Каким образом на пассажирских судах должны быть обозначены пути эвакуации

Обновлено: 07.05.2024

Пожары являются одной из самых опасных аварий на судах, независимо от их назначения. Дело в том, что скорость распространения пожара чрезвычайно высокая, пожар затрудняет эвакуацию людей с судна. Подробнее

ПУТИ ЭВАКУАЦИИ И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Как конструктивно обеспечивается безопасная эвакуация на судне?

Конструкция судна должна обеспечивать возможность быстрой и безопасной эвакуации пассажиров и команды из любого отсека, а также доступ на палубу посадки на спасательные средства при пожаре или в иной экстренной ситуации. Судовой эвакуационный план должен позволять быстро и безопасно покинуть любое помещение до места посадки в шлюпки и плоты во время пожара или другого аварийного случая. Пути эвакуации служат как в качестве путей для эвакуации, так и в качестве путей для доступа.

В отношении эвакуации изо всех помещений, предназначенных для пассажиров и команды, а также изо всех помещений, в которых обычно работают члены команды, действуют определенные общие правила. Ширина лестниц и трапов не должна быть меньше некоторой заданной величины. Наложены ограничения на протяженность непрерывного лестничного пролета. Нормирован размер ступеней. Путь эвакуации не должен проходить по лестницам, выполненным из канатов, свободно висящих цепей или гибкой проволоки. Ширина коридоров и дверных проемов, предназначенных для выхода на трапы и открытые палубы или входа с трапов и открытых палуб, должна быть достаточной для предотвращения заторов. Поручни устанавливаются на высоте 1м от палубы по обе стороны коридора, при этом в узком коридоре достаточно одного поручня.

Основные пути эвакуации из данной зоны должны находиться на значительном расстоянии друг от друга.

На судах прежних лет выпуска допускается наличие тупиковых коридоров длиной до 7м на грузовых и небольших пассажирских судах, а также до 13м на более крупных пассажирских судах. На более крупных пассажирских судах, построенных после 1994г., наличие тупиковых коридоров не допускается. Если тупиковый коридор ведет в помещение общего пользования, предназначенное для команды, то из этого помещения должен быть обеспечен альтернативный аварийный путь эвакуации. На более новых судах наличие коридора или вестибюля, из которого предусмотрен только один путь эвакуации, не допускается.

Лифты ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве средства эвакуации. Эскалаторы можно рассматривать в качестве обычных лестниц.

На пассажирских судах выходы из помещений общественного пользования со слабым освещением должны быть четко обозначены, а двери, не обеспечивающие безопасного выхода, следует обозначить надписью «NO EXIT» («НЕТ ВЫХОДА»).

В некоторых помещениях, например, в радиорубке, допускается отсутствие дополнительных средств эвакуации, заменой которых могут стать полностью открывающиеся иллюминатор или окно. Если предназначенное для эвакуации окно не находится на уровне палубы, то следует обеспечить наружную лестницу из металлических скоб, ведущую на открытую палубу с доступом к спасательному катеру.

Люки. Люки могут служить дополнительными средствами эвакуации из некоторых помещений, предназначенных для команды или рабочих помещений, таких как насосное помещение или рулевая рубка. Спасательные люки должны приводиться в действие с двух сторон, не должны запираться и должны быть доступны со стального стационарного трапа. Спасательный люк должен быть оборудован противовесом, облегчающим его открывание.

Панели аварийного выхода. Панель аварийного выхода должна быть устроена так, чтобы ее легко можно было выбить. На каждом пути эвакуации допускается наличие только одной такой панели. Наличие панелей аварийного выхода не допускается на путях эвакуации, ведущих к месту посадки пассажиров на спасательный катер, а также в переборках или дверях класса «А».

Внутренние спальни. Если в каюте, предназначенной для членов команды, или в салоне имеется спальня или иное внутреннее помещение, доступ в которое осуществляется через помещение, используемое днем, и если отсутствует непосредственный доступ в это внутреннее помещение из коридора, то следует обеспечить наличие панели аварийного выхода или спасательного окна для экстренной эвакуации из этого внутреннего помещения. Однако если используемое днем помещение оборудовано дымовым детектором, действующим в составе стационарной системы обнаружения пожара данного судна, то дополнительное средство эвакуации данному внутреннему помещению не требуется.

Двери. Двери, как правило, должны открываться в направлении движения людей (т.е. в направлении эвакуации). Исключение составляют двери кают, которые, как правило, должны открываться внутрь каюты. Двери вертикальных шахт аварийной эвакуации, как правило, должны открываться из шахты. В жилых помещениях команды, как правило, применяются распашные двери, хотя в некоторых случаях допускается наличие раздвижных дверей.

Помещения судов типа « РО-РО». Здесь следует обеспечить, по крайней мере, одну лестницу, служащую убежищем от пожара на всем своем протяжении вплоть до палуб посадки на спасательные средства или до расположенной выше палубы, а также трап или лестницу, ведущие через аварийный люк на расположенную выше палубу и с этой палубы — на палубы посадки на спасательные средства. Два выше названных пути эвакуации следует обеспечить по обе оконечности помещения ро-ро. В помещениях ро-ро значительного размера следует обеспечить дополнительные пути эвакуации. На пассажирских судах ро-ро в помещениях общего пользования и в каютах следует обеспечить схемы с указанием путей эвакуации.

Машинные помещения. Следует обеспечить два пути эвакуации из машинного помещения, один из которых должен служить убежищем от пожара на всем своем протяжении. Крепления трапов должны быть теплоизолированы так, чтобы теплота от огня не могла передаваться на трап. Для поста управления, находящегося в машинном помещении, следует обеспечить путь эвакуации, не требующий захода в машинное помещение.

Помещения с газовыми баллонами. Должны иметь вход с открытой палубы, даже если находятся в межпалубном пространстве. Вертикальные трапы и люки не допускаются. Двери должны открываться только наружу.

Оборудование для аварийного покидания помещений.

Если выход из аварийного района, по каким либо причинам затруднен или не доступен, в некоторых случаях необходимо использовать специальное оборудование, предназначенное для этих целей. К ним относится: большой топор, ЕЕВD, ELSA а также специальная лебёдка для эвакуации человека из помпового отделения.

Лебёдка для эвакуации из помпового отделения - предназначена для эвакуации человека из помпового отделения, в случае если по каким либо причинам его самостоятельное покидание не возможно (травма) или заблокирован основной выход. В этом случае необходимо подать сигнал тревоги и ждать пока вам не спустят спасательный трос с ремнем. Застегните спасательный ремень к поясу, и лебёдка будет поднимать вас на поверхность.

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам

1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

(часть 2 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) из помещений первого этажа наружу:

б) через коридор;

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений.

4. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Эвакуационными выходами считаются также:

1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;

2) выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1 - В4, Г и Д в помещения категорий В1 - В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2012 N 117-ФЗ, от 29.07.2017 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;

4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В проемах эвакуационных выходов запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей.

8. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

9. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.

11. Число эвакуационных выходов из здания и сооружения должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания и сооружения.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий и сооружений класса Ф5 - от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания и сооружения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания и сооружения.

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.

14. Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;

2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;

3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;

15. Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.


6.5.3 Точное значение указателя направления всегда зависит от места установки. Особое внимание должно быть обращено на изменение направления движения, на обозначение промежуточных дверей, через которые люди проходят вдоль маршрута эвакуации и на маршруте эвакуации, требующие перехода на верхний уровень в здании.

6.6 Знаки маршрута эвакуации и указателей направления к ближайшему выходу или площадке безопасности

6.6.1 За ожидаемый период эксплуатации знаки маршрута эвакуации и указателей направления должны давать четкую, заметную и однозначную информацию о направлениях, видную со всех возможных мест маршрута эвакуации и с прилегающих участков. Эти знаки маршрута эвакуации и указателей направления должны следовать вплоть до безопасных участков или площадок сбора. Чтобы исключить замешательство и неуверенность, визуальная презентация направляющих линий должна быть как можно более непрерывной, а количество мест разрыва минимальным.

6.6.2 Компоненты системы указания направления должны быть расположены так, чтобы помочь избежать возможных рисков для людей.

6.6.3 Высокорасположенные знаки выхода должны быть установлены на всех выходах, предназначенных для использования в чрезвычайных ситуациях, а также там, где необходимо, вдоль маршрута эвакуации, для указания направления к следующему выходу, безопасному участку, площадке сбора, а также, чтобы указывать положение маршрута эвакуации для людей в прилегающих участках. Там, где в пределах видимости невозможно прямое наблюдение знака эвакуационного выхода, должны быть указатели направления к выходу, чтобы помогать движению к эвакуационному выходу. Максимальное расстояние между знаками маршрута эвакуации должно быть 5 м.

Указатели направления могут быть укреплены на стене или подвешены для обеспечения точной информации о направлении. Указатели напольной разметки должны быть такими, как на рисунке 3.

Дополнительная информация, такая как расстояние до выходов и разметка второстепенного пути, может быть включена в направляющие линии.

Размер указателей направления на низкорасположенных направляющих линиях должен быть таким же, что и направляющие линии пути, не менее 50 мм.

6.6.4 Низкорасположенные направляющие линии с информацией о направлении должны быть размещены в дополнение к высокорасположенным знакам вдоль всего пути для его четкого обозначения. Разрывы не должны превышать 0,2 м, если только вдоль маршрута эвакуации нет дверей; в противном случае напольная или настенная направляющая линия может быть прервана с максимальным разрывом 1 м, или эти линии должны быть продолжены обводом на полу перед дверью. Створки дверей никогда не должны помечаться направляющей линией.

Максимальная высота низкорасположенных знаков должна быть выше уровня пола на 0,4 м. Если низкорасположенная направляющая линия прерывается, ее можно продолжить на полу на протяжении этого разрыва.

Указатели направления, как показано на рисунках 1 и 2, должны быть расположены с максимальными интервалами через каждые 5 м, а в критических точках, - как перекрестки и изменения направления, и чаще - вдоль всей длины направляющей линии.

Указатели направления могут находиться прямо на стене, когда напольная направляющая линия находится не более чем на 0,5 м от стены. В этом случае положение указателя направления должно быть не выше 0,4 м от пола.

6.6.5 Желательно наносить направляющие линии по обеим сторонам маршрута эвакуации. На маршруте эвакуации шириной до 2 м направляющую линию достаточно наносить на одной стороне. Линия может располагаться на полу или стене. В помещениях или открытых пространствах маршруты должны быть размечены направляющими линиями по обеим сторонам, или направляющая линия должна быть использована для обозначения пути движения через этот участок.

6.6.6 Двери эвакуационных и аварийных выходов вдоль маршрута эвакуации и конечные двери эвакуационного выхода должны быть обозначены разметкой полосками фотолюминесцентного материала на рамах шириной не менее 25 мм.

Должен быть четко определен участок размещения механизма открывания двери, способ и направление его открывания, установлен знак, указывающий, как открывается дверь.

Если указатель направления включен в систему разметки двери, он должен находиться на высоте ручки.

Примечание - Это может быть осуществлено разметкой дверных косяков, ручки и других деталей механизма открывания двери.

6.6.7 Предупреждающие знаки для противопожарного оборудования и аварийного оборудования, приборы связи, предназначенные для использования в чрезвычайных ситуациях, должны быть размещены там, где находится данное оборудование, место размещения огнетушителя должно быть обозначено световым фотолюминесцентным экраном, пожарный кран по периметру должен быть обозначен фотолюминесцентной лентой шириной не менее 25 мм (см. рисунки А.6, А.7, приложение А).

6.6.8 Для обозначения сущности и расположения источников опасности на маршруте эвакуации, такие как электрические приборы или баллоны со сжатым газом, выступы стен, столбы и мешающие детали, должны быть снабжены соответствующими предупреждающими знаками в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.

Направляющая линия должна вести людей, обходя препятствия и любые выступающие архитектурные детали.

6.6.9 Участки, предназначенные для сбора людей, должны иметь соответствующий знак безопасного местонахождения. Указатели направлений должны выводить людей наружу от выходов, пожарных выходов и аварийных выходов к площадке сбора.

6.6.10 Если имеются маршруты эвакуации, предназначенные специально для людей с ограниченными физическими возможностями, они должны иметь именно такие специальные надписи. Если есть убежища и спецоборудование для помощи этим лицам, они должны быть специально обозначены.

6.6.10а В случае невозможности расположения направляющих линий и указателей направления на стене следует применить указатели напольной разметки в виде направляющих стрелок и/или ограничительных линий, позволяющих обозначить безопасную зону движения к эвакуационному выходу. Размеры указателей напольной разметки определяются по таблице 3 ГОСТ Р 12.4.026. Ширина ограничительных линий - не менее 50 мм.


ГОСТ Р 12.2.143-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

СИСТЕМЫ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЭВАКУАЦИОННЫЕ

Требования и методы контроля

Occupational safety standards system. Photoluminescent evacuation systems. Requirements and methods of test

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 12.2.143-2009 с ГОСТ Р 12.2.143-2002 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
__________________________________________________________________

Дата введения 2010-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Рабочей группой, состоящей из представителей ООО "Экожилсервис" и ООО "Сплайс"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 251 "Безопасность труда"

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных стандартов:

- ИСО 16069:2004* "Графические символы. Знаки безопасности. Системы обозначения маршрутов эвакуации (СОМЭ)" (ISO 16069:2004 "Graphical symbols - Safety signs - Safety way guidance systems (SWGS)", NEQ);

- ИСО 17398:2004* "Цвета и знаки безопасности. Классификация, эксплуатация и долговечность знаков безопасности" (ISO 17398:2004 "Safety colours and safety signs - Classification, performance and durability of safety signs", NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 10, 2012 год

Основной характеристикой фотолюминесцентных знаков, предназначенных для обеспечения безопасного выхода людей из аварийных зон, является длительность послесвечения и четкость отображаемой информации.

ГОСТ Р 12.2.143-2002 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля" устанавливает длительность послесвечения 220 мин и не устанавливает требования к четкости отображаемой информации. На территории Российской Федерации полгода темное время суток превышает 220 мин в несколько раз. Таким образом, такие фотолюминесцентные знаки не могут обеспечивать выполнение своих функций практически всю ночь, если не применять дополнительные меры по освещению этих знаков 3-4 раза в темное время суток. Оплата обслуживающего персонала или создание автоматических систем подсветки приведет к резкому удорожанию эксплуатационных расходов.

Кроме того, ГОСТ Р 12.2.143-2002 содержит ряд требований, не относящихся к фотолюминесцентным знакам.

В Российской Федерации выпускают фотолюминесцентный материал, способный обеспечивать время послесвечения 24 ч, что позволяет обеспечивать нормальную работу эвакуационных знаков в течение всего темного времени суток.

Расширение туризма и повышение мобильности трудовых ресурсов вызвали нужду в стандартизации систем обозначения маршрутов эвакуации для эффективной эвакуации людей из помещений и, при необходимости, для их сбора на обозначенных площадках безопасности в случае пожара или в других чрезвычайных ситуациях.

Благодаря последовательному и единообразному международному применению общих принципов организации таких систем люди во всех странах будут легче узнавать и следовать указаниям о безопасном направлении эвакуации. Стандартизированные эвакуационные системы помогут спасателям, в том числе пожарным, в эвакуации людных помещений при чрезвычайных ситуациях.

Для эффективной передачи наглядной информации о маршрутах эвакуации, описанных в международных стандартах ИСО 16069:2004; ИСО 17398:2004 и ИСО 3864-1:2002, системы включают в себя использование графических символов, разметок и стрелок, соответствующих стандартам ИСО.

Освещение маршрутов эвакуации не является объектом ИСО 16069, поэтому эвакуационные системы не предназначены заменять освещение аварийных выходов. Бывают ситуации, когда освещение маршрутов эвакуации не нужно, но когда, например, есть задымленность, освещение маршрутов эвакуации может быть неэффективным, а эвакуационные системы окажутся более эффективными в аварийной ситуации. Однако рекомендуется применение эвакуационных систем в сочетании с освещением маршрутов эвакуации, увеличивая эффективность всей системы.

Постоянное применение эвакуационных систем приучат людей к ним и будет способствовать эффективности эвакуационных систем в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому появилась необходимость проведения работ по гармонизации ГОСТ Р 12.2.143-2002 с международными стандартами ИСО 16069:2004; ИСО 17398:2004, которые опубликованы после принятия национального стандарта. Эти международные стандарты устанавливают не только графическое изображение знаков, но также и требования к их долговечности.

Все это привело к необходимости пересмотра действующего стандарта с разработкой нового взамен действующего.

Системы обозначения маршрутов эвакуации, выполненные в соответствии с требованиями настоящего стандарта, будут надежно и долго служить, а в случае необходимости эффективно выполнять свою функцию по эвакуации людей из помещений в чрезвычайных ситуациях.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации, устанавливает требования к ФЭС, процессам ее проектирования, монтажа и технического обслуживания.

ФЭС является автономной, самостоятельной системой безопасности, которая применяется в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для уменьшения времени эвакуации и информирования о структуре путей эвакуации, правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерек, задымления, тумана и т.п.) или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, совершения террористического акта и т.п.), вызывающей необходимость безопасной эвакуации и спасения людей.

ФЭС устанавливают и применяют:

- в наземных и подземных сооружениях;

- на наземных, подземных, плавучих и воздушных транспортных средствах (железнодорожных пассажирских вагонах, автобусах, поездах метро, морских и речных судах, самолетах и т.п.);

- на морских (речных) объектах.

Настоящий стандарт не распространяется на:

- системы аварийного освещения;

- электротехнические (с элементами, потребляющими электрическую энергию) системы освещения и обозначения путей эвакуации;

- специальную сигнальную одежду и снаряжение повышенной видимости;

- визуально-знаковые средства обеспечения безопасности движения всех видов транспорта.

Настоящий стандарт устанавливает:

- принципы (правила) проектирования, монтажа и технического обслуживания ФЭС;

- классификацию элементов ФЭС и знаков безопасности;

- требования к размещению ФЭС и элементов ФЭС;

- общие технические требования к элементам ФЭС, в том числе планам эвакуации;

- требования к основным материалам и их фотометрическим свойствам, к средствам освещения, способам закрепления, а также критерии эксплуатации и методы определения их долговечности и ожидаемого срока службы для потребителя;

- методы контроля ФЭС и элементов ФЭС на стадиях изготовления и эксплуатации.

Требования безопасности установлены в разделе 8.6.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения материалов. Покрытия анодно-окисных полуфабрикатов из алюминия и его сплавов. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 9.403-80 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие технические требования безопасности

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7721-89 Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19822-88 Тара производственная. Технические условия

ГОСТ 20477-86 Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия

ГОСТ 20811-75 Материалы лакокрасочные. Методы испытания покрытий на истирание

ГОСТ 24683-81 Изделия электротехнические. Методы контроля стойкости к воздействию специальных сред

ГОСТ 24940-96 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 25779-90 Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля

ГОСТ 26824-2010 Здания и сооружения. Методы измерения яркости.

ГОСТ 28130-89 Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические

ГОСТ 30402-96 Материалы строительные. Метод испытаний на воспламеняемость

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Средства пожаротушения сейсмического судна Вячеслав Тихонов

Конструктивная противопожарная защита .Основой конструк­тивной пожарной защиты корпусной части судов является применение огнестойких конструкций класса А, огнезадерживающих конструкций класса В и негорючих конструкций класса С, которые способствуют локализации пожара в ограниченных ими пространствах и успешной его ликвидации в определенных отсеках и выгородках, защите наиболее важных узлов живучести судна от поражения огнем извне, а также эвакуации людей из аварийных помещений судна и т.д.

Противопожарными конструкциями класса А могут быть переборки, палубы, выгородки трапов, шахты и т. п. Эти конструкции изготовлены из стали или другого равноценного материала. Они усилены ребрами жесткости и имеют термостойкую изоляцию.
Все конструкции класса А сохраняют целостность и непроницаемость для дыма и пламени в течение одночасового стандартного испытания на огнестойкость, причем температура прогрева поверхности конструкции со стороны, противоположной той, на которую воздействует пламя, не должна увеличиваться более чем на 139 °С, а в отдельных точках - не более чем на 180 °С выше первоначальной.

В зависимости от времени, в течение которого выдерживается указанный перепад температур, конструкциям присвоены следующие обозначения:

А-60 - стандартный перепад температур до 927°С (выдерживается в течение 1ч);

А-30 - стандартный перепад температур до 843°С (выдерживается в течение 30 мин);

А-15 - стандартный перепад температур до 760°С (выдерживается в течение 15 мин).

Конструкции класса А-0 не имеют изоляции, но, как и все прочие конструкции класса А, они должны быть непроницаемы для дыма и огня в течение 1 ч.

Огнезадерживающими конструкциями класса В на судах являются вспомогательные переборки, выгородки и закрытия в них. Конст­рукции этого класса могут быть изготовлены целиком из любых несгораемых материалов либо из нескольких слоев материалов, различных по степени возгораемости.
Они должны быть непроницаемы только для пламени в течение получасового стандартного испытания на огнестойкость, причем средняя максимальная температура прогрева поверхности конструкций со стороны, противоположной той, на которую воздействует пламя, составляет не более 139°С от перво­начальной (в отдельных точках - не более 225°С).

В зависимости от времени, в течение которого достигается максимально допустимая температура прогрева при стандартных испытаниях, конструкции класса В имеют обозначения В-30, В-15 и В-0. Конструкции класса С должны быть полностью негорючими, других требований к ним не предъявляется.

Применение различных по огнестойкости конструкций класса А зависит от важности и пожарной опасности защищаемых ими узлов и помещений судна. Конструкции класса В используются на судах как вспомогательные к конструкциям класса А.

Противопожарная изоляционная облицовка конструкций класса А и В обеспечивает их прочность только в нормальных условиях, поэтому крепить к противопожарной изоляции всякого рода оборудование, вызывающее вибрацию, не разрешается.
Нижняя часть облицовки конструкции классов А и В (2 м по вертикали) должна быть защищена от механических повреждений. К противопожарной облицовке можно крепить легкое оборудование и декоративные предметы.

Обычные водонепроницаемые переборки, не имеющие специаль­ной изоляции и разделяющие судно на отсеки, отвечают требованиям, предъявляемым к конструкциям класса А-0. При охлаждении водой они могут длительное время служить надежной преградой пожару.

В процессе эксплуатации судна состояние изоляции на огнестойких и огнезадерживающих конструкциях необходимо контролировать не реже одного раза в год, а результаты осмотра заносить в судовой пожарный формуляр.
Трещины и другие повреждения надо заделывать изоляционными материалами, равноценными по огнестойкости основ­ной изоляции. Изоляцию сальников, трубопроводов и электрокабелей, проходящих через противопожарные переборки, необходимо осмат­ривать не реже одного раза в месяц.

Расположение противопожарных средств. К противопожарным средствам относятся стационарные системы пожаротушения, системы пожарной сигнализации, противопожарное снабжение и инструмент. Требования к устройству систем, размещению пожарных кранов, распылителей, устройств контроля сигнализации и т.д. определены Конвенцией СОЛАС-74 и Правилами классификации и постройки морских судов Морского Регистра Судоходства РФ. На каждом морском судне обязательным является наличие водопожарной системы.

Более подробно системы пожаротушения и пожарной сигнализации рассмотрены ниже.

Пути эвакуации. Конвенция СОЛАС-74 предъявляет опреде­ленные требования к количеству, расположению и устройству путей эвакуации. Для пассажирских судов, построенных после 01 января 1994 г., должны быть предусмотрены трапы, обеспечивающие пути быстрой эвакуации на палубу, посадку в спасательные шлюпки и плоты из всех .пассажирских помещений, помещений для экипажа и помещений, где обычно работает экипаж.

В частности, необходимо выполнение следующих требований:

1. Под палубой переборок должно быть предусмотрено два пути эвакуации из каждого водонепроницаемого отсека или другого подобным образом ограниченного помещения или группы помещений, при этом по меньшей мере один из путей должен быть независимым от водонепроницаемых дверей. В виде исключения допускается наличие только одного пути эвакуации, учитывая должным образом характер, расположение помещений и количество людей, которые обычно могут работать в них.

2. Над палубой переборок должно быть по меньшей мере два пути эвакуации из каждой главной вертикальной зоны или другого подобным образом ограниченного помещения или группы поме­щений, при этом минимум один из путей должен обеспечивать доступ к трапу, образующему вертикальный путь эвакуации.

3. Если помещение радиорубки не имеет прямого доступа на открытую палубу, должно быть предусмотрено два пути эвакуации из него или доступа к нему, одним из которых может быть иллюминатор или окно достаточного размера либо другой путь, отвечающий установленным требованиям.

4. Коридор, вестибюль или часть коридора, из которых имеется только один путь эвакуации, запрещаются.

Конвенция СОЛАС-74 устанавливает также степень защищенности, размеры трапов и их расположение. Например, для трапов, предназначенных для эвакуации более 90 человек, они располагаются только в направлении нос - корма.

Пути эвакуации должным образом освещаются и обозначаются. Кроме аварийного освещения, пути эвакуации, включая трапы и выходы, должны быть обозначены светящими или фотолюминесцентными индикаторными полосам*, расположенными не выше, чем на расстоянии 0,3 м над палубой на всем пути эвакуации, включая повороты и пересечения. Обозначения должны помогать пассажирам легко определить путь эвакуации и выходы.
Если используется электрическое освещение, оно должно получать питание от аварийного источника энергии и быть устроено таким образом, чтобы отказ любого одного светового указателя или разрыв световой полосы не привели к нарушению эффективности световой разметки.

Дополнительно все требуемые обозначения путей эвакуации и мест расположения противопожарного оборудования должны быть изготовлены из фотолюминесцентного материала или указаны при помощи освещения.

Для грузовых судов ниже самой низкой открытой палубы главным путем эвакуации должен быть трап, а вторым путем эвакуации может быть шахта или трап; в виде исключения допускается наличие только одного пути эвакуации, учитывая должным образом характер и расположение помещений и количество людей, которые обычно живут или работают в них; не допускаются тупиковые коридоры длиной более 7м.

Тупиковый коридор - это коридор или его часть, из которого имеется только один путь эвакуации; лифты не должны рассматриваться как один из путей эвакуации, требуемых настоящим правилом.

Во всех грузовых помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, где обычно работает экипаж, в любом случае должно иметься не менее двух удаленных друг от друга путей эвакуации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: