Какой из внутригосударственных нормативно правовых актов не имеет силы закона для сотрудников овд

Обновлено: 01.05.2024

- Правовая норма приобретает обязательный для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан характер с момента вступления в силу нормативного правового акта.

Федеральным законодательством определен порядок вступления в силу законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статьей 1 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" установлено, что на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Аналогичные требования пункта 8 данного Указа Президента Российской Федерации предписаны для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, прошедших государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

На основании пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Следовательно, указанные акты также должны проходить процедуру официального опубликования.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 разъяснено, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Таким образом, в Российской Федерации установлено требование официального опубликования законов и всех нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Указанные нормативные правовые акты, не прошедшие процедуру официального опубликования, являются недействующими и не подлежат применению.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и указанным Положением.

Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно пункту 3 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 249, входят в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России.

В соответствии с пунктом 7 данного Типового положения территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также указанным Типовым положением.

На основании изложенного следует, что органы внутренних дел Российской Федерации в своей служебной деятельности руководствуются нормативными правовыми актами, вступившими в силу.

Действие документа (за исключением ч. 4 ст. 10, п. 21 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 13, ст. 76) распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии (Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ).

Статья 3. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел

1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) настоящим Федеральным законом;

3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции"), Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;

4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

3. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Основные термины
    • Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Правовое регулирование службы в органах внутренних дел
    • Статья 4. Принципы службы в органах внутренних дел
    • Статья 5. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел, государственной службы иных видов и муниципальной службы
    • Статья 6. Должности в органах внутренних дел
    • Статья 7. Классификация должностей в органах внутренних дел
    • Статья 8. Специальные звания
    • Статья 9. Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел
    • Статья 10. Сотрудник органов внутренних дел
    • Статья 11. Права сотрудника органов внутренних дел
    • Статья 12. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел
    • Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел
    • Статья 14. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел
    • Статья 15. Ответственность сотрудника органов внутренних дел
    • Статья 16. Форменная одежда, знаки различия сотрудника органов внутренних дел и ведомственные знаки отличия
    • Статья 17. Право поступления на службу в органы внутренних дел
    • Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел
    • Статья 19. Рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, и принятие по ним решений
    • Статья 20. Основания возникновения и изменения правоотношений на службе в органах внутренних дел
    • Статья 21. Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел
    • Статья 22. Виды и срок действия контракта
    • Статья 23. Содержание контракта
    • Статья 24. Испытание при поступлении на службу в органы внутренних дел
    • Статья 25. Замещение должностей в органах внутренних дел по конкурсу
    • Статья 26. Возникновение и изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел в период действия военного положения
    • Статья 27. Назначение на должности в органах внутренних дел
    • Статья 28. Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
    • Статья 29. Должностной регламент (должностная инструкция)
    • Статья 30. Перевод сотрудника органов внутренних дел
    • Статья 30.1. Перевод сотрудника органов внутренних дел в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, перевод сотрудника федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере внутренних дел
    • Статья 31. Временное исполнение обязанностей
    • Статья 32. Прикомандирование сотрудника органов внутренних дел
    • Статья 33. Аттестация сотрудника органов внутренних дел
    • Статья 34. Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел. Совместительство
    • Статья 35. Прохождение службы в органах внутренних дел в особых условиях
    • Статья 36. Особенности прохождения службы при сокращении должностей в органах внутренних дел. Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения
    • Статья 37. Приостановление службы в органах внутренних дел
    • Статья 38. Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел
    • Статья 39. Персональные данные сотрудников органов внутренних дел, ведение их личных дел и документов учета сотрудников
    • Статья 40. Реестр сотрудников органов внутренних дел
    • Статья 41. Общие условия присвоения и сохранения специальных званий
    • Статья 42. Сроки выслуги в специальных званиях
    • Статья 43. Присвоение первых и очередных специальных званий
    • Статья 44. Присвоение специальных званий досрочно либо на ступень выше
    • Статья 45. Приостановление присвоения очередного специального звания
    • Статья 46. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу
    • Статья 47. Служебная дисциплина
    • Статья 48. Меры поощрения
    • Статья 49. Нарушение служебной дисциплины
    • Статья 50. Дисциплинарные взыскания
    • Статья 50.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 51. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий
    • Статья 51.1. Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения
    • Статья 52. Служебная проверка
    • Статья 53. Служебное время
    • Статья 54. Режим служебного времени
    • Статья 55. Время отдыха
    • Статья 56. Отпуска на службе в органах внутренних дел
    • Статья 57. Основной отпуск
    • Статья 58. Дополнительные отпуска
    • Статья 59. Продление основного отпуска или дополнительного отпуска
    • Статья 60. Каникулярный отпуск
    • Статья 61. Отпуск по личным обстоятельствам
    • Статья 62. Отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел
    • Статья 63. Другие виды отпусков
    • Статья 64. Отзыв сотрудника органов внутренних дел из отпуска
    • Статья 65. Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью
    • Статья 66. Оплата труда сотрудника органов внутренних дел
    • Статья 67. Жилищное, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи
    • Статья 68. Страховые гарантии сотруднику органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел
    • Статья 69. Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника органов внутренних дел
    • Статья 70. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
    • Статья 71. Конфликт интересов в органах внутренних дел
    • Статья 72. Служебный спор в органах внутренних дел
    • Статья 73. Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей
    • Статья 74. Восстановление на службе в органах внутренних дел
    • Статья 75. Принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел
    • Статья 76. Подготовка кадров для органов внутренних дел
    • Статья 77. Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел
    • Статья 78. Кадровый резерв для замещения должностей в органах внутренних дел
    • Статья 79. Кадровая работа в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел
    • Статья 80. Основания прекращения службы в органах внутренних дел
    • Статья 81. Увольнение со службы в органах внутренних дел
    • Статья 82. Основания прекращения или расторжения контракта
    • Статья 82.1. Увольнение в связи с утратой доверия
    • Статья 83. Расторжение контракта по соглашению сторон
    • Статья 84. Расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника органов внутренних дел
    • Статья 85. Расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя
    • Статья 86. Прекращение срочного контракта в связи с истечением срока его действия
    • Статья 87. Расторжение контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении
    • Статья 88. Прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел
    • Статья 89. Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел
    • Статья 90. Погребение и отдание почестей
    • Статья 91. Финансирование службы в органах внутренних дел
    • Статья 92. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел
    • Статья 93. О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции"
    • Статья 94. О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    • Статья 95. О внесении изменений в Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    • Статья 96. Применение настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу
    • Статья 97. Применение законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 98. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
    "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    3 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 1, 22 декабря 2014 г., 12 февраля, 13 июля, 5 октября 2015 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 3 апреля, 1 июля 2017 г., 3 августа 2018 г., 26 июля, 2 августа, 1 октября, 16 декабря 2019 г., 31 июля, 23 ноября, 8, 30 декабря 2020 г., 30 апреля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года

    Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года

    ГАРАНТ:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ положения настоящего Федерального закона (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13) распространены на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением статей 94 и 95, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    30 ноября 2011 г.
    N 342-ФЗ

    Закон регулирует отношения, связанные с поступлением на службу в ОВД, ее прохождением и прекращением.

    Так, установлены квалификационные требования к должностям в ОВД России. Последние подразделяются на должности высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего, а также рядового составов.

    Кроме того, определяется правовое положение (статус) сотрудника ОВД России. В частности, речь идет о его правах и обязанностях; ответственности, требованиях к его служебному поведению; ограничениях и запретах, связанных со службой. Для сотрудников ОВД России учреждены специальные звания (полиции, внутренней службы или юстиции).

    Правоотношения на службе в ОВД между Россией и гражданином возникают и осуществляются на контрактной основе. В соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) осуществляется профессиональная служебная деятельность сотрудника ОВД.

    Детально регламентирован порядок проведения аттестации сотрудников ОВД.

    Закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений.

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением статей 94 и 95 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2014 г. N 29-П пункт 7 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он допускает увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудников, в отношении которых до вступления настоящего Федерального закона в силу уголовное преследование по делам публичного обвинения прекращено в связи с примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием, если совершенные ими деяния на момент решения вопроса о расторжении с ними контракта о прохождении службы и увольнения со службы не признаются преступлениями

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 марта 2014 г. N 7-П пункт 7 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ:

    - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно предполагает обязательное и безусловное расторжение контракта о прохождении службы с сотрудником органов внутренних дел и увольнение его со службы, если в отношении него уголовное преследование по делу частного обвинения прекращено в связи с примирением сторон до вступления данного законоположения в силу;

    - в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, в системе действующего правового регулирования оно допускает наступление предусмотренных им неблагоприятных последствий в связи с совершением сотрудником органов внутренних дел деяния, которое на момент решения вопроса о расторжении с ним контракта о прохождении службы и увольнения его со службы не признается преступлением

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 382-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 4 декабря 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 300-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 16-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

    2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

    3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

    Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 4) устанавливает, что правовую основу деятельности полиции, являющейся составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

    М.М. и К. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Административного регламента и приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 676 (далее - Приказ N 676) в той мере, в какой они не предусматривают разъяснение сотрудниками органов внутренних дел лицу, отстраняемому от управления транспортным средством, а также в отношении которого проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, прав и обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а в отношении понятых, участвующих в административном производстве, прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.7 КоАП РФ, противоречащими статье 3, части 2 статьи 4, статье 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), нарушающими их права, свободы и законные интересы при управлении транспортными средствами и привлечении к административной ответственности.

    положений Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции": части 1 статьи 3, согласно которой правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; а также статьи 28, предусматривающей, что сотрудник полиции имеет право на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1) и на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом (пункт 17 части 1);

    В силу положений части 1 статьи 3 названного федерального закона правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты МВД России.

    Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Уставом Учреждения, распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией" (далее - распоряжение N 1629-р), Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", пунктом 2 Правил организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.05.2014 N 410, пришли к выводу об обоснованности требований Прокуратуры, поскольку у ответчика имеется обязанность осуществлять на договорной основе охрану зданий органов прокуратуры, включая физическую охрану объектов истца путем выставления постов.

    Исходя из положений части 1 статьи 3 указанного федерального закона правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты МВД России.

    части 2 статьи 3, согласно которой полиция в своей деятельности руководствуется законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции;

    пункта 11 части 1 статьи 12, согласно которому на полицию возлагается обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

    Такими федеральными законами являются данный Федеральный закон, согласно статье 47 которого финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета (часть 1), а также Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к которому отсылает Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий, что правовое регулирование службы в органах внутренних дел осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3).

    1. Что нельзя отнести к факторам возникновения конфликта?

    а) давление со стороны руководителя

    б) опубликование вводящей в заблуждение информации

    в) обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником

    2. Что нельзя заставлять делать работника предприятия?

    а) нарушать профессиональные правила

    б) нарушать закон

    в) подписываться под заявлением с искажённым фактом

    г) верны все ответы

    3. Какие требования согласуются с основными положениями кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, одобренного 17 декабря 1979 г. Генеральный Ассамблей ООН?

    а) оперативно-розыскные мероприятия не могут быть направлены против честных, не причастных к преступлениям граждан;

    б) оперативно-розыскные мероприятия не должны влечь за собой нарушение охраняемых законом прав и интересов граждан;

    в) оперативно-розыскные мероприятия не могут содержать элементов провокации, фальсификации улик;

    г) оперативно-розыскные мероприятия могут использоваться во всех случаях и при любых обстоятельствах, оговоренных в законах.

    4. Выделите нравственно-психологические особенности оперативно-розыскной работы:

    а) активное противодействие уголовно-преступного элемента и его окружения;

    б) негласный характер значительной части оперативных мероприятий;

    в) зашифрованность многих видов общения в ОРД;

    г) необходимость соблюдения правил конспирации.

    5. Какой из международных нормативно-правовых актов является регламентирующим нравственные аспекты деятельности сотрудников оперативных служб и следственных подразделений?

    а) Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

    б) кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);

    в) основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (1990 г.);

    г) конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания.

    6. Какие из нижеперечисленных требований имеют отношение к работе следователя?

    а) принятие мер к быстрому и полному раскрытию преступлений;

    б) осмотр места происшествия;

    в) досмотр почтово-телеграфной корреспонденции;

    г) оказание материальной помощи потерпевшим.

    7. Какие правила ведения “психологической игры” допустимы во время допроса?

    а) психологические ловушки;

    б) введение в заблуждение;

    в) фальсификация доказательств;

    г) насилие и обвинительный уклон.

    8. Какое определение понятия “профессионально-нравственная деформация сотрудников ОВД” является правильным?

    а) профессионально-нравственная деформация – это основной источник профессиональной морали сотрудников ОВД;

    б) профессионально-нравственная деформация – это процесс адаптации сотрудников ОВД к новым условиям деятельности;

    в) профессионально-нравственная деформация – это негативное изменение личности сотрудника ОВД, снижение качества его профессиональной деятельности и служебных отношений.

    9. Выделите понятие, противоположное профессионально-нравствен-ной деформации сотрудников ОВД:

    а) профессионально-нравственное совершенствование;

    б) профессиональный долг;

    в) моральная справедливость;

    10. Выделите главную причину широкого распространения профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД:

    а) кризисное состояние современного российского общества;

    б) особенности профессиональной деятельности в различных подразделениях ОВД, специфика самой системы ОВД;

    в) негативные морально-психологические качества некоторых сотрудников ОВД.

    11. Найдите правильное окончание мысли: “сегодня профессионально-нравственной деформации подвержены …”:

    а) некоторые сотрудники милиции;

    б) в той или иной мере все сотрудники милиции;

    в) большинство сотрудников милиции.

    12. Что в первую очередь необходимо сделать, чтобы снизить уровень профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД?

    а) повысить заработную плату сотрудникам ОВД;

    б) улучшить условия труда, совершенствовать кадровую политику и воспитательную работу;

    в) повысить престижность службы в органах внутренних дел;

    г) любые меры будут бесполезны.

    13. Выделите правильные принципы, на которых основано деловое общение:

    14. Укажите основные ситуации делового общения.

    а) дежурство, патрулирование, охрана;

    б) посещение пивбара;

    в) поход в зоопарк;

    г) общение в служебном коллективе.

    15. Что из перечисленного относится к экстремальным формам общения?

    а) общение с участниками митингов;

    б) общение с задержанными во время обыска;

    в) общение со спецконтингентом;

    г) общение с детьми.

    16. Профессиональная этика юриспруденции является

    a) набором профессиональных и прочих норм

    б) учением о профессиональной морали

    в) этическим кодексом

    17. Укажите основную причину возникновения профессиональной морали сотрудников ОВД:

    а) наличие законодательно закрепленных нравственно-правовых норм;

    б) корпоративные интересы сотрудников правоохранительных органов;

    в) наличие специфического объекта в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, каковым является защита прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.

    18. Определите понятие естественного права:

    а) это неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, имущество;

    б) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве, которые используются как способ мышления о праве и государстве, как критерий позитивного права;

    в) внутригосударственные нормативно-правовые акты.

    19. Найдите правильное окончание фразы: Утверждение “начальник всегда прав” является…

    а) неинституциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;

    б) институциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;

    в) бессодержательным утверждением.

    20. Допустимо ли с точки зрения профессиональной морали сотрудниов ОВД содержать обвиняемого в следственном изоляторе свыше месяца без предъявления ему обвинения?

    а) да, если это отвечает интересам следствия;

    б) да, если обвиняемый совершил особо тяжкое преступление;

    в) нет, так как это нарушает требования статей 96 и 96 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР.

    21. Что, по Вашему мнению, представляет собой Ваш профессиональный долг?

    1) Профессиональный долг – это обязанность выполнять все распоряжения и инструкции начальства.

    2) Профессиональный долг – это обязанность при выполнении служебных задач всегда следовать общепринятым нормам морали и нравственности.

    3) Профессиональный долг – это обязанность всеми силами защищать правопорядок, права, свободы и интересы граждан.

    4) Профессиональный долг – это обязанность неуклонно соблюдать нормы закона.

    22. С какими из нижеприведенных суждений Вы, скорее всего, согласитесь?

    1) Уважение к закону подразумевает точное исполнение всех его норм.

    2) Уважение к закону подразумевает реализацию закона в интересах граждан и обеспечение правопорядка.

    3) Уважение к закону подразумевает умение выполнить поставленные перед собой в ходе служебной деятельности цели, не попадая под санкцию закона.

    23. Найдите правильное определение профессиональной морали сотрудников ОВД:

    а) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве;

    б) правила внеслужебного поведения сотрудников правоохранительных органов;

    в) нормы и принципы, которые регламентируют и защищают права человека и гражданина в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, регулируют общение сотрудников милиции с гражданами различных категорий, коллегами и начальством;

    г) снижение качества профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, их профессионального сознания, а также профессиональных отношений с людьми.

    24. Выделите основной источник профессиональной морали сотрудников ОВД:

    а) Конституция РФ и другие законы;

    б) традиции отечественного правосознания;

    в) личные интересы сотрудника милиции;

    г) приказы непосредственного начальника.

    25. Какой из международных нормативно-правовых актов является кодексом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов:

    а) “Всеобщая декларация прав человека” (1948 г.);

    б) “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” (1979 г.);

    в) “Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка” (1990 г.);

    г) “Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания” (1984 г.)?

    26. Какой из международных нормативно-правовых актов не имеет силы закона для сотрудников ОВД:

    а) “Конвенция о защите прав человека и основных свобод” (1953 г.);

    б) “Всеобщая декларация прав человека” (1948 г.);

    в) “Конвенция о правах ребенка” (1989 г.)?

    27. Какой из внутригосударственных нормативно-правовых актов не имеет силы закона для сотрудников ОВД:

    а) Конституция РФ;

    б) Федеральный закон “О милиции”;

    в) Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР;

    г) “Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации”?

    28. Отметьте, какие компоненты включают в себя культура делового общения:

    а) техника делового общения;

    б) психология делового общения;

    в) этика делового общения;

    г) служебный этикет.

    29. Какие из ниже перечисленных позиций контактера наиболее продуктивны?

    а) позиция основывается на ложных идеях;

    б) идеи верны по своей сути, но являются помехой для достижения результата;

    в) идеи правильные, но не имеют к делу никакого отношения;

    г) позиция контактера основана на правильных и плодотворных идеях.

    30.Что не относится к четырём основным требованиям профессионального бухгалтера?

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: