Какое влияние на развитие названного течения оказал приговор вынесенный подсудимой

Обновлено: 04.05.2024

« Трепов, приехав в дом предварительного заключения, встретил на дворе гуляющими Боголюбова и арестанта Кадьяна. Они поклонились градоначальнику…, но когда, обходя двор вторично, они снова поравнялись с ним, Боголюбов не снял шапки… Трепов подскочил к нему и с криком: "Шапку долой!" – сбил ее у него с головы. Боголюбов оторопел, но арестанты, почти все политические…, подняли крик, стали протестовать. Тогда рассвирепевший Трепов приказал высечь Боголюбова… Разыгралась отвратительная сцена насилия, ничем не оправдываемого и безусловно воспрещаемого законом…
Собравшиеся у меня в кабинете члены суда принесли весть, что какая-то девушка стреляла в это утро в градоначальника, и его… ранила… Она заявила, что решилась отомстить за незнакомого ей Боголюбова, о поругании которого узнала из газет и рассказов знакомых…»
Резюме председателя суда А.Ф. Кони.
« отсутствие личной выгоды в преступлении, решимость принять его неизбежные последствия, без стремления уйти от правосудия, – совершение деяния в обстановке, которая заранее исключает возможность отрицания вины. … сводятся к желанию нанесением раны или причинением смерти отомстить генерал-адъютанту Трепову за наказание розгами Боголюбова и тем обратить на случившееся в предварительной тюрьме общее внимание. Этим, по ее словам, она хотела сделать менее возможным на будущее время повторение подобных случаев.
Вы слышали… доводы защиты. …Рана или смерть была безразлична для , – важен был выстрел, обращавший на причины, по которым он был произведен, общее внимание. Таким образом, по предположению защиты, подсудимая считала себя поднимающею вопрос о восстановлении чести Боголюбова».
1.Назовите дату (год) событий, о которых идет речь в отрывках.
Укажите фамилию подсудимой и причину привлечения ее к судебной ответственности.
2.На основе текста и знаний по истории укажите, как называлось идейное течение в среде радикальной интеллигенции, одним из представителей которого была подсудимая.
Какое влияние на развитие названного течения оказал приговор, вынесенный подсудимой?
Приведите всего не менее двух положений.
3.Какой вердикт вынесли присяжные заседатели?
Какие положения в выступлении председателя суда А.Ф. Кони, какие доводы защиты могли повлиять на вердикт присяжных заседателей?
Приведите всего не менее трёх положений.

Банк заданий ЕГЭ! Новое время! запись закреплена

Отрывок из «Записок» А.Ф. Кони.
« Трепов, приехав в дом предварительного заключения, встретил на дворе гуляющими Боголюбова и арестанта Кадьяна. Они поклонились градоначальнику…, но когда, обходя двор вторично, они снова поравнялись с ним, Боголюбов не снял шапки… Трепов подскочил к нему и с криком: "Шапку долой!" – сбил ее у него с головы. Боголюбов оторопел, но арестанты, почти все политические…, подняли крик, стали протестовать. Тогда рассвирепевший Трепов приказал высечь Боголюбова… Разыгралась отвратительная сцена насилия, ничем не оправдываемого и безусловно воспрещаемого законом…
Собравшиеся у меня в кабинете члены суда принесли весть, что какая-то девушка стреляла в это утро в градоначальника, и его… ранила… Она заявила, что решилась отомстить за незнакомого ей Боголюбова, о поругании которого узнала из газет и рассказов знакомых…»
Резюме председателя суда А.Ф. Кони.
« отсутствие личной выгоды в преступлении, решимость принять его неизбежные последствия, без стремления уйти от правосудия, – совершение деяния в обстановке, которая заранее исключает возможность отрицания вины. … сводятся к желанию нанесением раны или причинением смерти отомстить генерал-адъютанту Трепову за наказание розгами Боголюбова и тем обратить на случившееся в предварительной тюрьме общее внимание. Этим, по ее словам, она хотела сделать менее возможным на будущее время повторение подобных случаев.
Вы слышали… доводы защиты. …Рана или смерть была безразлична для , – важен был выстрел, обращавший на причины, по которым он был произведен, общее внимание. Таким образом, по предположению защиты, подсудимая считала себя поднимающею вопрос о восстановлении чести Боголюбова».
На основе текста и знаний по истории укажите, как называлось идейное течение в среде радикальной интеллигенции, одним из представителей которого была подсудимая.
Какое влияние на развитие названного течения оказал приговор, вынесенный подсудимой?
Приведите всего не менее двух положений.

Екатерина Фортова

1)народничество
2)
А)оправдательный приговор был одним из шагов к февральской революции
Б)тк приговор был восторженно встречен в обществе, народничество нашло больше приверженников

«Со времени предъявления ультиматума в Белграде Россия посвятила все свои усилия, чтобы найти мирное решение вопроса, возбужденного поступком Австрии. Целью этого поступка было раздавить Сербию и сделать ее вассалом Австрии. В результате получилось бы изменение в равновесии сил на Балканах, представляющем жизненный интерес для моего государства. Все предложения, включая и предложение вашего правительства, были отвергнуты Германией и Австрией, а Германия выразила намерение выступить посредником тогда, когда благоприятный момент для оказания давления на Австрию уже прошел. Но и тогда она не выставила никакого определенного предложения. Объявление Австрией войны Сербии заставило меня издать приказ о частичной мобилизации, хотя, ввиду угрожающего положения, мои военные советники рекомендовали мне произвести всеобщую мобилизацию, указывая, что Германия может мобилизоваться значительно скорее России. В дальнейшем я был принужден пойти по этому пути вследствие всеобщей мобилизации в Австрии, бомбардировки Белграда, концентрации австрийских войск в Галиции и тайных военных приготовлений Германии. Правильность моих действий доказывается внезапным объявлением войны Германией, совершенно неожиданным для меня, так как я самым категорическим образом заверил императора Вильгельма, что мои войска не выступят, пока продолжается посредничество.

В этот торжественный час я хочу уверить вас еще раз, что я сделал все возможное для предотвращения войны. Теперь, когда она мне навязана, я надеюсь, что ваша страна не откажется поддержать Францию и Россию. Пусть бог благословит и хранит вас».

С 1. Укажите год, к которому относятся события, описанные в телеграмме, название войны, о начале которой в ней говорится, и имя российского императора, пославшего телеграмму.

С 2. На основе текста и знаний по курсу истории назовите не менее трех союзников России в этой войне.

С 3. Как автор телеграммы оценивает свои действия перед началом войны? Какие аргументы он приводит в доказательство? Приведите всего не менее трех положений.

С 4 . Назовите не менее трех задач внешней политики России во второй половине XVI в. Приведите не менее трех примеров реализации названных задач.

С 5. Ниже приведены две точки зрения на экономические последствия «Великого перелома» конца 1920-х – начала 1930-х гг.:

1. В результате «Великого перелома» была осуществлена успешная модернизация экономики страны, была выработана успешная экономическая модель.

2. «Великий перелом» сопровождался большими хозяйственными потерями, созданная в его результате экономическая модель была малоэффективна.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точки зрения.

Месяц, последовавший за убийством народовольцами императора Александра II, был переломным в истории России. Наследником престола решался вопрос о выходе страны из политического кризиса. Укажите не менее двух фамилий государственных деятелей, выступавших со своими предложениями выхода страны из политического кризиса. Какое название получила внутренняя политика Александра III? Укажите мероприятия внутренней политики Александра III в сфере государственного управления, в сфере местного самоуправления. Укажите всего не менее двух мероприятий.

С 7. Сравните преобразования в политической жизни СССР, проведенные в период «оттепели» и перестройки. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

Примечание . Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

«Освобождение крепостных крестьян было для помещиков великим бедствием. Дело не в том, что положению об освобождении недоставало щедрости; за отдаваемую крестьянам землю помещики получили хорошие деньги, и высказывалось даже подозрение, что на эту землю установили искусственно высокие цены, дабы хотя бы отчасти компенсировать утрату крепостных. Беда была в том, что теперь помещики оказались, предоставлены самим себе. При крепостном праве им не было нужды тщательно вести бухгалтерские книги, поскольку в трудную минуту они всегда могли выжать чуть больше из крепостного. В новых условиях так уже не выходило. Чтобы прожить, надобно было научиться подсчитывать размер оброка и стоимость работы и учитывать расходы. Исторический опыт дворянства не подготовил его к новым обязанностям. Большинство дворян не умело считать рубли и копейки, а то и просто смотрело на такие подсчеты с презрением…

Несмотря на необыкновенный рост цен на землю… после Крестьянской реформы, дворяне все глубже залезали в долги и вынуждены были закладывать землю либо продавать ее крестьянам и купцам. К 1905 году они утеряли треть земли, доставшейся им при освобождении крестьян… К 1916 г. крестьяне владели почти 90% пашни, равно как и 94% всего скота».

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите, какие положения названной реформы противоречили интересам освободившихся крестьян. Приведите не менее трех положений.

С 3. Объясните, почему, по мнению историка, освобождение крестьян было для помещиков великим бедствием. Приведите не менее трех положений.

С 4. Назовите не менее двух целей Столыпинской аграрной реформы. Приведите не менее трех мероприятий, действий правительства, проводившихся в ходе этой реформы.

1. Съезд нанес большой ущерб стране, разделил общество на противников и сторонников Сталина, подорвал авторитет государства и партии во всем мире.

2. ХХ съезд дал новый импульс развитию общества, позволил отказаться от самых негативных проявлений культа личности.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С 6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1722 г. Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению. Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин. Назовите не менее двух последствий опубликования этого Указа.

С 7. Сравните теоретические положения М.А. Бакунина и П.Л. Лаврова. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание . Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

«Таким и был Константин Иванович Колпин, проживший десять лет в наших местах в должности земского врача в селе Липовке, Самарской губернии.

Там и умер он, и теперь на бедном кладбище в углу стоит и его могилка с деревянным местной работы крестом – скромная, простая, в тон всему кладбищу, всей местной жизни, в тон тому, кто спит вечным сном под ней.

Высокий, худой, с маленьким болезненным лицом, со взглядом, сознающим непрочность своего собственного я. Как доктор он знал, что у него порок сердца, и внимательно следил за развитием своей болезни.

Он умер в мае… За его гробом шла густая толпа бедных людей, потому что вместе с ними он пережил два голода, два тифа, две холеры.

За его гробом шли все эти крестники, сиротки, все те, кому оставлял он свои крохи – жалованье земского врача.

Ответ один: он жил своими идеалами, и эти идеалы давали ему силы. Идеалы лучшей жизни, более справедливой и более равноправной».

С 1. Как назывались учреждения (органы самоуправления), о представителе одного из которых идет речь в отрывке?

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее двух дел, относившихся к компетенции названных учреждений (органов самоуправления).

С 3. Какие черты личности, присущие деятелю названного учреждения (органа самоуправления), выделяет автор? Укажите не менее трех черт личности.

С 4. Укажите не менее трех целей, которые ставило перед собой царское правительство в 1894–1903 гг. во внутренней политике.

Приведите не менее двух примеров действий, мероприятий царского правительства, направленных на их реализацию.

Князю Александру Невскому приходилось подавлять народные антиордынские движения, вызванные переписью населения. Однако, несмотря на это, он остался в памяти народа мудрым правителем и защитником земли Русской.

Почему Александр Невский проводил политику компромисса с Ордой? Назовите не менее трех причин. Что послужило основанием для столь высокой оценки деятельности князя Александра Невского современниками и потомками? Приведите не менее двух положений.

С 6. Сравните состояние сельского хозяйства в 1850-х и 1870-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание . Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

«Подсудимая принадлежит к молодому поколению. Она стала себя помнить тогда уже, когда наступили новые порядки, когда розги отошли в область преданий.

Вот в эту-то пору, через пятнадцать лет после отмены розог… над политическим осужденным арестантом было совершено позорное сечение. Короткое газетное известие о наказании в тюрьме Боголюбова розгами не могло не произвести на подсудимую подавляющего впечатления. Какое, думала она, мучительное истязание, какое презрительное поругание над всем, что составляет самое существенное достояние развитого человека…, всякого, кому не чуждо чувство чести и человеческого достоинства!

Что был для нее Боголюбов? Он не был для нее родственником, другом, он не был ее знакомым, она никогда не видала и не знала его. Господа присяжные заседатели! В первый раз является здесь женщина, для которой в преступлении не было личных интересов, личной мести, – женщина, которая со своим преступлением связала борьбу за идею…»

«"Звонок, звонок присяжных!" – сказал судебный пристав, просовывая голову в дверь кабинета… Присяжные заседатели вышли, теснясь, с бледными лицами, не глядя на подсудимую… Все притаили дыхание… Старшина дрожащею рукою подал мне лист… Против первого вопроса стояло крупным почерком: "Нет, не виновна. "

«Это событие имело огромное значение в развитии терроризма. Оно озарило его своим ореолом самопожертвования и дало ему санкцию общественного признания».

С 1. Укажите фамилию подсудимой, причину привлечения ее к судебной ответственности. Назовите дату (год) событий, о которых идет речь в отрывках.

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите, как называлось идейное течение в среде радикальной интеллигенции, одним из представителей которого была подсудимая.

Какое влияние оказал вынесенный подсудимой приговор на развитие названного течения? Приведите не менее двух положений.

Приведите из выступления адвоката П.А. Александрова объяснения мотивов преступления подсудимой, повлиявшие на решение присяжных заседателей. Назовите не менее двух объяснений.

С 4. Назовите не менее трех политических сил, вошедших в состав Учредительного собрания. Укажите не менее двух задач, которые в этот период ставила одна из этих политических сил.

1. Ввод войск ОВД в Чехословакию был вынужденной мерой с целью сохранения социалистического строя в этой стране и единства стран «социалистического лагеря».

2. Часть советских граждан не считала ввод войск ОВД в ЧССР неизбежным и законным силовым вмешательством в демократические реформы «пражской весны».

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

В 1668 г. вспыхнуло восстание монахов Соловецкого монастыря, которое продолжалось до 1676 г. Монастырь был осажден правительственными войсками. Из 500 защитников монастыря в живых осталось только 60 человек.

В чем выразились противоречия в религиозной жизни России XVII в., приведшие к Соловецкому восстанию? Укажите не менее двух противоречий. Какие причины вызывали религиозные протесты и выступления? Назовите не менее двух причин.

С 7. Сравните внутреннюю политику Александра II и Александра III, связанную с попытками решения крестьянского вопроса. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание . Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

«Уважаемый г-н Президент! Мы ценим то, что Вы, как и мы, не догматически подходили к решению вопроса о ликвидации возникшей напряженности и это позволило нам в сложившихся условиях найти и более гибкую форму проверки вывоза указанных средств. Понимание и гибкость, проявленные Вами в этом деле, высоко оцениваются нами, хотя наша критика американского империализма остаётся, конечно, в силе, потому что этот конфликт был действительно создан политикой Соединённых Штатов Америки в отношении Кубы. Сейчас надо было бы двинуться более решительными шагами к окончательному завершению ликвидации этой напряжённости, то есть надо было бы, чтобы Вы со своей стороны ясно подтвердили в ООН, как это Вы сделали на пресс-конференции и в посланиях ко мне, обязательство о невторжении Соединённых Штатов и Ваших союзников на Кубу, сняв оговорки, которые теперь вносятся в проект декларации США в Совете Безопасности, и чтобы наши представители в Нью-Йорке договорились о согласованном изложении в декларациях обеих держав взятых ими на себя обязательств. Полагаю, что Вы уже имели возможность ознакомиться с предложенным нами текстом краткой декларации Советского правительства, в которой сформулированы главные обязательства Советского Союза, вытекающие из обмена посланиями между ними. Мы исходим из того, что аналогичная краткая декларация должна быть сделана правительством США и в ней также будут зафиксированы основные обязательства США, вытекающие из обмена посланиями.

Мы с Вами пережили в течение короткого времени довольно острый кризис. Острота его заключалась в том, что мы с Вами готовы были уже сейчас сразиться, а это привело бы к мировой термоядерной войне со всеми ее страшными последствиями. Мы учли это и, будучи убеждёнными, что человечество никогда не простило бы тем деятелям, которые не исчерпали всех возможностей для предотвращения катастрофы, пошли на компромисс, хотя понимали, и сейчас заявляем об этом, что Ваши претензии не имели под собой никакой правовой основы».

С 1. Назовите фамилию автора послания и название кризиса, о котором идёт речь в отрывке. Укажите название периода, когда автор был руководителем СССР.

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите, что автор называет «указанными средствами», и назовите обязательства, взятые каждой из сторон как условия достижения договоренности. Приведите всего не менее трёх положений.

С 3. Приведите не менее трёх названных автором причин достижения договорённости о ликвидации кризиса, ослаблении международной напряжённости.

С 4 . Назовите не менее трех фактов, свидетельствующих о создании единого Российского государства в XV в. Приведите не менее двух положений, содержавшихся в Судебнике 1497 г.

В 1914. г. Австро-Венгрия, за спиной которой стояла Германия, начала войну с Сербией. Перед российским императором Николаем II встал нелегкий выбор: поддержать Сербию и вызвать войну как с Австро-Венгрией, так и с ее союзницей Германией, или отказать сербам в поддержке. Многие приближенные убеждали царя не вступать в войну. Однако Николай II решил поддержать Сербию, и Германия, а затем Австро-Венгрия, объявили России войну.

Приведите не менее трех причин, по которым Николай II принял такое решение. Укажите не менее двух основных последствий начавшейся войны для России.

С 6. Сравните внутреннюю политику СССР после Великой Отечественной войны в периоды, когда руководителями страны были И.В. Сталин и Н.С. Хрущев. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

Примечание . Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

«Освобождение крестьян было для помещиков великим бедствием. Дело не в том, что положению об освобождении недоставало щедрости; за отдаваемую крестьянам землю помещики получили хорошие деньги, и высказывалось даже подозрение, что на эту землю установили искусственно высокие цены, дабы хотя бы отчасти компенсировать утрату крепостных. Беда была в том, что теперь помещики оказались предоставлены самим себе. При крепостном праве им не было нужды тщательно вести бухгалтерские книги, поскольку в трудную минуту они всегда могли выжать чуть больше из крепостного. В новых условиях так уже не выходило. Чтобы прожить, надобно было научиться подсчитывать размер оброка и стоимость работы и учитывать расходы. Исторический опыт дворянства не подготовил его к новым обязанностям. Большинство дворян не умело считать рубли и копейки, а то и просто смотрело на такие подсчеты с презрением…

Несмотря на необыкновенный рост цен на землю… после , дворяне все глубже залезали в долги и вынуждены были закладывать землю либо продавать ее крестьянам и купцам. К 1905 году они утеряли треть земли, доставшейся им при освобождении крестьян… К 1916 г. крестьяне владели почти 90% пашни, равно как и 94% всего скота».

Укажите название реформы, о которой идет речь в первом абзаце, и дату (год) ее проведения. Назовите императора, в годы правления которого была проведена указанная реформа.

На основе текста и знаний по истории укажите, какие положения названной реформы противоречили интересам освободившихся крестьян. Приведите не менее трех положений.

Объясните, почему, по мнению историка, освобождение крестьян было для помещиков великим бедствием. Приведите не менее трех положений.

Реформа по отмене крепостного права была проведена в 1861 г. при императоре Александре II.

Интересам крестьян противоречили следующие положения реформы: сохранение помещичьего землевладения, необходимость выкупа земли крестьянами по завышенной цене, уменьшение размеров наделов, по сравнению с теми, которыми крестьяне пользовались до отмены крепостного права (отрезки)

По мнению автора, многие помещики не смогли организовать на своих землях доходное хозяйство, так как не умели этого делать, не были приучены контролировать свои расходы, и смотрели на хозяйственную деятельность с презрением.


Вопрос 14

Ниже приведены две точки зрения на характер Крестьянской реформы 1861 г.:

1. Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.

2. Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах крестьян.

Какую точку зрения вы считаете более предпочтительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения (не менее трех).


Дополнительный вопрос

Ниже приведены две точки зрения на роль российских самодержцев XIX в. в проведении преобразований (реформ).

1. Российские самодержцы XIX в. препятствовали проведению назревших реформ.

2. Цари в XIX в. прибегали к реформам вынужденно, в силу чрезвычайных обстоятельств.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

К первой точке зрения может быть указано, что:

– в XIX в. российские императоры так и не учредили высший орган законодательной власти (нереализованные проекты М.М. Сперанского и М.Т. Лорис-Меликова);

– контрреформы Александра III;

– российские императоры затягивали отмену крепостного права;

– в XIX в. не был решен крестьянский вопрос, несмотря на отмену крепостного права;

– в стране всяческие подавлялось инакомыслие (ценура, репрессии).

Ко второй точке зрения может быть указано:

Проведение Александром II в 1860–1870 гг. реформ было обусловлено – внешнеполитическими проблемами России (поражение России в Крымской войне);

– осознание правительственными кругами неэффективности крепостнического хозяйства;

– давлением общественного мнения на правительственные круги;

– реформы не затронули сути самодержавия.


Вопрос 23

Отрывок из «Записок» А.Ф. Кони.

« Трепов, приехав в дом предварительного заключения, встретил на дворе гуляющими Боголюбова и арестанта Кадьяна. Они поклонились градоначальнику…, но когда, обходя двор вторично, они снова поравнялись с ним, Боголюбов не снял шапки… Трепов подскочил к нему и с криком: "Шапку долой!" – сбил ее у него с головы. Боголюбов оторопел, но арестанты, почти все политические…, подняли крик, стали протестовать. Тогда рассвирепевший Трепов приказал высечь Боголюбова… Разыгралась отвратительная сцена насилия, ничем не оправдываемого и безусловно воспрещаемого законом…

Собравшиеся у меня в кабинете члены суда принесли весть, что какая-то девушка стреляла в это утро в градоначальника, и его… ранила… Она заявила, что решилась отомстить за незнакомого ей Боголюбова, о поругании которого узнала из газет и рассказов знакомых…»

Резюме председателя суда А.Ф. Кони.

« отсутствие личной выгоды в преступлении, решимость принять его неизбежные последствия, без стремления уйти от правосудия, – совершение деяния в обстановке, которая заранее исключает возможность отрицания вины. … сводятся к желанию нанесением раны или причинением смерти отомстить генерал-адъютанту Трепову за наказание розгами Боголюбова и тем обратить на случившееся в предварительной тюрьме общее внимание. Этим, по ее словам, она хотела сделать менее возможным на будущее время повторение подобных случаев.

Вы слышали… доводы защиты. …Рана или смерть была безразлична для , – важен был выстрел, обращавший на причины, по которым он был произведен, общее внимание. Таким образом, по предположению защиты, подсудимая считала себя поднимающею вопрос о восстановлении чести Боголюбова».

Назовите дату (год) событий, о которых идет речь в отрывках. Укажите фамилию подсудимой и причину привлечения ее к судебной ответственности.

На основе текста и знаний по истории укажите, как называлось идейное течение в среде радикальной интеллигенции, одним из представителей которого была подсудимая. Какое влияние на развитие названного течения оказал приговор, вынесенный подсудимой? Приведите всего не менее двух положений.

Какой вердикт вынесли присяжные заседатели? Какие положения в выступлении председателя суда А.Ф. Кони, какие доводы защиты могли повлиять на вердикт присяжных заседателей? Приведите всего не менее трёх положений.

Судебный процесс над Верой Засулич происходил в 1878 г. Вера Засулич привлекалась к ответственности за покушение на жизнь петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова.

Вера Засулич была представительницей народнического движения. После окончания процесса над Верой и оглашения приговора организация народников «Земля и воля» раскололась на «Черный передел» и «Народную волю».

Присяжные заседатели вынесли оправдательный приговор и Вера Засулич была освобождена в зале суда. В Резюме председателя суда А.Ф.Кони упоминаются следующие аргументы:

1) отсутствие личной выгоды подсудимой

2) решимость принять неизбежные последствия преступления

3) подсудимая пыталась своим поступком привлечь всеобщее внимание к поступку Трепова

4) она стремилась сделать наименее возможным повторение подобных случаев.


Вопрос 24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«В судебной реформе 1864 г. были последовательно осуществлены принципы буржуазного права, устранены недостатки, свойственные судебной системе дореформенного периода».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить

данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение:

  1. Новые принципы деятельности суда соответствовали идеям либерализма (провозглашение всесословности, гласности, независимости суда)
  2. была создана новая процессуальная система, через которую реализовывались принципы (состязательность суда, присутствие присяжных в судебных заседаниях)

Аргументы в опровержение:

  1. Отсутствие реальной независимости суда по наиболее резонансным делам (после процесса над Верой Засулич судья А.Ф. Кони попал в опалу)
  2. Существование неофициальной отмены «неудобных» судебных решений
  3. сохранение крестьянского сословного суда по мелким делам

Вопрос 33-35 (дополнительные материалы)

"Бархатная диктатура" ("диктатура сердца") - политика Верховной распорядительной комиссии под руководством министра внутренних дел Лорис-Меликов М.Т. После взрыва бомбы в Зимнем дворце его назначили главой Верховной распорядительной комиссии (с 12 ФВ 1880), созданной специально для борьбы с революционерами. Лорис-Меликов М.Т. получил неограниченные полномочия. С одной стороны, проводились жестокие репрессии против участников террористических организаций; а с другой, - привлечение на сторону правительства благонамеренной части общества с целью лишить террористов общественной поддержки. Обратился с воззванием "К жителям столицы", в котором призывал "благомыслящую часть общества" содействовать власти в деле восстановления общественного порядка. Беспрецедентным стало то внимание, которое Лорис-Меликов М.Т. уделял газетчикам. Сразу же после вступления в должность он пригласил редакторов наиболее влиятельных газет и подробно рассказал им о своих взглядах на положение в стране, о тех мерах, которые намерен предпринять для борьбы с террором. Лорис-Меликов М.Т.: добился ослабления цензурного контроля; разрабатывал прогрессивные реформы: предполагалось снижение выкупных платежей, отмена подушной подати; составил план создания комиссии выборных от земств (с правом совещательного голоса) для участия в разработке законопроектов, предложенных "высочайшей волей царя" (т.н. "Конституция Лорис-Меликова").
Т.о., диктатура Лорис-Меликова М.Т. была своеобразным явлением. Антидемократическая по своей природе, она была направлена на демократизацию России. Как умеренный либерал, Лорис-Меликов М.Т. стремился к расширению прав земств, развитию органов городского самоуправления. Он облегчил правила печати, ликвидировал ненавистное Третье отделение, отменил непопулярный в народе соляной налог, разрешил студенчеству создавать свои организации, выпустил из тюрем лиц, которые совершили малозначительные политические проступки


Вопрос 46

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Распространение в России панславянских настроений, усиление влияния России на Балканах, более тесное взаимодействие с Болгарией, Сербией и другими славянскими странами и народами после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. были выгодны для России».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение

  1. Освобожденные славянские народы и новые государства стали союзниками России на Балканском полуострове
  2. Происходит ослабление влияния Турции и европейских стран в регионе

Аргументы в опровержение

  1. поддержка национально-освободительного движения на Балканах привела к конфликту с европейскими странами и дипломатической изоляции России на Берлинском конгрессе
  2. в ходе войны Россия понесла значительные человеческие жертвы и финансовые потери

Вопрос 47

Сан-Стефанский мирный договор, заключенный Россией по итогам Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. был пересмотрен на Берлинском конгрессе 1878 г. Каково значение решений Берлинского конгресса 1878 по пересмотру условий Сан-Стефанского мирного договора?


Вопрос 48

Ниже приведены две точки зрения:

  1. России принадлежит ведущая роль в освобождении народов балканского полуострова от турецкого ига в 1877—1878 гг. (т.к. именно такая позиция отвечала геополитическим интересам России)
  2. Позиция западных держав во многом противоречила интересам славянских народов Балканского полуострова,

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


Аргументами доказывающими позицию западных стран может также быть то, что на Берлинском конгрессе они выступали против

1) усиления позиции России на Балканах. В ходе конгресса Россия была подвергнута дипломатической изоляции

2) национально-освободительного движения славянских народов

3) образования на балканском полуострове крупного независимого славянского государства – Болгарии.

« Трепов, приехав в дом предварительного заключения, встретил на дворе гуляющими Боголюбова и арестанта Кадьяна. Они поклонились градоначальнику…, но когда, обходя двор вторично, они снова поравнялись с ним, Боголюбов не снял шапки… Трепов подскочил к нему и с криком: "Шапку долой!" – сбил ее у него с головы. Боголюбов оторопел, но арестанты, почти все политические…, подняли крик, стали протестовать. Тогда рассвирепевший Трепов приказал высечь Боголюбова… Разыгралась отвратительная сцена насилия, ничем не оправдываемого и безусловно воспрещаемого законом…
Собравшиеся у меня в кабинете члены суда принесли весть, что какая-то девушка стреляла в это утро в градоначальника, и его… ранила… Она заявила, что решилась отомстить за незнакомого ей Боголюбова, о поругании которого узнала из газет и рассказов знакомых…»
Резюме председателя суда А.Ф. Кони.
« отсутствие личной выгоды в преступлении, решимость принять его неизбежные последствия, без стремления уйти от правосудия, – совершение деяния в обстановке, которая заранее исключает возможность отрицания вины. … сводятся к желанию нанесением раны или причинением смерти отомстить генерал-адъютанту Трепову за наказание розгами Боголюбова и тем обратить на случившееся в предварительной тюрьме общее внимание. Этим, по ее словам, она хотела сделать менее возможным на будущее время повторение подобных случаев.
Вы слышали… доводы защиты. …Рана или смерть была безразлична для , – важен был выстрел, обращавший на причины, по которым он был произведен, общее внимание. Таким образом, по предположению защиты, подсудимая считала себя поднимающею вопрос о восстановлении чести Боголюбова».

Назовите дату (год) событий, о которых идет речь в отрывках.
Укажите фамилию подсудимой и причину привлечения ее к судебной ответственности.

На основе текста и знаний по истории укажите, как называлось идейное течение в среде радикальной интеллигенции, одним из представителей которого была подсудимая.
Какое влияние на развитие названного течения оказал приговор, вынесенный подсудимой?
Приведите всего не менее двух положений.
Какой вердикт вынесли присяжные заседатели?
Какие положения в выступлении председателя суда А.Ф. Кони, какие доводы защиты могли повлиять на вердикт присяжных заседателей?
Приведите всего не менее трёх положений.

Комментарии (2)

Александр Бокулёв

. . . . . . . . . . . . . 1878 (?) Вера Засулич. Причина обвинения: покушение на Трепова. Течение: народничество. Вера Засулич была оправдана присяжными заседателями. Кони говорил об отсутствии в преступлении личной выгоды для подсудимой, о том,что Засулич не стремилась уйти от правосудия и стремилась сделать повторение подобных телесных наказаний в будущем менее возможным. Всё,что смог :D

Марк Погребисский

, , , , , , , , , , , , , , , 1878 засулич покушение на петербургского градоначальника трепова народничество одни решили продолжать покушения, другие побоялись продолжения радикальной деятельность, народная воля раскололась на две части - земля и воля и черный передел оправдательный отсутствие личной выгоды, забота о чести другого человека, желание сделать так, чтобы подобного произвола больше не быо

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: