Какие суды есть в украине

Обновлено: 25.04.2024

2 июня 2016 года Верховная Рада приняла Закон "О судоустройстве и статусе судей", которым внесла существенные изменения в части отправления правосудия в Украине. Подробности узнавал prostopravo.

Prostobank News - новини економіки України та краху росії у нашому телеграм каналі. Підписуйтесь!

Краткое содержание и ссылки по теме

Система судов

Система судов, предусмотренная Законом «О судоустройстве и статусе судей» является трехуровневой: 1) местные суды; 2) апелляционные суды; 3) Верховный Суд. В то же время, для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судов будут действовать высшие специализированные суды. Высшими специализированными судами являются: 1) Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности; 2) Высший антикоррупционный суд.

Кроме того, в составе Верховного Суда действуют: 1) Большая Палата Верховного Суда; 2) Кассационный административный суд; 3) Кассационный хозяйственный суд; 4) Кассационный уголовный суд; 5) Кассационный гражданский суд. Всего в Верховном Суде будет не более 200 судей.

Верховного Суда коснулись самые существенные изменения. Прежде всего, они связанны с его формированием. Так, для того, чтобы стать судьей Верховного Суда необязательно иметь стаж работы в должности судьи. Судьей Верховного Суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, по результатам квалификационного оценивания подтвердившее способность осуществлять правосудие в Верховном Суде, при условии, что кандидат:

  1. либо имеет стаж работы в должности судьи не менее десяти лет;
  2. либо имеет научную степень в области права и стаж научной работы в сфере права не менее десяти лет;
  3. либо имеет опыт профессиональной деятельности адвоката по осуществлению представительства в суде и / или защиты от уголовного обвинения как минимум десять лет;
  4. либо имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1 - 3, по меньшей мере десять лет.

Формирование нового Верховного Суда должно быть проведено в течение 6 месяцев после вступления Закона в силу.

Что касается местных и апелляционных судов, стоит отметить появление специализации судей по осуществлению уголовного производства в отношении несовершеннолетних. Судьи, уполномоченные осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, избираются из числа судей соответствующего суда собранием судей этого суда по предложению председателя суда или по предложению любого судьи этого суда, если предложение председателя суда не было поддержано, на срок не более трех лет и могут быть переизбраны повторно. Количество судей, уполномоченных осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, определяется отдельно для каждого суда собранием судей этого суда. Судьей, уполномоченным осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, может быть избран судья со стажем работы судьей не менее десяти лет, опытом осуществления уголовного производства в суде и высокими морально-деловыми и профессиональными качествами. В случае отсутствия в суде судей с необходимым стажем работы судья, уполномоченный осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, избирается из числа судей, которые имеют самый большой стаж работы в должности судьи. Судьи, уполномоченные осуществлять уголовное производство в отношении несовершеннолетних, не освобождаются от исполнения обязанностей судьи соответствующей инстанции, однако осуществление ими таких полномочий учитывается при распределении судебных дел и имеет приоритетное значение.

Важным моментом является также тот факт, что суды будут создаваться и ликвидироваться исключительно законом, Президент более не будет иметь таких полномочий. В то же время, Проект закона об образовании или ликвидации суда вносит в Верховную Раду Украины именно Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.

Гарантии независимости судей

С целью обеспечения независимости судей, Законом предлагается отказаться от временного назначения судей (первый раз на пять лет) и гарантировать им пребывание в должности судьи до достижения шестидесяти пяти лет, кроме случаев увольнения судьи с должности или прекращения его полномочий в соответствии с Конституцией Украины и настоящим Законом.

Судьей может стать гражданин Украины не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, который является компетентным, добродетельным и владеет государственным языком.

Согласие на задержание судьи будет давать Высший совет правосудия, а не Верховная Рада. Судья, задержанный по подозрению в совершении деяния, за которое установлена уголовная или административная ответственность, должен быть немедленно освобожден после выяснения его личности, за исключением:

  1. если Высшим советом правосудия дано согласие на задержание судьи в связи с таким действием;
  2. задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, если такое задержание является необходимым для предупреждения совершения преступления, предотвращения или предупреждения последствий преступления или обеспечения сохранности доказательств этого преступления.

Судье может быть сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления только Генеральным прокурором или его заместителем. Судья может быть временно отстранен от правосудия на срок не более двух месяцев в связи с привлечением к уголовной ответственности на основании мотивированного ходатайства Генерального прокурора или его заместителя в порядке, установленном законом. Решение о временном отстранении судьи от правосудия принимается Высшим советом правосудия.

Как будут проверять судей

С целью установления соответствия уровня жизни судьи имеющемся у него и членов его семьи имуществу и полученным ими доходам, проводится мониторинг образа жизни судьи в соответствии с законом. Мониторинг образа жизни судьи может быть проведен по требованию Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Высшего совета правосудия и в других случаях, определенных законом.

Полная проверка декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, которая подается судьей, осуществляется в соответствии с законом центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику, и заключается в выяснении достоверности задекларированных сведений , точности оценки задекларированных активов проверке на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения.

Полная проверка декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, осуществляется по каждому судье не реже одного раза в пять лет, а также по соответствующему запросу Высшей квалификационной комиссии судей Украины или Высшего совета правосудия.

Также судья обязан ежегодно до 1 февраля подавать путем заполнения на официальном сайте Высшей квалификационной комиссии судей Украины декларацию родственных связей и декларацию доброчестности по форме, которая определяется Комиссией.

С целью содействия Высшей квалификационной комиссии судей Украины в установлении соответствия судьи (кандидата на должность судьи) критериям профессиональной этики и доброчестности создается Общественный совет доброчестности . Общественный совет добродетели состоит из двадцати членов. Его членами могут быть представители правозащитных общественных объединений, ученые-юристы, адвокаты, журналисты, которые являются признанными специалистами в сфере своей профессиональной деятельности, имеют высокую профессиональную репутацию и отвечают критерию политической нейтральности и добродетели.

Для поддержания квалификации судья обязан будет проходить подготовку в Национальной школе судей Украины не реже одного раза в три года. Время такой подготовки не может быть меньше 40 академических часов в течение каждых трех лет пребывания в должности судьи.

Судейское вознаграждение

Законом предусмотрено, что базовый размер должностного оклада судьи составляет: 1) 30 прожиточных минимумов для трудоспособных - судьи местного суда; 2) 50 прожиточных минимумов для трудоспособных - судьи апелляционного суда, высшего специализированного суда; 3) 75 прожиточных минимумов для трудоспособных - судьи Верховного Суда.

Кроме того, предусмотрены доплаты за: выслугу лет; пребывание на административной должности в суде; научную степень; работу, которая предусматривает доступ к государственной тайне, а также региональные коэффициенты, которые применяются к размеру должностного оклада.

Право на получение ежемесячного пожизненного денежного содержания в размере, определенном настоящим Законом, будет иметь судья, который по результатам квалификационного оценивания подтвердил соответствие занимаемой должности (способность осуществлять правосудие в соответствующем суде), либо назначен на должность судьи по результатам конкурса, проведенного после вступления в силу настоящего Закона и проработал в должности судьи не менее трех лет со дня принятия решения по результатам такой оценки или конкурса.

Помимо прочего, законом урегулированы вопросы квалификационного оценивания судей, привлечения их к дисциплинарной ответственности, судейского самоуправления и так далее.

Новации хозяйственного процесса в результате судебной реформы

Принятие Верховной Радой Украины законов, объединенных термином «судебная реформа», в значительной степени обновили подходы к рассмотрению дел в судах. Изменения в процессуальные кодексы содержат много новаций, некоторые из которых радикально меняют порядок рассмотрения дел в судах. Что нового появится в хозяйственном процессе? – узнавал prostopravo.

Некоторые изменения вызывают довольно противоречивые эмоции у юристов, однако ряд изменений, внесенных, например, в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, можно оценить, скорее, с позитивной стороны.

В первую очередь, стоит отметить, что судебный процесс в целом и хозяйственный в частности, становится более современным, принимая на вооружение интернет технологии современности: возможность подачи искового заявления, доказательств, совершения отдельных процессуальных действий в электронной форме. Отдельную роль законодатель отводит электронным доказательствам. Учитывая то, что на сегодняшний день бизнес практически на 90% перешел на виртуальное общение, фактически вся переписка ведется посредством электронной почты, договора и первичная документация оформляется электронными подписями, вполне логичным выглядит появление в Хозяйственном процессуальном кодексе электронных доказательств как их отдельного вида.

Хозяйственный процесс и ранее был самым динамичным из всех видов судебных процессов, но законодатель, видимо, решил еще более ускорить процедуру решения хозяйственных споров.

Введен институт приказного производства, что ранее практиковалось только в гражданском процессе. Теперь процедура взыскания небольших задолженностей (до 100 прожиточных минимумов трудоспособного лица) должна стать значительно проще. При наличии достаточных доказательств существования долга суды будут выдавать приказы, подлежащие принудительному исполнению. Это должно разгрузить суды, которые нередко завалены подобными делами, рассматриваемыми в исковом производстве.

На судей хозяйственных судов возлагается роль, так сказать, модераторов. Мирное решение спора возможно в результате совещаний судьи и стороны спора, в ходе которых судья может советовать варианты мирного решения спора, ознакомить сторону процесса с судебной практикой по аналогичным делам, чем также может быть сэкономлено время для разрешения споров.

В кодексе появились нормы, которые ограничивают стороны в возможностях затягивания судебных процессов путем злоупотребления своими правами (подачами безосновательных ходатайств, заявлений и пр.).

В целом, очень многое сделано для того, чтобы бизнес не проводил большую часть времени в судах, а занимался исключительно зарабатыванием денег. Однако, насколько изменения, принесенные «судебной реформой» будут жизнеспособными покажет только судебная практика.

Автор: Дмитрий Гутгарц, адвокат, Юридическое Бюро Дмитрия Гутгарца

Что изменится в украинском судопроизводстве после принятия новых процессуальных кодексов?

Предметная юрисдикция

Процессуальными кодексами предусмотрено изменение принципа определения юрисдикции судов. Вместо субъектной юрисдикции, как сейчас, будет действовать предметная – т.е. суд, который должен рассматривать дело будет определяться по предмету спора, а не по составу сторон.

Так, в порядке гражданского судопроизводства будут рассматриваться дела, возникающие из гражданских, земельных, трудовых, семейных, жилищных и других правоотношений. А также требования по регистрации имущества и имущественных прав, других регистрационных действий, если такие требования являются производными от спора в отношении такого имущества или имущественных прав, если этот спор подлежит рассмотрению в местном общем суде и передан на его рассмотрение с такими требованиями. Хозяйственные суды будут рассматривать споры, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности. Юрисдикция административных судов будет распространяться на публично-правовые споры.

Упрощенное производство

Малозначительные дела и дела невысокой сложности, для которых приоритетным является быстрота рассмотрения, предлагается рассматривать в порядке упрощенного производства. Срок рассмотрения таких дел не должен превышать 60 календарных дней с момента открытия производства.

Суд рассматривает дело в порядке упрощенного искового производства без вызова сторон по имеющимся в деле материалам, при отсутствии ходатайства любой из сторон о противоположном.

Предварительное судебное заседание в упрощенном производстве не проводится. При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства суд исследует доказательства и письменные объяснения, изложенные в заявлениях по сути дела, а в случае рассмотрения дела с вызовом участников - также заслушивает их устные объяснения и показания свидетелей. Судебные прения также не проводятся.

При решении вопроса о рассмотрении дела в порядке упрощенного или общего искового производства суд учитывает:

  1. цену иска;
  2. значение дела для сторон;
  3. избранный истцом способ защиты;
  4. категорию и сложность дела;
  5. объем и характер доказательств по делу, в том числе нужно ли по делу назначить экспертизу, вызвать свидетелей и тому подобное;
  6. количество сторон и других участников дела;
  7. представляет ли рассмотрение дела значительный общественный интерес;
  8. мнение сторон о необходимости рассмотрения дела в порядке упрощенного производство.

В порядке упрощенного искового производства не могут быть рассмотрены дела по спорам:

  1. возникающие из семейных отношений, кроме споров о взыскании алиментов и разделе имущества супругов;
  2. относительно наследования;
  3. по приватизации государственного жилищного фонда, государственного и коммунального имущества;
  4. о признании необоснованными активов и их истребовании;
  5. в которых цена иска превышает пятьсот размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  6. другие требования, объединенные с требованиями по спорам, указанными в пунктах 1-5;
  7. по обжалованию нормативно-правовых актов;
  8. об обжаловании решений, действий и бездействия субъекта властных полномочий, если истцом также заявлены требования о возмещении вреда, причиненного такими решениями, действиями или бездействием, в сумме, превышающей пятьсот размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  9. о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, размещенных на нем, по мотивам общественной необходимости;
  10. об обжаловании решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств в сумме, превышающей пятьсот размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  11. о банкротстве и некоторые другие.

Особенности искового производства

В исковом производстве все участники процесса смогут изложить свои требования, возражения, аргументы, объяснения и рассуждения относительно предмета спора исключительно в письменных заявлениях по сути дела. К таким заявлениям относятся: исковое заявление; отзыв на исковое заявление; ответ на отзыв; возражение; объяснения третьего лица по иску или отзыв.

С согласия сторон и до начала рассмотрения дела по сути возможно проведение процедуры урегулирования спора с участием судьи. Проведение урегулирования спора с участием судьи осуществляется в форме совместных или закрытых совещаний. Совместные совещания проводятся с участием всех сторон, их представителей и судьи. Закрытые совещания проводятся по инициативе судьи с каждой из сторон отдельно. Судья может предложить сторонам возможный путь мирного урегулирования спора, но не имеет права предоставлять сторонам юридические советы и рекомендации, давать оценку доказательств по делу.

Все доказательства должны быть поданы сторонами еще на стадии подготовительного производства. Истец, лица, которым законом предоставлено право обращаться в суд в интересах других лиц, должны представить доказательства вместе с подачей искового заявления. Ответчик, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, должны представить суду доказательства вместе с представлением отзыва или письменных объяснений третьего лица. Если доказательство не может быть подано в установленный законом срок по объективным причинам, участник дела должен об этом письменно сообщить суду. В случае признания уважительными причин непредставления участником дела доказательств в установленный законом срок, суд может установить дополнительный срок для их представления.

Доказательства, не поданные в установленный законом или судом срок, к рассмотрению не принимаются.

Кассационное обжалование

Изменения коснулись и процедуры пересмотра решений высшей судебной инстанцией. Кассацию будет рассматривать Верховный Суд, по основаниям неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права.

Предварительное рассмотрение дела осуществляет коллегия в составе трех судей без вызова сторон. Уже на этом этапе пересматриваемое решение может быть отменено, либо же, напротив, в кассационной жалобе отказано. В противном случае дело назначается к судебному рассмотрению этой же коллегией.

Дело может быть передано на рассмотрение палаты или Большой Палаты Верховного Суда, если такая коллегия считает необходимым отступить от заключения по применению нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом решении Верховного Суда.

Указания, содержащиеся в постановлении суда кассационной инстанции, являются обязательными для суда первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела. В то же время, постановление суда кассационной инстанции не может содержать указаний для суда первой или апелляционной инстанции о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение должно быть принято по результатам нового рассмотрения дела.

Постановление кассационной инстанции является окончательным и обжалованию не подлежит.

 - tn1_sudebnaya-sistema-ukrainy_57c3ff8fc8094.jpg

В Конституции Украины сказано, что судопроизводство в нашей стране осуществляется судами общей юрисдикции и Конституционным.

Последний- независимый орган, он обеспечивает соответствие различных нормативных актов и законов, охрану свобод и конституционных прав каждого гражданина.

Главная его цель- обеспечение конституционной законности и верховенства основного закона. Задачи- обеспечение соответствия Конституции актов и законов исполнительной и законодательной власти.

Судебная система, суды общей юрисдикции

Здесь строится система по таким принципам: инстанционности, специализации или территориальности, определяется законом «О статусе судей и судоустройстве».

Такой юрисдикции суды занимаются рассмотрением уголовной, административной, гражданской, хозяйственной направленности дел. Их систему составляют Высшие Специализированные, местные, Верховный Суд Украины, апелляционные суды.

Местные- суды первой инстанции, они рассматривают такой направленности дела, которая относится к их подсудности процессуальным постановлением. Разновидности:

1. Административные(окружные административные суды, и другие предусмотренные законом).

3. Хозяйственные(областные, города Киева, прочее).

4. Общие(районные в городах, городские, районные).

Полномочия апелляционных судов:

-Рассмотрение дел соответствующе юрисдикции как судами первой инстанции.

-Рассмотрение дел нужной юрисдикции в соответствии с законом.

-Предоставление судам на местах методической помощи во время применения тех или иных законодательных актов.

Судебная власть в системе разделения властей

Ее еще называют «третье властью», все из-за того, что в конституционных текстах при перечислении ветвей власти,судебная идет сразу же после законодательной и исполнительной. Это никак не умаляет ее важности и самостоятельности по отношению к другим ветвям. Смотря, какая форма правления государства, зависимость исполнительной и законодательной от судебной может разниться. Судебная власть независимо от формы правления отграничена от других ветвей, но это не исключает взаимосвязи с другими.

Каждая ветвь имеет специфику во время деятельности. Рассматриваемая имеет очень важную для любого современного общества- правосудие. Оно предусматривает разрешение политических, экономических споров и разных конфликтов. Их участниками могут стать простые подданные, юридические лица, муниципальные органы, и т.д.

 - tn1_6189e9c8b987bcec7effced4204f83fc_5f0877dabe822.jpg

Сейчас уже 21 век и всё понемногу становится автоматизированным, цифровым и онлайн доступным. Ещё два десятка лет тому назад, чтобы узнать какую-то информацию по судебному делу или получить какие-то документы необходимо было идти в суд, стоять в очереди и набирать кучу “бумажек” по делу, нести эту стопку домой. В наше время же, почти к каждому решению суда можно получить доступ онлайн потратив на это всего лишь несколько минут. Также, сейчас есть несколько возможностей онлайн узнать о судебных делах и узнать дату суда через интернет. Сделать это можно либо с помощью официального судебного реестра, либо некоторых неофициальных как платных так и бесплатных сайтов, приложений, чат-ботов. В этой консультации юридический интернет-ресурс “Протокол” расскажет только об официальных. Хотите знать как узнать решения суда онлайн? Как проверить подали ли на тебя в суд? Как узнать решение суда по фамилии? Как найти дело в суде? Как узнать когда суд? - читайте ответы на все вопросы далее.

Оглавление:

Как узнать когда суд

При ответе на вопрос как узнать решение суда по фамилии, начнем с возможности сделать это через официальный веб-портал судебной власти. Так, первый шаг, который нужно сделать, это перейти на сайт “Судова влада України” (здесь и дальше обозначаем именно официальным украинским языком, искать в интернете тоже нужно на украинском, поскольку это официальный сайт одной из трех ветвей власти государства - судебной), далее необходимо выбрать раздел “СПРАВИ”, из выпавшего списка - “Стан розгляду справ”. После чего у Вас должно открыться окно такого вида как на фото ниже.


Далее, для того чтоб узнать есть ли какие-то дела/решения именно по фамилии, необходимо в строку “Сторона по справі” ввести фамилию или название юридического лица, дела по которых Вы пытаетесь найти. После чего, выпадет список с номерами дел, видом производства, названиями сторон (где одной из сторон будет именно указываемое в поиске лицо), номером производства, датой поступления, предметом иска, стадией рассмотрения, названием суда и составом судей. Из этого списка, Вы можете выписать себе необходимый номер дела или нескольких дел, а также название суда, на рассмотрении которого находиться интересующее дело. Для чего это нужно, спросите? - Затем, чтобы получить ответ на вопрос как узнать дату суда по фамилии.

Так, имея информацию о суде, в котором находится дело, нужно перейти на сайте “Судова влада України” во вкладку “Список судових справ призначених до розгляду”, где выбрать регион и необходимый суд из предлагаемого списка. После этих действий Вы получите список с делами, которые рассматриваются этим судом и точную дату, время проведения судебных заседаний. Желательно, при выборе суда, указывать еще дату заседания (можно несколько раз попробовать на ориентировочные числа, выбрать сначала одну дату, потом другую, если не помните точное число), поскольку, если это суд, например, столицы, а не какого-то маленького города или района, то заседаний будет очень много. Наиболее удобным вариантом поиска судебных решений и суда будет поиск по номеру дела (поскольку, такой номер, как правило, уникальный, в отличии от фамилии стороны, например, или суда, что рассматривает много дел, а не только одно Ваше), поэтому, ранее Protocol советовал его выписать или сберечь каким-нибудь другим образом.

Протокол обращает внимание, что получать информацию о судебных заседаниях и скачивать судебные решения по конкретному номеру дела можно через специальное официальное мобильное приложение “Судові засідання та реєстр”, скачать его и ознакомиться с условиями использования можно по этой ссылке. Если судить по “поставленным звездочкам”, то приложение пока что оценивают не очень хорошо.

Не смотря на возможность с собственной инициативы разузнать есть ли какие-то назначенные слушания, напоминаем, что обязанность суда в надлежащем порядке своевременно уведомлять о проведении заседания путем отправления повестки или копий ухвалы с иском никто не отменял. Если участник судебного процесса не имеет официального электронного адреса, то вышеприведенные документы отправляют почтой в бумажном виде. Процессуальное законодательство разрешает в случае отсутствия лица по месту жительства вручать повестку его совершеннолетним членам семьи. Иногда так бывает, что члены семьи не совсем доброжелательны и могут не передать или случайно потерять повестку, в последствии чего, хотя и считается, что лицо уведомлено надлежащим образом, но оно на самом деле о заседании знать не знает.

Есть на практике и случаи, когда лицо умышленно уклоняется от суда и скрывает свое место жительство и работы, думая, что таким образом “его никто не найдет”. Но, для такой ситуации предусмотрена специальная возможность объявлять вызов в суд публично на сайте “Судова влада України”. Для того, чтобы посмотреть не вызывают ли вас таким образом необходимо открыть вкладку “ГРОМАДЯНАМ”, а потом выбрать “Оголошення про виклик особи зареєстроване місце проживання (перебування), місцезнаходження чи місце роботи якої невідоме”, далее по фамилии или возможному суду искать.

Следует отметить, что отказ принимать повестку или публикация объявления о вызове лица, считаются надлежащими способами уведомления, так что в таких случаях, скорее всего, обжалование решения суда на основании “я не знал о судебном заседании” будет невозможным.

Если человек не совсем “дружит с реестрами”, то еще одним вариантом узнать о дате судебного заседания есть возможность просто позвонить на пресс-центр необходимого суда и спросить. Найти номер телефона необходимого пресс-центра можно в одном из разделов “Судова влада України” по этой ссылке.

Как узнать решения суда онлайн

В Украине с 2006 для доступа к судебным решениям судов Государственная судебная администрация во исполнение Закона Украины «О доступе к судебным решениям» открыла Единственный государственный реестр судебных решений (далее по тексту - реестр судебных дел). В такой реестр по закону должны вноситься все решения всех судебных инстанций, исключением есть решения Конституционного суда. Но, при этом, к отдельным текстам решений Конституционного Суда доступ предоставлен через официальный веб-портал этого суда.

С помощью этого ресурса можно проводить поиск судебных решений по:

1) словам из текста судебного решения (в таком случае их необходимо вводить в строку “Пошук за контекстом”; при этом Protocol отмечает, что если слово или несколько слов написать в кавычках, то система будет искать решения, где слова указанные именно в таком порядке и таком виде, без мельчайших изменений, если же без кавычек - то будет найдено намного больше решений, где хотя бы есть одно из задаваемых слов);

2) нахождении и наименовании суда;

3) фамилии и инициалах судьи;

4) реквизитах судебного дела:

  • номеру дела,
  • дате (периоде) его поступления в суд;

5) реквизитах судебного решения:

  • дате (периодом) принятия
  • номеру в реестре судебных дел,
  • форме судопроизводства (административная, хозяйственная, уголовное, гражданская, дела об административных правонарушениях),
  • форме судебного решения (приговор, постановление, решение, судебный приказ, постановление, частное определение)

6) статусе сторон по делу (государственный орган, государственное предприятие, учреждение, организация; юридическое лицо; физическое лицо).

После введения необходимых критериев, нужно нажать “Пошук”, после чего появится список решений.


Необходимо обратить внимание, что в тексте решений засекречивается конфиденциальная информация сторон дела, в том числе, такая как ФИО, номера и серии документов, адрес места жительства, номер автомобиля и тд.

Следует отметить, что бывают и неприятные моменты, когда человек даже не знал о проведении судебного заседания с каких-то уважительных причин, а тут в реестре, вдруг, находит заочное решение, да еще и не в свою пользу. Так, в таком случае, если доказать что ответчик не появился в суд или не сообщил о причинах неявки, не подал отзыв на иск с уважительных причин и что доказательства, которые он предоставляет имеют весомое значение для правильного решения дела, то принятое заочное решение подлежит отмене. Срок для обжалования заочного решения - 30 дней с дня оглашения или вручения его копии, если решение не было вручено в день его оглашения (срок может быть продлен с уважительных причин).

Электронный суд

Говоря об нескольких электронных возможностях в сфере доступных пользователям судебных услуг, нельзя не упомянуть о недавнем введении Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС) - простыми словами “Электронный суд”. Так, теперь участники судебного процесса могут отправлять и получать процессуальные документы с/на личного кабинета “Электронного суда”, зарегистрироваться можно по ссылке. Протокол обращает внимание, что зарегистрироваться можно только с наличием электронной цифровой подписи. Для некоторых лиц такая регистрация есть обязанностью, среди них:

  • адвокаты;
  • нотариусы;
  • судебные эксперты;
  • государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • субъекты хозяйствования государственного и коммунального секторов экономики.

Интересным есть то, что хотя и для других, не указанных в этом перечне, лиц, регистрация не есть обязанностью, но с любых других электронных адресов суд никакие документы к рассмотрению принимать не будет.

Получить пошаговую инструкцию о том, как зарегистрироваться и пользоваться электронным кабинетом, детальную информацию о том, как подать иск с помощью “Электронного суда” можно здесь.

Власть в Украине функционирует на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти действует на основании и в пределах, определенных Конституцией и законами Украины. Каковы задачи судебной власти, как она функционирует и какую имеет структуру? – расскажет Prostopravo

Prostobank News - новини економіки України та краху росії у нашому телеграм каналі. Підписуйтесь!

Краткое содержание и ссылки по теме

Основной задачей органов судебной власти является осуществление правосудия. Более того, правосудие является исключительной прерогативой судов.

Согласно статье 124 Конституции, правосудие в Украине осуществляют исключительно суды. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

То есть ни один другой государственный орган, как бы ему этого ни хотелось, или не требовали или диктовали обстоятельства, или «политическая», «революционная необходимость» не может брать на себя функции осуществления правосудия. Такое правило действует во всех демократических государствах.

Что касается непосредственного участия народа в осуществлении правосудия, то он его реализует через суд присяжных. Подробно о суде присяжных в Украине читайте здесь.

Юрисдикция судов распространяется на любой юридический спор и на любое уголовное обвинение.

Это значит, что там, где есть спор о праве – Вам безусловно в суд; если кого обвиняют в совершении уголовного правонарушения – только суд может признать его виновным. Суды в случаях, предусмотренных законом, рассматривают и другие дела. К примеру, дела отдельного производства об установлении фактов в гражданском судопроизводстве.

В то же время закон может устанавливать обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Иногда действительно следует попытаться разрешить спор между его сторонами, а в суд обращаться уже как в последнюю инстанцию. Тем более что загруженность украинских судов в наше время является одной из краеугольных проблем правосудия. Это влияет и на эффективность и оперативность рассмотрения дел.

Система судов в Украине

Украинские суды создают единую систему. Не допускается создание чрезвычайных или специальных судов.

Система судов определяется Законом Украины «О судоустройстве и статусе судов».

Высшим судом в системе судоустройства Украины Верховный Суд. Возможно, кто-то ошибочно относит к системе судоустройства Конституционный Суд Украины, однако это орган, выполняющий совершенно иную функцию, не правосудие, поэтому заслуживает отдельного внимания в других публикациях.

В целом система судов в Украине выглядит следующим образом:

Для рассмотрения отдельных категорий дел в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды. Таким судом является Высший антикоррупционный суд и Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности.

Что касается специализации судов, они делятся на:

  • суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях);
  • хозяйственные суды (рассматривают хозяйственные дела);
  • административные суды (рассматривают дела административной юрисдикции).

Местный суд является судом первой инстанции. В большинстве случаев именно в местный суд Вы будете подавать иск или заявление.

Местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах, районах в городах или в отдельном городе.

Местными хозяйственными судами являются окружные хозяйственные суды.

Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, определенные процессуальным законом.

Апелляционные суды действуют, как правило, как суды апелляционной инстанции, но в некоторых случаях, прямо определенных процессуальным законом, – как суды первой инстанции, по рассмотрению гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Верховный Суд является высшим судом в системе судоустройства Украины, который обеспечивает постоянство и единство судебной практики в порядке и способах, определенных процессуальным законом.

Верховный Суд не только осуществляет правосудие как суд высшей инстанции, он, в частности:

  1. осуществляет правосудие как суд кассационной инстанции, а в случаях, определенных процессуальным законом, – как суд первой или апелляционной инстанции, в порядке, установленном процессуальным законом;
  2. осуществляет анализ судебной статистики, обобщения судебной практики;
  3. предоставляет выводы о проектах законодательных актов, касающихся судоустройства, судопроизводства, статуса судей, исполнения судебных решений и других вопросов, связанных с функционированием системы судоустройства;
  4. дает вывод о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется Президент Украины, признаков государственной измены или иного преступления; вносит по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о несостоятельности выполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья;
  5. обращается в Конституционный Суд Украины относительно конституционности законов, других правовых актов, а также по официальному толкованию Конституции Украины;
  6. обеспечивает единообразное применение норм права судами разных специализаций в порядке и способах, определенных процессуальным законом;
  7. обеспечивает апелляционные и местные суды методически ю информацией по вопросам правоприменения;
  8. осуществляет другие функции, определенные законом.

В составе Верховного Суда действуют:

  1. Большая Палата Верховного Суда;
  2. Кассационный административный суд;
  3. Кассационный хозяйственный суд;
  4. Кассационный уголовный суд;
  5. Кассационный гражданский суд.

Общие положения осуществления правосудия в Украине

1. Независимость судов.

Осуществляя правосудие, суды должны быть независимы от любого незаконного воздействия. Вмешательство в осуществление правосудия, влияние на суд или судей любым способом, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом с целью дискредитации суда или влияния на беспристрастность суда, призывы к неисполнению судебного решения запрещаются и влекут ответственность, установленную законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица должны воздерживаться от заявлений и действий, которые могут подорвать независимость судебной власти.

2. Право на справедливый суд

Каждому гарантируется защита его прав, свобод и интересов в разумные сроки независимым, беспристрастным и справедливым судом, созданным законом. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту на Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

3. Право на полномочный суд

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к юрисдикции которого оно отнесено процессуальным законом. Судья рассматривает дела, полученные в соответствии с порядком распределения судебных дел, установленным в соответствии с законом. На распределение судебных дел между судьями не может влиять желание судьи или других лиц.

4. Равенство перед законом и судом

Правосудие в Украине осуществляется на основе равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых и других признаков.

5. Профессиональная юридическая помощь при реализации права на справедливый суд

Каждый имеет право на профессиональную юридическую помощь. В случаях, определенных законом, государство обеспечивает предоставление профессиональной юридической помощи безвозмездно.

6. Гласность и открытость судебного процесса

Судовые решения, судебные заседания и информация по делам, которые рассматриваются судом, открыты, кроме случаев, установленных законом. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Любое лицо имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке, установленном законом.

Информация о суде, который рассматривает дело, стороны спора и предмет иска, дата поступления искового заявления, апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного решения, стадии рассмотрения дела, место, дата и время судебного заседания, движение дела из одного суда в другой является открытой и должна быть безотлагательно обнародована на официальном веб-портале судебной власти Украины, кроме случаев, установленных законом.

Рассмотрение дел в судах происходит открыто, за исключением случаев, установленных законом. В открытом судебном заседании вправе присутствовать любые лица. Лица, присутствующие в зале судебного заседания, представители средств массовой информации могут проводить в зале судебного заседания фотосъемку, видео и аудиозапись с использованием портативных видео и аудиотехнических средств без получения отдельного разрешения суда, но с учетом ограничений, установленных законом. Трансляция судебного заседания производится с разрешения суда. Если все участники дела принимают участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, осуществляется транслирование хода судебного заседания в сети Интернет в обязательном порядке.

Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по мотивированному решению суда исключительно в случаях, определенных законом.

7. Осуществление правосудия на государственном языке

Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родного языка или языка, которым они владеют.

8. Обязательность судебных решений

Судебное решение, которым завершается рассмотрение дела в суде, принимается именем Украины.

Судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и должностными лицами, физическими и юридическими лицами и их объединениями на всей территории Украины.

Неисполнение судебных решений влечет юридическую ответственность, установленную законом.

Выводы по применению норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, обязательны для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий соответствующую норму права.

Выводы о применении норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда, учитываются другими судами при применении таких норм права.

9. Право на пересмотр дела и обжалование судебного решения

Участники дела, которое является предметом судебного рассмотрения и другие лица имеют право на апелляционный пересмотр дела и в определенных законом случаях - на кассационное обжалование судебного решения.

Статус судьи

Для того чтобы осуществлять правосудие объективно и беспристрастно, судья должен быть независимым от любого незаконного воздействия, давления или вмешательства.

Судья осуществляет правосудие на основе Конституции и законов Украины, руководствуясь при этом принципом верховенства права. Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия запрещается и влечет ответственность, установленную законом.

Судья неприкосновенен. Без согласия Высшего совета правосудие судья не может быть задержан или содержатся под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора суда, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Судья не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, участвовать в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.

На должность судьи может быть назначен гражданин Украины, не младший тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, компетентный, добродетельный и владеющий государственным языком.

Судьей апелляционного суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, по результатам квалификационного оценивания подтвердившее способность осуществлять правосудие в апелляционном суде, а также отвечающее одному из следующих требований:

  1. имеет стаж работы в должности судьи не менее пяти лет;
  2. имеет научную степень в области права и стаж научной работы в области права не менее семи лет;
  3. имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения не менее семи лет;
  4. имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1-3, не менее семи лет.

Судьей Верховного Суда может быть лицо, отвечающее требованиям к кандидатам на должность судьи, которое по результатам квалификационного оценивания подтвердило способность осуществлять правосудие в Верховном Суде, а также отвечает одному из следующих требований:

  1. имеет стаж работы в должности судьи не менее десяти лет;
  2. имеет научную степень в области права и стаж научной работы в области права не менее десяти лет;
  3. имеет опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения не менее десяти лет;
  4. имеет совокупный стаж (опыт) работы (профессиональной деятельности) в соответствии с требованиями, определенными пунктами 1-3, не менее десяти лет.

Назначение на должность судьи осуществляется Президентом Украины по представлению Высшего совета правосудия.

Ответственность судей

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по следующим основаниям:

Отмена или изменение судебного решения не влечет дисциплинарную ответственность судьи, участвовавшего в его принятии, кроме случаев, когда отмененное или измененное решение принято в результате умышленного нарушения норм права или ненадлежащего отношения к служебным обязанностям.

Дисциплинарное производство по судье осуществляют дисциплинарные палаты Высшего совета правосудия.

К судьям может применяться дисциплинарное взыскание в виде:

  1. предупреждение;
  2. выговоры – с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение одного месяца;
  3. строгого выговора – с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи в течение трех месяцев;
  4. представление о временном (от одного до шести месяцев) отстранении от осуществления правосудия - с лишением права на получение доплат к должностному окладу судьи и обязательным направлением судьи в Национальную школу судей Украины для прохождения курса повышения квалификации, определенного органом, осуществляющим дисциплинарное производство в отношении судей и последующей квалификационной оценкой для подтверждения способности судьи осуществлять правосудие в соответствующем суде;
  5. представление о переводе судьи в суд низшего уровня;
  6. представление об увольнении судьи с должности.

Основаниями для увольнения судьи являются:

  1. неспособность выполнять полномочия по состоянию здоровья;
  2. нарушение судьей требований по несовместимости;
  3. совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, что несовместимо со статусом судьи или выявило его несоответствие занимаемой должности;
  4. подача заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию;
  5. несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность;
  6. нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

Решение об увольнении судьи с должности принимает Высший совет правосудия в порядке, установленном Законом Украины "О Высшем совете правосудия".

 - tn1_sudebnaya-sistema-ukrainy_57c3ff8fc8094.jpg

В Конституции Украины сказано, что судопроизводство в нашей стране осуществляется судами общей юрисдикции и Конституционным.

Последний- независимый орган, он обеспечивает соответствие различных нормативных актов и законов, охрану свобод и конституционных прав каждого гражданина.

Главная его цель- обеспечение конституционной законности и верховенства основного закона. Задачи- обеспечение соответствия Конституции актов и законов исполнительной и законодательной власти.

Судебная система, суды общей юрисдикции

Здесь строится система по таким принципам: инстанционности, специализации или территориальности, определяется законом «О статусе судей и судоустройстве».

Такой юрисдикции суды занимаются рассмотрением уголовной, административной, гражданской, хозяйственной направленности дел. Их систему составляют Высшие Специализированные, местные, Верховный Суд Украины, апелляционные суды.

Местные- суды первой инстанции, они рассматривают такой направленности дела, которая относится к их подсудности процессуальным постановлением. Разновидности:

1. Административные(окружные административные суды, и другие предусмотренные законом).

3. Хозяйственные(областные, города Киева, прочее).

4. Общие(районные в городах, городские, районные).

Полномочия апелляционных судов:

-Рассмотрение дел соответствующе юрисдикции как судами первой инстанции.

-Рассмотрение дел нужной юрисдикции в соответствии с законом.

-Предоставление судам на местах методической помощи во время применения тех или иных законодательных актов.

Судебная власть в системе разделения властей

Ее еще называют «третье властью», все из-за того, что в конституционных текстах при перечислении ветвей власти,судебная идет сразу же после законодательной и исполнительной. Это никак не умаляет ее важности и самостоятельности по отношению к другим ветвям. Смотря, какая форма правления государства, зависимость исполнительной и законодательной от судебной может разниться. Судебная власть независимо от формы правления отграничена от других ветвей, но это не исключает взаимосвязи с другими.

Каждая ветвь имеет специфику во время деятельности. Рассматриваемая имеет очень важную для любого современного общества- правосудие. Оно предусматривает разрешение политических, экономических споров и разных конфликтов. Их участниками могут стать простые подданные, юридические лица, муниципальные органы, и т.д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: