Какие категории дел подсудны конституционному суду италии

Обновлено: 26.04.2024

обвинения, выдвигаемые согласно Конституции против Президента Республики.

Статья 135. Конституционный суд состоит из пятнадцати судей, назначаемых по третям: Президентом Республики, Парламентом на совместном заседании палат и высшей судебной администрацией, общей и административной.

Судьи Конституционного суда избираются из судей, в том числе находящихся в отставке, высших общих и административных судов, ординарных профессоров права университетов и адвокатов с двадцатилетним стажем.

Судьи Конституционного суда назначаются на девятилетний срок, исчисляющийся со дня принесения присяги; они не могут быть назначены повторно.

По истечении указанного срока судья освобождается от должности и прекращает исполнение своих функций.

На основе и в соответствии с законом Конституционный суд избирает из числа своих членов председателя, который остается на этом посту в течение трех лет. Он может переизбираться до тех пор, пока продолжает исполнять свои функции в качестве судьи.

Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностями члена Парламента или областного совета, с осуществлением профессии адвоката и другими должностями, указанными в законе.

В рассмотрении обвинений против Президента Республики кроме ординарных судей Конституционного суда участвуют шестнадцать членов суда, назначаемых по жребию из списка граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Этот список составляется Парламентом каждые девять лет путем выборов в соответствии с правилами, применяемыми для назначения ординарных судей.

Статья 136. Если Суд объявляет о неконституционности какого-либо положения закона или акта, имеющего силу закона, то такое положение теряет силу со дня, следующего за днем опубликования решения суда.

Решение суда публикуется и сообщается палатам и заинтересованным областным советам для того, чтобы они, если сочтут необходимым, приняли соответствующие Конституции меры.

Статья 137. Конституционный закон1 устанавливает условия, формы и сроки возбуждения дел о конституционной законности, а также гарантии независимости судей Конституционного суда.

Другие положения, необходимые для образования и деятельности Суда, устанавливаются простым законом.

Никакие жалобы в отношении решений Конституционной суда не допускаются.

Смотрите также:

Конституция Италии (ст. 2) заявляет, что
Соответствующими институтами обеспечивается возможность для неимущих предъявлять иски и защищаться в любом суде.
Она указывает, что конституционные положения о правах и свободах и их гарантиях являются нормами.

6. Конституционные гарантии прав и свобод. Гарантия реализации основных прав предусмотрена ст. 32 Конституции, которая провозглашает право обращаться с этой целью в Верховный суд по соответствующей процедуре.

Наиболее распространенным является применение термина «конституционные гарантии» в более узком значении: совокупность государственно-правовых институтов и процедур, обеспечивающих реализацию.

Раздел: Экономика. 6. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод. Несколько пунктов, содержащихся в упомянутой ст. 5 Конституции, представляют собой права-гарантии, необходимые для обеспечения любых прав и свобод.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД. — специализированный орган конституционного контроля в ряде государств, например, в Италии, Португалии, ФРГ.
Толкование Конституции РФ Конституционным Судом, проведенное в таком порядке, имеет официальный и.

6. Конституционные гарантии прав и свобод. Гарантия реализации основных прав предусмотрена ст. 32 Конституции, которая провозглашает право обращаться с этой целью в Верховный суд по соответствующей процедуре.

В Конституции Италии (ст. 21) говорится, что «печать не может подлежать разрешению или цензуре».
Три момента гарантии идеологический, практический.
Конституционно . . лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан.

Но бесспорно и то, что конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина составляют ядро, фундамент общего правового статуса личности.
В Конституции Италии (ст. 3), например, говорится, что задачей республики является устранение препятствий.

Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу.
В случае признания Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу.

Судебная система. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.

Административная юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Прокуратура(ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование.

Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.

Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.

Судебная власть и конституционный контроль. К судебным органам в Италии относятся Конституционный суд, магистратуры (судебные органы общей юрисдикции), специальные суды, военные трибуналы. Кроме того, действуют еще и органы административной юстиции (квазисудебные органы).

Для Италии характерны общедемократические принципы правосудия: самостоятельность и независимость судей (обеспечивается их несменяемостью), подчинение их только закону; осуществление судебных функций только ординарными судьями, должности которых учреждены законом; запрет создания чрезвычайных судов; участие народа в отправлении правосудия; презумпция невиновности; право обвиняемого на защиту; запрет обратной силы закона и др. (ст. 101-103 Конституции).

Конституционный суд Италии – это орган конституционного контроля.

Конституционный суд состоит из 15 судей, назначаемых на девять лет (без права переизбрания). Судьи Конституционного суда назначаются следующим образом. По пять судей назначаются Президентом, парламентом (на совместном заседании палат) и высшими инстанциями юстиции (Высшим советом магистратуры, Государственным советом и Счетной палатой).

В последнем случае три судьи назначаются Кассационным судом, один – Государственным советом и еще один – Счетной палатой.

Судьей Конституционного суда может быть гражданин Италии, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет. Как правило, судьи назначаются из числа судей, в том числе находящихся в отставке, а также ординарных профессоров права и адвокатов. Должность судьи несовместима с какой-либо иной, даже преподавательской, работой. Председатель суда избирается из числа его членов на три года. По традиции им становится судья, чьи полномочия заканчиваются через три года.

В ведении Конституционного суда находятся: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства; споры о компетенции между различными ветвями власти государства, между центром и областями, между областями; решение вопроса о виновности Президента Республики. В случае принятия Конституционным судом решения о неконституционности какого-либо закона или акта, имеющего силу закона, они утрачивают силу. Решения Конституционного суда обжалованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции образуют в Италии многоступенчатую систему. Низовым звеном являются мировые суды, создаваемые в каждой коммуне и рассматривающие в основном гражданско-правовые споры.

Вышестоящим звеном после упразднения в 1999 г. преторских судов являются трибуналы, создаваемые в территориальных судебных округах, границы которых совпадают с границами провинций. Трибуналы рассматривают в единоличном или коллегиальном порядке уголовные, гражданские дела, торговые и трудовые споры и являются апелляционной инстанцией по жалобам на решения мирового судьи. Отдельно от суда общей юрисдикции в каждом судебном округе действуют еще трибуналы по делам несовершеннолетних.

Следующим звеном являются апелляционные суды, создаваемые в каждом из 23 апелляционных округов и рассматривающие апелляционные жалобы на решения судов первой инстанции по гражданским и уголовным делам.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный кассационный суд, обеспечивающий точное и единообразное применение законов в судебной практике и разрешающий коллизии между судами различных юрисдикции. Верховный кассационный суд состоит из шести палат по уголовным делам, трех палат по гражданским делам и одной палаты по трудовым делам. Каждая из палат действует в составе пяти членов.

При Верховном кассационном суде, апелляционных судах и трибуналах общей юрисдикции действуют прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов, скорым и точным отправлением правосудия и защиту прав государства.

Наряду с судами общей юрисдикции в Италии действуют военные трибуналы, рассматривающие в мирное время дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также суды административной юстиции, высшим звеном которых является Государственный совет. Нельзя не отметить сложную ситуацию, сложившуюся в сфере юстиции, которая, видимо, не свободна от политического влияния. Об этом свидетельствует и конфликт, возникший между правительством С. Берлускони и судейским корпусом. Так, 5 декабря 2001 г. девять итальянских судей (члены высших судейских сообществ) ушли в отставку в знак протеста против обвинения их правительством в политической предвзятости. Они якобы поддерживали партии, находившиеся в оппозиции к правительству.


Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Италии


Здание Высшего Кассационного суда Италии

Особое место среди высших государственных учреждений в Италии зани­мает Конституционный суд. Согласно Конституции 1947 года он вправе прини­мать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым от­менять их. С 1956 года, когда он был создан, Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Его решения, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает так­же споры о компетенции между различными органами власти, между госу­дарством и областями государства либо между областями и, наконец, обвине­ния в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против президента рес­публики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых пять назначаются президентом, пять — парламентом на совместном заседании палат и пять — высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конститу­ционного суда.

Общую судебную систему возглавляет Высший Кассационный суд (обыч­ное название — Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 года он обеспечивает «точное соблюдение и единообразное толкование за­кона, единство национального права», рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются три па­латы по гражданским делам и три — по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе семи судей. Первый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседа­ния суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешённые отдельными палатами.

В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судеб­ных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вы­несенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе пяти профессиональных судей.

Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции — апелляционные жалобы на выне­сенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе трех профессиональных судей.

Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетен­цию судов присяжных (их 94). В их составе два профессиональных судьи (один из них — председательствующий) и шесть заседателей, называемых «народны­ми судьями». Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по два в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с шестью «народными судьями» по два профессиональных судьи, из которых один — судья Кассационного суда (председательствующий), а другой — член апелляционного суда.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть на­значено до трех лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей — претором. В большинстве преторий — один претор, в других — несколько (до 50). Дела, по которым вы­носится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях расс­матриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает ком­петенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями реше­ния.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тысяч) обладают весьма ограни­ченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с не­большой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолет­них. В каждом округе апелляционного суда был учреждён самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессио­нальных судей и двух экспертов (мужчины и женщины). Трибунал расс­матривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляцион­ного суда с участием двух таких же экспертов.

Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоя­тельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и кон­сультативным, и судебным органом. Он контролирует законность актов прави­тельства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных адми­нистративных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, расс­матривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

Судьи назначаются президентом республики по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образова­ние, окончивших курсы министерства юстиции и после конкурсного отбора за­численных на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в на­значении и перемещении судей, несменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом. В него входят по должности Первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов совета избираются (на срок четыре года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3— парламентом из университетских профессоров и адвокатов.

Расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расс­ледованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следст­венными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа чле­нов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным де­лам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции).

Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, рес­публиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом раз­бирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспо­собности и др.).

Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обви­няемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, полу­чение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно за­кону обвиняемый может иметь не более двух защитников. При судебном раз­бирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представ­лены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кас­сационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включённые в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

Конституционный суд. Конституционный суд был впервые в истории страны учреждён основным законом 1947 года. До этого Италия не знала конституционной юстиции. Только восемь лет спустя после принятия конституции был принят закон (11 марта 1953 г.) об этом органе.

Первое заседание Суд провел 23 апреля 1956 года, а первое решение вынес 14 июля 1956 года.

Суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, они действуют как единая коллегия. Судьи назначаются по третям — парламентом на совместном заседании палат, Президентом республики и высшей магист­ратурой, общей и административной. В парламенте для назначе­ния требуется две трети голосов списочного состава в первых трех турах и три пятых — в последующих турах. Такое квалифи­цированное большинство установлено для того, чтобы партии, имеющие большинство мест в парламенте и образующие прави­тельство, не могли бы полностью обеспечить себе треть мест в Конституционном суде. Назначение от судейского сословия производится следующим образом: три судьи выбираются Кас­сационным судом, один — Государственным советом, один — Счётной палатой. Президент республики назначает пять членов Суда по своему усмотрению, однако, декрет о назначении должен быть контрассигнован председателем Совета министров.

Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находящих­ся в отставке, штатных профессоров права университетов и адвокатов — все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель Суда изби­рается из числа его членов на трехлетний срок. По традиции председателем становится один из членов, чей срок полномочий истекает в последние три года. Таким образом, председатель может только один раз занимать этот пост.

Первоначальный срок полномочий судей был 12 лет, а с 1967 года он составляет девять. Мандат судьи несовместим с занятием какой-либо должности (занятие политикой, профес­сиональная деятельность, даже преподавание права). Судьи обладают иммунитетом, сравнимым с парламентским. Разре­шение на их преследование в судебном порядке или отстранение от должности может быть дано только самим Судом. В отноше­нии судей не существует каких-либо возрастных ограничений, как в ФРГ или в Австрии. Суд — автономный орган в админист­ративном и финансовом отношении, имеет свое обособленное помещение. Обычно он действует в пленарном порядке по созыву председателя, который назначает докладчика по делу и устанавливает день слушания. Для принятия решения нужен кворум в 11 судей и присутствие хотя бы одного судьи из каждой из трех назначаемых категорий. Решения принимаются большинством голосов, при их равенстве голос председателя дает пере­вес.

Важнейшее полномочие Суда — контроль за конституцион­ностью законов и актов, имеющих силу законов. Такой контроль может быть предварительным и последующим. Первый осу­ществляется Судом по требованию правительства в отношении законов областей до того, как они будут промульгированы. Такое рассмотрение происходит тогда, когда комиссар правительства в области посчитает, что область превысила свою ком­петенцию, или если её решение противоречит национальным интересам или интересам других областей. Если областной со­вет подтверждает свой закон абсолютным большинством голо­сов, то председатель Совета министров может запросить Кон­ституционный суд в 15-дневный срок, считая со времени, когда он был информирован о втором голосовании областного совета. Решение главы правительства приостанавливает вступление в силу акта областного совета. Суд, не имеющий срока для вынесе­ния решения, может либо отклонить ходатайство правительства, либо аннулировать закон области. На практике такие обращения нечасты.

Последующий контроль может быть абстрактным или кон­кретным. Первый может проводиться по требованию областей в отношении законов государства и по основаниям нарушения последним компетенции области.

Предметом контроля могут быть все законы или акты, имеющие силу закона. Суд по их поводу может быть запрошен общим или специальным судом при рассмотрении конкретного дела. Вопрос о конституционности может быть поставлен и са­мим Судом, рассматривающим дело. Если признается обосно­ванным требование о признании неконституционным закона или акта, имеющего силу закона, то Суд объявляет недействитель­ными законодательные положения в пределах обращённого к нему запроса. Суд объявляет также законодательные положе­ния, незаконность которых следует из принятого им решения.

Кроме того, Конституционный суд рассматривает споры о компетенции в соответствии со статьей 134 основного закона, т.е. могущие возникнуть споры между парламентом и правительством, главой государства и парламентом, органами судеб­ной власти и правительства.

При рассмотрении дел по обвинению Президента республики Конституционный суд дополняется 16 судьями, избираемыми парламентом на 9 лет по тем же правилам, что и ординарные судьи этого органа. Избрание производится по заранее состав­ленным спискам граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Члены парламента в список не включаются. Что же касается преступлений, совершенных пред­седателем Совета министров и министрами, то после поправки в Конституцию, внесенной в январе 1989 года, их дела рассматрива­ются в порядке обычного судопроизводства по разрешению, даваемому палатами парламента. До принятия этой поправки их дела также рассматривались Конституционным судом.

Суд имеет полномочия при проведении голосования в порядке народного вето, о котором уже говорилось. Он изучает требо­вание об отмене закона или акта, имеющего силу закона, с точки зрения их конституционности. Суд рассматривает воп­рос, какие из требований допустимы и какие противоречат кругу законов, в отношении которых народное вето не может прово­диться.

Конституционный суд играет заметную роль в государственой системе Италии, часто выступая как «созаконодатель» и даже как законодатель при вынесении решений. Такое случается тогда, когда сами законы страдают пробельностью. Суд включает в них «дополнительные» или «заменяющие» положения.

Судебная система

Согласно статье 104 конституции магистратура образует авто­номное и независимое от всякой власти сословие. В магистратуру входят судьи и прокуроры. Высшим конституционным органом в судебной иерархии является Высший совет магистратуры, дея­тельность которого регулируется основным законом (ст. 104-108) и законом об этом органе от 24 марта 1958 года, а также рядом других актов. Высший совет магистратуры включает 24 человека, из которых трое входят в него по должности — Президент республики в качестве председателя, председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные члены Совета избираются: 14 — магистратами из числа лиц, принадлежащих к различным категори­ям магистратуры, 7 — парламентом на совместном заседании палат из числа штатных профессоров права университетов и адвока­тов с 15-летним стажем. Из 14-ти магистратов 6 избираются из числа магистратов Кассационного суда, двое из которых должны занимать руководящие посты, 4 — из числа магистратов апелляци­онных судов и 4 – из числа магистратов трибуналов со стажем работы после повышения в эту должность не менее четырех лет.

В компетенцию Высшего совета магистратуры входит: приём в состав магистратуры, переводы, повышения и другие меры, связанные со статусом магистратов; назначение и отзыв почёт­ных вице-преторов, мировых судей и их заместителей, а также членов специализированных отделений, не являющихся магистратами; наложение дисциплинарных санкций на магистратов, представление за выдающиеся заслуги профессоров и адвокатов к назначению кассационными магистратами; предоставление в пределах бюджетных ассигнований компенсаций и субсидий магистратам или их семьям и некоторые другие функции.

Судебная система Италии делится на две ветви — общие суды (гражданские и уголовные дела) и специальные суды (административная юстиция). В основе системы общих судов лежит судебный округ, который, как правило, не совпадает с существующими административно-территориальными единицами. Основанием системы являются консилиаторы (мировые судьи), правомочные усматривать малозначительные гражданские дела. Их должность неоплачиваемая и не требует юридического образования. На каждую коммуну обычно приходится один консилиатор, на­значаемый из числа жителей, имеющих образование. Преторы рассматривают апелляции на решения консилиаторов и решают гражданские дела в качестве первой инстанции с определённой суммой иска (750 тыс. лир). Они также рассматривают уголов­ные дела, по которым наказание не превышает трех лет лишения свободы. В претурах могут образовываться отделения, рассмат­ривающие гражданские и уголовные дела, дела, подлежащие рассмотрению по второй инстанции, или те и другие одновремен­но, а также отделение по трудовым спорам. Всего в стране около 1 тыс. преторов.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуна­лах. Последние, кроме того, являются судами первой инстанции по широкому кругу уголовных и гражданских дел (в стране всего около 150 трибуналов). Каждый трибунал включает трех судей. В его состав входят суды присяжных, рассматривающие серьезные уголовные преступления. Решение в таких судах вы­носится двумя профессиональными и шестью непрофессиональ­ными («народными») судьями. Приговор выносится простым большинством голосов. Подбор «народных» судей производит­ся председателем суда по жребию из числа кандидатов коммун, практически включающих все взрослое население.

Двадцать три апелляционных суда занимаются рассмотрением гражданских и уголовных дел, поступающих из трибуналов; по первой инстанции они слушают незначительное число дел. Каждый такой суд заседает в составе 5 человек. В качестве специ­ализированной секции в каждом апелляционном суде работает суд присяжных, рассматривающий в апелляционном порядке решения судов присяжных; такие секции включают двух профессиональных и шесть «народных» судей. Специальные трибуналы при апелляционных судах рассматривают дела о несовершеннолетних по первой инстанции.

Высшим судом в системе общих судов является Кассационный суд. В его функции входит обеспечение единства судебной практики, рассмотрение споров о компетенции между судами. Этот орган является кассационной инстанцией по делам, рассмотренным апелляционными судами. Суд включает 6 палат – по три по уголовным и гражданским делам. По каждому делу принимает решение жюри из 7 судей, а особо сложные дела могут рассматриваться в объединенных палатах в составе 15 судей.

Специальная (административная) юстиция представляет само­стоятельную ветвь. Она распадается на две подсистемы: общие административные суды во главе с Государственным сове­том и специальные, возглавляемые Счетной палатой.

Этот орган в Италии не считается частью судебной власти: Конституция говорит о нем в разделе, посвященном конституционным гарантиям (ст. 134 — 137). Учрежден он был впервые в истории страны лишь действующей Конституцией. Разработка конституционных положений об этом органе в Учредительном собрании проходила при оппозиции левых партий (коммунистов и социалистов), считавших его консервативным элементом в системе государственных органов.

При этом критики опирались на практику американского Верховного суда. Положения о Конституционном суде нашли место в Конституции главным образом благодаря голосам христианских демократов и Республиканской партии. Закон, урегулировавший порядок его образования и деятельности, был принят лишь в 1953 г. (Положения об образовании и деятельности Конституционного суда). Первое заседание Конституционного суда состоялось 23 апреля, а первое решение вынесено 14 июля 1956 г. Конституционный суд начал, таким образом, действовать, когда общество уже приспособилось к принципиально новой Конституции и накопилась определенная практика функционирования большинства ее институтов. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов. Контроль конституционности законодательных актов, осуществляемый Конституционным судом, может быть предварительным и последующим. Предварительному контролю подлежат по требованию Правительства законы областей до их промульгации в случаях, когда, по мнению правительственного комиссара в области, она, приняв закон, превысила свою компетенцию либо нарушила национальные интересы или интересы других областей.

Если областной совет подтвердил закон абсолютным большинством, Председатель Совета министров может в течение 15 дней по получении уведомления об этом обратиться в Конституционный суд, приостановив тем самым вступление в силу областного закона до решения Конституционного суда, который никаким сроком не связан. На практике такие обращения нечасты. Последующий контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль может проводиться по требованию области, точнее — председателя областной джунты на основании ее решения, в отношении законов государства, нарушающих, по мнению джунты, компетенцию области. Конкретный контроль осуществляется по ходатайству обычного суда, внесенному по инициативе стороны в процессе, прокурора или самого суда, и касается закона государства или области, подлежащего применению в данном деле; при этом Конституционный суд не связан доводами заявителя. Рассмотреть вопрос о конституционности Конституционный суд может и по своей инициативе. Конституционный суд, установив неконституционность, объявляет недействительными соответствующие законоположения в пределах ходатайства. Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и Конституционному суду приходится включать в них «дополнительные» или «заменяющие» положения. Ф о р м и р о в а н и е и с о с т а в . Конституция установила, что Конституционный суд состоит из 15 судей, назначаемых по третям Президентом республики, Парламентом на совместном заседании палат и высшей общей и административной магистратурой. В Парламенте для назначения требуются в первых трех турах тайного голосования 2/3 голосов от конституционного числа членов, а в последующих турах — 3/5 от этого числа. Это имеет целью по возможности воспрепятствовать тому, чтобы только правительственные партии определили данную треть состава Конституционного суда. Дело в том, что президентский декрет о назначении другой трети состава Конституционного суда контр-асигнуется Председателем Совета министров, а это значит, что данная треть уже по сути определена Правительством. Из последней трети трое судей назначаются коллегией в составе первого председателя Кассационного суда, председателей отделений и советников этого суда, а также Генерального прокурора, генеральных адвокатов и заместителей Генерального прокурора при этом суде.

Один судья из данной трети назначается коллегией в составе председателя Государственного совета, председателей отделений и советников Государственного совета. И, наконец, один судья назначается коллегией в составе председателя Счетного суда, председателей отделений и советников этого суда, Генерального прокурора при Счетном суде и его заместителей. Для избрания этой части судей необходимо наибольшее число голосов, но не менее абсолютного большинства членов соответствующей коллегии. Если в первом туре голосования судьи не избраны, во втором туре на следующий день голосуются кандидаты с наибольшим числом голосов, полученных в первом туре, при этом число таких кандидатов должно вдвое превышать число вакантных мест; для избрания достаточно относительного большинства голосов. При равенстве полученных голосов преимущество имеет кандидат, старший по возрасту. Судьи Конституционного суда отбираются из числа высших магистратов общей и административной юрисдикции, включая находящихся в отставке, ординарных университетских профессоров права и адвокатов со стажем более 20 лет. Они назначаются на девятилетний срок (до 1967 г. — 12 лет), исчисляющийся со дня принесения присяги, и не могут быть назначены повторно. Назначение конституционных судей в Италии — всегда результат компромисса между политическими партиями. Трудностями в достижении такого компромисса объяснялась и восьмилетняя задержка с образованием Конституционного суда. Должность судьи Конституционного суда несовместима с членством в Парламенте или в областном совете, с адвокатской, торговой или промышленной деятельностью, выполнением управленческих или ревизорских функций в коммерческих фирмах. В период пребывания в Конституционном суде у судей приостанавливается исполнение магистратских или преподавательских должностей. Они не могут состоять членами конкурсных жюри, занимать должности в университетах или баллотироваться на парламентских или административных выборах, участвовать в деятельности общественных организаций и политических партий. Судьи пользуются иммунитетом от уголовного преследования: оно возможно лишь с санкции Конституционного суда. Жалованье судей соответствует вознаграждению магистратов общих судов, занимающих наивысшие должности.

Председатель Конституционного суда получает, кроме того, представительские в размере 1/5 жалованья. Вопрос о досрочном прекращении полномочий своих судей Конституционный суд решает сам в случаях, когда судья перестал отвечать требованиям, необходимым для избрания, или подпал под действие принципа несовместимости. Конституционный суд голосованием в два тура избирает из своего состава председателя сроком на три года. Он может быть переизбран в течение времени, пока остается судьей. По традиции же избирают того судью, чей срок полномочий истекает в предстоящее трехлетие, чтобы избежать переизбраний. За период 1956— 1992 гг. из 17 председателей Суда 11 были профессорами права. Судопроизводство. Конституционный суд Италии действует только как единая коллегия, не делясь на палаты, сенаты и т. п. Заседания его публичны; в закрытом порядке они проводятся только, когда гласность может нанести ущерб безопасности государства, общественному порядку или морали, а также в случае нарушения порядка публикой. В закрытом порядке Конституционный суд рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий своего члена. Конституционный суд может распорядиться о допросе свидетелей и об истребовании документов, в том числе независимо от запретов, установленных законами. Представительство и защита сторон могут быть поручены только адвокатам, имеющим право защиты в Кассационном суде. Представительство или защита Правительства осуществляются Генеральным адвокатом государства или его заместителем. Судьи обязаны участвовать в заседаниях. Кворум составляют 11 судей, при этом необходимо присутствие хотя бы одного судьи от каждой из трех вышеназванных категорий. Решения принимаются в совещательной комнате абсолютным большинством голосов судей, участвовавших в разбирательстве дела. При равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя. Итоговые решения выносятся в форме судебного приговора, который провозглашается именем итальянского народа и содержит, кроме резолютивной части, краткую фактическую и юридическую мотивировку. Решения депонируются в канцелярии Конституционного суда, открыты для ознакомления и копирования. Они носят общеобязательный характер и не подлежат никакому обжалованию или оспариванию. Для рассмотрения дел об обвинении Президента республики предусмотрены некоторые особые правила. В разбирательстве, кроме судей Конституционного суда, должны участвовать 16 членов Суда, которые назначаются по жребию из списка граждан, отвечающих требованиям для избрания сенаторами. Список составляется Парламентом путем выборов в том же порядке, который установлен для назначения общих судей. Члены Парламента в список не включаются.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: