Какая идеология отстаивает равенство возможностей равенство перед судом но и равенство в экономике

Обновлено: 25.04.2024

Политическая идеология - это система концептуально-оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы и настроения людей, а так же наций, политических партий и других субъектов политики.

Виды политических идеологий

Социал-демократия

Понятие идеологии :
социал-демократия -политическая идеология, основы которой были заложены Эдуардом Бернштейном.

Основные принципы :

1 Всеобщее бесцензовое (за исключением возрастного ) избирательное право , прямые выборы, с тайной подачей голосов.

.2. Расширение участия народа в формировании органов государственной власти и принятии политических решений.

3.Расширение спектра гражданских прав и свобод, их гарантированность законами, всей системой конституционных отношений.

4.На людей богатых,обладающих значительным доходом,должны быть наложены прогрессивные налоги.

5. Создание в обществе действенной системы социального партнерства, то есть системы отношений между работодателями и работниками. Так же необходимо развитое социальное законодательство,гарантирующее право на труд ,отдых,охрану здоровья, социальное страхование по болезни,старости ,безработице.

История идеологи:

Идеология социал-демократия была основана Эдуардом Берштейном в 19 веке и в скором времени стала очень популярна среди многих людей и известных политических деятелей .(была позаимствована многими странами ) Одной из распространенных в мире политических доктрин можно назвать марксизм . Его основоположниками стали в середине 19 века Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксистская идеология провозглашала неизбежность крушения капиталистической системы и вступление человека в коммунистическую эпоху.Принципы Коммунизма предполагают расширение участков политической жизни , приобщение народа к участию во власти. К этим доктринам добавились многие страны 20 века (такие как Куба,Кндр, Китай, в прошлом СССР ).

Либерализм

Основные ценности:

2.Свободная конкуренция и предпринимательская инициатива.

3. Права и свободы личности гарантируются государством с момента рождения (право на жизнь,безопасность,предпринимательскую деятельность . ).

4.Равенство возможностей, равенство перед судом, отрицание равенства в экономике.

История возникновения

Коммунизм

Коммунизм .. бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого — по способностям, каждому — по потребностям".

Основные ценности :

История идеологии

На ранних ступенях развития человечества первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (Лионские восстания в 1831 и 1834 подъём движения английских чартистов в середине 30—х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).


В этот период немецкие мыслители К Маркс и Ф Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов », организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне . По поручению общества они составили знаменитый

"Манифест коммунистической партии", опубликованный 21 февраля 1848 г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма о т рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

Национали́зм

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики , основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующем процессе.

Основные ценности:

1«Нация — первична, государство — вторично

5. «национальная независимость»,

История возникновения

Национализм зародился в конце XVII века и противопоставил феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности. Дальнейшее распространение этой идеологии было тесно связано с подъёмом освободительных движений. Вначале в Англии, затем (в конце XVIII века) в Америке и во Франции, произошли значительные изменения в политическом устройстве государства, которые воспринимались как общенародное завоевание. Каждая из этих наций рассматривала себя как источник идеи свободы для всего мира, что до сих пор является важным элементом в их национальных самоидентификациях. Согласно принятой западными историками точке зрения, национализм сыграл ключевую роль в развитии либерализма.

Консервати́зм

Консервати́зм- идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.

Основные ценности:

1 Сохранение традиций

2 Сохранение норм

3 Естественное право

4 Теория социальной стратификации

5 Частная собственность

История:

В качестве идеологии консерватизм сформировался , как реакция на «ужасы Французской революции » (знаменитый памфлет Эдмунда Берка , 1790).Консерватизм противостоит либерализму, требующему экономических свобод, и социализму, требующему социального равенства. Помимо Бёрка, огромный вклад в оформление консерватизма внесли французский иезуит Жозеф де Местр (1753—1821) и австрийский канцлер Клемент (1773—1859).

Идеологии в современном обществе, статистика

В большинстве демократических стран мира люди имеют право голосовать за различные партии, представляющие те или иные идеологии. Однако в мире так же есть несвободные страны, где отсутствует многопартийность и конкуренция между различными политическими идеологиями. В странах такого типа, как правило, у власти находится одна политическая партия, а в государстве принята одна единственная политическая идеология. Если в пример брать Кубу и КНДР, то, в этих странах у власти находится коммунистическая партия, проповедующая коммунистическую идеологию и социалистическое устройство общества. Во многих странах арабского мира так же реальное политическое разнообразие. Особенность власти в этих странах заключается в том, что политическая идеология и общественное устройство тесно связано с религией - Исламом. Такая идеология, как либерализм имеет большую поддержку в развитых странах мира, таких как США, страны Европы и с недавних пор Россия. Основные идеи и принципы этой идеологии заключаются в формировании свободного общества, в защите прав человека и рассмотрении его в качестве наивысшей ценности. Эта идеология поддерживается различными партиями, которые путем голосования имеют возможность придти к власти .

Определения понятия либерализм - кратко и простыми словами. В чем суть политической идеологии либерализма? Что такое экономический либерализм? Либералы и консерваторы. Либерализм и консерватизм. Либерализм в России, история и современность: от западников и славянофилов до ЛДПР и «либерастов».

Фото Кто такие либералы. Либерализм как политическая идеология

Либерализм - это политическая идеология, признающая главными ценностями свободу и права человека. Главные из этих прав - свободно распоряжаться собой и своей собственностью. Говоря кратко, либерализм - это «идеология свободы». Само слово происходит от латинского liber - «свободный».

Либералы - это сторонники либеральной идеологии. В политике либералы выступают за демократию, политическое равенство. В экономике поддерживают свободный рынок и частную собственность. В сфере культуры и идеологии выступают за плюрализм - признание права на разные взгляды, вкусы и мнения.

Свобода личности не противоположна интересам общества, а наоборот является главной движущей силой общественного развития, полагают либералы.

Наряду с консерватизмом и радикализмом, либерализм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от консерваторов, либералы выступают за преобразование общества путем реформ, за снижение роли государства в обществе. В отличие от радикалов, не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.

Суть либеральной идеологии

Главные ценности либерализма - демократизм и индивидуализм, права человека. Человеческая жизнь признается абсолютной ценностью.

Либералы выступают за частную собственность и экономические свободы - рыночную экономику, конкуренцию, минимальное государственное вмешательство в дела бизнеса.

Либералы выступают за демократию, политическое равенство всех людей, равенство перед законом и судом.

Либералы призвают ограничить объем и сферы деятельности государства, снизить вмешательство государства в жизнь граждан.

Либералы поддерживают курс на изменение общества путем реформ, постепенных ненасильственных преобразований.

Либералы и консерваторы. Либерализм и консерватизм: общее и отличия

Отличия между либерализмом и консерватизмом очевидны на уровне ценностей. Для консерваторов главными ценностями являются традиционные общественные институты - семья, государство, религия. Для либералов - индивидуализм и личная свобода.

При этом на практике либералы и консерваторы зачастую выступают за одни и те же вещи. Ведь и либералы, и консерваторы относятся к «правым»:

И либералы, и консерваторы считают частную собственность основой общества, поддерживают рыночную экономику.

И либералы, и консерваторы выступают против революций, радикальных перемен.

Таким образом, либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма. В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: « У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы ».

В демократических странах избиратели могут голосовать то за либералов, то за консерваторов. Так, в двухпартийной системе США Демократическая партия считается более либеральной, Республиканская - более консервативной. Партии периодически сменяют друг друга у власти в результате выборов, отчего политический курс становится то более либеральным, то более консервативным.


Дональд и Мелания Трамп голосуют на выборах президента США. 2016 год. Фото: Reuters

Что такое экономический либерализм

Экономический либерализм - это часть либеральной идеологии, касающаяся рынка и частной собственности. По мнению либералов, политическая свобода и социальная справедливость неотделимы от экономической свободы и частной собственности. Либералы выступают за рыночную экономику, поддерживают максимальную свободу торговли и конкуренции, свободу предпринимательства.

Либералы выступают за минимальное вмешательство государства в дела бизнеса, за снижение налогов и законодательных ограничений для предпринимателей. По мнению либералов, наилучшим образом экономику регулирует «невидимая рука рынка» - закон спроса и предложения.

Противоположность экономическому либерализму - централизованная плановая экономика. Также либералы расходятся во взглядах с представителями меркантилизма, кейнсианства и других направлений экономической мысли.

Либерализм в России: самая краткая история. Западники, славянофилы и «либерасты»

В Россию слово «либерализм» попало в XVIII веке из Франции. В дальнейшем слово «либерал» стали использовать как антоним слову «государственник» - сторонник сильной центральной власти.

Екатерина II (1762-1796) сама разделяла многие либеральные идеи просветителей, однако не смогла или не захотела в полной мере воплотить их в жизнь.

При Александре I (1801-1825) в стране действовали тайные общества декабристов. Многие из заговорщиков придерживались либеральных идей, мечтали об установлении ограниченной монархии или республики.

При Николае I (1825-1855) основными представителями либерализма в России были славянофилы и западники. Западники выступали за развитие России по европейскому образцу, славянофилы - за особый русский путь. Однако и те, и другие считали необходимой отмену крепостного права и ограничение самодержавной власти царя.

При Александре II (1855-1881) появилась так называемая «либеральная бюрократия» - чиновники, которые по поручению царя проводили Великие реформы. Было отменено крепостное право, созданы независимые состязательные суды, земстав и городские думы, армия перешла к всеобщей вониской повинности вместо 25-летней рекрутчины.

При Александре III (1881-1894) главной опорой либеральной интеллигенции стали земства - органы местного самоуправления. При Николае II (1894-1917) деятели земского движения создали первую либеральную политическую организацию - нелегальный «Союз земцев-конституционалистов».

С 1905 года, когда были разрешены партии и объявлены выборы в Госдуму, либералы создали Партию конституционалистов-демократов (кадетов). Она играла заметную роль в парламенте вплоть до революции 1917 года. После Февральской революции либералы-кадеты входили во Временное правительство, однако их вместе с правительством смела Октябрьская революция.

С приходом к власти большевиков и установлением однопартийной системы либерализм в России прекратил существование: уцелевшие российские политики-либералы продолжали свою деятельность уже в эмиграции.


«17 октября 1905 года». Картина Ильи Репина. 17 октября 1905 года царь Николай II подписал манифест, даровавший населению демократические права и свободы, провозгласивший выборы в Думу

В современной России ведутся споры о том, можно ли говорить о либералах и консерваторах в традиционном смысле. Сейчас, например, в стране существует Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Однако действия и заявления руководства партии далеко не всегда отражают либеральные идеи.

В России слово «либерализм» с самого начала многими воспринималось как синоним вольнодумства, излишней терпимости, низкопоклонства перед Западом. Так, герой романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Иван Шатов заявляет: «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».

В современном интернет-сленге есть насмешливое слово «либераст», которым называют всех подряд: и авторов рыночных реформ 1990-х годов, и сегодняшних министров, и радикально настроенных оппозиционеров.


Карикатура с подписью, высмеивающей либералов

Кто сказал «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать»?

Один из столпов либерализма - свобода слова. Иногда суть либерализма передают следующей цитатой: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать». В другом переводе: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».

Это высказывание приписывают французскому просветителю XVIII века Вольтеру, однако на самом деле она впервые появилась в 1906 году в биографии Вольтера, написанной англичанкой Эвелин Холл. Оригинал звучит так: «I disapprove of what you say, but I will defend to the death your right to say it».

Фраза стала крылатой еще при жизни Эвелин Холл, и ей приходилось объяснять, что в действительности Вольтер не писал этих слов: «Я не хотела создать впечатление, что это подлинные слова Вольтера. Это всего лишь парафраз его слов из "Очерков о терпимости" - "Думайте и позволяйте другим думать тоже"».


Бюст Вольтера. Жан-Антуан Гудон. 1778

Что такое либерализм? Каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. Даже в словарях даются разные определения этого понятия. Данная статья рассказывает, что такое либерализм, простыми словами.

Определения.

Можно выделить несколько наиболее точных определений понятия «либерализм».

1. Идеология, политическое течение. Оно объединяет почитателей парламентаризма, демократических прав и свободного предпринимательства.

2. Теория, система политических и философских идей. Она сформировалась в среде западноевропейских мыслителей в XVIII-XIX вв.

3. Мировоззрение, свойственное идеологам из числа промышленной буржуазии, которые отстаивали свободу предпринимательства и свои политические права.

4. В первичном смысле – вольнодумство.

5. Чрезмерная терпимость, снисходительность, примирительное отношение к плохим поступкам.

Говоря о том, что такое либерализм, простыми словами, следует отметить, что это политическое и идеологическое течение, представители которого отрицают революционные методы борьбы в достижении определенных прав и льгот, выступают за свободное предпринимательство, внедрение в жизнь демократических принципов .

Основные принципы либерализма

Идеология либерализма от других теорий политической и философской мысли отличается особенными принципами. Они были сформулированы учеными еще в XVIII-XIX вв., а представители данного течения стремятся воплотить их в жизнь до сих пор.

1. Человеческая жизнь – абсолютная ценность.

2. Все люди равны между собой.

3. Воля личности не зависит от внешних факторов.

4. Потребности одного человека важнее коллективных. Категория «личность» первична, «общество» - вторична.

5. У каждого человека есть естественные неотчуждаемые права.

6. Государство должно возникать на основе общего консенсуса.

7. Человек сам создает законы и ценности.

8. Гражданин и государство несут ответственность друг перед другом.

9. Разделение власти. Господство принципов конституционализма.

10. Правительство должно избираться путем честных демократических выборов.

11. Терпимость и гуманизм.

Либеральное движение включает в себя такие ключевые понятия, как общественное благо, свобода личности и равенство людей в рамках политики и права. Какие либеральные ценности пропагандирует данная идеология?

Общее благо. Если государство защищает права и свободу личности, а также оберегает народ от различных угроз и контролирует соблюдение исполнение законов, то такое устройство общества можно назвать разумным.

Равенство . Многие кричат о том, что все люди равны, хотя очевидно, что это совершенно не так. Мы отличаемся друг от друга по разным аспектам: интеллект, социальный статус, физические данные, национальность и так далее. Но либералы подразумевают равенство в возможностях человека. Если личность хочет чего-то добиться в жизни, никто не вправе помешать этому на основании расовой принадлежности, социальной и прочих моментов. Принцип таков, что, если ты будешь прилагать усилия, ты достигнешь большего.

Естественные права. Британские мыслители Локк и Гоббс пришли к идее принадлежности человеку трех прав с самого рождения: на жизнь, на собственность и на счастье. Растолковать это для многих не составит труда: никто не имеет права забирать у человека жизнь (только государство за определенные проступки), собственность рассматривается как личное право владения чем-либо, а право на счастье и есть та самая свобода выбора.

Модели классического либерализма

Отцами классического либерализма считаются Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Ст. Милль, Т. Пэйн. Они отстаивали идеи индивидуализма и свободы человека. Для того чтобы понять, что такое либерализм в классическом понимании, следует рассмотреть его интерпретации.

Континентально-европейская модель. Представители этой концепции (Ф. Гизо, Б. Констан, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) отстаивали идеи конструктивизма, рационализма во взаимодействии с национализмом, придавали большее значение свободе внутри общества, чем для отдельных индивидов.

Англосаксонская модель. Представители этой концепции (Дж. Локк, А. Смит, Д. Юм) выдвинули идеи правового государства, неограниченной торговли, были убеждены в том, что свобода играет большее значение для отдельного индивида, чем для общества в целом.

Североамериканская модель. Представители этой концепции (Дж. Адамс, Т. Джефферсон) разрабатывали идеи неотчуждаемых прав человека.

Экономический либерализм

В основе этого направления либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют так же, как и природные. Государственное вмешательство в эту область считалось недопустимым.

Платон в «Государстве» показывает, что нет смысла говорить и мыслить о справедливости иначе, чем как о фундаментальном свойстве и принципе общественного порядка и устройства в целом. Не может ни отдельный человек, ни какое-либо решение или действие, или положение дел претендовать на справедливость, если все они не включены в общий контекст организуемого справедливого общественного взаимодействия. Справедливость не может быть предоставлена лишь кому-то, она должна быть обеспечена каждому. Чтобы утвердить справедливость в качестве реальности, Платон, собственно, и создаёт проект государства — социокультурного устройства, не имевшего места во времена античного полиса. Власть в государстве, в отличие от полиса, общества в узком смысле слова, должна быть основана на основном социальном знании — знании о благе. Платоновский проект государства, несколько модернизированный Гоббсом, лежит в основе европейской социальной истории, а его реализация, развитие и кризисы государства как основного социального института, по сути, есть эта самая история.

Справедливость как ядро социокультурного проекта «государство» есть знание о благе данного социума, реализованное в его правовой системе. Классическое государство есть превращение земли в территорию, в постнеолитический источник ресурсов и организованность (инфраструктуру) расширенного воспроизводства человека за пределами экологической ниши, ограничивающей всякий биологический вид. Феодал так же связан с территорией, как и крестьянин. Последний обрабатывает окультуренную территорию, а первый её защищает.

Государство защищает общее благо (это не только люди) и распределяет его так, чтобы оно воспроизводилось.

Если государство Платона было только проектом, то реальное государство, Римская империя и продолжающая её Византия, практически вывело тождество справедливости праву.

Справедливость, юрисдикция есть восстановление нарушенного права для каждого.

Справедливость не стала лозунгом Великой Французской революции. Вместо неё в скрижали цивилизации было внесено равенство. Что неудивительно. Ведь революция направлена на уничтожение государства, которое, по Платону, есть единственный институт справедливости. Справедливость, тем самым, элиминировалась и исключалась равенством. Справедливость есть мера, а равенство в мере не нуждается. Буржуазия и её основная форма существования (институт) — города — экстерриториальны. Они стремятся к максимальной пространственной свободе — неограниченному уплотнению и подвижности. Сама деятельность буржуазии и городов существенно экстерриториальна. У буржуазии нет обязанностей, только права. Это уже не право, а чистая власть, неизмеримо превосходящая любые феодальные привилегии, имевшие всё-таки правовой характер. Буржуазия не намерена образовывать из себя государство как старая аристократия, быть государством, она хочет быть обществом в узком смысле слова, быть властью без государства, просто поделить власть, как делили её римляне, но только в обмен не на военную нагрузку, а на финансовую. Отсюда рождается идея равенства — сначала как равенства вот таких новых, свободных от обязательств «прав», — идея, приходящая на смену идее справедливости. Ведь справедливость есть точная мера и норма неравенства, организованной социальной структуры, основанная на знании о благе, т. е. способе воспроизводства, выживания социальной структуры — а вместе с ней и всех её членов. Буржуазия отвергает воспроизводство как основу человеческого и общественного существования, как основное достижение постнеолита, как то, что отличает человека от животного, ограниченного экологическим балансом других видов.

Буржуазия провозглашает рог изобилия (прогресс), якобы снимающий своей избыточностью вопрос о воспроизводстве. Буржуазия провозглашает лозунг неограниченного изменения социальной структуры, её неопределённость, неоднозначность социального знания об общем благе. Буржуазия требует научности этого знания, применения к нему критериев опытной (экспериментальной проверки), опровержимости (фальсифицируемости), новизны.

Справедливость может какое-то время казаться изменением самого права, равенством прав при рождении, отсутствием сословных правовых привилегий и дискриминаций. Однако при этом утрачивается основание права, а новое правовое основание оказывается случайным и неосновательным — им становятся деньги, имущество, то, что не имеет собственной истории и основания в самом себе. Тот, у кого не оказывается имущества и денег в системе правового равенства, оказывается в странной ситуации, не имеющей никакого объяснения в наличном социальном знании. Наследование имущества оказывается пережитком сословного общества, а те, кто не смог «сотворить» имущество и деньги из социального «ничто», опираясь лишь на равенство своего права, получают экзистенциальную возможность требовать равенства имущественного и денежного, т. е. единственно подлинного в буржуазном понимании. Тот, кто не может захватить деньги и имущество непосредственно, как пираты — пионеры буржуазии, может «захватить» научное знание о социуме, а точнее — о его неизбежной трансформации, о презюмированной и догматически заданной революции, как основном социальном процессе. Так рождается марксизм и метафизика абстрактного труда — человеческой субстанции, полагаемой основанием всеобщего равенства.

Деньги обещают свободу своей текучестью и способностью принадлежать «кому угодно», обозначать, в отличие от слова и других содержательных знаков, что угодно, наконец, они обещают стать основанием субъекта Нового времени своей якобы способностью «делать самих себя», т. е. буквально самополагаться, отождествляться с абсолютным духом. Однако деньги требуют принуждения к их использованию при утрате доверия к ним, отсюда неизбежная замена овеществлённых наличных обязательными счетами, теперь уже электронными. Деньги нуждаются во власти, их поддерживающей, в неограниченном росте этой власти.

Так деньги саморазоблачаются как средство абсолютной власти, не обременённой обязанностями, средство, лишённое собственной сущности. Деньги разоблачаются как антипод свободы.

Буржуазия, разрушившая воспроизводственные механизмы классического государства, ради захвата абсолютной власти, не уравнявшая себя во власти с прежними властными сословиями, не присоединившаяся к ним в распределении власти, а вовсе отменившая их, не создала своего воспроизводственного цикла. Буржуазия (горожане) рассчитывала на непрерывность революции, на неисчерпаемость процесса изменения (т. н. прогресса) социального знания, на отказ от любой устойчивой социальной структуры. Однако ресурс быстрой изменчивости социального знания не выше ресурса возможностей развития собственно науки. Это обстоятельство, учитывая ограниченность научной методологии (самополагающий себя субъект и мёртвый, внешний, законопослушный объект, ситуация абсолютной власти знания), полагает границы жизни всех субъектов Нового времени, включая нации (политические субъекты), классы и т. д., отказавшихся от истории, традиции, воспроизводства. Все они добровольно смертны.

Следует признать, что социум рано или поздно встанет перед проблемой воспроизводства (которому, кстати, противоречит неуправляемый рост населения, а буржуазия (города) может противопоставить ему только геноцид искусственно созданного хаоса и тотальной войны на уничтожение). Более того. Установочный, искусственный отказ от воспроизводства, которое невозможно без участия естественных процессов (т. е. допуска внешних для системы «субъект-объект» — и вообще любой другой системы, любой конструкции, основанной на идее элементов-атомов — неконтролируемых сил), без привлечения форм истории и традиции в организацию знания и деятельности, в передачу опыта означает и отказ от человеческого существования как такового, которое субстанциально есть воспроизводство, выход из эволюции, избежание смерти вида. Бесконечная революция в применении к человеку есть установка на искусственное переделывание его в не-человека, на отказ от опоры на открытое время и пространство, на незнаемое, на божественный промысел о человеке и, в конечном счёте, на гибель внутри конструкции «субъекта», внутри замкнутой, закрытой системы, постулируемой любым знанием. Никакое перепроизводство (и связанное с ним сверхпотребление) не решает проблемы воспроизводства. Скорее, всё прямо наоборот.

Понятое материально-экономически, имущественно и денежно равенство было объявлено в СССР социалистической справедливостью. Это была серьёзная деформация самой идеи справедливости, т. е. государства и права общего блага. Массовая усталость от этой деформации, «уравниловки» привела через три поколения к ещё большей несправедливости.

Искусственное, мгновенное, аисторическое возвращение к разделению общества на сверхбогатых и нищих при падении СССР является историческим актом антисправедливости, диверсией против воспроизводства любого государства и государственности как таковой, что мы наблюдаем сейчас на всём постсоветском пространстве. Общенародное имущество было просто роздано тем, кто оказался ближе к механизмам раздачи, а сейчас сверхобогащение продолжается за счёт государственных бюджетов. Случайность распределения денег и имущества достигла тем самым абсолютного исторического максимума, полностью очистилась от каких-либо содержательных оснований. Материальные стимулы на индивидуальном и групповом (коллективном) уровне в такой общественной структуре не порождают деятельность, а убивают её. Советский социализм, основанный на трактовке человека как субъекта, полагающего себя за счёт структур научного знания, оказался смертен за счёт смертности субъекта, отказывающего от процессов воспроизводства в пользу самополагания. В результате советский народ из творца нового социокультурного мира, каковым он должен был стать после устранения случайно-неравномерного распределения в обществе ресурсов жизни и деятельности, превратился в электорат, ожидающий, что этот новый мир создаст для него политическая власть, ему уже не принадлежащая. Сегодня этот феномен массового ожидания «божественного» социокультурного творчества «извне», ожидания блага, не содержащегося в своём собственном социуме, и тем самым отказ от какой-либо государственности, которая всегда состоит в выращивании и воспроизводстве как раз блага собственного, мы наблюдаем у «самой советской» части бывшего советского народа — у населения Украины.

В отличие от сословий, возникновение которых ведёт свою историю от вполне конкретных исторических событий и персон, личностей, классы истории не имеют, их возникновение и существование случайно по отношению к ним самим, краткосрочно, они не представляют собой коллективные персоны и личности, а скорее людей, оказавшихся в определённой роли; классы массовидны, функциональны. Любой может оказаться в составе того или иного класса в отличие от обстоятельств сословного деления общества, в пределе представляющего из себя касты. Создание бесклассового общества за счёт отказа от денег и имущества как основания власти предполагалось советским коммунистическим проектом в качестве акта высочайшей исторической справедливости — следующим шагом вслед за отменой сословий в ходе буржуазной революции. Однако на практике произошла странная вещь: был провозглашён тезис об усилении классовой борьбы в уже бесклассовом обществе. Как такое стало возможно? Ведь дворянин вне дворянства — уже не дворянин, буржуй вне буржуазии — уже не буржуй, каковы бы ни были их персональные «взгляды». Между тем, с выходцами из уже не существующих сословий и классов и даже с их потомками велась непримиримая политическая борьба, они были репрессированы. Новая социальная структура сложилась относительно близости или удалённости каждого по отношению к идеологической политической монополии, претендующей на научное знание об истории и обществе в целом. Сословная и классовая инерция в бесклассовом обществе носила характер фантомных болей, но социальную структуру создать было больше не из чего. А без неё не может осуществляться власть. Конечно, можно понять справедливость как отсутствие власти, но анархическая утопия при попытках реализации быстро превращается в массовое насилие (как и любая утопия в основании власти), в гоббсовскую «войну всех против всех».

Упразднение социальной структуры, ликвидация сначала сословий, а за ними — и классов подаётся в идеологии равенства как решение проблемы справедливости, которую якобы не смогло решить классическое историческое государство и его правовая система. Однако в историческом итоге равенство — как буржуазное, т. е. догма о равенстве возможностей и условий обогащения (которые фактически не равны, но разница публично не предъявлена), так и коммунистическое равенство, понимаемое как создание бесклассового общества, которое тут же оказывается пронизанным силовым полем всеобщности политического (исходящего от политической монополии), — оба этих равенства оказываются чем-то радикально противоположным справедливости, ради достижения которой создавался и реализовался в истории проект государства и права. Любопытно, что идеологические штампы постсоветского периода часто противопоставляют нашу утраченную «справедливость» праву как несправедливости.

Понятие справедливости и его содержание — один из центральных предметов современной политической и идеологической борьбы. Справедливость, в конечном счёте, есть возможность для каждого прожить собственную жизнь как историю, как судьбу, получить достоверную оценку себя от того социального целого, в которое он включён. Лишение человека судьбы есть несправедливость. Мечта о справедливости есть мечта о правильном государстве. Но сегодня такое государство может быть только постсоциалистическим, на базе опыта СССР и других социалистических стран, опыта, проведённого через научную и историческую критику (фальсификацию). Общее имущество (результат исторического накопления, база воспроизводства) должно означать, прежде всего, общую деятельность, требования которой, критерии участия в которой и образуют систему оценок конкретного труда, становящегося полем действительных различений новой социальной структуры (вместо абстрактного равенства абстрактного труда), основой государства.

Под идеологией понимается система взглядов, отражающих определенные политические интересы. Основных базовых идеологий, на которых основываются программы большинства из существующих в мире политических партий четыре: консерватизм, либерализм, социал-демократия, марксизм.

Консервативная политическая идеология уходит своими корнями в глубокое прошлое. Оформление политического консерватизма, как системы идей и принципов относят большинство исследователей к концу ХVIII века. Его основоположником в Европе считают Эдмунда Бёрка. Критикуя опыт Французской революции, английский мыслитель и политический деятель писал: «Никто никогда и мечтать не должен о начале перемен путем ниспровержения, к ошибкам государства должно относиться, как к отцовским ранам - с уважительным благоговением и трепетной заботой» Уважение к традициям, заповедям предков, религиозным нормам и устоям, невозможность реального равенства между людьми(как полагают консерваторы - люди исконно не равны - одни лучше, умнее, благороднее, чем иные) - вот основные положение и принципы политического консерватизма. В российской общественно-политической мысли Х1Х века также значительное место принадлежало консерваторам.

Либеральная идеология также зарождается в Западной Европе на рубеже ХVIII-ХIХ веков. Предшественниками её были в значительной степени идеи просветителей о естественных правах и свободах людей. Экономическая теория либерализма была сформулирована англичанином Адамом Смитом в работе «О происхождении богатства народов». Главная ценность либерализма - свобода и независимость человека в экономической и политической области. Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, предоставляя основной простор свободной конкуренции, предпринимательской инициативе. Либералы признают равенство граждан в правовом и политическом отношении, естественные права и свободы личности, ломку сословных перегородок. «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» - провозгласила Декларация прав человека и гражданина, принятая в годы Французской революции ХVIII века. Естественные, природные права человека - жизнь, свобода, собственность. Их гарантирует государство. Свобода человека гарантируется законом и прежде всего заключается в независимости личности от общества. Либеральная доктрина предполагает равенство возможностей, равенство в судах, но не равенство в экономике, его нет и не должно быть. Избирательная система в либеральной трактовке допускает наличие цензов - например имущественного или же образовательного. В развитии общества либералы уделяют внимание обновлению, реформированию общества. Крупным идеологом либерализма можно назвать Бенджамина Констана - французского мыслителя первой половины ХIХ века. К концу ХIХ века - началу ХХ либеральное учение дополнилось идеей вмешательства государства в экономическую жизнь - как средства защиты свободной конкуренции и интересов потребителей от произвола крупных производителей - монополистов.

Преодоление отдельных положений либеральной идеологии, абстрактно провозглашающей равенство возможностей в политической сфере приводит к формированию социал-демократической доктрины. В современном виде ее основы были заложены Эдуардом Бернштейном. Главными положениями данной идеологии являются: расширение участия народа в формировании государственных органов и принятии политических решений; всеобщее бесцензовое(за исключением возрастного) избирательное право, прямые, равные выборы с тайной подачей голосов; расширение спектра гражданских прав и свобод, их гарантированность законами , всей системой конституционных отношений. Принципы демократии должны распространяться не только на политическую сферу. На людей богатых, обладающих значительным доходом должны быть наложены прогрессивные налоги. Богатые должны «поделиться» частью своего богатства во имя общественного согласия и спокойствия. Обществу необходимо развитое социальное законодательство, гарантирующее право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное страхование по болезни, старости, безработице. Необходимо создание в обществе действенной системы социального партнерства, то есть системы отношений между работодателями и работниками. Демократические принципы предполагают расширение участников политической жизни, приобщение народа к участию во власти. социал-демократия отдает предпочтение реформистскому пути преобразования общества.

Одной из распространенных в мире политических доктрин можно назвать марксизм. Его основоположниками стали в середине Х1Х века Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксистская идеология провозглашала неизбежность крушения капиталистической системы и вступление человечества в коммунистическую эпоху. Коммунизм мыслился как бесклассовый общественный строй, обеспечивающий всестороннее развитие личности человека и удовлетворение ее потребностей. В этом обществе не будет эксплуатации - принуждения к труду одних людей другими. Экономическую основу такого общества должна была составить общественная собственность на средства производства. Все произведенное в обществе формирует общественные фонды, которые используют все люди. Труд из тяжкой обязанности превратится в первейшую человеческую потребность, приобретет творческий характер. Исчезнет неравенство людей в экономической сфере. Путь к этому справедливому обществу лежит через исчерпание капитализмом его возможностей к развитию, через мировую социалистическую революцию. Идеи классического марксизма были развиты и дополнены Владимиром Ильичем Лениным. Общество и государство в марксистской идеологии как бы вбирает в себя личность, равенство распространяется не только на сферу политики и права, справедливыми должны быть и экономические отношения. И мерой этой справедливости должен стать трудовой вклад. Отличием марксизма от социал-демократии является то, что он откровенно высказывается в пользу революционного пути преобразования общества - коренной ломки общественного строя. «Революции - локомотивы истории» - как утверждал Маркс. Главной движущей силой исторического прогресса признает марксизм классовую борьбу. Ведущие принципы идеологии марксизма - приоритет экономической сферы над другими общественными процессами и явлениями и классовый подход к осмыслению и анализу общественной жизни.

К этим доктринам в ХХ веке добавились националистические, фашистские идеи, новые разновидности социалистический идей, к примеру, «социализм в цветах пророка» - исламский социализм, получивший значительное распространение в странах арабского Востока.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: