Какие вопросы решает суд обществознание 7

Обновлено: 26.04.2024

К правоохранительным органам. Российской Федерации относятся: суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная Служба Охраны (ФСО) и т. д.

Какие задачи они решают?

Правоохранительные органы решают следующие задачи:

- выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации
- надзор за процессом правоприменения
- правильное применение закона, обеспечение его верховенства

- оказание юридической помощи гражданам и организациям

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА:

В российском обществе неоднозначное отношение к суду присяжных. Некоторые граждане считают его гарантом вынесения справедливого решения, другие больше доверяют профессиональным судьям.

Выясните отношение ваших близких, знакомых к суду присяжных:

Знают ли ваши близкие, знакомые о том, в каких случаях в нашей стране созывается суд присяжных?

Суд присяжных созывается в случае рассмотрения дел по уголовным делам, при котором вопросы факта, то есть вопросы о том, было или не было совершено само преступление, совершил ли подсудимый данное преступление, в том числе виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он прощения, решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия присяжных, из чего собственно и название "Суд присяжных", сформированная методом случайной выборки.

Готовы ли ваши близкие, знакомые выступить в роли присяжных заседателей? Как они аргументируют свою позицию?

Нет, не готовы. Это большая ответственность - решать судьбы людей.

Различается ли, по мнению ваших близких, знакомых, степень справедливости решения суда присяжных и профессионального судьи? Как опрошенные вами аргументировали своё мнение?

По мнению моих знакомых, да. Зачастую одного из участников можно подкупить, и тогда решение будет не таким справедливым. Более того, присяжные могут не иметь столь обширных юридических знаний и подробностей дела, как профессиональный судья, и могут судить не по фактам, а по общей картине, которую они узнают.

Сформулируйте результаты своего исследования.

Решать судьбу подсудимого должен профессиональный судья с большим стажем, а не суд присяжных.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Какие задачи призван решать суд?

Основными задачами Суда является: Разрешение различных разногласий между физическими, юридическими и государственными лицами, вынесение приговоров, жалований, признание того или иного закона не действительным, если таковой противоречит принципам Конституции РФ.

Как устроена судебная система РФ?

Судебная система РФ – система специализированных органов государственной власти, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Система судов РФ имеет три ветви: Конституционный суд, суд общей юрисдикции и арбитражный суд.

Раскройте основные принципы судопроизводства в РФ.

Основные принципы судопроизводства:
1)осуществление правосудия только судами;
2)независимость судей;
3)равенство всех перед законом и судом;
4)законность и справедливость;
5)гласность и открытость;
6)непосредственность;
7)состязательность и равноправие;
8)соблюдение разумных сроков судопроизводства.

В каких случаях созывается суд присяжных?

Суд присяжных созывается в случае рассмотрения дел по уголовным делам, при котором вопросы факта, то есть вопросы о том, было или не было совершено само преступление, совершил ли подсудимый данное преступление, в том числе виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он прощения, решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия присяжных, из чего собственно и название "Суд присяжных", сформированная методом случайной выборки.

Закон – это правило, которое устанавливается государством. Государство берет на себя обязанность охранять законы. Опричнина – это часть государственной политики, установившаяся на территории нашей страны в годы правления Ивана Грозного. Суть опричнины заключалась в конфискации имущества и земель феодалов в пользу государства, ослаблении независимости бояр и князей и усилении царской власти.

Период подобного режима правления негативно отразился на истории России. Экономика государства была сильно ослаблена, что привело к разорению крупных экономических районов. Крестьяне подверглись еще большему закрепощению, и их права были сильнее угнетены.

Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

Законы должны знать все люди, независимо от профессии. Незнание законов не освобождает людей от ответственности. Те, кто читает и изучает правила поведения, знают, как поступать в конкретной ситуации так, чтобы не причинить вред окружающему. Без знания законов в стране не будет порядка.

Чем грозило государству отсутствие законной власти?

Отсутствие законной власти грозило бы государству ослаблением экономики и потерей независимости. Люди бы перестали придерживаться законов и правил, что привело бы к беспорядкам в стране.

Каждый человек не смог бы чувствовать себя комфортно, потому что его права были бы нарушены, так как окружающие действовали бы исключительно в своих интересах. Без законной власти, осуществляющей регулирование порядка, не может существовать государства.

Почему можно говорить о том, что законы помогают установить справедливость в обществе?

Законы написаны для всех людей, поэтому и следовать им должны все граждане государства. Таким образом, все жители одного государства становятся равными. Между гражданами одинаково распределены обязанности и права.

Каждый человек в одинаковой мере равен перед судом, имеет право на жизнь, жилище, свободу слова. В то же время каждый должен выполнять ряд обязанностей, например, беречь природу. Отсюда можно сделать вывод о том, что законы действительно позволяют установить в обществе справедливость.

Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему афиняне поставили памятник Сократу? Они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как ты думаешь?

Сократ отказался бежать из тюрьмы, потому что он уважал и соблюдал законы, установленные в обществе. По мнению философа, общество не может существовать в тех условиях, при которых решения суда не имеют никакой силы. Он не хотел подавать дурной пример подрастающему поколению, поэтому предпочел повиноваться закону и принять чашу с ядом.

Афиняне воздвигли памятник Сократу за его мужество и верность перед законом. Человека оклеветали, за что привели в суд и привлекли к смертной казни. При этом он не посмел сбежать из тюрьмы и выполнил указание, данной судом. Кроме того, философские заслуги Сократа тоже не были забыты. Афиняне решили воздвигнуть памятник в честь мыслителя, чтобы передать потомкам информацию о великом мудреце и мужественном человеке.

Как ты оцениваешь поступок Сократа, принявшего яд по приговору суда? Почему Сократ не мог поступить иначе?

Я считаю, что Сократ поступил правильно. Он предстал перед судом, услышал приговор и должен был принять его, так как именно такие порядки прописаны в законе. Философ поступил в соответствии с законом. Он уважал решения суда и не мог поступить иначе из-за принципов.

Задание 1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?

Человеческому обществу необходим порядок для комфортных условий проживания. Когда на улице царит хаос, жизнь человека ставится под угрозу. Если каждый действует в своих интересах, то не исключается, что кто-то пойдет грабить или убивать ради собственной выгоды.

Для того чтобы установить порядок в обществе, нужно каждому члену общества ознакомиться со всеми законами, правами и обязанностями и соблюдать их. Специальный орган власти устанавливает законы, а правоохранительные органы занимаются контролированием соблюдений этих правил. В случае нарушения порядка граждане могут нести как административную, так и уголовную ответственность.

Задание 2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?

Справедливость – это такой исход событий, при котором каждый человек получает то, на что он имеет право. Люди стремятся к ней ради установления порядка в обществе. Когда сильный обижает слабого – это не только беспорядок, но и несправедливость. Людям, которые не могут постоять за себя неприятно и обидно становится объектами травли невоспитанных людей.

Задание 3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?

Надежный способ установить справедливость в обществе – это законы. Они позволяют создать баланс между разными группами людей за счет уравновешивания их прав. В нашей стране у всех граждан есть одинаковые права и обязанности, из-за чего все считаются равными.

Задание 4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?

Философы считают, что свобода – это возможность действовать так, как хочется, то есть отсутствие каких-либо стеснений. Иными словами, свобода – это синоним к слову «воля», что подразумевает простор в поступках, отсутствие каких-либо указаний.

Юристы имеют немного другую формулировку данного понятия. По их мнению, свобода – это возможность свершать любые действия в соответствии с законами.

Задание 5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

Свобода не может быть безграничной, потому что люди начнут позволять себе все, что хотят без размышлений над последствиями. Например, человек зайдет в магазин, возьмет с прилавка телефон и уйдет. В свое оправдание он может сказать, что он свободен, и волен делать все, что ему пожелается.

В случае если свобода будет безграничной, закон не сможет противостоять мнению этого человека. При этом его поступок приравнивается к преступлению и должен быть наказан.

Свобода не может быть безграничной, потому что иначе она сможет привести к беспорядкам и хаосу.

В классе и дома

Задание 1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

Я бы ответил(а), что Сократ поступил правильно. Он не сбежал из тюрьмы, потому что прислушивался к законам. Кроме того, философа обвиняли в том, что он негативно влияет на современную молодежь.

Если бы он совершил побег, он бы только доказал, что не уважает мнение суда и власти, и тогда все обвинения в его сторону были бы справедливыми, и он бы действительно подал дурной пример молодым людям.

Задание 2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?

Я считаю, что правы оба ребят.

По словам Лены, закон нельзя нарушать, потому что это нарушит справедливость. Это действительно так, например, если человек проникнет в чужой дом, то он не только нарушит закон, но и нарушит право жильца дома на неприкосновенность жилища. То, что хочется сделать одному в угоду себе, будет несправедливым по отношению к другому.

Борис полагает, что нарушение закона вредит порядку в обществе. Это правильные слова, потому что без законов люди начнут делать то, что придет им в голову – убивать, грабить, вести себя некультурно. Такое поведение нарушит общественный порядок и уничтожит комфортные условия жизни.

Задание 3. Английский учёный и философ Френсис Бэкон (1561 — 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?

В мире существует большое количество человеческих пороков, победить которые люди самостоятельно не могут. Для того чтобы не нарушать справедливость и сохранять ее, в обществе устанавливаются законы, правила поведения, нормы морали.

Органы власти следят за поведением людей, и в случае, если оно нарушает справедливость, права или свободы другого, к преступнику применяют санкции.

Задание 4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы — это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

Я поддерживаю точку зрения Виктора. На мой взгляд, в случае нарушения законов к преступнику нужно применять наказания, которые могут доходить до ограничения свободы. Оставлять нарушителя безнаказанным несправедливо, поэтому справедливость требует ограничения свободы.

В словах Наташи тоже есть доля правда. Ограничение свободы по незаконным причинам является несправедливостью. Человек с рождения имеет неотчуждаемое право на свободу, поэтому не может лишиться ее без весомых на то причин (нарушение общественного порядка).

Задание 5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?

Я полагаю, что расхождения между законами и реальной жизнью бывают, иначе бы люди не стремились и дальше бороться за справедливость. Некоторые индивиды совершают преступления, нарушая написанные и закрепленные в специальных документах законы. За это они в большинстве случаев несут наказания, которые подбираются в соответствии с Уголовным и Административным Кодексами.

Я несколько раз в своей жизни встречался(лась) с нарушением закона, которое проявлялось в сознательной форме. Когда я ехал(а) в общественном транспорте в школу, я заметила, как один парень не оплатил проезд. Он доехал до своей остановки и спокойно вышел, не чувствую вины за свой проступок. Кроме этого, я часто вижу, как люди стремятся быстрее перейти дорогу и либо делают это в неположенном месте, либо перебегают на красный свет светофора.

Последствия таких нарушений могут грозить различными санкциями. За проезд без оплаты парень мог получить штраф, и тогда ему пришлось бы отдать еще больше денег государству, чем стоит один проезд в автобусе. За несоблюдение правил дорожного движения люди так же могут получить административные санкции в виде штрафов. Но самое страшное, что пересекая дорогу в неположенном месте, они не только нарушают закон, но и ставят под угрозу свое здоровье, а так же судьбу и жизнь водителей.

Задание 6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

Паскаль: «Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой». Фридрих Ницше: «Давать каждому свое – это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса». Федор Михайлович Достоевский: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее».

Аристотель: «Государственным благом является справедливость».

Цицерон: «Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом».

Виктор Гюго: «Быть добрым совсем не трудно, трудно быть справедливым».

Пифагор: «Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым».

Платон: «Трудно и потому особенно похвально — прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость».

Фридрих Ницше: «Невозможно быть свободным от того, от чего убегаешь».

Альберт Камю: «Свободен тот, кто может не врать».

Аврелий Августин: «Тот, кто добр – свободен, даже если он раб; тот, кто зол – раб, даже если он король».

Максим Горький: «Чем меньше человеку нужно – тем более он счастлив, чем больше желаний – тем меньше свободы».

Общество нуждается в порядке, потому что каждому человеку хочется жить в комфортных условиях. Беспорядок приведет к тому, что права и свободы граждан будут нарушены. В таком случае жизнь станет невыносимой и даже опасной.

Законы играют важнейшую роль в жизни общества. Они устанавливают рамки дозволенного, регламентируют, как нужно себя вести и позволяют сохранить порядок и благополучие.

Почему законопослушный человек вызывает уважение? В каком случае наказание считается справедливым?

Законопослушный человек вызывает уважение, потому что он показывает пример того, как нужно себя вести. Он вежливо относится к другим людям, бережет природу и уважительно относится ко всему, что его окружает, поэтому тоже заслуживает уважения к себе.

Наказание считается справедливым только в том случае, если человек действительно виновен. Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытно табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

Табу существует во многих детских играх. Например, в игре «Молчанка» есть запрет на то, чтобы произносить какие-то слова и звуки. В игре «Прятки» тому человеку, который водит, нельзя подсматривать, пока остальные ищут места, в которые можно спрятаться. Если не соблюдать эти табу, то играть в игры будет неинтересно.

В нашей повседневной жизни тоже существуют определенные запреты. Нам нельзя переходить дорогу на красный свет, нельзя неуважительно относиться к другим людям, говорить с набитым ртом и многое другое. Большинство запретов прописаны в законах. Человеку нельзя нарушать свободы других людей, например, проникать в чужое жилище или брать чьи-то личные вещи без разрешения.

Как ты думаешь, можно ли назвать любителями спорта болельщиков, которых изобразил художник? Почему поход на стадион закончился для них в отделении внутренних дел?

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 6

Я считаю, что таких болельщиков нельзя назвать любителями спорта. Художник изобразил ребят, которые распивают спиртные напитки, ломают мебель и ведут себя неуважительно по отношению к окружающим. Такое поведение является проявлением дурного тона с их стороны и нарушением общественного порядка. К тому же спортсмены предпочитают здоровый образ жизни, а такие болельщики нарушают его, а значит, не могут называться любителями спорта.

Поход на стадион закончился для ребят доводом в полицию, потому что они провинились перед окружающими. Они нарушили общественный порядок и теперь должны отвечать за свои поступки перед законом. Любое нарушение правил карается наказанием, которое каждый преступник должен исполнять.

Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

Профессия юриста, как и любая другая специальность, требует гуманного отношения к людям. Мы должны в любом случае уважать точку зрения других людей, их права и свободы. Порядочное и доброжелательное отношение к людям позволяет формировать человеческие отношения, избегать конфликтов и добиваться успехов в совместных делах.

Профессия юриста требует наличия такой черты характера, как мужество. На них может оказываться давление как со стороны обычных граждан, так и со стороны государственной власти. Юристы отстаивают законы и уважают любые решения суда, даже если с ними не согласны их подчиненные. За это их часто подвергают травле со стороны высших чинов, и они должны быть мужественными, чтобы справляться со всеми трудностями на их карьерном пути.

Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышленышей»? Что ты об этом думаешь?

Возможно, некоторые люди, и в том числе дети, не знают некоторых законов, поэтому не понимают, как действовать правильно. Я считаю, что они должны думать перед тем, как что-то сказать или сделать. В случае сомнительных ситуаций стоит обратиться к старшим за советом и узнать, можно ли поступать так, как тебе хочется. На мой взгляд, незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому даже «несмышленыши» должны отвечать за содеянное.

Правоохранительные органы учитывают различные факторы и подбирают такое наказание, которое заслуживает человек. Поэтому даже если малолетние нарушители не знают, что так нельзя поступать, они получают на суде урок, который на всю жизнь показывает им, что нужно хорошо подумать перед тем, как что-то сделать.

Задание 1. Кого называют законопослушным человеком?

Законопослушный человек – это такой человек, который прилежно исполняет все законы. Он не заходит за рамки дозволенного, уважает чужое мнение и прислушивается к правилам, описанным в государственных документах.

Законопослушные люди несут огромную пользу общества, показывая пример подрастающему поколению и проявляя активность в общественных делах. Благодаря таким людям, жизнь в стране становится лучше и качественнее.

Задание 2. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.

Коварство мелкого нарушения заключается в том, что на него в большинстве случае «закрывают глаза». За небольшое нарушение порядка человеку может не грозить наказание, поэтому у него может сложиться ошибочное впечатление о том, что он не может быть наказан.

В качестве примера можно привести поведение некоторых подростков. Молодые люди и девушки могут проявлять неуважение к старшим и грубить им. В таком случае взрослый человек может сослаться на переходный возраст и не делать замечаний подростку, закрыв глаза на его некультурное поведение. Девушка или парень задумаются о том, что значит так можно себя вести с окружающими и будут продолжать грубить всем подряд. Это поведение может перерасти в серьезные конфликты и проблемы с законом.

Задание 3. По каким признакам определяют противозаконное поведение?

Противозаконное поведение определяется двумя признаками. Во-первых, оно не соответствует тому, что написано в законе. А во-вторых, оно наносит вред окружающему миру.

Задание 4. Какое наказание считается справедливым?

Наказание для правонарушителя подбирается в соответствии с тяжестью причиненного им вреда обществу. Например, за проезд без билета пассажир получит меньшее наказание, чем тот, кто совершил крупное ограбление в магазине или банке. В таком случае наказание считается справедливым.

Задание 5. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?

Все нарушения разделяются на разные группы, потому что причиняют разную тяжесть окружающему миру. Одни люди ведут себя противозаконно, но при этом наносят малый вред обществу, а другие – покушаются на жизни людей.

Отсюда выделяют две основные группы противозаконного поведения: проступки и преступления. Проступки – это мелкие нарушения, которые наносят небольшой ущерб обществу. Это может быть нарушение тишины в ночное время, нецензурное общение в общественном месте или незначительные нарушения правил дорожного движения. За проступки люди несут ответственность, но она выражается замечаниями и штрафами. Преступления наносят более опасный ущерб окружающему миру. Они могут быть направлены против здоровья и жизни отдельных лиц, нарушать свободы граждан и подрывать безопасность общественного порядка. Обычно преступления караются более жестко и по степени тяжести классифицируются в специальных документах. Уголовный кодекс нашей страны позволяет узнать, какое наказание может получить преступник за то или иное нарушение закона.

Задание 6. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

Закон справедлив для всех, независимо от возраста граждан. Малолетние нарушители точно так же должны нести ответственность за свои поступки и исполнять наказание, которое им выдвигает суд.

Государство тем самым хочет пресечь любые попытки нарушений и добиться общественного порядка. Наказывая малолетних нарушителей, правоохранительные органы проводят им урок правильного поведения и заставляют задуматься над своими словами и поступками. В дальнейшем, предполагается, что люди будут вести себя более осознанно.

В классе и дома

Задание 1. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

Моральное осуждение отличается от наказания по закону по степени тяжести. После осуждения человек задумывается над своим поведением, анализирует его и понимает, что в других подобных случаях так поступать не нужно.

Задание 2. Французский учёный Пьер Буаст (1765—1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.

Ученый Пьер Буаст призывал к тому, чтобы справедливо оценивать нарушения и правильно подбирать к ним наказания. В противном случае преступник будет ощущать несправедливость по отношению к себе и думать, что ему мстят. Возможно, в таком случае его поведение станет более агрессивным и после отбывания наказания он назло захочет повторить свое преступление, но произвести его в более тяжкой форме.

Для того чтобы выразить мысль о соответствии наказания и преступления, я употреблю наиболее подходящее к данной ситуации слово – соизмерно.

Задание 3. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.

После конфликта толкнувший может, как минимум, почувствовать себя неловко за свое поведение. Ему будет стыдно за то, что он не только обидел оппонента, но и нанес ему материальный ущерб. В свою очередь тот, кого обидели, может обратиться в правоохранительные органы с жалобой и потребовать уплату штрафа от обидчика.

Я считаю, что так может произойти, потому что обидчик нарушил право другого человека на неприкосновенность к личным вещам и мог нанести серьезный ущерб его здоровью. За такой проступок он должен отвечать перед законом, потому что его противозаконное поведение могло привести к несчастному случаю. Любые подобные проступки и преступления должны быть оценены в соответствии с законом, и правонарушитель должен понести наказание за содеянное.

Задание 4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.

Я оцениваю такое поведение, как нарушение закона. Со стороны может показаться, что это всего лишь шалость, потому что парень побаловался и испортил крыло автомобиля, которое можно заменить. Но при этом человек нанес ущерб личному имуществу другого, а то есть посягнул на права и свободы этого гражданина.

Задание 5. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное — будет». Кто из них прав? Объясни.

Я полагаю, что прав второй спорящий. За серьезное и даже мелкое нарушение человек будет нести ответственность в любом возрасте. За детей в малом возрасте отвечают их родители, поэтому их преступления не остаются безнаказанными, даже несмотря на их юный возраст.

Прежде всего нужно понимать, что суды важны, потому что они помогают обеспечивать наши конституционные права на равную защиту и надлежащую правовую процедуру в соответствии с законом.

Суды служат неким пространством для разрешения споров, а также для проверки и обеспечения соблюдения законов справедливым и рациональным образом.

Суды беспристрастны, и судьи могут применять закон без учёта пожеланий государства или общественного мнения, но в соответствии с правами человека.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ; несменяемы (что означает невозможность перевода судьи на другую должность без его согласия, и его полномочия не могут быть прекращены иначе как в особом порядке); неприкосновенны (то есть судья не может быть привлечён к уголовной ответственности, кроме как в особых случаях).

Решения суда основаны на том, что сказано в законе, и на том, что подтверждают доказательства; в судах нет места подозрениям, предвзятости или фаворитизму.

Целями существования судов является отправление правосудия , гарантирование свобод , укрепление общественного порядка , разрешение споров , поддержание верховенства закона , обеспечение равной защиты для всех независимо от происхождения и обеспечивание надлежащей правовой процедуры .

  • опыт работы не менее \(5\) лет;
  • высшее юридическое образование;
  • отсутствие судимости;
  • гражданство РФ.
  • может быть любой гражданин (кроме священников, судей, военнослужащих и т. д.);
  • не моложе \(25\) и не старше \(70\) лет.
  • установление факта совершения преступления;
  • установление виновности подсудимого.

После вынесения решения судом присяжных судья принимает решение о назначении наказания для виновного (если была доказана вина подсудимого).

В случаях, когда человек не удовлетворён решением суда общей юрисдикции (районный, военный, городской и др. суды), он вправе обратиться в Верховный Суд РФ. Если были нарушены права и свободы, гарантируемые Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и возможности национального законодательства были исчерпаны, то гражданин РФ может подать в установленной форме заявление в Европейский суд по правам человека.

Закон в юриспруденции — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Основными правами являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

В числе личных прав Конституция называет права: на жизнь, вероисповедание, собственность, неприкосновенность, неприкосновенность жилища; определять и указывать свою национальную принадлежность; пользоваться родным языком; свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Обсудим вместе

1. Почему закон нуждается в защите? Кого (представителей каких профессий) можно назвать стражами закона? От чего зависит отношение к ним в обществе?

Судьи, сотрудники всех правоохранительных органов, полиция и т. д.

Отношение в обществе зависит от выполнения обязанностей, которые им присущи.

?Как ты считаешь, был ли афинский суд органом правосудия? Можно ли сказать, что при такой системе афиняне были застрахованы от судебных ошибок? Объясни свой ответ.

Да, Афинский суд был органом правосудия. Но при такой системе он не мог быть застрахован от ошибок, так как свидетелей можно было подкупить, или предоставить ложные доказательства вины. Большую роль играл человеческий фактор.

?Почему для полиции важна помощь граждан?

Помощь граждан важна для полиции потому что они могут рассказать о преступлении, предшествовавших событиях, навести на след преступника, описать личность преступника. А иногда бдительные граждане помогают предотвратить преступление. Известны случаи, когда наблюдательность и содействие людей, их активное участие помогали предотвратить преступление или раскрыть его по горячим следам.

Например, человек увидел, как из соседней квартиры незнакомые люди выносят вещи. Он сообщил в отдел внутренних дел. Прибывший наряд задержал воров на месте преступления.

Проверим себя

1. Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?

К правоохранительным органам Российской Федерации относятся суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), таможня и др. Их назначение — борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. В большинстве правоохранительных органов работают сотрудники с юридическим образованием, а сами правоохранительные органы действуют строго в рамках закона. Все правоохранительные органы имеют общие задачи по охране общественного порядка, обеспечению законности, защите прав и интересов граждан.

2. Какие органы относят к правоохранительным?

Правоохранительные органы — обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную, следственную или прокурорскую деятельность на основании специальных законов. В таких органах предусмотрена правоохранительная или военная служба: Прокуратура Российской Федерации; Министерство по чрезвычайным ситуациям; Следственный комитет Российской Федерации; Федеральная служба безопасности; Министерство внутренних дел; Полиция; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная таможенная служба (только ее правоохранительные подразделения); Министерство юстиции Российской Федерации; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов.

3. Какие вопросы решает суд?

Суд осуществляет правосудие, т. е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона. Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает на судей особую ответственность — от их решения всегда зависит человеческая судьба.

Судебный процесс проходит как состязание обвинения и защиты. Судья, взвешивая доводы сторон, объективно изучая все материалы дела, должен на основе закона принять единственно верное решение о виновности или невиновности обвиняемого либо рассудить, на чьей стороне истина в имущественном споре. Состязательность процесса помогает не упустить любую мелочь, принять во внимание все интересы и доводы.

4. Каковы основные направления деятельности полиции?

В Российской Федерации полиция входит в систему государственных органов внутренних дел. Она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, для охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Сотрудники полиции ведут борьбу с преступностью. Они занимаются предупреждением и пресечением различных правонарушений, выявлением и раскрытием преступлений, производством дознания по уголовным делам. Полицейские обеспечивают правопорядок в общественных местах и безопасность дорожного движения.

5. На основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность?

Основные принципы деятельности полиции:

— соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Так, сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Он обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание;

— законность: полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом;

— беспристрастность: полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

— открытость и публичность: деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства. Граждане имеют право в установленном законом порядке получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом;

— общественное доверие и поддержка граждан: полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

В классе и дома

1. Почему неприкосновенность судьи рассматривается как гарантия его самостоятельности?

Предполагается, что судья, исполняя свои обязанности, может не опасаться какого-либо негативного воздействия должностных лиц милиции, прокуратуры и т. п.

Если бы не существовало неприкосновенности судьи, то можно было бы манипулировать им «свыше» или каким-либо другим способом, чего бы желали лица, которые находятся под следствием, из этого следует что неприкосновенность судьи – это гарантия его самостоятельности и независимости суда.

2. На улицах российских городов можно увидеть большие рекламные щиты «02: если где-то человек попал в беду». Как ты понимаешь смысл этой надписи?

Смысл данной надписи в том, что необходимо по данному телефону обращаться в полицию при попадании в беду, или если вы стали свидетелем преступления.

3. Приведи примеры из жизни или из произведений литературы, из кинофильмов, в которых рассказывается о деятельности сотрудников органов внутренних дел. Чем запомнились тебе эти люди, герои произведений?

«Место встречи изменить нельзя́» — советский пятисерийный телефильм режиссёра Станислава Говорухина по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». Фильм повествует о работе Московского уголовного розыска в послевоенные годы.

«Ко мне, Мухтар!» — художественный фильм, созданный на студии «Мосфильм» в 1964 году. О взаимной преданности лейтенанта милиции и овчарки по кличке Мухтар. Самоотверженный пёс, готовый жизнью заплатить за любовь, выручает лейтенанта Глазычева в опаснейших ситуациях, которые чуть ли не каждый день готовит им нелёгкая служба.

Он может попросить помощи у друзей, которые ещё не потеряли с ним связь и у них выяснить адрес и номер, а потом связаться с Н. Так же можно получить справку в полиции.

5. Какие из приведённых суждений противоречат принципу презумпции невиновности?

б) Обвиняемый сам должен доказывать, что он не виноват.

г) Органы, ведущие производство по делу, обязаны выявлять лишь обвинительные доказательства.

6. В чём, на твой взгляд, состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органом внутренних дел? Что, по-твоему, необходимо сделать (государству, обществу, СМИ, самим сотрудникам) для повышения авторитета работников органов внутренних дел?

В обществе много говорят об ошибках и злоупотреблениях в действиях сотрудников органов внутренних дел. К сожалению, случается и такое. Но абсолютное их большинство честно выполняют свой долг. Поэтому, оказавшись в сложной ситуации (когда кто-то угрожает здоровью, жизни или собственности), человек обращается к ним с надеждой, что ему окажут помощь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: