Какие должности включены в аппарат судов среднего звена общей юрисдикции

Обновлено: 26.04.2024

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

(часть 7.1 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

(часть 7.2 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

(часть 7.3 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(часть 7.4 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

1. К судам среднего звена относятся Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Создаются они в каждом субъекте РФ: 22 республиканских, 9 – краевых, 46 – областных, 2 – городов федерального значения, 1 – автономной области, 4 – автономного округа.

Суды среднего звена рассматривают дела по первой инстанции, апелляционной, кассационной, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Каждый из таковых признается высшим судебным органом субъекта Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

ССЗ являются высшим судебным органом субъекта Российской Федерации как для федеральных судов - районных и городских судов, так и для мировых судей. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа осуществляют надзор за судебной деятельностью названных судов.

Суды среднего звена создаются и упраздняются на основании федерального закона. Состав и компетенция регламентируются ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.2011 №1-ФКЗ.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе рассматриваемого вида судов может быть образовано обособленное подразделением суда - постоянное судебное присутствие. Последнее располагается вне места постоянного пребывания суда, но осуществляет его полномочия.

Председатель ССЗ назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

По истечении срока полномочий председатель ССЗ может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок. (ст. 29 Закона, т.е. в отличие от председателя районного суда нет ограничения «не более двух сроков подряд»).

Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность также Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Но основывается данное представление Президента РФ на заключении не Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а на заключении квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.

Заместители председателя ССЗ назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя председателя одного и того же ССЗ неоднократно, но не более двух раз подряд (в отличие от председателя суда).

Президиум ССЗ образуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

1) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

3) ежегодно представляет по предложению председателя ССЗ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;

5) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;

Организационной формой работы президиума являются заседания. Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц.

Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по административным делам и судебная коллегия по уголовным делам ССЗ формируются из числа судей соответствующего суда в составе его председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда.

Председатель суда среднего звена в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

1) в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности ССЗ; (ст. 26 ГПК – дела, связанные с гос. тайной, оспаривании нпа органов гос.вл. СРФ и др.);

2) в качестве суда апелляционной инстанции - дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения ССЗ, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

3) в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения ССЗ, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

4) дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

1) в первой инстанции дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, уголовные дела также могут быть рассмотрены судьей и коллегией присяжных заседателей;

2) дела по жалобам и представлениям на приговоры, решения и определения районных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

В аппарат суда входят: начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник судьи, советники, старшие консультанты, консультанты, главные специалисты, секретари судебного заседания, секретари президиума, секретари судебных коллегий, ведущие специалисты, специалисты 1 и 2 категории, специалисты, заведующий хозяйством, комендант, персонал по охране и обслуживанию зданий судов, водитель, уборщик, сторож.

Секретари судебных коллегий обеспечивают организацию работы судебных коллегий, хранение судебных дел, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах, оформляют дела после их рассмотрения.

Секретарь президиума ведет делопроизводство президиума, оповещает его членов и иных лиц о дате заседания, оформляет результаты работы президиума.

- в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой инстанции,

- обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

В качестве суда первой инстанции ССЗ рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, отнесенные процессуальным законодательством РФ к их подсудности.

Судебной коллегии по уголовным делам суда среднего звена подсудно рассмотрение в первой инстанции дел, предусмотренных ч.3 ст. 31 УПК:

- дела об убийстве при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК), изнасиловании при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 3 и 4 ст. 131 УК), насильственных действиях сексуального характера при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 3 и 4 ст. 132 УК), террористическом акте (ст. 205 УК), содействии террористической деятельности (ст. 205.1 УК), публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма (ст. 205.2 УК), захвате заложника при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 2 - 4 ст. 206 УК), организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней) (ст. 210 УК), угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК), организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти (ч. 1 ст. 212 УК), пиратстве (ст. 227 УК), государственной измене (ст. 275 УК), шпионаже (ст. 276 УК), насильственном захвате власти или насильственном удержании власти (ст. 278 УК), вооруженном мятеже (ст. 279 УК), диверсии (ст. 281 УК), планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны (ст. 353 УК), публичном призыве к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК), разработке, производстве, накоплении, приобретении или сбыте оружия массового поражения (ст. 355 УК), применении запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК), геноциде (ст. 357 УК), экоциде (ст. 358 УК), вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а равно его использовании в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. ч. 1 и 2 ст. 359 УК) и нападении на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК).

- в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи КС, федерального суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства;

Также ССЗ осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью применения заключения под стражу в качестве меры пресечения - решение о продлении срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев может быть принято только судьей ССЗ (ч. 3 ст. 109 УПК).

- об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

- о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

- о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

- об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и решений экзаменационных комиссий об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена (ч. 1 ст. 26 ГПК);

Рассмотрение по первой инстанции осуществляется судьей единолично или коллегиально (в составе 3 проф. судей). Коллегиально рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях по ходатайству подсудимого. Уголовные дела могут быть рассмотрены по ходатайству подсудимого в составе судьи и 12 присяжных заседателей.

В качестве апелляционной инстанции ССЗ проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений принятых в первой инстанции районными судами, а также рассматривает жалобы (представления) на промежуточное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (п. 2 ст. 320.1 ГПК, п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 389.3 УПК).

В качестве суда кассационной инстанции ССЗ рассматривают дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, а также апелляционных определений судебных коллегий ССЗ. Дела в кассационном порядке рассматриваются президиумом в составе большинства членов президиума с участием прокурора субъекта РФ.

Помимо этого, судебная коллегия по гражданским делам ССЗ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные постановления, вынесенные в первой инстанции, а также в апелляционном порядке, которыми изменено или принято новое судебное постановление (ст. 393 ГПК).

Помимо осуществления правосудия Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

8) обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;

11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

12) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

1) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суда;

3) в случае отсутствия председателей судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам осуществляют их полномочия.

В случае отсутствия председателя соответствующего суда его полномочия осуществляет по поручению председателя этого суда один из его заместителей.

В суде среднего звена существует должность администратора, который назначается на должность и освобождается от должности Судебным департаментом при Верховном суде РФ по представлению председателя соответствующего суда. Его деятельность призвана способствовать укреплению самостоятельности и независимости суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Аппарат суда среднего звена состоит из ряда подразделений (группа консультантов, канцелярия, секретариат, архив, экспедиция, бухгалтерия, отдел кадров, хозяйственная часть и т.п.), которые призваны обеспечить судебную и другие виды деятельности соответствующего суда.

Консультанты – это лица, имеющие юридическое образование и, как правило, опыт работы в правоохранительных органах. Их основная задача состоит в изучении жалоб и дел, поступающих в суд для проверки в порядке судебного надзора. Содержание жалобы и результаты изучения дел они докладывают председателю суда или его заместителю, которые решают вопрос о внесении соответствующего протеста либо отказа в этом заявителю. Опыт показывает, что консультанты – это своеобразный резерв для выдвижения в качестве кандидатов на судейские должности.

Заведующий канцелярией руководит работой секретарями судебных заседаний, организует прием посетителей, обеспечивает регистрацию, поступающих уголовных, гражданских дел, другой корреспонденции, представляет их председателю суда или его заместителю, организует вызов в суд народных или присяжных заседателей, выдает или высылает гражданам с разрешения председателя или его заместителя копии различных судебных документов.

Секретари судебного заседания: проводят работу по подготовке дел к слушанию; извещают о времени слушания дела подсудимого, прокурора, адвоката и других заинтересованных лиц; обеспечивают вручение обвинительного заключения подсудимому; представляют адвокату возможность ознакомления с делом; ведут протокол судебного заседания; ознакамливают с протоколом судебного заседания, жалобами, протестом прокурора и другими документами заинтересованных лиц; завершают оформление материалов дела и сдают его в канцелярию суда.

Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку дел, поступающих в суд с кассационной жалобой и протестом для их судебного рассмотрения. При необходимости он извещает о времени рассмотрения дела заинтересованных лиц, принимает и регистрирует с разрешения председателя состава суда жалобы или представления, поступающие непосредственно в суд кассационной инстанции и выполняет другие виды работ.

1. Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и мировых судей, а также нижестоящими по отношению к Верховному суду Российской Федерации.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие и равноценные права по рассмотрению уголовных, гражданских дел, обладают единым статусом судебной власти.

Суды данного уровня рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

Они вправе, при соблюдении определенных условий, принять к своему производству и рассмотреть по существу уголовные дела, подсудные районным (городским) судам.

Суды среднего звена, являясь вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров, решений и других судебных актов, вынесенных этими судами.

Рассматривая в кассационном порядке жалобы на судебные решения, суды среднего звена способствуют тому, чтобы ошибки, допущенные судами первой инстанции, не повторялись по другим делам.

В качестве надзорной инстанции вышеуказанные суды уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу.

Суды среднего звена вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебный штатный состав указанных судов состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, председателей судебных коллегий, членов суда и в некоторых судах – присяжных заседателей.

Количественный состав соответствующих судов среднего звена определяется с учетом объема и характера судебной деятельности, численности населения, территории области, края, республики, объектов промышленной, сельскохозяйственной и других видов деятельности.

Президиум суда состоит из председателя суда, его заместителей, одновременно являющихся председателями судебных коллегий и наиболее квалифицированных судей. Количественный состав Президиума суда утверждается, а персональный состав назначается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного суда Российской Федерации. Президиум суда среднего звена является надзорной инстанцией и рассматривает дела по представлениям на вступившие в законную силу решения, приговоры и постановления районных судов, а также кассационные определения этого суда.

Правом принесения представления в порядке надзора в президиум суда среднего звена обладают Генеральный прокурор и Председатель Верховного суда Российской Федерации и их заместители, прокурор субъекта и председатель этого суда.

Заседание президиума суда считается правомочным при наличии более половины членов президиума, но не менее трех судей.

Постановления президиума суда среднего звена могут быть опротестованы в порядке надзора в судебную коллегию по гражданским или уголовным делам Верховного суда Российской Федерации по принадлежности.

Президиум суда среднего звена рассматривает также уголовные и гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам на основании представления (заключения) прокурора субъекта, а также Генерального прокурора РФ или его заместителей.

- утверждает по представлению председателя соответствующего суда среднего звена составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам;

- заслушивает отчеты председателей судебных коллегий по гражданским и уголовным делам о деятельности коллегий;

Составы Судебной коллегии по гражданским делам и Судебной коллегии по уголовным делам формируются председателем суда и утверждаются президиумом соответствующего суда.

Рассмотрение дел в порядке второй – кассационной инстанции осуществляется судебной коллегией в составе трех профессиональных судей, один из которых является председательствующим.

Рассмотрение дел в надзорном порядке производится президиумом соответствующего суда среднего звена, который состоит из председателя суда, его заместителей и членов президиума.

2) об оспаривании нормативных правовых актов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии, общественных объединений, о ликвидации местных религиозных организаций, о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами общественных объединений, о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Суды среднего звена в порядке первой инстанции рассматривают следующие категории уголовных дел (ст. 31, ч.3 УПК РФ):

1. Преступления против жизни и здоровья (убийство при отягчающих обстоятельствах ч. 2 ст. 105 УК РФ).

2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности (похищение человека, совершенное группой или ранее судимым за аналогичное преступление и т.п. Ст. 126 ч. 3 УК РФ).

5. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм – ст. 205 УК РФ, захват заложника – ст. 206 УК РФ, ч. 1и 3, создание вооруженных формирований или участие в нем – ст. 208 УК РФ, бандитизм – ст. 209, организация преступного сообщества – ст. 210,массовые беспорядки – ст. 212 УК РФ и др.).

6. Преступления против государственной власти (государственная измена – ст. 275 УК РФ, шпионаж – ст. 276 УК РФ, вооруженный мятеж – ст. 279 УК РФ, диверсия – ст. 281 УК РФ и др.).

7. Преступления против правосудия (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного следствия – ст. 294 УК РФ, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование – ст. 295 УК РФ, неуважение к суду – ст. 297 УК РФ, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей – ст. 301 УК РФ и др.).

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам судов среднего звена рассматривают дела по кассационным жалобам и протестам на судебные решения районных судов, не вступившие в законную силу. Кассационное определение соответствующей судебной коллегии может быть опротестовано в порядке надзора. Рассматривая дела в кассационном или надзорном порядке, суды среднего звена вправе:

Судебные решения судебных коллегий судов среднего звена до вступления их в законную силу могут быть пересмотрены в кассационном порядке в судебные коллегии Верховного суда РФ. Судебные решения суда среднего звена, вступившие в законную силу, могут быть опротестованы в порядке надзора в судебные коллегии и в Президиум Верховного суда РФ, если они вступили в законную силу после кассационного обжалования или опротестования.

4. Председатель суда среднего звена обладает широким кругом полномочий по участию в отправлении правосудия и организационному руководству деятельностью суда.

– председательствует в судебных заседаниях или поручает это своим заместителям, или председателям судебных коллегий;

– вносит представления в государственные органы, должностным лицам, а также в общественные объединения и частные организации об устранении нарушений закона, причин и условий способствующих совершению правонарушений.

В суде среднего звена существует должность администратора, который назначается на должность и освобождается от должности Судебным департаментом при Верховном суде РФ по представлению председателя соответствующего суда. Его деятельность призвана способствовать укреплению самостоятельности и независимости суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Аппарат суда среднего звена состоит из ряда подразделений (группа консультантов, канцелярия, секретариат, архив, экспедиция, бухгалтерия, отдел кадров, хозяйственная часть и т.п.), которые призваны обеспечить судебную и другие виды деятельности соответствующего суда.

Консультанты – это лица, имеющие юридическое образование и, как правило, опыт работы в правоохранительных органах. Их основная задача состоит в изучении жалоб и дел, поступающих в суд для проверки в порядке судебного надзора. Содержание жалобы и результаты изучения дел они докладывают председателю суда или его заместителю, которые решают вопрос о внесении соответствующего протеста либо отказа в этом заявителю. Опыт показывает, что консультанты – это своеобразный резерв для выдвижения в качестве кандидатов на судейские должности.

Заведующий канцелярией руководит работой секретарями судебных заседаний, организует прием посетителей, обеспечивает регистрацию, поступающих уголовных, гражданских дел, другой корреспонденции, представляет их председателю суда или его заместителю, организует вызов в суд народных или присяжных заседателей, выдает или высылает гражданам с разрешения председателя или его заместителя копии различных судебных документов.

Секретари судебного заседания: проводят работу по подготовке дел к слушанию; извещают о времени слушания дела подсудимого, прокурора, адвоката и других заинтересованных лиц; обеспечивают вручение обвинительного заключения подсудимому; представляют адвокату возможность ознакомления с делом; ведут протокол судебного заседания; ознакамливают с протоколом судебного заседания, жалобами, протестом прокурора и другими документами заинтересованных лиц; завершают оформление материалов дела и сдают его в канцелярию суда.

Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку дел, поступающих в суд с кассационной жалобой и протестом для их судебного рассмотрения. При необходимости он извещает о времени рассмотрения дела заинтересованных лиц, принимает и регистрирует с разрешения председателя состава суда жалобы или представления, поступающие непосредственно в суд кассационной инстанции и выполняет другие виды работ.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИСВОЕНИЮ КЛАССНЫХ ЧИНОВ ЮСТИЦИИ
И КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АППАРАТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
И СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ
СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим", от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции", от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" и от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации работы по присвоению классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Инструкция).

2. Председателям кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, городских судов, межрайонных судов, гарнизонных военных судов, руководителям структурных подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, начальникам управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации при организации работы по присвоению классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации государственным гражданским служащим федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации руководствоваться требованиями Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Признать утратившим силу приказ Судебного департамента от 30 января 2008 г. N 22 "Об утверждении Положения о порядке присвоения классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Органова Ю.М.

Генеральный директор
А.В.ГУСЕВ

Утверждена
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 1 ноября 2013 г. N 211

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИСВОЕНИЮ КЛАССНЫХ ЧИНОВ ЮСТИЦИИ
И КЛАССНЫХ ЧИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АППАРАТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
И СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ
СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция об организации работы по присвоению классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Инструкция) регулирует вопросы, касающиеся подготовки и представления документов для присвоения классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, городских судов, межрайонных судов, гарнизонных военных судов (далее - гражданские служащие аппаратов судов), Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - гражданские служащие системы Судебного департамента) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим", от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции", от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" и от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

1.2. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1554) гражданским служащим аппаратов судов и системы Судебного департамента, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы), квалификационным требованием к которым является юридическое образование, присваиваются следующие классные чины юстиции, соответствующие группам должностей гражданской службы:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: