Какое свидетельство должны иметь все пилоты воздушных судов

Обновлено: 26.04.2024

В любое время. Как мы уже отмечали выше — мы работаем индивидуально по ВАШЕМУ графику.

Мы не финансовый институт и мы не предоставляем никаких кредитов, рассрочек или финансирования. Этим занимаются специальные финансовые институты, банки, фонды. Есть несколько организаций, которые финансируют обучение на пилотов, но они все работают с резидентами США. Если вы резидент США — можете обратиться в AOPA или Pilot Financing, и они вам могут помочь.

Если вы гражданин России — прочтите этот раздел.

3. Как мне получить FAA ATP лицензию, если я действующий российский линейный пилот с тайп-рейтингом А320 (например) и никакой другой лицензии (НЕ российской) у меня нет.

Подробнейший ответ на этот вопрос есть в нашем блоге в статье: «FAQ для коммерческих и линейных пилотов»

Начните оттуда, если останутся вопросы — всегда пожалуйста в почту.

наличие самого свидетельства для FAA не аргумент, поэтому вам нужно получить Letter of Verification, который официально подтверждает, что FAA проверило в ваших национальных CAA органах и убедилось в том, что вы действительно обладаете действующей российской лицензией.

Росавиация не выдает валидацию с 21 апреля 2018 года, поэтому если у вас только российское пилотское — не тратьте время, возвращайтесь к пункту номер 1. Если у вас любая другая ICAO лицензия (Беларусь, Вьетнам, Китай, Камбоджа, Украина, EASA и так далее) — добро пожаловать.

Есть, но вам это никак не поможет. Обучение идет на английском языке и экзамен предстоит сдавать на английском языке. Мы рекомендуем изначально НЕ пытаться учиться на русском или другом иностранном языке, не использовать переводные книги (типа «Энциклопедия пилота») и так далее. Будет сложно, но эффективно.

4) Отсканировать медицинскую справку (российскую!!), убедиться в том, что она действующая, двуязычная и содержит вашу фамилию имя и отчество в соответствии с российской лицензией и указание класса (в том числе на английском).

5) Отсканировать все заполненные страницы своего российского (иностранного) пилотского свидетельства.

7. А что делать, если Росавиация никогда не выдаст мне валидацию, а времени / денег на другую лицензию у меня нет?

Это самый тяжелый случай для действующего пилота с большим налетом, но не смертельный.

В этом случае вам нужно начать все обучение с “нуля” и пройти все ступеньки: PPL, Instrument rating, Commercial -> ATP. Страшного в этом ничего нет, но требует больше времени и пропорционально больше денег.

Многих волнует вопрос (и почему-то реально многие убеждены), что придется налетывать все 250 часов, необходимых для FAA Commercial license. Это НЕ так, вам не придется этого делать, особенно если вы летаете / летали в авиакомпании, имеете ATP другого государства и имеете логбук (в любом виде) желательно с поденной или хотя бы помесячной записью. Не волнуйтесь, в США чудовищная бюрократия, но со здравым смыслом тут все в порядке. Если вы придете на экзамен и покажете подтверждение, что вы командир А320 с налетом 5000 часов, ни один экзаменатор не поставит под сомнение тот факт, что у вас явно больше 1500 часов, есть наверняка кросс-кантри, ночные и приборные полеты. Ну просто потому, что это логично. Больше проблем может быть у пилотов, которые всю жизнь летали как SIC (вторыми пилотами или первыми офицерами, как говорят у нас) и у кого командирский налет не превышает 100 часов — там могут быть проблемы, но это индивидуальные случаи, которые мы готовы рассмотреть отдельно.

Итак, вы командир российской авиакомпании “рога и копыта” с налетом более 1500 часов, у вас есть летная книжка (не важно, даже если она электронная), есть документы от авиакомпании, есть помесячный налет (или есть возможность его получить и распечатать в каком-то виде). Печати и справки нам не нужны, нам нужен налет в виде записей. Бумажных или электронных.

Ваш путь:

1) Получить независимую PPL лицензию (частного пилота). Летать будем на Cessna 172 и надеемся, что вы не забыли, что самолет умеет летать без автопилота. Вам НЕ нужно летать всю программу 40 часов. Правила (пункт 61.109) четко диктуют нам, какие требования вам нужно удовлетворить, чтобы выйти на чекрайд. Например, там есть такие пункты:

20 часов тренинга с авторизованным инструктором, в которые должны входить:

— 3 часа кросс-кантри на однодвигательном самолете (!)
— 3 часа ночных полетов на однодвигательном (включая один кросс-кантри на 100 миль и 10 ночных посадок)
— 3 часа инструментальных полетов на однодвигательном
— 3 часа подготовки к чекрайду на однодвигательном

и 10 часов соло полетов на однодвигательном, которые должны включать в себя:

— 5 часов соло кросс-кантри, один из которых должен быть на 150 миль с тремя посадками в разных аэропортах и один лег должен быть более чем 50 миль.
— 3 посадки до full stop в контролируемом аэропорту.

Если предположить, что у вас вообще нет налета на однодвигательном самолете и вы сразу начали летать на А320 с рождения, то вам придется налетать все 30 часов (согласно списка выше). Если же у вас за плечами аэроклуб или училище где вы летали на Як-18Т и у вас есть хотя бы одна запись об этом факте, то мы можем сокращать вашу программу ровно на те пункты, которые вы когда-либо летали.

Например, если у вас есть запись о более чем трех часах налета по приборам на однодвигательном самолете — мы это вычеркиваем из программы. Если у вас есть 5 часов соло полетов на однодвигательном самолете — уже не 10, а 5 останется налетать (только кросс-кантри). Если у вас есть три часа ночных полетов и более 10 посадок ночью на однодвигательном — вычеркиваем.

2) Получить инструментальный рейтинг.

Логика такая же, как с частным пилотом — правила требуют чтобы у вас было 40 часов инструментального времени (настоящего или симулированного — “под шторкой”). Если у вас есть доказательство того, что вы имеете 40 часов инструмент тайм, то все что нам с вами нужно сделать — это налетать несколько часов тренировки для адаптации к американскому пространству и подготовки к чекрайду. Правила (пункт 61.65) требуют 15 часов с авторизованным инструктором, и наличие 50 часов кросс-кантри полетов в качестве командира и из них 10 должны быть на самолете. Предполагаю, что любой командир боинга имеет сотни часов кросс-кантри и тут ничего доказывать не нужно. Останется налетать 15 часов с инструктором, часть из которых можно сделать на симуляторе. Если есть записи о том, что вы летали с инструктором в россии при подготовке на приборные полеты — мы можем это учесть и сократить время с американским инструктором до 7-10 часов. Но давайте будем пессимистами и для расчета бюджета засчитаем все 15 часов.

3) Коммерческая лицензия — однодвигательный или многодвигательный самолет.

Тут вообще все просто, вы можете сами выбрать — хотите вы иметь CPL SE или сразу сделать ME или сделать оба. Правила (пункт 61.129) требуют, чтобы у кандидата на коммерческую лицензию было: 100 часов налета как командира ВС, из них 50 часов кросс-кантри.

В любом случае, все что вам нужно для коммерческой лицензии с однодвигательным рейтингом, это 20 часов налета по программе подготовки, из них 10 на комплексном самолете (джет тоже подойдет к зачету).

Тоже самое, если вы решите сразу делать многодвигательный — 20 часов.

Если же вы хотите оба, и однодвигательный и многодвигательный, то понадобится 20 часов на сингл и только 7 на малти, итого 27 часов.

Для расчетов округлим до 30 и предположим, что вы хотите оба — синг и малти.

Итак, теперь самая интересная часть — бюджет:

1) PPL (20 часов с инструктором) + written test + чекрайд (экзаменатор берет от $600 плюс самолет) = $5,700
2) Instrument rating + written test + чекрайд = $4,500
3) Commercial Single Engine + written test + чекрайд = $5,800
4) Commercial Multi Engine + чекрайд = $3,800

Версия для слабовидящих

Государственная услуга по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

В рамках полномочий, установленных Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, Росавиация осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения. Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В Федеральное агентство воздушного транспорта представление (заявление) с необходимым комплектом документов на оказание государственной услуги представляются:

- непосредственно заявителем в соответствии с графиком приема документов для выдачи свидетельств авиационного персонала по предварительной записи;

График приема документов для выдачи свидетельств авиационного персонала (при себе иметь паспорт):

понедельник, среда с 10.00 до 17.00, (с 12.00 до 13.00 обеденный перерыв)

Прием документов производится Федеральным агентством воздушного транспорта по предварительной записи по телефонам:

Запись на прием документов для выдачи свидетельств авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации

Почтовый адрес Федерального агентства воздушного транспорта для направления документов на предоставление государственной услуги*:

Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2, г. Москва, А-167, ГСП-3, 125993, Росавиация, Управление лётной эксплуатации.

В соответствии с пунктом 4 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданскойавиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.02.2014 № 32, свидетельство оформляется территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта, в которое поступило представление (заявление на выдачу свидетельства), независимо от места регистрации или места пребывания кандидата на получение свидетельства.

Информация о территориальных органах Росавиации:

ПЕРЕЧЕНЬ И ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБЛАДАТЕЛЯМ СВИДЕТЕЛЬСТВ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ДОПУСКАЕМЫХ К ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА, СОТРУДНИКОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ:

Методические рекомендации

Об использовании информации на сайте
© 2010 – 2022 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

II. Общие требования к пилотам воздушных судов

2.1. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных ниже видов воздушных судов необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами:

дирижабль объемом более 4600 м3;

сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг.

2.2. При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

2.3. Обладатель свидетельства частного пилота, коммерческого пилота или линейного пилота для эксплуатации дополнительного вида воздушных судов должен получить соответствующую квалификационную отметку о виде воздушного судна, выдаваемую при условии выполнения требований настоящих Правил, установленных для соответствующего вида воздушного судна.

2.4. Обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна, пилота планера или пилота свободного аэростата для эксплуатации дополнительного вида воздушных судов получает новое свидетельство пилота соответствующего вида воздушного судна.

2.5. Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 настоящих Правил или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 настоящих Правил.

2.6. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота на самолете, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота, кроме указанных в подпункте "в" пункта 2.7 настоящих Правил случаев, обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку о классе:

а) с одним двигателем, сухопутный;

б) с одним двигателем, гидросамолет;

в) многодвигательный, сухопутный;

г) многодвигательный, гидросамолет.

Квалификационная отметка о классе воздушного судна вносится в свидетельство, если кандидат продемонстрировал степень умения, соответствующую свидетельству для класса воздушного судна, по которому он желает получить квалификационную отметку.

2.7. Обладатель свидетельства пилота должен получить квалификационную отметку о типе воздушного судна для эксплуатации:

а) воздушного судна, в сертификате типа или в руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что для его эксплуатации требуется второй пилот;

б) вертолета, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота;

в) любого воздушного судна, когда это предусмотрено в сертификате типа на это воздушное судно.

Если функции пилота ограничиваются только функциями второго пилота, то в квалификационной отметке о типе воздушного судна указывается это ограничение.

2.8. Обладатель квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен:

а) приобрести под контролем инструктора опыт на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере в следующих областях:

обычные схемы полета и маневры на всех этапах полета;

особые и аварийные процедуры и маневры, связанные с выходом из строя и отказами оборудования, например, силовой установки, приборов и систем воздушного судна, его планера;

при необходимости выполнение полетов по приборам, включая заходы на посадку, уходы на второй круг и посадки по приборам в нормальных, особых и аварийных условиях, в том числе с имитацией отказа двигателя;

порядок действий при потере членом экипажа работоспособности и порядок координации действий экипажа, включая распределение задач по пилотированию;

взаимодействие членов экипажа и применение контрольных карт;

б) продемонстрировать умение и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушных судов, которые отвечают обязанностям командира воздушного судна или второго пилота;

в) продемонстрировать знания, указанные в подпункте "б" пункта 6.1 настоящих Правил.

2.9. Кандидат на получение квалификационной отметки о типе воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2.7 настоящих Правил, должен продемонстрировать умения и знания, требуемые для обеспечения безопасного выполнения полетов на соответствующем типе воздушных судов.

2.10. При отсутствии квалификационной отметки о типе воздушного судна, предусмотренной в пункте 2.7 настоящих Правил, владелец свидетельства для выполнения учебных и исследовательских полетов или полетов с конкретной специальной целью, не связанных с получением платы или перевозками пассажиров, получает специальное разрешение от уполномоченного органа на выполнение указанного полета (полетов).

2.11. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота при полетах по правилам полета по приборам или в случае, если погодные условия не соответствуют правилам визуальных полетов, обладатель свидетельства должен иметь квалификационную отметку о праве выполнения полетов по приборам, соответствующую виду воздушного судна.

2.12. Для осуществления летного обучения обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку "пилот-инструктор" и квалификационные отметки, позволяющие выполнять функции командира воздушного судна класса/типа, на котором производится обучение.

Лицо, занимающееся обучением на пилотажном тренажере, должно иметь или имело ранее квалификационную отметку "пилот-инструктор" в свидетельстве пилота или специальное разрешение уполномоченного органа.

2.13. Обучаемому лицу или владельцу свидетельства пилота засчитывается в налет время, в течение которого он выполнял полеты самостоятельно, с инструктором на самолете с двойным управлением и в качестве командира воздушного судна, которое включается в общее время налета, необходимого для получения свидетельства пилота.

Обладателю свидетельства пилота, выполняющему функции второго пилота на рабочем месте пилота на воздушном судне, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что оно может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота, но для эксплуатации которого возможно наличие второго пилота, засчитывается не более 50% полетного времени в качестве второго пилота в суммарном времени налета, требующегося для получения свидетельства пилота более высокого класса.

2.14. Время, в течение которого обладатель свидетельства пилота выполняет функции второго пилота воздушного судна, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что оно может эксплуатироваться летным экипажем, включающим второго пилота, засчитывается полностью в суммарном времени налета, требующегося для получения свидетельства более высокого класса.

Время, в течение которого обладатель свидетельства второго пилота выполняет под контролем командира воздушного судна обязанности и функции командира воздушного судна (командир воздушного судна под наблюдением), засчитывается полностью в суммарном времени налета, требующегося для получения свидетельства более высокого класса.

2.15. Не допускается к выполнению функций командира воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее:

возраста 60 лет; или

возраста 65 лет, в случае выполнения полетов в экипаже с другим пилотом - старше 60 лет.

2.16. Не допускается к выполнению функций второго пилота воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее возраста 65 лет.

2.17. При обучении с целью получения свидетельства пилота к самостоятельным полетам обучаемое лицо допускается только под контролем или по письменному разрешению пилота-инструктора, соответствующему требованиям пункта 2.12 настоящих Правил.

2.18. При обучении с целью получения свидетельства пилота обучаемое лицо допускается к самостоятельным полетам, если оно имеет действующее медицинское заключение первого или второго класса.

2.19. Студенты и курсанты высших и средних учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов должны иметь медицинское свидетельство первого класса.

2.20. Обладатель свидетельства пилота выполняет функции командира воздушного судна или функции второго пилота при коммерческой воздушной перевозке пассажиров только в случае, если он в предшествующие девяносто дней выполнил не менее трех взлетов и трех посадок на воздушном судне того же типа/класса или тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа/класса.

За исключением случая, указанного в пункте 2.20.1, обладатель свидетельства пилота выполняет функции командира воздушного судна при перевозке на борту воздушного судна людей ночью только в случае, если он в течение предыдущих девяноста дней выполнил не менее трех взлетов и трех посадок ночью, выполненных на воздушном судне того же типа/класса или на тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа/класса.

(п. 2.20 в ред. Приказа Минтранса России от 10.02.2014 N 32)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.20.1. Обладатель свидетельства пилота, имеющий налет в качестве пилота не менее 1500 часов, выполняет функции командира турбовинтового или турбореактивного воздушного судна, требующего наличия второго пилота при перевозке на борту воздушного судна людей ночью только в случае, если он в течение предыдущих шести месяцев выполнил не менее трех взлетов и трех посадок ночью на воздушном судне того же типа или в течение предыдущих двенадцати месяцев выполнил не менее шести взлетов и шести посадок ночью на тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же типа.

(п. 2.20.1 введен Приказом Минтранса России от 10.02.2014 N 32)

2.21. Обладатель свидетельства пилота выполняет функции командира воздушного судна при полетах по правилам полетов по приборам или в случае, если погодные условия не соответствуют правилам визуальных полетов, только если в течение последних 6 календарных месяцев:

он выполнил, как минимум, шесть заходов по приборам в фактических или имитируемых условиях полетов по приборам на воздушном судне того же вида или тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же вида; или

прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором на воздушном судне соответствующего вида или на тренажере, имитирующем полет на воздушном судне того же вида, включающую выполнение схем полета и маневров, указанных в подпункте "д" пункта 7.1 настоящих Правил.

2.22. Обладатель свидетельства пилота не выполняет функции командира воздушного судна или второго пилота воздушного судна:

на воздушном судне, сертифицированном для полетов с одним пилотом, только если он в течение предшествующих 24 месяцев не прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором;

на воздушном судне, для эксплуатации которого требуется второй пилот, только если он в течение предшествующих 12 месяцев не прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором.

В ходе проверки обладатель свидетельства демонстрирует пилоту-инструктору в течение не менее часа навыки (умения) управления воздушным судном в полете или на комплексном тренажере, допущенном уполномоченным органом к эксплуатации (использованию) для подготовки авиационного персонала.

(в ред. Приказа Минтранса России от 10.02.2014 N 32)

(см. текст в предыдущей редакции)

При положительных результатах указанных проверок пилот-инструктор подписывает и выдает обладателю свидетельства справку о прохождении проверки навыков.

(в ред. Приказа Минтранса России от 10.02.2014 N 32)

(см. текст в предыдущей редакции)

При положительных результатах указанных проверок пилот-инструктор делает соответствующую запись в летную книжку.

ВЗК РФ Статья 53. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности

1. К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 462-ФЗ, от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 129-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи, приостановления действия и аннулирования указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 07.06.2013 N 124-ФЗ, от 14.03.2022 N 56-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 129-ФЗ)

1.2. Допуск специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации к деятельности осуществляется по результатам обязательной аттестации.

К выполнению функций членов экипажа экспериментального воздушного судна, парашютистов-испытателей, сотрудников по организации полетов, обеспечению полетов, управлению полетами экспериментальной авиации и техническому обслуживанию воздушных судов экспериментальной авиации допускаются лица из числа аттестованных специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, имеющие соответствующие свидетельства, выданные в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

Формы указанных свидетельств и правила их заполнения утверждаются уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Порядок допуска специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации к деятельности устанавливается федеральными авиационными правилами.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

1.3. Члены летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и диспетчеры управления воздушным движением наряду с обязательными предварительными (при поступлении на работу) и периодическими (в течение трудовой деятельности) медицинскими осмотрами в целях определения годности членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением к выполнению работ по таким должностям проходят обязательное медицинское освидетельствование в соответствии со статьей 53.1 настоящего Кодекса.

Указанные лица наряду с соответствующими свидетельствами должны иметь медицинское заключение о годности к выполнению работ по соответствующим должностям, выданное центральной врачебно-летной экспертной комиссией, созданной в медицинской организации, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации (далее - центральная врачебно-летная экспертная комиссия), а также врачебно-летными экспертными комиссиями, созданными в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (оказание услуг) по врачебно-летной экспертизе (далее - врачебно-летная экспертная комиссия).

2. Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2007 N 332-ФЗ)

от 12 сентября 2008 года N 147

(с изменениями на 16 сентября 2015 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32 (Российская газета, N 44, 25.02.2014) (вступил в силу 15 апреля 2014 года);

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I) , ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.I), ст.3616) и в целях реализации стандартов Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год)

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 180 дней со дня официального опубликования.

в Министерстве юстиции

20 ноября 2008 года,

регистрационный N 12701

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 12 сентября 2008 года N 147

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации"*

(с изменениями на 16 сентября 2015 года)

* Наименование в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию.

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.I), ст.3616.

1.2. Настоящие Правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей следующих свидетельств:

частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет);

коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет);

пилота многочленного экипажа (самолет);

линейного пилота (самолет, вертолет);

пилота свободного аэростата;

пилота сверхлегкого воздушного судна;

(Абзац дополнительно включен с 24 апреля 2012 года приказом Минтранса России от 26 декабря 2011 года N 331)

специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов;

сотрудника по обеспечению полетов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию)

1.3. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию)

1.4. В свидетельствах, указанных в пункте 1.2 настоящих Правил, приводятся сведения, установленные в приложении N 2 к настоящим Правилам.

Уполномоченный орган указывает в разрешении срок его действия, который не может превышать срока действия самого свидетельства и может ограничить разрешенные функции обладателя свидетельства.

1.6. Обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами.

1.8. При ухудшении состояния здоровья обладателя свидетельства, препятствующем безопасному выполнению предусмотренных его свидетельством функций, запрещается выполнять такие функции.

1.9. Обладателям предусмотренных в настоящем Правилах свидетельств запрещается выполнять функции, предоставляемые свидетельствами и соответствующими квалификационными отметками, находясь под воздействием любого психоактивного вещества.

1.10. Члены летных экипажей в установленном порядке ведут записи об опыте летной эксплуатации воздушного судна.

1.11. Члены летных экипажей (пилоты, штурманы и бортрадисты), осуществляющие ведение радиотелефонной связи на борту воздушного судна при выполнении международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, проходят контроль знаний общего и авиационного английского языка на соответствие требованиям, установленным в разделе 1.2.9 главы 1 Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции о международной гражданской авиации, по результатам которого им присваивается уровень владения языком.

Для выполнения международных полетов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, обладатель свидетельства проходит повторный контроль знаний английского языка:

при демонстрации знаний на четвертом уровне - через три года;

при демонстрации знаний на пятом уровне - через шесть лет;

при демонстрации знаний на шестом уровне прохождение повторного контроля знаний не требуется.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года приказом Минтранса России от 10 февраля 2014 года N 32. - См. предыдущую редакцию)

1.12. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

II. Общие требования к пилотам воздушных судов

2.1. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных ниже видов воздушных судов необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами:

дирижабль объемом более 4600 м;

сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг.

2.2. При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносится отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

2.3. Обладатель свидетельства частного пилота, коммерческого пилота или линейного пилота для эксплуатации дополнительного вида воздушных судов должен получить соответствующую квалификационную отметку о виде воздушного судна, выдаваемую при условии выполнения требований настоящих Правил, установленных для соответствующего вида воздушного судна.

2.4. Обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна, пилота планера или пилота свободного аэростата для эксплуатации дополнительного вида воздушных судов получает новое свидетельство пилота соответствующего вида воздушного судна.

2.5. Обладатель свидетельства пилота не допускается к выполнению функций командира воздушного судна или второго пилота, если обладатель свидетельства не получил соответствующей отметки о классе согласно положениям пункта 2.6 настоящих Правил или отметки о типе воздушного судна в случаях, указанных в пункте 2.7 настоящих Правил.

2.6. Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота на самолете, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота, кроме указанных в подпункте "в" пункта 2.7 настоящих Правил случаев, обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку о классе:

а) с одним двигателем, сухопутный;

б) с одним двигателем, гидросамолет;

в) многодвигательный, сухопутный;

г) многодвигательный, гидросамолет.

Квалификационная отметка о классе воздушного судна вносится в свидетельство, если кандидат продемонстрировал степень умения, соответствующую свидетельству для класса воздушного судна, по которому он желает получить квалификационную отметку.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: