отличаются от остальных, потому что в них не разрешается конкретное дело по существу, а дается истолкование правовым нормам. Иначе говоря, ВС объясняет всем остальным судам (кроме Конституционного), как применять те или иные статьи законов.

В таких постановлениях обобщается судебная практика, обычно по схожим делам. Иногда они трактуют понятия, которые упоминаются в законодательстве, но без объяснения.

Разъяснения могут даваться и по уголовному судопроизводству (например, по вопросам состава преступления). Подобные акты Верховного суда помогают обеспечить единообразие применения законов.

Что и в какой форме пишут в постановлениях

Четко прописанных норм в кодексах нет, содержание сильно зависит от типа акта и того, какой вопрос в нем рассматривается. Если судебное постановление в форме решения, то там будут стандартные части: описательная, мотивировочная и резолютивная. Но структура может быть и другой, если дело не рассматривается по существу, а, скажем, назначается дополнительная экспертиза.

Если в документе нет тайны, которая охранялась бы законом, то можно его оформить в электронном виде. Тогда должны быть цифровые подписи всех рассматривавших дело судей. При этом обязателен и бумажный вариант. Разумеется, это касается лишь гражданских процессов, в том числе арбитража.

Как бы ни было оформлено судебное постановление, его можно обжаловать, если содержание вас не устраивает. Как это сделать — рассказано в нашей отдельной статье.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

1) в случае неспособности человека выразить свою волю;+
2) в случае риска эпидемического распространения инфекций;+
3) по запросу органа исполнительной власти;
4) по запросу родственников;
5) по запросу суда.+

2. В каких случаях пациент при сокрытии врачом медицинской информации сможет подать встречный иск?

1) если врач имеет категорию не ниже первой;
2) если пациент сочтёт, что сокрытие нанесло ему материальный ущерб;+
3) если пациент сочтёт, что сокрытие нанесло ему моральный ущерб;+
4) если пациент этого просто захочет.

3. В каких учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний пациент имеет право ознакомиться с данными о своём здоровье?

1) в любом;+
2) в тюрьме и колонии-поселении;
3) только в следственном изоляторе;
4) только в тюрьме.

4. В каком виде электронные персональные записи пациента могут быть выданы ему на руки?

1) в бумажном виде;+
2) на электронном носителе;+
3) по телефону устно;
4) путём физического доступа к серверу.

5. В чем главная особенность позиции врача при трансляции им информации о состоянии пациента?

1) в априорной некомпетентности врача;
2) в маргинальности врача;
3) в том, что врач всегда занимает более высокое положение в социальных стратах;
4) наличие особых врачебных знаний.+

6. В чём опасность неправильного донесения информации о состоянии организма до больного?

1) высок риск нерационального решения и вреда для здоровья;+
2) это априори неэтично;
3) это запрещено религией;
4) это неприятно врачу.

7. Включает ли в себя картина болезни представление о будущем?

1) включает только у пациентов моложе 60 лет;
2) включает, только если ожидается, что человек проживёт хотя бы год;
3) да;+
4) нет.

8. Вопрос информирования – это вопрос

1) психологический;+
2) социологический;
3) физический;
4) этический;+
5) юридический.+

9. Выберите черты эпикриза, присущие ему по определению

1) он содержит информацию о прогнозе заболевания;+
2) он составляется при выписке или в случае смерти;+
3) он составляется при первичном приёме;
4) это медицинский документ;+
5) это состояние организма.

10. Имеет ли право врач предоставить пациенту не всю информацию о его состоянии?

1) да, если его собственная информация ограничена;+
2) да, чтобы оставить надежду на благоприятный исход;+
3) нет, он должен всегда сообщать полную информацию;
4) нет, он должен руководствоваться деонтологическим приматом истины.

11. Имеет ли право пациент требовать уничтожения данных, не являющихся необходимыми для заявленной цели их сбора?

1) да, имеет;+
2) имеет, если это одобрит врач;
3) имеет, только если информация не касается его личной жизни;
4) нет, не имеет.

12. К каким категориям информации, затрагивающей интересы человека, доступ может быть ему ограничен, согласно статье 24 Конституции Российской Федерации?

1) к сведениям о его частной жизни;
2) к сведениям о частной жизни других людей;+
3) к сведениям об онкологических заболеваниях;
4) к сведениям, содержащим государственную тайну.+

13. Как взаимодействуют врач и пациент в процессе информирования?

1) в рамках герменевтического круга взаимных изменений;+
2) в рамках жёстко предписанной динамики;
3) в рамках статичных ролей;
4) сугубо формалистически.

14. Как картина болезни ориентирована во времени?

1) она включает и прошлое, и настоящее, и представление о будущем;+
2) она включает только будущее;
3) она включает только настоящее;
4) она включает только настоящее и прошлое.

15. Какая информация по определению является доступной для пациента?

1) та, из которой пациенту ясно, какой диагноз ему поставлен;+
2) та, которая занимает не больше 5 страниц;
3) та, которая сформулирована исключительно на русском языке;
4) та, которая сформулирована только в медицинских терминах.

16. Какая форма донесения информации до пациента установлена законодательством?

1) в доступной для него форме;+
2) на усмотрение врача;
3) наиболее научно точно;
4) формалистически.

17. Какие варианты риска при неправильном информировании пациента наиболее практически значимы?

1) риск нападения на врача;
2) риск начала лечения там, где оно излишне;+
3) риск отказа от лечения там, где оно необходимо;+
4) риск преступных действий родственников.

18. Какие виды ответственности, согласно действующему законодательству, может понести врач за разглашение тайны?

1) гражданско-правовая;+
2) дисциплинарная;+
3) личная;
4) моральная;
5) уголовная.+

19. Какие категории из перечисленных входит в круг информации, которую пациент может получить в рамках реализации права на информирование?

1) заработная плата главврача;
2) информация о видах медицинского вмешательства;+
3) прогноз;+
4) психический статус соседа по палате;
5) установленный диагноз.+

20. Какие операции с персональными данными пациент вправе потребовать от больницы, согласно Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных»?

1) блокирование данных;+
2) произвольное изменение данных;
3) разглашение данных;
4) уничтожение данных;+
5) уточнение данных.+

21. Какие характеристики персональных данных из перечисленных ниже являются основанием для возможности их уничтожения?

1) данные о сифилитическом анамнезе;
2) конфиденциальные данные;
3) неполные данные;+
4) неточные данные;+
5) устаревшие данные.+

22. Каким законодательным актом гарантируется право пациента на получение информации о состоянии своего здоровья?

1) Конвенцией о правах человека;
2) статьей 22 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;+
3) частью 1 статьи 282 Уголовного кодекса РФ;
4) частью 4 Гражданского кодекса РФ.

23. Каким юридическим актом гарантируется право пациента на получение информации о своём здоровье как части его персональных данных?

1) Кодексом РФ об административных правонарушениях;
2) Приказом Минздрава России от 23.08.2016 N 625н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»;
3) Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных»;+
4) Федеральным законом №334-2ФЗ «О правах пациента на информирование».

24. Какими путями информирование пациента влияет на эффективность последующего лечения?

1) через настрой;+
2) через приверженность лечению;+
3) через принятие решений врачом;
4) через степень совладания;+
5) через эзотерические силы.

25. Какова главная причина того, что зачастую пациенты не осведомлены о праве на медицинскую информацию?

1) злой умысел врачей;
2) низкий уровень медицинской квалификации врачей;
3) низкий уровень юридической грамотности;+
4) сознательное нежелание пациентов.

26. Каковы особенности стилистики эпикриза, согласно решениям Верховного Суда РФ?

1) эпикриз должен быть понятен любому человеку с высшим образованием;
2) эпикриз не излагается в доступной форме;+
3) эпикриз не может быть правильно расшифрован без медицинского образования;+
4) эпикриз предназначен для понимания пациентом.

27. Какой уровень знаний необходим врачу для трансляции объективного знания о состоянии пациента

1) достаточно врачебной интуиции;
2) достаточно практических знаний;
3) необходимы и теоретические, и практические знания;+
4) только теоретические знания.

28. Какую информацию пациент может получить, опираясь на своё право на информирование?

1) о политической ситуации в стране;
2) о прогнозе роста опухоли;+
3) о семейном положении врача;
4) об уровне гемоглобина в крови.+

29. Картина болезни – это

1) документ;
2) нарратив;+
3) образ;+
4) сюжет.

30. Кто входит в круг лиц, которым может быть сообщена информация о неблагоприятном прогнозе в отношении пациента?

1) двоюродный брат;
2) партнёр;
3) ребёнок;+
4) родитель;+
5) супруг(а).+

31. Кто должен, в теории, устанавливать порядок ознакомления пациентов с медицинской документацией?

1) Государственная Дума;
2) военная комендатура Западного округа;
3) министр здравоохранения;
4) уполномоченный орган исполнительной власти.+

32. Кто из медицинских работников имеет право предоставлять пациенту информацию о его состоянии?

1) врач-рентгенолог, осуществлявший рентгенографию пациента;+
2) главный врач патологоанатомического отделения;
3) лечащий врач;+
4) медицинская сестра отделения;
5) санитарка.

33. Могут ли медицинские документы быть выданы заключённому?

1) да, могут быть выданы любые документы;+
2) может быть выдан только эпикриз;
3) может быть выдана только карта;
4) нет, не могут.

34. Может ли быть врачебная тайна разглашена, если предполагается, что вред здоровью был нанесён вследствие противоправных действий?

1) да, может;+
2) да, но только при случаях членовредительства;
3) нет, не может никогда;
4) только в ситуации боевых действий.

35. Направленность мотиваций в психике человека – это

1) гибернация;
2) интенция;+
3) коллаборация;
4) фрустрация.

36. Обязан ли врач предоставлять медицинскую информацию пациентам с психическими расстройствами?

1) да, обязан;+
2) нет, не обязан;
3) только при невротических расстройствах;
4) только при психотических расстройствах.

37. Пациент в отношении обмена информацией является

1) адресантом;
2) адресатом;+
3) корреспондентом;
4) ретранслятором.

38. Почему врач должен действовать деликатно при донесении информации до пациента?

1) из корыстных соображений;
2) из-за возможного неприятия поведения другими врачами;
3) из-за возможности негативной реакции;+
4) из-за норм христианской морали.

39. Почему информирование о состоянии играет особую роль для пациента?

1) потому что оно определяет его картину болезни;+
2) потому что так принято в западной культуре;
3) потому что это важно для его родственников;
4) потому что это затрагивает материальные интересы пациента.

40. Право пациента на получение информации регламентируется

1) актами военного командования;
2) муниципальным законодательством;
3) региональным законодательством;+
4) федеральным законодательством.+

41. Совладание – это

1) coping;+
2) resilience;
3) solving;
4) well-being.

42. Чем обусловлена картина болезни в представлении врача?

1) в основном образом болезни в глазах пациента;
2) опытным знанием врача о заболевании;+
3) теоретическим знанием врача о патологии;+
4) этническими традиционными знаниями.

43. Чем обусловлено часто наблюдающееся непредоставление медицинской карты пациенту?

1) возможностью неправильной интерпретации пациентом данных карты;+
2) локальными нормативными актами;
3) прямым запретом в законе;
4) страхом за сохранность карты.

44. Чем чаще всего может быть мотивировано нежелание врача знакомить пациента с медицинскими сведениями в психиатрической клинике?

1) злой волей;
2) материальным интересом;
3) страхом спровоцировать нежелательные действия;+
4) тем, что врач не считает пациента за человека.

45. Что из перечисленного влияет на медицинские решения человека?

1) Гражданский кодекс;
2) образ в голове;+
3) ожидания;+
4) опыт;+
5) социальный статус.+

Специальности для предварительного и итогового тестирования:

Авиационная и космическая медицина, Акушерство и гинекология, Аллергология и иммунология, Анестезиология-реаниматология, Бактериология, Вирусология, Водолазная медицина, Гастроэнтерология, Гематология, Генетика, Гериатрия, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Дезинфектология, Дерматовенерология, Детская кардиология, Детская онкология, Детская урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология, Диетология, Инфекционные болезни, Кардиология, Клиническая лабораторная диагностика, Клиническая фармакология, Колопроктология, Коммунальная гигиена, Косметология, Лабораторная генетика, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Лечебное дело, Мануальная терапия, Медико-профилактическое дело, Медико-социальная экспертиза, Медицинская биофизика, Медицинская биохимия, Медицинская кибернетика, Неврология, Нейрохирургия, Неонатология, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Общая гигиена, Онкология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Ортодонтия, Остеопатия, Оториноларингология, Офтальмология, Паразитология, Патологическая анатомия, Педиатрия, Педиатрия (после специалитета), Пластическая хирургия, Профпатология, Психиатрия, Психиатрия-наркология, Психотерапия, Пульмонология, Радиационная гигиена, Радиология, Радиотерапия, Ревматология, Рентгенология, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Рефлексотерапия, Санитарно-гигиенические лабораторные исследования, Сексология, Сердечно-сосудистая хирургия, Сестринское дело, Скорая медицинская помощь, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Стоматология детская, Стоматология общей практики, Стоматология общей практики (после специалитета), Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Судебно-медицинская экспертиза, Судебно-психиатрическая экспертиза, Сурдология-оториноларингология, Терапия, Токсикология, Торакальная хирургия, Травматология и ортопедия, Трансфузиология, Ультразвуковая диагностика, Управление и экономика фармации, Управление сестринской деятельностью, Урология, Фармацевтическая технология, Фармацевтическая химия и фармакогнозия, Фармация, Физиотерапия, Фтизиатрия, Функциональная диагностика, Хирургия, Челюстно-лицевая хирургия, Эндокринология, Эндоскопия, Эпидемиология.

"Российская газета" публикует два решения пленума Верховного суда. Оба документа важны не только для судей, которые слушают подобные дела, но и для рядовых граждан.

iStock

Первое разъяснение Пленума касается сразу нескольких статей Уголовного кодекса. Верховный суд рассказал, как наказывать за использование липовых больничных, поддельных паспортов и справок. Детально растолковал, в каких случаях наказание грозит водителям. Но одновременно разрешил признавать некоторые преступления, связанные с подделкой документов, малозначительными.

Второй опубликованный "РГ" документ растолковывает правила рассмотрения в упрощенном порядке административных дел, где речь идет о споре граждан с государственными инстанциями.

Пленум о поддельных документах разъясняет, что под официальными понимаются любые документы (как бумажные, так и электронные), которые удостоверяют "юридически значимые факты". В нашем законодательстве есть уголовная статья 324 - "Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград".

Пленум сказал - к документам надо относить только официальные бумаги, "способные повлечь юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения обязанностей или освобождения от них". Например, по этой статье накажут за покупку в интернете листка нетрудоспособности, если по нему выплатили деньги.

К таким же бумагам относится и заключение об отсутствии противопоказаний к управлению машиной, чтобы сдать экзамен и получить права.

Другая статья - 325 УК наказывает за похищение "важного личного документа". Пленум к таким документам относит не только паспорт, но и вид на жительство, военный билет, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана труда, аттестат или диплом об образовании, свидетельство о регистрации транспортного средства и паспорт транспортного средства.

Верховный суд сказал, что этот перечень не считается закрытым. "Решая вопрос о признании официального документа важным личным, суд должен учитывать характер удостоверяемого этим документом факта, последствия для гражданина, связанные с его похищением, и другие обстоятельства", - объясняет ВС.

Пленум также подчеркивает, что для уголовной ответственности к предмету преступлений по статьям 324 и 325 УК относятся только подлинные официальные документы и их дубликаты, подлинные госнаграды Российской Федерации, РСФСР и СССР, штампы, печати, акцизные марки.

Разъясняет пленум и правила квалификации преступлений по статье 327 УК - "Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков". Пленум относит к подложным документам любые поддельные бумаги, удостоверяющие юридически значимые факты, за исключением поддельных паспортов и удостоверений.

Например, это гражданско-правовой договор, диагностическая карта транспортного средства, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. За использование таких фальшивок накажут штрафом до 80 000 рублей.

Отдельный момент пленума - похищение наград. Суд подчеркивает, что "приобрести" документы или госнаграды можно, купив их, получив бесплатно или просто украв. Ответственность во всех этих случаях будет по статье 324 УК.

По поводу подделки автомобильных номеров пленум объясняет, что под "подделкой" можно понимать не только изготовление заведомо подложных знаков, но и любую правку уже существующего номера. Накажут тех, кто подкрашивает, подчищает цифры на номерном знаке своего автомобиля или меняет его другим способом, чтобы "визуально регистрационный знак выглядел иначе".

Если подделка использовалась не один раз, то сроки давности за такое преступление считать с момента последнего использования подделки. Например, если человек при устройстве на работу принес поддельный диплом, то срок давности считается со дня, когда он закончил трудиться в организации.

Второй документ в "РГ" - это постановление, разъясняющее правила рассмотрения в упрощенном порядке административных дел, где речь идет о споре граждан с государственными инстанциями. Например, когда гражданин оспаривает начисленные налоги или пени. Такая процедура придумана, чтобы разгрузить суды. Но как сказал Верховный суд, упрощенный порядок не может быть применен при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.

Подчеркнем, что упрощенное производство - это специальный порядок рассмотрения административных дел без судебного заседания и ведения протокола. Там в отличие от приказного производства не предполагается наличие спора. В упрощенном порядке могут быть рассмотрены административные иски, где долг не превышает 20 тысяч рублей.

Высшая инстанция рассмотрела неприятную ситуацию, с которой могут столкнуться вкладчики банка: у клиентки через личный онлайн-кабинет увели полмиллиона рублей, указав все необходимые персонифицированные данные. Верховный суд РФ рассказал о правах и обязанностях всех участников подобных споров — потерпевшей, кредитной организации, а также человека, на счёт которого поступил спорный перевод.

В суд обратилась клиентка «Сбербанка», у которой в 2015 году со счета «увели» 500 тысяч рублей: деньги сначала перечислили другой вкладчице, а затем 413 тысяч из них ушли неизвестным лицам. Заявительница посчитала, что клиентка банка, которой поступили её деньги, таким образом получила неосновательное обогащение и потребовала, чтобы та вернула ей средства.

Однако Кетовский суд Курганской области в удовлетворении исковых требований отказал, а апелляционная инстанция оставила это решение без изменения.
Суды посчитали, что истица не представила относимых и допустимых доказательств, подтверждающих увеличение стоимости имущества ответчицы за счет поступивших с ее банковского счета денежных средств, а также наличие причинно-следственной связи между перечислением денег ответчице и их дальнейшим поступлением на банковские счета третьих лиц.

Суды также указали, что раз ответчица потеряла свою банковскую карту, то она не имела возможности распоряжаться денежными средствами, поступившими на ее счёт.

Лишившаяся полумиллиона рублей вкладчица также пыталась судиться со «Сбербанком», но и в этом споре потерпела фиаско: вступившим в законную силу решением Гагаринского суда Москвы ей отказано в требовании о взыскании неправомерно списанных со счета денег.

Столичный суд решил, что у кредитной организации отсутствовали законные основания для отказа в проведении операции, поскольку в системе «Сбербанк Онл@йн» были введены правильные идентификатор, логин и пароли. А в соответствии с условиями договора банковского счета, тот, кто правильно вводит все данные, определяется как клиент банка.

Обязанности получателя денег

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда сочла, что нельзя согласиться с постановлением об отказе в иске к вкладчице, на счёт которой поступили средства истицы.

ВС напомнил, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению.

«Однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом», — отмечает высшая инстанция.

Она указывает, что каждая сторона процесса должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса).

«По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика — обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату», — поясняет ВС.

В рассматриваемом деле судом установлен и никем не оспаривался факт перечисления 500 тысяч рублей со счета одной клиентки банка на счёт другой.

Денежные средства истицы на счет ответчицы были переведены помимо ее воли, иным неустановленным лицом, следует из материалов дела.

Ответчица же пояснила, что она поступившими на ее счёт деньгами не распоряжалась, а картой банка не пользовалась, так как потеряла ее. Она считает, что распоряжение денежными средствами осуществляли неустановленные третьи лица.

«При таких обстоятельствах для правильного разрешения спора судам следовало установить, приобрела ли ответчица денежные средства именно заявительницы, доказано ли ответчицей наличие законных оснований для приобретения этих денежных средств либо предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса обстоятельств, в силу которых эти денежные средства не подлежат возврату», — поясняет ВС.

Однако суды первой и апелляционной инстанций не дали какой-либо оценки этим обстоятельствам, возложив на истицу бремя доказывания увеличения стоимости имущества ответчицы и наличия у нее возможности фактически распоряжаться полученными денежными средствами, указал ВС.

Он разъясняет, что сам по себе факт утраты ответчицей банковской карты не лишает ее права распоряжения денежными средствами, которые находятся на счете.

Ответственность банка

Кроме того, суды установили, что из перечисленных на банковский счет ответчицы 500 тысяч рублей третьим лицам ушли 413 тысяч, а 87 тысяч так и лежат на ее вкладе.

При этом первоначальная принадлежность этих денег истице также установлена судом, и не оспаривалась сторонами, напоминает ВС.

Однако апелляционная инстанция, отказывая во взыскании с ответчицы оставшейся на ее счету суммы, решила, что деньги могут быть взысканы только с ПАО «Сбербанк России».

Между тем, согласно статье 845 Гражданского кодекса, банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет клиента денежные средства, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче определённых сумм и проведении других операций.

Кредитная организация не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие непредусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права вкладчика распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, указывает ВС.

«Права на денежные средства, находящиеся на счете, считаются принадлежащими клиенту в пределах суммы остатка», — отмечает он.

Таким образом, оставшиеся от полумиллиона 87 тысяч рублей банку не принадлежат, поскольку находятся на счете клиента, которая не утратила право распоряжаться вкладом, поясняет высшая инстанция.

В связи с этим, вывод суда о том, что данные денежные средства могут быть взысканы только с ПАО «Сбербанк России», является необоснованным, считает ВС РФ.

Он пришёл к выводу, что судебные инстанции допустили по делу существенные нарушения норм права, а принятые судебные постановления не отвечают требованиям законности и обоснованности. Вследствие чего высшая инстанция отменила решение и направила дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Обжалование постановлений суда — повсеместная в российском правовом поле практика. Судиться с судом — дело кропотливое и требующее тонкого подхода, а порой и вовсе бессмысленное и беспощадное. Однако в стремлении добиться справедливости, особенно по отношении к себе, никакие преграды не покажутся неприступными.

Потому обжалование решений районного суда, превращающееся порой в противостояние, доходящее до самых высших инстанций, процедура по своей сути бытовая. Обжалованию могут подлежать решения суда как по гражданским, так и по административным и уголовным делам. Главное — это соблюдение сроков и установленных норм по составлению и подаче жалоб.

Порядок обжалования решения суда

Для обжалования понадобится предоставить веские юридические основания для этого, иначе дело кончится, даже не начавшись. Чаще всего при оспаривании судебных решений, ходатайствующие отталкиваются от процессуальных ошибок, которые допустил суд при рассмотрении дела и вынесении вердикта.

Лазейкой для истца послужит нарушение судебным органом процессуальных норм гражданского, уголовного и административного кодекса или других ФЗ. Ходатайствовать о пересмотре дела может любая сторона, участвовавшая в процессе лично или посредством представительства, но лишь в том случае, если ее права были ущемлены решением судьи.

Порядок обжалования судебного решения состоит из нескольких этапов:

  1. Подробное ознакомление с текстом постановления районного суда. Этот этап служит основанием для позиции истца при обжаловании.
  2. Далее необходимо изучить нормы и положения материального права, которые непосредственно касаются предмета судебных тяжб и обжалования решения в рамках процессуального документа.
  3. После выявления нарушений определяется подсудность. Так, большинством споров занимаются суды субъектов РФ.
  4. На последнем этапе происходит составление жалобы и приложение к ней всех необходимых документов. Структура жалобы может отличаться в зависимости от ее вида.

При обнаружении в содержании постановления явного нарушения не стоит останавливаться только на нем. Необходимо подробно изучить весь документ, ведь более обширная доказательная база — залог успеха для истца.

Важно учитывать, что приступать к составлению жалобы необходимо лишь после получения решения суда в окончательной форме. Дело в том, что на заседании суд может огласить лишь свое конкретное решение, без упоминания деталей и подробностей. Окончательное решение предоставляется не более чем через 5 дней после оглашения вердикта. Потому не стоит торопиться ходатайствовать сразу после вынесения итогов рассмотрения, так как велика опасность споткнуться о подводные камни.

Стоит отметить, что интересы истца при рассмотрении ходатайства может защищать как законный представитель, так и представитель по доверенности.

Сроки обжалования решения суда

Срок подачи жалобы может различаться в зависимости от области права, в рамках которой происходило судебное разбирательство. Так, законом предусмотрены следующие временные ограничения:

  • не более месяца или полугода на подачу апелляционной или кассационной жалобы, соответственно, по делам в рамках ГК РФ;
  • не более 10 дней или года на подачу апелляции или кассационной и надзорной жалоб, соответственно, по уголовным делам;
  • не более месяца или полугода на апелляцию по КАС РФ или жалобу в надзорном порядке, соответственно;
  • не более 10 дней для обжалования решения суда по делу в рамках КоАП РФ.

Срок для подачи жалобы отсчитывается с момента получения сторонами постановления суда в окончательной форме.

Обжалование вступившего в силу решения суда

Судебное решение, обретшее силу, подлежит обжалованию лишь в кассационном порядке. Исключения — постановления ВС РФ, так как Верховный суд в этой иерархии служит последней инстанцией, и гражданину попросту некуда обращаться дальше. Для самых отчаянных свои услуги может предоставить ЕСПЧ. Но это уже совсем другая история.

Апелляционная жалоба

Апелляция подается в случае недовольства одной из сторон решением, вынесенным районным судом. Так, ходатайствовать может и ответчик, и истец.

Для успешного хождения жалобы по судам необходимо соблюсти предусмотренные законом формальности, а именно — порядок оформления и направления апелляции в суд. Не менее важно соблюдать и сроки. Особенно это касается тех случаев, когда участниками разбирательства становятся государственные органы. Так, борцам с ЖКХ за права и свободы граждан стоит блюсти сроки, как зеницу ока. Государство бережет граждан, но себя оно бережет вдвойне.

Особенности составления

Требования, предъявляемые законодательством при подаче апелляции:

  • в тексте документа не может быть фактических ошибок, уточнять стоит лишь существенные детали;
  • каждое слово истца, направленное против судебного постановления, должно быть закреплено документально, иначе оно будет использовано против вас;
  • для выработки твердой и уверенной позиции необходимо с особой скрупулезностью изучить все материалы дела;
  • деловой тон заявление является обязательным пунктом при составлении жалобы. Суд не станет рассматривать жалобу, написанную на языке улиц;
  • орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки и помарки — также враг истца. Если документ при составлении от руки был испорчен, лучше начать с чистого листа.

Ходатайство граждан, составленное без учета вышеперечисленных требований, будет отклонено без шанса на рассмотрение. Потому, к составлению документа стоит подходить с чувством, толком и расстановкой.

Законодательство также предъявляет ряд требований и к содержанию:

  • указать наименование и адрес суда, в который подается жалоба;
  • ФИО заявителя или название юридического лица, адрес проживания или нахождения, контактные данные;
  • после этого ходатайствующий должен указать дату вынесения оспариваемого решения, его номер и ФИО судьи, которым истец остался недоволен;
  • указание оснований для подачи жалобы;
  • четко изложенные требования ходатайствующего.

Отдельно стоит рассмотреть основания для подачи жалобы и требования, которые должен предъявить гражданин. Так, основаниями для ходатайства служат:

  • игнорирование или неверная трактовка обстоятельств, которые были представлены заявителем;
  • неправильное обозначение законных причин обращения в суд;
  • постановление суда носит противоречивый характер относительно фактов, рассмотренных на процессе;
  • допущение судом ошибок, нарушающих процессуальный кодекс, соответствующий рассматриваемому делу.

Требования, которые может обозначить гражданин в жалобе, регламентированы законодательством. Так, гражданин может просить:

  • об отмене обжалуемого постановления суда и вынесение нового;
  • о полном или частичном пересмотре решения районного суда;
  • об аннулировании оспариваемого постановления и закрытии дела;
  • о полном или частичном аннулировании решения суда или частичном отказе в рассмотрении полученного иска.

При необходимости гражданин правомочен указать, какую именно часть постановления нужно изменить или отменить. Гражданин может подавать апелляцию с перечнем требований, предъявленных им ранее. Дополнение к списку требований прямо противоречит законодательству.

Претензия должна быть подкреплена документальными сведениями. Резюмируя, ходатайствующий указывает дату оформления жалобы, оставляет свою личную подпись. При подаче жалобы юридическим лицом, в документе должна быть печать организации.

Важно учитывать, что оформление апелляции зависит от того, куда именно будет направлено жалоба.

Куда направлять жалобу

Апелляция подается гражданином при оспаривании решений по всем видам судебного производства. Поэтому возможно, что правила оформления и подачи апелляционной жалобы будут существенно отличаться от случая к случаю, так как требования законодательства учитывают характерные черты, присущие каждой отрасли права.

Апелляции рассматриваются судами той юрисдикции, в рамках которой происходило судопроизводство. Так, на долю арбитража выпадает рассмотрение исключительно гражданских дел и апелляций по ним. Споры по уголовным делам — головная боль Апелляционной Коллегии.

Прогадать при подаче жалобы нельзя, так как апелляция подается в суд, вынесший оспариваемое постановление. Далее жалоба будет перенаправлена органу, уполномоченному для рассмотрения претензий.

При исчерпании всех возможностей подачи апелляции, хождение по мукам для ходатайствующего продолжается уже в кассационных органах. Последним оплотом становится ВС РФ. При отклонении жалобы и Верховным Судом, остается надеяться только на западных партнеров, а именно — ЕСПЧ.

Взимание госпошлины

От чего любому законопослушному гражданину не уйти, так от взимаемой госпошлины. Ее уплата — обязательное условие при подаче апелляции. Как можно предположить, за вредность. Ходатайствующего или судьи — это уже неизвестно.

Размер пошлины составляет 150 рублей для физических лиц и до 3000 рублей для организаций.

Тяжбы по рассмотрению экономических споров предполагают иные расходы. При обращении в арбитраж, ценник составляет 3000 рублей, однако стоимость может и расти, в зависимости от статуса истца. В случае, если госпошлина не будет уплачена, дело далеко не пойдет.

Кассационная жалоба

Такая жалоба подается при исчерпании возможностей подачи апелляции. Обращаться в соответствующие инстанции возможно по гражданским, уголовным или административным делам. При просрочке обращения, ходатайствующему будет необходимо дополнительно просить о продлении срока, но лишь в свете веских на то оснований.

Кассационные инстанции

Ходатайствующий имеет право обратиться в:

  • Президиум суда субъекта;
  • арбитраж федерального округа;
  • в судебную коллегию ВС РФ.

При подаче жалобы почтовым отправлением, нужно отправлять заявление заказным письмом.

Если текст жалобы будет содержать ошибки, препятствующие ее рассмотрению, заявление вернут истцу. На исправление всех недочетов предоставляется определенный промежуток времени. При отсутствии ошибок жалоба будет рассмотрена в течение трех дней на заседании, в котором смогут принять участие все заинтересованные в исходе процесса лица.

Оформление жалобы

Требования по оформлению кассации не несут в себе какой-либо принципиальной новизны. Так, принимается жалоба, составленная от руки или при помощи технических средств. В конце заявления должна красоваться личная подпись заявителя или лица, представляющего его интересы.

При составлении кассации необходимо указать следующие сведения:

  • наименование и адрес суда;
  • ФИО заявителя;
  • процессуальное положение дела;
  • перечень судов, отклонивших апелляцию;
  • сведения обо всех участниках судебного разбирательства;
  • список решений, которые нужно отменить полностью или частично;
  • указание оснований для ходатайства;
  • перечень претензий, подкрепленных правовыми нормами и различными документальными сведениями;
  • прошение о рассмотрении ходатайства и пересмотра ранее вынесенного постановления;
  • список прикрепленных документов.

В основной части указываются допущенные судом процессуальные нарушения (если они имеют место быть). Так, к ним относятся:

  • уведомление не всех участников разбирательства;
  • отсутствие протокола рассмотрения дела;
  • нарушение права на защиту;
  • нарушения при проведении судебного расследования, дебатов и т. д.

Также к кассации необходимо приложить определенный перечень документов, который в частных случаях может дополняться. Основными документами являются:

  • ксерокопия паспорта ходатайствующего;
  • копии предыдущих постановлений;
  • документы, подтверждающие нарушение прав истца;
  • квитанция об уплате пошлины.

Оформление кассации при оспаривании решения по уголовным или административным делам составляется по такому же образцу.

Надзорная жалоба

Подача гражданином надзорной жалобы осуществляется в случае необходимости обжалования вступившего в силу постановления или определения суда. Как и в предыдущих случаях, такую жалобу может подать любое заинтересованное лицо, чьи права попрал вердикт судьи.

Однако порядок подачи надзорной жалобы имеет свои специфические особенности:

  • жалоба подается в Президиум суда субъекта или в ВС РФ;
  • список лиц, наделенных правом ходатайства, строго регламентирован;
  • жалоба такого типа подается только на вступившее в силу постановление;
  • срок подачи документа — не более трех месяцев.

Надзорная жалоба — последняя возможность гражданина РФ выиграть дело в российском суде.

Жалобу могут подать:

  • участники предыдущих процессов;
  • третьи лица, чьи права были ущемлены решением суда;
  • прокурором, участвовавшем на предыдущих процессах, Генпрокурором или его заместителями;
  • государственными органами при нарушении постановлением действующего законодательства.

При подачи жалобы третьими лицами следует указать, каким образом вердикт суда задел их интересы и права.

Также как и в предыдущих случаях, при нарушении срока подачи возможно прошение о его продлении при наличии на то уважительных причин. Содержание жалобы по своей структуре не отличается от предыдущих видов жалоб.

Основаниями для подачи надзорной жалобы могут послужить следующие ситуации:

  • нарушение прав определенного участника процесса;
  • нарушение прав неопределенного количества людей или всего общества в целом;
  • нарушение понимания закона, распространяющегося по всей территории РФ.

Указанные основания могут послужить как для частичной, так и для полной отмены судебного постановления.

Для надзорной жалобы характерен определенный порядок рассмотрения:

  • вынесение акта о приеме претензии на рассмотрение;
  • уведомление заинтересованных лиц путем отправления повестки;
  • лицо, принявшее заявление, не участвует в рассмотрении дела;
  • судья, принявший жалобу, выступает в качестве докладчика на заседании состава суда;
  • каждый из участников процесса обладает правом на дачу разъяснений;
  • решение по делу принимается путем голосования.

После рассмотрения жалобы, суд выносит соответствующее решение. Так, возможен отказ в удовлетворении ходатайства, полная или частичная отмена вступившего ранее в силу постановления.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: