Каким образом проходил суд в скифском обществе

Обновлено: 03.05.2024

Особое место в самостоятельной работе студентов занимает выполнение контрольных заданий. Контрольные задания призваны активизировать самостоятельное изучение студентом дисциплины и вместе с тем стимулировать и контролировать его регулярную подготовку к экзамену.

По своему содержанию контрольные задания должны представлять последовательное, четкое, логичное и достаточно развернутое изложение всех вопросов задания.

В первое задание входят два вопроса, которые являются теоретическими. В ходе изложения материала необходимо делать ссылки (сноски) на использованные источники (указывается фамилия и инициалы автора, название источника, издательство, год издания, страницы, использованные в тексте работы. В конце должен быть помещен список использованной литературы в алфавитном порядке).

При выполнении контрольных заданий рекомендуется использовать не менее четырех учебников по истории отечественного государства и права (Исаева И.А., Титова Ю.П., Чистякова О.И, Цечоева В К. и др.)

Вторая часть практическая и включает в себя задание номер два и номер три.

При выполнении третьего задания необходимо решить ситуационную задачу, ссылаясь на тексты источников (Русской правды, Новгородской, Псковской ссудных грамот. Судебники, Соборное уложение и т.д). Ответ должен быть подробным с использованием комментариев и постатейного материала.

Четвертое задание контрольной работы представляет собой терминологический словарь. Выполнение данного задания позволяет студентам уяснить основные историко-правовые понятия. При работе над этим заданием необходимо использовать Историческую энциклопедию, Большой Энциклопедический словарь, словарь по политологии, справочник по истории Отечества Л.Б. Яковера. Также допускается самостоятельный выбор учебных и научных источников.

Немаловажную роль играет оформление работы. Работа должна быть аккуратно выполнена, без грамматических и стилистических ошибок.

Объем работы – не менее 12 машинописных страниц (без титульного листа и листа со списком использованной литературы), напечатанных через 1,5 интервал, шрифт Times New Roman.

Работа должна быть представлена не позднее установленного срока. В противном случае она не будет зачтена, а студент не будет допущен к экзамену по истории отечественного государства и права.

Задания для выполнения контрольных работ

Распределяются следующим образом

Вариант № 1 (А-Д).

1. Образование древнерусского государства.

2. Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г.

3. Представьте себе, что Вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков?

4. Раскройте содержание терминов и выражений:

Вариант № 2 (Е-И).

1. Правовая система в Новгородской феодальной республике.

2. Становление советского права (1917-1920 гг.).

3. Мог ли служилый человек стать холопом? Прокомментируйте статьи Судебника 1550 г. о холопах и сравните с Судебником 1497 г.

4. Раскройте содержание терминов и выражений:

Вариант №3(К-Н).

1. Реформы Петра 1.

2. Законодательство периода перестройки.

3. Каким образом проходил суд в скифском обществе? Сравните суд скифов с судом в Хазарском каганате.

4. Раскроите содержание терминов и выражений:

Вариант № 4 (0-С)

1. Общественный строй и государственно-политическое устройство Золотой Орды XII1-ХУ вв.

2. Тоталитарное право (1930-е — 1985 гг.).

3. В 1497 г. житель псковского пригорода Игнат распахал заброшенный участок. В 1507 г. выяснилось, что земля уже имела хозяина, который все это время находился в Новгороде. В чью пользу будет судебное решение и почему?

4. Раскройте содержание терминов и выражений:

Вариант № 5 (Т-Я).

1. Реформы Столыпина П.А.

2. Правовое развитие суверенной России.

3. Боярин князя Михаила заключил в 1376 г. «пословицу» на покупку луга под Торжком, однако княжеский тиун объявил «пословицу» недействительной. Кто был прав: боярин или тиун?

Правовые обычаи относятся к социальным нормам догосударственного и раннегосударственного периодов и являются правовой системой. Обычай (от слов обвыкнуть, привыкнуть) - действующий источник (форма) права, специфический способ передачи нормативной информации от поколения к поколению.

Теоретические исследования обычая выявляют эволюцию схожих действий в аналогичных ситуациях. Обычаи и другие виды социальных норм (ритуалы, обряды, этикет и т.д.) являются признаками общественной саморегуляции в так называемую эпоху "архаичного, детского права". Но в период зарождения государственности архаизмы вступают во взаимодействие с нормами "юного, сословного" или даже "зрелого, общегосударственного" права. Древние источники о народах Дона и Северного Кавказа свидетельствуют о соотношении в скифском социуме архаичных и раннегосударственных норм.

Обычное право и юридический быт скифов достаточно подробно изложены в работах античных авторов. Скифско - сарматские обычаи могут быть реконструированы по нарративным и археологическим источникам.

Формирование скифской государственности, тесные политические и экономические контакты с древнегреческой цивилизацией взаимосвязаны с зарождением и развитием норм гражданского права. Вместе с тем развитие права обусловливалось особенностями кочевого общества. Скифы подразделяли имущество на движимое и недвижимое. Частная собственность скифов распространялась на движимое имущество, предметом которого выступали скот, оружие, украшения, инвентарь. Рабы также были в частной собственности, однако право распоряжения рабами скифского происхождения ограничивалось. Такие рабы или умерщвлялись после смерти хозяина или переходили по наследству следующему царю.

Земля принадлежала всему скифскому обществу, то есть орде, находилась в пользовании рода или семьи и подлежала ежегодному перераспределению на народном собрании.

Размеры земельных наделов были разными, что также говорит об имущественном расслоении внутри общины. Наименьший земельный надел определялся территорией, которую всадник мог объехать за один день, наибольший надел не оговаривался. Относительно частной собственности были распространены нормы обязательственного права, подкрепляемые договорными отношениями. Многие элементы договорных отношений сопрягались с обрядами, что составляло так называемую символику права. Нормы обычного права скифов знали присягу, клятву, дарение, обмен, отношения найма, что говорит об относительно высоком уровне гражданско - правовых отношений в обществе периода образования государственности.

Семейное право скифов основывалось на патриархальных обычаях. Главой семьи и единственным распорядителем имущества у скифов был супруг. Жена и дети находились в его власти и после смерти главы семьи переходили во владение наследнику. Совершеннолетним сыновьям, образовавшим свои семьи, выделялась часть имущества отца, но преобладающим правом в наследстве обладал младший сын. Сами скифы связывали минорат с легендой о происхождении своего народа. По этой легенде, младший из трех скифских прародителей - Колаксаис стал основателем рода царских скифов. Вообще, право минората было достаточно широко распространено у индоевропейских народов накануне образования государственности, что объяснялось необходимостью облегчить старость родителей после совершеннолетия сыновей. Совершеннолетия, то есть полной дееспособности, скифы достигали не по достижении определенного возраста, а по личностным качествам: убивший врага считался уже не юношей, а мужчиной, а с количеством поверженных противников роль главы семьи повышалась,

В этом варварском обычае отражен социальный этикет многих кочевых народов.

В обычном праве сарматов отражены пережитки матриархата. Главой семьи была женщина, имевшая право вступить в брак после участия в боевых походах. Имущественные и семейные права мужчины ограничивались. Современники называли сарматов "женоуправляемыми", и такое положение вполне объяснимо в матриархальном обществе.

Нормы уголовного права скифов вполне характерны для общества эпохи военной демократии. Можно выделить несколько видов преступлений, которые различали сами скифы. Самое опасное преступление - нарушение скифских обычаев и заимствование чужих - наказывалось смертной казнью и отречением от имени вероотступника. Синкретизм, тесная связь обычая с религией вполне характерна для, обычного права и объяснима в положениях адатов многих народов Северного Кавказа.

Другое тяжкое преступление - покушение и даже попытка покушения на жизнь царя. Под попыткой покушения понималось нанесение порчи на царя, за что полагались смертная казнь и конфискация имущества виновного. Третий вид преступления - убийство или обида, нанесенная скифу, например воровство. В этом случае действовал обычай кровной мести, при этом убийство врага обществом даже поощрялось. Как видно из приведенных примеров, скифы налагали основное и дополнительное наказание (в первом случае дополнительным наказанием было отречение, во втором случае - конфискация имущества). В качестве наказания широко применялся остракизм.

Современники упоминали особую область, где могли укрыться изгнанные из общины преступники и формировались общества изгоев.

Скифские обычаи позволяют выявить состязательный судебный процесс и розыскной суд. Состязательный судебный процесс в "Истории"

Г еродота проходил следующим образом: "Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести

к себе троих наиболее уважаемых предсказателей. Они. изрекают приблизительно в таком роде: такой - то и такой - то из жителей (называя его по имени) принес - де ложную клятву богами царского очага (если скифы желают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага). Обвиненного в ложной клятве тотчас хватают и приводят к царю. Предсказатели уличают его в том, что он, как это явствует после вопрошения богов, ложно поклялся богами царского очага, и что из - за это - го - де царь занемог.

Обвиняемый с негодованием отрицает вину. Если он продолжает отпираться, то царь велит призвать еще предсказателей в двойном числе. Если и они после гадания также признают его вину, то этому человеку сразу же отрубают голову, а его имущество по жребию достается первым прорицателям. Напротив, в случае оправдания обвиняемого вторыми прорицателями вызывают все новых и новых прорицателей. Если же большинство их все - таки вынесет оправдательный приговор, то первых прорицателей самих присуждают к смерти. Царь не щадит даже и детей казненных: всех сыновей казнит, дочерям же не причиняет зла". Применение смертной казни к наследникам казненного говорит о нечеткой грани между преступлениями против протогосударства и личной обидой: подросшие сыновья казненного могли в последующем отомстить царю или его потомкам, поэтому сыновья осужденного подлежали смерти вместе с отцом. Действительно, в Скифии встречаются семейные захоронения - возможные свидетельства древнего, "архаичного" судебного обряда.

Один из таких судебных прецедентов, записанный античным историком, несет много ценной информации. Во - первых, можно говорить о состязательном суде, в котором число судей обязательно нечетное: 3 + 6 = 9; 9 + 18 = 27 и т.д. (нечетное количество судей имело значение при голосовании). Во - вторых,

скифский суд состоял из нескольких заседаний, на которых обстоятельно (в понятиях того времени)

взвешивались доводы сторон, принимались клятвы. Сам царь, как видно, не участвовал в судебном разбирательстве, полагаясь на объективность судей. Примечательно также, что пересмотра решения судебного поединка не предусматривалось: имущество обвиненного подлежало конфискации, женщины перераспределялись по другим родам и не обладали правом наследования. Наконец, ложная клятва по этому источнику определяется как преступление с отягчающими последствиями (болезнь царя). Возможно также присутствие здесь и архаичной индоевропейской социальной нормы: "клятвопреступление тождественно убийству своих родственников".

Состязательный суд царя проводился для решения споров между общинниками. Проигравший в таком суде подлежал смертной казни, выигравший пользовался почетом и уважением. Споры между общинниками могли рассматриваться в суде жрецов, который проходил в области, свободной от юрисдикции государства. Там же, у жрецов, можно было получить убежище от кровников или врагов.

Такими были общие черты скифского и сарматского обычного права, получившие у Николая Дамасского (I в. н.э.) емкое название "Свод странных обычаев". Насколько объективна информация авторов, зафиксировавших перечисленные выше "законы"? Достоверность сведений о "странных обычаях" вполне объяснима, если сопоставить древние обычаи и адаты народов Северного Кавказа. В этнографии и фольклоре кавказских горцев отчасти сохранились анахронизмы, похожие на обычаи кочевников, и дается объяснение пережитков, уходящих в глубину веков. Кроме того, античные историки фиксировали обычаи скифов и сарматов для того, чтобы ознакомить своих соотечественников - эллинов с нравами соседних народов - союзников и торговых партнеров. Тексты Г еродота, Страбона и других авторов носят, таким образом, описательный характер. Наконец, материальные источники во многом подтверждают наличие

в скифо - сарматском мире соответствующих общественным отношениям норм обычного права.

Одновременное существование старой родовой общинной организации и государственного аппарата отразились и в праве. Основными источниками права у скифов были:

  • обычаи (которые они бережно хранили);
  • позже – правила, установленные царской властью.

Как уже говорилось, письменности у них не было, следовательно, не было и письменных законов, Геродот писал, что скифы вся чески защищали свои обычаи и избегали чужих. За нарушение обычая могли строго наказать, невзирая на социальное положение.

Например, у скифского царя Арианта был сын Скил (помимо других детей), рожденный от гречанки. Мать научила его говорить и писать по-эллински, воспитала в греческой культуре. После гибели отца престол с женами покойного царя перешел к Скилу. Но, царствуя над скифами, он не любил их образа жизни и чувствовал себя чужим.

Следует отметить, что бытовая жизнь скифов и греков во многом отличалась: например, скифы носили штаны, а греки – туники. Греки пили, в основном, разбавленное вино и предпочитали состояние легкого веселья. Неразбавленное вино у них пили только рабы, и это было признаком «плебейства». Скифы же напивались мертвецки, пока не сваливались с ног. У Платона есть выражение «пьян как скиф». У них это считалось испытанием: «кто больше выпьет». Существовал даже военный обычай, согласно которому один раз в год каждый военный вождь, правитель выставлял большой сосуд, в котором смешивали вина. Чем больше врагов убил скиф, тем больше вина имел право выпить. Кто не убил, сидел в стороне опозоренный. Для скифа это было постыднее всего.

Скил часто посещал греческие города. Оставив свиту у ворот и надев эллинские одежды, он жил там неделями и месяцами. Ходил без охраны, соблюдал обычаи эллинов. Потом переодевался и возвращался на царствование. Так повторялось несколько раз. Со временем в одном из греческих городов он построил себе дворец в лучших эллинских традициях (удивительной красоты и роскоши, где было много скульптур – сфинксов, грифонов), женился на местной женщине к поселил ее во дворце.

И вот однажды Скил решил принять посвящение в таинства бога Диониса. Но перед обрядом в его дворец ударила молния, и он сгорел. Греки в один голос говорили, что это очень плохое предзнаменование, и советовали не проходить обряда, но он был непреклонен. Начался обряд посвящения.

Скифы осуждали эллинов за вакхическое исступление и поклонение богу веселья, считая, что не может существовать божество, которое делает людей безумными. Собственное поклонение богу войны, человеческие жертвоприношения и распитие крови почему-то не казалось им безумием.

Один житель города сказал скифам: «Вот вы смеетесь над нами, что мы совершаем такие обряды, а ваш царь не только совершает таинства, но и безумствует, одержимый божеством». Ему не поверили, и тогда эллин провел несколько человек на городскую башню, чтобы они увидели сами. Скифы негодовали. Вернувшись, они обо всем рассказали войску. Поднялось восстание, провозгласили нового царя.

Скил бежал во Фракию (Северная Греция, Балканский полуостров). Новый царь поднял войско э поход и пошел на Фракию. Фракийцы не стали воевать за Скила и обменяли его на дядю своего царя, Скилу тут же отрубили голову.

Это не единичный пример, а показатель традиции. За много лет до описанного случая скифского царя Анахарсиса постигла такая же участь. Греки считали его самым великим скифом, «объездившим много стран и показавшим там свою великую мудрость». Именно он на вопрос: «Какие корабли самые безопасные?» ответил: «Вытащенные на берег».

Отец отправил Анахарсиса учителя в Элладу, где его не переставало удивлять, что эллины постоянно стараются узнавать что-то новое и быть мудрыми.

Возвращаясь домой, он попал в шторм, и поклялся, что если выживет, принесет жертвы местным богам по принятым обычаям. Так он и поступил. Но один из скифов подглядел и донес царю, его брату Савлию. Царь приехал на место и убил Анахарсиса стрелой, а память велел придать забвению. На вопрос об Анахарсисе все скифы должны были отвечать, что не знают такого.

Долгое время обычай был сильнее и социального положения, и кровного родства.

Нормы права защищали частную собственность скифов на скот, повозки с передвижными жилищами, рабов, личные вещи. Раскопки погребений свидетельствуют, что особо пенной собственностью считалось оружие, украшения и орудия труда.

Воина хоронили только с оружием, на приобретение которого скифы никогда не скупились. Они предпочитали: стрелы – с бронзовыми наконечниками, копья и дротики – с железными; короткие мечи – акинаки – с золотыми обкладками ножен, а колчаны или гориты – обложенные золотыми пластинами. (Колчаны, шлемы, штаны и обувь скифы изготавливали из 16 видов кож). Благодаря обычаю скифов зарывать все ценное в землю, многие веши сохранились в первозданном виде и не были переплавлены потомками «как устаревшие».

Собственность на землю принадлежала царю, который устанавливал порядок пользования пастбищами и территориями, регулировало договорные отношения мены, дарения, купли-продажи. При отсутствии письменности, ритуал при заключении договора имел важнейшее значение.

Нормы скифского права регламентировали выплату дани. На практике отказ от выплаты дани или невыполнение договора могли привести к военным действиям, которые сопровождались грабежами и кражами скота и имущества, захватом пленных с последующей продажей их в рабство.

Брачно-семейное право строилось на принципах патриархата. Мужчина был главным в семье. Счет родства велся по мужской линии. Существовало многоженство. Старшая жена занимала привилегированное положение и присматривала за младшими. Так как скифы были воинами и часто погибали, после смерти мужа «вдовы и имущество» переходили в наследство к старшему мужчине в семье умершего (отцу, брату, сыну и т.д.).

В наследственном праве господствовал минорат, т.е. переход отцовского хозяйства в руки младшего сына. Старшие сыновья, в случае женитьбы, получали часть имущества и право на выход из семьи еще при жизни отца.

Наиболее опасными преступлениями считались:

  • нарушение обычая;
  • преступления против царской власти: покушение на жизнь царя путем колдовства (наказуемым было не только совершение преступления, но и покушение); в качестве самостоятельного преступления выделялась «лживая клятва богам царского огня», что по понятиям скифов могло вызвать болезнь царя и каралось смертной казнью;
  • неподчинение царскому приказу.

Тяжкими преступлениями считались также убийство, оскорбление действием, оговор невиновного, прелюбодеяние; преступления против собственности (такие как кража и грабеж).

К числу наиболее распространенных видов наказаний относились смертная казнь, членовредительство (отсечение правой руки, переломы ног и рук), остракизм. Долгое время су шествовал а кровная месть.

Дела о преступлениях, не затрагивающих основы царской власти и интересов государства, рассматривались состязательным порядком.

Источник – глава из учебного пособия:

Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.

Созданное Ф. Энгельсом учение о военной демократии, как строе переходном от первобытнообщинного к классовому государственному, прочно вошло в арсенал марксистской исторической науки. Он же дал блестящие образцы конкретизации этого учения и на примерах гомеровских греков, римлян, кельтов и германцев показал, как этот строй видоизменяется в зависимости от условий, в которых развивается общество в период перехода к классовому и соответственно с этим государственному устройству. Примеры, данные Ф. Энгельсом, открывают путь применения его учения во многих случаях и выявления тех особых черт, которые проявляются при иных обстоятельствах.

В середине 40-х годов, готовя к изданию одну из глав своей диссертации о скифах, посвященную социальному строю этого народа, я нисколько не сомневался в том, что квалификация его как военной демократии полностью соответствует действительности, несмотря на то, что тогда, как и теперь, преобладающее положение в науке занимало мнение о скифах как рабовладельческом обществе. Я не сомневаюсь в этом и в настоящее время, хотя с тех пор прошло много лет и скифология обогатилась многими новыми открытиями, вместе с которыми обнаружились такие явления, которые не укладываются в мои прежние обобщенные представления и требуют уточнения и дальнейшего развития ранее сделанных заключений.

Вернувшиеся из Азии скифы составляли ту группу населения Северного Причерноморья, которая, по данным Геродота, называлась скифами-царскими (IV, 20). Позже в известном ольвийском декрете в честь Протогена она именуется «саи», что по ирански соответствует греческому названию «царские». Отсюда следует, что свое имя эти скифы получили не от греков, а именовались царскими по характерной своей особенности, заключавшейся в наличии у них сильной царской власти, какой не было у других групп скифского населения Северного Причерноморья. Со слов Геродота известно, что скифский царь не только предводительствовал на войне, он же распределял военную добычу (IV, 64) и творил суд и расправу над своими подданными. Ложная клятва божествами царского очага, т. е. царскими предками, считалась тяжким преступлением, заслуживающим мучительной казни (IV, 68, 69). Это значит, что особа царя считалась священной и от исходящей от нее благодати зависело благополучие возглавляемого им общества. Власть скифского царя была настолько велика, что служить ему должен был каждый скиф, кому он назначит (IV, 72), а в загробную жизнь царя сопровождали вместе с конями и дорогим имуществом наложница и многочисленные слуги, умерщвленные для этой цели (IV, 71, 72). В свете этих данных вырисовывается образ царя, весьма далекий от племенного вождя и больше напоминающий восточного владыку, наделенного неограниченной властью земного божества. Такие черты восточного монарха скифские цари могли приобрести за время пребывания скифов в Азии в окружении древневосточных государств и в тесном общении с ними. С этими чертами скифы вернулись в Северное Причерноморье, где составили особую группу скифов-царских.

Царская власть у скифов была наследственной привилегией определенного рода или семьи, в пределах которой она переходила от отца к сыну или другому ближайшему родственнику. Новый царь, подобно восточным владыкам, утверждался в своем положении согласием народа или его представителей в лице родовых старейшин, тоже наследственных, но его прерогативы оставались неизменными. Во времена Геродота скифы хорошо знали генеалогию своих царей, начиная с Иданфирса, возглавившего борьбу с персидским царем Дарием в 514 г. до н. э. Происхождение его, в свою очередь, восходило к Спаргапифу (IV, 76), при котором, надо полагать, скифы вернулись из Азии. Родоначальником же скифских царей считался Таргитай, которого греки приравнивали к своему полубогу Гераклу.

В середине V в. до н. э. скифы-царские занимали господствующее положение в Северном Причерноморье и всех остальных скифов считали своими рабами, т. е. подвластными себе. Так в данном случае надо понимать значение греческого слова δουλος, так как у нас нет никаких данных о существовании у скифов развитого рабовладения. Этому не благоприятствовал самый тип кочевого скотоводческого хозяйства у степного населения Скифии, в котором рабы могли применяться только для выполнения подсобных домашних работ. Покупных рабов у скифов нет, категорически заявляет Геродот (IV, 12), а зто значит, что рабский труд не играл в производстве скифов сколько-нибудь существенной роли. Кочевое скотоводческое хозяйство скифов не нуждалось в применении рабского труда, так как оно, как правило, осуществлялось коллективно. Скифы кочевали не отдельными хозяйствами, а общинами из семейных хозяйств, вместе передвигались по степи в подвижных домах-кибитках сообща перегоняли животных с пастбища на пастбище и охраняли их от зверей и врагов (IV, 46, 121). Труд рабов, если и был нужен, так только для переработки продуктов скотоводства в хозяйствах с большим числом скота, и то преимущественно женский. Отсюда скифский обычай ослепления рабов, о котором сообщает Геродот (IV, 2). Для этой цели годились и слепые рабы, зато хозяин был гарантирован от побегов рабов и угона доверенного им имущества.

В легенде о происхождении скифов у Геродота названо несколько родов, восходящих к общим предкам. Это авхаты, катиары, траспии и паралаты (IV, 6). Но были ли это действительно знатные роды или племена — не ясно. В описании населения Скифии у того же автора упомянуто подразделение скифов с именем алазоны (IV, 17), но было ли оно собственным названием племени или презрительной кличкой, данной греками, тоже не ясно (алазон по гречески значит хвастун, шарлатан). Племенным названием, видимо, следует признать только имя гелоны, хотя Геродот выдает гелонов за эллинов, поселившихся в скифской стране (IV, 10, 108, 109, 120). Различные части скифов носят у Геродота описательные наименования, возможно, представляющие греческие кальки с их туземным обозначением подобно названию «царские», соответствующему иранскому «саи». Описательные названия не могли быть именами ни родов, ни племен, а скорее всего применялись для обозначения совокупностей нескольких племен, объединенных по направлению их хозяйственной деятельности (пахари, кочевники) или по другим характерным для них особенностям (царские). О племенах у скифов Геродот упоминает всего один раз в описании похорон скифского царя, тело которого перед погребением обвозили по подчиненным областям. Но это не значит, что племен не было или что они не играли никакой роли, а только то, что в условиях централизованного царства эта роль не могла быть значительной.

Основываясь на приведенных отрывочных данных, скифское общество следует считать патриархально-родовым. Однако обычные для этого типа общества порядки у них были соподчинены военной организации с ее иерархией властей, в одних случаях совпадающих с родо-племенными, а в других — стоящих над ними. Геродот упоминает у скифов, кроме верховного царя, других царей и номархов (IV, 66, 120) — военных предводителей областей, едва ли соответствующих племенным вождям и родовым старейшинам. Эти правители, надо полагать, назначались верховным царем из его приближенных и зарекомендовавших себя верностью представителей родо-племенной аристократии. Последние, вероятно, именовались «скриптухами», т. е. жезлоносцами, и знаком их достоинства был маленький топорик с головкой животного или птицы на обушке. Такие топорики изредка находятся в могилах, с ними в руке изображаются скифские вожди.

В скифском обществе эксплуатация развертывалась не внутри племен, а между ними. Одна часть — скифы-царские — владычествовала над другими и эксплуатировала их в меру своих возможностей и того сопротивления, какое подвластные племена могли им оказать. Именно для поддержания этой системы угнетения и эксплуатации скифам-царским нужны были сильное войско и абсолютная власть царя. Но созданная скифами-царскими организация не была еще государством.

Б. Н. Граков, считая Скифское царство рабовладельческим государством, приравнивал положение подвластных скифам-царским других скифов к спартанским илотам (гелотам) и боспорским пелатам. К числу их можно было бы добавить еще фессалийских пенестов и критских кларотов. Оставляя в стороне не вполне ясных по их положению пелатов, сравнение илотов с подчиненными скифами вполне правомерно. И те и другие попали в зависимое состояние в результате завоевания. Но илоты, а еще меньше подвластные господствующим скифам остальные скифы, не были рабами в собственном значении этого понятия. Они не находились в частной собственности, их нельзя было ни продать, ни убить, ни освободить, они владели своими хозяйствами и облагались установленным властью натуральным налогом или оброком. В отличие от илотов, прикрепленных к земле и находившихся во владении отдельных спартиатов, скифские «рабы» сохраняли свою самостоятельность во внутреннем управлении, у них оставалась своя родо-племенная аристократия, были даже цари, которые и обеспечивали выполнение обязанностей, возложенных победителями на побежденных. Все это нимало не похоже на рабство и не может служить доводом в пользу рабовладельческого строя у скифов.

В марксистско-ленинском понимании государством называется организация господства одного класса над другим с обязательным существованием соответствующего этой цели аппарата принуждения. Скифское общество располагало таким аппаратом, обеспечивающим господство одной части скифов над другой. Но та и другая части — господствующая и подчиненная — не являлись классами с различным отношением к средствам производства. В классовом обществе господствующий класс владеет средствами производства, а эксплуатируемый полностью или частично их лишен. В скифском обществе средства производства оставались в руках производителей, хотя обеспеченность ими была различной. Однако принципиальной разницы в отношении к собственности не существовало ни между господствующими и подчиненными, ни между богатыми и бедными. Рабы в качестве средств производства еще не представляли такой величины, которая могла бы сказаться на характере социальных отношений. Рабовладельцы и рабы еще не составляли противостоящих классов и еще не было надобности в специальных средствах подчинения вторых первыми. О скифском рабовладельческом строе можно говорить только как о зачаточном, существенно не отличающимся от патриархального рабства, сливавшегося с семейными отношениями. Скифское царство обеспечивало не власть одного класса над другим, а одного племени над другими. В этом заключается его главная функция, и на это была направлена его организация.

В IV в. до н. э. Скифское царство находилось в зените своего могущества и богатства. Подвластное земледельческое население обеспечивало знать этого царства доходами, которые вместе с дарами, шедшими из греческих городов, давали ей возможность обставлять свою жизнь не только довольством, но и роскошью. В руках скифской знати скапливались богатства, только частично отложившиеся в сохранившихся до нашего времени погребениях ее представителей. Драгоценные металлы — золото и серебро в изобилии покрывали одежды, оружие и другие предметы ее бытового обихода. Роскошные украшения создавались для нее греческими художниками. Одни из этих украшений оставались греческими по форме, другие в соответствие со вкусами заказчиков делались по местным образцам. В украшения включались сцены из быта и военной жизни варваров, как это представлено, например на золотой пекторали из Толстой Могилы, на серебряной вазе из Чертомлыка или на золотом гребне из Солохи; изображались эпизоды скифской этногонической легенды, подобные имеющимся на кубках из Куль-Обы и Частых курганов, создавались образы скифских божеств и особенно многочисленные различных животных, игравшие роль не только украшений, но и охранительных амулетов. К предметам из металла надо добавить разнообразные изделья из дерева и тканей, не сохранившиеся в скифских могилах.

Все это резко отличало скифскую аристократию от рядового населения, которому даже у скифов-царских доставалась незначительная часть тех благ, которыми пользовалась верхушка общества. Имущественные различия усиливались, росла трещина между богатыми и бедными, знатными и незнатными, господствующими и подчиненными, эксплуататорами и эксплуатируемыми и грозила превратиться в пропасть, способную поглотить все скифское общество. Именно этими растущими противоречиями объясняется ослабление Скифского царства к началу III в. до н. э., его неспособность противостоять натиску со стороны сарматов и потеря большей части территории. Скифское царство все же уцелело и в сокращенном виде просуществовало еще около шести столетий, но оно стало не таким, каким оно предстает по рассмотренным выше источникам. Ему пришлось перестроиться и во внутренних и во внешних отношениях на новый лад и, по сути дела слиться с сарматами, время господства которых составляет следующий период истории южной половины Восточной Европы.

В этот день:

Дни смерти 1969 Умер Сергей Иванович Руденко - выдающийся российский и советский ученый, исследователь курганов у с. Прохоровки, пазырыкских курганов, специалист по этнографии башкир.

Особое место в самостоятельной работе студентов занимает выполнение контрольных заданий. Контрольные задания призваны активизировать самостоятельное изучение студентом дисциплины и вместе с тем стимулировать и контролировать его регулярную подготовку к экзамену.

По своему содержанию контрольные задания должны представлять последовательное, четкое, логичное и достаточно развернутое изложение всех вопросов задания.

В первое задание входят два вопроса, которые являются теоретическими. В ходе изложения материала необходимо делать ссылки (сноски) на использованные источники (указывается фамилия и инициалы автора, название источника, издательство, год издания, страницы, использованные в тексте работы. В конце должен быть помещен список использованной литературы в алфавитном порядке).

При выполнении контрольных заданий рекомендуется использовать не менее четырех учебников по истории отечественного государства и права (Исаева И.А., Титова Ю.П., Чистякова О.И, Цечоева В К. и др.)

Вторая часть практическая и включает в себя задание номер два и номер три.

При выполнении третьего задания необходимо решить ситуационную задачу, ссылаясь на тексты источников (Русской правды, Новгородской, Псковской ссудных грамот. Судебники, Соборное уложение и т.д). Ответ должен быть подробным с использованием комментариев и постатейного материала.

Четвертое задание контрольной работы представляет собой терминологический словарь. Выполнение данного задания позволяет студентам уяснить основные историко-правовые понятия. При работе над этим заданием необходимо использовать Историческую энциклопедию, Большой Энциклопедический словарь, словарь по политологии, справочник по истории Отечества Л.Б. Яковера. Также допускается самостоятельный выбор учебных и научных источников.

Немаловажную роль играет оформление работы. Работа должна быть аккуратно выполнена, без грамматических и стилистических ошибок.

Объем работы – не менее 12 машинописных страниц (без титульного листа и листа со списком использованной литературы), напечатанных через 1,5 интервал, шрифт Times New Roman.

Работа должна быть представлена не позднее установленного срока. В противном случае она не будет зачтена, а студент не будет допущен к экзамену по истории отечественного государства и права.

Задания для выполнения контрольных работ

Распределяются следующим образом

Вариант № 1 (А-Д).

1. Образование древнерусского государства.

2. Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г.

3. Представьте себе, что Вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков?

4. Раскройте содержание терминов и выражений:

Вариант № 2 (Е-И).

1. Правовая система в Новгородской феодальной республике.

2. Становление советского права (1917-1920 гг.).

3. Мог ли служилый человек стать холопом? Прокомментируйте статьи Судебника 1550 г. о холопах и сравните с Судебником 1497 г.

4. Раскройте содержание терминов и выражений:

Вариант №3(К-Н).

1. Реформы Петра 1.

2. Законодательство периода перестройки.

3. Каким образом проходил суд в скифском обществе? Сравните суд скифов с судом в Хазарском каганате.

4. Раскроите содержание терминов и выражений:

Вариант № 4 (0-С)

1. Общественный строй и государственно-политическое устройство Золотой Орды XII1-ХУ вв.

2. Тоталитарное право (1930-е — 1985 гг.).

3. В 1497 г. житель псковского пригорода Игнат распахал заброшенный участок. В 1507 г. выяснилось, что земля уже имела хозяина, который все это время находился в Новгороде. В чью пользу будет судебное решение и почему?

4. Раскройте содержание терминов и выражений:

Вариант № 5 (Т-Я).

1. Реформы Столыпина П.А.

2. Правовое развитие суверенной России.

3. Боярин князя Михаила заключил в 1376 г. «пословицу» на покупку луга под Торжком, однако княжеский тиун объявил «пословицу» недействительной. Кто был прав: боярин или тиун?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: