Как заверить копию платежного поручения для суда

Обновлено: 26.04.2024

С 1 января действует правило, по которому если госпошлина уплачена в безналичной форме, то для ее возврата к заявлению нужно приложить копию платежного документа. Минфин пояснил: оснований, чтобы требовать заверять по ГОСТу эту копию, нет. Речь шла о ее заверке должностными лицами плательщика (например, бухгалтером).

Вопрос: О заверении копий платежных документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) госпошлины.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 ноября 2019 г. N 03-05-05-03/86217

В связи с письмом по вопросу правомерности требования от плательщиков государственной пошлины заверения копий платежных документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствии с требованиями пункта 5.26 "ГОСТ Р7.0.97-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 года N 2004-ст (далее - ГОСТ), Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Правовым департаментом сообщает следующее.

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Абзацем третьим пункта 3 статьи 333.40 Кодекса в редакции, вступающей в силу 1 января 2020 года, предусмотрено, что к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы (в случае, если государственная пошлина уплачена в наличной форме) или копии платежных документов (в случае, если государственная пошлина уплачена в безналичной форме).

При этом требования к заверению копий платежных документов абзац третий пункта 3 статьи 333.40 Кодекса в редакции, вступающей в силу с 1 января 2020 года, не содержит.

Согласно абзацу первому пункта 5.26 ГОСТа отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом "подпись" и включает: слово "Верно"; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа).

Из анализа положений Кодекса следует, что при необходимости заверения копий документов нормами Кодекса предусматривается прямое на это указание (например, подпункт 3 пункта 6 статьи 25.3, подпункт 2 пункта 3 статьи 25.7, пункт 2 статьи 93, пункт 6 статьи 100, пункт 5 статьи 101.4, пункт 13 статьи 105.17, пункты 4, 6 статьи 105.29, подпункт 19 пункта 2 статьи 149, пункт 13 статьи 167, пункт 4 статьи 179.3, пункт 4 статьи 179.4, подпункт 2 пункта 3 статьи 179.6, подпункт 2 пункта 6 статьи 179.7, пункт 6 статьи 186.1, подпункт 4 пункта 1 статьи 218, пункт 4 статьи 226.1, пункты 3, 6, 9, 10 статьи 232, пункт 11 статьи 309.1, пункт 2 статьи 310, пункт 3 статьи 311, пункты 1, 2 статьи 312, пункт 1 статьи 335 Кодекса и др.), что свидетельствует о системном подходе к правовому регулированию указанных отношений.

Кроме того, учитывая, что в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 333.17 Кодекса плательщиками государственной пошлины являются в том числе и физические лица, а из содержания пункта 5.26 ГОСТа следует, что фактически его действие распространяется на заверение документов должностными лицами, требование заверения копий платежных документов, в соответствии с пунктом 5.26 ГОСТа, будет заведомо невыполнимо для физических лиц, не являющихся должностными лицами и самостоятельно уплативших государственную пошлину в безналичной форме.

Таким образом, полагаем, что основания для требования от плательщиков государственной пошлины заверения копий платежных документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствии с требованиями пункта 5.26 ГОСТа, отсутствуют.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются платежные документы (платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер, банковский ордер): подлинные – при возврате госпошлины в полном размере, копии – при частичном ее возврате (письмо Минфина России от 2 августа 2019 г. № 03-05-06-03/58166).

Указанные документы, сообщается в письме, могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

  • подписанный квалифицированной электронной подписью организации (банка)
  • либо подписанный простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью организации (банка), в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними НПА или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Таким образом, резюмируют специалисты Минфина России, к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины при его подаче через личный кабинет налогоплательщика-физлица прилагаются:

  • копии платежных документов, если госпошлина подлежит возврату частично;
  • подлинник электронного документа, если она подлежит возврату в полном размере.

Также в письме Минфин России вновь напомнил, что в случае, если государственная пошлина уплачена за ее плательщика иным лицом, с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины вправе обратиться только сам плательщик (т. е. лицо, в отношении которого должно быть совершено юридически значимое действие).

К сведению: что касается ФНС России, то еще в июне текущего года специалисты Службы указывали, что к подаваемому заявлению о возврате судебной госпошлины, подлежащей возврату в полном размере, заявитель должен приложить подлинный экземпляр решения суда (справки суда) и подлинные платежные документы на бумажном носителе. Эта позиция выражена в решении ФНС России от 28 июня 2019 г. № СА-4-9/12698@ по жалобе заявителя на действия сотрудников налоговой инспекции, отказавшихся возвращать уплаченную за подачу обращения в Конституционный Суд Российской Федерации госпошлину на основе сканированных образов документов (чека-ордера банка и справки КС РФ), направленных заявителем через размещенный на сайте налоговой службы сервис интернет-обращений.

Как правильно заверить копию документа

В современной бухгалтерской жизни копии документов требуются буквально на каждом шагу. Благодаря повсеместному распространению сканеров, копиров и принтеров, изготовление копий перестало быть проблемой. Однако зачастую нужна не простая, а заверенная копия документа. В настоящей статье мы расскажем, что понимается под этим термином, как правильно следует заверять копии, и приведем образцы правильного заверения.

Зачем нужно заверять копии

Как видим, заверение копии необходимо, чтобы придать ей юридическую значимость. Другими словами, только такие копии используются в официальном документообороте, в том числе, для предоставления в государственные и муниципальные органы или для передачи другим организациям, ИП и физлицам.

В частности, именно заверенными копиями документов можно подтверждать расходы для целей налогообложения (письмо Минфина от 25.10.19 № 03-03-06/1/82236). Также придется заверить копии бумажных документов, передаваемых в налоговую инспекцию в ответ на соответствующее требование (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Внимание!

Чем руководствоваться при заверении

Заверение копий документов регулируется другим госстандартом, а именно: ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст; далее — ГОСТ Р 7.0.97-2016 ). Подробнее об этом стандарте см. « Новый ГОСТ по оформлению документов 2018: с 1 июля рекомендованы новые правила заверения копий ».

Также рекомендации по оформлению копий документов приведены в приложении № 18 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@ , в письмах Минфина от 07.08.14 № 03-02-РЗ/39142 и от 29.10.15 № 03-02-РЗ/62336 .

Получить ЭЦП по ускоренной процедуре и с полной техподдержкой Подать заявку

Совет

Перед заверением документа не лишним будет ознакомиться с Методическими рекомендациями по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них (утв. решением правления ФНП от 25.04.16, протокол № 04/16). Хотя этот документ разработан для нотариусов, в нем содержится много полезной информации, которая пригодится при самостоятельном заверении копий.

Кто вправе заверять документы

Удостоверить верность копии от имени организации или ИП вправе любое уполномоченное лицо.

Такое полномочие может вытекать из уставных документов (в частности, правом заверять копии обладает руководитель организации, председатель или секретарь общего собрания, руководитель ревизионной комиссии и т.п.). А может основываться на иных документах — доверенности, приказе по организации, должностной инструкции и т.п.

Предприниматель вправе самостоятельно заверить копию документа или доверить это другому лицу (п. 5 Требований, приведенных в приложении № 18 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@; далее — Требования). Заметим, что таким лицом может быть только работник ИП. Должность этого работника следует указать на заверительной отметке, проставленной на копии.

Образец правильного заверения копии документов

Согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016, отметку о заверении копии нужно проставить под реквизитом «подпись». Госстандарт умалчивает, что надо делать, если в оригинале нет такого реквизита. На наш взгляд, в такой ситуации заверительную отметку нужно разместить под последним текстовым элементом документа.

Вид этой отметки зависит от того, для каких целей изготовлена копия. Если она будет использована исключительно для нужд того лица, которое ее заверяет (т.е. внутри организации), то достаточно написать слово «Верно» или поставить соответствующий штамп, обозначить дату заверения, должность лица, заверившего копию (или отметить, что заверительную надпись сделал ИП), а также его фамилию и инициалы. Эти записи удостоверяются собственноручной подписью указанного должностного лица (или ИП). Если в организации (подразделении) или у ИП есть печать, то по желанию можно проставить ее оттиск.

Если же копия выдается для предъявления третьим лицам, то помимо названных выше реквизитов, надо указать место хранения документа, с которого изготовлена копия. А подпись должностного лица нужно дополнительно заверить печатью организации (если таковая существует в компании). Оттиск печати проставляется так, чтобы он не закрывал подпись того, кто удостоверил верность копии (п. 5.24 и 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016 ). Нужна ли на копиях для « внешнего » использования печать ИП (если она у него имеется)? В госстандарте нет ответа на этот вопрос. Следовательно, формально ИП может не ставить свою печать.

Внимание!

При заверении «внешних» копий нельзя использовать печати подразделений (отдела кадров, канцелярии и т.п.). Такой запрет установлен в ГОСТ Р 7.0.97-2016 .

Аналогичные правила применяются при удостоверении копий многостраничных документов (заверительная отметка размещается на каждой странице) и их сшивок. В последнем случае нужно сшить копии всех листов в один документ и заверить его в целом. Делается это путем проставления заверительной отметки на бумажной наклейке, которая размещается на оборотной стороне последнего листа в месте скрепления листов ниткой или лентой.

При этом необходимо учесть две особенности, установленные в пункте 5 Требований. Первая — нужно дополнительно указать количество листов в сшивке. Это делается дважды: арабскими цифрами и прописью. И вторая — подпись и печать следует проставить так, чтобы часть их приходилась на бумажную наклейку, а часть — непосредственно на последний лист. Это нужно для того, чтобы затруднить замену листов в сшивке документов.

Приведем примеры правильного заверения копий.

1. Копия для «внутреннего» использования без печати

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

2. Копия для «внутреннего» использования с печатью

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

3. Копия для «внешнего» использования

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

4. Копия для «внешнего» использования, если документ хранится не в деле или не в папке

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Подлинник документа находится в ООО «Лабиринт-2019».

5. Заверение многостраничного документа для «внешнего» использования

Всего пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью 6 (шесть) листов.

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Как заверить копии уставных документов

Каких-либо особенностей в части заверения копий уставных документов законодательство не содержит. Поэтому следует применять рассмотренные выше правила. Поскольку речь идет о многостраничных документах (уставе, учредительном договоре), нужно учитывать также порядок прошивки таких бумаг для цели их заверения.

Так, прошивку необходимо делать на 4 прокола, хотя для документов небольшого объема допустимы и 3 прокола (п. 4.21 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов, утв. приказом Минкультуры от 31.03.15 № 526). При этом должна сохраняться возможность свободного чтения текста документа, всех его реквизитов, дат, виз, резолюций, иных надписей, печатей, штампов и отметок. Также прошивку надо делать так, чтобы каждую отдельную страницу можно было скопировать при помощи копировальной машины. Но при этом прошивка не должна «разваливаться» на отдельные листы (п. 3 Требований).

Прошивку нужно сделать прочной нитью или лентой, вывести ее концы на оборотную сторону последнего листа и связать. После этого концы нити (ленты) заклеиваются бумажной наклейкой, на которой и проставляется заверительная надпись указанным выше способом — то есть часть ее приходится на наклейку, а часть — на сам лист.

Проверить себя или контрагента по санкционным спискам Проверить бесплатно

Как правильно заверить документы, используя печать «Копия верна»

ГОСТ Р 7.0.97-2016 не предусматривает проставление штампа «Копия верна». В то же время можно использовать сочетание двух штампов — «Копия» и «Верно». Первый из них будет обозначать, что соответствующий документ воспроизводит оригинал, но сам таковым не является. Второй штамп нужен для того, чтобы сделать отметку о заверении копии.

Совет

Не рекомендуем использовать штамп «Копия верна» для заверения документов. Особенно, если копии будут использоваться за пределами организации.

В заключение отметим, что заверение копии документа — несложная процедура, выполнить которую может любой налогоплательщик самостоятельно. Но при этом нужно придерживаться правил, нарушение которых может привести к тому, что копия не будет считать заверенной. Это, в свою очередь, повлечет дополнительные затраты времен и денег. А в некоторых случаях может привести к штрафу за нарушение сроков сдачи документов в ИФНС.

Подборка наиболее важных документов по запросу Оригинал платежного поручения в суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Оригинал платежного поручения в суд

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 333.40 "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Физическое лицо ошибочно уплатило госпошлину с использованием электронного средства платежа на Едином портале государственных услуг и обратилось в уполномоченный орган с заявлением о ее возврате. В возврате излишне уплаченной пошлины было отказано в связи с непредставлением оригинала платежного поручения. Суд признал отказ правомерным и указал, что представленная плательщиком справка РНКО "Платежный центр" не соответствует форме платежного поручения, установленной Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", выдана расчетной небанковской кредитной организацией и не содержит указания на вид платежа, реквизиты плательщика и получателя платежа. ВС РФ признал неправомерным отказ в возврате ошибочно уплаченной госпошлины. ВС РФ указал, что в силу п. 3 ст. 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", при наличии информации об уплате государственной пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах представление документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, не требуется. Следовательно, при подаче в уполномоченный орган плательщиком государственной пошлины заявления о возврате государственной пошлины, излишне уплаченной с использованием ГИС ГМП, дополнительного подтверждения банком факта уплаты государственной пошлины не требуется.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 260 "Форма и содержание апелляционной жалобы" АПК РФ При этом, реализация обществом права на подачу апелляционной жалобы с прилагаемыми документами, включая платежное поручение от 11.09.2020 N 1068 в электронном виде, сама по себе не освобождает его от последующего представления оригинала этого платежного поручения по требованию суда."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оригинал платежного поручения в суд

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. И.В. Решетникова)
("Юрайт", 2018) С учетом изложенного в случае непредставления по требованию суда оригинала платежного поручения на бумажном носителе, отсканированная копия которого была направлена в арбитражный суд в электронном виде посредством системы "Мой арбитр", суд вправе признать, что государственная пошлина не была уплачена в федеральный бюджет, и взыскать ее с заявителя (в случае отказа в удовлетворении иска) .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Зачет убытка и возврат госпошлины: удастся ли банку уменьшить свои затраты, обратившись в суд?
(Лермонтов Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2020, N 7) К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если госпошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии платежных документов (п. 3 указанной статьи). Оригинал платежного поручения от 28.03.2017 находится в материалах дела. На основании изложенного кассационный суд удовлетворил заявление банка о возврате госпошлины.

Нормативные акты: Оригинал платежного поручения в суд

Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)" 13.2. Плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после уплаты государственной пошлины от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, на основании его письменного заявления (с приложением оригинала платежного поручения, оформленного надлежащим образом), выдается справка (приложение N 20) о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступили (пункт 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020) Оценивая представленную административным истцом справку от расчетной небанковской кредитной организации, осуществляющей обслуживание банковской карты, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что она не соответствует форме платежного поручения, установленной Положением Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", поскольку выдана расчетной небанковской кредитной организацией и не содержит указания на вид платежа, реквизиты плательщика и получателя платежа, и признал обоснованным отказ административного ответчика в возврате денежных средств в связи с отсутствием оригинала платежного документа.

Подборка наиболее важных документов по запросу Подтверждение оплаты копией электронного платежного поручения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Подтверждение оплаты копией электронного платежного поручения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 N 16АП-2953/2018 по делу N А20-2704/2018
Требование: Об отмене определения о признании сделки должника недействительной, применении последствий ее недействительности.
Решение: Определение оставлено без изменения. Представленные подателем апелляционной жалобы копии электронных платежных поручений противоречат приобщенным в материала дела доказательствам, не содержат подлинных печатей (штампа) банка и подписи ответственного лица, подтверждающего совершение платежа, в связи с чем данные копии электронных платежных поручений не подтверждают зачисление денежных средств на расчетный счет ООО "РИАЛ".

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.07.2019 N 33-7927/2019
Обстоятельства: Определением апелляционная жалоба на решение суда по делу о признании договора хранения незаключенным возвращена в связи с неустранением недостатков, указанных в определении об оставлении жалобы без движения.
Решение: Определение отменено. Суд первой инстанции указал, что из представленной истцом копии электронного платежного поручения не усматривается, по какому делу произведена оплата государственной пошлины, не указана дата списания со счета плательщика, платежное поручение не заверено банком, в связи с чем данная копия электронного платежного поручения не подтверждает уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере; соответственно, нарушение, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, заявителем не устранено и жалоба подлежит возвращению.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Подтверждение оплаты копией электронного платежного поручения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель. Что нужно знать о платежном поручении
(КонсультантПлюс, 2022) Как копией электронного платежного поручения подтвердить совершение оплаты

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: