Какой вопрос задал понтий пилат иешуа который не задают на суде

Обновлено: 26.04.2024

Одна из главных тем богословия – вопрос Пилата, заданный Христу: «что есть истина?» ( Ин. 18, 38 ).

Господь ничего не ответил. Он молчал. Почему Он не ответил на вопрос Пилата?

Потому, что вопрос был поставлен неверно. В чем ошибка Пилата? В том, что он спросил: что есть истина? – а не Кто есть истина?

Если бы Пилат спросил Христа: Кто есть истина? – то, конечно, получил бы ответ, так же как он получил ответ на вопрос: «Ты Царь Иудейский?» ( Мф. 27:11 ; Мк. 15, 2 )?

Истина – это Кто, а не что.

Истина – это личность, а не предмет.

Бог есть истина. Как абсолютная, не подлежащая сравнению личность, Бог есть истина.

Следовательно, насколько неверен вопрос: «что есть истина?» – настолько же неверен и вопрос: что есть Бог? Ставить вопрос так столь же ошибочно, сколь ошибочно спрашивать: кто есть камень? кто вода? кто воздух? кто земля? кто огонь? Ибо «кто» можно сказать только о личности, а о предмете – «что».

Неужели мы упрекнем в этой ошибке одного только Пилата? Посмотрите: этот важнейший вопрос не умели верно поставить и многие неоязыческие европейские мыслители: пантеисты 37 , материалисты 38 , эпикурейцы и стоики 39 . Всем им свойственно мыслить по образу мышления Пилата, потому-то они спрашивают, как Пилат: что есть истина, а не Кто есть истина.

Они путают истину и факт. Но разве истина и факт не одно и то же? Разве факт не истина? Нет. Факты – предметы, и отношения – предметы, они служат только символами истины, образными иероглифами природы. Это могут быть слова, знаки, «печать» или «мимика» истины, ее предчувствие, – но не сама истина. Истина и факт находятся в таком же соотношении, как писатель и перо. Красочное перо вселенной таинственно повествует людям о величественной личности Писателя, Который есть суть и сущность.

Факты изменчивы и преходящи, истина всегда неизменна (насколько прекрасно и точно сербское слово «истина» 40 ). Весь видимый мир изменчив и преходящ согласно и церковному учению, и науке. Как же может быть истиной то, что временно и переменчиво?

Вечен и неизменен только Бог. Следовательно, только Бог – истина. А Бог – личность. Кроме Бога, личностями являются люди и Ангелы. И они, как личности, предназначены для вечности, будучи чадами Бога истинного.

Иисус не хотел ответить на неверно поставленный вопрос Пилата, но другим людям и в иных обстоятельствах Он сказал: «Я есмь. истина» ( Ин. 14, 6 ).

Эти слова совершили переворот в истории человечества, решающий переворот в отношении к Богу, к человеку и природе. Бог – личность, а не предмет. И человек – личность, а не предмет. Потому и о человеке спрашивают «кто?», а не «что?».

Всеобъемлющее значение этого переворота глубоко понял Апостол, восхищенно воскликнувший: «древнее прошло, настало новое" ( 2Кор. 5, 17 ). Иными словами, порабощение человека мраком лжи и тирания твари миновали и пришли свобода и величие личности.

Если кто-нибудь глубоко вдумается в это, то почувствует, как быстро он выходит из тьмы к свету, и поймет, какой коренной переворот совершил Сын Божий в понимании личности и предмета. Поймет, какую небывалую борьбу ведут чада света с сынами тьмы – те, кто возносит личность Бога и человека над бессловесной природой, с теми, кто стремится свергнуть личность и смешать ее со множеством немых предметов и снова дать предметам господство над человеком, снова повторить ложный эксперимент римского язычества. Поймет и Божественное значение современных лозунгов: «Свобода человека!», «Достоинство человека!», «Личность человека превыше всего!», «Свобода народу!», «Ценность личности каждого человека и народа!».

Все эти призывы и лозунги имеют более глубокое значение, чем может показаться на первый взгляд. Они появились не как грибы после вчерашнего дождя: это древние «растения», и корень их – Христос, хотя этого не знают многие из тех, кто, пользуясь этими призывами, думает, будто они зародились вместе с современной демократией. С той поры, когда они начали тихо прорастать, с того дня, когда Сеятель сказал: «Я есмь истина» , началась в мире борьба между что и Кто. Началась она девятнадцать столетий назад, а в наши дни разгорелась так, что охватила весь мир. Об этом должны знать все христиане на земле.

А для того, чтобы знать, необходимо понять, насколько вопрос Пилата был неверным и недостойным ответа Христа.

Пантеисты – последователи учения пантеизм, которое утверждает, что «всё есть Бог», то есть обожествляет Вселенную, природу. По словам А. Шопенгауэра, пантеизм – это прежде всего форма атеизма.

Материалисты – приверженцы воззрения, которое видит основание всех сторон действительности – как материальной, так и душевной и духовной – в материи.

Стоики – последователи школы греческих философов, основанной в III в. до Р. X. Согласно учению стоицизма, мудрец обладает «силой духа» которую составляют четыре добродетели: рассудительность, мужество, воздержание и справедливость. Стоики утверждали, что все потребности человека заслуживают презрения, стремились непоколебимо следовать своим моральным принципам и честно выполнять долг, понимаемый в рамках своей этики (так, человеку, запутавшемуся в хаосе жизненных отношений, предписывалось покончить с собой).

В сербском языке «исто», «исти» значит «тот же», «такой же», «неизменный».– Перев.

Через минуту он вновь стоял перед прокуратором.
Прозвучал тусклый больной голос:
-- Имя?
-- Мое? --торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева.
Прокуратор сказал негромко:
-- Мое -- мне известно. Не притворяйся более глупым, чем ты есть. Твое.
-- Иешуа, --поспешно ответил арестант.
-- Прозвище есть?
-- Га-Ноцри.
-- Откуда ты родом?
-- Из города Гамалы, --ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала.
-- Кто ты по крови?
-- Я точно не знаю, --живо ответил арестованный, --я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец.. .
-- Где ты живешь постоянно?
-- У меня нет постоянного жилища, --застенчиво ответил арестант, --я путешествую из города в город.
-- Это можно выразить короче, одним словом -- бродяга, --сказал прокуратор и спросил: -- Родные есть?
-- Нет никого. Я один в мире.
-- Знаешь ли грамоту?
-- Да.
-- Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?
-- Знаю. Греческий.
Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым.
Пилат заговорил по-гречески:
-- Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ?
Тут арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг, и он заговорил по-гречески:
-- Я, доб.. . --тут ужас мелькнул в глазах арестанта оттого, что он едва не оговорился, --я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие.

Спрашивает, откуда Иешуа родом, о его религиозных взглядах. Я наизусть не помню. Во 2 главе все подробно написано.

На последней странице романа Пилат спрашивает у Иеуша: “Ведь казни не было? Молю тебя, скажи, не было? ” И Иешуа отвечает: “Ну, конечно, не было” (1, с. 396). И тем снимает с сердца преступника Пилата давившую его тяжесть. Пилат повинен в том, что по его приказу казнили невинного, и за это “ведомством Воланда” ему определено наказание. Но Пилата мучит его вина, и значит, он заслуживает прощения, потому что он стал другим, и значит, грех прошлый с него нужно снять. И Иешуа говорит: “Казни не было! ” — и тем совершает второе чудо, отменяя действительно бывшее, делая небывшим то страшное, что было, но что хочется забыть, — чудо милосердия.
Вообще-то Пилат много вопросов задавал Иешуа-ему понравилось красноречие собеседника, понравилось и удивило то, что он прочитал его сокровенные мысли и исцелил от недуга (начало романа, беседа игемона с Га-Ноцри). Но, думаю, главный, мучивший его вопрос, он задал позже: "Ведь казни не было. "

Пилат задал Иисусу два вопроса. Первый: "Ты ли Иисус, царь иудейский? " и второй :"Что есть истина? "

Первый вопрос: "Так это ты подговаривал народ разрушить Ершалаимский храм? "
А вообще их очень много - ведь описана сцена допроса преступника. Но мне кажется, что наиболее значима в диалоге следующая сцена:

Итак, Марк Крысобой, холодный и убежденный палач, люди, которые, как я вижу, — прокуратор указал на изуродованное лицо Иешуа, — тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырех солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда — все они добрые люди?
—Да, — ответил арестант.
—И настанет царство истины?
—Настанет, игемон, — убежденно ответил Иешуа.
—Оно никогда не настанет! — вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся. Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: “Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался! ” Он еще повысил сорванный командами голос, выкликая слова так, чтобы их слышали в саду: — Преступник! Преступник! Преступник!

что ты сделал незаконного? )
или чото типа - ты говорил что наш царь лох? и бог захватит мир? )) смысл вроде такой )) варианты есть?

Традиционные вопросы задает Пилат: «Имя?» , «Прозвище есть?» , «Откуда ты родом? » Ничто не трогает Понтия Пилата, каменное выражение застыло на лице его, казалось бы ничто не способно нарушить ледяного спокойствия. Голос Пилата звучал монотонно и тихо, а мысли устремлены внутрь дворца, к своей собаке Банга, единственному существу, любившему его.
Настроение прокуратора меняется, когда он, случайно для себя, задает вопрос: «Что есть истина?» . И получает ответ: «Истина в том, что у тебя болит голова… и ты малодушно помышляешь о смерти…» . Ужас мелькнул на каменном лице игемона, мученические глаза смотрели на арестанта.
Простая формула сложилась в голове прокуратора: он рассмотрел дело бродячего философа, но «состава преступления в нем не нашел» . Для этого нужно было, чтобы Иешуа «признал» , что не говорил о кесаре ничего. Пилат задает вопрос: «Ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Говорил. Или… не… говорил?» . Тревожные глаза на странном лице Пилата подсказывали правильный ответ,

1. Сколько лет работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита»?

2. Образ Маргариты — центр романа. Она является символом:

1. Христианского смирения

2. Мести и возмездия

3. Любви, милосердия и вечной жертвенности

4. Зависти и подлости

3. В романе фантастика является средством сатиры. В главе 17 костюм председателя комиссии самостоятельно подписывает резолюции. Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?

4. Автором романа о Понтии Пилате в «Мастере и Маргарите» является:

5. Кому из героев романа принадлежат слова: « Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности

у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

4. Понтию Пилату

6. Известно, что в романе литературоведы находят три основных мира. Найдите четвёртое лишнее.

1. Древний иршелаимский

2. Вечный потусторонний

4. Современный московский

7. В романе есть герои-двойники (Мастер – Иешуа, Алоизий – Иуда, Иван – Левий Матвей) и даже предметы-двойники (гроза в Москве и Ершалаиме, джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда). Есть ли двойники у Маргариты?

8. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?

«. с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели. человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью..»

2. Марк Крысобой

4. Иешуа Га-Ноцри

9. Во время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?

1. Что есть власть?

2. Что есть жизнь?

3. Что есть истина?

4. Что есть талант?

10. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?

«… ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, подмышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой».

11. В ком увидел Мастер своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам?

1. Стёпа Лиходеев

2. Иван Бездомный

12. Почему Маргарита поверила Азазелло?

1. Он сказал, что сможет устроить их встречу

2. Азазелло процитировал строки из романа Мастера

3. Он показал платок, который Маргарита дарила Мастеру

4. Азазелло загипнотизировал женщину

13. Кому из персонажей принадлежат слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал… Просто он существовал и больше ничего… И доказательств никаких не требуется»?

3. Ивану Бездомному

14. Кому принадлежат слова «Рукописи не горят»?

15. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?

2. Иван Бездомный

16. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

1. Это соответствует библейскому сюжету

2. Автор стремится противопоставить характер Иешуа библейскому образу

3. Автор подчёркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру

4. Автор стремится показать Иешуа бедняком

17. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы?

18. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»?

1. Иешуа Га-Ноцри

2. Доктор Стравинский

19. Кому из персонажей принадлежат слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»?

4. Понтию Пилату

20. Кто из героев попросил Воланда подарить Мастеру и его возлюбленной заслуженный покой?

1. Иван Бездомный


Курс профессиональной переподготовки

Руководство профильным направлением (проектом) в организации библиотечно-информационной сферы


Курс повышения квалификации

Буллинг: вызовы и решения в воспитании и образовании детей


Курс повышения квалификации

Организационно-методические особенности подготовки обучающихся к выполнению нормативов всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО»


«Особенности общения с ребенком с УО»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 928 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: «Оттепель» (1953—1946) — начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Литература периода Великой Отечественной войны (Л. И. Лазарев)
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Повести о войне 1940—1970 гг. Виктор Платонович Некрасов (1911 — 1987) и его повесть «В окопах Сталинграда» (1946)
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Повести о войне 1940—1970 гг. Виктор Платонович Некрасов (1911 — 1987) и его повесть «В окопах Сталинграда» (1946)
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Литература 1930-х годов
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Александр Исаевич Солженицын (В. А. Чалмаев)
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Литература периода Великой Отечественной войны (Л. И. Лазарев)
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Литература периода Великой Отечественной войны (Л. И. Лазарев)

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 - начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Оставьте свой комментарий

  • 17.04.2020 26964
  • DOCX 23.7 кбайт
  • 200 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Карнаухова Людмила Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

23 минуты

«Сказкотерапия с элементами арттерапевтических техник»

89 минут

«Ресурсные техники антистрессового и успокоительного дыхания»

64 минуты

«Ресурсное состояние, эмоциональная сфера, эффективное родительство – мифы и реалии нашей жизни»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: познакомить учащихся с ершалаимскими главами романа «Мастер и Маргарита», рассмотреть образ Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе.

1) Определить роль ершалаимских глав в структуре романа; рассмотреть проблему человеческого существования по Булгакову;

2) Развивать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;

3) Воспитывать чувство доброты, порядочности, нетерпимости к трусости и предательству.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Методы и приемы: слово учителя, метод беседы, метод анализа, эвристический метод, проблемные вопросы и задания, монологический ответ.

На доске: число, тема урока.

Организационный этап: Добрый день, ребята! Мы продолжаем изучение романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Дома вы должны были написать мини-сочинение на тему «Почему Берлиоз и барон Майгель не обрели покоя в потустороннем мире?». Послушаем несколько ваших работ. Кто желает прочитать свое мини-сочинение классу?

Проверка домашнего задания.

Дети представляют свои работы одноклассникам и учителю.

Оценка классом сочинений.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Учитель: На предыдущих уроках литературы мы уже говорили об оригинальной композиции романа М. А. Булгакова: роман в романе, или двойной роман.

Воланд спрашивает Мастера: О чём роман?

Что слышит Воланд в ответ?

Ученики: Роман о Понтии Пилате.

Учитель: Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора. Почему? На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Откройте свои рабочие тетради, запишите число, тему урока:

Вечный спор о человеке на страницах романа «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа.

Сегодня мы говорим о романе самого Мастера.

Как вы думаете, какой момент библейских глав является центральным, самым напряженным? Почему?

Ученики: Встреча Понтия Пилата и Иешуа – центральный, напряженный момент библейских глав. Это встреча человека с совестью, главное испытание, которое предлагает ему жизнь.

Учитель: Кто такой Иешуа? Что мы знаем о нем?

Ученики: Иешуа - философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Это нищий бродячий проповедник. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Его единственный принцип, - нет злых людей, есть люди несчастливые. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке, но кроме ученика, есть герой, который все «записывает неправильно». Иешуа никто не слышит, а те, что услышали, поняли его речь как призыв к свержению власти римлян. И «сдали» БЕЗОБИДНОГО И БЕЗЗАЩИТНОГО ПРОПОВЕДНИКА ВЛАСТЯМ.

Учитель: Что проповедует Иешуа?

Ученики: «— Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.»

«Все люди добрые, злых людей нет на свете.»


Учитель: Что есть истина для Иешуа?

Ученики: «Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.»

Учитель: Какой известный вам мотив Булгаков взял за основу в своем романе?

Ученики: библейский мотив - евангельский сюжет. Иисус Христос.

Учитель: В чем сходство и различие этих мотивов?

Ученики: Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества - это сходство мотивов.
Отличие состоит в том, что Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет. В образе Иешуа Га-Ноцри изображён не как сын Божий, но как сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
Учитель: Поговорим о главном герое романа Мастера Понтии Пилате. Каким он предстаёт перед нами ?

Ученики: Прокуратор – человек умный, наделенный властью. Это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним. Это человек, верящий только в силу и, соответственно, не верящий в людей, циник и мизантроп.
Он прекрасно понимает, что Иешуа не виновен ни по одному пункту, но открыто вступиться за него значит пожертвовать положением, властью, пойти на конфликт с Римом. Он находит красивое решение: признать философа сумасшедшим, сослать, чтобы не смущал народ речами.

Учитель: Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предаёт его казни?

Ученики: Иешуа догадался о страданиях и освободил прокуратора от них (художественная деталь – глаза Пилата «оба больных глаза»).

Понтий Пилат открывает для себя новую истину в словах Иешуа. Он понимает, что истина – это царство без власти и насилия, где царит правда и справедливость. Злых людей на свете нет.

· Нельзя распоряжаться чужой жизнью.

· Иешуа Убеждает Понтия Пилата в одиночестве и отсутствии веры в людей.

· Внутренняя несвобода позволила Пилату предать Иешуа.

Учитель: Как вы думаете, кто на самом деле оказывается трусом в этой ситуации? И почему?

Ученики: Трусом оказывается Понтий Пилат – он пытается суетливо подсказать подсудимому: соври, откажись от своих слов. Ответ Иешуа: «Правду говорить легко и приятно», и прокуратор отступает. Он «умывает руки», показывает, что нет на нем вины, нет крови. Последняя попытка спасти обреченного на казнь – обращение к Ершалаимской еврейской власти. Понтий Пилат предлагает отпустить Иешуа по традиции. Но прокуратор получает отпор: философы способные добрым словом привести народ к неповиновению власти. Иешуа предан всеми.

Учитель: Какое наказание получил Понтий за свою трусость?

Ученики: Наказание для Понтия Пилата – пустая, бессмысленная вечность, ожидание, надежда на чудо. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Ведь я не трус, не предатель, я пожертвовал карьерой, чтобы спасти тебя? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.


Учитель: Какой порок по мнению Булгакова, самый большой?

Ученики: Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок- трусость, боязнь из-за соображений карьеры поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Учитель: Как изменился Пилат после казни Иешуа?Есть ли у него совесть? (художественная деталь – тоска)

· Прекращает страдания Иешуа.

· Приказывает убить Иуду - предателя

· Возмездие: (бессмертие и признание себя трусом). «Трусость – самый страшный порок!» – Булгаков вмешивается (его слова).

· Понтий Пилат приговаривает Иешуа к смерти, в чём потом сильно раскаивается. При развитии событий читатель узнаёт нового Пилата – мучающегося, страдающего, горько сожалеющего о том, что «послал на смерть философа с его мирною проповедью». Мы видим тот ужасный суд, который учинил над собою Пилат: «Его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия», – пишет Булгаков.

Учитель: Тема «Предательство»

Итак, мы знаем, что Понтий Пилат приказывает убить Иуду. Эпизод, в котором совершается расправа Понтия Пилата и Афрания с Иудой из Кариофа, играет немаловажную роль в романе «Мастер и Маргарита».

За что Иуда несет такое наказание?

Ученики: Иуда доносчик и предатель заслуживает смерти. Убийство Иуды по приказу Понтия Пилата решает проблемы как прокуратора, так и Левия Матвея. Левию не надо казнить себя за то, что не смог ничего сделать для любимого учителя, ему не нужно убивать предателя, потому что Иешуа Га-Ноцри уже отомщён. Прокуратору становится легче оттого, что убит виновник казни ни в чём не повинного философа. Ведь после вынесения приговора Пилат мучается и страдает за то, что послал на смерть мирного Иешуа. Иуда поплатился за то, что предал Иешуа, который был добродушным человеком и даже в самых плохих людях он видел только хорошие качества.

Учитель: Как мотивирует предательство Иуды Евангелие и как оно объяснено в романе М.Булгакова?

Ученики: У Булгакова Пилат приказывает убить предателя, т. к. здесь видна воля автора, который больше всего на свете ненавидел доносчиков и предателей. Убийство Иуды дано как высокая трагедия, даже в падшем человеке, в предателе, могут быть человеческие чувства. (Художественная деталь – «детскость» Иуды) Умирая, Иуда произносит имя своей возлюбленной: «Ни - за». Это говорит о том, что в предателе есть хоть маленькая доля, но чего-то человеческого.

Тема «Верность»

Учитель: Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?

Эпизод «Левий Матвей во дворце у Понтия Пилата»

Ученики: В этой главе, как нам кажется, подчёркивается верность Левия Матвея Иешуа (об этом свидетельствует его желание отомстить за смерть учителя) и показаны внутренние перемены в душе Понтия Пилата. В его поведении чувствуется напряжение: «….гримасничая от напряжения, Пилат читал /…./вздрогнул….он разобрал слова: «большего позора…трусость». Игемон понял, что это именно он был труслив, когда не предпринял ничего, чтобы предотвратить казнь Иешуа. Это доказывает его сон и разговор с философом – бродягой: «…Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?»

Учитель: Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед своим учителем?

Ученики: Левий припал к ногам мертвого Иешуа; ассоциации: библейская тема, припадают к святыне.

Учитель: Вспомним разговор Левия и Пилата. Как относится Левий к Понтию Пилату. Левий Матвей ненавидит Понтия Пилата, считая его виновным в смерти Иешуа: «Левий с ненавистью поглядел на Пилата: «Тебе не очень-то легко будет смотреть мне в лицо после того, как ты его убил». Он хотел отомстить, убив Иуду из Кириафа, но Левий узнаёт, что Иуда убит, Иешуа отомщён и о том, что возмездие совершил Пилат; он растерян, и его злоба сменилась непониманием этого поступка прокуратора. Передавая внутреннее смятение Левия Матвея, Булгаков так описывает поведение ученика Иешуа: «Левий отпрыгнул от стола», «дико озираясь», «дико поглядел». Но, «подумав, стал смягчаться». Он понял, что Пилат не виновен в смерти Иешуа (ведь исход казни зависел не только от него – окончательное решение было за Каифой).

Учитель: Почему Левия Матвея можно считать достойным и верным учеником Иешуа?

Ученики: Левий Матвей ведет себя гордо, не боится Пилата, как не боялся его и Иешуа.

Учитель: Какими словами заканчивается роман о Понтии Пилате?

Ученики: «Свободен! Свободен!» Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат был прощён. Сбывается его сон, он уходит по лунной дороге, разговаривая с арестантом Га-Ноцри.

Учитель: Обратите внимание на изображение луны в эту роковую ночь. Что необычного вы в ней заметили?

«Луна быстро выцветала». Из желтой луна превратилась в белую. То есть из жёлтой, тревожной и таящей какие-то опасности луна становится спокойной, не пугающей своей обманчивостью.

Подведение итогов.

Учитель: Каков истинный образ Пилата по мнению писателя?

Ученики: Пилат – трагический герой, за свои страдания, за душевные муки он заслуживает покоя. Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Учитель: Зачем Булгакову понадобился такой художественный приём – параллельно повествованию о современности ( москва 30 – е годы) вести ещё и линию романа Мастера, где рассказывается о событиях, происходящих две тысячи лет назад?

Ученики: Роман посвящён вечным проблемам, они существуют и сейчас (Верность предательство, преступлений и наказание, любовь и преданность, добро и зло. Смелость и трусость. Нравственный выбор).

Учитель: Почему Понтий Пилат является главным героем романа Мастера?

Ученики: Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Булгаков показывает вечную проблему человеческого существования – тему трусости и предательства.

Учитель: Трусость и предательство – самые низкие качества души человека. Хотелось бы, чтобы вас никто никогда не назвал трусом или предателем.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: