Какие суда производят в россии

Обновлено: 02.05.2024

В отрасли привыкли к тому, что основная судостроительная деятельность проходит на заводах, которые уже не одно десятилетие усердно трудятся, выполняя различные заказы. Есть и предприятия, которым более 100 лет и, тем не менее, они продолжают успешно развиваться из года в год.

Однако это не значит, что в России не рассматривают возможности строительства новых современных судостроительных заводов или возрождения разрушенных и забытых мощностей. Несколько таких проектов уже реализуются, другие же пока только в планах и в перспективе начнут свою жизнь.

Наш специальный корреспондент Кирилл Воловик собрал и обобщил информацию о новых судостроительных заводах, которые совсем недавно начали трудовую деятельность, либо в ближайшее время появятся в России и начнут составлять конкуренцию другим игрокам на рынке.

Село Белокаменка, Мурманская область

Начнем, пожалуй, с судостроительного гиганта. По крайней мере, потенциального. Это проект «Новатэка» - «Кольская верфь», а если быть точнее, то Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений.

Строительство верфи ведется уже достаточно давно, но информации о ходе строительства немного. Что это будет за предприятие? Верфь будет вести строительство и оснащение плавучих железобетонных конструкций для создания морских сооружений гравитационного типа, то есть транспортируемых к месту базирования на плаву и погружения на дно за счет собственного веса. Назначение платформ — заводы по сжижению и перегрузке природного газа. Модули самого завода сжижения газа также планируется изготавливать на предприятии.

На реализацию проекта планируется привлечь порядка 120 миллиардов рублей. Сегодня по оценкам на стройке задействованы около 4000 человек. После ввода верфи в строй на ней будет занято до 15000 человек, для которых уже строится вахтовый городок. Верфь имеет 2 сухих дока, ее территория более 150 га.

Севастополь

В начале сентября стало известно о том, что в Севастополе планируется открыть мощный судостроительный кластер. О таких планах рассказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Вот что сказал чиновник на двусторонней встрече с врио губернатора Севастополя Михаилом Развожаевым: «Сегодня мы обсудили будущую реконструкцию и модернизацию мощностей «Севастопольского морского завода», а также обеспечение кооперации с «Тринадцатым судоремонтным заводом», который войдёт в состав «ОСК». За счёт этого мы сможем оптимизировать логистику и создать центры компетенций. При этом у города появится возможность развивать освобождающиеся территории, использовать их для гражданской инфраструктуры».

По итогам встречи стало известно, что ОСК завершает акционирование «Севморзавода» и Тринадцатого СРЗ, тем самым создавая мощный судоремонтный, судостроительный кластер.

Череповец, Вологодская область

Кто бы мог подумать, что на реке Шексне, в городе металлургов, когда-нибудь будет построен полноценный судостроительный завод? А между тем планы по реализации вполне реальные и уже постепенно воплощаются в жизнь – этой осенью на новом предприятии планируется закладка первых судов.

О том, что в Череповце будет судостроительный завод, было решено еще в 2018 году, сами работы начались в 2019-м. По производственным мощностям Череповецкий СЗ будет работать с судами доковым весом до 1000 тонн. По заявлению представителей компании-инвестора, основная продукция завода - баржи и буксиры смешанного «река-море» класса.

Самый крупный инвестор проекта - агропромышленная компания «Дивеевское», которая еще на стадии проработки проекта заявила, что намерена вложить в новую верфь 30% собственных средств, остальное предоставят лизинговые компании. Сам проект, еще на стадии старта, оценивался в 1 млрд рублей.

Согласно расчетам, верфь даст городу 150 рабочих мест. По заявлениям исполнительного директора ЧСЗ Ивана Шмойлова, уже в 2020 году будут заложены 70 корпусов новой серии барж для компании, которая осваивает новую концепцию перевозки грузов по рекам европейской части России.

Поселок Жатай, Якутия

К Якутии в последнее время приковано много внимания со стороны государства. Сейчас там идет крупномасштабный проект по строительству Жатайской судоверфи на базе Жатайской ремонтно-эксплуатационной базы флота. Предприятие достаточно старое, но уже много лет оно никак особо не функционировало. А если и функционировало, то занималось не самым интенсивным судоремонтом Ленского объединенного речного пароходства, куда, собственно, и входит.

Больше года назад, в апреле 2019 года, началась реконструкция завода в рамках реализация одного из инвестиционных проектов, связанных с развитием Арктики и ее инфраструктуры.

Планы амбициозные - планируется, что реконструированная верфь сможет производить до 10 судов в год и будет покрывать потребности в речном транспорте для рек Лены, Яны и Колымы, а также в морском для Севморпути.

Пермский край

Весной губернатор Пермского края Дмитрий Махонин сделал достаточно сенсационное заявление. Он сказал, что планирует возродить судостроения в регионе.

Как заметил глава региона, у Пермского края есть отличные шансы для реализации задуманного! "Например, судостроительный завод "Кама", и для этого есть все перспективы и разработки, которые в стране являются уникальными. Мы договорились с "Газпромом", что они вторую часть завода по разжижению газа разместят у нас на территории края, это будет единственный регион с объемом производства среднетоннажного СПГ, работающего на внутренний рынок", - рассказал Махонин.

Сосновка, Кировская область

Сосновский судостроительный завод, пожалуй, один из самых невезучих судостроительных заводов в России. Конечно, таких предприятий в стране хватает, но Сосновский ССЗ за последнюю десятилетку испытал немало негативных событий. А вот сегодня у него началась хорошая история.

Этим летом из Сосновки пришла приятная новость – нашелся инвестор с желанием реанимировать некогда крупное градообразующее предприятие, местный судостроительный завод. Взялись за это дело «РТ-Капитал» и «Каспийская Энергия Шельф».

Сегодня Сосновский СЗ - это единственное в нашей стране судостроительное предприятие с поточной технологией производства судов различной модификации, способное выпускать до 300 малых судов ежегодно. По словам кредитора, состояние у завода хорошее, сохранность оборудования не менее 60%, есть слип, эллинг, уникальные станки для изготовления корпусов судов, валов, судового оборудования: иллюминаторов, люков, дверей, и др.

Известно, что на Сосновском СЗ кроме строительства судов малой тоннажности, планируется проводить ремонт вооружений и военной техники, изготовление и поставку судового оборудования, валов, иллюминаторов, дверей, люков для нужд судостроительных предприятий.

Поселок Красные баррикады, Астраханская область

Не менее трагичная история у судостроительного завода «Красные баррикады», который еще в 2010 годах был одним из самых успешных и загруженных заводов России. Именно там строились модули для буровых платформ для Каспия. Причем в портфеле были как отечественные, так и иностранные заказчики. Затем генерального директора предприятия Александра Ильичева арестовали, завод признали банкротом, корабелы потеряли работу с многомиллионными долгами.

На помощь заводу «Красные баррикады» пришла ОСК, которая взяла его под свое крыло. Сегодня с нуля набирается штат, появляются первые заказы, предприятие обрело вторую жизнь. Известно, что до конца 2020 года «ЮЦСС» (входит в ОСК) планирует принять на работу более 600 судостроителей.

Поселок Жигалово, Иркутская область

Достаточно необычно само явление, что ремонтно-эксплуатационная база Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства в поселке Жигалово попала в этот список. Дело в том, что в конце июля на РЭБ состоялась закладка уже второго постановочного судна проекта 3052. Серия судов из 10 единиц такого флота строится по заказу ФКУ «Речводпуть», а 10 судов вполне себе достойное количество.

Для понимания: это суда длиной 36,65 метров, шириной почти 6 метров и экипажем 10 человек.

В Находке успешно функционирует и развивается местный судоремонтный завод. Он бы не попал в обзор, если бы не одно событие, связанное со строительства нового флота.

Находкинский СРЗ получил заказ на строительство 8 краболовов, кили которых сразу же заложил в начале июня 2020 года в рамках инвестиционной программы крабовых квот. Для этого у завода есть слип грузоподъемностью 2500 тон, 6 причалов общей протяженностью 904 метраи два глубоководных пирса.

Как отметил губернатор Приморского края Олег Кожемяко, проект позволит дать новый виток в развитии предприятию –появится возможность создать крупную, эффективную верфь с собственным проектным комплексом для полного цикла постройки различных типов рыболовецких судов. По мнению Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, первые проекты по строительству краболовов покажут, что дальневосточные судостроительные заводы могут составить конкуренцию верфям Северо-Запада.

Поселок Окский, Нижегородская область

По соседству с гигантами нижегородского судостроения заводом «Красное Сормово» и навашинской «Окской судоверфью» местная компания ГЦКБ «Речфлота» решила построить собственное судостроительное предприятие. Уже даже известно официальное название – судостроительный комплекс «Р-ФЛОТ».

В состав предприятия входит конструкторское бюро «Р-ФЛОТ.Дизайн», непосредственно ГЦКБ «Речфлота», компания по производству оборудования НПО «ГЦКБ Речфлота». Компания планирует предоставлять полный комплекс услуг - от индивидуального эскиза до поставки готового судна длиной до 100 метров.

На территории завода уже построен корпусный цех площадью более 5000 кв. метров, административно-бытовой комплекс 2000 кв. метров, причальная стенка длиной 300 метров. Причем параллельно возведению инфраструктуры на предприятии уже идет достройка и испытание буксирных катеров проекта RT603.

Известно, что на верфи планируется задействовать часть сотрудников ГЦКБ «Речфлота», а также добрать около 100 рабочих.

В структуре Иртышского пароходства есть собственные мощности, которые удовлетворяют нужды пароходства - Омский судоремонтно-судостроительный завод.

Сегодня предприятие плотно занимается только ремонтом флота, но потенциально готово к судостроению, так как имеет нужные для этого компетенции. Тем более, что предприятие набирает сотрудников, постоянно расширяется, а, значит, в перспективе вполне может получить и выполнить заказ на судостроение.

Кингисепп, Ленинградская область

Новый игрок на судостроительном рынке России в отрасли всем известен как Кингисеппский машиностроительный завод, который специализируется на ремонте, обслуживании, а также полноценном производстве судовых двигателей. Сейчас же КМЗ можно заслуженно назвать судостроительным заводом.

Дело в том, что на днях предприятие подписало контракт на строительство 13 катеров проекта 3050.1 с ФКУ «Речводпуть». Стоимость контракта составляет 1,1 млрд рублей.

Наш корреспондент попросил заводчан прокомментировать подписанный контракт:
«Кингисеппский машиностроительный завод вложил более 700 млн рублей собственных инвестиций в строительство катеров специального назначения под торговой маркой «КМЗ Проф катера». Выпуск новой продукции позволит нам диверсифицировать портфель заказов и выйти на рынок гражданского судостроения.

В последние годы предприятие усилило собственное конструкторское бюро, это позволило разработать катера двух проектов: 03080 (из стеклопластика) и 04190 (алюминий амг).

Новая производственная площадка под это направление находится в поселке Назия Кировского района Ленинградской области. Производство занимает около 30 тыс. кв. метров.

По нашим оценкам, в корпоративном портфеле сейчас заказы на поставку более 53 катеров разных проектов, в том числе для МЧС, Ространснадзора, Балтийского завода (для атомного ледокола 22220 «Арктика»).

Передать обстановочные суда планируется в администрации бассейнов водных внутренних путей. Поставить их предстоит в речные порты 11 городов страны: по два — в Якутск и Хабаровск, по одному — в Москву, Санкт–Петербург, Печору, Пермь, Волгоград, Красноярск, Иркутск, Новосибирск и Омск. Суда построят в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, уточнили в ФКУ «Речводпуть».

_______________________________________________

Что получается

В настоящее время в России прорабатываются одиннадцать проектов по созданию либо совершенно новых, либо восстановление старых судостроительных центров. Все они разных масштабов и назначений, но если даже машиностроительные заводы и маленькие РЭБ находят инвесторов и заказчиков среди судовладельцев, это может говорить о нескольких тенденциях.

Во-первых, о том, что сегодня отечественное судостроение очень востребовано и интересно не только федеральным властям, но и частным компаниям, которые видят в этом сегменте промышленности особые перспективы.

Во-вторых, по всей видимости, функционирующие в данный момент заводы загружены по максимуму в силу своих возможностей и компетенций, а спрос на рынке превышает предложения, то и рассматриваются возможности по созданию новых конкуретноспособных верфей – от крупных до компактных.

В любом случае приятно наблюдать за тем, как даже в Иркутске или Череповце власти и инвесторы обратили свой взор на судостроительную промышленность, видя в этом возможности для развития регионов, а также для создания новых рабочих мест и появления новых налогоплательщиков.

Судостроительная промышленность

Судостроение – это ответвление тяжёлой промышленности, одна из суботраслей военно-промышленного комплекса. Включает в себя производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизацию и техническое обслуживание.

Вклад отрасли в экономику страны

Судостроение как отрасль промышленности занимается изготовлением плавучих средств разных габаритов и целевого назначения. Все выпускаемые судостроительными заводами корабли можно условно разделить на несколько категорий:

  • военные суда;
  • подводные лодки;
  • катера;
  • ледоколы;
  • сухогрузы;
  • танкеры;
  • промышленные суда;
  • пассажирские корабли;
  • специальные суда (плавкран, буксир, спасатель);
  • другие корабли, не попадающие в общую классификацию (десантные, тральщики, разведывательные).

Экономисты называют судостроение одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации. Известно, что один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях.

Для России судовое строение – это не только создание новых рабочих мест, но и производство конкурентоспособного на международном рынке продукта. Количество закупаемых у РФ судов гражданского пользования, по данным Росстата, с каждым годом возрастает в среднем на 2%.

Историческая справка

Судостроение России берёт своё начало от Петра I, который в 1693 году основал в Архангельске первую промышленную государственную верфь. К 1714 году Российская империя получила свой полноценный парусный флот.

В СССР отрасль активно развивалась и расширялась. Были основаны специальные комиссариаты и ведомства для контроля и модернизации. Рыбопромысловый флот Советского Союза считался первым в мире.

В Российской Федерации новый виток развития начат с момента основания Объединённой судостроительной корпорации. Производство кораблей в этот период времени носит нестабильный характер. С 2010 по 2018 год ежегодно изготавливалось от 22 до 72 гражданских судов и от 22 до 208 военных кораблей.

Наиболее заметные предприятия отрасли

Военное и гражданское производство судов в Российской Федерации производится на 168 предприятиях, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Наиболее заметные предприятия отрасли:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Судостроительные заводы и Судоремонтные заводы.

Технологические процессы

Современное судостроение работает по принципу блочного метода. Этот способ подразумевает модульную сборку корабля на месте постройки. Изготовление модулей производится на отдельных технических линиях.

У каждого предприятия могут быть свои секреты и нюансы производственного процесса, но основные моменты остаются неизменными на каждом судостроительном заводе. Главные этапы:

  • закладка судна;
  • заготовительный;
  • блочный;
  • стапельный;
  • достроечный;
  • сдаточный.

Закладка судна – это формирование корпуса корабля. Традиционно начинается с киля, но при наличии современного стапеля может осуществляться и секционным методом из уже готовых частей.

Судостроительная промышленность

Заготовительный этап – это сборка необходимых деталей и материалов. Все ресурсы, необходимые для постройки, должны быть привезены и укомплектованы заранее.

Блочный этап – сборка деталей в модульные блоки, которые в дальнейшем могут быть транспортированы в ангар и собраны там в отдельное судно. Части свариваются и обрабатываются, но не окрашиваются.

Стапельный этап подразумевает сборку судна из заранее заготовленных блоков. Здесь корпус проходит первые технические испытания на прочность, изоляцию и водонепроницаемость.

Достроечный этап требует спуска судна на воду. Теперь все технические процессы будут осуществляться уже на поверхности воды. Погружается тяжёлое оборудование, заканчивается изоляция корпуса. Завершается достроечная фаза покраской судна.

Сдаточный этап – это последний шаг перед выпуском корабля в воду. Осуществляется швартовка, ходовые работы, ревизия судна.

Судостроение является приоритетной отраслью тяжелой промышленности. Так, больше 90% грузов до сих пор переправляются между континентами на кораблях из-за низкой стоимости и высокой надёжности этого метода.

Перспективы развития

Правительство РФ считает судостроение одной из самых перспективных отраслей тяжёлой промышленности. В 2019 году была разработана и принята стратегия развития судостроения до 2035 года. Государство ставит цель увеличить экспорт судов российского производства на международный рынок.

Развитие судостроения в России в основном связано с военно-промышленным комплексом. Так, около 70% государственных заказов сконцентрированы именно в этой сфере производства. При этом пятая часть возводимых кораблей ориентирована на экспорт.

Здесь собраны российские предприятия по изготовлению и ремонту судов в количестве 62 штук. Имеется возможность отобрать судостроительные заводы нужного региона, ознакомиться с продукцией, почитать отзывы.

Основная продукция: ремонт судов

Нариманов (Астраханская область)

Нариманов, ул. Береговая, 3

ССЗ "Волга" производит высокоскоростные суда различного назначения.

Нижний Новгород (Нижегородская область)

Нижегородская область, Нижний Новгород, ГСП-565, ул. Заводской парк, 37

Средне-Невский судостроительный завод - одно из ведущих предприятий судостроительной отрасли России, лидера отечественного композитного судостроения.

Санкт-Петербург (Санкт-Петербург и Ленинградская область)

Понтонный, ул. Заводская, 10

АО «Хабаровский судостроительный завод» (входит в ОСК) - один из лидеров судостроения на Дальнем Востоке.

Хабаровск (Хабаровский край)

Хабаровск, ул. Суворова, д. 1

«Море» — судостроительный завод в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива.

Феодосия, пгт. Приморский, ул. Десантников 1

Судостроительный завод «Залив» является одним крупнейших промышленных предприятий Республики Крым, его экономические и производственные показатели справедливо позволяют ему считаться бюджетообразующим предприятием города Керчи.

Керчь, ул. Танкистов, 4

Онежский судостроительный завод был основан в 2002 году в г. Петрозаводске на базе судоремонтных мощностей Беломорско-Онежского пароходства, образованного в 1944 году.

Петрозаводск, ул. Ригачина, д.25

«Приморский завод» - это крупнейшая судоремонтная верфь на Дальнем Востоке России. Ежегодно в доках и у причалов ремонтируется до 80-ти судов рыболовного и транспортного флота.

Находка (Приморский край)

Находка, ул. Cудоремонтная, 23

Верфь создавалась для строительства кораблей для Тихоокеанского флота, морских сил ФСБ.

Владивосток (Приморский край)

Владивосток, ул. Героев Тихоокеанцев, 1

АО «Окская судоверфь» - это ведущее российское предприятие, основанное в 1907 году, имеющее необходимый комплекс производств, обеспечивающих постройку среднетоннажных судов и занимающее прочное положение на отечественном и мировом рынке судостроения.

Здесь собраны российские предприятия по ремонту судов в количестве 64 штук. Имеется возможность отобрать судоремонтные заводы нужного региона, ознакомиться с продукцией, почитать отзывы.

10 СРЗ производит судоремонт, проектирование судов.

Полярный (Мурманская область)

Мурманская область, Полярный, ул. Лунина, 19, корп. 1

НСРЗ производит ремонт судов всех типов.

Находка (Приморский край)

Приморский край, Находка, Находкинский проспект, 59

Основная продукция: ремонт судов

Балтийск (Калининградская область)

Балтийск, ул. Русская набережная, 2

ОАО «Моряк» - динамично развивающееся предприятие, занимает лидирующие позиции среди судоремонтных предприятий России.

Ростов-на-Дону (Ростовская область)

Ростов-На-Дону, Промзона заречная, ул. Луговая, 3

На юго-западном побережье Крыма располагается одно из крупнейших предприятий судоремонта и судостроения Севастопольский Морской Завод имени Серго Орджоникидзе.

Севастополь, ул. Героев Севастополя, 13

Федеральное государственное унитарное предприятие «13 судоремонтный завод Черноморского флота» Министерства обороны Российской Федерации — судоремонтное предприятие, осуществляющее свою деятельность на Черноморском флоте (с учетом правопреемственности) с 26 января 1887 года.

АО "ССЗ им.Ленина" выполнит все виды ремонтных работ судна.

Астрахань (Астраханская область)

Астрахань, пл. Заводская, д. 7

Основан в 1947 году. Находится в г. Мурманске. На предприятии выполняются все виды восстановительных работ и реконструкций любой сложности

Мурманск (Мурманская область)

Мурманск жилрайон Росляково ул. Заводская

Основан в 1959 году. В его составе на тот момент были 1 плавучая мастерская и 1 док. Комплексный ремонт кораблей освоен только в 60-е годы XX века.

Вилючинск (Камчатский край)

Вилючинск, ул. Владивостокская, 1

Основное направление деятельности – судостроение. Кроме создания судов, акционерное общество занимается ремонтом и утилизацией кораблей. Также на заводах выпускаются корабельные движители.

Еще лет десять назад приходилось с грустью констатировать – судостроительных заводов в России все меньше. Одни предприятия банкротились недобросовестными собственниками, другие просто опускали руки из-за нехватки заказов и тяжкого финансового бремени. Были и такие, кто, продолжая работу, по факту терял статус судостроительного предприятия, оставляя за собой только судоремонт.

Мы обо всем этом не раз писали, старались не проходить мимо таких событий и ситуаций. Подробности сейчас приводить не будем, чтобы лишний раз не травить душу. Вы и сами все это прекрасно помните.



Онежский ССЗ, Карелия

Начнем с Онежского судостроительного-судоремонтного завода, расположенного в карельской столице – Петрозаводске. Это предприятие за последние годы довольно часто мелькает в новостях, причем со вполне позитивной повесткой. Но если заглянуть за горизонт минувшей пятилетки, то мы наткнемся на опустевшие цеха, остановленное производство, распущенный персонал и закрытые ворота.

Проще говоря, завода все равно что не было. И никто не знал, возродится ли он когда-нибудь к жизни, или разделит судьбу таких же обанкротившихся предприятий, от которых в итоге остаются только развалины.

Банкротство накрыло Онежский CCЗ в начале 2012 года. Не будем сейчас разбираться в юридических спорах, которые привели к такому печальному результату. Важно, что Петрозаводск внезапно лишился уже второго судостроительного предприятия на достаточно коротком отрезке времени – за три с небольшим года до того в городе ушел в небытие еще один завод, легендарный "Авангард". Казалось, над Карелией нависло проклятие, ее полностью стирали с судостроительной карты страны.

— Закрылся завод в одночасье, скажем так. Сегодня мы работаем, завтра уже нет. Как смогли, подготовили системы к консервации, начали в ускоренном режиме сливать трубопроводы. При этом ни электроэнергии, ни тепла уже не было, надвигалась зима. А когда завод окончательно закрылся, здесь осталось буквально человек шесть-семь следить за всем, охранять, — рассказывал нам позже заместитель директора по производству Вадим Фатов.


Мало того, Онежский ССЗ успешно включиться в борьбу за довольно требовательного частного заказчика – за рыбаков. В этом году он начал строительство целой серии краболовов по проекту 5712LS (семь единиц) для дальневосточной группы компаний "Русский краб". Первое судно уже заложено, причем церемония прошла прямо в день столетнего юбилея республики Карелия – 6 июня 2020 года.


"Красные Баррикады", Астраханская область

Это одно из тех предприятий, на закрытие которых было особенно больно смотреть. Завод "Красные Баррикады" успешно развивался в советские годы, массово строил плавкраны. Именно на его счету знаменитая серия "рабочих лошадок" проекта 528Б. В 1970-е годы предприятие освоило выпуск плавучих буровых установок типа "Каспий" водоизмещением до 11 тысяч тонн. Всего их было построено десять единиц.


Рухнуло все практически в один момент, и, как обычно, причиной стали огромные долги. Дальше можно повторять все, что было сказано про Онежский CCЗ, – завод встал, заводчане забрали свои трудовые книжки и разъехались. Те, кто еще надеялся что-то спасти, начали обращаться по всем мыслимым инстанциям, однако ответ везде был отрицательным.

– Были обращения в ОСК, писали даже Владимиру Устинову, полномочному представителю президента России в Южном федеральном округе. Приходит один ответ: нет возможности помочь. Никто не заинтересован в судьбе предприятия. Со стороны ОСК заявляют, что на восстановление "Красных Баррикад" требуется 1,2 млрд рублей, но этих средств у корпорации нет, – говорил нам в 2018 году Виктор Николаев, руководитель пресс-службы завода.


Каких-то более существенных подробностей на этот счет ОСК пока не сообщает, но в любом случае работников "Красных Баррикад" и всех, кто переживал за этот завод, можно поздравить. Кстати, на сегодняшний день завод успел получить еще один важный заказ – на строительство блоков для ледостойкой платформы.


Жатайская судоверфь, Якутия

Рассказ о предыдущих заводах, если вы заметили, строился по одному шаблону: предприятие работало, потом обанкротилось, потом закрылось, а через пару лет было реанимировано. В случае с Жатайской судоверфью все по-другому. Это пример постройки нового завода конкретно под потребности региона.

Якутия огромна и крайне богата ресурсами. Там масса месторождений, разработка которых набирает обороты, а значит требует серьезной транспортной активности. А вот с логистикой есть немалые сложности, поскольку железная дорога, которая тянется с юга, не доходит даже до самого Якутска. Автотрассы – сами представляете какие.

Так что без речных перевозок региону не выжить. И Ленское объединенное речное пароходство трудится изо всех сил, отправляя суда с грузами вверх и вниз по Лене. Но проблема в том, что флот ЛОРПа достаточно возрастной и давно требует уже даже не модернизации, а замены. Так что острую потребность в своей верфи Якутия испытывает давно.


Первый этап строительства Жатайской судоверфи должен завершиться в следующем году, и сразу после этого на стапеле будет заложено первое судно. А всего в год завод планирует строить до десяти судов. Заказы в первую очередь пойдут от ЛОРПа, но потом должны подтянуться и другие перевозчики. А в перспективе Жатай планирует замахнуться и на строительство рыболовных судов.


ССК "Звезда". Дальний Восток

Ну вот мы и добрались до самой знаменитой верфи в этом списке. Фактически она представляет собой один из крупнейших за последние годы проектов в отечественной промышленности. Раньше бы ее назвали всесоюзной стройкой. Трудно сейчас найти такого человека в стране, который, пусть даже краем уха, не слышал бы о судостроительном комплексе "Звезда". Вниманием новостников, вплоть до съемочной группы "Первого канала", этот новорожденный завод не обделен. И на то есть причина.

В России до начала работы ССК "Звезда" не было мощностей, подходящих для строительства супертанкеров и гигантских газовозов – по 200 с лишним метров в длину. При том, что потребность в таких судах растет с каждым годом – они нужны для того, чтобы обеспечивать вывоз углеводородов из мест их добычи в арктических широтах.


А вообще, портфель заказов нового предприятия к сегодняшнему дню насчитывает уже многие десятки судов.

Важно, что помимо пополнения флота добывающих компаний, завод "Звезда" предоставляет новые возможности для реализации знаковых проектов. Так, на днях там началось строительство без преувеличения долгожданного сверхмощного 120-мегаваттного ледокола проекта "Лидер". Он уже получил патриотичное название "Россия".

Материалы по теме:
Мастера эпохи возрождения (о перезапуске Онежского ССЗ)
Что осталось от "Красных баррикад" (о посещении закрывшегося завода в 2018 г.)
Северный износ (о планах по строительству Жатайской судоверфи)
Скоро заработает! Последние вести с Жатайской судоверфи (интервью с гендиректором завода)
ССК "Звезда" сегодня. Как развивается завод, где будут строить морских гигантов (о строительстве ССК "Звезда")

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: