Какие функции положены в основу государственного казначейства рф

Обновлено: 25.04.2024

История создания казначейства естественным образом совпадает с историей начала процесса образования русского централизованного гос-ва. В 15 веке появилась должность казначея, хранителя великокняжеской казны и архива. При казначее в 1558 году было образовано первое гос-е эк-е учреждение - Казна, в которой вели делопроизводство должностные лица - дьяки и подьячие не всегда родовые, но всегда грамотные исполнители приказов.

Первым известным общегосударственным бюджетом явилась роспись доходов и расходов за 1679-1680гг.

Первым гос-м казначеем Российской Империи, согласно указу Павла I, был назначен граф Алексей Иванович Васильевич (1796г.).

Переход России к рыночным отношениям и отказ от единой гос-й формы собственности, в начале 90х годов прошлого века, поставило гос-во перед необходимостью защиты своих фин-х интересов. Кассовое исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы через ЦБ РФ и Промстройбанк остались без должного контроля со стороны гос-ва. Банковская система претерпевала кардинальные изменения и перестала быть только гос-й, более того, для ее развития отвлекались и использовались фин-е средства гос-ва.

Очень важным и актуальным стало обеспечение учета подконтрольности, защищенности и управляемости фин-ми ресурсами гос-ва. Объективно сложилась необходимость создания органов исполнительной власти, способных обеспечить реализацию требований гос-ва по управлению фин-ми бюджетной системы страны.

В 1992 г. в России начался процесс формирования такой системы органов исполнительной власти Федерального уровня, как территориальных органов Федерального Казначейства.

Правовой основой их сознания явился Указ президента РФ от 8 декабря 1992 №1556 и положение "О Федеральном Казначействе", утвержденное постановлением правительства №864 от 27 августа 1983г.

Органы федерального Казначейства – представляют собой единую, централизованную систему созданную по территориальному принципу и входящую в состав Минфина РФ. Руководитель - начальник Главного управления Федерального Казначейства назначается и снимается с должности министром фин-в РФ.

Структура территориальных органов Казначейства является трехуровневой:

1) Главное управление Федерального Казначейства (ГУФК) – возглавляется начальником в ранге заместителя министра финансов. Осуществляет сводный, систематический, полный стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства. Информирует высшие исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения Федерального бюджета. Руководит работой нижестоящих органов Казначейства, получает от них оперативную информацию, отчетные данные и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством;

2) Управление Федерального Казначейства (УФК) – по республикам в составе РФ, краям и областям, городам Москве и СПб обеспечивают через нижестоящие органы Казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части Федерального бюджета (исполнение бюджета по доходам);

3) Отделение Федерального Казначейства (ОФК) – по городам и районам, осуществляет целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций, по движению средств на счетах Казначейства в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах Казначейства. Предоставляют вышестоящим органам Казначейства информацию об исполнении бюджета на данной территории.

Функции, права и обязанности Федерального Казначейства.

Федеральное Казначейство – является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с Законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения Федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнению бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Федеральное Казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными Законами, актами президента РФ и правительства РФ, нормативными правовыми документами Минфина РФ, приказами ЦБ РФ.

Полномочия Казначейства:

1) Доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств показателей сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования;

2) Ведет учет операций по кассовому исполнению бюджета;

3) Открывает в Центробанке счета по учету средств федерального бюджета;

4) Открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств (ГРБС, РБС и ПБС);

5) Ведет сводный реестр ГРБС, РБС и ПБС;

6) Ведет учет показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

7) Составляет и представляет в фин-е органы, Минфин, оперативную информацию и отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ;

8) Получает в установленном порядке от ГРБС, РБС и ПБ. Необходимые для составления отчетности материалы и сведения

9) Осуществляет распределение доходов от уплаты налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;

10) Осуществляет прогнозирование средств Федерального бюджета;

11) Осуществляет управление операциями на едином счете бюджета;

12) Осуществляет кассовое обслуживание, исполнение бюджетов бюджетной системы РФ;

13) Обеспечивает проведение кассовых выплат по поручению соответствующих органов;

14) Осуществляет предварительный и текущий контроль над ведением операций со средствами бюджета ГРБС, РБС и ПБС.

Федеральное Казначейство, с целью реализации своих полномочий имеет право:

1) Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

2) Давать юр-м и физ-м лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

3) Организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок;

4) Привлекать для проработки вопросов различных специалистов и организации.

Система органов Федерального Казначейства решает следующие задачи:

1) Организацию осуществление и контроль над исполнением бюджета, по управлению средствами на счетах Казначейства;

2) Регулирование фин-х отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, фин-е исполнение этих фондов, контроль над внебюджетными средствами;

3) Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов гос-х фин-х ресурсов, а так же оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период гос-х расходов;

4) Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос-го долга;

5) Разработку методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций обязательных для соблюдения учреждений и организаций.

I. Общие положения

П. 1 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2021 N 2338) в части осуществления внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям, контроля (надзора) в сфере противодействия легализации доходов. в отношении таких аудиторских организаций, вступает в силу с 01.01.2022.

1. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, осуществлению полномочий оператора системы казначейских платежей, казначейскому обслуживанию, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), а также по начислению выплат по оплате труда и их перечислению, внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральный государственный контроль (надзор), контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществлению полномочий оператора государственных информационных систем в установленной сфере деятельности.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2021 N 2338)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

от 27 августа 1993 года N 864

О федеральном казначействе Российской Федерации

(с изменениями на 28 января 1997 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2005 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 1 декабря 2004 года N 703
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1995 года N 135;

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном казначействе Российской Федерации.

2. Установить штатную численность органов федерального казначейства Российской Федерации на 1993 год в количестве 20 тыс.человек.

Увеличить Министерству финансов Российской Федерации численность работников центрального аппарата на 100 единиц для создания Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

3. Министерству финансов Российской Федерации представить в месячный срок в Совет Министров - Правительство Российской Федерации предложения об установлении фонда оплаты труда работников органов федерального казначейства Российской Федерации.

4. Установить, что единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель федерального казначейства - начальник Главного управления Министерства финансов Российской Федерации в ранге заместителя Министра.

5. Должностные оклады заместителей руководителя федерального казначейства устанавливаются на 10 процентов ниже должностного оклада руководителей федерального казначейства.

6. Распространить на руководителей, специалистов и служащих органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу, автономным образованиям, городам, районам и районам в городах должностные оклады и другие условия оплаты труда, установленные постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1992 г. N 4249-1/1042 для аналогичных категорий работников министерств и ведомств республик в составе Российской Федерации, самостоятельных управлений (отделов) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, городов, районов и районов в городах.

7. Ввести в органах федерального казначейства выплату процентных надбавок за выслугу лет в порядке и размерах, установленных для работников органов финансовой системы Российской Федерации.

8. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в республиканском бюджете Российской Федерации ассигнования, необходимые для организации и надежного функционирования федерального казначейства Российской Федерации.

Министерству экономики Российской Федерации разработать совместно с Министерством финансов Российской Федерации федеральную программу развития системы федерального казначейства.

9. Министерству финансов Российской Федерации: разработать по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом и утвердить нормативные документы, необходимые для работы органов федерального казначейства;

определить по согласованию с Центральным банком Российской Федерации этапы и сроки передачи из банковской системы органам казначейства функций по кассовому исполнению бюджета, возложенных на казначейство Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе".

10. Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации представить в месячный срок в Совет Министров - Правительство Российской Федерации предложения о внесении в действующее законодательство Российской Федерации изменений, вытекающих из Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе", для представления их в Верховный Совет Российской Федерации.

11. Установить, что ревизии казначейства осуществляются не реже одного раза в год организацией, определяемой Советом Министров Правительством Российской Федерации.

12. Считать целесообразным отнесение программ компьютеризации федерального казначейства Российской Федерации и подготовки его кадров к числу приоритетных при определении направления консультационной, технической и финансовой помощи международных финансовых организаций и зарубежных стран.

Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 27 августа 1993 г. N 864

ПОЛОЖЕНИЕ
о федеральном казначействе Российской Федерации

(с изменениями на 28 января 1997 года)

1. Общие положения

1. Единая централизованная система органов федерального казначейства (далее именуется - казначейство) состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Главное управление федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации и подчиняется Министру финансов Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства РФ от 11 февраля 1995 года N 135).

2. В своей деятельности казначейство руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, иными решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также приказами и распоряжениями Министра финансов Российской Федерации.

3. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

4. Казначейство информирует высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления Российской Федерации ежемесячно, а Министра финансов Российской Федерации ежедневно о результатах исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, иных финансовых операциях Совета Министров Правительства Российской Федерации, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.

5. Казначейство возглавляет руководитель федерального казначейства - начальник Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства РФ от 11 февраля 1995 года N 135).

Заместители руководителя федерального казначейства - начальника Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности Министром финансов Российской Федерации.

6. Руководители органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу назначаются и освобождаются от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя казначейства - начальника Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства РФ от 11 февраля 1995 года N 135).

Руководители органов казначейства по городам, районам и районам в городах назначаются и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

7. Структура и штатные расписания Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, по районам, городам (за исключением городов районного подчинения и районов в городах) утверждаются руководителями этих органов в пределах установленного им фонда оплаты труда.

II. Задачи и функции органов казначейства

8. Главными задачами органов казначейства являются:

организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Совета Министров - Правительства Российской Федерации по республиканскому бюджету Российской Федерации, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.

9. В соответствии с задачами, возложенными на казначейство, Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации:

а) организует бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета Российской Федерации и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

б) руководит работой территориальных органов федерального казначейства;

в) доводит до территориальных органов федерального казначейства размеры ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации по обслуживаемым этими органами территориям Российской Федерации;

г) ведет сводный реестр распорядителей средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств;

д) организует распределение в установленных размерах доходов между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

е) осуществляет управление доходами и расходами республиканского бюджета Российской Федерации и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Совета Министров - Правительства Российской Федерации, как в рублях, так и в иностранной валюте, распоряжается средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях (за исключением средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств), а также осуществляет операции с этими средствами;

ж) организует осуществление взаимных расчетов между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

з) регулирует финансовые отношения между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

и) организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств республиканского бюджета Российской Федерации, иных централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Совета Министров - Правительства Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования;

к) организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств на счетах казначейства;

л) организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств;

м) представляет высшим органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетность о финансовых операциях Совета Министров - Правительства Российской Федерации, результатах исполнения республиканского бюджета Российской Федерации и состоянии бюджетной системы Российской Федерации, а руководящим органам государственных (федеральных) внебюджетных фондов - о результатах финансового исполнения соответствующих фондов;

н) осуществляет по поручениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации и Министра финансов Российской Федерации иные операции со средствами республиканского бюджета Российской Федерации, другими средствами, находящимися в ведении Совета Министров - Правительства Российской Федерации;

о) осуществляет в установленном порядке подготовку проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства;

п) проводит непосредственно и организует работу территориальных органов казначейства по контролю за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации в части исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступления и использования внебюджетных (федеральных) средств;

р) разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательные для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

с) совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, а также организует и осуществляет в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Совета Министров - Правительства Российской Федерации;

т) организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации;

у) осуществляет внедрение и обеспечивает эффективное использование единой телекоммуникационной информационной системы казначейства;

ф) взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации, иными центральными органами государственной власти и управления Российской Федерации в целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации;

х) совместно с Центральным банком Российской Федерации принимает участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики;

ц) получает, анализирует и обобщает отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию, проводит обследования и проверки организации их работы, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений;

ч) организует в установленном порядке повышение квалификации работников казначейства;

ш) осуществляет связи с органами, исполняющими бюджеты в Содружестве Независимых Государств, иностранных государствах, а также с международными финансово-банковскими организациями, изучает опыт организации деятельности казначейств зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию.

Казначейство — структурное подразделение в системе госвласти или компании, которое управляет финансовыми потоками.

Основная функция казначейства — кассовое исполнение бюджета, государственного или корпоративного. Проще говоря, казначейство отвечает за хранение и целевое использование денег.

Казначейство организации — это подразделение, которое управляет активами и пассивами. Это может быть отдел бухгалтерской или финансовой службы, который планирует и осуществляет платежи.

Казначейство России — федеральная служба, подведомственная Министерству финансов, которая обеспечивает исполнение федерального бюджета и контролирует расходование бюджетных средств. В состав службы входят центральный аппарат федерального казначейства и управления по регионам.

Пример употребления на «Секрете»

«Минздрав Омской области потратил на сомнительные госзакупки 920 млн рублей, выделенных региону на борьбу с коронавирусом. К такому выводу пришло региональное управление федерального казначейства».

_«Басманный суд Москвы отправил под домашний арест бывшего начальника отдела торгово-финансовых операций казначейства ЛУКОЙЛа Алексея Бессонова. Уволенного топ-менеджера подозревают в использовании инсайдерской информации на российском валютном рынке. Его сообщник скупал валюту по заниженной цене, зная, когда и в каких объёмах ЛУКОЙЛ выкинет доллары на биржу. Доход от этих манипуляций ЦБ оценил в 146 млн рублей». _

История

Зарождение казначейской службы началось во времена Древней Руси — первые казначеи были хранителями княжеских ценностей, которые и назывались казной.

С расширением Российского государства росла и казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. В XV веке в период царствования Ивана III появились казённые дворы, которые стали началом системы централизованного управления государственными средствами. При Петре I была создана Счётная, или Казначейская, контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Деятельность казначейства в царской России постоянно развивалась и усиливалась.

Но после революции 1917 года казначейство было расформировано, а его функции переданы Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем – Министерству финансов и Государственному банку СССР.

В 1992 году система казначейства начала воссоздаться: вначале в составе Минфина РФ, а позже, в 2005 году, как отдельная федеральная служба.

Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которого оказывает непосредственное влияние на качество экономического роста и на уровень общественного благосостояния. Именно этим фактом объясняется столь серьезное внимание, которое в последнее время стало уделяться вопросам бюджетного устройства и бюджетного процесса. И очень важную роль играет в этом Федеральное казначейство.

Система органов федерального казначейства - относительно молодая структура, тем не менее, как отмечают у нас в стране и за рубежом, развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы.

На счетах казначейства собирается вся информация о денежных потоках. Центральный банк ежедневно информирует о суммах поступивших, на счета казначейства. Министерства и ведомства, в пределах назначений, определенных Законом о бюджете, должны знать, сколько у них денег, какие суммы они могут дать, когда и кому, а также иметь возможность прогнозировать, сколько доходов они получат. Знать когда эти доходы станут доступными для расходов, так как объем расходов бюджета напрямую зависит от поступивших доходов. Основным поставщиком этой информации является Федеральное казначейство.

Основное предназначение казначейской системы — содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Эффективность функционирования казначейства на всех уровнях удалось обеспечить с отменой системы отсрочек, различных форм зачетов, а также с введением единой классификации доходов всеми участниками бюджетного процесса и с повышением качественного уровня используемых информационных технологий в системе казначейства.

Ещё одно немаловажное предназначение казначейства как государственного института - это обеспечение точного учета государственных финансов, что очень важно для регулирования денежных потоков в стране.

Одна из основных задач Федерального казначейства - обеспечить нормальное функционирование единого счета бюджета, лицевых счетов бюджетополучателей, нормальную транспортную систему для доведения до каждого участника бюджетного процесса распоряжений главного распорядителя средств (относительно лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования - это всего лишь административные решения, административные ограничения на деятельность тех или иных учреждений). И, в конечном счете, это позволяет через систему регистраций операций представлять информацию об исполнении бюджета.

Федеральное казначейство представляет политикам достоверную информацию о состоянии дел с исполнением бюджета, подталкивает их к движению в направлении бюджетных реформ.

Целью данной курсовой работы являетсяисследование роли федерального казначейства в бюджетном процессе страны и определение перспектив совершенствования действующей казначейской системы.

Для реализации поставленной цели необходимо решитьследующие задачи: федеральный казначейство бюджетный

v рассмотреть этапы становления деятельности Федерального казначейства;

v исследовать сущность и функции Федерального казначейства;

v изучить организационно – правовые основы казначейской системы исполнения бюджета;

v выявить роль Федерального казначейства в бюджетном процессе;

v проанализировать состояние и перспективы совершенствования Федерального казначейства в управлении бюджетным процессом.

Предмет данной курсовой работы - бюджетный процесс в части исполнения доходной и расходной части бюджетов различных уровней органами федерального казначейства.

Объект курсовой работы –Федеральное казначейство Российской Федерации.

Несмотря на то, что казначейская система уже миновала стадию становления, и является достаточно эффективно работающим механизмом, отдельные элементы казначейской системы исполнения бюджета постоянно совершенствуются, это и обуславливает актуальность выбранной темы.

Глава I. Федеральное казначейство РФ и его роль в бюджетном процессе

Сущность и функции Федерального казначейства

Федеральное казначейство – это единая централизованная система органов исполнительной власти, включающая органы по субъектам РФ и субъектам местного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для ведения хозяйственных операций. Единую централизованную систему органов казначейства возглавляет начальник Главного управления Министерства финансов РФ в ранге заместителя министра. Структура управления федеральным казначейством представлена в приложении 2.

Федеральное казначейство выполняет множество разнообразных функций. Все выполняемые казначейством функции рассматриваются в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику.

Особенность функций, возложенных на Главное Управление, определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций.

К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

v организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

v руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;

v доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям;

v ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

v организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передача в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

v управление доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжение средствами на соответствующих счетах в банках, кроме средств государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств, осуществление операций с этими средствами;

v организация осуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

v регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами, организация контроля за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

v организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета, других централизованных финансовых ресурсов и направлений их использования; учета операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах казначейства; сбора, обработки и анализа информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

v осуществление по поручениям Правительства РФ и Минфина РФ других операций со средствами федерального бюджета, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;

v организация работы территориальных органов Казначейства по контролю исполнения федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

v управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга совместно с Банком России и другими уполномоченными банками, организация и осуществление размещения на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;

v организация и ведение операций по учету государственной казны.

Органы Казначейства по субъектам РФ, а также городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие органы Казначейства, осуществляют на соответствующей территории функции, применительно к функциям, рассмотренным выше, кроме функций, относящихся исключительно к обслуживанию федерального бюджета, закрепленным за Главным управлением федерального казначейства.

Органы Казначейства по городам, кроме городов районного подчинения, районам, районам в Городах выполняют следующие функции:

v осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, контроль поступления и использования федеральных внебюджетных средств;

v обеспечивают целевое финансирование предприятий за счет средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и целевое использование федеральных внебюджетных средств;

v обеспечивают полный учет распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

v осуществляют распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, производят отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;

v осуществляют операции со средствами федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральными внебюджетными средствами;

v осуществляют кассовое планирование средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений их использования;

v контролируют своевременность совершения операций и целевое направление использования средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

v осуществляют по представлению Министерства РФ по налогам и сборам возврат в федеральный бюджет излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;

v осуществляют учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах органов Федерального казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;

v осуществляют сбор, обработку и передачу вышестоящим органам Казначейства информации и отчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета, о финансовом исполнении государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлении и использовании федеральных внебюджетных средств;

v осуществляют отдельные операции по поручению вышестоящих органов Казначейства.

Схема исполнения федерального бюджета представлена в приложении 1.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: