Какие государственные меры должны быть приняты для снижения уровня серой занятости в рф

Обновлено: 25.04.2024

1. Создать рабочие группы (межведомственные комиссии) по снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды (далее – Рабочие группы) с привлечением представителей органов прокуратуры, МВД России, Отделения Пенсионного фонда России, Управления Федеральной налоговой службы России, отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

2. Организовать взаимодействие с контрольно-надзорными органами в части получения от них информации:

о выявленных лицах и работодателях, не заключивших трудовые договоры;

о фактах выплаты заработной платы «в конвертах»;

о перечне организаций, имеющих задолженность по оплате налоговых и иных обязательных платежей или представляющих «нулевую» отчетность.

3. На основании информации о работодателях, имеющих задолженность по оплате налогов и страховых взносов, а также представляющих «нулевую» отчетность сформировать перечень «проблемных» работодателей для приглашения на заседания Рабочих групп (обратить особое внимание на случаи представления «противоречивой» отчетности в разные контрольно-надзорные органы; то есть, например, в территориальные отделы Пенсионного фонда России и/или филиалы регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации представляется «нулевая» отчетность, тогда как в территориальные инспекции Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике представленная отчетность свидетельствует о фактическом осуществлении деятельности).

4. Применять практику участия представителей органов местного самоуправления в проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых контрольно-надзорными органами, с целью выявления фактов неформальной занятости.

Организовать совместно с органами миграционной службы проведение проверок работодателей, использующих труд иностранных рабочей силы, на предмет наличия трудовых договоров с гражданами Российской Федерации (в том числе путем сопоставления фактического объема работ с численностью работников).

5. Рассматривать на заседаниях рабочих групп (комиссий) работодателей, о которых имеются сведения об отсутствии трудовых договоров, выплате заработной платы «в конвертах», имеющих задолженность по оплате налоговых и иных обязательных платежей или представляющих «нулевую» отчетность.

При проведении проверочных мероприятий следует обратить внимание на индивидуальных предпринимателей, которые снялись с налогового учета, однако фактически хозяйственную деятельность не прекратили.

6. При принятии решений об оказании мер поддержки и/или выдачи разрешительных документов внести в перечень обязательных для рассмотрения документов информацию о фактическом количестве работников и заключенных с ними трудовых договорах (в том числе путем сопоставления фактического объема работ с численностью работников).

8. Совместно с контрольно-надзорными органами организовать информационно-разъяснительную (пропагандистскую) работу с населением с привлечением СМИ о негативных последствиях для работников осуществления ими работы без оформления трудовых отношений и получения ими неофициальной заработной платы, а также о мерах ответственности для работодателей за использование труда наемных работников без должного оформления с ними трудовых отношений и других нарушениях трудового законодательства.

9. Организовать в администрациях муниципальных образований «горячие» телефонные линии для приема обращений населения по вопросам «теневого» рынка труда, обеспечив систематическое размещение в СМИ номеров телефонов указанных «горячих» телефонных линий.

10. Обеспечить доведение до сведения работников и работодателей информации о вступивших в силу с 1 января 2015 года изменениях в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части усиления ответственности за нарушение трудового законодательства, в том числе за уклонение от оформления (либо ненадлежащего оформления) трудового договора с работником.

11. Информацию о заключенных трудовых договорах ежемесячно направлять в соответствующие территориальные подразделения Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы в целях осуществления контроля за начислением и уплатой страховых взносов и НДФЛ.

12. В случае отказа работодателей от заключения трудовых договоров, все имеющиеся материалы направлять в Государственную инспекцию труда и в органы прокуратуры.

13. При обращении физических лиц по вопросу ненадлежащего оформления работодателем с ними трудовых отношений, оказывать им содействие в подготовке искового заявления в суд о признании таких отношений трудовыми отношениями.

14. Создать информационную базу по выявленным «проблемным» работодателям.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам провел 7 июля 2020 года заседание «круглого стола» на тему «Серая» заработная плата: проблемы и пути их решения».

В заседании «круглого стола» приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и других федеральных органов исполнительной власти, представители общественных организаций, а также научных кругов.

Обсудив меры по сокращению неформальной занятости в Российской Федерации, легализации трудовых отношений и выявлению работодателей, выплачивающих неофициальную заработную плату наемным работникам, участники заседания «круглого стола» отмечают следующее.

По данным Министерства финансов Российской Федерации, в настоящее время примерно 30–40% граждан получают неофициальную «серую» зарплату, а объем «серого» фонда зарплат в России превышает 10 трлн рублей ежегодно. Конкуренция на рынке рабочей силы настолько велика, что работникам приходится зачастую соглашаться на не самые выгодные для себя условия, чтобы получить место, в том числе и на зарплату «в конвертах». Такое негативное явление, как «серая» зарплата или зарплата «в конверте» создает диспропорцию в уровнях налоговой нагрузки между «белой» и «серой» экономиками, что приводит к потере конкурентоспособности добросовестных налогоплательщиков, стимулируя их к «уходу в тень». Работодатель уклоняется от уплаты налогов и страховых взносов (зачастую его толкает на это высокая фискальная нагрузка), а бюджеты страны недополучают доходы.

По оценкам экспертов, около 25 миллионов человек вовлечены в «теневую» занятость – это 32,5% экономически активного населения. В результате бюджетная система Российской Федерации недополучает порядка 3 трлн рублей доходов или почти 3% ВВП.

Вопрос снижения неформальной занятости имеет существенное значение как для каждого отдельного субъекта Российской Федерации, так и для всего государства в целом. Наличие проблем, связанных с неформальной занятостью, приводит не только к низкой собираемости налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сферах оплаты и охраны труда, отсутствие документально подтвержденного стажа негативно влияет на пенсионные права этой категории работников.

Правительством Российской Федерации поставлены задачи по снижению неформальной занятости, легализации трудовых отношений, повышению объемов поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений отнесены к стратегическим национальным приоритетам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2015 года.

Оперативный штаб Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) осуществляет ежедекадный мониторинг ситуации и координацию деятельности субъектов Российской Федерации по снижению неформальной занятости. Между Рострудом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодно заключались дополнительные соглашения о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости с установленными контрольными показателями. В субъектах Российской Федерации были созданы межведомственные комиссии по выявлению и пресечению фактов неформальной занятости. Разработаны и утверждены планы мероприятий, которые включают в себя: проведение оперативных рейдовых мероприятий с привлечением контрольно-надзорных органов; выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых характерно наличие неформальной занятости; проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости; формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации и другие.

В результате проведенной работы субъектами Российской Федерации в 2019 году легализовано более 1 370 тыс. человек (за аналогичный период 2018 года легализовано более 1 402 тыс. человек).

Федеральная налоговая служба также ведет работу по выявлению скрытных зарплатных схем. Если у налогового органа на основе имеющихся сведений возникают основания считать, что организация практикует выдачу заработной платы «в конвертах», руководитель этой организации вызывается на специальную комиссию, где ему указывают на выявленные недостатки и дают рекомендации по их устранению. Если соответствующие меры не будут приняты в установленный срок, может быть назначена полномасштабная налоговая проверка с доначислением налога на доходы физических лиц и страховых взносов вплоть и применением мер ответственности.

Законодательством Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность. Так, предусмотрена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). Также установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица (статья 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). При этом размер штрафа за данное нарушение установлен от 500 до 2 тыс. рублей, что не оказывает должного превентивного воздействия на нарушителя.

В последнее время принят ряд мер, направленных на стимулирование выхода из «тени». В частности, установлены пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые платят своим работникам зарплату не ниже минимального размера оплаты труда. Совершенствуются специальные налоговые режимы. С 2019 года проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход.

Таким образом, в настоящее время ведется работа по снижению неформальной занятости, выявлению организаций, выплачивающих «серую» заработную плату. Однако она является недостаточной, необходимы меры, направленные на создание условий, мотивируюших граждан к легализации своей трудовой деятельности, усиление ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства, за неисполнение обязанностей налогового агента и за уклонение от уплаты страховых взносов.

Учитывая изложенное, участники заседания «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об установлении в отношении выплат наемным работникам минимального размера базы для исчисления налога на доходы физических лиц и страховых взносов не ниже минимального размера оплаты труда;

продолжить работу по оптимизации финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, включая налоговую нагрузку на фонд оплаты труда;

продолжить работу по совершенствованию механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулированию предпринимательской инициативы;

рассмотреть вопрос о введении специального режима налогообложения для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о расширении полномочий органов местного самоуправления в регулировании предпринимательской деятельности, включая стимулирование развития субъектов малого предпринимательства, создание благоприятных налоговых условий для отдельных категорий субъектов малого предпринимательства, обеспечив сохранение баланса интересов государства, субъектов предпринимательства и граждан;

продолжить работу по совершенствованию пенсионной системы, обеспечив повышение уровня пенсионного обеспечения граждан до уровня не ниже уровня среднемесячной заработной платы, а также предусмотрев зависимость пенсионного обеспечения от уровня заработной платы;

рассмотреть вопрос о введении механизмов стимулирования социально ответственных работодателей, которые в полном объеме уплачивают налоги и страховые взносы, включая предоставление им налоговых льгот;

продолжить работу по совершенствованию механизмов налогового администрирования и налогового контроля, в том числе в части ограничения перечня истребуемых у налогоплательщика документов, ограничения возможности проведения одновременно нескольких выездных налоговых проверок в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства и установления минимального интервала между выездными налоговыми проверками;

предусмотреть возможность передачи налоговыми органами сведений о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже минимального размера оплаты труда в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд);

продолжить работу по стимулированию безналичных расчетов и сокращению доли расчетов наличными денежными средствами;

рассмотреть вопрос об увеличении административного штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, установив его в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а за повторное его совершение – в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей;

рассмотреть вопрос об установлении административной ответственности работодателя за нарушение порядка выплаты заработной платы, а также административной ответственности работника за получение заработной платы с нарушением установленного порядка ее выплаты.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

№ 973264–7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы», предусматривающего определения таких новых режимов работы, как временная дистанционная (удаленная) работа и комбинированная дистанционная (удаленная) работа, а также уточняющего положения о дистанционной (удаленной) работе;

№ 973160–7 «О внесении изменений в статьи 346 43 и 346 51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающего меры, способствующие совершенствованию патентной системы налогообложения и обеспечению комфортного перехода индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, на данный режим налогообложения;

№ 875583–7 «О внесении изменений в главу 26 2 Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и использующих контрольно-кассовую технику);

№ 864881–7 «О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего легализацию деятельности самозанятых граждан, осуществляющих пассажирские перевозки и упорядочение деятельности по оказанию услуг пассажирских перевозок.

3. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации

продолжать работу по выявлению и пресечению фактов неформальной занятости, выплаты неофициальной заработной платы;

продолжать работу по совершенствованию механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

образовать рабочую группу по совершенствованию законодательства в части противодействия выплате неофициальной заработной платы наемным работникам;


Проблема неформальной занятости, то есть работа без официального трудоустройства, остается крайне негативной тенденцией в стране. Неформальная занятость и зарплата «в конверте» является одной из самых актуальных проблем в отношениях между работодателем и работником.

Работодатели стремятся держать значительную часть доходов «в тени». Чтобы сэкономить на налогах, многие предприниматели «прячут» часть зарплаты своих наемных работников от официального оформления. Однако последствия теневой занятости достаточно серьезны. От легализации трудовых отношений, их оформления зависят социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение и др.

Последствия неформальной занятости достаточно серьезны. Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав. Соглашаясь работать неформально, работник рискует: получать заниженную оплату труда; не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем; не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск; не получить оплату листка нетрудоспособности; полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором; получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве; не получить расчет при увольнении и др. На уровне предприятия использование неформальной занятости представляется, на первый взгляд, выгодным, так как приводит к снижению издержек и росту прибыли. Однако, в случае применения к предприятию санкций (штрафов, запретов на деятельность и прочее) эффект может оказаться и негативным. В каждом конкретном случае работодатель сам соизмеряет выгоду от использования неформалов с риском.

При неформальной занятости государство, а как следствие и общество, теряет часть налогов, которую могли бы платить работники и их работодатели при наличии официального оформления трудовых отношений.

Особенно остро проблема неформальной занятости встала в период пандемии коронавируса. Работник, официально не трудоустроенный, остался полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем, чтобы отстоять и защитить свои права и законные интересы ему надо доказать факт трудовых отношений. Доказывать факт трудовых отношений придется в суде, а это довольно сложно, так как это делается с привлечением свидетелей, но далеко не все работники организации готовы дать свидетельские показания против своего работодателя.

В связи с чем определенное число граждан, не состоявшие ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях с работодателем, а также не имевших статуса предпринимателя, оказались в группе риска из-за отсутствия источников дохода. Под удар попали малые и средние предприятия, в основном сферы обслуживания, которой коснулись основные запреты.

Решить эту проблему без участия самих работников, соглашающихся на неформальные трудовые отношения, получающих заработную плату «в конверте», практически невозможно.

Существуют различные методы снижения неформальной занятости. Это и проверки контрольно-надзорных органов, и информационно-разъяснительная работа с работодателями и работниками, а также заключение коллективных договоров в организациях.

Если будет установлен факт неофициального трудоустройства, ответственность для работодателя предусмотрена довольна серьезная: административная ответственность – статьёй 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовная – статьёй 199.1 УК РФ. Санкции Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают не только наложение штрафа на налогового агента, а также принудительные работы и лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неудержание или неперечисление в установленный Налоговым кодексом срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа с работодателя в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Для работника, который официально не трудоустроен либо трудовой договор с ним оформлен, но работник получает основную сумму зарплаты в конверте («серая зарплата»), так же предусмотрена налоговая ответственность в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ: неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Проявляйте активную гражданскую позицию, не идите на поводу у недобросовестных работодателей, уклоняющихся от заключения трудового договора и нарушающих ваши законные права. Проявляйте бдительность и осторожность при вступлении в трудовые отношения, финансовая сторона которых не так «прозрачна», как должна быть.

Призываем вас строго соблюдать трудовое законодательство, проявить социальную ответственность и привести в соответствие трудовые отношения с каждым работником, не подвергая себя риску привлечения к установленной законом ответственности, применения санкций со стороны органов надзора и контроля, задуматься о негативных последствиях и сделать правильный выбор.

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области
16 декабря 2021 года Правительство Тульской области, Тульский областной Союз работодателей и Тульская Федерация профсоюзов заключили Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области (далее – Региональное соглашение), которое прошло уведомительную регистрацию в министерстве труда и социальной защиты Тульской области.
Текст Регионального соглашения и предложения о присоединении к нему опубликованы в газете «Тульские известия» №51 от 22.12.2021.
В соответствии с Региональным соглашением для работников внебюджетного сектора экономики на территории Тульской области с 1 января 2022 года минимальная заработная плата устанавливается в размере:
с 1 января 2022 года - 14 800 рублей в месяц;
с 1 июля 2022 года – 15300 рублей в месяц.
Для работников государственных и муниципальных учреждений (организаций) Тульской области минимальная заработная плата устанавливается Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Согласно статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 06.12.2021 № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда») минимальный размер оплаты труда с 1 января 2022 года установлен в сумме 13 890 рублей в месяц.
Размер минимальной заработной платы, установленный Региональным соглашением, не является ограничением для установления более высоких минимальных гарантий по оплате труда.

Мероприятия по легализации заработной платы и трудовых отношений в муниципальном образовании Плавский район

ИНФОРМАЦИЯ
о негативных последствиях «теневого» бизнеса
и мерах поддержки легального предпринимательства

Открыты телефоны «горячей линии» по вопросам неформальной занятости, «серой» заработной платы и заработной платы ниже установленного МРОТ в Тульской области (Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Тульской области» от 16.12.2021 года):

о легализации заработной платы и трудовых отношений

Легализация заработной платы – одна из основных целей 2018 года. Неофициальная выплата заработной платы не только представляет собой нарушение действующего законодательства, но и приводит к ущемлению социальных прав работников, в частности, права на достойную пенсию, поскольку от «серой» зарплаты не производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Неформальная занятость

В целях реализации поручений заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец (Протокол от 9 октября 2014 г. № ОГ-П12-275пр), Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в муниципальном образовании Плавский район при межведомственной комиссии по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования Плавский район создана рабочая группа по снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды на территории муниципального образования Плавский район (далее – рабочая группа).

В состав рабочей группы вошли представители территориальных отделений внебюджетных фондов (ПФРФ и ФСС), налогового органа и центра занятости населения. Объединенные действия по вопросам легализации заработной платы позволят более эффективно защищать пенсионные и трудовые права работающих граждан. Деятельность рабочей группы направлена на обеспечение выработки и реализацию комплексных мер, направленных на легализацию неформальной занятости. Координация работы межведомственной рабочей группы возложена на финансовое управление администрации муниципального образования Плавский район.

Межведомственное взаимодействие и активизация работы в этом направлении позволит снизить численность «неработающих» граждан трудоспособного возраста, а также повысить объемы поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды на территории муниципального образования Плавский район.

Основные виды неформальной занятости:

· работники, не оформленные на работу, или занимающиеся неучтенной деятельностью;

·работники, совмещающие формальную и преимущественно неформальную деятельность.

Не желая полностью платить налоги, недобросовестные работодатели предпочитают основную сумму оплаты за труд выдавать нелегально, а скрытые налоги присваивать себе.

Такие схемы позволяют организациям уйти от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды (в т. ч. на обязательное пенсионное страхование) и налога на доходы физических лиц. Уклоняясь от уплаты этих налогов и взносов, организации ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников. Ведь от размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении жилья или затратах на обучение детей.

Однако решить эту проблему без участия самих работников, получающих заработную плату по «серым» схемам, практически невозможно. С теневой заработной платой можно и необходимо бороться, но успех данной борьбы зависит от действий каждого из нас.

Если Вам или Вашим близким, выплачивают зарплату «в конверте», работодатель уклоняется от заключения трудового договора, Вы можете обратиться по телефонам «горячей линии» в Администрацию муниципального образования Плавский район по телефону: 2-20-30, а также в Государственную инспекцию труда по Тульской области по телефону (4872) 35-99-85 (300012, г.Тула, ул. Ф. Энгельса, д.62).

Анкета анонимна и Вы свободны в своих ответах.

Заранее благодарим Вас за откровенность!

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Обратите Ваше внимание на необходимость неукоснительного соблюдения действующего трудового законодательства, в том числе в части оформления трудовых отношений, охраны труда, оплаты труда, предоставления очередных отпусков.

Работники - это не просто трудовой ресурс, но и человеческие судьбы, за каждую из которых руководитель должен нести как профессиональную, так и человеческую ответственность.

За фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан и на должностных лиц (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

За уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; на юридических лиц. При повторном нарушении должностное лицо будет дисквалифицировано, а штраф для юридического лица возрастет (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Выплачивая своим работникам «теневую» зарплату, Вы не только нарушаете налоговые правила, влекущие занижение налоговой базы, но и нарушаете статью 198 («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица») и статью 199 («Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации») Уголовного кодекса Российской Федерации.

Нелегальная выплата заработной платы влечет ответственность в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, административную ответственность по ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовную ответственность по ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как платить «белую» зарплату, не переплачивая налоги? Этот вопрос вполне решается посредством законной оптимизации налогообложения (а отнюдь не всевозможными полулегальными «серыми» схемами выплаты заработной платы работникам, и уж тем более не организацией нелегальных «конвертных» - «черных» схем оплаты труда). Иногда работодатели, скрывающие реальную зарплату работника, объясняют это непосильным налоговым бременем, но почему-то не все еще знают, что есть абсолютно законные способы оптимизации налогов с доходов работников. Например, уменьшение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при помощи налоговых вычетов. Второй пример - оптимизация налогообложения при помощи страховых пенсионных взносов.

В итоге, повышая заработную плату своим работникам, в общей сумме налогов Вы не теряете, а обеспечиваете Вашим сотрудникам достойное будущее, а себе спокойный продуктивный бизнес!

Каменский район Каменский район Без тегов

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: