Какие знаки идентификации и где должны нести маломерные суда

Обновлено: 19.04.2024

1. Каждое судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.

3. Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.

4. Название судна, осуществляющего судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, наносится на крылья ходового мостика и корму судна буквами латинского алфавита с указанием национальности судна - "RUS". На корме судна под его названием указывается пункт приписки судна буквами латинского алфавита.

5. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

Комментарии к ст. 13 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что любое судно, подлежащее государственной регистрации (см. комментарий к ст. 16), должно иметь название или номер.

Название судна или его номер являются средством идентификации судна.

1.1. Название судну дает его собственник.

Порядок присвоения названий судам внутреннего водного транспорта утвержден Минтрансом (Приказ от 15 февраля 2017 г. N 52).

Название судна внутреннего водного транспорта должно быть написано на борту судна буквами русского алфавита и соответствовать правилам русского языка. Название судна, осуществляющего судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, дублируется буквами латинского алфавита.

Собственник судна в соответствии с законодательством может использовать в названии судна имена своих родственников, имена иных лиц, а также свое имя. Использование в названиях судов имен выдающихся личностей может быть ограничено. Положение предписывает использовать в соответствии с законодательством имена:

- Героев Российской Федерации;

- Героев Советского Союза;

- Героев Социалистического Труда;

- Героев труда Российской Федерации;

- выдающихся деятелей науки, искусства и литературы;

- ветеранов Великой Отечественной войны;

- других выдающихся личностей.

К сожалению, какое именно законодательство должно соблюдаться, не говорится. Для сравнения, в Положении о порядке присвоения названий морским судам, утв. Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2009 г. N 141, данная норма сформулирована более конкретно.

Использование в названиях судов имен выдающихся личностей должно производиться с соблюдением этических норм и не должно ущемлять честь и достоинство этих лиц. Представляется, что необходимо получить согласие обладателя имени либо членов его семьи (родителей, супругов, детей, внуков или других родственников, прямых наследников или потомков) на использование его имени в наименовании судна.

Извещение для внесения сведений о названии судна в один из реестров судов составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:

- название судна, в том числе ранее присвоенное название судну (при наличии);

- построечный номер (для строящегося судна).

Отказ во внесении в реестр судов записи в связи с присвоением (изменением) названия судну органом государственной регистрации судов возможен в случаях:

- несоответствия названия судна правилам русского языка;

- отсутствия дублирования названия судна буквами латинского алфавита, если судно осуществляет судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации;

- нарушения правил использования в названиях судов имен общественных деятелей, национальных героев, Героев Российской Федерации, Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев труда Российской Федерации, выдающихся деятелей науки, искусства и литературы, выдающихся спортсменов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и других выдающихся личностей.

Отказ производится в письменной форме с указанием конкретных причин. Отказ направляется заявителю в течение 3 рабочих дней со дня поступления извещения. Датой присвоения (изменения) названия судну является день внесения соответствующей записи в один из реестров судов.

1.2. Идентификационный номер присваивается судну органом, осуществляющим государственную регистрацию судна внутреннего водного транспорта (п. 2 комментируемой статьи). Регистратором может быть:

- администрация бассейна внутренних водных путей;

- капитан морского порта.

Правила государственной регистрации судов устанавливают, что при выдаче свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ регистрационный орган одновременно присваивает судну идентификационный номер, который состоит из номера книги приема документов, индекса бассейна (первая буква названия бассейна) и порядкового номера. При аренде иностранных судов российскими предпринимателями к индексу добавляется буква "А" (аренда).

Порядок регистрации судна определен ст. 17 КВВТ (см. комментарий к ст. 17).

2. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правила нанесения названия и идентификационного номера судна внутреннего водного транспорта.

Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна.

Идентификационный номер наносится выше названия судна.

3. Пункт 4 комментируемой статьи требует, кроме названия и идентификационного номера, указывать национальность судна, если оно осуществляет судоходство, связанное с пересечением Государственной границы РФ.

Национальность российского судна определяется посредством надписи - "RUS", которая наносится на крылья ходового мостика и корму судна буквами латинского алфавита.

Кроме этого, законодатель обязует собственника (владельца) судна указывать пункт приписки судна - на корме судна под его названием буквами латинского алфавита.

4. Пункт 5 комментируемой статьи предписывает присваивать судну позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также:

- идентификационный номер судовой станции спутниковой связи;

- номер избирательного вызова судовой станции.

Присвоение судну позывного сигнала, идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции осуществляет Роскомнадзор. Это предусмотрено п. 5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций".

Задайте вопрос юристу:

О БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

2. Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов обеспечения свободного перемещения маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

3. Если в отношении маломерных судов будут приняты иные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов, отличные, но не противоречащие требованиям, установленным настоящим техническим регламентом Таможенного союза, то маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов должны соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

СТАТЬЯ 1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

4. Настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов, а также связанные с требованиями к ним процессы проектирования, строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидации и утилизации.

Требования настоящего технического регламента Таможенного союза распространяются на маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов по перечню согласно приложению N 1.

Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей).

5. Действие настоящего технического регламента Таможенного союза не распространяется на:

а) спасательные и дежурные шлюпки для морских и речных судов;

б) суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;

в) доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы;

г) устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;

д) экспериментальные маломерные суда;

е) суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;

ж) прогулочные подводные лодки;

з) маломерные суда массой до 100 кг включительно.

6. Маломерные суда, оборудование для маломерных судов, спасательные средства, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должны соответствовать данному техническому регламенту Таможенного союза.

СТАТЬЯ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

7. В настоящем техническом регламенте Таможенного союза применяются следующие термины и их определения:

живучесть маломерного судна (технического средства маломерного судна) - способность маломерного судна (технического средства маломерного судна) противостоять аварийным повреждениям, сохраняя в возможной степени свою плавучесть, эксплуатационные и мореходные качества (эксплуатационные свойства) в ситуациях, угрожающих безопасности маломерного судна, и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза;

жизненный цикл маломерного судна (технического средства маломерного судна) - совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния маломерного судна (технического средства маломерного судна) от формирования исходных требований к нему до окончания его эксплуатации (утилизации);

классификация - форма оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, осуществляемая органом классификации маломерных судов;

маломерное судно - судно, длиной не более 20 метров, и допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, кроме построенных или оборудованных для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения;

машинные помещения - помещения, в которых размещены технические средства энергетической установки маломерного судна, оборудование;

оборудование для маломерных судов - устанавливаемое на маломерные суда техническое устройство, необходимое для выполнения его основных и (или) дополнительных функций;

орган (органы) классификации маломерных судов - организация (организации), осуществляющая полномочия органа классификации маломерных судов государства - члена Таможенного союза;

остойчивость - способность маломерного судна, выведенного внешним воздействием из положения равновесия, возвращаться в него после прекращения этого воздействия;

проектант - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, разрабатывающие проектно-конструкторскую документацию на маломерное судно;

разряд водного бассейна - категория водных бассейнов в зависимости от их ветроволновых характеристик;

серийно выпускаемые маломерные суда - маломерные суда промышленной постройки, объем выпуска которых составляет не менее 10 единиц одного типа в год;

спортивные суда - суда, спроектированные, построенные или переоборудованные преимущественно или исключительно для занятий спортом, соревнований, тренировок, дальних спортивных плаваний, занятий другими водными техническими видами спорта.

судно на воздушной подушке - судно, у которого вся масса или значительная ее часть на ходу или без хода поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой;

судно на подводных крыльях - судно, корпус которого при движении полностью или частично поддерживается над водой гидродинамическими силами, возникающими на погруженных в воду крыльях;

сертификационные испытания - испытания репрезентативного образца (образцов) маломерного судна, оборудования, устанавливаемого на маломерные суда, на основании результатов которых делается заключение о соответствии требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза типа маломерного судна или типа оборудования, устанавливаемого на маломерные суда;

спецификационные (предусмотренные при проектировании) условия эксплуатации - состояние моря и ветра, при которых возможна безопасная эксплуатация маломерного судна;

строитель маломерного судна - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, располагающее специальным оборудованием, оснасткой и специально подготовленным персоналом, которое строит, модернизирует, обновляет или ремонтирует маломерные суда, официально признает себя ответственным за безопасность построенного, модернизированного, обновленного или отремонтированного маломерного судна, если при эксплуатации не были нарушены ограничения, наложенные разработанным проектом либо иными документами, регламентирующими безопасную эксплуатацию маломерного судна;

тип маломерного судна - маломерное судно с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленное одним строителем;

техническая эксплуатация маломерных судов - комплекс организационных и технических мер, выполняемых для поддержания маломерных судов в исправном состоянии в течение всего срока их эксплуатации;

технические средства маломерных судов - двигатели, генераторы, насосы, компрессоры, котлы, теплообменные аппараты, сосуды под давлением, фильтры, арматура систем, палубные механизмы, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства связи и навигации, бытовые установки сжиженного газа, оборудование экологической безопасности и другие изделия судового машиностроения, электротехнической и радиоэлектронной промышленности, предназначенные для выполнения определенных функций, связанных с обеспечением возможности эксплуатации маломерного судна, управления маломерным судном и его оборудованием;

техническое обслуживание маломерных судов - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности маломерного судна, технического средства маломерного судна, иного технического объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;

уполномоченный орган государства - члена Таможенного союза - наделенный полномочиями национальный орган государства - члена Таможенного союза осуществлять классификацию и техническое наблюдение за маломерными судами;

эксплуатант - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию маломерных судов и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза;

эксплуатационная документация - совокупность документов, разработанных проектантом, изготовителем или эксплуатантом маломерных судов в целях обеспечения их безопасного применения по назначению и их безопасной утилизации;

эксплуатация - стадия жизненного цикла маломерного судна, включающая в себя приемку в эксплуатацию, использование его по назначению, определенному изготовителем (проектантом), техническое обслуживание и ремонт маломерного судна без вывода из эксплуатации и вывод его из эксплуатации;

экспериментальные маломерные суда - маломерные суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний маломерных судов и другой техники.

СТАТЬЯ 3. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ И ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

8. Маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза в соответствии со статьей 8 настоящего технического регламента Таможенного союза.

Датой ввода в эксплуатацию маломерного судна является дата его государственной регистрации.

Маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

Документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза при выпуске в обращение, являются:

для маломерных судов, оценка (подтверждение) соответствия которых проводилась в форме классификации, - свидетельство о классификации маломерного судна;

для маломерных судов, спасательных средств и (или) оборудования для маломерных судов, оценка (подтверждение) соответствия которых проводилась в форме сертификации, - сертификат соответствия.

СТАТЬЯ 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ, СПАСАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ И ОБОРУДОВАНИЮ ДЛЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

9. Технические характеристики маломерных судов, выпущенных в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должны соответствовать заявленным техническим характеристикам и показателям, приведенным в сопроводительной технической документации строителя маломерного судна.

Показатели безопасности маломерных судов не должны снижаться под воздействием внешних климатических и механических факторов, допускаемых условиями нормальной эксплуатации.

10. На каждом маломерном судне строителем маломерного судна должна быть установлена и закреплена маркировочная табличка, которая должна содержать следующую информацию:

а) наименование, местоположение (включая юридический адрес и страну) и фирменный знак организации - строителя маломерного судна или изготовителя;

б) идентификационный номер по системе учета строителя маломерного судна;

в) дату постройки маломерного судна;

г) тип маломерного судна;

д) номер (обозначение) проекта (при его наличии);

е) максимальные грузоподъемность или количество людей на борту;

ж) максимальная мощность двигателей (для маломерных самоходных судов);

з) максимальная скорость движения (для маломерных самоходных судов);

и) срок службы (при установлении).

11. Требования безопасности к маломерным судам устанавливаются в зависимости от категорий сложности района плавания, в котором предполагается их эксплуатация. Перечни водных бассейнов в зависимости от разряда районов плавания устанавливаются уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза.

Ограничения к маломерным судам по районам плавания установлены приложением N 3.

Проектанты и строители маломерных судов должны учитывать гидрометеорологические условия в районах предполагаемой эксплуатации маломерных судов.

12. Корпуса маломерных судов и их конструктивные элементы должны обладать прочностью и остойчивостью, позволяющей выдерживать нагрузки, которым они подвергаются в спецификационных (предусмотренных при проектировании) условиях эксплуатации.

13. Долговечность материалов, применяемых для изготовления корпусов маломерных судов, деталей и узлов их технических средств должна соответствовать сроку их службы.

14. Конструкция корпуса маломерного судна, размеры и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать:

а) прочность и водонепроницаемость;

б) остойчивость маломерного судна в соответствии с требованиями настоящего технического регламента Таможенного союза;

в) надежность и безопасность технической эксплуатации корпусных конструкций;

г) расположение и установку судовых технических средств, обеспечивающие их безопасную эксплуатацию и обслуживание;

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 6 июля 2020 года N 487

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5499; 2013, N 46, ст.5949.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

в Министерстве юстиции

22 октября 2020 года,

регистрационный N 60524

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МЧС России
от 6 июля 2020 года N 487

Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее - маломерные суда) на водных объектах Российской Федерации, включая вопросы их движения, стоянки, обеспечения безопасности людей при их использовании и распространяются на принадлежащие юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям маломерные суда.

2. Государственную регистрацию, учет, классификацию и освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).

3. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам.

II. Требования к пользованию маломерными судами

4. Пользование маломерными судами разрешается:

а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;

б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.

5. К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее - судоводители).

6. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

* Нумерация сноски соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

а) в случае, если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо;

б) в случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;

маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;

маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом;

в) в случае если два парусных судна следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

если суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну. В случае если лицо, осуществляющее управление маломерным судном, идущим левым галсом, не может определить, левым или правым галсом идет судно с наветренной стороны, он должен обеспечить возможность прохода данному судну;

если оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;

г) в случае если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки).

8. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.

9. При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

10. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.

11. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах, а также надувных буксируемых и иных устройствах);

б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

12. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем, а также надувных буксируемых и иных устройств), кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.

Лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми, должно информировать судоводителя либо лицо, управляющее маломерным судном, о возникновении опасного сближения, которое может привести к столкновению буксируемого устройства с берегом, гидротехническими сооружениями, другими судами и плавучими объектами, либо о падении людей с буксируемого устройства, запутывании или обрыве буксирного троса (линя) в целях принятия судоводителем либо лицом, управляющего маломерным судном, соответствующих решений.

13. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять при наличии одного из следующих условий маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:

не прошедшим освидетельствования;

не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;

переоборудованным без соответствующего освидетельствования;

лицом, не имеющим права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;

без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца;

б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

г) превышать скорость движения, установленную правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст.2381; 2013, N 43, ст.5452.

ГОСТ Р ИСО 10087-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Small craft. Craft identification. Coding system

Дата введения 2014-01-01

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК "Судостроение"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 654-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10087:2006* "Суда малые. Идентификация корпуса. Система кодирования" (ISO 10087:2006 "Small craft - Craft identification - Coding system")

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, приведенные в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает систему кодирования для обеспечения идентификации малых судов по следующим разделам:

- идентификационный код страны производства;

- идентификационный код изготовителя;

- месяц и год выпуска;

Применяется к малым судам любых типов и изготовленных из любых материалов, с длиной корпуса не более 24 м. Стандарт не применяется к пляжным игрушкам и игрушкам для купания.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт*:

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

ИСО 3166-1 Коды для представления названий стран и единиц их административно-территориального деления. Часть 1. Коды стран (ISO 3166-1, Codes for the representation of names of countries and their subdivisions - Part 1: Country codes)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 идентификационный номер судна; CIN (craft identification number): Неудаляемая маркировка на корпусе судна в виде уникальной комбинации цифр, букв латинского алфавита и дефисов.

3.2 изготовитель (manufacturer): Физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за вывод на рынок продукта, отвечающего требованиям настоящего стандарта.

4 Структура идентификационного номера судна (CIN)

Идентификационный номер судна (CIN) должен состоять из комбинации 14 знаков и дефисов, как указано в 4.1-4.4 без дополнительных пробелов, косых черт и знаков препинания.

4.1 Первые два знака, после которых идет дефис, обозначают код страны изготовителя, как указано в коде alpha-2 ИСО 3166-1.

4.2 Следующие три знака представляют собой идентификационный код, назначаемый государственным органом или официальной организацией. Этот код может быть:

- кодом изготовителя или

- кодом государственного органа или уполномоченной организации.

В качестве знаков, составляющих код CIN, могут быть применены буквы латинского алфавита и/или цифры, за исключением цифр 0 и 1.

4.3 Последующие пять знаков составляют серийный номер каждого судна, присваиваемый:

- органом государственной власти или уполномоченной организацией.

Серийный номер может состоять из цифр и/или букв латинского алфавита, за исключением букв I, О и Q.

4.4 Последние четыре знака обозначают месяц, год изготовления и модельный год.

Месяц изготовления должен кодироваться согласно таблице 1.

Таблица 1 - Коды для обозначения месяца изготовления

Год изготовления определяется двумя последними знаками.

Модельный год - 12-месячный период, в течение которого предполагается первый вывод судна на рынок. Модельный год должен обозначаться двумя последними цифрами. Если данный 12-месячный период приходится на два календарных года, то изготовитель самостоятельно решает, какой год считать модельным годом.

4.5 Пример идентификационного номера судна: NL-HXAB7A33G506, где

Минимальная высота символов должна быть 6 мм.

5.2 Долговечность маркировки

Идентификационный номер судна должен быть выгравирован, нанесен термически, выбит, выдавлен, или нанесен любым другим способом таким образом, чтобы его видоизменение, удаление или замена были очевидны при осмотре. Если номер нанесен на табличку, то она должна быть прочно закреплена, исключая привинчивание или заклепочное соединение в качестве основы для закрепления, чтобы удаление таблички привело к образованию царапин на примыкающей поверхности.

5.3 Расположение

Идентификационный номер судна должен быть видимым и располагаться снаружи на правом борту у транца или в кормовой части в пределах 50 мм от верха транца, планширя, линии соединения корпуса и палубы судна в зависимости от того, что из перечисленного расположено ниже.

5.3.1 На судне с транцем идентификационный номер судна должен быть расположен ближе к правому борту.

5.3.2 На судне без транца или в случае нецелесообразности размещения идентификационного номера на транце судна номер наносят в пределах 300 мм от кормы.

5.3.3 На катамаранах идентификационный номер судна размещают следующим образом:

- в случае стационарно соединенных корпусов - на правом корпусе;

- в случае разъединяемых корпусов, но рассматриваемых как единая конструкция, - на обоих корпусах;

- в случае быстросъемных и/или заменяемых корпусов - на кормовом поперечном бимсе в пределах 300 мм от правого корпуса; также применяется к надувным лодкам катамаранного типа.

5.3.4 На тримаранах идентификационный номер судна должен размещаться на центральном корпусе в соответствии с 5.3.1 или 5.3.2.

5.3.5 На надувных судах идентификационный номер судна должен наноситься на жесткую кормовую траверсу или раму мотора в пределах 300 мм от крепления ближе к правому борту судна. Если видимость идентификационного номера судна затруднена в связи с конструкцией судна, идентификационный номер может быть дополнительно нанесен на какие-либо другие подходящие для этого конструкции судна, например на систему кронштейнов.

5.3.6 Леера, изделия судовых устройств или другое оборудование не должны препятствовать видимости идентификационного номера судна, размещенного по правилам, приведенным выше. Если общая компоновка судна приводит к нарушению видимости номера, идентификационный номер судна должен наноситься как можно ближе к требуемому месту размещения для обеспечения его видимости.

5.4 Дубликат идентификационного номера судна

Дубликат идентификационного номера судна должен наноситься на несъемную часть судна в скрытой области, расположение которой известно только изготовителю судна. Дубликат идентификационного номера судна должен размещаться на внутренней поверхности судна или под судовым устройством или компонентом оборудования.

Катамараны должны иметь скрытый идентификационный номер судна на поверхности или внутри обоих корпусов. Дубликат идентификационного номера судна должен располагаться в труднодоступном месте в целях исключения его изменения.

5.5 Время нанесения идентификационного номера судна

Идентификационный номер судна должен наноситься на судно в процессе производства или сборки. Ни при каких обстоятельствах судно не должно выводиться на рынок без идентификационного номера.

5.6 Формат представления

Идентификационный номер судна должен быть представлен в виде букв и цифр (арабские цифры и заглавные буквы латинского алфавита) и должен читаться слева направо.

6 Дополнительная информация

Если на судно в пределах 50 мм от идентификационного номера наносится дополнительная информация, она должна быть отделена границей от идентификационного номера или должна быть размещена на отдельной табличке во избежание того, что эта информация будет принята за часть идентификационного номера судна.

В соответствии с пунктом 7 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 , приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 30, ст. 4123.

1. Утвердить прилагаемые Правила государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.

приказом МЧС России

от 01.06.2021 N 355

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

1. Государственной регистрации подлежат маломерные суда, используемые в некоммерческих целях (далее - маломерные суда), право собственности и иные вещные права на маломерные суда, а также ограничения (обременения) этих прав .

Пункт 4 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001).

2. Государственная регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов (далее - Реестр) осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на которую возложено предоставление государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - подразделение ГИМС МЧС России).

Пункт 2 статьи 17 КВВТ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2012, N 18, ст. 2128).

4. Заявление о государственной регистрации может быть подано в письменном виде по месту нахождения подразделения ГИМС МЧС России, а также в электронном виде через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" .

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 44, ст. 6274; 2021, N 4, ст. 685).

5. Государственная регистрация осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения.

6. При наличии оснований возникновения права собственности на маломерное судно у нескольких лиц государственная регистрация права собственности осуществляется в одном подразделении ГИМС МЧС России по заявлениям каждого участника общей долевой собственности либо одного из них при наличии у него доверенности (доверенностей), оформленной (оформленных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Собственник маломерного судна обязан обратиться в подразделение ГИМС МЧС России с заявлением о государственной регистрации маломерного судна, права собственности на маломерное судно в течение месяца со дня оформления документов, подтверждающих возникновение, переход прав на маломерное судно.

8. При первичной государственной регистрации маломерного судна в Реестре маломерному судну присваивается идентификационный номер, который формируется из одиннадцати знаков, состоящих из буквенного кода, порядкового номера и буквенно-цифрового кода, определяющего принадлежность подразделения ГИМС МЧС России к субъекту Российской Федерации (структура идентификационного номера приведена в приложении N 1 к настоящим Правилам).

9. Идентификационный номер, присвоенный маломерному судну, не подлежит изменению до исключения маломерного судна из Реестра.

10. Идентификационный номер маломерного судна считается недействительным в случае гибели, конструктивной гибели маломерного судна, а также в случае утраты судном качества судна в результате перестройки или других изменений.

11. Идентификационный номер наносится на оба борта маломерного судна .

Часть 3 статьи 13 КВВТ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001).

Если в силу конструктивных особенностей маломерного судна отсутствует возможность выполнить требования, установленные в абзаце первом настоящего пункта, размеры и место нанесения идентификационного номера определяются подразделением ГИМС МЧС России, о чем делается запись в разделе "Особые отметки" судового билета и Реестра.

12. По решению заявителя маломерному судну наряду с идентификационным номером может быть присвоено название. Название маломерного судна наносится на оба борта в кормовой части маломерного судна.

13. При изменении сведений, внесенных в Реестр, или при возникновении необходимости внесения в Реестр дополнительных сведений осуществляется государственная регистрация изменений, вносимых в Реестр.

14. Государственная регистрация изменений, вносимых в Реестр, осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения по заявлению собственников либо уполномоченного ими на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Государственная регистрация ограничения (обременения) права на маломерное судно осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения по заявлению собственников либо лица, в пользу которого устанавливается ограничение (обременение) прав на маломерное судно.

17. Исключение маломерного судна из Реестра осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения по заявлению собственников либо уполномоченного ими лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. По результатам внесения регистрационной записи в Реестр заявителю выдается судовой билет по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.

19. При государственной регистрации маломерного судна в Реестре в судовой билет вносится информация по нормам оснащения маломерного судна спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием в соответствии с категорией сложности района плавания согласно требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33 . Указанная информация вносится в раздел "Особые отметки" судового билета.

Подпункт 7 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5499; 2013, N 30, ст. 4123).

Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 18.06.2012. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 1 декабря 2011 г. N 374-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); а также Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

20. При наличии установленных в отношении маломерного судна ограничений по его эксплуатации соответствующая информация вносится в раздел "Особые отметки".

21. Реестр ведется в электронном виде. В Реестр в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна вносятся записи о маломерном судне, правах собственности на маломерные суда, ограничениях (обременениях) прав на маломерные суда, изменениях в Реестр, исключении маломерных судов из Реестра и иных вещных правах на маломерное судно.

22. Датой внесения записи в Реестр является дата совершения регистрационной записи о государственной регистрации маломерного судна в Реестре, права собственности на маломерное судно, ограничений (обременений) прав на маломерное судно, изменений в Реестр, исключения маломерного судна из Реестра.

23. Номер регистрационной записи присваивается при государственной регистрации маломерного судна в Реестре по результатам внесения сведений, содержащихся в документах, необходимых для государственной регистрации маломерного судна, и результатов его осмотра.

24. Информация о стационарном двигателе маломерного судна не подлежит исключению из Реестра, за исключением случаев его замены на другой стационарный двигатель.

25. При переходе права собственности на маломерное судно в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна в Реестре вносятся изменения о переходе права собственности на маломерное судно.

26. В Реестр в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна вносятся записи о следующих изменениях:

смена фамилии, имени, отчества физического лица;

смена адреса регистрации по месту жительства физического лица;

смена наименования юридического лица;

смена адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения;

смена названия маломерного судна;

изменение информации о двигателях маломерного судна;

переоборудование маломерного судна.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

30. В Реестр в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна вносятся следующие записи об ограничениях (обременениях) прав на маломерное судно :

Пункт 2 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 18, ст. 2207; 2012, N 18, ст. 2128).

об ипотеке маломерного судна;

о доверительном управлении маломерным судном;

о прочих ограничениях (обременениях) маломерного судна.

31. При исключении маломерного судна из Реестра запись о государственной регистрации маломерного судна в Реестре аннулируется.

32. Маломерное судно, исключенное из Реестра в связи с гибелью, конструктивной гибелью или утратой маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений, не подлежит повторной государственной регистрации в Реестре.

к Правилам государственной

регистрации маломерных судов,

используемых в некоммерческих

целях, утвержденным приказом

от 01.06.2021 N 355

СТРУКТУРА ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Буквы Порядковый номер Обозначение субъекта Российской Федерации

1 - 2 разряды - буквы русского языка, имеющие аналоги в латинском алфавите - "А", "В", "С", "Е", "Н", "К", "М", "О", "Р", "Т", "Х и "У";

3 - 6 разряды - порядковый номер от 0001 до 9999. Присваиваются в порядке возрастания. После достижения максимального значения сменяется на минимальное, при этом второй разряд изменяется в алфавитном порядке;

7 - 11 разряды - обозначение субъекта Российской Федерации, в котором осуществлена государственная регистрация маломерного судна. Разряды 7 - 9 являются неизменными и обозначаются "RUS", а разряды 10 - 11 обозначаются в зависимости от субъекта Российской Федерации в соответствии со следующей таблицей:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: