Какой внутригосударственный ранг имеют двусторонние соглашения

Обновлено: 25.04.2024

Принят Государственной Думой 16 июня 1995 года

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

2. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).

3. Настоящий Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.

Статья 2. Употребление терминов

Для целей настоящего Федерального закона:

б) "ратификация", "утверждение", "принятие" и "присоединение" означают в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;

в) "подписание" означает либо стадию заключения договора, либо форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора в том случае, если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или иным образом установлена договоренность Российской Федерации и других участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу, или намерение Российской Федерации придать подписанию такую силу вытекает из полномочий ее представителя либо было выражено во время переговоров;

г) "заключение" означает выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;

д) "полномочия" означают документ, который исходит от компетентного органа Российской Федерации и посредством которого одно лицо или несколько лиц назначаются представлять Российскую Федерацию в целях:

принятия текста договора или установления его аутентичности;

выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее договора;

совершения любого другого акта, относящегося к договору;

е) "оговорка" означает одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации;

ж) "международная организация" означает межгосударственную, межправительственную организацию;

з) "депозитарий" означает государство, международную организацию или ее главное исполнительное должностное лицо, которым сдается на хранение подлинник международного договора и которые выполняют в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом;

Статья 3. Международные договоры Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

Статья 4. Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие полномочия субъекта Российской Федерации

1. Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

Статья 5. Международные договоры Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации

1. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Пункт введен - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 6. Выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора

1. Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем:

обмена документами, образующими договор;

присоединения к договору;

применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Статья 7. Информирование Федерального Собрания Российской Федерации о международных договорах Российской Федерации

1. Министерство иностранных дел Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации международных договорах Российской Федерации, а также о прекращении таких договоров или приостановлении их действия.

2. По запросам палат Федерального Собрания Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает предоставление информации о готовящихся к подписанию международных договорах.

РАЗДЕЛ II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 8. Рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации

1. Рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации могут представляться в зависимости от характера затрагиваемых вопросов на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти.

Такие рекомендации могут представляться также Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека по вопросам их ведения. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Статья 9. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации

1. Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту Российской Федерации, а предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, представляются в Правительство Российской Федерации.

2. Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Подлежащие представлению Президенту Российской Федерации предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации, требующие предварительного рассмотрения их Правительством Российской Федерации, вносятся в Правительство Российской Федерации. Решения Правительства Российской Федерации о представлении Президенту Российской Федерации предложений о заключении международных договоров от имени Российской Федерации принимаются в форме постановления.

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, представляются в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

3. Предложения о заключении международных договоров от имени Правительства Российской Федерации представляются в Правительство Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора.

Статья 10. Функции Министерства юстиции Российской Федерации в связи с заключением международных договоров Российской Федерации

1. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, представляются Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

2. Министерство юстиции Российской Федерации дает, в частности если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или является необходимым условием вступления его в силу, заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству Российской Федерации и их юридической силы в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора.

Статья 11. Решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров Российской Федерации

1. Решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров Российской Федерации принимаются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации принимает решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, если это вызывается необходимостью.

3. Правительством Российской Федерации принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации межведомственного характера.

4. Правительство Российской Федерации принимает решения о подписании международных договоров межведомственного характера, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Российской Федерации.

Статья 12. Ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий

1. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

2. Председатель Правительства Российской Федерации как глава правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

3. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписыва

- Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 24 ноября 1998 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (Москва, 23 сентября 2002 года)

- Соглашение между Правительством Республики Молдова и Правительством Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании (Кишинев, 3 марта 2003 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимном признании документов государственного образца об образовании (Москва, 25 марта 2009 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Албании о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании (Москва, 8 июня 2000 года)

- Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Испанией об эквивалентности и взаимном признании документов об образовании и ученых степеней (Мадрид, 26 октября 1990 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях (19 июня 2012 года)

- Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Союзным Исполнительным Вече Скупщины Социалистической Федеративной Республики Югославии о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней (Белград, 15 марта 1988 года)

- Протокол об эквивалентности документов о среднем, среднем специальном и высшем образовании и ученых степеней Союза Советских Социалистических Республик и Демократической Республики Афганистан (Кабул, 19 июня 1978 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Бангладеш о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Дакка, 14 июня 1987 года)

- Протокол между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Республики Индии об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и дипломов, выдаваемых университетами и другими учебными заведениями и научными организациями Союза Советских Социалистических Республик и Республики Индии (Нью-Дели, 24 ноября 1987 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Москва, 15 марта 2010 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Демократической Республики Йемен об эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Москва, 3 ноября 1981 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании (Москва, 25 ноября 1999 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях (Москва, 26 июня 1995 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (Москва, 1 июля 2003 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Непал об эквивалентности дипломов и ученых степеней, присуждаемых в Союзе Советских Социалистических Республик и Королевстве Непал (Катманду, 9 января 1970)

- Протокол о приравнивании свидетельств о высшем образовании в Союзе Советских Социалистических Республик и Сирийской Арабской Республике (Дамаск, 28 сентября 1966 года)

- Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Шри-Ланка об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Москва, 30 ноября 1982 года)

- Протокол об эквивалентности дипломов об образовании и ученых степеней между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой (Москва, 12 мая 1969 года)

- Соглашение об эквивалентности дипломов и ученых степеней, выдаваемых, присуждаемых и принятых в Союзе Советских Социалистических Республик и Республике Бурунди (Бужумбура, 5 апреля 1972 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Гана о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Аккра, 8 ноября 1985 года)

- Протокол об эквивалентности дипломов и ученых степеней, присваиваемых в Советском Союзе и в Гвинейской Республике (Конакри, 9 апреля 1968 года)

- Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Гвинея-Бисау об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий (Бисау, 1 февраля 1979 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Замбия о признании дипломов об образовании и ученых степеней (Лусака, 7 марта 1973 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Камерун о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Яунде, 14 апреля 1989 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Маврикия об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Порт-Луи, 24 января 1977 года)

- Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Исламской Республикой Мавритания об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней и званий (Нуакшот, 27 ноября 1979 года)

- Протокол о приравнивании дипломов об образовании и ученых степеней, принятых в Союзе Советских Социалистических Республик и в Республике Мали (Москва, 30 октября 1967 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Мозамбик о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании (Мапуту, 2 июня 1983 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Намибия о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Виндхук, 12 июня 1998 года)

- Протокол об эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и Республике Нигер (Ниамея, 26 декабря 1975 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Федеральным Военным Правительством Федеративной Республики Нигерия об эквивалентности степеней, дипломов и свидетельств, выдаваемых и присуждаемых учебными заведениями обеих стран (Лагос, 18 мая 1973 года)

- Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Острова Зеленого Мыса об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий (Прая, 16 июля 1976 года)

- Соглашение об эквивалентности дипломов и свидетельств об образовании, выдаваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и в Руандийской Республике (Кигали, 16 сентября 1972 года)

- Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Сан-Томе и Принсипи об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий (Сан-Томе, 5 марта 1982 года)

- Протокол о приравнивании свидетельств о высшем образовании в Союзе Советских Социалистических Республик и Республике Судан (Хартум, 22 января 1968 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Сьерра Леоне о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Фритаун, 1 июня 1988 года)

- Протокол об эквивалентности дипломов о среднем, среднем специальном и высшем образовании, ученых степеней Союза Советских Социалистических Республик и Центральноафриканской Республики (Москва, 6 июля 1970 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чад о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Нджамена, 7 апреля 2000 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Экваториальная Гвинея об эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Малабо, 23 декабря 1985 года)

- Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Социалистической Эфиопией о признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий (Москва, 24 мая 1978 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Дурбан, 26 марта 2013 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, аттестатов (титулов), дипломов и сертификатов об образовании (Каракас, 2 апреля 2010 года)

- Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Колумбия о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Богота, 23 июня 1986 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и об ученых степенях (Гавана, 8 февраля 2010 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Перу о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Москва, 29 мая 2012 года)

- Протокол об эквивалентности и взаимном признании документов об образовании, ученых степеней и званий, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и в Республике Суринам (Парамарибо, 21 ноября 1987 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 27 февраля 1996 года)

- Соглашение о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях в государствах - членах Евразийского экономического сообщества (Душанбе, 27 сентября 2005 года)

- Протокол об эквивалентности ученой степени кандидата наук, присваиваемой в Союзе Советских Социалистических Республик, и ученой степени доктора философии (Ph.D), признанной в Иракской Республике от 12 февраля 1972 г.

- Соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации и Комитетом по морским делам при Правительстве Турецкой Республики о взаимном признании дипломов членов экипажей морских судов от 25 февраля 2004 г.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21 июня 2002 г.

- Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 11 июля 2014 г.

- Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (Москва, 29 июня 2015 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мальта о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (Москва, 15 ноября 2016)

- Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Исламской Республикой Пакистан об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Москва, 4 июня 1979 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26 мая 2000 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (г. Москва, 10 апреля 2013 г.)

- Протокол об эквивалентности свидетельств, дипломов и ученых степеней в Союзе Советских Социалистических Республик и в Сомалийской Республике (Магадишо, 3 октября 1968 года)

- Протокол об эквивалентности дипломов и ученых званий, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и в Народной Республике Конго (Браззавиль, 5 августа 1970 года)

- Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем/высшем профессиональном образовании (Минск, 31 мая 2013 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимном признании образования и (или) квалификаций (Москва, 12 апреля 2017 года)

- Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании (Астана, 15 сентября 2004 года)

- Протокол об эквивалентности дипломов об образовании и ученых степеней между Республикой Боливия и Союзом Советских Социалистических Республик (Ла Паса, 13 марта 1971 года)

- Протокол об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Верхняя Вольта (6 сентября 1976 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов об образовании, выдаваемых в Российской Федерации и Итальянской Республике (Рим, 3 декабря 2009 года)

- Протокол об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и Лаосской Народно-Демократической Республике (Москва, 23 мая 1978 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Малагасийской Республики об эквивалентности степеней, дипломов и свидетельств, выдаваемых и присуждаемых учебными заведениями в СССР и Малагасийской Республике (Антананариву, 27 августа 1973 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о взаимном признании образования и (или) квалификаций (Москва, 18 декабря 2017 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о порядке установления эквивалентности документов об ученых степенях и сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 6 мая 1998 г.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней (г. Ташкент, 30 мая 2019)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Кампучия об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Пномпень, 15 января 1988 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Камбоджа о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (г. Москва, 21 октября 2019 г.)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней (Будапешт, 22 ноября 2018)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (Москва, 19 ноября 2019 года)

- Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики о взаимном признании равноценности документов о высшем образовании, ученых степеней, а также документов, дающих право поступления в высшие учебные заведения (Москва, 7 декабря 1979 года)

- Протокол об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий, выдаваемых или присваиваемых в СССР и Чехословацкой Социалистической Республике от 6 июня 1972 г.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (Ереван, 15 сентября 2001 года)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (Москва, 7 декабря 2020)

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (Сочи, 23 октября 2019)

Перед тем, как рассмотреть вопросы относительно международных договоров, необходимо дать определение соответствующим понятиям.

Международным договором называется соглашение, заключаемое между отдельными государствами или иными участниками международного права. Положения такого договора регулируются нормами международного права и опираются на его основополагающие принципы.

Нормы международного права – это общепринятые и обязательные для всех правила, которыми руководствуются государства (или иные участники международного права) в любых правоотношениях, содержащих иностранный элемент. Как любые другие правовые нормы, нормы международного права подлежат выполнению как добровольно, так и при необходимости принудительно

Международный договор подлежит детальной разработке и проходит в процессе создания два этапа:

  • обсуждение и согласование позиций государств по обсуждаемой договорной норме;
  • достижение соглашения между государствами по вопросу признания рассматриваемой нормы обязательной для исполнения участниками договора.

Виды международного права

В отрасли международного права по сфере влияния выделяют международное публичное право и международное частное право.

Международное частное право (МЧП) представлено правовыми нормами, регулирующими гражданские, трудовые, предпринимательские и иные правовые отношения частного характера (имущественные и неимущественные), содержащие иностранный элемент. Субъектами здесь могут выступать как физические, так и юридические лица, а правовое регулирование норм носит диспозитивный характер.

Международное публичное право (МПП) содержит в себе правовые нормы межгосударственного взаимодействия, взаимодействия между международными организациями различного рода и иными субъектами международных отношений. Правовое регулирование норм МПП носит императивный характер.

Оба направления имеют один и тот же источник правового регулирования и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Основные конвенции и соглашения международного публичного права, так или иначе, регламентируют частноправовые отношения, и их положения обращены к правоприменительным органам государств, физическим и юридическим лицам, однако юридическую ответственность по обязательствам в итоге несет государство.

Классификация международных договоров

Международные договоры можно классифицировать по нескольким признакам:

  1. по субъектам договора:
    1. межгосударственные;
    2. межправительственные;
    3. межведомственные;
    1. двусторонние;
    2. многосторонние;
    1. открытые (участниками могут быть любые государства);
    2. закрытые (на участие в таком договоре требуется согласие всех уже существующих участников);
    1. экономические;
    2. научно-технические и пр.

    Применение международных норм во внутреннем законодательстве государства

    Внедрение норм международных договоров в правовую систему отдельного государства имеет свои особенности:

    1. Международным правовым нормам свойственна дуальность: изначально они обладают всеми свойствами международного права и одновременно с этим в рамках национального законодательства служат внутренними нормами.
    2. Международные нормы не являются национальными нормами права, но это не лишает их способности быть регулятором внутренних правоотношений.
    3. В общем смысле, норма, закрепленная в международном договоре, не есть норма как таковая, а предпосылка для придания ей юридической силы волей государства.

    В международных договорах как источниках международного права по большей части содержатся самоисполнимые нормы (нормы прямого действия), т.е. содержащие точные, конкретные предписания. В таком случае, чтобы реализовать международный договор на практике во внутреннем праве, необходимо его подписать и ратифицировать. Международные договора международного частного права также устанавливают перед государством обязательства общего характера (например, внести изменения во внутреннее законодательство).

    При этом, как было отмечено выше, положения международных договоров обращены непосредственно к субъектам гражданских правоотношений, т.е. практически возможно применение норм международного договора напрямую, непосредственно в судебной практике.

    Если международный договор официально был опубликован в РФ и не предполагает издания внутригосударственных актов, его положения могут применяться в РФ непосредственно. В других случаях международный договор сопровождает соответствующий внутригосударственный нормативный акт. Таким образом, возможна ситуация, когда одновременно будут применимы договорная норма и национальная: договорная норма находится в приоритете (Конституция РФ, ст.15, п.4).

    Международные договоры всегда остаются элементом международного права, не становясь актом внутреннего законодательства. Международные договоры МЧП имеют целью сформировать единую унифицированную схему регулирования имущественных и неимущественных отношений. В общем, можно говорить о том, что реализация международных норм через внутреннее законодательство выражает не только волю самого государства по рассматриваемому вопросу, но и согласованную волю иных государств.

    Основная часть международных договоров устанавливает необходимость обращения к нормам национального права в отношении вопросов, не регулируемых этим договором. В этом случае национальное право и его коллизионные нормы выполняют важную функцию субсидиарного статута, дополняя международный договор регулированием нерассмотренных в нем вопросов.

    Все международные договоры в сфере МЧП представляют собой элементы отдельной системы. Чаще всего такие договора являются двусторонними (договоры о торговле, консульские конвенции и пр.). Ключевое значение для межгосударственного сотрудничества имеют международные договоры, закрепляющие единообразие правового регулирования на общемировом уровне. В ХХ веке начались попытки по созданию универсального кодифицирования в сфере международного права и продолжаются по сей день.

    На сегодняшний момент существует несколько конвенций, содержащих нормы для регулирования почти всех направлений международного частного права (Венская, Брюссельская, Гаагская, Женевская конвенции). Разработаны, заключены и вступили в действие соглашения на тему защиты иностранных инвестиций, внешнеторговых сделок, защиты прав интеллектуальной собственности и пр. Однако большинство этих соглашений имеют недостаточно представительский характер – участвует недостаточное количество субъектов. Есть и такие универсальные международные договора, которые, не набрав достаточное число участников, так и не вступили в силу.

    Уникальный опыт демонстрирует универсальное международное соглашение регионального характера – успешно действующая Конвенция о международном праве (20.02.1928 г., Гавана), называемая Кодекс Бустаманте. Участниками этой конвенции являются государства Центральной и Южной Америки. Этот Кодекс является на сегодняшний момент единственной в своем роде полномасштабной кодификацией коллизионных унифицированных норм, на которые опирается судебная практика стран-участников. Помимо этого, в 60-х годах впервые был проведен (и проводится по сей день) Международный Симпозиум по Кодексу Бустаманте, участники которого – правительства ряда государств из разных регионов (Египет, Польша, Австрия и пр.)

    Тенденцией настоящего времени является повышение значимости международных договоров в качестве источника международного частного права. Многие европейские страны (Бельгия, Польша, Эстония и др.) «идут по пути наименьшего сопротивления» и для регулирования отраслей МЧП используют отсылки к соответствующим коллизионным нормам международного права.

    Гражданский Кодекс Российской Федерации в статье 1186 (п.3) содержит правило, которое исключает реализацию коллизионных норм, если возникшее правоотношение регулируется непосредственно международным договором. Эта особенность законодательства создает затруднения для процесса правоприменения: необходимо точно знать, какие международные договоры входят в правовую систему Российской Федерации; какие оговорки имеют юридические последствия. Государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями, могут издавать дополнительные акты. Но подобные акты являются единичными случаями и не могут стать правовой основой для других органов.

    Подразделение договоров может происходить по кругу сообщников и по объекту. По кругу участников – это когда договоры классифицируются на двусторонние и многосторонние. В свой черед, многосторонние договоры классифицируются на универсальные договоры, то есть общие, и договоры с ограниченным количеством сообщников.

    Универсальные договоры – это договоры, в которых принимают участие или имеют право участвовать все субъекты международного права. Другими словами, предмет этих договоров является интересом для всех субъектов международного права.

    Региональные договора – это договора с ограниченным количеством участников.

    Классификация договоров

    Также договора могут группироваться по объекту регулирования. Исходя из этого мнения, договора делятся на договоры по:

    • политическим;
    • экономическим;
    • правовым вопросам;
    • транспортным вопросам;
    • вопросам связи и так далее.

    Договоры могут быть открытого и закрытого типа. Закрытые договоры – это, например, уставы международных организаций. Активность в этих договорах третьих государств рассчитывает на согласие их сторон. А в открытых договорах имеет право принимать участие любое государство, и такое участие обусловливается согласием сторон договора. Открытые договора – это, например: Венская конвенция о правопреемстве государств касаемо государственной собственности, а также государственных архивов и долгов 1983 года.

    Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» оговаривается классификация международных договоров на:

    • межгосударственные договора, которые заключаются от имени России;
    • межправительственные, подписываемые от имени Правительства РФ;
    • межведомственные, заключаемые ведомствами России в рамках своих полномочий.

    Вопреки этой классификации, все договоры относятся к договорам России и это не влияет на то, какой государственный орган заключил договор, он основывает права и накладывает ответственность в целом на Россию.

    Исходя из формулировки понятия международного договора вытекает, что договоры в письменной форме попадают под воздействие Венских конвенций 1969 и 1986 гг. Впрочем, государства имеют право заключать договора и в устном виде. Вследствие этого, когда говорится о формах договоров, то подразумевается прежде всего письменная и устная формы международных договоров. Договоры в устном виде имеют название – «джентльменские соглашения». А также они имеют такую же юридическую силу, как и договоры в письменном виде.

    Формы договоров

    Однако, зачастую форму договора воплощают с его структурой, под которой предполагаются составные части договора. К ним относятся:

    • наименование договора;
    • преамбула;
    • главная и завершающая части;
    • подписи сторон.

    Преамбула – это значимая часть договора, так как в ней часто определяется цель договора. Помимо этого, преамбула применяется при толковании договора.

    Главная часть договора подразделяется на статьи, некоторые могут быть объединены в:

    • разделы (Конвенция по морскому праву 1982 г.);
    • главы (Устав ООН);
    • части (Чикагская конвенция 1944 г.).

    В отдельных договорах, статьям, разделам, главам и частям могут присваиваться названия.

    В завершающей части трактуются такие положения, как условия вступления в силу и завершения договоров, а также язык, на котором создан текст договора и так далее.

    Международные договоры могут быть с приложениями, которые будут носить нераздельные части договоров только в той ситуации, если об этом напрямую указано в договорах.

    Также договоры могут и не быть с данной структурой – это зависит от его характера.

    Обычно, текст договора содержится в одном документе. Тем не менее в случае, когда договор заключается посредством обмена нотами или письмами, то его текст заключается в двух или более соединенных между собой документах, то есть в нотах или письмах, которыми поменялись договаривающиеся стороны.

    Договоры могут быть с самыми разными названиями или быть вовсе без наименования. Понятие «договор» – это родовое понятие, поэтому наименования договора не имеет никакого юридического значения, например:

    • конвенция;
    • соглашение;
    • собственно договор;
    • хартия;
    • устав;
    • пакт;
    • декларация;
    • протокол и другие.

    Договоры между сторонами

    На каком языке составлять текст, договаривающиеся стороны решают сами. Двусторонний договор обычно составляется на языках обеих договаривающихся сторон, но могут выбрать и другой язык или несколько. Таким образом, Портсмутский мирный договор 1905 г. между Россией и Японией был написан на английском и французском языках. Бывает, что помимо двух языков договаривающихся сторон, текст договора создается и на третьем языке, то есть нейтральном. Обычно такой текст берется в роли основы толкования договора.

    Многосторонние договоры создаются на языках, которые устанавливаются договаривающимися государствами. Сформировалась практика, что договоры, которые заключаются под эгидой ООН, ее специализированных организаций или иных международных учреждений, создаются на официальных языках таких организаций.

    Тексты многостороннего договора на разных языках – это аутентичные, имеющие одинаковую юридическую силу.

    О международных договорах Российской Федерации

    (с изменениями на 8 декабря 2020 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Принят
    Государственной Думой
    16 июня 1995 года

    Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

    Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

    Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

    Раздел I. Общие положения

    Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего
    Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации.

    Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

    2. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).

    3. Настоящий Федеральный закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.

    Статья 2. Употребление терминов

    Для целей настоящего Федерального закона:

    б) "ратификация", "утверждение", "принятие" и "присоединение" означают в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;

    в) "подписание" означает либо стадию заключения договора, либо форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора в том случае, если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или иным образом установлена договоренность Российской Федерации и других участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу, или намерение Российской Федерации придать подписанию такую силу вытекает из полномочий ее представителя либо было выражено во время переговоров;

    г) "заключение" означает выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;

    д) "полномочия" означают документ, который исходит от компетентного органа Российской Федерации и посредством которого одно лицо или несколько лиц назначаются представлять Российскую Федерацию в целях:

    принятия текста договора или установления его аутентичности;

    выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее договора;

    совершения любого другого акта, относящегося к договору;

    е) "оговорка" означает одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации;

    ж) "международная организация" означает межгосударственную, межправительственную организацию;

    з) "депозитарий" означает государство, международную организацию или ее главное исполнительное должностное лицо, которым сдается на хранение подлинник международного договора и которые выполняют в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом;

    Статья 3. Международные договоры Российской Федерации

    1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

    Статья 4. Международные договоры Российской Федерации,
    затрагивающие полномочия субъекта Российской
    Федерации

    1. Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

    Статья 5. Международные договоры Российской Федерации в
    правовой системе Российской Федерации

    1. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    3. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

    4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

    Статья 6. Выражение согласия Российской Федерации на
    обязательность для нее международного договора

    1. Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем:

    обмена документами, образующими договор;

    присоединения к договору;

    применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

    Статья 7. Информирование Федерального Собрания Российской
    Федерации о международных договорах Российской
    Федерации

    1. Министерство иностранных дел Российской Федерации информирует Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации международных договорах Российской Федерации, а также о прекращении таких договоров или приостановлении их действия.

    2. По запросам палат Федерального Собрания Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает предоставление информации о готовящихся к подписанию международных договорах.

    Раздел II. Заключение международных договоров
    Российской Федерации

    Статья 8. Рекомендации о заключении международных договоров
    Российской Федерации

    1. Рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации могут представляться в зависимости от характера затрагиваемых вопросов на рассмотрение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти.

    Такие рекомендации могут представляться также Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека по вопросам их ведения.

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    Статья 9. Предложения о заключении международных договоров
    Российской Федерации

    1. Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту Российской Федерации, а предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, представляются в Правительство Российской Федерации.

    2. Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются Президенту Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

    Подлежащие представлению Президенту Российской Федерации предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации, требующие предварительного рассмотрения их Правительством Российской Федерации, вносятся в Правительство Российской Федерации. Решения Правительства Российской Федерации о представлении Президенту Российской Федерации предложений о заключении международных договоров от имени Российской Федерации принимаются в форме постановления.

    Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, представляются в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

    3. Предложения о заключении международных договоров от имени Правительства Российской Федерации представляются в Правительство Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

    Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора законодательству Российской Федерации, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: