Равное право на участие в договорах как элемент принципа суверенного равенства государств

Обновлено: 30.04.2024

При определении принципов, лежащих в основе ООН, ее Устав первым указывает принцип суверенного равенства государств (ст. 2). Этот принцип лежит и в основе всего международного права, характерные черты которого определяются прежде всего тем, что его субъектами являются равносуверенные государства.

Основное содержание принципа:

- государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, включая правосубъектность;

каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила;

- все государства обладают равными основными правами и обязанностями;

- они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом;

- каждое государство вправе участвовать в международных организациях и договорах;

- государства должны добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву.

Принцип состоит из двух элементов - суверенитета и равноправия, между которыми существует неразрывная связь. Суверенитет может быть реальным лишь в условиях равноправия. Взаимное уважение суверенитета - необходимое условие равноправия.

Конституция РФ: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3).

Народу принадлежит высшее право определять экономическую, социальную, политическую систему страны. Международное право обязывает государство уважать право народа распоряжаться своей судьбой. Народ решает вопрос о государственной форме своего существования вплоть до ликвидации данного государства, например путем присоединения к другому государству.

Внешняя независимость также относительна. Суверенная власть государства ограничена аналогичной властью других государств. Уже в силу этого очевидна несостоятельность концепции абсолютного суверенитета, т.е. неограниченного суверенитета.

На самом деле суверенитет и международное право - взаимосвязанные и необходимые друг другу явления. Своей суверенной властью государства создают международное право и обеспечивают его реализацию. Со своей стороны, международное право служит гарантией суверенитета. Его основные принципы являются хартией суверенных прав государства.

Заключая договор, государство не ограничивает, а реализует свой суверенитет. Благодаря договору оно не только создает для себя обязанности, но и обретает дополнительные возможности осуществления суверенных прав. Эта проблема носит далеко не только теоретический характер. Она стала предметом большой политики.

Думается, однако, что происходит не ликвидация суверенитета, а изменение содержания этого понятия. Новое состоит прежде всего в том, что суверенитет уже не включает права на применение силы.

Таким образом, суверенитет продолжает играть важную роль как внутри государства, так и в международных отношениях. Вместе с тем в условиях растущей взаимосвязанности государств ограничиваются возможности одностороннего выбора поведения. Все меньше действий на мировой арене могут осуществляться без взаимодействия с другими государствами. Растет число проблем глобального значения, которые могут быть решаемы лишь совместными усилиями государств. Осуществление суверенитета должно происходить с учетом единства глобальной системы.

Равенство - второй элемент рассматриваемого принципа, нераздельно связанный с суверенитетом. Речь идет о равенстве суверенных прав государств. Что же касается иных прав, то они могут существенно различаться . Одно государство участвует во многих договорах, другое - в ограниченном числе. Международное право - право равных (jus inter pares).

Равенство правового статуса государств означает, что все нормы международного права применяются к ним одинаково, обладают равной обязательной силой. Государства обладают равной способностью создавать для себя права и принимать обязательства. По мнению Международного Суда ООН, равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых международным правом. Все государства обладают равным правом участвовать в решении международных проблем, в которых они законно заинтересованы.

В силу этого качества государства равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, наконец, от чьего-то признания или непризнания.

Принцип равноправия закреплен в писаной форме в п. 1 ст. 2 Устава ООН 1945 г., однако доктрина, связывающая его возникновение не с осознанием равенства народов государства, а с равенством и божественным происхождением самих государей, относит его возникновение к позднему феодализму, а становление — к периоду упрочения капитализма и появления республик. Именно в этот период произошла подстановка понятий монарх — народ — государство, где равенство народов признавалось первичным для признания равенства государств. Таким образом, до 1945 г., т. е. до принятия Устава ООН, принцип как универсальная норма существовал в обычно-правовой форме.

Права государства, обусловленные принципом равноправия, важнейшим функциональным принципом системы, заключаются в равном допуске ко всем правомерным видам сотрудничества, на равных со всеми основаниях, в равной защите через международные механизмы.

В качестве санкции за нарушение принципа могут применяться соразмерные во времени, по объекту, степени тяжести меры ответственности, так называемые репрессалии, исключающие применение вооруженной силы.

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

Данный принцип закреплен также в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. Объективные закономерности международных отношений, их постепенная демократизация привели к расширению содержания принципа суверенного равенства государств. В современном международном праве он с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права, присущие суверенитету. Последнее означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Указание на связь между принципом суверенного равенства и уважением прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет содержание данного принципа, который лежит в основе международго сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо проявляется в области международных экономических отношений, где наиболее остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств. В последние годы на необходимость уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи с достижениями научно-технической революции, которые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это касается, например, проблемы непосредственного телевизионного вещания, опасности военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т. п.

Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Встречаются утверждения, что нормальные международные отношения невозможны без ограничения суверенитета. Между тем суверенитет является неотъемлемым свойством государства ц фактором международных отношений, а не продуктом международного права. Никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и соответственно увеличением количества объектов международно-правового регулирования. В ряде международных организаций государства-учредители отошли от формального равенства при голосовании (одна страна — один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, когда количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств, связанных с оперативно-хозяйственной деятельностью международных организаций. Так, при голосовании в Совете министров Европейского Союза по ряду вопросов государства обладают неодинаковым количеством голосов, причем малые страны — члены ЕС неоднократно и на официальном уровне отмечали, что подобное положение способствует укреплению их государственного суверенитета. Принцип взвешенного голосования принят в ряде международных финансовых организаций системы ООН, в Совете Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др.

Есть все основания предполагать, что жизненно важная необходимость сохранения мира, логика интеграционных процессов и другие обстоятельства современных международных отношений приведут к созданию таких юридических конструкций, которые адекватно отражали бы эти реалии. Однако это ни в коей мере не означает умаления принципа суверенного равенства в межгосударственных отношениях. Передавая часть своих полномочий международным организациям добровольно, государства не ограничивают свой суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из своих суверенных прав — право на заключение соглашений. Кроме того, государства, как правило, оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций.

Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного равенства будет оставаться важнейшим элементом системы принципов современного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает свободное развитие каждого государства и народа.

Как уже отмечалось, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. В этой связи особенно важно подчеркнуть тесную связь, существующую между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию. Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, представляющие собой попытку воспрепятствовать субъекту международного права решать свои внутренние проблемы самостоятельно.

Понятие внутренней компетенции государства на практике часто вызывает споры. Оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не является чисто территориальным понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к его внутренней компетенции. Например, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутренним делом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении этих событий не будут вмешательством во внутренние дела государства.

Суверенитет не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире. С другой стороны, увеличение числа вопросов, которые государства на добровольной основе подчиняют международному регулированию, не означает их автоматического изъятия из сферы внутренней компетенции.

Принцип суверенного равенства государств - это правовая основа современного межгосударственного общения. Именно поэтому в Декларации 1970 года указанный принцип назван имеющим первостепенное и основополагающее значение. Согласно данному принципу, все государства равны в своих правах и обязанностях на международной арене, имеют равные возможности для реализации своей внутренней и внешней политики. Важно подчеркнуть, что действующее международное право устанавливает органическую связь между равенством государств и таким атрибутом, как суверенитет. Под суверенитетом в международном праве понимается верховенство государства в его внутренних делах и независимость в международных отношениях. Суверенитет как свойство государственной власти в одинаковой степени присущ любому государству, поэтому речь идёт не о фактическом равенстве государств, а лишь о суверенном равенстве. Государства равны между собой потому, что суверенитет каждого из них - величина постоянная. Как люди рождаются равными в силу самого факта принадлежности к данному биологическому виду, так и государства равны в силу обладания суверенитетом. Поэтому равны между собой лишь суверенные государства, а сам суверенитет, в свою очередь, немыслим без равенства субъектов международных отношений. Это - не софистика, а формула сложной диалектической связи между суверенитетом и юридическим равенством всех государств. Из этой формулы вытекает ряд важных следствий. Например, рассматриваемый принцип неприменим к отношениям между субъектами федерации, самоуправляющимися политико-территориальными образованиями, автономиями и суверенными государствами, так как лишь последние обладают суверенитетом в международно-правовом смысле этого слова.

Декларация 1970 года называет следующие элементы суверенного равенства государств:

1)все государства юридически равноправны;

2)каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3)каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4)территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

5)каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, экономическую и социальную систему;

6)каждое государство обязано добросовестно выполнять свои международные обязательства.

Как видно из перечисленного, принцип суверенного равенства государств не может рассматриваться в отрыве от ряда других принципов международного права, так как суверенитет с необходимостью предполагает правосубъектность, свободное развитие, политическую независимость и т.д.

Заключительный акт 1975 года, раскрывая содержание принципа суверенного равенства государств, назвал ещё ряд прав, присущих государствам в силу суверенитета: участие в международных договорах, членство в международных организациях, осуществление юрисдикции, установление дипломатических отношений. Все перечисленные правомочия (как показывает практика, в том числе судебная, их перечень не является исчерпывающим) имманентно присущи государственному суверенитету; лишение любого государства какого-либо из этих прав признается грубым нарушением рассматриваемого принципа. Что касается Устава ООН, то в нем отдельно подчёркивается, что сама Организация Объединенных Наций и входящие в нее государства действуют на основе суверенного равенства всех её членов.

Закрепление принципа суверенного равенства государства известно и договорной практике Республики Казахстан. Например, в статье 1 Договора о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой от 23 сентября 1992 года закреплено, что стороны “. во взаимных отношениях выступают в качестве суверенных, равноправных государств”.

Анализ действующих международно-правовых документов и практики международных отношений показывает, что международное право закрепляет не фактическое, а юридическое равенство государств. С этой точки зрения, огромные различия между возможностями различных государств влиять на международные отношения и политику отдельных организаций не всегда противоречат принципу суверенного равенства государств. Например, у пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН гораздо больше правомочий, чем у остальных государств. Однако их особый статус закреплён действующим международным правом, он общепризнан и в известной степени сам является проявлением государственного суверенитета членов мирового сообщества. Иными словами, правовое положение постоянных членов Совета - это добровольное решение членов ООН, акт их суверенной власти. Поэтому неравенство государств в данном случае нельзя толковать как противоречащее принципу суверенного равенства. Аналогичное утверждение можно сделать и относительно различных международных организаций, в которых принята система так называемого взвешенного голосования. В таких организациях различный “вес” государств является свободным решением всех их членов. Наконец, не является отступлением от принципа суверенного равенства практика предоставления особых льгот и преференций наименее развитым и развивающимся государствам, так как она направлена на укрепление международного мира и безопасности, ликвидацию несправедливого экономического порядка. Нетрудно заметить, что аналогичные нормы присущи и национальному законодательству, которое провозглашает равенство граждан перед законом при различиях в их правовом статусе.

Вместе с тем, следует признать, что на практике принцип суверенного равенства государств неоднократно грубо нарушался. Призванный не допустить одностороннего политического лидерства в международных отношениях, этот принцип нередко становится помехой агрессивной внешней политике отдельных стран. Как правило, игнорирование данной императивной нормы международного права приводит к серьёзным осложнениям в международных отношениях.

Сущность данного принципа составляет правило о том, что поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен в качестве основополагающего также в уставах международных организаций системы ООН, в учредительных документах (уставах) подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций.

В современном международном праве этот принцип с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства заключается в обеспечении равноправного участия в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1) государства юридически равны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 г., но и уважать права, присущие суверенитету. Таким образом, в отношениях между собой государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами, право принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Вместе с этим необходимо отметить, что юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Один из примеров этого различия - в статусе постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН.

Суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Таким образом, никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

В настоящее время наблюдается следующая тенденция: государства передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. К примеру, в ряде международных организаций государства-учредители отошли от используемого ранее принципа формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, в соответствии с которым количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств.

В вышеупомянутой Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. Так, между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию, существует тесная связь. Понятие внутренней компетенции государства в теории вызывает споры, поскольку оно зависит от уровня развития международных отношений. В настоящее время принято соотносить внутреннюю компетенцию с международными обязательствами каждого конкретного государства.

Суверенитет как основное свойство, присущее государству, не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире, следовательно, говорить об абсолютном, ничем не ограниченном суверенитете нелогично.

Суверенное равенство государств

Суверенное равенство государств является фундаментальной аксиомой современного международного правопорядка. Оно является исходным положением наиболее важных принципов международного права, таких как запрет на применение силы, недопустимость вмешательства во внутренние дела государств и право на самоопределение народов.

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Суверенное равенство государств как формальная правовая концепция не гарантирует фактического или политического равенства. Часто подчеркивается различия между юридическим равенством, которое применяется к правовым отношениям государств друг с другом, и политическим равенством, отражающим относительную экономическую и военную мощь государств. Таким образом, суверенное равенство следует скорее понимать как равенство прав и возможностей всех государств.

Историческое развитие принципа суверенного равенства государств.

Принцип суверенного равенства государств восходит корнями к ранним доктринам естественного права и права народов.

Франсиско де Витория (1483–1546 гг.) перенес идею естественного равенства человека на уровень княжеств и королевств. Правила сосуществования индивидуальных лиц, выведенные из философских рассуждений, по аналогии распространялись на отношения между государствами.

Самуэль фон Пуфендорф (1632–1694 гг.) обосновывал идею абсолютного суверенитета и рассматривал государства как принципиально равные по своей природе соответственно тому, как это обстоит с людьми в силу естественного права, несмотря на фактическое неравенство.

Эмер де Ваттель (1714–1767 гг.), швейцарский философ, оказавший огромное влияние на мыслителей и политиков эпохи просвещения, писал, что «карлик – такой же человек, как и гигант; небольшая республика – в не меньшей степени суверенное государство, чем самое могущественное королевство. Необходимым следствием этого равенства является следующее: то, что дозволено одной нации, дозволено также всякой другой, а недозволенное одной, также недозволенно другой».

Развитие национальных государств на европейской территории привело к формированию нового типа общественного мироустройства — системе равных и независимых сообществ. Вестфальский мир (1648 г.) обычно рассматривается как историческая веха, знаменующая начало новой эры международных отношений, в которой преобладают принципы суверенной независимости и равенства государств. Мюнстерский и Оснабрюкский договоры закрепляли принцип равноправия в отношениях между европейскими государствами безотносительно к формам их государственного устройства и религиозных убеждений.

Все государства, большие и малые, в определенной мере участвовали в процессе законотворчества на Венском конгрессе (1815 г.), тем не менее решающий голос оставался за великим державам. Более того, в соответствии с Протоколом Экс-ла-Шапель (1818 г.) пять великих держав взяли на себя ведущую роль в вопросах, касающихся мира и стабильности в Европе.

Принцип суверенного равенства государств в достаточной мере соблюдался на Гаагских мирных конференциях (1899 и 1907 гг.), как в рабочих комиссиях, так и на пленарных заседаниях.

Усиливающееся влияние правового позитивизма ослабило тенденцию толкования равенства государств на естественно правовой основе. Равенство государств все чаще стало рассматриваться как принцип, вытекающий из воли государств, выраженной через их согласие на создание международного права. В Статье 4 Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств (1933 г.) указывалось, что:

Государства юридически равны, пользуются теми же правами и имеют равные способности в их реализации. Права каждого из них не зависит от власти, которой он обладает, чтобы обеспечить его осуществление, но на простом факте его существования как личности в соответствии с международным правом.

Современное положение принципа суверенного равенства государств.

Организация Объединенных Наций (ООН) была основана на «принципе суверенного равенства всех ее членов» (п. 1 ст. 2 Устава ООН). В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами (1970 г.) (Декларация о дружественных отношениях), разъясняется, что государства «имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера». В настоящее время принцип суверенного равенства государств рассматривается в качестве одного из основных принципов международного права.

Суверенное равенство занимает центральное место в конституции международного сообщества. Однако содержание и практические следствия этого формального государствоцентричного принципа претерпели изменения. В контексте современного этапа развития международного публичного права данный принцип содержит существенные изъятия. Устав ООН полностью подтверждает равенство представительства на Генеральной Ассамблее ООН. Генеральная Ассамблея, однако, лишена законодательной власти; она может только давать рекомендации и таким образом влиять на развитие обычного международного права.

Состав Совета Безопасности ООН (СБ ООН), напротив, отступает от принципа равенства в силу постоянного присутствия пяти стран-учредителей ООН (п. 1 ст. 23 Устава ООН). СБ ООН является единственным из шести главных органов ООН, обладающий правом принимать решения, обязательные для всех его членов. По процедурным вопросам СБ ООН принимает решения квалифицированным большинством. В вопросах по существу девять голосов «за» должны включать в себя совпадающие голоса всех постоянных членов (п. 3 ст. 27 Устава ООН) – это общеизвестное право вето. Поэтому в СБ ООН ни равенство представительства, ни равенство права голоса не были реализованы на практике. Пять постоянных членов пользуются полным равенством между собой. Все остальные члены также равны между собой. Но нет суверенного равенства между этими пятью и другими членами организации.

Декларация о дружественных отношениях, считающаяся расширенным толкованием Устава ООН, перечисляет важнейшие элементы принципа суверенного равенства государств:

  1. государства юридически равны;
  2. каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  3. каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
  4. территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  5. каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  6. каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Понятие суверенного равенства получило дальнейшее развитие в Хельсинкском заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Государства-участники должны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету, включая: юридическое равенство, территориальную целостность, политическую независимость, свободу самостоятельно устанавливать и развивать внутригосударственные институты и нормы.

Помимо суверенных прав, касающихся внутренних аспектов функционирования государств, государства-участники обязуются уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами, в том числе вступать в международные организации, заключать двусторонние и многосторонние соглашения, участвовать в союзных договорах, а также принимать статус нейтрального государства.

Правовое содержание принципа суверенного равенства государств.

К числу основных правовых последствий юридического равенства государств, которое в свою очередь являются следствием самого факта независимости государств, относятся:

  • право принимать участие на равных началах с другими государствами в решении всех международных вопросов, затрагивающих законные интересы данного государства;
  • право участвовать на равноправной основе в создании новых или изменении существующих норм международного права;
  • равенство голосов всех государств при принятии решений на международных конференциях и в международных организациях, если иное не предусматривается и не принимается добровольно (например, «взвешенное голосование» в Международном валютном фонде и Всемирном банке);
  • в соответствии с максимой par in parem non habet imperium («равный над равными власти не имеет») ни одно государство не может претендовать на юрисдикцию в отношении другого суверенного государства. Отсюда вытекает концепция юрисдикционного иммунитета, то есть иммунитета от привлечения государства к участию в производстве в суде другого государства, иммунитета от принятия обеспечительных мер, иммунитета от принудительного исполнения судебного решения.

Суверенное равенство в рамках международного права.

Государства свободны, самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои внешние функции и определять свою внешнюю политику в рамках международного права. Обязанность соблюдения согласованных и принятых государствами международных норм не означает подчинения государств друг другу.

Декларация о дружественных отношениях, подтверждая подобный подход, указывает, что каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными соглашениями.

Именно в рамках международного права в результате добровольного волеизъявления и согласования интересов и воль государств устанавливаются нормы, правила, стандарты международного общения на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях. Произвольное отступление от этих установлений расценивается как нарушение норм международного права, влекущее применение к государству мер международно-правовой ответственности.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: