Какие органы осуществляют общегосударственный финансовый контроль рб

Обновлено: 28.04.2024

Система финансового контроля в РБ определена Указом Президента № 510 от 16 октября 2009 года «О совершенствовании контрольной деятельности в РБ». Указом определен перечень контролирующих органов, перечислены их полномочия. Указ начал действовать с 01.01.2010 года изменения в данный Указом внесены указом 332.

Система финансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Независимый финансовый контроль– это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.

Общественный финансовый контрольв нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.

Формы финансового контроля

Формы финансового контроля - это способы конкретного выражения и организаций контрольных действий.

Финансовый контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. По формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий контроль позволяет так же оперативно “замерять”отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

Последующий контроль производится после совершения операции т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии.

Методы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые принято обозначать понятием «методы».

Методы финансового контроля – это приемы, средства и способы его осуществления.

К основным методам относятся: 1) наблюдение 2) проверка 3) обследование 4) анализ 5) ревизия

1) Наблюдение- это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.

2) Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины.

3)Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.

4) Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины.

Проверка подразделяются на несколько видов:

1) по содержанию (доказательные и фактические)

2) по способу назначения (плановые и внеплановые)

3) по степени охвата данных (сплошные и выборочные)

4) по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)

Проверки– самые эффективные методы финансового контроля. Как правило, различают встречные, оперативно тематические, комплексные, плановые и внеплановые проверки.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

Тематическая проверка проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная проверка включает все участки и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

В зависимостью от правовой природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, финансовый контроль может быть:

1.Общегосударственным или вневедомственным – осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание Республики Беларусь и местные Советы депутатов осуществляют фи­нансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюдже­тов, заслушивании отчетов органов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии парламента в процессе своей деятельности анализируют и прове­ряют финансовую информацию. До представления на рас­смотрение парламента проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соот­ветствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

2.Ведомственным – осуществляют минис­терства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны ре­гулярно проводить на подведомственных предприятиях доку­ментальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления.

3.Внутрихозяйственным - осущест­вляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспе­чении сохранности денежных средств и материальных ценнос­тей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

4.Независимым (аудиторским) – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых опера­ций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и кли­ентом заключается соответствующий договор.

5.Общественным - осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному отно­сятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотреблений в финансовой сфере.

Значение финансового контроля заключается в том, что он является одним из важнейших средств обеспечения законности в финансовой деятельности. Финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, страхования и т.д.

Формами финансового контроля являются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на:

1.Предварительный - предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Цель этой формы - она позволяет предупредить нарушения законов, неправильное, нецелесо­образное расходование средств, устранить излишества, вы­явить резервы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансировании по бюджету.

2.Текущий - осуществляется в процессе совер­шения хозяйственных и финансовых операций. Он позволяет оперативно «замерять» отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины.

3.Последующий - проводится после совершения опе­раций, т.е. после того, как выполнены планы, поступили дохо­ды, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Последующий контроль проводится путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий на месте.

Под методами финансового контроля понимают приемы, средства и способы его осуществления. Основными методами финансового контроля являются: обследование, анализ, заслушивание отчетов, рассмотрение проектов фи­нансовых планов, проверки и ревизии.

Ревизия – это основной метод финансового контроля, который представляет собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.

Ревизии подразделяются на несколько видов. По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. По способу назначения ревизии делятся на плановые и внеплановые. По степени охвата данных ревизии делятся на сплошные и выборочные. По объему ревизуемой деятельности они подразделяются на комплексные и тематические.

Государственный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляется органами, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органами, специально созданными для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и управления общей компетенции (Совет Министров Республики Беларусь, Служба контроля администрации Президента Республики Беларусь), для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения.

К специальным органам финансового контроля относятся:

1.Комитет государственного контроля - осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Комитет государственного контроля в пределах своей компетенции координирует контрольную деятельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в Республике Беларусь.

2.Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь - создается Президентом Республики Беларусь в целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.Национальный банк Республики Беларусь - осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства, осуществляет регулирование их деятельности и надзор за этой деятельностью.

4.Министерство финансов Республики Беларусь, областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы. Они осуществляют контроль за исполнением республиканского бюджета, своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов, состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах и др.

5.Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов (ГКРУ) осуществляет контроль за использованием бюджетных ассигнований, контроль за работой нижестоящих финансовых органов по составлению и исполнению местных бюджетов, а также за состоянием внутриведомственного контроля. В про­цессе своей работы ГКРУ взаимодействует с другими контролирующими и правоохранительными органами.

6.Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, его управления, отделы, инспекции по областям и городу Минску, районам, городам, районам в городах. В их функции входит: учет предприятий и граждан в Государственном реестре налогоплательщиков; обеспечение поступления налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве; взыскание в бюджет недоимок по налогам; обеспечение в пределах своей компетенции взыскание штрафов и других зачисляемых в бюджет санкций; обеспечение учета, оценки и реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов и имущества, перешедшего по наследству государству и др.

7.Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, департамент страхового надзора Министерства финансов и др.

Различают специализированные и общегосударственныеорганы финансового контроля, их контрольная деятельность осуществляется в соответствии с нормами Указа Президента Республика Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ».

Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Объектами его наблюдения являются:

•исполнение республиканского бюджета, соблюдение законодательства в области финансовых и налоговых отношений;

•расходование средств республиканского и местных бюджетов;

•исполнение актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации, инвестиционной деятельности, торговли, страхования и иных сфер финансово-хозяйственной деятельности.

К общегосударственным органам относятся: Президент Республики Беларусь; Совет Министров Республики Беларусь; отдельные министерства и государственные комитеты, наделенные особыми полномочиями для регулирования финансовых ресурсов в различных сферах; Национальный банк Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку наделен правом председательствовать на заседаниях Совета Министров и его Президиума, руководить деятельностью республиканских органов исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции и законов страны, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за другими органами исполнительной власти. При этом он взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой финансовой политики государства. Национальный банк принимает участие в разработке и выполнении государственных программ социально-экономического развития и контролирует денежное обращение в республике.

Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проверяет соблюдение финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнение требований финансовых законов; исполнение республиканского бюджета; своевременность поступления доходов и эффективность расходования (по назначению) средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состояние контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

В системе Министерства финансов Республики Беларусь исключительно контрольные функциивыполняютГлавное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах. В их функции входят:

•осуществление контроля за соблюдением министерствами, предприятиями, организациями, учреждениями финансово-бюджетного законодательства;

•контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств органами государственного управления, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций;

•проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета;

•проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений;

• анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов.

Важная роль в системе государственного контроля принадлежит Главному государственному казначейству, основными задачами которого являются:

• контроль доходной и расходной частей бюджета в процессе его исполнения;

контроль за исполнением государственных бюджетных и внебюджетных фондов;

• контроль (совместно с Национальным банком Республики Беларусь) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга.

Кроме того, к особым органам государственного финансового контроля относится Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, лицензировании, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Аналогичные задачи в регионах осуществляют налоговые инспекции. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях.

Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Государственного комитета по ценным бумагам и Комитета по надзору за страховой деятельностью.

В современных условиях ведомственный контроль в основном осуществляется министерствами и ведомствами в отношении подчиненных им предприятий и организаций. В отраслевых министерствах создаются специальные контрольно-ревизионные управления или отделы для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности и поверки отдельных участков хозяйствования. Как правило, такие проверки и ревизии на государственных предприятиях помогают определить экономическую целесообразность реализуемых мероприятий и законность операций, выявить отдельные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

В процессе своей работы каждое функционирующее предприятие и организация постоянно осуществляет внутрихозяйственный финансовый контроль с целью проверки своевременности и правильности денежных поступлений, измерения уровня затрат, анализа эффективности использования имущества и капитала, изучения итогов хозяйствования и других показателей, которые характеризуют рациональное и результативное расходование всех ресурсов.

Государственный финансовый контроль в РБ осуществляется органами, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органами, специально созданными для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы гос. власти и управления общей компетенции (Совет Министров Республики Беларусь, Служба контроля администрации Президента Республики Беларусь). На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения.

К специальным органам финансового контроля относятся:

1.Комитет государственного контроля - осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

2.Совет по координации контрольной деятельности в РБ - создается Президентом РБ в целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.НБРБ - осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства, осуществляет регулирование их деятельности и надзор за этой деятельностью.

4.Министерство финансов РБ, областные фин. управления, районные и городские фин. отделы. Они осуществляют контроль за исполнением республиканского бюджета, своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств респуб. бюджета и внебюджетных фондов, состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах и др.

5.Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов (ГКРУ) осуществляет контроль за использованием бюджетных ассигнований, контроль за работой нижестоящих финансовых органов по составлению и исполнению местных бюджетов, а также за состоянием внутриведомственного контроля. В про­цессе своей работы ГКРУ взаимодействует с другими контролирующими и правоохранительными органами.

6.Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, его управления, отделы, инспекции по областям и городу Минску, районам, городам, районам в городах.

7.Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, департамент страхового надзора Министерства финансов и др.


Финансовый контроль— экономическое понятие, которое может иметь самый широкий спектр интерпретаций. Рассмотрим наиболее популярные из них в российской экспертной среде, а также изучим ряд важнейших аспектов данного вида контроля.

Понятие финансового контроля

Под финансовым контролем подразумевается процедура либо совокупность процедур, направленных на оценку соответствия деятельности той или иной организации в области управления денежными средствами нормам, установленным в законодательных правовых актах, утвержденных на различных уровнях.

Рассматриваемый термин часто отождествляется с понятием финансовой проверки. В ряде случаев это вполне допустимо, но следует понимать, что проверка — это лишь один из возможных методов финансового контроля.

Наряду с проверками финансовый контроль может выражаться в виде:

  • анализа;
  • обследования;
  • наблюдения.

Изучим их специфику подробнее.

Смотрите образец Положения о службе внутреннего контроля предприятия в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Основные методы финансового контроля: проверка, анализ, обследование, наблюдение

Проверка предполагает осуществление мероприятий, направленных на выявление фактов нарушения организацией норм управления денежными средствами. Она носит достаточно комплексный характер и может предполагать задействование широкого спектра дополнительных методов.

Сущность второй процедуры, формирующей финансовый контроль либо являющейся его составной частью, — анализа — заключается вобнаружении не только фактов нарушений в процедурах управления финансами предприятия, но и причинно-следственных связей, обуславливающих возможные отклонения в финансовой деятельности проверяемой организации от установленных норм. Анализ в рамках финансового контроля характеризуется рассмотрением процессов управления финансами на предельно низком уровне максимально локализовано.

Обследование, в свою очередь, направлено не на выявление фактов нарушения норм управления финансами, а на своевременный поиск причин, их обуславливающих.

Наблюдение — «облегченный» вариант обследования, предусматривающий обнаружение причин, обуславливающих нарушения в управлении финансами, однако не по причине акцентированного их поиска, как при обследовании, а в силу того, что они становятся очевидным образом заметными при общем ознакомлении с деятельностью объекта контроля.

Рассмотрим несколько простых примеров задействования тех или иных методов финансового контроля.

Пример 1. Метод проверки и анализа

Аудиторская фирма «Партнер» стала проверять первичные документы ООО «Мастер» и выявила методом проверки, что таковые составлены сприменением некорректных бланков. Посредством анализа было выявлено, что причина тому — использование устаревшей бухгалтерской программы, вкоторой прописаны утратившие силу формы бланков.

Пример 2. Метод обследования

Аудиторская фирма «Инвестор» стала проверять первичные документы ООО «Кутюрье». Спомощью метода обследования инфраструктуры и ПО, используемых фирмой, было выявлено, что на компьютерах проверяемой организации установлена устаревшая бухгалтерская программа, вследствие чего стало очевидно, что бланки первички, созданные с ее помощью, составлены неправильно.

Эксперт аудиторской фирмы «Инвестор», получив в распоряжение главный бухгалтерский ПК ООО «Печатник», увидел на рабочем столе операционной системы значок программы бухучета в версии 4.0, в то время как актуальной уже давно стала версия программы 12.0, и сразу уведомил бухгалтерию отом, что ПО устарело, и бланки первички заполняются, таким образом, некорректно.

Основные функции финансового контроля

Полезно будет рассмотреть ключевые функции финансового контроля как экономического института. Ключевыми можно назвать следующие функции:

  • правоохранительную;
  • профилактическую;
  • корректирующую;
  • аналитическую.

Что касается первого пункта, здесь финансовый контроль выступает в качестве инструмента по выявлению нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного, гражданского, корпоративного). Таким образом, проверяющая организация содействует защите прав тех субъектов, которые могут пострадать в силу допущенных объектом контроля недоработок в части следования нормам соответствующей отрасли права.

Подробнее о налоговом контроле, который является одним из наиболее масштабных типов финансового контроля, читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

В свою очередь в рамках профилактической функции финансовый контроль может предупреждать последствия нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, если те или иные недоработки, допущенные проверяемой организацией, удастся выявить еще до того, как юридически значимые действия по управлению финансами будут осуществлены соответствующим субъектом.

Корректирующая функция предполагает задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. Контролирующий орган выявляет недоработки в данной области, после чего объект финансового контроля принимает меры по их устранению и корректирует, таким образом, свою систему управления финансами.

Аналитическая функция финансового контроля предполагает выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.

Ключевые задачи финансового контроля

Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:

  • те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
  • те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.

Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:

  • корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
  • инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
  • компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
  • соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
  • фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.

В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:

  • проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
  • анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
  • оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).

Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.

Экономическое значение финансового контроля

Экономическое значение финансового контроля можно проследить в таких аспектах, как:

  • стимулирование стремления объектов контроля к обеспечению законности процедур управления финансами;
  • оптимизация структуры управления капиталом в коммерческой фирме либо в бюджетной организации — как результат, повышение эффективности работы соответствующих субъектов;
  • содействие решению системных экономических задач государства и общества — с точки зрения стабильности налоговых платежей в бюджет государства или муниципалитета, обеспечения занятости граждан, развития рыночных отношений.

Таким образом, институт финансового контроля имеет большое значение как для экономики государства, так и для локальных хозяйственных систем — бюджетных и коммерческих.

Рассмотрев понятие и значение финансового контроля, изучим специфику 2 его масштабных разновидностей — государственного и муниципального контроля.

Сущность государственного финансового контроля в РФ

Существует 2 основных подхода к пониманию государственного финансового контроля.

Во-первых, под таковым можно понимать деятельность госструктур, выполняющих проверку юридически независимых от проверяющего органа субъектов. Таковыми могут быть как государственные структуры, так и частные.

В первом случае особенность государственного финансового контроля будет заключаться в том, что его субъекты выясняют, насколько соответствует установленным нормам деятельность проверяемой организации по управлению главным образом бюджетными средствами. Но в тех случаях, когда бюджетная организация осуществляет предпринимательскую деятельность (например, если речь идет об автономном учреждении), предметом финансового контроля может быть также и управление внебюджетными средствами.

Подробнее о примечательных нюансах бухотчетности в автономных и иных госучреждениях читайте в статье «Составляем план счетов бюджетного учета— образец-2020».

Если объект контроля — частная фирма, то проверка может быть связана с выявлением нарушений тех или иных норм законодательства, которые имеют отношение к коммерческой деятельности проверяемой организации, например, в части налогообложения и отчетности.

Во-вторых, государственный финансовый контроль может осуществляться в отношении юридически зависимых от проверяющего органа структур. Он предполагает осуществление проверки деятельности какого-либо подразделения ведомства или органа в целом штатными специалистами либо направляемыми вышестоящим органом. В этом случае речь чаще всего идет о проверке эффективности расходования бюджетных средств, но если коммерческая деятельность предусмотрена для той или иной госорганизации, то в рамках проверки исследуется также корректность ее осуществления.

Государственный финансовый контроль может также классифицироваться, исходя из сферы экономической деятельности. Например, проверки могут быть налоговыми, таможенными, денежно-кредитными и т.д.

Государственный финансовый контроль осуществляется преимущественно посредством проверок, то есть действий, направленных на выявление фактов нарушения норм законодательства, регулирующего управление финансами. Государственные проверки подразделяются на 2 категории — камеральные и выездные.

Проверки первого типа предполагают осуществление сотрудниками проверяющей госструктуры необходимых действий в пределах места нахождения соответствующего органа. Выездные проверки предполагают осуществление необходимых действий по месту нахождения проверяемой организации.

Государственный финансовый контроль: основные НПА

Какие источники права из числа действующих в РФ регулируют государственный финансовый контроль? Главными из них можно назвать:

  • Бюджетный кодекс РФ, в частности, главу 26;
  • указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095.

Первый источник права определяет:

  • виды государственного, а также муниципального финансового контроля, осуществляемые в РФ;
  • объекты финансового контроля;
  • методы финансового контроля;
  • полномочия органов финансового контроля;
  • специфику и источники официального документооборота между субъектами и объектами контроля.

Указ Президента № 1095 — это фактически единственный принятый на федеральном уровне НПА, закрепляющий на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющий основные органы, которые являются его субъектами. В частности, речь идет о таких структурах, как Счетная палата, Центробанк, Минфин.

Отметим, что указ № 1095 устанавливает, что государственный финансовый контроль может осуществляться любыми органами, компетентными ввопросах поступления и расходования денежных средств в рамках национальной бюджетной системы.

Государственный контроль: сущность постановлений и предписаний

Особенность государственных проверок состоит в том, что по их итогам сотрудниками проверяющей инстанции оформляется акт, в соответствии скоторым в адрес организации, являющейся объектом финансового контроля, может быть направлено постановление либо предписание.

В чём их особенности?

В соответствии с п.2 ст.270.2 БК РФ под представлением следует понимать документ, выданный органом финансового контроля, в котором отражаются:

  • информация о нарушениях норм бюджетного законодательства и иных НПА, касающихся бюджетных процессов, которую проверяемая компания должна рассмотреть в течение 30 дней либо срока, определенного в документе;
  • требования о принятии проверяемой организацией мер по устранению выявленных недоработок, а также причин и условий, повлиявших на их возникновение.

В соответствии с п.3 ст.270.2 БК РФ под предписанием понимается источник, в котором фиксируются требования об устранении организацией допущенных нарушений норм бюджетного права, а также, если это предполагается из результатов проверки, — требования о возмещении компанией ущерба государству, нанесенного объектом проверки вследствие допущенных нарушений бюджетного законодательства.

Если проверяемая организация не исполнит предписание органа государственного контроля, касающееся возмещения ущерба, то соответствующая проверяющая структура вправе обратиться в суд с иском овзыскании возмещения — таковы положения п.4 ст.270.2 БК РФ.

Специфика муниципального финансового контроля в Российской Федерации

Достаточно близким к рассмотренному выше понятию государственного финансового контроля является муниципальный контроль. В принципе различие между ними сводится главным образом к тому, что по Конституции РФ государственная власть отделена от местной, и соответствующие институты финконтроля характеризуются юридической независимостью.

Главное отличие муниципального финансового контроля от государственного, таким образом, — это уровень выполнения проверяющими организациями своих функций, а также способ учреждения соответствующих органов. Госструктуры формируются при участии органов власти на федеральном или региональном уровне. Муниципальные структуры, в свою очередь, формируются местными органами власти, при этом они, как правило, не подотчетны государственным. Однако их деятельность основывается на положениях местных НПА, которые не должны противоречить региональным либо федеральным источникам права. В этом смысле некоторая субординация между государственными и муниципальными субъектами финансового контроля всё же может прослеживаться.

С точки зрения используемых методов, а также специфики взаимодействия сюридически зависимыми либо независимыми субъектами работа муниципальных проверяющих структур в целом схожа с деятельностью государственных структур. Также, как и в случае с проверками госструктур, органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах, формируют акты, выносят постановления либо предписания. Их проверки также подразделяются на камеральные и выездные.

Как правило, органы, осуществляющие финансовый контроль на уровне местной власти, имеют меньший спектр полномочий по сравнению сгосударственными. В принципе юрисдикция муниципальных проверяющих достаточно редко распространяется на юридически независимые субъекты — как правило, только в тех случаях, когда нужно проверить, как расходуется муниципальный бюджет.

Можно также отметить, что обычно государственные органы финансового контроля формируются строго по вертикали — соответствующие ведомства утверждаются на федеральном уровне, после чего в регионах открываются их территориальные подразделения. Муниципальные органы власти в РФ могут, в свою очередь, утверждать собственные ведомства, отвечающие за финансовый контроль, а также активно обращаться к внешним субъектам контроля, таким как, например, аудиторы, общественные группы, НКО.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: