Какие средства пожаротушения в котельных и подобных им помещения должны быть предусмотрены на судах

Обновлено: 03.05.2024

2. Судно за пределами особого района

3. Ведется визуальный контроль за местом сброса

4. Судно на удалении от берега не менее 12 миль

5. На судне используется оборудование для фильтрации нефти

6. Концентрация нефти в стоке не превышает 15 млн –1

2. В целях обеспечения безопасности судна

3. В целях спасения человеческой жизни на море

2. При сбросе за борт льяльных вод машинного отделения

3. При приеме балласта в топливные танки либо их очистке

4. При сбросе балласта или промывочной воды из топливно-масляных танков

2. В целях обеспечения безопасности судна

3. В целях спасения человеческой жизни на море

4. Если сточные воды смешаны с другими загрязненными водами, сброс которых подпадает под другие более строгие требования

2. В целях обеспечения безопасности судна

3. В целях спасения человеческой жизни на море

4. Если мусор смешан с другими отходами, удаление или сброс которых подпадает под другие более строгие требования

2. Перекачка нефти на другое судно

3. Перекачка нефти из аварийной цистерны в свободные

4. Перекрытие трубопроводов, связанных с поврежденной цистерной

2. Спасательным линем

3. Самозажигающимся огнем

2. Спуститься по тросу с мусингами

2. Вести наблюдение за водной поверхностью

3. Вести наблюдение за палубой и надстройкой

2. Наличие аварийного выхода при повреждении

3. Наличие ремня безопасности на каждого члена экипажа

4. Недопущение попадание воды внутрь при ее переворачивании

2. Спасательные плоты

3. Спасательные шлюпки

2. Спасательные плоты

3. Спасательные шлюпки

2. Лица не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне

2. В помещениях экипажа

2. Значение сигналов тревог

3. Номер и место нахождения его в спасательной шлюпке

2. действия по тревоге членов экипажа

3. описание общесудового сигнала тревоги

4. фамилии лиц командного состава, ответственных за готовность спасательных и противопожарных средств к немедленному использованию

2. сбор членов экипажа и пассажиров по сигналу тревоги

3. необходимую подготовку спасательной шлюпки к спуску и ее частичное приспускание

4. проверку того, что пассажиры и члены экипажа одеты надлежащим образом и то, что спасательные жилеты одеты правильно

2. вредное воздействие на электрооборудование

4. Электроустановок под напряжением

2. Помещений с установками жидкого топлива

2. Средней кратности

3. Высокой кратности

2. Пожарные насосы

3. Краны и клапана

4. Пожарные рукава и стволы

2. По категориям помещений

2. Невозможность тушения материалов, содержащих (выделяющих) кислород

2. Невозможность тушения материалов, содержащих кислород

3. Низкую эффективность тушения пожаров на открытом воздухе

4. Необходимость поддержания заданной концентрации в замкнутом объеме

2. Снижает остойчивость судна

3. Низкая смачивающая способность

2. Низкой стоимостью

3. Высокой теплоемкостью

4. Высокой скрытой теплотой парообразования

2. От воздействия пламени

3. От воздействия высокой температуры воздуха

4. Экологическая чистота

2. Недостатком кислорода в горючей смеси ( a <1)

3. Местным недостатком кислорода при несовершенном смесеобразовании в зоне горения

2. Теплообмен расширяющихся газов со стенками цилиндров

3. Восстановление некоторого количества продуктов диссоциации, возникающих в процессе сгорания

2. Величиной давления в коллекторе

3. Нагрузкой и числом оборотов двигателя

4. Коэффициентом избытка продувочного воздуха

5. Температурой газов в цилиндре в начале выпуска

6. Полнотой процесса сгорания топлива и наличием догорания

3. Внутренняя энергия

2. В штормовых условиях

3. При выполнении маневров

2. Выход из действия автоматики управления

3. Вредное воздействие на здоровье экипажа

4. Появление трещин в фундаментах двигателей и корпусе судна

2. Момента инерции массы

2. Наибольшее «время – сечение» открытия клапанов

3. Прочность и износостойкость деталей клапанного механизма

2. От сжимаемости применяемого топлива

2. Шероховатость внутренней поверхности отверстия

3. Наклонное расположение распыливающих отверстий

4. Игла, особенно в случае малого проходного сечения под конусом

2. процесс испарения топлива

3. процесс перегрева паров топлива

2. расположением наиболее тяжелых грузов на палубе двойного дна судна в трюме

2. Сжатию пара холодильного агента

3. Кипению холодильного агента

2. Вероятен подсос воздуха в систему

3. Вероятно нарушение нормальной работы машины

2. Температурой разложения

3. Взаимодействие с водой

4. Воздействие на материалы

5. Растворимостью в смазочных маслах

6. Воспламеняемость и взрывоопасность

2. Полный объем цилиндра

3. Рабочий объем цилиндра

2. Центробежная сила инерции

3. Сила инерции поступательно движущихся масс

2. Элементы корпуса

3. Рабочая кольцевая решетка

4. Сопловая кольцевая решетка

2. Зубчатой передачи

3. Собственно турбины

4. Главного упорного подшипника

2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности

2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности

2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности жидкости

2. При ручной прокачке - перед проворачиванием и непосредственно перед пуском

2. Стопорение крепежных элементов

3. Отсутствие протечек охлаждающей воды через уплотнения втулок

4. Возможность попадания топлива, масла и воды в рабочие цилиндры или в продувочный (всасывающий) и выпускной ресиверы двигателя

2. Продуть пусковой трубопровод при закрытом стопорном клапане дизеля

3. Подготовить к работе и пустить компрессор , убедиться в его нормальной работе

4. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления компрессорами

5. Проверить давление воздуха в пусковых баллонах, продуть из баллонов конденсат, масло

2. Подпоршневых полостей, воздушных полостей воздухоохладителей

3. Убедиться в том, что все запорные устройства газоотвода дизеля закрыты

4. Спустить воду, масло топливо из ресивера продувочного воздуха, впускного и выпускного коллекторов

2. Проверить и подготовить к работе систему охлаждения подшипников

3. В установках с винтами регулируемого шага ввести в действие систему изменения шага винта

4. Подготовить к работе дейдвудный подшипник, обеспечив его смазку и охлаждение маслом или водой

2. Рычаг (штурвал) поста управления дизеля находится в положении «СТОП»

3. Клапаны на пусковых баллонах и трубопроводе пускового воздуха закрыты

4. На постах управления вывешены таблички с надписью «Валоповоротное устройство соединено»

2. Ротор турбокомпрессора вращается свободно

3. При прослушивании нет ненормальных шумов

4. Ротор турбокомпрессора вращается равномерно

2. В исправности системы реверса

3. Поступлении масла к подшипникам турбокомпрессоров

4. Работе всех цилиндров отсутствии посторонних шумов и стуков

2. Поддерживать давление пускового воздуха в баллонах

3. Поддерживать давление и температуру смазочного масла

4. Поддерживать давление и температуру охлаждающего масла

2. при наличии статического крена судна

2. Установка оптимального угла опережения подачи топлива в цилиндры

3. Удаление воздуха из топливной системы, полным заполнением ее топливом и очисткой фильтров

4. Подбор сорта топлива по параметрам, характеризующим его самовоспламенение, испаряемость и текучесть в соответствии с условиями эксплуатации

5. Равномерностью подачи топлива в цилиндры при пусковой частоте вращения

6. Применение масла с допускаемым пределом вязкости и его подогревом, предварительным проворачиванием дизеля, заполнением системы маслом

2. Не подавать топливо в цилиндры и не запускать дизель в направлении противоположном заданному

3. Не запускаться при включенном ВПУ, незавершенном реверсе распределительного вала и кулачковых шайб воздухораспределителя

4. В дизелях с раздельным пуском должна быть предусмотрена блокировка, исключающая одновременную работу на воздухе и топливе

7 Пожарные рукава 7.1 Пожарные рукава должны изготавливаться из одобренного Администрацией износостойкого материала, а их длина должна быть достаточной для подачи струи воды в любое из помещений, в которых может потребоваться их применение. Пожарные рукава из износостойкого материала должны быть предусмотрены на судах, построенных на 1 февраля 1992 г. или после этой даты, и на судах, построенных до 1 февраля 1992 г., при замене существующих пожарных рукавов. Наибольшая длина рукавов должна отвечать требованиям Администрации. Каждый рукав должен быть снабжен стволом и необходимыми соединительными головками. Рукава. вместе со всеми необходимыми принадлежностями и инструментами должны находиться на видных местах вблизи кранов или соединений в постоянной готовности к использованию. Кроме того, во внутренних помещениях пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров, пожарные рукава должны быть постоянно подсоединены к кранам.

Вопрос:Допускается ли использование на судне балластного или осушительного насоса или насоса общего назначения в качестве пожарного насоса
Ответы:
да, в любой ситуации
нет
да, если насос не используется для перекачки топлива
Комментарий:
ЧАСТЬ А - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Правило 4. Пожарные насосы, пожарные магистрали, краны и рукава 3.2 Санитарные, балластные, и осушительные насосы или насосы общего назначения могут рассматриваться как пожарные насосы при условии, что они обычно не используются для перекачки топлива, а если иногда их используют для передачи или перекачки топлива, должны быть предусмотрены соответствующие переключающие устройства

Вопрос:Где должны располагаться ручные пожарные извещатели
Ответы:
На ходовом мостике
В машинном отделении
В каждом трюме
В каждой пожарной зоне

Комментарий:
В каждой пожарной зоне должен быть хотя бы один ручной извещатель

Вопрос:Что означает требование «Судовые средства пожаротушения готовы к немедленному использованию» ?
Ответы:
Судовой персонал находится в постоянной готовности к действиям по тушению пожара
Пожарный насос в работе, судовая пожарная магистраль находится под давлением
В районе грузовых операций подготовлены порошковые и пенные огнетушители
Объявлена общесудовая тревога
Комментарий:
Пожарный насос в работе, судовая пожарная магистраль находится под давлением

Вопрос:Согласно требованиям ИМО минимальное количество аппаратов EEBDна каждой палубе грузового судна любого типа должно составлять:
Ответы:
по одному на каждого члена экипажа
не менее 2-
не менее 4-
на каждого вахтенного

Комментарий:
Согласно требованиям СОЛАС 74, все суда должны иметь на борту аварийные эвакуационные дыхательные аппараты (EEBD – Emergency Escape Breathing Device) с запасом воздуха не менее чем на 10 минут. На каждой палубе жилой надстройки судна должно находится не менее двух эвакуаторов.

Вопрос:Запас воздуха в дыхательном аппарате, который входит в комплект снаряжения пожарного, должен обеспечить безопасную работу в течение, как минимум
Ответы:
15 минут
30 минут
2 часов

Комментарий:
1 Снаряжение пожарного должно состоять из: 1.2 дыхательного аппарата одобренного типа, который может быть: .2 автономным дыхательным аппаратом, работающим на сжатом воздухе, баллоны которого должны содержать не менее 1200 л воздуха, или другим автономным дыхательным аппаратом, способным действовать в течение по меньшей мере 30 мин. На судне должны иметься запасные баллоны к предусмотренному аппарату в количестве, отвечающем требованиям Администрации. На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, должны быть предусмотрены по меньшей мере два комплекта запасных баллонов для каждого дыхательного аппарата. Все воздушные баллоны для дыхательных аппаратов должны быть взаимозаменяемы.

Вопрос:Какое количество пожарных насосов должно быть на судне валовой вместимостью 2000 peг. т и более?
Ответы:
Один основной и один стационарный аварийный насос с независимым приводом
Два основных и один стационарный аварийный насос с независимым приводом
Два стационарных аварийных насоса с независимым приводом
Все перечисленные средства

Вопрос:Какие средства пожаротушения в котельных и подобных им поме­щениях должны быть предусмотрены на судах?
Ответы:
Стационарная система водораспыления
Стационарная углекислотная установка
Стационарная пенная установка
Одна из вышеперечисленных систем

Вопрос:При тушении пожара водой необходимо принимать во внимание .
Ответы:
влияние воды на остойчивость судна
резкое увеличение влажности в помещения
вредное воздействие на электрооборудование
электропроводность воды
возможность порчи личных вещей экипажа

Комментарий:
46. Тушение пожаров водой При использовании воды для тушения пожаров следует учесть влияние скапливающейся в отсеках воды на изменение остойчивости судна, вредное воздействие воды на электрооборудование, возможность короткого замыкания.

Вопрос:Укажите типы огнетушителей, которые применяются на судах для тушения пожаров
Ответы:
Порошковые
Углекислотные
Галогенные
Аэрозольные
Пенные
Комментарий:
К первичным огнегасительным средствам относятся: огнетушители пенные, огнетушители углекислотные, огнетушители порошковые.

Вопрос:При поверхностном способе тушения пожаров используется .
Ответы:Вода, Пена, Углекислота, Бромэтиловые составы
Комментарий:При поверхностном способе тушения необходимо решительно и непрерывно наступать на очаг пожара, осуществляя массированную подачу воды или пены

Вопрос:Какие классы пожаров можно тушить установками порошкового пожаротушения?
Ответы:
Класса А
Класса B
Класса С
Электроустановок под напряжением

Комментарий:
Установки порошкового пожаротушения предназначены для тушения пожаров следующих классов: А, B, С, электроустановок под напряжением

Вопрос:Установки пенотушения используются для защиты .
Ответы:
Помещений с котлами
Помещений электростанций
Помещений с установками жидкого топлива

Комментарий:
Установки пенотушения используются для защиты на судах помещений, в которых расположены котлы или установки жидкого топлива

Вопрос:Установки пенотушения могут выдавать пену
Ответы:
Низкой кратности
Средней кратности
Высокой кратности
Сверхвысокой кратности

Комментарий:
Установки пенотушения вырабатывают воздушно-механическую пену низкой, средней и высокой кратности

Вопрос:Стационарные системы пожаротушения классифицируются по огнетушащему составу, как
Ответы:
Водяные
Пенные
Газовые
Порошковые
Xладоновые
Комментарий:
По огнетушащему составу противопожарные системы и средства можно разделить на водяные, пенные, газовые, порошковые, хладоновые

Вопрос:В состав водяной противопожарной системы входят
Ответы:
Пост автономного управления
Пост дистанционного управления
Пожарные насосы
Трубопроводы
Краны и клапана
Пожарные рукава и стволы
Комментарий:
Водяная противопожарная система – основная система защиты судна о пожара. Она включает в себя: пожарные насосы, трубопроводы, клапаны управления, рукава и стволы. Количество и производительность насосов, диаметр трубопроводов пожарной магистрали, количество кранов и клапанов, а также количество и длина пожарных рукавов, определяется требованиями главы II-2 МК СОЛАС-74

Вопрос:По каким признакам можно классифицировать судовые стационарные системы пожаротушения
Ответы:
По воздействию на людей
По воздействию на окружающую среду
По принципу тушения
По категориям помещений
Комментарий:
Все стационарные системы пожаротушения можно классифицировать по использованию энергии, по огнетушащему составу, по принципу тушения, по категориям помещений

Вопрос:Какие недостатки присущи огнетушащим порошкам
Ответы:
Невозможность тушения материалов, содержащих (выделяющих) кислород
Ухудшение видимости и затруднение дыхания
Создание изолирующего слоя на электронном оборудовании
Недостатков нет

Комментарий:
При применении огнетушащих порошков необходимо учитывать:
способно значительно ухудшить видимость и затруднить дыхание,
не тушит пожаров, связанных с горением материалов, которые содержат кислород

Вопрос:Что нужно учитывать при тушении пожаров углекислым газом
Ответы:
Опасность отравления людей
Невозможность тушения материалов, содержащих кислород
Низкую эффективность тушения пожаров на открытом воздухе
Необходимость поддержания заданной концентрации в замкнутом объеме

Комментарий:
При применении углекислого газа для тушения необходимо учитывать:

-углекислый газ не может эффективно использоваться для тушения веществ, содержащих кислород

-при использовании на открытом воздухе углекислый газ не обеспечивает такого же эффекта, какой возникает в замкнутом пространстве
-при заполнении помещения следует поддерживать его концентрацию на заданном уровне.
-В замкнутом пространстве углекислый газ токсичен для людей

Вопрос:Какие недостатки присущи воде, как огнетушащему веществу
Ответы:
Электропроводимость
Низкая смачивающая способность
Малая плотность
Снижает остойчивость судна
Низкая охлаждающая способность

Комментарий:
Недостатки воды как огнетушащего средства: она электропроводна, недостаточно смачивает поверхности, снижает остойчивость и уменьшает запас плавучести

Вопрос:Чем определяется выбор воды в качестве огнетушащего вещества
Ответы:
Высокой теплоемкостью
Доступностью
Низкой стоимостью
Не электропроводностью
Термической стойкостью
Высокой скрытой теплотой парообразования

Комментарий:
Вода – наиболее распространенное средство тушения пожаров, что обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью и высокой скрытой теплотой парообразования

Вопрос:От воздействия, каких факторов должны срабатывать автоматические извещатели пожара
Ответы:
От воздействия высокой температуры воздуха
От воздействия пламени
От повышенного содержания углекислого газа в воздухе
От уменьшения содержания кислорода в воздухе
От воздействия дыма

На судах должны быть реализованы конструктивные средства обес­печения живучести, которые должны включать в себя:

- комплекс конструктивных пассивных мер, обеспечивающих пожаро- взрывобезопасность судна и защиту личного состава от продуктов горения и воздействия высоких температур;

- комплекс конструктивных стационарных противопожарных и противовзрывных средств и систем, обеспечивающих обнаружение, локализацию и тушение пожаров;

- переносные средства тушения, очагов возгорания на судне и средства защиты личного состава от токсичных продуктов горения и воздействия высоких температур.

Таким образом, противопожарная и противовзрывная защита (ПП и ПВЗ) судна должна обеспечить: предупреждение, обнаружение, локализацию и тушение любых пожаров независимо от места их возникновения. СОЛАС требует, чтобы противопожарная защита на судах должна быть выпол­нена по одному из трех основных способов:

1. Все применяемые на судне материалы должны быть негорючими. Горючие
материалы только - топливо, масло, мебель, отделка.

2. Судно делится на противопожарные зоны площадью 120-150м 2 огнезстойкими пере­борками и палубами, препятствующими распространению пожара.

3. Во всех жилых и служебных помещениях устанавливается автоматическая
спринклерная система пожаротушения, являющаяся и системой обнаружения пожара.

По степени участия личного состава в использовании противопожарной защиты и характеру воздействия на процесс горения различают пассивную и активную противопожарную защиту.

Конструктивная (пассивная) противопожарная защита судна предназначена:

- для предотвращения возникновения пожаров и взрывов на судне при авариях;

- ограничения распространения пожара по судну при его возникновении;

- создания рубежей борьбы с пожаром, а также путей эвакуации личного состава.

Конструктивная защита зависит от класса судна, особенностей его архитектуры и компоновки, условий эксплуатации. Она не требует энергозатрат и находится всегда в готовности к выполнению своего назначения. При её наличии появляется возможность сокращения комплекса средств и систем активной противопожарной и противовзрывной защиты. Обеспечение конст­руктивной противопожарной защиты:

- разделение судна на противопожарные зоны (40 метров);

- разделение больших пожароопасных помещений на меньшие;

- рациональная компоновка помещений судна;

- рациональное размещение оборудования;

- обеспечение герметичности отсеков и помещений;

- применение негорючих материалов;

Одним из эффективных средств конструктивной за­щиты следует считать разделение помещений на меньшие изолированные отсеки с раз­несением опасных объемов друг от друга, т.е. создание местных противопожарных зон. Часто водонепроницаемые отсеки являются одновременно противопожарными зонами, локализирующими пожар в своих пределах. Переборки и палубы являются границами рубежей обороны по борьбе с пожаром.

В соответствии с Международной Конвенции «SOLAS-74» применяются конструкции на судах следующих типов.

Тип А. Огнестойкие конструкции. Конструкции которые образованы переборками или палубами и которые должны быть:

- изготовлены из стали или другого равноценного материала;

- изготовлены так, чтобы предотвратить прохождение через них дыма и пламени до конца 60 мин. стандартного испытания огнестойкости;

- изолированы негорючими материалами так, чтобы средняя температура на стороне, противоположной огневому противодействию не превышалась более чем на 140ºС по сравнению с первоначальной; при этом температура в любой точке, включая любое соединение, не превышать более чем на 180ºС по сравнению с первоначальной.

В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям присваиваются следующие обозначения: А-60 (в течение 60 мин.); А-30 (30 мин); А-15 (15 мин.); А-0 (0 мин.).

Тип В. Огнезадерживающие конструкции. Конструкции которые образованы переборками, палубами, подволоками или зашивками и которые должны быть:

- целиком изготовлены из негорючих материалов;

- изготовлены так, чтобы они сохраняли непроницаемость для пламени в течение 30 минут стандартного испытания огнестойкости

- снабжены изоляцией такой толщиной, чтобы средняя температура поверхности на стороне, противоположной огневому воздействию не превышалась более чем на 140ºС по сравнению с первоначальной и в любой точке, включая любое соединение не превышалось более чем на 225ºС по сравнению с первоначальной при воздействии пламени с любой стороны.

В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям (выгородки внутри противопожарной зоны) присваиваются следующие обозначения: В-15 (в течение 15 мин.); В-0 (0 мин.).

Тип С. Конструкции выполняемые из одобренных негорючих материалов. Требования о задержании пламени и дыма, а также обеспечения определенного перепада температур не предъявляются.

Назначение таких конструкций – снизить горючий потенциал внутреннего оборудования помещений и конструктивных элементов (зашивка борта, подволока, внутренних легких переборок).

Различные горючие материалы (топливо, краски, дерево, изоляция и прочие) представляют опасность, т.к. являются источниками возникновения пожара и его распространения по судну.

Активная конструктивная противопожарная защита судна предназначена для обнаружения и сигнализации о возник­новении пожара или взрывоопасной ситуации, воздействия на реакцию горения в авто­матическом режиме или с участием человека, предотвращение или подавление взрывов. В состав активной противопожарной защиты входят:

- системы пожарной сигнализации; они играют важную роль в общем, комплексе противопожарных мероприятий на судне.

1. Система обнаружения пожара - предназначена для выявления очага пожара на ранней стадии его развития т.е. подачу сигнала с места возникновения пожара в центральный пожарный пост. Сигнализация бывает автоматическая и ручная. Автоматическую устанавливают в жилых, служебных, кладовых, постах управления, кроме трюмов не оборудованных системой объёмного пожаротушения. Электрические системы автоматической сигнализации состоят из датчиков-извещателей, которые автоматически сигнализируют в рулевую рубку или в специальный пожарный пост о появлении дыма, повышении температуры или появлении огня в контролируемом помещении. В ней используются специальные инфракрасные, тепловые, давления, дифференциальные, температурные и дымовые датчики. Также устанавливают специальные датчики-извещатели, которые приводят в действие вручную.

2. Система оповещения о пожаре - предназначена для подачи звуковых и свето­вых сигналов на командные пункты. На современных судах системы обнаруже­ния и оповещения вводят в единую систему автоматического обнаружения и, как пра­вило, совмещают их с соответствующими системами пожаротушения, например с общесудовой авральной сигнализацией и служит для подачи сигналов отдельно пассажирам и экипажу. К ним относятся колокола громкого боя, световые сигналы, сирены (дублировать по трансляции).

3. Системы предупреждения о включении систем пожаротушения - уведомление экипажа, находящегося в охраняемом помещении, о пуске в действие системы объёмного пожаротушения.

- противопожарныестационарные системы судна;

Системами пожаротушения называют группу судовых систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пены, инертных газов, легко испаряющих жидкостей) к очагу пожара. На гражданских судах к ним относятся:

- водяного орошения - подача воды к оросительным насадкам, где оборудовано, срабатывает автоматически и сигнализирует в рулевую рубку и каюту старпома.

- водяной завес - сплошная водяная завеса. Применяется для защиты открытых палуб паромов, типа "ро-ро".

- водораспыление - МКО, тонко распылённая вода создаёт в топливных отсеках обеднённую кислородную среду, горение не поддерживающую.

- спринклерная - необходима для подачи воды к оросительным насадкам, срабатывает автоматически при повышении температуры (жилых помещениях 80 град.)


- паротушения - насыщенный пар (грузовые трюма, танки, котельное отделение).

- пенотушения - тушения горящих нефтепродуктов;

- объёмного химического тушения - одна из эффективных противопожарных систем, подача легкоиспаряющихся огнегасительных жидкостей из цистерны, баллонов.

- углекислотного тушения - жидкая углекислота;

- тушение инертными газами;

- порошкового тушения;

Все судовые стационарные системы можно классифицировать по их конструктивным особенностям.

По способу использования энергии - автономные и неавтономные.

По огнетушащему составу - водяные, пенные, газовые, порошковые и хладоновые.

По принципу тушения - поверхностного и объемного тушения.

По категориям обеспечиваемых помещений – общесудовые и системы СЭУ.

- переносные средства борьбы с пожаром.

Судовые переносные средства можно классифицировать по отдельным направлением:

- переносные пожарные насосы;

- пожарные стволы и пеногенераторы;

Разработка элементов конструктивной защиты, создание и совершенствование систем и средств борьбы с пожаром проводится на основе анализа случаев взрывов и пожаров на судах, действий по борьбе с пожаром и оценки различных вариантов противопожарной защиты.

3.2 Санитарные, балластные, и осушительные насосы или насосы общего назначения могут рассматриваться как пожарные насосы при условии, что они обычно не используются для перекачки топлива, а если иногда их используют для передачи или перекачки топлива, должны быть предусмотрены соответствующие переключающие устройства


Вопрос:Где должны располагаться ручные пожарные извещатели
Категории:Капитаны; Старшие помощники капитана; Вахтенные помощники капитана
Тип вопроса:Выбор одного ответа (переключатель)
Ответы:
На ходовом мостике
В машинном отделении
В каждом трюме
В каждой пожарной зоне


Рисунок:


Комментарий:
В каждой пожарной зоне должен быть хотя бы один ручной извещатель


Вопрос:Что означает требование «Судовые средства пожаротушения готовы к немедленному использованию» ?
Категории:Капитаны; Старшие помощники капитана
Тип вопроса:Выбор одного ответа (переключатель)
Ответы:
Судовой персонал находится в постоянной готовности к действиям по тушению пожара
Пожарный насос в работе, судовая пожарная магистраль находится под давлением
В районе грузовых операций подготовлены порошковые и пенные огнетушители
Объявлена общесудовая тревога

Комментарий:
Пожарный насос в работе, судовая пожарная магистраль находится под давлением


Вопрос:Согласно требованиям ИМО минимальное количество аппаратов EEBDна каждой палубе грузового судна любого типа должно составлять:
Категории:Капитаны; Старшие помощники капитана
Тип вопроса:Выбор одного ответа (переключатель)
Ответы:
по одному на каждого члена экипажа
не менее 2
не менее 4
на каждого вахтенного


Рисунок:


Комментарий:
Согласно требованиям СОЛАС 74, все суда должны иметь на борту аварийные эвакуационные дыхательные аппараты (EEBD – Emergency Escape Breathing Device) с запасом воздуха не менее чем на 10 минут. На каждой палубе жилой надстройки судна должно находится не менее двух эвакуаторов.


Вопрос:Запас воздуха в дыхательном аппарате, который входит в комплект снаряжения пожарного, должен обеспечить безопасную работу в течение, как минимум
Категории:Капитаны; Старшие помощники капитана
Тип вопроса:Выбор одного ответа (переключатель)
Ответы:
15 минут
30 минут
2 часов


Рисунок:


Комментарий:
1 Снаряжение пожарного должно состоять из:

1.2 дыхательного аппарата одобренного типа, который может быть:

.2 автономным дыхательным аппаратом, работающим на сжатом воздухе, баллоны которого должны содержать не менее 1200 л воздуха, или другим автономным дыхательным аппаратом, способным действовать в течение по меньшей мере 30 мин. На судне должны иметься запасные баллоны к предусмотренному аппарату в количестве, отвечающем требованиям Администрации. На пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, должны быть предусмотрены по меньшей мере два комплекта запасных баллонов для каждого дыхательного аппарата. Все воздушные баллоны для дыхательных аппаратов должны быть взаимозаменяемы.


Вопрос:Какое количество пожарных насосов должно быть на судне валовой вместимостью 2000 peг. т и более?
Категории:Капитаны; Старшие помощники капитана
Тип вопроса:Выбор одного ответа (переключатель)
Ответы:
Один основной и один стационарный аварийный насос с независимым приводом
Два основных и один стационарный аварийный насос с независимым приводом
Два стационарных аварийных насоса с независимым приводом
Все перечисленные средства


Вопрос:Какие средства пожаротушения в котельных и подобных им поме­щениях должны быть предусмотрены на судах?
Категории:Капитаны; Старшие помощники капитана
Тип вопроса:Выбор одного ответа (переключатель)
Ответы:
Стационарная система водораспыления
Стационарная углекислотная установка
Стационарная пенная установка
Одна из вышеперечисленных систем


Рисунок:


Комментарий:
46. Тушение пожаров водой

При использовании воды для тушения пожаров следует учесть влияние скапливающейся в отсеках воды на изменение остойчивости судна, вредное воздействие воды на электрооборудование, возможность короткого замыкания.

Комментарий:
К первичным огнегасительным средствам относятся: огнетушители пенные, огнетушители углекислотные, огнетушители порошковые.

Комментарий:
При поверхностном способе тушения необходимо решительно и непрерывно наступать на очаг пожара, осуществляя массированную подачу воды или пены


Рисунок:


Комментарий:
Установки порошкового пожаротушения предназначены для тушения пожаров следующих классов: А, B, С, электроустановок под напряжением


Рисунок:


Комментарий:
Установки пенотушения используются для защиты на судах помещений, в которых расположены котлы или установки жидкого топлива


Рисунок:


Комментарий:
Установки пенотушения вырабатывают воздушно-механическую пену низкой, средней и высокой кратности

Комментарий:
По огнетушащему составу противопожарные системы и средства можно разделить на водяные, пенные, газовые, порошковые хладоновые

Комментарий:
Водяная противопожарная система – основная система защиты судна о пожара. Она включает в себя: пожарные насосы, трубопроводы, клапаны управления, рукава и стволы

Количество и производительность насосов, диаметр трубопроводов пожарной магистрали, количество кранов и клапанов, а также количество и длина пожарных рукавов, определяется требованиями главы II-2 МК СОЛАС-74

Комментарий:
Все стационарные системы пожаротушения можно классифицировать по использованию энергии, по огнетушащему составу, по принципу тушения, по категориям помещений


Рисунок:


Комментарий:
При применении огнетушащих порошков необходимо учитывать:
способно значительно ухудшить видимость и затруднить дыхание,
не тушит пожаров, связанных с горением материалов, которые содержат кислород


Рисунок:


Комментарий:
При применении углекислого газа для тушения необходимо учитывать:
углекислый газ не может эффективно использоваться для тушения веществ, содержащих кислород
при использовании на открытом воздухе углекислый газ не обеспечивает такого же эффекта, какой возникает в замкнутом пространстве
при заполнении помещения следует поддерживать его концентрацию на заданном уровне.
В замкнутом пространстве углекислый газ токсичен для людей


Рисунок:


Комментарий:
Недостатки воды как огнетушащего средства: она электропроводна, недостаточно смачивает поверхности, снижает остойчивость и уменьшает запас плавучести


Рисунок:


Комментарий:
Вода – наиболее распространенное средство тушения пожаров, что обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью и высокой скрытой теплотой парообразования


Рисунок:

Противопожарные судовые системы

Действие системы водотушения основано на принципе охлаждения горящего предмета и прекращения к нему доступа кислорода путем создания вокруг этого очага атмосферы, не поддерживающей процесс горения и насыщенной образующимися при испарении воды парами. Систему водотушения используют для тушения пожаров во внутренних помещениях, на открытых палубах, надстройках, но она мало эффективна для тушения пожара в толще груза и трюмах сухогрузных судов.

Этой системой нельзя пользоваться при тушении горящего электрического оборудования, аккумуляторных, фонарных, малярных, а также тушении нефтепродуктов на танкерах.

К системе водотушения предъявляются следующие основные требования:

  • в любую возможную точку пожара на судне вода должна подаваться не менее чем двумя струями от независимых пожарных рожков;
  • высота струй должна быть не менее 12 м;
  • производительность пожарных насосов должна одновременно обеспечить включение двух рожков и таких потребителей, как водотушение спринклерной системы, система водораспыления (для тушения пожаров в машинном и котельном отделениях), системы водяных завес, системы пенотушения и др.
  • Система должна обеспечить разветвление рожков таким образом, чтобы на открытых палубах и длинных коридорах рожки устанавливались бы на расстоянии один от другого не менее 20 м. Во внутренних помещениях корпуса и надстроек рожки размещают в коридорах у трапов и у входов в помещения. В машинном и котельном отделениях соответственно устанавливаются по два рожка.
  • Около каждого пожарного рожка размещают рукава с ручными стволами. На открытых палубах длина рукавов составляет 20, а во внутренних помещениях—10 м. Диаметр парусиновых рукавов должен быть не менее 50 мм, внутренний диаметр насадки не менее 13 мм.

На пассажирских судах система водотушения состоит из нескольких кольцевых систем, соединенных между собой вертикальными перемычками. Та магистраль системы, которая располагается в утепленных помещениях, находится под напором воды без круглосуточной работы пожарного насоса, с помощью напорных пневмогидравлических цистерн. С падением давления в пневмогидравлических цистернах сработает реле минимального давления и включит в работу пожарный насос.

Как правило, на пассажирских судах применяется спринклерная водяная система, предусматривающая размещение на трубопроводе спринклерных головок через каждые 2,5—3,5 м. Каждая спринклерная головка имеет клапан, который постоянно закрыт с помощью замка, скрепленного легкоплавким припоем. С повышением температуры в помещениях до 60—100°С припой плавится, замок освобождает клапан, и под давлением воды последний открывается.

Спринклерная головка имеет распылитель, с помощью которого вода при выходе разбрызгивается с радиусом полета 3—4 м. Трубопровод этой системы обычно заполняется сжатым воздухом, но при открытии хотя бы одного спринклера автоматически заполняется водой.

Принципиальная схема системы водотушения на Сухогрузном судне

На судах применяются также стационарные водораспыляющие устройства (дренчеры). Такое устройство состоит из укрепленных вверху у палубы труб, снабженных распыливающими гидравлическими головками через 350 мм. Вода к трубам подается с помощью пожарных рукавов. На сухогрузных судах, где большая часть трубопроводов системы проходит по верхней палубе, трубы находятся в осушенном состоянии. На рис. 147 показана схема системы водотушения на сухогрузном судне. На морских транспортных судах трубопровод водотушения смонтирован из стальных труб диаметром 50—75 мм, а также из медных и медноникелевых труб с бронзовой и латунной арматурой.

Чтобы ликвидировать пожар в самом его начале, необходимо его вовремя обнаружить. С этой целью суда оборудуют системами пожарной сигнализации. Сигналы могут подаваться по радио, колоколами, гудками, сиренами и сетью звонков.

Системы пожарной сигнализации в зависимости от принципа ,их действия бывают электрические и дымовые. С помощью датчиков-извещателей, приводимых вручную или срабатывающих автоматически при появлении дыма, пламени или повышении температуры воздуха в охраняемом помещении, замыкаются или переключаются электрические цепи, в результате чего на приемной станции сигналов приводится в действие световые или звуковые сигналы.

Сигнальная пожарная система ручного управления представляет собой развернутую сеть с датчиками-извещателями кнопочного типа, устанавливаемыми в контролируемых помещениях, коридорах, на палубах. Ею нельзя оборудовать грузовые трюмы, кладовые и другие помещения, где редко бывают люди.

Широкое распространение на судах получили автоматические извещатели, реагирующие на температуру воздуха, на дым или свет пламени возникшего очага пожара. На рис. 148 показана одна из принципиальных схем пожарной сигнализации.

Принципиальная схема системы автоматической электрической пожарной сигнализации

Через датчик-извещатель 2 и соленоид 3 от батареи 1 проходит электрический ток, предотвращая выпадение сердечника из соленоида. Через сопротивление 4 проходит сила тока недостаточная, чтобы привести в действие красную лампу 5 и тревожный колокол 6, установленные на станции приема сигналов от извещателей. Как только под действием температуры воздуха, дыма или пламени сработает извещатель 2, он разомкнет цепь, сердечник соленоида 3 выпадает, ток полной силой поступит в лампу 5 и колокол 6, которые известят обслуживающий персонал о пожарной опасности в районе нахождения извещателя по номеру на приемной станции. При такой системе каждый датчик-извещатель включается в самостоятельную пару проводов (луч), идущих на приемную станцию сигналов. Такая схема называется лучевой. Контроль за исправностью сигнальной пожарной системы, ее постоянной готовностью, осуществляется вторым лучом—контрольной цепью, состоящей из источника электроэнергии 9, белой лампы 10 и звукового сигнала 11 с более слабым звуком. При неисправности источника питания или обрыве провода прекращается снабжение луча током, сердечники соленоидов 7 и 8 выпадут, включится лампа 10 и звуковой сигнал 11. Вахтенная служба будет оповещена о неисправности этой пожарной сигнальной системы. Принцип работы современных датчиков-извещателей основан на преобразовании ультрафиолетового излучения открытого пламени в электрическую энергию или воздействии продуктов сгорания (дыма) на ток ионизированной камеры, используемой как датчик и т. д. Широкое распространение получили в качестве чувствительных элементов извещателей биметаллические пластинки, устанавливаемые в газонапорных корпусах.

Такие материалы, как горючие жидкости, волокнистые вещества и другие, можно тушить путем снижения в зоне очага количества кислорода за счет введения в помещение водяного пара или инертных газов. Система паротушения на судах является наиболее эффектной при тушении пожаров в грузовых трюмах, топливных и масляных цистернах, котельных, машинных и грузовых насосных отделениях, малярных и других помещениях. В паротушении используется насыщенный пар с давлением 6—7 кГ/см 2 . На судне может быть 1—2 или более станций паротушения, от которых пар по независимым трубам поступает в охраняемые помещения. Диаметр труб подбирается так, чтобы помещения можно было заполнить паром не более чем за 15 мин. Открытые отверстия отростков располагаются в верхних частях емкостей, служащих для хранения нефтепродуктов, а в сухогрузных трюмах — на высоте 0,8— 1,0 м от настила пола. Принципиальная схема системы паротушения на сухогрузном судне показана на рис. 149. На каждой станции паротушения имеется табличка с указанием назначения каждого стопорного клапана.

Принципиальная схема системы паротушения на сухогрузном судне

К паротушению предъявляются, кроме отмеченных выше, следующие требования:

  • присоединение трубопровода паротушения к магистрали паровых механизмов не допускается;
  • клапаны для пуска пара должны быть легкодоступны, снабжены отличительными надписями и окрашены в красный цвет;
  • диаметр трубопроводов паротушения должен быть не менее 20 мм;
  • трубопровод должен быть изготовлен из стальных цельнотянутых труб, арматура — из стали, с бронзовыми гнездами и направляющими;

Химическая пена представляет собой продукт реакции щелочных и кислотных растворов в присутствии стабилизаторов, а воздушно-механическая пена — механическую смесь пенообразователя, воды и воздуха. Для получения химической пены применяют, например, смесь сернокислого алюминия и каолина с добавками экстракта лакричного корня и другие составы в виде порошка.

На судах широкое распространение получил пеногенератор ПГ-50-С, применяемый в системах для выработки химической пены. Порошок засыпается в бункер, имеющий защитную сетку, и через невозвратный клапан подсасывается потоком воды. От смешания порошка и воды в выходном диффузоре и трубопроводах за пеногенератором образуется пена.

Химическая пена является достаточно эффективным средством тушения пожара в машинно-котельных отделениях, в топливных отсеках и других помещениях. Однако системы химического пенотушения имеют ряд недостатков, которые дают основание на новых судах отдать предпочтение системам, вырабатывающим воздушно-механическую пену. К недостаткам можно отнести, например, разрушение пены при посылке ее через трубопровод, превышающий длину 60—80 м, при длительном хранении пенопорошок комкается и теряет пенообразующие качества.

Для получения воздушно-механической пены в качестве пенообразователя используют не порошок, а пенообразующую жидкость, при взаимодействии которой с водой и воздухом образуется пена. Применяется пресная и морская вода, но интенсивность пенообразователя при морской воде несколько меньшая. На рис. 150 показана схема станции воздушно-механического пенотушения, в которой пена образуется непосредственно за резервуаром, хранящим смесь пенообразователя с пресной водой. От системы сжатого воздуха по трубопроводу к резервуару подается воздух, когда открывается клапан. Смесь пенообразователя с водой вытесняется из резервуара воздухом по сифонной трубке, в которой имеется отверстие, расположенное под свободным уровнем жидкости в резервуаре. Через отверстие воздух также попадает в сифонную трубку и, насыщая смесь пенообразователя с водой, способствует образованию воздушно-механической пены. По пенопроводу пена поступает в охраняемое помещение (на участок пожара) и с помощью крана, шланга и крана с соплом подается на очаг пожара. Как правило, систему обслуживают две станции, рассредоточенные в отдельных отсеках. По устранению пожара система продувается воздухом. Практически на 1 м 3 воздушно¬механической пены необходимо 1—1,5 кг пенообразователя и 100 л воды.

Схема станции воздушно-механического пенотушения ПГ-50-С

Существует и ряд других устройств воздушно-механического пенотушения. Утечки воздуха из баллонов контролируют показанием манометров. Если показание анализов отрицательное, пенообразователь следует сменить. Температура в помещениях станций должна быть не ниже +3°С. В процессе подготовки системы к действию проверяют наличие пенообразователя в резервуарах и воздуха в воздушных баллонах. Со щита дистанционного управления проверяют работу дистанционных клапанов и клинкетных задвижек, а также выполняют другие манипуляции в соответствии с инструкцией.

Для тушения пожаров легко воспламеняющихся жидкостей, волокнистых материалов и находящегося под напряжением электрического оборудования применяется углекислота. Запасы углекислоты хранятся на станциях углекислотного тушения в стальных баллонах емкостью 40 л, размещенных группами (батареями). Расположение помещений для углекислотных станций подбирается таким образом, чтобы оно было изолировано от жилых и служебных помещений газонепроницаемыми перегородками. Углекислотное помещение обязательно должно иметь непосредственный выход на палубу, хорошую вентиляцию и тепловую изоляцию стенок. Температура помещений не должна быть выше +40° С и ниже +2° С. В углекислотных станциях баллоны размещают обычно двумя-тремя группами (батареями), причем каждая группа, состоящая более чем из 6 баллонов, имеет ручное управление пуска, осуществляемое перемещением штанги или натяжением троса усилием одного человека. Ручное управление используется в качестве резервного, при наличии пневматического или электрического привода на более крупные батареи. Система с двумя станциями тушения показана на принципиальной схеме рис. 151.

Принципиальная схема углекислотной системы с двумя станциями тушения

При произвольной разрядке углекислота из баллона поступает в предохранительный трубопровод 9, отводящий ее в атмосферу. Свисток 10 извещает о саморазрядке баллонов. Давление углекислоты в трубопроводе контролируется манометром 7. Работает система следующим образом. Пневматическое управление открывает доступ углекислоты в систему из основной батареи. Ручным приводом можно добавочно включить резервную группу. С помощью стопорных клапанов 8 и 5 углекислый газ через кольцевой трубопровод 2 и насадку 1 подается в помещение, охваченное пожаром.

Углекислотная установка должна обеспечить заполнение помещения с очагом пожара на 30% его объема не более чем за 15 мин. От баллонов до стопорного клапана 8 применяют медные, а на участке от этого клапана до выпускных насадок— стальные оцинкованные трубы. В соединениях применяются фибровые прокладки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: