Какие изменения произошли в судебной системе рф с 2019 года

Обновлено: 13.05.2024

28 ноября 2018 г. был принят Федеральный закон № 451-ФЗ, который вносит ряд крупных поправок в процессуальное законодательство. Изменения настолько значительные, что юристы уже прозвали закон «процессуальной революцией». 5 самых важных аспектов процессуальной реформы рассмотрим в этой статье.

Представительство в арбитражных судах

Принятый закон № 451-ФЗ вносит изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, а именно в ч. 3 ст. 59. Согласно новой редакции этой статьи представлять интересы стороны в арбитражном процессе смогут только адвокаты и иные лица, которые имеют высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Также в новой редакции перечислены те, на кого требование о высшем юридическом образовании не распространяется. К ним относятся арбитражные управляющие, патентные поверенные, представители профсоюзов.

Стоит отметить, что перечень не является закрытым. К законным представителям, например, к руководителю организации, требование о наличии юридического образования или ученой степени также предъявляться не будут.

Представительство в судах общей юрисдикции

Аналогичное требование к представителям теперь будет предъявляться и в гражданском процессе (новая редакция ст. 49 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что норма о профессиональном представительстве не новшество для России. Ранее такая практика уже была применена в Кодексе административного судопроизводства (КАС), где представителями могут являться только лица, имеющие высшее юридическое образование. Нормы КАС о представительстве также планируют дополнить лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности, чтобы расширить круг представителей.

Если ранее в арбитражном суде представителями в большей части и были юристы, то, что касается гражданского процесса, такая норма сделала бы судопроизводство менее доступным для граждан. Поэтому, законодатель, учитывая особенность разбирательств по гражданским делам, предъявляет требование к профессиональному представительству только начиная с кассационной инстанции. Мировых и районных судов нововведения по представительству не коснутся.

Подведомственность = компетенция. Подсудность

Ранее разграничивая полномочия судов и относя дело к тому или иному процессу, мы говорили о подведомственности. Принятый закон № 451-ФЗ исключил из законодательства этот термин, заменив его термином «компетенция». Сама же компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов осталась неизменной. Изменения претерпел Кодекс административного судопроизводства, который дополнили двумя новыми категориями дел:

  • дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
  • дела о признании информационных материалов экстремистскими (п.п. 2.2, 2.3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Во-первых, мировые суды теперь смогут рассматривать дела по имущественным спорам в сфере защиты прав потребителей при цене иска до 100 000 рублей.

Во-вторых, наконец-то оптимально решен вопрос с неподсудными делами, по которым суд уже начал производство. Ранее лицо, обратившееся не в тот суд, было вынуждено заново подавать документы в надлежащий суд, теряя при этом время. Теперь при неверной подаче документов в суд, которому дело неподсудно, если суд уже начал производство, он самостоятельно может передать дело по подсудности в соответствующий суд. Такая норма будет закреплена в ст. 39 АПК РФ и в ст. 33 ГПК РФ.

В-третьих, суд общей юрисдикции может теперь уже будучи в процессе переходить из одной процедуры в другую, в случае если такой переход будет необходим. Например, если в ходе дела суд установит, что дело, рассматриваемое в порядке гражданского судопроизводства, должно быть рассмотрено в административном порядке, то суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. Сторонам никаких дополнительных действий предпринимать не придется. Такие изменения будут отражены в новых редакциях ст. 33.1 ГПК РФ и ст. 16.1КАС РФ.

Что касается административного и гражданского судопроизводства, также необходимо отметить, что если в одном заявлении указаны требования, которые относятся к различным видам производства и разделить их не представляется возможным, то по общему правилу дело будет рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. Если разделить требования возможно, то суд будет принимать решение по рассмотрению этих требований в рамках отдельных судопроизводств.

Упрощенное производство. Новые границы

Согласно действующей редакции ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела, если цена иска не превышает для юрлиц 500 000 руб., для ИП — 250 000 руб.

Принятый закон № 451-ФЗ устанавливает новые границы для рассмотрения дел в арбитражном процессе в порядке упрощенного производства. Суммы увеличены, теперь для юрлиц это 800 000 руб., а для ИП — 400 000 руб. Кстати, в процессе обсуждения законопроекта суммы хотели увеличить значительней, для гражданского процесса до 500 000 рублей, а для арбитражного — до 1 млн руб. Вместе с тем, для гражданских дел сумма упрощенного производства осталась прежней — 100 000 руб.

Помимо прочего, изменения ограничений по сумам затронули и приказное производство. Теперь и в гражданском процессе, и в арбитражном сумма приказного производства единая — в пределах 500 000 руб.

Новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции

По опыту системы арбитражных судов, суды общей юрисдикции постигла масштабная реформа, которая влечет за собой создание новых пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. При том, что новые суды разделены на судебные округа, которые не будут территориально совпадать с субъектами РФ. В структуру каждого нового суда будет входить президиум и три коллегии: по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам.

В настоящий момент в одном суде может совмещаться несколько инстанции, что снижает качество и независимость судопроизводства, по мнению законодателей. В виду этого система судов общей юрисдикции изменится, и по своей иерархии будет напоминать систему арбитражах судов.

То есть теперь, если дело начато в мировом суде, апелляция, как и ранее, будет проходить в районном, а вот кассация теперь будет не в президиуме областного суда, а в новом кассационном суде (например, для Ростовской области кассация будет располагаться в городе Краснодаре, четвертый кассационный суд общей юрисдикции). А если, например, дело начато по первой инстанции в областном суде, то апелляция будет не в судебной коллегии Верховного Суда, как ранее, а в новом апелляционном суде (так, для Ростовской области это третий апелляционный суд общей юрисдикции в городе Сочи).

Такое реформирование системы судов общей юрисдикции должно повысить независимость и самостоятельность судебных инстанций, которые осуществляют пересмотр судебных актов.

Создание новых апелляционных и кассационных судов закреплено в Федеральном конституционном законе от 29.07. 2018 № 1-ФКЗ«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Как быть с жалобами, которые были поданы до начала работы новых апелляционных и кассационных судов? Они будут рассмотрены прежними судами, в которые были поданы соответствующие жалобы (ст. 7 Закона № 1-ФКЗ)

Кроме того, еще одно важное изменение в кассации, о котором стоит упомянуть. С началом работы новых судов, в кассационной инстанции заработает принцип «полной кассации». Что это значит? Ранее, при подаче кассационной жалобы судья единолично рассматривал ее на наличие оснований подачи такой жалобы. И только если основания, по усмотрению судьи, были обоснованы, жалоба передавалась на коллегиальное рассмотрение. То есть судья сам единолично выбирал жалобы. Теперь же судья единолично проверяет жалобу только по формальным основаниям и если формально жалоба подходит, то такую жалобу коллегиально рассмотрят в судебном заседании.

Что еще важно знать в связи с реформой

Ранее планировалась, что принятые нормативно-правовые акты, вносящие изменения в процессуальные кодексы, вступят в силу 1 октября 2019 г. В дальнейшем день вступления в силу изменили и обозначили днем начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Однако и этот день пока неизвестен. Пленум Верховного Суда РФ должен установить дату работы новых судов, но не позднее 1 октября 2019 г.

Какие еще изменения принесла процессуальная реформа?

  • исполнительный лист в гражданском и арбитражном процессах будут выдавать теперь только по ходатайству взыскателя;
  • в отношении должников в исполнительных документах должно быть указано больше сведений:
  1. для организации — наименование, адрес места нахождения, ИНН и ОГРН;
  2. для физических лиц — ФИО, адрес, дата и место рождения, место работы и на выбор: СНИЛС, ИНН, паспортные данные, ОГРНИП, реквизиты водительского удостоверения, свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • теперь в арбитражном процессе заявление на отвод судьи будет рассматривать сам судья, на которого заявлен отвод. В настоящий момент такое заявление рассматривает председатель состава или председатель арбитражного суда.

Наиболее спорным моментом процессуальной реформы был отказ от мотивировочной части по большинству судебных решений по гражданским делам. Вместе с тем мотивировка осталась неизменной.

Также законодатели хотели изменить порядок извещения сторон по гражданским делам, возложив на стороны ответственность по самостоятельному отслеживанию хода дела, если сторонам уже было ранее направлено определение о принятия искового заявления к производству. Но и это положение в закон не вошло.

"Суды общей юрисдикции" в системе переименованы в "Областные суды общей юрисдикции" - это 9 банков по кассационным округам с решениями областных и приравненных к ним судов. Теперь практика СОЮ будет представлена с разбивкой не по федеральным, а по кассационным округам. Так пользователям будет удобнее отслеживать тенденции судебной практики в интересующем их кассационном округе. При этом прежняя судебная практика никуда не пропадет и будет перераспределена по новым округам.

Новые банки с решениями судов общей юрисдикции

В ноябре в КонсультантПлюс появятся:

  • "Апелляционные суды общей юрисдикции" - объединенный банк с решениями 5 новых апелляционных судов;
  • "Кассационные суды общей юрисдикции" - 9 банков с практикой новых кассационных судов.

Всем пользователям, которые работают с системой "Суды общей юрисдикции", будут доступны новые банки.

В чем суть судебной реформы

Новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции стали новыми звеньями судебной системы. Они забрали себе часть полномочий по рассмотрению апелляционных и кассационных жалоб, которыми до октября 2019 г. занимались областные суды и Верховный Суд РФ.

Ключевым звеном в системе судов общей юрисдикции теперь будут кассационные суды - они станут последней перед Верховным Судом РФ инстанцией для всех решений судов общей юрисдикции. Именно кассационным судам предстоит формировать судебную практику, значимую для всех судов общей юрисдикции - от мирового судьи до областных судов.

К какому округу отнесен ваш субъект РФ

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать апелляции на решения областных и равных им судов. Практика апелляционных судов будет важна для дел, которые рассматриваются областными судами в первой инстанции.

Важная практика судов общей юрисдикции

Если судебный спор касается предпринимательской деятельности, чаще всего это компетенция арбитражных судов. Но практика судов общей юрисдикции важна для множества организаций, так как именно суды общей юрисдикции рассматривают:

  • трудовые споры с работниками;
  • споры с потребителями;
  • споры по обжалованию кадастровой оценки недвижимости;
  • споры по обжалованию решений о привлечении к административной ответственности (например, за нарушения трудового законодательства, санитарных норм и т.д.).

Эту практику легко найти в системе КонсультантПлюс.

Разъяснения в КонсультантПлюс

Разобраться в нововведениях и подготовиться к работе по новым правилам юристам помогут обзоры в системе:

  • Процессуальная реформа: как судиться по КАС с 1 октября 2019 г. ;
  • Процессуальная реформа: как судиться по ГПК с 1 октября 2019 г. ;
  • Процессуальная реформа: как судиться по АПК с 1 октября 2019 г.

Поисковый запрос: ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕФОРМА ОБЗОР .

Новые суды общей юрисдикции в КонсультантПлюс_650

Открыть документы из статьи в вашей системе КонсультантПлюс:

Два новых договора добавлены в "Конструктор договоров"

В "Конструктор договоров" включены два новых договора: договор строительного подряда и соглашение о конфиденциальности между юридическими лицами (ИП)

Договор строительного подряда

Договор строительного подряда на сегодня является одним из самых сложных. По договору строительного подряда могут выполняться строительство, реконструкция, капремонт и другие строительные работы, включая перепланировку квартиры или помещения.

С помощью "Конструктора договоров" можно составить договор как в отношении объектов капстроительства (многоквартирный дом, таунхаус, объект ИЖС, нежилые здания, капитальные сооружения), так и в отношении некапитальных объектов (некапитальных сооружений). Можно указать и иной капитальный или некапитальный объект.

В "Конструкторе договоров" учтено множество важных моментов, например:

  • в зависимости от того, является ли объект капитальным, в договор включаются нормы о строительном контроле, о порядке оформления исполнительной документации;
  • можно сформировать договор на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, заключаемый либо с региональным оператором по результатам аукциона, либо с лицом, уполномоченным собственниками многоквартирного дома;
  • предусмотрена возможность установить в договоре такое востребованное условие, как антикоррупционная оговорка;
  • доступны для включения в договор условия о качестве, порядке обеспечения и выполнения работ, о распределении и страховании рисков, о безопасности работ и охране окружающей среды и др.

Соглашение о конфиденциальности между юрлицами (ИП)

Соглашение о конфиденциальности между юрлицами (ИП) составляется в целях защиты конфиденциальной информации, которой стороны обмениваются в рамках переговоров, договорных или иных отношений. Заключение такого соглашения направлено на защиту важной для юридического лица (ИП) информации, утечка которой может повлечь убытки.

Используя "Конструктор договоров", можно составить соглашение, по которому или одна сторона делится конфиденциальной информацией, или обе стороны обмениваются такой информацией.

Конструктор позволяет урегулировать порядок обмена конфиденциальной информацией и ее использования, например:

  • установить способ передачи конфиденциальной информации;
  • определить в договоре лиц, имеющих доступ к такой информации;
  • предусмотреть, какие меры сторона должна принимать для охраны полученной конфиденциальной информации.

О "Конструкторе договоров"

"Конструктор договоров" - удобный инструмент для создания проектов договоров и проверки договоров контрагента. Главное преимущество конструктора - создание договора с учетом конкретной сделки и интересов пользователя, что обеспечивает огромный выбор условий договора. Конструктор поможет составить договор с юридически корректными формулировками и с учетом действующего законодательства. При изменениях законодательства сервис предупредит об этом и предложит обновить ранее сохраненный шаблон договора.

Перейти в "Конструктор договоров"

Всего в конструкторе 43 договора. Это наиболее востребованные договоры: поставки, подряда, возмездного оказания услуг, аренды, трудовой и др.

К каждому договору прилагаются дополнительные документы, которые могут потребоваться в ходе его исполнения: акты, отчеты, заявки.

В зависимости от условий договора будет меняться и список дополнительных документов, а также их содержание.

"Конструктор договоров" поможет избежать ошибок и противоречий в текстах договоров и предупредит о важных нюансах.

Открыть документы из статьи в вашей системе КонсультантПлюс:

ПРИМЕР: нужно составить договор строительного подряда

Договор строительного подряда_Найти

Перейти к составлению договора можно из Быстрого поиска или выбрать нужный договор в рубрикаторе "Конструктора договоров"

С помощью конструктора можно составить договор на выполнение любых строительных работ, а также в отношении любого объекта

Договор строительного подряда_Предмет договора

Можно выбрать нужные условия, в том числе особые гарантийные обязательства, требования к качеству работ, предусмотреть исключения из гарантии

Договор строительного подряда_Качество работ

Можно задать условие о том, кто предоставляет материалы и оборудование для выполнения работ, а также их перечень

Договор строительного подряда_Обеспечение работ материалами

Новое в обзорах "Важнейшая практика по статье"

Значок "New"

Теперь новые позиции судов и госорганов в обзорах "Важнейшая практика по статье" отмечаются специальным значком

Напомним, что в обзорах "Важнейшая практика по статье" компактно и наглядно представлены:

  • разъяснения высших судов (пленумы, обзоры);
  • позиции госорганов (Минфина, ФАС России и др.);
  • обзор важнейших споров, связанных со статьей, за последние 3 года.

Обзоры "Важнейшая практика по статье" подготовлены к самым востребованным статьям нормативных актов - это порядка 1000 норм Налогового кодекса, Гражданского кодекса, Трудового кодекса, Закона N 44-ФЗ и др.

Перейти к важнейшей практике можно по ссылкам на правой панели у НПА (прямо у названия статьи будет ссылка "Важно: Основные выводы из практики по статье") и с помощью Быстрого поиска.

Новое - в фокусе

Значок "New"

Значок в тексте обзора вы увидите, если добавлены:

  • новый вывод;
  • новая правовая позиция;
  • новый судебный акт.

Значок "New"

Яркий значок обратит внимание на самые последние изменения в регулировании той нормы, которую вы изучаете. Например, проинформирует о том, что появилась другая, противоположная позиция судов.

Об обзорах "Важнейшая практика по статье"

Для подготовки каждого обзора эксперты КонсультантПлюс изучили тысячи судебных решений и писем ведомств: пользователю системы теперь не нужно тратить время и самостоятельно их искать. В одном материале компактно изложена самая суть.

Все обзоры можно найти в информационном банке "Правовые позиции высших судов" (раздел "Судебная практика").

Новое в обзорах "Важнейшая практика по статье"_650

Открыть документы из статьи в вашей системе КонсультантПлюс:

Налоговые проверки: что важно знать организациям

Налоговая проверка - волнительная процедура для бухгалтера. Подготовиться к ней и понять, как действовать во время и после проверки, помогут Готовые решения в системе КонсультантПлюс

Виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Цель у них одна - проконтролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, в том числе проверить, правильно ли вы рассчитали и уплатили налоги, сборы, страховые взносы.

При этом камеральная и выездная проверки отличаются друг от друга: по предмету и периоду проверки, срокам, периодичности, а также по глубине самой проверки.

Разобраться в особенностях каждой поможет Готовое решение "Виды налоговых проверок" .

По каким критериям выбирают, кого проверять

Налоговые органы анализируют всю информацию о налогоплательщике, которая у них есть. В первую очередь в план выездных проверок включат тех, кто участвует в схемах по уходу от налогов, и тех, у кого предположительно есть налоговые нарушения. Есть 12 критериев, по которым оценивают налогоплательщиков, они приведены в приложении 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ . Большинство из них применяют как к организациям, так и к ИП.

Если вы соответствуете отдельным критериям, это еще не значит, что к вам придут с проверкой. Однако чем больше совпадений, тем больше вероятность визита проверяющих. В то же время, если ни один критерий к вам неприменим, проверить вас тоже могут.

Про критерии читайте в Готовом решении "По каким критериям отбирают налогоплательщиков для выездной налоговой проверки" .

Как проводится проверка

Если выездная налоговая проверка намечена, важно понимать порядок ее проведения. Он подробно описан в Готовом решении "Общий порядок проведения выездной налоговой проверки" .

Во время проверки инспекторы будут работать в офисе организации. Бухгалтерам, директору и другим сотрудникам придется много времени уделять инспекторам.

Проверить могут один, несколько или сразу все налоги (сборы, взносы) за период до трех лет, предшествующих году проверки.

Срок проверки - два месяца, но часто она идет дольше, ведь ее могут приостанавливать и продлевать. За год не могут проводить больше двух проверок. Есть и другие ограничения.

При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия: они могут требовать документы, делать выемку, осмотры, допросы, экспертизы и проводить другие мероприятия налогового контроля. О них можно почитать в Готовом решении "Мероприятия налогового контроля" .

Как подать возражения на акт проверки

Если вы не согласны с выводами налоговой службы, вы можете подать возражения в течение месяца со дня получения акта проверки. Порядок подачи и оформления возражений на акт выездной и камеральной проверки одинаковый. В возражениях укажите, с чем именно вы не согласны, и приведите свои доводы. Обязательно приложите копии документов, которые подтверждают ваши выводы.

Как правильно составить возражения и подать их, читайте в Готовом решении "Возражения на акт выездной и камеральной налоговой проверки" .

Другие вопросы

В системе КонсультантПлюс найдете ответы и на другие вопросы, касающиеся налоговых проверок:

  • какие обеспечительные меры могут быть приняты по итогам налоговой проверки;
  • в каких случаях подавать уточненную налоговую декларацию;
  • какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне налоговых проверок;
  • какие организации могут перейти на налоговый мониторинг;
  • как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды и др.

Список всех Готовых решений по этой теме найдете в материале "Путеводитель. Налоговые проверки" .

Каждое Готовое решение - подробный ответ на вопрос с примерами, образцами заполнения документов. Материалы всегда актуальны.

С октября 2019 года вступили в силу изменения в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы России (АПК, ГПК) в рамках «судебной реформы». Именно в силу этой реформы появились и начали свою деятельность кассационные суды общей юрисдикции, которые по аналогии с системой арбитражных судов в заседаниях в «очном» порядке рассматривают жалобы и представления на судебные акты, вступившие в законную силу. Однозначно появление таких независимых судов кассационной инстанции относительно апелляционных судов является положительным моментом.

Однако противоречия и недостатки в процедурах рассмотрения дел в судах общей юрисдикции до конца так и не были устранены и доведены до уровня системы арбитражного судопроизводства. В частности, без изменения сохранились нормы ГПК, которые оставили судам первой инстанции полномочия по рассмотрению ходатайства о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на решение этого же суда и в целом по разрешению вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству (п. 1 ч. 1 ст. 325.1, ст. 323 ГПК РФ). В отличие от судов общей юрисдикции, в арбитражном процессе решение о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на постановление суда первой инстанции и принятии к производству апелляционной жалобы решается непосредственно самим судом апелляционной инстанции (ч. ч. 2-4 ст. 259, ч. 1 ст. 261 АПК).

Порядок разрешения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству и восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, который закреплён в АПК, является более отвечающим принципам права и эффективным с точки зрения процесса, ибо по сравнению с ними, согласно ГПК суд первой инстанции принимает решение (постановление) и сам же затем рассматривает ходатайство о восстановлении срока на обжалование этого же судебного акта, что явно не отвечает, как минимум, принципам беспристрастности и объективности суда.

В судах кассационной инстанции и в арбитражном, и в гражданском процессах действуют уже соответствующие друг другу правила, которые полностью закрепляют за кассационным судом полномочия по рассмотрению ходатайств о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы и в целом вопроса о принятии жалобы, представления к своему производству (ч. ч. 2-4 ст. 376.1, 378 ГПК, ч. ч. 2-4 ст. 276, 278 АПК).

С октября 2019 года вступили в силу изменения в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы России (АПК, ГПК) в рамках «судебной реформы». Именно в силу этой реформы появились и начали свою деятельность кассационные суды общей юрисдикции, которые по аналогии с системой арбитражных судов в заседаниях в «очном» порядке рассматривают жалобы и представления на судебные акты, вступившие в законную силу. Однозначно появление таких независимых судов кассационной инстанции относительно апелляционных судов является положительным моментом.

Однако противоречия и недостатки в процедурах рассмотрения дел в судах общей юрисдикции до конца так и не были устранены и доведены до уровня системы арбитражного судопроизводства. В частности, без изменения сохранились нормы ГПК, которые оставили судам первой инстанции полномочия по рассмотрению ходатайства о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на решение этого же суда и в целом по разрешению вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству (п. 1 ч. 1 ст. 325.1, ст. 323 ГПК РФ). В отличие от судов общей юрисдикции, в арбитражном процессе решение о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на постановление суда первой инстанции и принятии к производству апелляционной жалобы решается непосредственно самим судом апелляционной инстанции (ч. ч. 2-4 ст. 259, ч. 1 ст. 261 АПК).

Порядок разрешения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству и восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, который закреплён в АПК, является более отвечающим принципам права и эффективным с точки зрения процесса, ибо по сравнению с ними, согласно ГПК суд первой инстанции принимает решение (постановление) и сам же затем рассматривает ходатайство о восстановлении срока на обжалование этого же судебного акта, что явно не отвечает, как минимум, принципам беспристрастности и объективности суда.

В судах кассационной инстанции и в арбитражном, и в гражданском процессах действуют уже соответствующие друг другу правила, которые полностью закрепляют за кассационным судом полномочия по рассмотрению ходатайств о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы и в целом вопроса о принятии жалобы, представления к своему производству (ч. ч. 2-4 ст. 376.1, 378 ГПК, ч. ч. 2-4 ст. 276, 278 АПК).

Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

В чём суть нового закона?

Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу.

С какой целью приняты поправки?

Необходимость создания в России структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции обусловлена потребностью обеспечения беспристрастности, независимости при рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. В результате нововведения будет исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. Так, к примеру, частная жалоба, представление на определение краевого, областного суда, суда города федерального значения, вынесенное им по первой инстанции по гражданскому или административному делу до принятия поправок также подлежало рассмотрению апелляционной инстанцией этого же суда. Изменения позволят усовершенствовать систему судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. Стоит отметить, что в системе арбитражных судов уже имеется положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций.

Какова компетенция новых апелляционных судов?

Апелляционные суды общей юрисдикции во второй инстанции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции. То же самое касается рассмотрения дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, 1-й апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Белгородской, Брянской, Владимирской Воронежской, Калининградской, Костромской, Псковской и других областей.

Какие дела будут рассматривать кассационные суды?

Кассационным судам общей юрисдикции переданы кассационные полномочия областных и равных им судов и, таким образом, они будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты мировых судей, районных судов, областных и равных им судов, апелляционных судов общей юрисдикции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

Эти суды являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Каков состав новых судов?

Новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут состоять из президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Где расположены новые суды?

Законом определены места их постоянного пребывания. Так, кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Для рассмотрения жалобы обязательно приезжать в соседний регион?

Необязательно, помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу вне места постоянного пребывания суда. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Когда Закон № 1-ФКЗ вступает в силу?

Закон вступил в силу 30 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Когда новые суды начнут работать?

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум Верховного Суда РФ. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019.

При этом срок назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции установлен до 15 октября 2018 года.

Как будет осуществляться судопроизводство в переходный период?

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы и представления будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: