Метод распределения доходов между предприятиями гражданами и государством

Обновлено: 28.03.2024

Когда вы в последний раз пробовали зефир? Сколько вы съели — один, два или целую упаковку? Зефир — не только вкусное лакомство, но и способ проверки силы воли. Известный психолог из Стэнфорда Уолтер Мишель в 1970-х гг. проводил эксперимент, в рамках которого с помощью зефира проверял силу воли у детей. Учёный ставил лакомство перед ребёнком и, если малыш сопротивлялся искушению в течение 15 минут, награждал его вторым зефиром. Дети, которые не удержались, не получили от психолога дополнительных лакомств.

Как показал эксперимент, рациональный подход — более выгодный. Дети, которые смогли удержаться, в итоге получили больше зефира. Аналогичная ситуация и с вашими деньгами. Правильная оценка потребностей и рациональное распределение денежных средств помогут эффективнее накапливать собственный капитал.

Важно знать:

    все ваши расходы делятся на две категории — потребности и желания;

Для грамотного распределения финансов на расходы, сбережения и инвестиции используйте несколько правил.

  1. 50/30/20.
  2. 50/15/5.
  3. 30% на жильё.
  4. Планирование бюджета.

Правило 50/30/20

Идеальной методики планирования бюджета не существует, но правило 50/30/20 может стать надёжной отправной точкой. Суть в следующем: чистый доход, который остался у вас после уплаты налогов, надо разделить на предполагаемые расходы.

Например, ваш годовой оклад составляет 600 000 руб. Половину из этой суммы (300 000 руб.) вы тратите на основные нужды — оплату жилья, коммунальных услуг, кредита, обучения, на покупку еды, одежды и так далее. Окончательный список зависит от индивидуальных потребностей каждого человека. Следующие 30% (180 000 руб.) тратите на развлечения — поездку на отдых, покупку рыболовного снаряжения, музыкальной аппаратуры и т.д. А оставшиеся 20% (120 000 руб.) откладываете в качестве сбережений или инвестируете в активы, которые есть на фондовом рынке.

Такая процентовка расходов довольно условна: то, что подходит одному человеку, неприемлемо для другого. Сумма заработка может меняться из года в год, как и ваши потребности с желаниями. Взгляды на сбережения и инвестирование также со временем меняются. Тем не менее правило 50/30/20 взяли за основу сенатор от штата Массачусетс, США, Элизабет Уоррен и её дочь Амелия Уоррен Тьяги при написании книги «Всё ваше благосостояние», посвящённой эффективному распоряжению деньгами. Также они основали Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB).

50/30/20 — оптимальный вариант для граждан со средним доходом. Если же он невысок, подобная схема распределения средств не подходит: больше 50% зарплаты уходит на основные нужды. Тем, кто зарабатывает много, правило также не подходит, потому что им не приходится тратить половину на базовые потребности.

Правило 50/15/5

При таком варианте половина заработка расходуется на основные потребности, выплату кредитов и других долговых обязательств. 15% можно использовать для пенсионного взноса, а 5% поместить в резервный фонд. В итоге у вас останется 30% незадействованных средств. Как их потратить (на отдых или инвестиции), вы решите самостоятельно. Правило не сильно отличается от схемы 50/30/20. Здесь 20% делится на две части и перенаправляется на реализацию долгосрочных целей — пенсионное обеспечение и резервный фонд.

Правило 30% на жильё

Это метод распределения средств, при котором вы тратите не более 30% от дохода на жильё — ипотеку или арендную плату. Правило несколько устарело, так как было сформулировано в 1960-х гг. прошлого века как часть финансовых обязательств по государственному жилью, и с тех пор его условия не менялись. Цены на недвижимость за полвека выросли в разы, тогда как доходы многих граждан остаются примерно на том же уровне, поэтому правило 30% им не подходит.

Вы можете проанализировать текущее состояние рынка недвижимости, после чего рассчитать, что выгоднее — аренда квартиры или оформление ипотеки. Оптимизация расходов на приобретение собственной недвижимости, пусть даже и в кредит, поможет в будущем откладывать более существенные суммы на другие цели.

Распределение бюджета

Главный принцип управления деньгами таков: общая сумма расходов не должна превышать общую сумму доходов. Только так можно сохранить и приумножить собственный капитал.

Говоря о доходах, мы имеем в виду два вида прибыли:

    Валовой доход — ваш заработок до вычета пенсионных отчислений и налоговых выплат. Сюда можно отнести зарплату на основной работе, доход от сберегательных, инвестиционных счетов и так далее.

Именно чистую прибыль необходимо брать за основу при распределении бюджета.

Расходы

Все расходы делятся на две группы:

    Фиксированные (постоянные) — коммунальные услуги, кредит и другие ежемесячные выплаты.

У большинства граждан основные фиксированные расходы связаны с жильём. Также сюда можно отнести покупку продуктов, оплату учёбы, выплату долгов, кредита на авто и так далее. К периодическим расходам относится приобретение новой одежды, бытовой техники и другие траты.

Рис. 1. Наиболее популярные варианты расходов

Список ваших трат может отличаться. Вставьте свои варианты и посчитайте, во сколько обойдётся ваша жизнь, по следующей формуле:

стоимость жизни = общая сумма постоянных расходов + общая сумма периодических расходов.

Для подсчёта суммы годовых расходов умножьте величину ежемесячных трат на 12. Затем разделите все расходы на сумму чистой годовой прибыли, и вы поймёте, сколько денег останется на реализацию других целей.

Подобные расчёты проводите регулярно, например, раз в месяц. Вспомните, что вы покупали в течение «отчётного периода», и подсчитайте, сколько денег потратили. Если итоговая величина окажется меньше суммы чистого дохода, у вас получилось сэкономить, и можно отложить остаток или потратить на другие цели.

Сумма расходов каждый месяц не будет одинаковой, так как у вас могут быть разовые дорогие покупки (например, смартфон, кофемашина) или незапланированные траты (ремонт ноутбука, автомобиля). При планировании бюджета на год все расходы также следует делить на двенадцать месяцев, а внеплановые траты должны осуществляться из резервного фонда.


Накопление резервного фонда

Резервный фонд — отложенные деньги, которые нельзя тратить на текущие или периодические расходы. Они нужны на случай форс-мажорных обстоятельств — болезни, ДТП, потери работы и так далее. Создать чрезвычайный фонд довольно сложно, если вы живёте от зарплаты до зарплаты, но делать попытки экономить всё же нужно.

Некоторые финансовые консультанты советуют иметь в резервном фонде сумму, которая полностью покроет расходы на жизнь в течение трёх месяцев. Другие рекомендуют держать на чёрный день средства, которых хватит на шесть месяцев или даже больше. Сколько для вас будет достаточно — решайте сами.

Инвестиции в будущее

Если раздумываете над вложением средств, скорее всего, у вас уже определены цели. Возможно, это покупка дома, автомобиля, регулярные перечисления в пенсионный фонд и так далее. Определить точный процент из доходов, необходимый для инвестирования, довольно сложно, поскольку у каждого человека свои цели. Например, если вы рассчитываете на хорошую пенсию по достижении определённого возраста, нужно делать регулярные взносы в пенсионный фонд.

Что делать?

Планирование бюджета — это учёт ваших доходов и расходов с корректировками для достижения поставленных целей. Выполняется планирование в несколько шагов.

    Расчёт величины чистого дохода.

Если итоговый баланс получается положительным, значит, вы тратите не весь заработок и постепенно увеличиваете свой капитал. Отрицательная цифра свидетельствует о накоплении долгов.

Важно научиться вести учёт собственных средств. Планирование помогает грамотно распределить заработанные деньги на текущие расходы, сбережения и инвестиции.

Читайте в специальном материале, когда нужно начинать копить — сейчас или позже, и вы узнаете, почему время — деньги.

В ходе развития бюджетной системы России менялись методы распределения доходов между бюджетами.

«Горизонтальная модель».Для бюджетной системы дореволюционной России типичной была модель распределения доходов между бюджетами, которую можно назвать горизонтальной. Государственный бюджет и территориальные бюджеты (земские, городские) находились как бы в одной плоскости, за каждым бюджетом были закреплены свои налоги и сборы. При этом финансовая помощь территориальным бюджетам из государственного бюджета была затруднена, так как территориальные бюджеты не входили в государственный бюджет и для такой помощи не было правовых основ. В этих условиях действовала следующая модель формирования территориальных бюджетов:


Размер бюджетных доходов предопределял размер расходов.

Такая система распределения доходов действовала во многих странах вплоть до середины XX в. С одной стороны, эта система обеспечивала в значительной мере финансовую независимость территориальных органов власти всех уровней, так как территориальные бюджеты формировались за счет собственных налогов. Однако по мере роста бюджетных расходов на общественные нужды (образование, здравоохранение, благоустройство населенных пунктов) собственные доходы территориальных бюджетов не могли обеспечивать эти расходы. В то же время не было достаточно действенного и законодательно установленного механизма оказания государством финансовой помощи территориям. Все это отрицательно отражалось на состоянии территориальных бюджетов, местном хозяйстве, социальном развитии общества.

«Веерная» модель.Первый шаг в устранении этих недостатков распределения бюджетных доходов был сделан в СССР в 30-е годы. Этому способствовало то, что, во-первых, территориальные бюджеты были включены в государственный бюджет СССР. Во-вторых, работниками Наркомата финансов была создана новая модель распределения общегосударственных доходов. Эту модель можно назвать веерной. Суть ее заключалась в том, что, несмотря на существование закрепленных за каждым бюджетным звеном налогов, вводился механизм долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных доходов и налогов. В соответствии с принимаемыми законодательными актами сумма

мобилизуемого на территории налога по утвержденным этими актами нормативам распределялась между центральным бюджетом, (это был союзный бюджет), региональными бюджетами (республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами (городскими, районным, поселковыми и сельскими).

Следовательно, в территориальные бюджеты помимо собственных доходов стали поступать регулирующие доходы. На местные бюджеты было возложено финансирование подавляющей части общегосударственных расходов, связанных с жизнеобеспечением населения (образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, местной и пищевой промышленности и др.). В свою очередь это предопределило изменение принципа формирования местных бюджетов. Размер местного бюджета стал определяться величиной расходов на местное хозяйство. Для обеспечения этих расходов из вышестоящего бюджета выделялся необходимый объем регулирующих доходов. Таким образом, местные бюджеты стали формироваться по следующей модели:


Преимущества этой модели в том, что I) достигается единство источников всех бюджетов, а следовательно, заинтересованность и ответственность органов власти всех уровней в развитии экономики на территории как налогообразующей базы; 2) создается механизм оказания финансовой помощи территориям; 3) правительство страны имеет реальные рычаги для регулирования экономического и социального развития территорий.

Преимущества этой модели были настолько очевидны, что она стала применяться позднее во многих странах, в том числе и в государствах с рыночной экономикой.

Практически эта модель используется в России в настоящее время и в первую очередь во взаимоотношениях региональных и местных бюджетов.

Вместе с тем такой способ распределения средств между бюджетами имеет ряд недостатков: 1) низка доля собственных доходов территориальных бюджетов; 2) велик элемент субъективности верхних уровней власти при определении величины отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты, а следовательно, существует и зависимость от них; 3) такая система способствовала развитию иждивенчества отдельных территорий, стремившихся больше получить средств из вышестоящих бюджетов, не прилагая усилий к развитию территориальной экономики; 4) велики встречные и неоправданные потоки движения финансовых ресурсов с территории сначала в вышестоящий бюджет, а затем снова в нижестоящий; 5) это ведет и к централизации средств в вышестоящем бюджете, к ущемлению территориальных потребностей, к остаточному финансированию социальной сферы и тем самым к противостоянию между центром и территориями.

Совершенствование механизма распределения средств между бюджетами.Для устранения указанных недостатков велась работа по совершенствованию механизма распределения средств между бюджетами. Большой вклад в эту работу внес Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) Министерства финансов, в частности, многолетние исследования по укреплению местных бюджетов, проводимые Г. Б. Поляком. Им были разработаны, обоснованы и в дальнейшем реализованы такие меры по совершенствованию межбюджетных отношений, как использование в качестве регулирующего источника платежей из прибыли предприятий союзного подчинения, а также введение долговременных, т.е. утвержденных на несколько лет, нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов.

С переходом к формированию местных бюджетов на основе долговременных нормативов отчислений от общегосударственных доходов актуальной стала проблема расчета величины этих нормативов, а следовательно, объективизации всего бюджетного планирования, которое должно было опираться на научно обоснованные показатели. Для расчета таких нормативов необходимо было решение ряда задач.

Прежде всего, Г.Б. Поляк предложил разработку системы долговременных социальных нормативов, определяющих уровень обеспеченности населения набором благ и услуг. Эти нормативы предлагалось рассчитывать дифференцированно для каждого региона с учетом плановых показателей их развития и уровней обеспеченности населения, достигнутых в каждом регионе.

Затем на основе социальных нормативов должны были быть рассчитаны финансовые нормативы бюджетных расходов на содержание социально-культурных учреждений и коммунально-бытовых предприятий.

Далее предлагалась следующая модель формирования местных бюджетов. С помощью социальных и финансовых нормативов должна была определяться нижняя граница размера затрат, которые могли быть произведены в регионах. Сверх этого уровня расходы могли быть произведены при условии изыскания в регионах дополнительных ресурсов. Финансирование мероприятий, связанных с экономическим и социальным развитием в регионах, следовало осуществлять в меру выполнения планов поступления средств в региональные бюджеты и в пределах имеющихся у местных органов власти средств, без оказания им помощи из вышестоящих бюджетов. Другими словами, расходная часть местного бюджета должна была определяться на основе плановых показателей развития региона и на базе социальных и финансовых нормативов затрат в расчете на одного жителя. Темпы роста этих расходов не должны были превышать темпов роста доходов, аккумулируемых в государственный бюджет на территории региона.

Для повышения роли и ответственности местных органов власти за результаты экономического и социального развития им необходимо было предоставить права самим определять направления использования бюджетных средств, а в целях повышения заинтересованности в более эффективном использовании средств оставлять в их распоряжении неиспользованные ассигнования. Кроме того, для усиления гарантированности расходов местных бюджетов, а также для укрепления финансовой базы местной администрации и обеспечения стабильности финансирования плановых мероприятий в рамках местных бюджетов всех уровней надо было создать резервные фонды.

Таким образом, на основе механизма бюджетного регулирования, дифференцированных нормативов отчислений от общегосударственных доходов и платежей в местные бюджеты от прибыли предприятий вышестоящего подчинения обеспечивался гарантированный минимум доходов местных бюджетов. Тем самым гарантировалась в определенной мере социальная защищенность населения каждой административно-территориальной единицы.

Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов на общерегиональные цели предусматривалось создание внебюджетных фондов экономического и социального развития с открытием для них в банках отдельных счетов и субсчетов для финансирования целевых программ и отдельных мероприятий.

Для углубления хозрасчетных отношений и развития принципа самофинансирования регионов к вопросу о формировании их бюджетов Г.Б. Поляк предлагал подойти с принципиально новой позиции — отказаться от разделения доходов местных бюджетов на собственные и отчисления от доходов вышестоящих бюджетов и перейти к территориальному принципу формирования и распределения государственных бюджетных доходов.

Для технического осуществления этого принципа им в 1986 г. была разработана, а затем представлена на обсуждение Научно-методологического совета Министерства финансов СССР модель формирования территориальных бюджетов, которая позже получила условное название «котловая», или «одноканальная», и была включена в концепцию перевода на новые принципы хозяйствования ряда регионов.

Суть этой модели заключается в следующем. Все платежи в бюджет предприятий и организаций союзного, республиканского и местного подчинения, государственные и местные налоги, все бюджетные доходы, мобилизуемые в регионе, должны направляться на открытый в каждом районе, городе общий счет государственного бюджета СССР. С этого счета по утвержденным Верховным Советом СССР долговременным нормативам банк распределяет средства между союзным бюджетом и бюджетом союзной республики независимо от воли предприятий и органов управления всех уровней. Для нижестоящих бюджетов норматив утверждается Верховным Советом союзной республики, сессиями областного, районного Совета народных депутатов. Следовательно, каждое предприятие, каждый гражданин выступали плательщиками одновременно в союзный, республиканский и местный бюджеты. Союзный бюджет и каждый территориальный бюджет должны были получать свою долю от общей суммы средств, поступивших в государственный бюджет СССР на территории региона, т.е. от территориальных бюджетных доходов (ТБД).

С внедрением такого принципа распределения ТБД теряло смысл и разделение предприятий на союзные, республиканские и местные.

Формирование территориального бюджета на основе указанного принципа теснее связывало его с результатами экономического развития региона, позволяло уже на этапе бюджетного планирования соизмерять размер территориальных доходов с доходами регионального бюджета, реальнее планировать расходы бюджета, определять направления выявления резервов в региональной экономике. Повышалась заинтересованность и ответственность союзных, республиканских и местных органов власти за конечные результаты экономического развития всех предприятий, территории, так как источником всех бюджетов будет общий ТБД. В ходе перестройки механизма формирования бюджетов должен был быть решен ряд вопросов, в том числе и такой: кому должен быть установлен пятилетний норматив отчислений от ТБД? Предлагались следующие варианты:

1) норматив отчислений в процентах от общей суммы ТБД устанавливается для территориального бюджета, оставшаяся часть направляется в вышестоящие бюджеты;

2) по установленным нормативам в процентах от общей суммы ТБД средства направляются в вышестоящие бюджеты, оставшаяся часть — в местный бюджет;

3) в каждый из вышестоящих бюджетов направляется твердо зафиксированная абсолютная сумма ТБД, оставшаяся часть — в местный бюджет.

Далее предлагалось, что для повышения ответственности и заинтересованности* нижестоящих территорий в конечных результатах хозяйственной деятельности всех предприятий более приемлемыми были второй и третий варианты, когда территориальные бюджеты формировались бы на основе остаточного принципа распределения ТБД после внесения в вышестоящие бюджеты сумм в виде своеобразного налога с территории.

Третий вариант интересен был не только для нижестоящих территорий, которым он давал максимальные возможности для выявления внутри региональных резервов, но и для вышестоящих, так как фиксированный норматив обеспечивал гарантированные объемы средств их бюджетов.

Необходимо было также определить, единый или дифференцированные нормативы следует применять. Если установить единый для всех территорий норматив формирования бюджетов, то в силу сложившихся уровней экономического и социального развития у части территорий бюджет, сформированный по этому нормативу, мог быть меньше достигнутого, а у части — больше. Для устранения этих противоречий предлагалось несколько путей:

1) выделение из вышестоящих бюджетов дотаций и субвенций тем территориям, в бюджете которых будет недостаточно средств для финансового обеспечения социальных нормативов;

2) территории, у которых в результате применения единого норматива отчислений от территориального дохода будет выявлено в процессе планирования бюджетов средств больше, чем необходимо для удовлетворения социальных нормативов, должны перечислить эти средства в вышестоящий бюджет;

3) для регулирования бюджетов союзных республик предлагалось создание межреспубликанского фонда финансовой помощи. Формироваться он мог за счет отчислений от территориального дохода каждой республики. Для всех республик устанавливался единый норматив отчислений в этот фонд от ТБД. Выделение республикам средств из этого фонда определялось Верховным Советом СССР с учетом не только потребности каждой республики, но и ее вклада в национальный доход страны. Средства, спланированные республикой по единому нормативу отчислений от ТБД и превышающие ее потребность для удовлетворения по социальным нормативам, перечислялись в межреспубликанский фонд.

Определение для всех республик единых нормативов отчислений от ТБД в союзный бюджет и в межреспубликанский фонд и распределение последнего на основе, решений Верховного Совета СССР создавало бы более здоровую обстановку в экономических взаимоотношениях союзных республик, так как устанавливались равные обязанности всех республик в формировании союзного бюджета и межреспубликанского фонда. Распределение межреспубликанского фонда Верховным Советом СССР делало процесс бюджетного планирования более демократичным и гласным, позволяло снизить влияние субъективных факторов на формирование территориальных бюджетов. Этот же принцип должен был использоваться в республиках для формирования нижестоящих бюджетов.

Предлагалось также составление двух территориальных бюджетов — бюджета эксплуатационных расходов и инвестиционного бюджета. Социальные нормативы в первую очередь должны были гарантировать поступление средств в бюджет для финансирования эксплуатационных расходов, т.е. средств, необходимых для содержания уже действующих предприятий и учреждений. Инвестиционный же бюджет должен был формироваться в значительной мере за счет ресурсов, полученных сверх гарантированного минимума, т.е. средств, зависящих от конечных результатов хозяйственной деятельности в регионе.

Разработанная Г.Б. Поляком модель формирования местных бюджетов была предусмотрена как один из вариантов совершенствования в порядке эксперимента финансово-бюджетного механизма при подготовке концепций перевода на принципы самоуправления и самофинансирования Московской, Крымской, Курганской областей, Хакасской автономной области, городов Кировограда, Евпатории и др.

Однако с распадом СССР эта работа была прекращена. В дальнейшем часть элементов этой модель была использована в 90-е годы при разработке механизма совершенствования межбюджетных отношений.

В 1992—1993 гг. в России работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в 1994 году был введен новый элемент — трансферты. Для этого был создан Фонд финансовой поддержки регионов, формирующийся за счет средств федерального бюджета. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, стали получать средства из этого фонда в виде трансферта. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей налоговый потенциал региона, т.е. территориальные бюджетные доходы и численность населения региона.

Распределение доходов – это стратегия снижения налогов, которая обычно используется людьми с очень нестабильными доходами для снижения общей предельной ставки налога, уплачиваемой с большой суммы дохода. Эта стратегия включает в себя особенно большие источники дохода и разделение суммы, реализованной за период лет, для уменьшения общей суммы уплаченных налогов. Эту тактику также можно использовать, чтобы избежать попадания в более высокую налоговую категорию, что, в свою очередь, приведет к увеличению налоговых обязательств.

ПРЕРЫВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

Распределение доходов может осуществляться несколькими способами.Лучший вариант для конкретного человека или компании будет зависеть от их конкретных обстоятельств и финансовых приоритетов.Один из способов распределения доходов – продажа в рассрочку.Это когда вы продаете основной актив, и условия продажи диктуют, что покупатель будет производить платежи в рассрочку, которые распределены на более чем один налоговый год.Этот тип соглашения о продаже в рассрочку может позволить продавцу отчитываться о приросте капитала от продажи за несколько лет. Вместо того, чтобы реализовать один значительный скачок дохода за счет единственного события прироста капитала, продавец может сообщить о более умеренном уровне прироста капитала за более длительный период.

Примеры распределения доходов и пояснения

Звезды профессионального спорта и деятели индустрии развлечений являются примерами людей, которые могут захотеть использовать какую-то стратегию распределения доходов, чтобы сгладить волатильность своих потоков доходов.

Еще одно использование распределения доходов, не связанных с выходом на пенсию, в Канаде – это поместить часть дохода в RRSP, а затем снять эту сумму, когда человек решит вернуться, чтобы продолжить обучение.Поскольку RRSP не наказывают людей за досрочное снятие средств, если они используются в образовательных целях, человек фактически будет платить меньше налога на сумму, потому что, будучи студентом, предельная ставка налога будет ниже.

Распределение дохода отличается от усреднения дохода, хотя основной принцип аналогичен.Усреднение дохода, которое в настоящее время доступно в США только фермерам и рыбакам, позволяет налогоплательщику уравновесить типичные колебания дохода в этих отраслях.При усреднении дохода приемлемый бизнес может перенести часть своего дохода с текущего года на три предыдущих года, которые известны как базовые годы. Этот вариант усреднения налога дает лицам, занятым в сельском хозяйстве и рыболовстве, возможность поддерживать своего рода баланс в своих налоговых обязательствах и компенсировать нестабильность, характерную для предприятий этих отраслей.

в) государственные финансовые ресурсы, находящиеся во временном пользовании хозяйствующих субъектов и населения.

Отличие государственного кредита от банковского состоит:

а) в обеспечении бесперебойности расширенного воспроизводства;

б) в поступлении средств в распоряжение органов государственной власти, являющихся дополнительными финансовыми ресурсами;

в) в погашении процентов за счет полученной дополнительной прибыли от аккредитованного мероприятия.

Займы, предоставляемые на срок от 3 до 5 лет:

Выбор метода кредитования относится к:

а) процессу кредитования;

б) принципам кредитования;

в) системе кредитования.

Обеспеченность кредита относится к:

а) процессу кредитования;

б) принципам кредитования;

в) системе кредитования.

Кредитование по обороту и по остатку относится к:

а) методу кредитования по остатку;

б) методу кредитования по обороту;

в) оборотно-сальдовому методу кредитования.

Консолидация займов означает:

а) снижение размера процентов по займам;

б) объединение нескольких займов в один;

в) увеличение сроков займов.

Государственный кредит не предоставляется на условии:

Функция государственного кредита:

а) регулирующая и контрольная;

10.Рефинансирование государственного долга — это:

а) увеличение сроков займа;

б) размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным займам;

в) изменение уровня доходности по займу.

11. Государственный долг — это:

а) метод распределения доходов между предприятиями, гражданами и государством.

б) сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам.

в) сумма денег, выделяемая на определенные цели на конкретный срок.

г) особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

1 сентября в рамках просветительского марафона «Новое знание» мэр Москвы Сергей Собянин в ответ на нарастающее недовольство жителей регионов в отношении Москвы, которая, по их мнению, живёт за счёт регионов, заявил , что на самом деле всё обстоит иначе. Москва является крупнейшим донором для регионов. Ведь только за 2020 г. столица пополнила государственные внебюджетные фонды на 2,9 трлн руб. Причём около половины собранных средств было потрачено на выплату пенсий и медицинское обеспечение жителей других регионов.

Так ли это на самом деле? Предлагаем разобраться в том, как распределяются между регионами поступающие в бюджет налоги.

За счёт чего пополняется бюджет

Доходы бюджета формируются согласно налоговому и бюджетному законодательству РФ.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета включают в себя:

    Налоговые доходы — налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет.

В этой статье мы более подробно остановимся на налоговых доходах.

Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Но это не означает, что федеральные налоги идут только в федеральный бюджет, а региональные — в бюджеты субъектов РФ. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ) , а процент и бюджет, в который он зачисляется, определяет Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) . Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, но зачисляется НДФЛ в региональный (85%) и местный бюджет (15%).

Все налоги поступают в консолидированный бюджет РФ, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, то есть они являются субъектами РФ и имеют региональный, а не местный бюджет.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Раздел II Бюджетного кодекса РФ определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы, %

Местный бюджет РФ ( гл. 9 БК РФ )

Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых

*остальные 37% уплачиваются в ФФОМС

**в 2017–2024 гг., согласно ст. 284 НК РФ . После 2024 г. будет распределение 18% и 2%. В 2017–2022 гг. регионы могут понижать ставку до 12,5%, после 2024 г. — только до 13,5%

***на сегодняшний день торговый сбор взимается только на территории Москвы. Согласно ст. 410 НК РФ , торговый сбор могут взимать города федерального значения. Однако Санкт-Петербург и Севастополь пока не используют это право.

Рис. 1. Источник: Бюджетный кодекс РФ

Структура доходов Москвы

Доходы бюджета Москвы по итогам 2020 г. составили 2,9 трлн руб., из них более 81% составляют налоговые поступления. В структуре налоговых доходов наибольший вес приходится на НДФЛ и налог на прибыль организаций.

Напомним, НДФЛ поступает только в региональный и местный бюджет, как и бо́льшая часть налога на прибыль.

Структура налоговых доходов Москвы, %

Рис. 2. Источник: сайт Мэра Москвы

Кроме того, Москва делает самые большие отчисления в пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС, так как, согласно данным Росстата , в столице самые высокие заработные платы по стране.

Топ-15 субъектов РФ по налоговым доходам за 2020 г., % в доходе бюджета РФ

Рис. 3. Источник: Федеральное казначейство РФ

Нюансы уплаты налогов

В региональный бюджет поступает НДФЛ, который составляет более 40% московских доходов. В целом чуть больше половины налоговых доходов Москвы идёт в бюджет города, остальная часть — в федеральный бюджет за счёт НДС и части налога на прибыль.

ХМАО является крупнейшим плательщиком налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленный доход (НДД), которые поступают в федеральный бюджет. При этом ХМАО — Югра является регионом-донором, то есть не получает субсидии и дотации со стороны государства, согласно Приказу Минфина РФ № 1030 от 11.11.2020 . В то время как Москва ежегодно получает межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

От чего зависит благосостояние регионов?

Нельзя сказать, что Москва кормит регионы. Но и обратное утверждение ошибочно. В формировании федерального бюджета, из которого потом поступают субсидии, дотации и другие межбюджетные трансферты, участвуют все субъекты РФ. И чем богаче регион, чем больше предприятий функционирует на его территории, тем больше доходов он приносит в федеральный бюджет.

Благосостояние региона зависит от нескольких факторов:

В следующих статьях более подробно рассмотрим самые богатые регионы, доходы которых зависят от размещённых на их территории предприятий.

Кстати, если вы хотите поделиться мнением об этой статье или о нашей работе в целом – это можно сделать через форму обратной связи. Напишите нам, и мы обязательно к вам прислушаемся!

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: