Какие природные объекты ресурсы находятся в собственности государства

Обновлено: 25.04.2024

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

10.2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные объекты и ресурсы

Основу правового регулирования отношений права собственности на природные ресурсы составляют положения Конституции РФ. Согласно ч.2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; ст. 71 и 72 устанавливают разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Непосредственно формы собственности на каждый природный ресурс, основания возникновения, прекращения и порядок осуществления права собственности конкретного субъекта устанавливаются отраслевыми природоресурсными законами – Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом о недрах РФ, Федеральным законом о животном мире и др.

Таким образом, право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой институт экологического права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу возникновения, осуществления и прекращения права собственности различных субъектов на отдельные природные ресурсы и природные объекты.

Субъективная точка зрения определяет право собственности на природные ресурсы как содержание правомочия конкретного субъекта – собственника конкретного природного ресурса и механизм их реализации, устанавливает права и обязанности по владению, использованию, распоряжению данным природным ресурсом и его охране.

Особенностью правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы является то, что человек, являясь частью природы, не может существовать, не используя в той или иной степени различные природные ресурсы, поэтому вопросы установления права собственности на данные объекты в высшей степени значимы как для отдельного человека, так и для государства и общества.

Согласно положениям п. 1 ст. 209 части первой Гражданского кодекса от 30.11.1994 № 51-ФЗ содержание права собственности составляют правомочия владения, пользования и распоряжения. При этом в отношении природных ресурсов как объектов права собственности указанные правомочия реализуются особенным образом.

Так, правомочие владения природными ресурсами проявляется как основанная на законе возможность иметь у себя данный природный ресурс, содержать его в своем хозяйстве (например, фактически обладать земельным участком, числить на своем балансе и т. п.). Правомочие пользования природными ресурсами выступает как возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования природного ресурса путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (например, использование земельных участков для нужд сельского хозяйства, лесных участков для заготовки древесины и т. п.).

Правомочия распоряжения природными ресурсами означает возможность определения их юридической судьбы путем изменения их принадлежности, состояния или назначения (отчуждение земельных участков и иных природных объектов по договору или иным сделкам, передача земельных участков по наследству и т. п.).

В качестве характерной особенности следует отметить, что право собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами дополняет возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды.

Так, согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Следует отметить, что не все природные объекты и природные ресурсы могут являться объектом права собственности. Установление права собственности возможно на землю (земельные участки и их части), недра (участи недр), леса (лесные участки и лесные насаждения), воды (водные объекты), животный мир и водные биологические ресурсы, а также на особо охраняемые природные территории. То есть, атмосферный воздух ввиду его физических свойств объектом права собственности являться не может.

Субъектами права собственности на природные ресурсы в соответствии со ст. 212 ГК РФ могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. При этом законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В силу специфики и публичного значения природных ресурсов нахождение их в частной собственности существенно ограничено.

В частной собственности могут находиться:

– добытые из недр собственниками земельных участков общераспространенные полезные ископаемые (песок, глина, торф, гравий ст. 1.2 Закона РФ «О недрах);

– небольшие обособленные водные объекты – пруды, обводненные карьеры, – находящиеся на земельном участке, являющемся собственностью гражданина или юридического лица (ст. 8 Водного кодекса РФ), а также водные биоресурсы, находящиеся в этих прудах и обводненных карьерах (ч. 2 ст. 10 Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);

– объекты животного мира, изъятые из среды обитания (сельскохозяйственные и другие одомашненные животные, дикие животные, содержащиеся в неволе ст. 4 Федерального Закона «О животном мире»);

– древесно-кустарниковая растительность, произрастающая на земельном участке, являющемся собственностью гражданина или юридического лица (ст. 20 Лесного кодекса РФ).

Муниципальной собственностью на природные ресурсы является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Правовой режим муниципальной собственности на природные ресурсы основывается на Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» включает в состав муниципального имущества земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с ФЗ. Сюда же входят пруды, обводненные карьеры, леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством РФ. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, владеют, пользуются и распоряжаются такими участками. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.84 ЛК РФ могут передаваться юридическим лицам в аренду, а гражданам в безвозмездное срочное пользование. Порядок и условия передачи устанавливаются в соответствии с лесным, земельным и гражданским законодательством.

Федеральное законодательство не устанавливает права собственности на недра муниципальных образований. В компетенцию органов местного самоуправления входит выдача разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Что касается права собственности на водные объекты, то Водный кодекс устанавливает, что муниципальная собственность допускается только на обособленные водные объекты согласно ст. 34 ВК РФ. В собственности муниципального образования могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К ним относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Объектами права государственной собственности признается довольно широкий круг природных объектов и ресурсов природы. Это воды, недра, леса, особо ценные и охраняемые объекты и территории. Данные объекты Конституцией РФ и другими федеральными законами относятся к государственной собственности. В каждом случае характер природного объекта, его хозяйственное, экологическое и иное назначение играют существенное значение и в природоресурсном праве. В этом находит отношение закрепление особенностей регулирования в отношении каждого из них.

Право собственности на землю.

Наиболее важное значение среди объектов природы играет земля, что дало основание для установления особого правового режима этого природного объекта. Земельное законодательство установило разнообразные формы собственности на землю. Порядок распоряжения категориями земель различен и устанавливается в зависимости от того, разграничены ли эти земли или нет.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Также следует отметить, что ст. 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Право собственности на водные объекты.

Водный кодекс в ст. 8 указал, что водные объекты находятся преимущественно в федеральной собственности. Исключения составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответственно субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Законодатель установил неразрывную связь водного объекта с земельным участком, в границах которого находится этот объект. Так, в ч. 3 ст. 8 ВК РФ определено, что право собственности субъектов на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого они находятся. Не допускается отчуждение указанных водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которого они расположены.

Право собственности на леса.

В федеральной собственности согласно ст. 8 ЛК РФ находятся лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, которые не находятся в сфере гражданско-правового регулирования. Правовое положение лесных участков определено ЛК РФ, что они находятся в государственной и муниципальной собственности и могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду. Лесной кодекс установил цели, для которых собственник может предоставлять лесные участки. Это прежде всего строительство и эксплуатация водных объектов, портов и прочее (ст. 44–46 ЛК РФ).

Право собственности на недра.

В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» устанавливается, чтонедра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Ни сами недра, ни их участки не являются предметами гражданского оборота. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в Федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Право собственности на недра и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы принадлежат исключительно РФ. Предоставление участков недр в пользование осуществляется на основе административного решения (лицензии) и договоров (соглашений о разделе продукции).

Субъектами права государственной собственности на недра и ресурсы недр признается РФ. От ее имени выступают соответствующие государственные органы. Пользователями недр признаются юридические лица и в незначительной части физические лица, как российские, так и иностранные, в равной мере в соответствии с законодательством о недрах.

Право собственности на животный мир.

Регулирование объектов животного мира осуществляется ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ и ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12. 2004 № 166-ФЗ.

К основным признакам животного мира относятся биологическое разнообразие и возобновляемость объекта, устойчивое существование (подобно водным и лесным ресурсам). Обладая суверенными правами, Российская Федерация в отношении объектов животного мира осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в соответствии с другими ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ и нормами международного права. Это означает, что никто не может использовать объекты животного мира, обитающие на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, без ее согласия. Животный мир, включая водные биологические ресурсы в пределах территории РФ, является государственной собственностью, разграниченной на федеральную и собственность субъектов РФ, в порядке, установленном федеральным законом.

Вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов.

К федеральной собственности относятся следующие объекты животного мира:

– редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

– обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

– населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

– подпадающие под действие международных договоров РФ;

– отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

– естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Федерации.

Отношения по владению, пользованию, распоряжению объектов животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в которой они не урегулированы Федеральным законом.

Право собственности на особо охраняемые территории и объекты.

К землям особо охраняемых территорий относятся земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, оздоровительное, рекреационное, историко-культурное значение. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов Российской Федерации);

– государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов Российской Федерации);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионального и местного значения).

Особо охраняемые территории и объекты относятся к объектам общенационального достояния.

Государственные природные ресурсы – это компоненты окружающей природной среды, объекты природного происхождения и объекты природно-антропогенного происхождения, которые применяются или могут быть применены при реализации хозяйственной и иной экономической деятельности как источники энергии, продукты производства и потребления, имеющие потребительскую ценность и составляющие базу для экономического развития отдельной территории и государства в целом.

Понятие государственных природных ресурсов

Действующей Конституцией гарантируется защита права собственности на природные ресурсы, которые рассматриваются как важнейший фактор экономического развития и экологической безопасности страны. При этом конституционными положениями гарантируется равная защита всех форм собственности и устанавливается, что земельные ресурсы и иные природные ресурсы могут находиться в собственности государства, муниципалитета частного лица и быть объектом иных форм собственности.

Конституция устанавливает и пределы осуществления прав, в том числе права собственности указывая, что свобода пользоваться, владеть и распоряжаться природными ресурсами не должна наносить ущерба природе, а также нарушать права иных лиц.

Вопросы собственности на природные ресурсы в отечественном правопорядке имеет длительную историю развития. В Советском государстве отрицалась частная собственность, природные ресурсы находились в исключительной собственности государства. Сегодня проблема приобретения природных ресурсов в собственность также остается важнейшим аспектом правового регулирования.

Для того чтобы определить категорию природные ресурсы необходимо отграничить ее от категории природные объекты. Природные объекты – это первичное понятие, а категория природных ресурсов – вторичная, следующая из этого первичного понятия. Природные объекты представляют собой часть природной среды, то есть представляют собой совокупность элементов природной среды природного и антропогенного характера, а также природно-антропогенного характера. Все природные объекты естественного происхождения существуют независимо от воли человека, находятся в естественной среде и потребительской стоимости не имеют.

Готовые работы на аналогичную тему

Природные объекты, которые частное лицо, муниципалитет, государство использует в своих целях становятся природными ресурсами. Природные ресурсы - это компоненты природы, природные объекты, природно-антропогенные объекты, используемые государством, муниципалитетом, частным лицом для реализации хозяйственной деятельности и иной экономической деятельности как источники энергии, продукты производства и потребления, имеющие потребительскую ценность.

С этой точки зрения природные ресурсы следует рассматривать как важнейший фактор экономического развития государства в целом и отдельной территории. Исходя из имеющихся природных ресурсов на территории должна формироваться инфраструктура, коммуникации, производственные мощности для их эффективного использования. Это требует при разработке и реализации стратегий и программ экономического развития территории учитывать исходные характеристики природной окружающей среды, наличие и специфику природных ресурсов, прежде всего, возможность их инновационного использования при сохранении таких ресурсов или возможность их возобновления, то есть использования их с учетом требований экологической безопасности.

Содержание и значение государственных природных ресурсов как основы экономики России

Наличие у государства или отдельной территории природных ресурсов – это главный экономико-политический фактор стабильного развития экономики государства и экономики региональных территорий, в частности. Определение экономического потенциала всякой территории включает в себя, в том числе определение следующих аспектов:

  • установление структуры природных ресурсов;
  • установление величины запасов природных ресурсов;
  • установление качества природных ресурсов;
  • степень исследования природных ресурсов;
  • направления использования природных ресурсов и степень их освоения.

Экономический потенциал России во многом связан с минеральными природными ресурсами, в том числе месторождениями нефти, угля, газа, металлическими и неметаллическими полезными ископаемыми. Использование указанных природных ресурсов в значительной степени формирует государственный бюджет.

Сегодня в стране насчитывается около 20000 месторождений, четверть которых осваивается производством.

Для реализации экономического производственного потенциала государства необходимо внедрять и использовать в добыче природных ресурсов эффективные технологии, которые позволят доступно и легко осваивать ресурсы, поскольку в том случае, когда освоение реализуется посредством использования трудоемких методов производства, производство становится малоэффективным и невыгодным.

Пути повышения эффективности использования государственных природных ресурсов для развития экономики

Сегодня для эффективного экономического развития перед государством стоит задача системного развития экономики, в том числе добывающей и обрабатывающей отрасли. Необходимо не только осваивать природные ресурсы, но и внедрять новые технологии производства для развития обрабатывающей промышленности, создания отечественного конкурентоспособного продукта.

Указанное актуализирует необходимость соединения потребностей населения, государства, науки и бизнеса. Иными словами, производство должно быть ориентировано на запросы населения и отвечать требованиям экологической безопасности. Производство должно развиваться на научной основе, то есть на разработке и внедрении инновационных технологий, актуальных для конкретной сферы добывающей или обрабатывающей промышленности. Кроме того, необходимо развивать сферу услуг – организации, обслуживающие производственные мощности, а также налаживающие каналы взаимодействия между научными организациями, представителями бизнеса, представителями государства.

Содержание права муниципальной собственности на природные ресурсы

Право муниципальной собственности на природные ресурсы – это гарантированное законом право муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, иными природными объектами, находящимися на территории муниципального образования, для целей обеспечения нужд местного сообщества и рационального природопользования.

Перед современными государствами стоит задача обеспечения национальных интересов, в том числе в сфере организации рационального природопользования, защиты природных объектов, их восстановления. Так, сегодня недопустимо сводить общественные интересы в сфере природопользования исключительно к удовлетворению нужд населения в природных богатствах, ввиду исчерпаемости ресурсов природы приоритетными направлениями публично-правового регулирования в области использования природных ресурсов является обеспечение разумности такого использования при обеспечении их сохранения и восстановления.

Указанным обусловлено содержание права собственности публично-правовых образований, в том числе муниципалитетов, на природные ресурсы. Такое право включают в себя категорию разумного управления природопользованием. Природоохранная деятельность как элемент реализации права собственности на природные ресурсы предполагает систему норм права, регулирующих деятельность органов федерального, регионального и местного уровней, а также субъектов частной собственности, направленных на обеспечение защиты национальных ресурсов природы разумного использования природных ресурсов, их воспроизводства и формирования благоприятной среды для проживания населения – среды экологической безопасности.

Право собственности в отношении ресурсов природы характеризуется специфическими чертами. Конституционно закреплено, что природные ресурсы – это основа жизнедеятельности населения, национальное богатство, что предопределяет необходимость введения дополнительных инструментов защиты природных ресурсов. Исходя из этого, на собственника природных ресурсов возлагаются дополнительные обязанности по рациональному использованию ресурсов, в отношении отдельных объектов устанавливаются ограничения по использованию или такие объекты в целом изымаются из гражданского оборота.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве главных субъектов права собственности на природные ресурсы законодательством называется государство в лице органов публичного управления федерального и регионального уровней, а также муниципалитет в лице органов публичного управления местного уровня, граждане и организации. Право муниципальной собственности наряду с правом собственности других категорий субъектов на природные ресурсы подлежит защите в равной мере, хотя наиболее широкий спектр полномочий по реализации права собственности на природные ресурсы предоставлен государству. Это связано с тем, что природные ресурсы составляют достояние всего народа и должны подвергаться повышенной охране как основа жизнедеятельности населения и с тем, что крайне затруднительно обеспечить рациональное использование ресурсов природы исключительно силами органов публичного управления местного уровня и тем более силами отдельных представителей населения.

Состав муниципальной собственности на природные ресурсы

Отечественное земельное законодательство своими положениями включает в состав собственности муниципалитета следующие земельные участки:

  • участки земли, которые признаны собственностью муниципалитета, федеральным законодательством или приняты на его основе законодательством региона;
  • участки земли, право собственности муниципалитета в отношении которых возникло в связи с разграничением собственности государства на земельные участки;
  • участки земли, которые были приобретены муниципалитетом в порядке и на основаниях, закрепленных гражданским законодательством;
  • участки земли, которые безвозмездно были переведены собственность муниципалитета из собственности Федерации;
  • участки земли, которые переданы регионом из своей собственности в собственность муниципалитета для целей обеспечения развития местного сообщества. Причем такие земельные участки могут находиться за пределами территории муниципалитета;
  • участки земли, которые переданы регионом из своей собственности в муниципальную для последующей передачи определенным категориям населения или организациям, учрежденным для оказания помощи менее защищенным слоям населения;
  • земельные участки, которые находились в собственности одного муниципалитета и были переданы в собственность другого безвозмездно для предоставления нуждающимся гражданам.

Кроме того, когда иное не предусматривается положениями федерального законодательства участок земли, в отношении которого имеется отказ собственника, с момента регистрации прекращения права собственности становится собственностью муниципалитета.

Муниципалитет вправе осуществлять передачу земли, находящейся в его собственности, в пользование гражданам и организациям.

Отечественный водным законодательством определено, что в собственности муниципалитетов могут находиться поверхностные водные объекты. Такие объекты являются общедоступными для населения.

Лесные участки, находящиеся на землях муниципалитета, является муниципальной собственностью и также могут предоставляться на основании решения органов публичного управления местного уровня в пользование на срочной или бессрочной основе.

В состав имущества, образующего муниципальную собственность, включаются находящиеся в границах муниципальных образований особо охраняемые природные территории местного значения (лечебные, оздоровительные, курортные).

Недра входят в состав собственности государства, но добытые из них ресурсы поступают в муниципальную собственность, когда их добыча разрешена муниципалитету.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 17.07.2021

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Ст. 9 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который высказал следующую позицию.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы*(34).

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Развивая правовую позицию Конституционного Суда РФ, следовало бы признать, что в отношении природных ресурсов как публичного достояния субъектом права собственности должен выступать весь народ, а не конкретное местное сообщество, на чьей территории расположены природные ресурсы. Провозглашение природных ресурсов основой жизни и деятельности народов (населения) предполагает повышенную роль государства, поскольку именно государство выражает интересы населения в целом. Иными словами, природные ресурсы в таком толковании должны находиться исключительно в государственной собственности. Заметим, однако, что формулировка конституционной нормы предполагает, что земля и другие природные ресурсы «используются и охраняются», что не означает исключительной государственной собственности на них. Этот вывод подтверждается и частью второй комментируемой статьи 9 КРФ. Следует отметить, что использование и охрана природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов обязательно предполагает наличие определенных ограничений прав собственника, направленных на наиболее рациональное использование потребляемых ресурсов с соблюдением интересов всего общества, что может выражаться, например, в повышенных налогах на использование природных ресурсов, возложении на собственника обязанностей по охране природных ресурсов и их сохранении и восстановлении, если это возможно. Однако исключительная государственная собственность на природные ресурсы непосредственно из норм Конституции РФ не вытекает.

Таким образом, норма части первой комментируемой статьи должна трактоваться как обязанность органов власти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов, их охране от нерационального использования, порчи, заражения, восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, с учетом обеспечения прав будущих поколений. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения *(36).

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля над указанной деятельностью.

2. Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Вопрос о собственности на природные ресурсы довольно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не могут выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Норма части второй комментируемой статьи сформулирована таким образом, что, с одной стороны, в ней провозглашена возможность нахождения природных ресурсов в любой форме собственности, а с другой — формулировка «могут находиться», как отметил Конституционный Суд РФ, означает, что, допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция Российской Федерации не обязывает к тому, чтобы все природные ресурсы находились в этих различных формах собственности*(37).

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 18 июля 2008 г.) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности*(38).

Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу*(39). Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом*(40).

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»*(41) исходит из того, что животный мир (совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью (Российской Федерации или ее субъектов).

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, из действующего законодательства следует, что природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и ее субъектов.

Эта позиция законодателя наиболее полно соответствует части первой комментируемой статьи в предложенной Конституционным Судом России трактовке. При этом в последние годы наблюдается тенденция к передаче данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю*(42). Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

ГАРАНТ:

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

Информация об изменениях:

Постановлением ВС РФ от 27 января 1993 г. N 4375-1 раздел II настоящего приложения дополнен пунктом 8

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 сентября 1993 г. N 15-П пункты 2 и 3 раздела IV настоящего приложения в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики признаны не соответствующими частям второй и третьей статьи 11-1, пункту "г" части первой статьи 84-11 Конституции РФ в редакции от 21 апреля 1992 г. и Федеративному договору

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газофикации (кроме вошедших в Приложение 3).

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживющие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: