Какие формы ресурсного обеспечения государственного национального управления

Обновлено: 30.04.2024

Обоснованность и действенность целей государственного управ­ления и их «древа» определяются с другой стороны (обратной их ге­незису) связанностью с соответствующими ресурсами и обеспечен­ностью ими. В том-то и состоит, да и возможна практичность целеполагания в государственном управлении, что это не благие Пожелания и не свободный полет субъективистской мысли, а цели задачи, решаемые на деле. Особое значение здесь имеют, как и во всем, природные и человеческие ресурсы, но это столь очевидно, что не требует доказательств. Таких ресурсов мало и увеличе­ния их не предвидится, из-за чего внимание хотелось бы привлечь к тем, которые не требуют больших затрат, возобновляемы и разви­ваемы и находятся в нашем распоряжении.

Прежде всего — это ресурс права, причем права в широком, иско­мом смысле, включающем в себя как соответствующие мировоззре­ние, традиции, образ жизни и поведение людей, так и систему зако­нов и механизмов их обеспечения. Очень многие и давно, по мень­шей мере со времен Древнего Рима, знают, что частное и публичное право (jus) выступает самым испытанным историей и действенным инструментом упорядочения, организации и поддержания возмож­ной рациональности и эффективности общественной жизнедея­тельности. Отсюда идет и современная установка на формирование правового государства, которая является господствующей в миро­вой политике. Значит, любые цели, которые ставятся в государ­ственном управлении, должны оцениваться с точки зрения их соот­ветствия правовым требованиям (справедливости, правды, гума­низма), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь с опорой на силу законов и государственных механизмов осущест­вления последних. Тогда можно надеяться, что цели государствен­ного управления не останутся на бумаге или в речах лидеров, а бу­дут, хотя бы в пределах правовых возможностей, практически реа­лизовываться.

Исключительно богатым по потенциалу ресурсом как формиро­вания, так и осуществления целеполагания в государственном управлении, является демократия — определенная система само­организации жизни людей на основе их прав и свобод. В России давно, где-то со времен декабристов, любят порассуждать о демо­кратии, ее типах и формах, это понятие широко практикуется в по­литическом лексиконе, особенно среди тех, кто занимает положе­ние оппозиции, оно предмет мудрствования почти в любом кругу интеллектуалов. Но в самой власти, в процессах государственного управления формы, методы и другие элементы демократии исполь­зуются робко, с опаской. Не этим ли вызваны все беды, зафиксиро­ванные историей и сегодняшним днем? Понятием демократии все еще оперируют на абстрактном уровне, где многое выглядит вроде бы убедительным, в то время как демократия в виде явлений, отношений и процессов весьма конкретна и заявляет о своем существо­вании тогда, когда действительно проникает в жизнь большинства людей, становится атрибутом их повседневных ощущений, мыслей и практических действий.

В буквальном смысле слова демократия есть организованная си­ла общества. И цели государственного управления с минимальны­ми затратами и максимальными результатами могут достигаться тогда, когда потенциал демократии включен в их реализацию. Лю­ди должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и быть способны практически работать в этом направлении. А для того чтобы участие людей в осуществле­нии целей государственного управления было осознанным и актив­ным, нужно доверие к этим целям и реальное ощущение людьми совпадения результатов реализации целей с их потребностями и интересами. Такое наложение целей и ожиданий в жизненно до­ступном диапазоне времени и приносит, если исходить из истори­ческого опыта, использование демократии.

Следует сказать и о таком ресурсе целеполагания в государствен­ном управлении, как организация. Последняя в данном процессе решает две проблемы. Организация позволяет упорядочить, рацио­нализировать и облегчить выработку целей государственного управления. Как отмечается специалистами в области целевого управления, одним из главных достоинств открытого установле­ния целей является возможность сплотить одних и ясно показать другим, что они могут обратиться к организациям как к источнику экономического и морального удовлетворения.

Доказана действенность нескольких подходов к организации дискуссий при выборе целей. Среди них такие методы, как «мозго­вая атака», «ориентация группы», «альтернативные сценарии бу­дущего» и метод «Дельфы» 63 . Не стоит, видимо, доказывать, что интегральный интеллект позволяет выстроить лучшее «древо» це­лей государственного управления, по сравнению с тем, которое со­здано единичным, пусть даже талантливым умом. То же имеет мес­то и при реализации целей: должны быть организованы функции, структура, деятельность, используемые принципы и т.д. А что касается «древа» целей государственного управления, то о его прак­тическом осуществлении без организации не может быть и речи.

В качестве ресурсов целеполагания в государственном управле­нии необходимо учитывать и такие сугубо субъективные элементы, как знания или, иными словами, инновационно-технические воз­можности общества. К началу XXI века накоплен большой объем общественного, естественного и точного знания, подготовлен зна­чительный и квалифицированный персонал по различным направ­лениям человеческой деятельности. Но все это пока слабо исполь­зуется в процессах управления, в частности, и для того, чтобы намеченные цели государственного управления непременно осуще­ствлялись. Вероятно, заслуживают большего внимания ментали­тет народов, укоренившиеся среди них социально-психологиче­ские стереотипы. Ведь в подобных характеризующих признаках кроются как определенные консерватизм и традиционность, так и известные рационализм и конструктивность представлений, под­ходов и действий. И каждый из них имеет свое значение, актуален в разных ситуациях и вполне может обеспечивать реализацию не­которых целей государственного управления.

Особого разговора заслуживает соотношение целей и средств их осуществления. Об адекватности вторых первым часто забывают, в результате чего цели, по замыслу вроде бы благородные и нуж­ные, реализуют такими средствами, что в итоге они теряют всякий жизненный смысл. Ярким примером является вся история социа­листического строительства, которое вроде бы велось в целях осу­ществления чуть ли не христианской мечты о братстве и равен­стве 64 , но такими средствами, которые, увы, мало продвинули людей по этому пути. Много расхождений между целями и средства­ми обнаруживается и в наши дни. Между тем здесь проявляется один принципиальный момент, который в управлении не всегда учи­тывается. Объективный результат дают как правило не цели, а сред­ства, используемые при их реализации. Несоответствие средств ве­дет и к существенному различию целей и получаемых результатов, что, по принципу обратной связи, дискредитирует сами цели.

Рациональное и эффективное государственное управление тре­бует связанности целей, средств и результатов их реализации, ибо только оно создает кругооборот в системе государственного управ­ления, рождает к нему доверие общества, людей и стимулирует управленческие процессы. Не случайно еще в 50-х годах прошло­го века П. Дракером, Д. Мак-Грегором, Э. Шлехом и другими специалистами была заложена и начала развиваться (и практи­чески испытываться) концепция управления по целям или ре­зультатам 65 .

Суммируя сказанное, следует признать, что цели государственно­го управления, представленные в определенном «древе», призваны отвечать следующим требованиям:

а) быть объективно обусловленными и обоснованными, исходить
из объективных закономерностей и тенденций общественного раз­
вития и технологий деятельности людей, соответствовать объек­тивной логике функционирования того или иного явления, процес­са, отношения, учитывать формы и механизмы последних;

б) быть социально мотивированными, т.е. идти от потребностей,
запросов и интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым по­нимание, поддержку целей, стремление воплотить их в жизнь;

в) быть обеспеченными в ресурсном отношении как с интеллекту­альной, так и с материальной стороны, основываться на реальном, а не на мнимом, на наличном, а не на предполагаемом или возмож­ном потенциале, привязываться к конкретным условиям и факто­рам общественной жизнедеятельности;

г) быть системно организованными, включать в определенной
последовательности цели стратегические, оперативные и тактиче­ские, общие и частные, главные и обеспечивающие, конечные и про­межуточные, отдаленные, близкие и непосредственные и т.д.

Управление природными ресурсами, принадлежащими государству, – это направление государственной политики, предусматривающее осуществление деятельности, направленной на организацию воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, охрану окружающей среды и соблюдение законности эколого-экономических отношений.

Природные ресурсы как объект управления

Природные ресурсы представляют собой естественные элементы природы, обладающие по своим свойствам полезностью, обеспечивающей развитие производительных сил и удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Природные ресурсы – это главный объект природопользования, подвергаемый эксплуатации и переработке. Ряд природных ресурсов выступает в качестве средств труда, ряд – в качестве предметов потребления. В первом случае речь идет о таких ресурсах, как солнечная энергия, водные ресурсы, земельные ресурсы, внутриземное тепло и так далее. Во втором случае речь идет о таких ресурсах, как животный мир, растения, питьевая вода и так далее.

Человечество использует огромный объем природных ресурсов, что делает проблему будущей обеспеченности этими ресурсами глобальной. На сегодняшний день остро стоит проблема необходимости предотвращения полного истощения природных ресурсов. Человечество должно перейти на путь рационального и комплексного использования природных ресурсов, поиск иных источников сырья, энергии и топлива.

Природопользование – это эксплуатация природных ресурсов для удовлетворения культурных и материальных общественных потребностей.

Цель управления природными ресурсами состоит в обеспечении требований и норм, накладывающих ограничения на вредное воздействие производства на природную среду, обеспечивающих рациональность использования природных ресурсов, их воспроизводство и восстановление.

Сущность управления природными ресурсами, принадлежащими государством

Основная задача государства по отношению к природным ресурсам в современных условиях состоит в обеспечении их рационального использования и воспроизводства. Использование природных ресурсов не должно наносить вред окружающей среде.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе научного подхода к использованию природных ресурсов должно находиться понимание способности природной среды к самовосстановлению, самоочищению и саморегуляции. Государство должно обеспечивать при использовании природных ресурсов соблюдение норм, не препятствующих процессам самовосстановления природы. Воздействие человека и общества на природную среду должно осуществляться с учетом ее будущего состояния.

Общество должно стремиться к рациональному использованию природных ресурсов, сознательному преобразованию природы в соответствии с научным предвидением возможных последствий и изменений.

Управление природными ресурсами представляет собой сложнейший процесс, который сочетает в себе естественные и общественные процессы. В управлении природными ресурсами огромную значимость приобретает научная обоснованность управленческих решений на всех уровнях использования природных ресурсов.

На эффективность управления природными ресурсами прямое влияние оказывает система нормирования и контроля использования природных ресурсов. Органы государственного управления применяют разнообразные методы, обеспечивающие воздействия на хозяйствующих субъектов и население страны при осуществлении природопользования. К числу таких методов относятся методы организационного, социально-психологического, административно-правового и экономического характера. Применение этих методов обеспечивает должное отношение к соблюдению законодательства при использовании природных ресурсов только при условии комплексного подхода.

Наиболее действенным методом обеспечение рационального использования природных ресурсов выступает совокупность экономических методов, выражающихся в ценах, тарифах, штрафах, платежах, фондов экономического стимулирования и так далее. Основное назначение этих методов состоит в обеспечении рационального и комплексного использования природных ресурсов, охране и воспроизводстве природной среды.

Задача государства состоит в обеспечении взаимосвязи конечных результатов хозяйствующих субъектах и их воздействия на окружающую среду. Достигнутые результаты должны многократно превосходить наносимый природной среде вред, иначе деятельность хозяйствующих субъектов не имеет смысла.

Принципы оптимального природопользования

Использование природных ресурсов должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

Назначение и система финансирования государственного управления

Любой управленческий процесс, в том числе и государственное управление, требует определенной финансовой основы.

Система финансирования государственного управления предусматривает обеспечение государства необходимыми денежными средствами, требуемыми для выполнения им функций социального, политического и экономического характера.

Система финансирования государственного управления предусматривает формирование денежных отношений, осуществляемых в связи с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и национального богатства в процессе формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, его хозяйствующих субъектов, а также в связи с использованием этих средств на управленческие и иные государственные нужны.

В качестве субъекта финансирования в данных отношениях выступает органы государственного управления, предприятия различных форм собственности, учреждения, а также граждане. Система финансирования государственного управления включает в себя неоднородные обособленные звенья, назначение каждого из которых достаточно специфично.

Система финансирования государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • во-первых, бюджетную систему государства, сформированную бюджетами различных уровней;
  • во-вторых, внебюджетные фонды;
  • в-третьих, систему государственного кредита;
  • в-четвертых, совокупность финансов государственных предприятий.

Разнообразие перечисленных звеньев системы финансирования государственного управления обеспечивает решение широкого спектра экономических и социальных задач.

Особую важность в системе финансирования государственного управления составляют взаимосвязи, формируемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Готовые работы на аналогичную тему

Бюджетные отношения обеспечивают мобилизацию существенной части национального дохода, подлежащего последующему перераспределению.

Разные части бюджетной системы государства формирует финансовую базу деятельности органов государственного управления различного уровня. Современная бюджетная система страны предполагает высокий уровень автономности отдельных территорий, как в рамках административно-территориального деления страны на регионы, так и в рамках муниципальных образований. Состав бюджетных доходов и расходов на каждом уровне государственного управления определяется Бюджетным Кодексом Российской Федерации и обусловлен разграничением выполняемых функций между различными органами государственного управления.

Средства, концентрируемые на региональном уровне бюджетной системы, предназначены для распределения по отраслевому и территориальному принципу, направленному на обеспечение прогрессивности структуры общественного производства, усиление социальной значимости экономического развития, поддержку единого уровня социальной защиты граждан, обеспечение конституционных гарантий их прав и свобод.

Роль местных бюджетов в системе финансирования государственного управления

Особое место в системе финансирования власти отводится местным бюджетам. Несмотря на то что органы местного самоуправления отделены от системы государственного управления, муниципальные бюджеты включены в общую бюджетную систему страны. Рост значимости органов муниципального управления естественным образом ведет к усилению значимости муниципальных бюджетов бюджетной системы страны. На них ложится обязанность регулирования экономических процессов на локальном уровне, они обеспечивают эффективное размещение производственных сил на территории муниципального образования, призваны способствовать росту конкурентоспособности местной продукции, формировать территориальную инфраструктуру, финансировать затраты на воспроизводство кадровых ресурсов. Также существенную значимость муниципальные бюджеты приобретает при реализации социальных программ. Органы государственного управления, делегирующие муниципальным органом управления часть своих полномочий, обеспечивают поступление в бюджет соответствующих средств, необходимых для реализации указанных полномочий.

Роль внебюджетных фондов в финансировании государственного управления

Внебюджетные фонды представляют особое звено в системе финансирования государственного управления. Эти фонды одновременно являются объектом управления со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти, но при этом достаточно обособлены от бюджетной системы страны, имеют высокий уровень самостоятельности. В состав внебюджетных фондов входит Пенсионный фонд России, фонды социального и медицинского страхования, иные фонды. Предназначение внебюджетных фондов состоит в обеспечении финансирования отдельных направлений государственного управления, имеющих целевую направленность.

Значимость данного звена финансирования государственного управления особенно возрастает в периоды финансового кризиса, который в последние годы приобретает перманентный характер. Реализация принципа автономности внебюджетных фондов обеспечивает своевременность финансирования важнейших социальных задач государственного управления.

В зависимости от своего функционально-целевого назначения внебюджетные фонды делятся на фонды экономического характера, социального характера, природоохранного характера.

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на общественные, республиканские и региональные фонды.

Государственный кредит как источник финансирования государственного управления

Особое место в системе финансирования государственного управления имеет государственный кредит.

Под государственным кредитом понимается временная мобилизация свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и граждан с целью их передачи в пользование на определенный период времени органам государственного управления для направления на финансирование расходов государства.

Получение государственного кредита осуществляется посредством размещение на рынке государственных ценных бумаг. Государственный кредит призван решать проблемы бюджетного дефицита, аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для оперативного решения возникающих проблем. Государственный кредит также обеспечивает отток денежных средств из обращения и так далее.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13.02.2022

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Основу государственного управления составляет наличие у государства определенных ресурсов, обеспечивающих его существование и развитие.

Под ресурсами с точки зрения государственного управления понимают совокупность реальных и потенциальных средств, ценностей, благ, резервов, имеющихся в наличии государства и используемых им для достижения целей развития страны.

Наличие ресурсов проявляется в материальных, интеллектуальных, организационных и духовно-нравственных возможностях государства, которыми оно располагает и может при необходимости воспользоваться.

Экономический потенциал государства

С точки зрения основ и эффективности государственного развития огромное значение имеет экономический потенциал государства, выражающийся посредством следующих составляющих:

  • во-первых, материально-финансовых ресурсах, представляющих собой совокупность системы бюджетов различного уровня, золотовалютных запасов, государственных ценных бумаг, налоговых, таможенных и иных механизмов, а также государственных фондов;
  • во-вторых, хозяйственных фондов, представляющих собой имущество хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
  • в-третьих, природных ресурсов, представляющих собой совокупность земельных ресурсов, пригородных ископаемых, лесных и водных богатств;
  • в-четвертых, государственных резервов, приставляющих собой запасы стратегического характера на случай чрезвычайных ситуаций, военных действий и прочего.

Характеристика отдельных видов ресурсов государственного управления

Политические ресурсы государственного управления проявляются в совокупности таких составляющих как:

  • во-первых, политические отношения;
  • во-вторых, политическое сознание населения;
  • в-третьих, политического сознание правящих кругов;
  • в-четвертых, политические полномочия государственных органов;
  • в-пятых, функции, выполняемые политическими партиями;
  • в-шестых, иные гражданские институты.

Готовые работы на аналогичную тему

Совокупность указанных составляющих формирует политическую жизнь государства, оказывающую непосредственное влияние на государственное управление, в том числе при разработке программ целевого назначения, защите свобод и прав личности, а также надзоре за деятельностью органов государственного управления.

Принудительно-силовые ресурсы представляют собой ресурсы вспомогательного характера. Однако их наличие обязательно в том случае, когда действие других ресурсов ослабевает. Принудительно-силовые ресурсы предназначены для проведения в жизнь решений, непопулярных среди населения или его отдельных слоев, но требуемых для обеспечения нормального развития государства и общества. Такие решения могут быть направлены на борьбу с преступностью, коррупционной деятельностью, бюрократией или злоупотреблениями властными полномочиями.

Социально-демографические ресурсы – это ресурсы высокого уровня уникальности, то есть население государства. Основу всего ресурсного обеспечения государственного управления составляет именно человеческий ресурс, посредством и силами которого формируются все остальные виды ресурсов, кроме природных, преобразование которых, впрочем, также находится в руках человека.

С точки зрения государства огромное значение имеют человеческие ресурсы, как в широком смысле, то есть в виде населения страны, так и в узком смысле, в виде совокупности государственных служащих, призванных реализовывать государственное управление.

Социально-демографический ресурс России характеризуется большим количеством проблем, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, сокращение численности населения, в том числе трудоспособного;
  • во-вторых, рост удельного веса престарелого населения;
  • в-третьих, увеличение численности безработных;
  • в-четвертых, высокий уровень смертности;
  • в-пятых, снижение уровня образованности и профессионализма и так далее.

Результатом существующих проблем являются негативные последствия, выражающиеся в росте численности людей, вовлекаемых в мир криминала, ухудшении нравственно-физического здоровья населения и прочем.

В качестве приоритетных задач оптимизации человеческого ресурса выступают следующие:

  1. снижение уровня смертности;
  2. повышение уровня рождаемости;
  3. повышение эффективности миграционной политики;
  4. борьба с алкоголизмом, преступностью и наркоманией;
  5. формирование бережного отношения к семейным ценностям, материнству и детству и так далее.

Интеллектуально-кадровые ресурсы государственного управления представляют собой интеллектуально-кадровый потенциал общества, выражающийся:

  • с одной стороны, в формировании трудовых ресурсов массовых профессий (учителя, врачи, инженеры и прочее);
  • с другой стороны, в формировании совокупности государственных и муниципальных служащих, призванных реализовывать процесс государственного управления.

Кадровое обеспечение характеризуется высоким уровнем динамизма по разнообразным характеристикам, начиная от половозрастных требований и заканчивая профессиональной подготовкой.

Информационно-коммуникационный ресурс представляет собой субъективно обеспечительный ресурс, включающий в свой состав такие элементы как:

  • во-первых, информация;
  • во-вторых, средств получение информации;
  • в-третьих, средства распространения информации;
  • в-четвертых, средства обмена информацией.

Потребность государственного управления в качественном обеспечении достоверной информацией высока на всех звеньях его осуществления:

  1. на этапе целеполагания государственного развития;
  2. на этапе изучения и оценки конкретных проблем государственного управления;
  3. на этапе выработки альтернативных решений проблем государственного управления;
  4. на этапе организации контроля результатов осуществления государственного управления.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 08.01.2022

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Ресурсы органов государственного управления как необходимое и сложное явление, еще не рассматриваются системно как на практи­ке, так и в науке.

Именно ресурсы органов госуправления выступают после целепо-лагания важнейшим элементом в механизме госуправления. Как из­вестно, реализация управленческого решения, действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение гра­ждан и функционирование институтов общества, протекающий цик­лически, системно, с использованием комплекса средств для достиже­ния его цели и преобразования общественных отношений[43]. Термин «ресурсы» означает средства, запасы, возможности, источники че­го-либо[44]. Ресурсы органов госуправленияэто все средства, методы, блага, обладание которыми и использование которых повышает способ­ность и возможность управляющего воздействия. Особое значение име­ют природные и человеческие ресурсы — самые ценные и к тому же ограниченные. К ним управленцам стоит относиться архибережно, научиться не транжирить национальное достояние, а обращаться к другого рода ресурсам, которые не требуют больших затрат и могут воспроизводиться и развиваться.

К таким средствам, методам и благам относятся:

— ресурс права, причем право здесь понимается в самом широ­ком смысле, не только конституции, законодательства, нормативные акты, но правовая культура людей;

— ресурс демократии как соответствующей системы самооргани­зации жизни людей на основе их прав и свобод, антипод демонии власти;

— ресурс организации как упорядочения, рационализации системы госуправления и процесса (деятельности) госуправления, в том числе при определении целей и принятии соответствующих политических и административных решений;

— ресурс знания в самом широком смысле, включая информаци­онно-технологические возможности общества, формирующие мента­литет госслужащих, социально-психологические стереотипы поведе­ния, социальные и моральные нормы людей.

Можно, очевидно, объяснить ресурсы через определенные матери­альные и духовные формы, условия какой-либо деятельности. И. Л.Бачило уточняет, что ресурсами выступает вся совокупность материальных и организационных условий, реальное состояние кото­рых обеспечивает качественную деятельность управленческих струк­тур[45], выделяет такие виды ресурсов: информационные, кадровые, фи­нансовые, научные, технологические.

Нехватка, некомплектность ресурсов является часто причиной бед. Если ресурсов выделено недостаточно, работники понимают, что за­дание бессмысленно и соответственно относятся к нему. Цель уже не служит стимулом. Так, расхождение между словом и делом (призывом и неподкрепленными ресурсами) убивает желание и возможность дос­тичь повышения эффективности, производительности в работе орга­низации. Это определяет проблему совершенствования ресурсного обеспечения системы госуправления.

Ресурсное обеспечение может совершенствоваться в количествен­ном и качественном отношениях. Качественное его улучшение, как правило, является более сложной проблемой, но и положительный эффект здесь значительнее. Например, увеличение численности лич­ного состава не создаст «профессионального ядра» кадров. Более того, квалифицированные работники способны решать стоящие перед сис­темой задачи не числом, а умением.

Аналогичным образом обстоит дело с материально-техническим обеспечением. Так, тщательно продуманное территориальное размещение экспериментальных лабораторий, оснащенных техникой для производства сложных экспертиз, может удовлетворить потребности в их проведении с меньшими затратами, чем простое увеличение со­ответствующего оборудования и экспертов, и т. д. Естественно, совер­шенствование ресурсного обеспечения требует предварительного ана­лиза потребностей системы, конкретных органов госуправления и сте­пени их соответствия наличным резервам, а также возможности их перераспределения и использования с учетом научно обоснованных нормативов.

Другая проблема ресурсного обеспечения госуправления связана с возникающими во все времена противоречиями между теми, кто вы­деляет ресурсы, и теми, кто их использует. Известно, у кого больше ресурсов, у того больше власти и возможностей. Ресурсы — это источ­ник реализации всех видов целей, но если есть заметные «ножницы» между целями-заданиями и целями самосохранения организации, нет гарантии, что выделяемые ресурсы будут использованы на благо наро­да, в Интересах дела. Бывает, что правительственная программа полно­стью достигла целей,- решила проблему, ради которой разрабатывалась, исчерпала свои возможности; бывает, что созданная с самыми благими пожеланиями программа терпит полный провал, нисколько не продви­нувшись к цели. В обоих случаях всегда есть момент, когда можно и нужно от нее отказаться и перераспределить выделенные ресурсы на продолжение перспективной работы или на новую программу, которую надо опробовать. Но ни одно государственное учреждение не способно решиться на это — это общая болезнь администраторов. Причина здесь в основном в нежелании лишиться выделенных средств.

Итак, результаты деятельности никогда не совпадают абсолютно с полагаемой целью как идеальным предвосхищением будущего, ибо реальные связи всегда богаче, многостороннее любого идеального об­раза, существующего в сознании субъекта в момент постановки цели. Расхождение также детерминировано ресурсами, средствами реализа­ции цели. С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор ресурсов для ее достижения, с другой — та со­вокупность ресурсов, которыми располагает субъект, в общем виде предопределяет реально достижимые цели. Неправильный выбор средств означает невозможность достижения цели. Идеальное полагание будущей деятельности вне выбора определенных ресурсов, средств может означать, что речь идет не о конкретной цели, а лишь об абстрактном и туманном стремлении.

Неоптимальность целей, взятых в качестве руководства к дейст­вию, часто выделяется уже после .того, как появились отрицательные последствия, неизбежные в данном случае.

Вся история человечества свидетельствует, что формулирование целей государственного управления — дело крайне сложное. "Над этим процессом неумолимо довлеют три негативных фактора: субъективность; большое число целей, их изменчивость и противоречивость; неопределенность в развитии и функционировании государственного организма, его отдельных частей, которая передается сфере управле­ния и пронизывает ее (неполная определенность внешней среды и внутренних свойств государства имеет результатом неполную опре­деленность целей госуправления).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: