Какая организация в рф осуществляет государственные функции в сфере технического регулирования

Обновлено: 01.05.2024

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

- уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);

- уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);

- органом государственного горного надзора;

- органом федерального государственного энергетического надзора;

- органом федерального государственного строительного надзора;

- регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.

Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.

Об основах технического регулирования в Российской Федерации

Пояснительную записку к проекту федерального закона "Об основах технического регулирования в Российской Федерации" см. ярлык "Примечание".

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы в области:

- принятия, применения и исполнения обязательных требований и добровольных правил, общих принципов, характеристик продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ и услуг;

- оценки соответствия продукции;

- ответственности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

2. Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации, требования к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости и безопасности единой сети связи Российской Федерации, использование и управление радиочастотным спектром устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты и правила (стандарты) по бухгалтерскому учету и аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и их проспектов эмиссии.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

- аккредитация - процедура, посредством которой аккредитующий орган официально признает компетентность лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

- безопасность продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации (далее - безопасность) - отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среды, в том числе жизни и здоровью животных или растений, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу;

- декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия, посредством которого изготовитель (продавец) документально удостоверяет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов;

- декларация о соответствии - документ, которым изготовитель (продавец) на основе имеющихся у него собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны, удостоверяет, что выпускаемая им в обращение продукция соответствует требованиям технических регламентов;

- заявитель - изготовитель (продавец, исполнитель), обратившийся в орган по сертификации с заявкой о проведении работ по сертификации, а также изготовитель (продавец, исполнитель), принимающий декларацию о соответствии;

- заинтересованные стороны - юридические лица и индивидуальные предприниматели, объединения юридических лиц (союзы, ассоциации), чья деятельность непосредственно связана со сферой применения разрабатываемых технических регламентов, а также иные лица, участие которых прямо предусмотрено международными договорами Российской Федерации, а в случае разработки технического регламента, устанавливающего требования к новой, не имеющей аналогов и заменителей, продукции - любые заинтересованные лица;

- заказчик (покупатель) (далее - покупатель) - физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, приобретающие продукцию, работы или услуги по возмездному или безвозмездному договору;

- знак обращения на рынке - изображение, наносимое на выпускаемую в обращение продукцию, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном порядке. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях;

- идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливается тождественность характеристик продукции ее определяющим признакам;

- изготовитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, производящие продукцию для последующего отчуждения третьим лицам по возмездному и (или) безвозмездному договору или собственного потребления в производственных целях;

- исполнитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги третьим лицам на основании возмездного или безвозмездного договора;

- контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - деятельность уполномоченных государственных органов, имеющая целью обеспечение соблюдения требований технических регламентов и включающая в себя ознакомление с документацией, в том числе с документами о соответствии, и привлечение к ответственности за нарушение требований технических регламентов;

- орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для проведения работ по сертификации;

- оценка соответствия - деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования к объекту выполняются. Оценка соответствия может проводиться в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытаний, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта;

- подтверждение соответствия - процедура, результатом которой является документальное удостоверение (в виде декларации о соответствии или сертификата соответствия) того, что продукция, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов или положениям стандартов, условиям гражданско-правовых договоров;

- продавец - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, не являющийся изготовителем продукции, отчуждающий ее третьим лицам по возмездному или безвозмездному договору;

- продукция - результат деятельности, представленный в вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

- сертификация - форма подтверждения соответствия, в ходе которого орган по сертификации документально удостоверяет, что продукция, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов или положениям стандартов;

- сертификат соответствия - документ, удостоверяющий, что сертифицированные продукция, процесс (метод) производства, эксплуатации и утилизации, работа или услуга соответствуют установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора;

- система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы в целом;

- стандарт - документ, в котором устанавливаются для добровольного многократного использования правила, общие принципы, характеристики продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг. Стандарт может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетированию;

- стандарт международный - стандарт, разработанный и принятый международной организацией на основе всеобщего согласия (консенсуса);

- стандарт национальный - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и предназначенный для всеобщего, добровольного и многократного применения;

- стандартизация - деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг;

- техническое регулирование - деятельность по установлению обязательных требований, добровольных правил, общих принципов, характеристик в отношении продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг, оценки соответствия, а также по контролю за соблюдением обязательных требований;

- технический регламент - федеральный закон или постановление Правительства Российской Федерации, а в случае, прямо предусмотренном настоящим Федеральным законом, указ Президента Российской Федерации, устанавливающий обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, процессам и методам производства, эксплуатации и утилизации), а также устанавливающий в случае необходимости процедуры оценки соответствия обязательным требованиям и (или) требования к терминологии, упаковке, конструкции, способу исполнения, маркировке или этикетированию, если это необходимо для достижения целей принятия технических регламентов;

- форма подтверждения соответствия - установленная совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции, процесса (метода) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги установленным требованиям технических регламентов или положениям стандартов.

Статья 3. Принципы технического регулирования

Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами:

- единства правил установления требований к продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, работам или услугам;

- соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) от изготовителей, продавцов, исполнителей и покупателей;

- единой системы и единства правил аккредитации;

- недопустимости ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения в одной организации функций органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом функций по аккредитации и сертификации;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора).

Статья 4. Законодательство о техническом регулировании

1. Законодательство о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля за соблюдением требований технических регламентов, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним техническим регламентам.

3. Указы Президента Российской Федерации в сфере технического регулирования принимаются в случаях и в порядке, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

4. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

5. Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним техническими регламентами, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну

1. В отношении оборонной продукции (работ, услуг), то есть продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), поставляемой для использования в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к иной информации с ограниченным доступом, охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, являются обязательными показатели, характеристики и требования к продукции, процессам (методам) ее производства, эксплуатации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками по государственному оборонному заказу в пределах своей компетенции, или государственным контрактом.

2. Порядок разработки, принятия и применения документов по стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), указанной в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Положения стандартов в отношении продукции (работ, услуг), указанной в пункте 1 настоящей статьи, являются обязательными для заказчиков, разработчиков, производителей, поставщиков, исполнителей.

3. Оценка соответствия, а также государственный контроль (надзор) в отношении продукции (работ, услуг), указанной в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

4. Обязательные требования в отношении продукции (работ, услуг), указанные в пункте 1 настоящей статьи, разрабатываются с учетом содержания действующих технических регламентов.

РАЗДЕЛ II. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Статья 6. Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются только в целях обеспечения:

- защиты жизни, здоровья физических лиц, в том числе их отдельных категорий, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, в том числе жизни и здоровья животных или растений.

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Статья 7. Виды технических регламентов

1. В Российской Федерации принимаются:

- общие технические регламенты;

- специальные технические регламенты.

2. Общий технический регламент содержит требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов выпускаемой продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации и принимается по вопросам:

Код для вставки в блог

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Поручения Правительства ведомству. Решения Правительства, подготовленные ведомством.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Календарь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом "Поиск"

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Статья 34. Полномочия органов государственного контроля (надзора)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 34

1. На основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:

требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) представления информации о регистрационном номере сертификата соответствия или декларации о соответствии, если наличие таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации и национальный орган по аккредитации;

выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия выдавшему его органу по сертификации, выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и направлять информацию о выдаче предписания о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, декларации о соответствии в национальный орган по аккредитации;

привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предоставления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента, а также необходимых материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, материалов из информационных баз, банков данных и иных носителей информации;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать решение о приостановлении, прекращении действия сертификата соответствия, декларации о соответствии, признании их недействительными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в целях недопущения причинения вреда;

принимать решение о запрете или приостановке выпуска в обращение продукции и информировать органы государственного контроля (надзора) в соответствии с их компетенцией о принятом решении о запрете или приостановке выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и (или) о запрете использования (эксплуатации) этой продукции до устранения нарушений в рамках взаимодействия, осуществляемого в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 3 статьи 32 настоящего Федерального закона.

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

проводить в ходе контрольных (надзорных) мероприятий разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

соблюдать порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимать на основании результатов контрольных (надзорных) мероприятий меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 настоящего Федерального закона;

осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: