О каком признаке правового государства говорится в первых двух предложениях данного фрагмента

Обновлено: 19.04.2024

1. Что яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком пра­во­во­го го­су­дар­ства?

1) на­ли­чие си­сте­мы за­ко­но­да­тель­ства

2) рав­но­пра­вие и ра­вен­ство граж­дан перед за­ко­ном

3) функ­ци­о­ни­ро­ва­ние пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

4) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та

2. Выс­шим ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся

1) Фе­де­раль­ное Cобра­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции 2) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3) Про­ку­ра­ту­ра Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции 4) Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3. Президент РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Пра­ви­тель­ство РФ

1) раз­ра­ба­ты­ва­ет и при­ни­ма­ет за­ко­ны 2) управ­ля­ет фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

3) утвер­жда­ет су­деб­ные ре­ше­ния 4) ре­ша­ет во­про­сы предо­став­ле­ния граж­дан­ства

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

А. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся гла­вой го­су­дар­ства.

Б. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции из­би­ра­ет­ся все­на­род­ным го­ло­со­ва­ни­ем.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Фе­де­раль­ном Со­бра­нии РФ?

А. Фе­де­раль­ное Со­бра­ние яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­тель­ным и за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном РФ.

Б. Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ со­сто­ит из двух палат.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о раз­де­ле­нии вла­стей в пра­во­вом го­су­дар­стве?

А. Раз­де­ле­ние вла­стей яв­ля­ет­ся при­зна­ком, ха­рак­тер­ным толь­ко для рес­пуб­ли­кан­ских го­су­дарств.

Б. Прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей за­клю­ча­ет­ся в разделении власти на законодательную, исполнительную и представительную.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

8. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства по­ня­тий «го­су­дар­ство» и «пра­во­вое го­су­дар­ство» и черты от­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) вер­хо­вен­ство за­ко­на;

2) на­ли­чие ор­га­нов и струк­ту­ры прав­ле­ния;

3) го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет;

4) си­сте­ма раз­де­ле­ния вла­стей.

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­том по­ли­ти­че­ской жизни и видом де­мо­кра­тии: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

А) ре­фе­рен­дум о при­ня­тии про­ек­та Кон­сти­ту­ции

Б) уча­стие в вы­бо­рах в Гос­ду­му

В) вы­бо­ры главы по­ли­ти­че­ской пар­тии

Г) де­ле­ги­ро­ва­ние пред­ста­ви­те­ля от ини­ци­а­тив­ной груп­пы на за­се­да­ние му­ни­ци­паль­но­го со­бра­ния

1) пря­мая де­мо­кра­тия

2) пред­ста­ви­тель­ная де­мо­кра­тия

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

10. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но со­от­вет­ству­ю­щей бук­вой.

(А) Сло­жив­ша­я­ся в стра­не М. пра­во­вая си­сте­ма не от­ра­жа­ет стрем­ле­ние об­ще­ства к пра­во­во­му го­су­дар­ству. (Б) Вся по­ли­ти­че­ская власть в стра­не со­сре­до­то­че­на в руках пре­зи­ден­та. (В) Ему под­чи­ня­ют­ся пра­ви­тель­ство и пар­ла­мент.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

11. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но со­от­вет­ству­ю­щей бук­вой.

(А) Ны­неш­няя Кон­сти­ту­ция нашей стра­ны была при­ня­та на об­ще­го­су­дар­ствен­ном ре­фе­рен­ду­ме. (Б) При­ня­тие этого до­ку­мен­та спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию де­мо­кра­тии в нашей стра­не. (В) Одна из глав Кон­сти­ту­ции по­свя­ще­на пра­вам и сво­бо­дам че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

12. В стра­не Z был про­ведён опрос со­вер­шен­но­лет­них граж­дан о том, какой под­ход к про­бле­ме прав че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся более пра­виль­ным. Ре­зуль­та­ты опро­са по двум воз­раст­ным груп­пам (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.


Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Наи­боль­шая доля опро­шен­ных в воз­расте 40 лет счи­та­ет, что люди долж­ны от­ста­и­вать свои права, даже если это про­ти­во­ре­чит ин­те­ре­сам го­су­дар­ства.

2) Доля тех, кто счи­та­ет, что люди долж­ны от­ста­и­вать свои права, даже если это про­ти­во­ре­чит ин­те­ре­сам го­су­дар­ства, среди 40-лет­них ниже, чем среди 60-лет­них.

3) Среди 40-лет­них опро­шен­ных доля тех, кто счи­та­ет, что в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства в от­дель­ных слу­ча­ях можно со­гла­сить­ся с ущем­ле­ни­ем прав граж­дан, выше доли тех, кто счи­та­ет, что права че­ло­ве­ка выше ин­те­ре­сов го­су­дар­ства.

4) Оди­на­ко­вые доли 40-лет­них опро­шен­ных счи­та­ют, что ин­те­ре­сы го­су­дар­ства важ­нее прав че­ло­ве­ка и что в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства в от­дель­ных слу­ча­ях можно со­гла­сить­ся с ущем­ле­ни­ем прав граж­дан.

5) Наи­мень­шие доли опро­шен­ных каж­дой из групп не ин­те­ре­су­ют­ся этой про­бле­мой.

Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

1. Что от­но­сит­ся к от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства?

1) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та 2) де­я­тель­ность пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

3) на­ло­го­об­ло­же­ние граж­дан 4) вер­хо­вен­ство за­ко­на

2. Выс­шим ор­га­ном за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся

1) Пра­ви­тель­ство РФ 2) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ

3) Об­ще­ствен­ная па­ла­та 4) Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд

3. Государственная дума РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Что от­но­сит­ся к пол­но­мо­чи­ям Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

1) раз­ра­бот­ка и при­ня­тие за­ко­нов 2) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

3) ре­ше­ние во­про­сов граж­дан­ства РФ 4) вве­де­ние чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о го­су­дар­ствен­ной вла­сти РФ?

А. Фе­де­раль­ное Со­бра­ние — пар­ла­мент Рос­сии — со­сто­ит из двух палат.

Б. К пол­но­мо­чи­ям за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции относится об­ра­ще­ние с еже­год­ны­ми по­сла­ни­я­ми к граж­да­нам го­су­дар­ства

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

А. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся гла­вой исполнительной власти.

Б. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции из­би­ра­ет­ся все­на­род­ным го­ло­со­ва­ни­ем.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния?

А. Но­си­те­лем су­ве­ре­ни­те­та и един­ствен­ным ис­точ­ни­ком вла­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ет­ся её мно­го­на­ци­о­наль­ный народ.

Б. Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция обес­пе­чи­ва­ет це­лост­ность и не­при­кос­но­вен­ность своей тер­ри­то­рии.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

8. Срав­ни­те вы­бо­ры и ре­фе­рен­дум. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) тай­ное го­ло­со­ва­ние граж­дан;

2) граж­да­не вы­ра­жа­ют одоб­ре­ние или не­одоб­ре­ние ка­ко­го−либо ре­ше­ния, за­ко­на;

3) го­ло­со­ва­ние за кан­ди­да­тов на го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти;

4) пра­вом го­ло­са об­ла­да­ют толь­ко со­вер­шен­но­лет­ние граж­да­не.

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и фор­ма­ми по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан РФ, к ко­то­рым они от­но­сят­ся: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

А) ор­га­ни­за­ция ра­бо­ты участ­ков для го­ло­со­ва­ния

Б) один граж­да­нин имеет один голос

В) го­ло­со­ва­ние за кан­ди­да­та на пост Пре­зи­ден­та РФ

Г) уста­нов­лен­ная за­ко­ном пе­ри­о­дич­ность про­ве­де­ния

Д) одоб­ре­ние или не­одоб­ре­ние ка­ко­го-либо ре­ше­ния

1) толь­ко вы­бо­ры

2) толь­ко ре­фе­рен­дум

3) и вы­бо­ры, и ре­фе­рен­дум

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

10. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Ре­дак­ция жур­на­ла опро­си­ла чи­та­те­лей: «Сло­жи­лось ли в стра­не пра­во­вое го­су­дар­ство?» (Б) Более по­ло­ви­ны чи­та­те­лей дали от­ри­ца­тель­ный ответ. (В) Воз­мож­но, это свя­за­но с тем, что в стра­не не­ред­ки на­ру­ше­ния прав че­ло­ве­ка.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

11. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

(А) Учёные на­зы­ва­ют пра­во­вым такое го­су­дар­ство, в ко­то­ром обес­пе­че­ны и за­щи­ще­ны права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на. (Б) Но всё же такое го­су­дар­ство пока толь­ко остаётся иде­а­лом для че­ло­ве­че­ства. (В) За­чат­ки пред­став­ле­ний о пра­во­вом го­су­дар­стве воз­ник­ли еще у фи­ло­со­фов Древ­ней Гре­ции.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ния

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

12. В го­су­дар­стве П. в 2003 и 2013 годах были про­ве­де­ны опро­сы об­ще­ствен­но­го мне­ния, в ходе ко­то­рых ре­спон­ден­там пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос: «Какие формы по­ли­ти­че­ской ак­тив­но­сти вы ис­поль­зу­е­те?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

. Утверждение начала правового государства. Это означает, что политическая власть ставится под эгиду7 права, под его контроль и, следовательно, должна функционировать в качестве государственной власти в рамках всех институтов государства и права, в сочетании и во взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. В содержание права, его норм и принципов, наряду с категорией прав и свобод человека, все более входят два основополагающих начала правового государства. Одно — общедозволительное («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»), действующее в отношении граждан, их объединений. Другое — расширительное («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»), действующее в отношении властных государственных органов и должностных лиц. <. >Право в современном гражданском обществе выдвигается в центр общественно-политической жизни, продолжается его возвышение. И это в высшей степени существенно потому, что именно через право во многом утверждаются в обществе приоритет личности, ее высокий статус, права и свободы человека, господство нравственно-духовных, гуманитарных начал. Все это предопределяет такой качественный поворот в развитии общества, когда оно. становится не только «гражданским», но и «правовым». Причем правовой характер общества — всего общества, а не только одной государственной власти — выступает в качестве его преобладающей, наиболее существенной черты.

Вопросы и задания:

О каком признаке правового государства говорится в первых двух предложениях данного фрагмента?

Как вы понимаете смысл общедозволительного начала правового государства? Поясните свое понимание примерами.

Что означает расширительное начало правового государства?

Почему первое из названных автором фрагмента начал действует в отношении отдельных граждан и их объединений, а второе — в отношении властных государственных органов и должностных лиц? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Ответ аргументируйте. 5.В чем автор данного фрагмента видит смысл и направление развития правового государства в правовое общество? Как он оценивает такое развитие?

Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Признаки правового государства:

· Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона — в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу;

· Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;

· Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

· Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.

Предпосылки создания и функционирования правового государства:

· производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;

· режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

· высокий уровень политического и правового сознания людей;

· юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства;

· важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Осуществляется взаимная ответственность государства и личности (все, что не дозволено законом власти, ей запрещено), где соблюдается прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Три ветви власти

Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.

Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека. Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание. Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

Основные признаки правового государства

Прежде всего для правового государства характерно верховенство права.

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех – от главы государства до рядового гражданина. Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации. Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан.

Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения. Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.

Правовое государство в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга. Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Ещё одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Важным принципом является независимость суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства. Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

Принцип приоритета права означает: рассмотрение всех вопросов с позицией права, соединение нравственно-правовых ценностей с формально-регулятивными, необходимость идеологически-правового обоснования решения государственных органов.

Принцип правовой защищенности человека и гражданина: равенство сторон и взаимной ответственности государства и гражданина, особый тип регулирования и формы правоотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Принцип единства права и закона: должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам, быть принятым легитимным органом государственной власти и при издании должен быть использован весь комплекс правовых средств.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения. Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору. Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан. Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. 1 )

Правовое государство – многомерное развивающе­еся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2 )

Существует множество трактовок определения «правое государство»:

– Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично–политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3 )

– Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально–демократическим политическим режимом (Гегель); 4 )

– Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство рассматривается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

– Сосредоточение всех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

– Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

– Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

– Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

– Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

– Верховенство и прямое действие конституции;

– Единство прав и обязанностей граждан;

– Наличие развитого гражданского общества;

– Внешний и внутренний суверенитет государства;

– Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1 )

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2 )Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Разделение властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией, прежде всего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1 )

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции – формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1 ) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2 )

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все. 3 )

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека – это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1 )

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1 )

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать «разумный эгоизм» – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе.


Урок-презентация по обществознанию в 9 классе Мастер-класс с использованием технологии критического мышления, информационно-коммуникативной, погружения в предмет, проектной. Учитель: ФУРЛОВА О.И.- МАОУ СОШ № 20 «ПРАВО ВЫШЕ ВЛАСТИ»


План урока 1. Понятие правового государства. Этап вызова. 2. Различные точки зрения на правовое государство. 3. Работа с текстами источников. Этап осмысления. 4. Признаки правового государства. 5. Работа над логическим заданием. Рефлексия.


ЭТАП ВЫЗОВА (ПОГРУЖЕНИЕ) ПРАВО ГОСУДАРСТВО ? соотношение Правовое государство КАКОЕ ОНО, ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО?


Понятие государства и права Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса(социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляет общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение. Право – это совокупность социальных норм и правил, регулирующих различные отрасли человеческих отношений. Порождены одними причинами взаимосвязаны Государство определяет: -что есть право, -что есть правонарушение


Эпиграф «Право есть ничто, без аппарата, способного принуждать к соблюдению права»


Логическое задание МОЖНО ЛИ ВООБРАЗИТЬ ИДЕАЛЬНОЕ С ПРАВОВОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ ГОСПОДСТВОВАЛА БЫ АБСОЛЮТНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ? КАКОЕ ГОСУДАРСТВО НАЗЫВАЕСЯ ПРАВОВЫМ?


Задание Прочитайте высказывания мыслителей о государстве. Как они мыслили себе «идеальное государство»?


Идея правового государства Не может быть делом закона властвование вопреки праву. Стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права. Аристотель


Идея правового государства Только там, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Платон


Идея правового государства Под действие закона должны попадать все, в том числе и само государство. Истинная цель государства заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью и чтобы она не подвергалась опасности. Цицерон


Идея правового государства Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существует три власти: верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице исполнителя, правящая согласно закону, и судебная власть. Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. И. Кант


Идея правового государства Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной или исполнительной. Ш.Монтескье


Идея правового государства Государство всё более склоняется перед властью права. Во имя права всемогущее некогда государство вынуждено допустить в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность. П. И. Новгородцев


Идея правового государства В конституционном государстве власть приобретает правовой характер. Основной признак правового государства заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна. Б. А. Кистяковский


Право выше власти Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы. Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности и где в основу организации власти положен принцип «разделения властей».


ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ: Разделитесь на три группы. На основании идей ведущих социологов сформулируйте основные признаки правового государства. Ответьте на поставленные вопросы к текстам.


Задание № 1 Правовое государство и прогресс общества С. С. Алексеев – современный российский ученый, юрист. Утверждение начала правового государства. Это означает, что политическая власть ставится под эгиду права, под его контроль и, следовательно, должна функционировать в качестве государственной власти в рамках всех институтов государства и права, в сочетании и во взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. В содержание права, его норм и принципов, наряду с категорией прав и свобод человека, все более входят два основополагающих начала правового государства. Одно – общедозволительное («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»), действующее в отношении граждан, их объединений. Другое – расширительное («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»), действующее в отношении властных государственных органов и должностных лиц. . Право в современном гражданском обществе выдвигается в центр общественно-политической жизни, продолжается его возвышение. И это в высшей степени существенно потому, что именно через право во многом утверждаются в обществе приоритет личности, ее высокий стаатус, права и свободы человека, господство нравственно-духовных, гуманитарных начал. Все это предопределяет такой качественный поворот в развитии общества, когда оно…становится не только «гражданским», но и «правовым». Причем правовой характер общества – всего общества, а не только одной государственной власти- выступает в качестве его преобладающей, наиболее существенной черты.


Вопросы и задания: 1. О каком признаке правового государства говорится в первых двух предложениях данного фрагмента? 2. Как вы понимаете смысл общедозволительного начала правового государства? Поясните свое понимание примерами. 3. Что означает расширительное начало правового государства? 4. Почему первое из названных автором начал действует в отношении отдельных граждан и их объединений, а второе – в отношении властных государственных органов и должностных лиц? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Ответ аргументируйте. 5. В чем автор данного фрагмента видит смысл и направление развития правового государства в правовое общество? Как он оценивает такое развитие?


Задание № 2 Что такое правовое государство О. Г. Румянцев, В. Н. Додонов – современные российские юристы. Правовое государство – в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права РФ. Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. – М.,1997. – С. 238.


Вопросы и задания: 1. На основе приведенного текста выделите признаки правового государства. 2. Как вы понимаете, что такое нерушимость прав и свобод человека со стороны государства?


Задание № 3 Верховенство закона в правовом государстве А. Б. Венгеров – современный российский юрист.(Венгеров А. Б. Правовое государство // Цит. по: Основы современной цивилизации. – М., 1992. – С. 201–202.) Верховенство закона – несущая конструкция правового государства. Правовое государство – это политическая организация общества, создающая с помощью права условия для существования и жизнедеятельности гражданского общества, представляющего собой систему социальных институтов и общественных связей, для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций. Правовое государство должно обеспечивать своим гражданам возможность самим осуществлять выбор общества, которое хочет иметь большинство народа, сохранять и обеспечивать плюрализм мнений, политических институтов и действий. Единственное ограничение – эти действия не могут быть направлены на насильственное разрушение правового государства, свержение государственного строя. Верховенство закона – . несущая конструкция правового государства, являющаяся антиподом той системы устрашения, произвола, насилия, включая государственный террор, которая была присуща административно-бюрократическому государству.


Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете первую фразу данного фрагмента? 2. Как в приведенном тексте определена роль правового закона? 3. Согласны ли вы с такой оценкой значения принципа верховенства закона? Какие аргументы вы могли бы привести для доказательства своей точки зрения? 4. Используя свои знания по истории, приведите примеры отступления от принципа верховенства закона в прошлом нашей страны, других стран. 5. Какие гарантии предупреждения произвола дает соблюдение принципа верховенства закона?


Право выше власти ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: Верховенство права и закона во всех сферах жизни. Исполнение закона всеми гражданами, независимо от должности и заслуг. Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивида. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Широкие и реальные права и свободы личности во всех сферах жизни.


Признаки правового государства. верховенство права во всех сферах жизни закреплен Законы конституция Конституционный суд Суды Прокуратура


Признаки правового государства. верховенство права во всех сферах жизни Подчинение Закону самого государства Подчинение Закону гос.органов Подчинение Закону граждан отличие от неправового государства Гуманные законы Гарантия прав человека


Признаки правового государства. верховенство права во всех сферах жизни взаимосвязь- прав и обязанностей Свобода и равенство закреплены конституционно незыблемость прав человека, его чести, достоинства, интересов, их охрана и гарантированность


Признаки правового государства. личность государство самоограничение государства самоограничение личности В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.


Признаки правового государства. Управление через законы Отражают и закрепляют отношения в обществе. законы в интересах большинства населения правовое государство-


Признаки правового государства. законодательная судебная исполнительная Верховное положение Облекает в закон основные нап- равления внешней и внутренней политики.Обеспечивает верхо- венство закона. законодательная власть парламент 2 палаты 1 палата комитеты комиссии


Признаки правового государства исполнительная власть правительство, ведомства


Признаки правового государства Судебная власть независимость от государства Назначение пожизненно, на длительный срок. Защита граждан от неправо- мерных действий гос-ва. Конституционный суд Проверка законов, подзаконных актов, действий госу- дарственных лиц, с точки зрения их соответствия Конституции.


ЭТАП РЕФЛЕКСИИ государство общество Уважение достоинства граждан.Отказ от Административного произвола,насилия и лжи в своей деятельности. Уважение государственной власти , соблюдение законодательства выполнение своих обязанностей. идеальная модель государства


Беседа по эпиграфу Что же означает название нашего урока: «Право выше власти»? Как название нашего урока помогает в ответе на логическое задание? Существует ли «идеальное государство»? Какие пути к идеальному государству предлагаются?


Подумайте, какое отношение к нашей теме имеет данное высказывание: "Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать". М.Е.САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на дом: 1993-Конституция РФ РФ-демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на дом: Можно ли считать Российскую Федерацию правовым государством?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: