Как соотносятся понятия коммерческая тайна и государственная тайна банковская тайна патент ноу хау

Обновлено: 26.04.2024

Секрет производства широко применяется предпринимателями в самых разных сферах и может дать некоторое преимущество перед конкурентами. Бремя защиты сведений, являющихся ноу-хау, в первую очередь, лежит на правообладателе. В этой связи следует знать, что необходимо для признания информации ноу-хау и какие меры могут быть предприняты и считаются достаточными для его дальнейшей защиты.

Понятие и признаки «ноу-хау»

В соответствии со статьей 1465 ГК РФ ноу-хау признаются сведения любого характера - производственные, технические, экономические, организационные и другие о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам.

При этом к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель сведений принимает раз-умные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Из такого определения следует не-сколько выводов о том, что такое ноу-хау и что необходимо для обладания им:

В первую очередь, это сама информация или, по-другому, сведения, из любой области и любого характера - от рецепта приготовления блюда до способа использования химических веществ или схемы механизма.

В другом постановлении содержится информация о признании в качестве ноу-хау совершенно различных сведений. Так лицензиат попытался оспорить лицензионный договор, заключенный с туристическим агентством.

Антон Филиппов

Ведущий эксперт по патентованию, патентный поверенный РФ № 2392

Необходимо уведомить сотрудников о режиме коммерческой тайны и заключить с ними соглашение о конфиденциальности

Он полагал, что позиции, указанные в договоре, не имеют отношения к ноу-хау, так как такие сведения находятся в свободном доступе. В договоре в качестве секрета производства было указано следующее:

  • двухдневная стажировка, включающая обучение обработки входящих заявок, обучение продажам в офисе, работе с CRM-системой и обучение туристическим продуктам и нюансам туристической деятельности;
  • инструкция по подбору подходящего офиса;
  • дизайнерские решения для оформления офиса (Брендбук) (доступ свободный);
  • список необходимой мебели, организационной техники с рекомендованными ценами; содействие по заключению договоров с банками-партнерами, выраженное в предоставлении лицензиату списка банков-партнеров;
  • создание серии одностраничных сайтов в сети интернет, направленных на продвижение услуг лицензиата в городе по адресу места нахождения истца;
  • настройка в сети Интернет контекстной рекламы;
  • передача инструкций и необходимых макетов для оффлайн продвижения (продвижения услуг на рынке без использования сети Интернет);
  • подробные инструкции по найму персонала;
  • должностные инструкции для всех категорий сотрудников; подробные инструкции по созданию продающей группы в социальных сетях;
  • серия созданных истцом вебинаров для дистанционного обучения его сотрудников;
  • дистанционное внедрение CRM- системы;
  • размещение информации об офисе истца на главном сайте истца;
  • организация потока потенциальных кандидатов для собеседований.

Суд же указал, что данные сведения являются секретом производства предпринимательской деятельности в сфере оказания туристических услуг и имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность при оказании туристических услуг.

Таким образом сведения, относимые законодательством и практикой к «ноу-хау», являются достаточно обширными.

Во-вторых, сведения должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность, иными словами представлять коммерческий интерес для третьих лиц.

В-третьих, сведения не должны быть доступны третьим лицам, а наоборот, должны быть закрытыми для всех посторонних.

И последнее, обладатель таких сведений, должен соблюдать меры, направленные на сохранение их в тайне.

При соблюдении всех этих требований на сведения распространяется законодательство о ноу-хау, а обладатель ноу-хау получается на него исключительное право. Исключительное право по своей сути можно представить как полную монополию его обладателя. И в данном случае, если вникнуть в суть понятий, которые дает законодатель и доктрина, можно увидеть возможность для рассуждений о правильности или неправильности отнесения ноу-хау к сфере интеллектуальной собственности.

Ноу-хау» - это такие сведения, которые неизвестны третьим лицам. Однако лицо, ставшее их обладателем добросовестно и независимо от других обладателей, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства. Таким об-разом, может существовать несколько правообладателей, имеющих одинаковые сведения собственное исключительное право. В связи с этим возникает ситуация, когда право, в некотором смысле, раздваивается, а монополия де-факто перестает быть монополией.

Здесь видится возможность столкновения интересов разных правообладателей и отсутствие возможности осуществить реальную защиту своего права, так как оно принадлежит сразу нескольким лицам. Раскрытие сведений, составляющих ноу-хау одним правообладателем, влечет как таковое прекращение права на ноу-хау другого правообладателя. В таком случае отсутствует реальная возможность защитить свое право, так как нарушителя нет, но есть правообладатель, который распорядился своим правом на секрет производства путем его разглашения.

Кроме того, если говорить о правовой охране ноу-хау, мы также увидим особый режим, отличный от режима охраны исключительных прав. В целях защиты исключительных прав создается монополия для запрета использования объекта интеллектуальной собственности всеми третьими лицами. В случае же с правом на ноу-хау, создается запрет на сам доступ к объекту. При чем создается данный запрет не законодательно, а путем применения мер по охране самим правообладателем. В связи с этим защита такого объекта осуществляется особым способом и существенно отличается от защиты иных объектов интеллектуальной собственности.

Это принципиально важный вопрос, который волнует каждого, кто имеет отношение к предпринимательской деятельности. Право для предпринимателя это, в первую очередь, возможность защитить свой труд.

Меры соблюдения конфиденциальности

Законодатель указывает на то, что правообладатель должен принимать разумные меры для соблюдения конфиденциальности сведений, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Для начала стоит остановиться на том, что такое режим коммерческой тайны.

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну, и есть ноу-хау. Кроме дефиниции коммерческой тайны законодатель раскрывает и меры по охране таких сведений. В их число входят:

  • определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Кроме вышеперечисленных мер, необходимо также уведомить сотрудников о режиме коммерческой тайны и заключить с ними соглашение о конфиденциальности. В таком случае, при разглашении сведений составляющих коммерческую тайну работника ждет как дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения, так и полная материальная ответственность.

В отношениях с иными субъектами предпринимательской деятельности при взаимодействии по поводу секрета производства также следует заключать соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, указывая ответственность, которая наступит в случае нарушения такого соглашения.

В соответствии с законом нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.

Кроме такой меры как установление режима коммерческой тайны можно также воспользоваться мерами технической защиты: криптографические методы защиты, идентификация по электронной подписи, шифрование данных, использование ключей доступа к данным.

Ранее законодательно был установлен только один метод защиты ноу-хау. Это установление режима коммерческой тайны. Сегодня способы защиты правообладатель может устанавливать на свое усмотрение, главное, чтобы таких мер было достаточно для того, чтобы признавать какие-либо сведения ноу-хау.

Меры по защите являются достаточными в случае, если исключается доступ к такой информации без согласия обладателя и обеспечивается возможность ее использования третьими лицами, которым предоставлено право такого использования без нарушения секретности.

На сегодняшний день ноу-хау является ценным нематериальным активом. Если сравнивать ноу-хау с иными объектами интеллектуальной собственности, можно выделить достаточно преимуществ

Так, в Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11.10.2018 г. № С01-808/2018 по делу № А56- 53278/2017 указано, что отсутствие грифа «Коммерческая тайна» на регламенте по изготовлению и контролю вакцины, которая является спорным объектом, свидетельствует о том, что правообладателем не созданы необходимые условия для соблюдения режима коммерческой тайны в отношении сведений, составляющих секрет производства, хотя именно в этом регламенте содержится информация, составляющая ноу-хау.

На сегодняшний день ноу-хау является ценным нематериальным активом. Если сравнивать ноу-хау с иными объектами интеллектуальной собственности, можно выделить достаточно преимуществ. В первую очередь это возможность сохранить любую информацию в тайне. Законодатель довольно широко обозначил понятие ноу-хау, что позволяет причислять к этому объекту практически любые сведения. В случае же с патентованием каких-то технических решений в виде изобретений придется доказать их новизну, и, кроме того, пройти длительную процедуру регистрации. В процессе регистрации сведения, составляющие такое техническое решение, разглашаются, они помещаются в открытые реестры, доступ к которым не ограничен.

Подводя итог следует отметить, что ноу-хау составляет большую ценность для правообладателя, но только в том случае, если он предпринимает все необходимые и разумные меры по его охране, так как в противном случае, теряется как ценность объекта, так и сам объект.

Подборка наиболее важных документов по запросу Режим коммерческой тайны ноу хау (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Режим коммерческой тайны ноу хау

Судебная практика: Режим коммерческой тайны ноу хау

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право") Как указал суд, все предусмотренные соглашением услуги связаны с секретами производства, а также с подготовкой и организацией производства лицензионной продукции. При этом довод налогового органа о том, что единственным признаком "ноу-хау" является установление режима коммерческой тайны, в связи с чем общество должно было документально подтвердить использование им в процессе производства технической документации, имеющей гриф "коммерческая тайна", суд отклонил как необоснованный. Суд признал правомерным применение обществом освобождения от НДС при реализации лицензии на изобретения и секреты производства.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Режим коммерческой тайны ноу хау

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Кто и как отвечает за разглашение конфиденциальной информации
(КонсультантПлюс, 2022) Как правило, лицо можно привлечь к ответственности, только если разглашена информация, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны. Исключение - секрет производства (ноу-хау), для которого этот режим не обязателен (п. 1 ст. 1465 ГК РФ, п. 144 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Разработка и определение механизма обращения взыскания на ноу-хау в рамках исполнительного производства
(Саркисова С.Н.)
("Современное право", 2019, N 12) Так, согласно ст. 3 Федерального закона "О коммерческой тайне" информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Ноу-хау является объектом интеллектуальной собственности, права на которые охраняются в режиме коммерческой тайны.

Нормативные акты: Режим коммерческой тайны ноу хау

Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ
(ред. от 30.12.2015)
"О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" "1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).";

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"ГОСТ Р 58223-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальная собственность. Антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции"
(утв. приказом Росстандарта от 13.09.2018 N 597-ст)
(с изм. от 04.02.2019) в) охраняемые РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта установления специального по отношению к ним правового режима, в том числе конфиденциальности, включая режим коммерческой тайны - секреты производства (ноу-хау) (согласно ст. 1465 [2]);

Настоящая колонка посвящена обзору секрета производства (известного также как ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности в понимании российского законодательства и в срезе российской судебной практики. В статье рассматривается правовой статус секрета производства, отдельные аспекты режима коммерческой тайны в отношении такого объекта, особенности реализации права распоряжения им, ситуации, при которых у такого результата интеллектуальной деятельности могут быть несколько независимых правообладателей.

Периодически юридическому сообществу становится известно о судебных процессах в отношении информации, являющейся секретом производства (например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу № А33-28905/2016). Иногда такие судебные споры становятся следствием перехода сотрудника из одной организации в другую, когда в связи с трудовой деятельностью на предыдущем месте работы ему стал известен секрет производства, в отношении которого был введен режим коммерческой тайны, а работник (например, ввиду недобросовестности или в корыстных целях) разгласил его коллегам на новом месте работы.

Поскольку для судебной практики секрет производства, как объект споров сторон, не такое частое явление и нередко возникают вопросы относительно его правового статуса, разграничения с понятием коммерческой тайны, целью данной колонки является освещение правового статуса секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности и его соотношение с коммерческой тайной.

Понятие секрета производства

Секрет производства как результат интеллектуальной деятельности знаком действующему российскому законодательству, что нашло свое закрепление в главе 75. "Право на секрет производства (ноу-хау)" Гражданского кодекса. Понятие секрета производства приведено в ст. 1465 ГК РФ следующим образом: "Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны".

Двойное именование обсуждаемой категории результатов интеллектуальной деятельности (как секрет производства, так и ноу-хау) объясняется тем, что ноу-хау – это результат калькирования в отечественное законодательство термина know-how из англо-саксонского права. Дословно его можно перевести как "знать-как" (то есть под этим понимаются знания практического или технического характера, ставшие известными в результате опыта или исследования). И в целях гармонизации отечественной нормативно-правовой базы праву иностранных государств (в том числе и для защиты отечественных обладателей секретов производства) было введено такое дополнительное обозначение к термину секрет производства.

В качестве сведений, составляющих секрет производства, В. Никитин выделяет следующие 1 :

  1. сведения о результатах научных исследований;
  2. техническая и технологическая документация;
  3. результаты опытов и испытаний;
  4. методики;
  5. материалы исследования применяемых технологий и технологических процессов;
  6. прогнозируемые оценки рыночной конъюнктуры;
  7. тенденции развития техники и технологий;
  8. сведения о поставщиках и покупателях;
  9. информация об условиях и ценах по договорам, которые заключаются или о заключении которых ведутся переговоры.

Этот перечень не является исчерпывающим, и в перечень таких сведений могут входить и иные сведения.

В качестве конкретных примеров секрета производства можно вспомнить процесс создания гидроизолирующего материала "Пенетрон", химического состава напитка "Кока-Кола", техническую документацию по блокам подготовки газа автоматический БПГА "Исток-1" (по последнему примеру см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2017 г. № Ф06-15816/2016 по делу № А65-7789/2016).

Однако не все такие сведения могут быть признаны секретом производства. Пункт 2 ст. 1465 ГК РФ определяет, что секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

Правовая охрана секрета производства (ноу-хау)

Правовая охрана секрета производства выражается в том, что секрет производства признается законодательством самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, в виду чего обладателю секрета производства принадлежит исключительное право его использования и распоряжения любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений (см. п. 1 ст. 1466 ГК РФ).

Ввиду этого, если лицо неправомерным образом получит информацию, представляющее собой секрет производства ее обладателя, и это станет причиной нарушения исключительного права такого обладателя, последний будет вправе защищать свои нарушенные права всеми допустимыми с точки зрения закона средствами, добиваясь устранения такого нарушения.

Однако если лицо добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства стало обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, такое лицо приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства (п. 2 ст. 1466 ГК РФ). Такая норма позволяет сделать вывод о том, что у секрета производства может быть несколько независимых обладателей, если каждый из них правомерно и отдельно от других смог в силу опыта, знаний либо исследований достигнуть того информационного результата, который представляет собой соответствующий секрет производства.

В то же время, наличие этой нормы позволяет говорить о том, что законодатель, в целях развития и стимулирования инноваций и конкуренции (в первую очередь, в промышленной сфере деятельности), тем самым позволяет различным лицам получить правовую охрану на один и тот же, по сути, секрет производства.

При этом, законодательно определено, что правовая охрана в отношении секрета производства (в виде предоставления его обладателю в отношении него исключительного права на секрет производства) действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1467 ГК РФ). Как только конфиденциальность сведений, составляющих секрет производства, утрачивается, исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. При этом если обладатель такого секрета производства пожелает прекратить его правовую охрану путем правомерного раскрытия конфиденциальной информации, составляющей секрет производства, законодательно он не обязан уведомлять иных обладателей такого секрета производства о своем решении и наступающих вследствие этого правовых последствиях и тем более согласовывать с ними такие свои действия.

Сведения могут считаться конфиденциальными, если в отношении них введен режим коммерческой тайны. Этот вывод сделан на основании п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", который изложен следующим образом: "Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны".

Как верно отмечает П. Гулидов 2 , указанный федеральный закон не предусматривает определенного способа прекращения режима коммерческой тайны в отношении информации конфиденциального характера. Также ни этот закон, ни положения ГК РФ не предусматривают исключений для восстановления режима правовой охраны секрета производства, если действия по разглашению такой информации носили неправомерный характер. Поэтому если представить ситуацию, в соответствии с которой в ходе открытого судебного разбирательства будет установлено, что разглашение лицом сведений, составляющих содержание секрета производства, было незаконным и данное лицо будет привлечено к ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, исключительное право на такой секрет производства все равно можно считать прекращенным уже по тому основанию, что указанные сведения стали известны неопределенному кругу лиц.

Распоряжение правами на секрет производства

Помимо такого своеобразного вида распоряжения исключительным правом на секрет производства, как совершение действий по раскрытию сведений, составляющих его содержание (то есть досрочное прекращение исключительного права), обладатели вправе также передать (произвести отчуждение) исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне (ст. 1467 ГК РФ) или предоставить другой стороне право использования (лицензию) соответствующего секрета производства в установленных договором пределах (ст. 1468 ГК РФ).

И если в отношении отчуждения исключительного права следует, главным образом, иметь в виду положения п. 2 ст. 1467 ГК РФ, согласно которым при отчуждении исключительного права на секрет производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства (то есть чтобы прежний обладатель исключительного права, после получения вознаграждения за секрет производства, не обнулил коммерческую ценность переданного секрета производства путем разглашения его содержания, и тем самым лишил выгоды нового обладателя), то про лицензионный договор можно рассуждать более подробно.

Лицензионный договор на ноу-хау

Как и в случае с отчуждением исключительного права на секрет производства, к отношениям сторон по лицензионному договору также применимы ограничения относительно разглашения информации. Так, согласно ст. 1469 ГК РФ, лица, получившие соответствующие права по лицензионному договору, обязаны сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Это объясняется той же необходимостью сохранить коммерческую ценность секрета производства в случаях, когда лицензиат перестал быть связан условиями такого лицензионного договора. И чтобы у него не было соблазна раскрыть сведения, составляющие секрет производства, по истечении срока действия договора (и тем самым причинить вред действующим обладателям такой информации), полагаем, на этот случай и предусмотрено данное законодательное ограничение.

Если говорить про срок действия лицензионного договора, то ГК РФ не устанавливает определенные требования к нему. Лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия. Однако если срок в договоре не конкретизирован, то за каждой из сторон законодательно закреплено право на односторонний отказ от договора с обязательным условием предварительного предупреждения другой стороны об этом в срок не позднее, чем за 6 месяцев до даты вступления такого отказа в силу (ст. 1469 ГК РФ). При этом, стороны вправе закрепить в договоре иной, более длительный срок такого предварительного уведомления.

В целом, можно говорить о том, что такой правовой институт, как секрет производства, нашел определенное правовое закрепление в действующем законодательстве, что позволяет обладателям сведений, составляющих секрет производства, в полной мере реализовывать свои правомочия относительно такого объекта интеллектуальных прав и защищать такие свои права в судебном и внесудебном порядке на основании действующей нормативно-правовой базы.

Высказанные в настоящей статье суждения являются личным мнением автора и могут не совпадать с официальной позицией ООО "ЯНДЕКС".


Понятие коммерческой тайны расшифровано в законе о коммерческой тайне и упоминается в иных нормативных актах. О содержании этого термина и нюансах отнесения информации к данной категории — узнайте из нашего материала.

Какое определение содержит статья о коммерческой тайне ГК РФ (2016–2017 годы)

Действующая редакция Гражданского кодекса отдельной статьи, посвященной коммерческой тайне, не содержит — в предыдущей редакции ГК РФ этот вопрос находил отражение в ст. 139 ГК РФ. Исходя из содержания утратившей силу статьи, к сведениям, составляющим коммерческую тайну (ССКТ), относилась информация:

  • обладающая коммерческой ценностью в силу неизвестности третьим лицам;
  • защищенная от всеобщего обозрения на законном основании (способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами);
  • охрана конфиденциальности которой производится ее обладателем.
  • коммерчески ценная — то есть полезная (достоверная, актуальная и полная) для выработки решений в коммерческой деятельности;
  • не доступная для третьих лиц — в гражданском праве такими лицами признаются не являющиеся стороной в обязательстве субъекты, способные в силу закона или договора приобретать по нему гражданские права и обязанности;
  • в отношении которой ее обладателем введен режим коммерческой тайны — спецрежим конфиденциальности информации, позволяющий получить коммерческую выгоду (увеличить доходы, избежать излишних расходов и т. д.).

Таким образом, коммерческая тайна ГК РФ не расшифровывается, но детализируется в иных нормативных актах. К примеру, в п. 5 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) ССКТ определена как информация, связанная с коммерческой деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Коммерческая тайна и иные предусмотренные в законодательстве режимы сохранения информации (государственная, служебная и другие)

  • государственная тайна (законом от 21.07. 1993 № 5485-1 о государственной тайне);
  • служебная тайна (набором законов: о государственной гражданской службе [ст. 24], о страховании вкладов [ст. 31], о кредитных историях [ст. 17] и др.);

Для сравнения понятий коммерческой и служебной тайны воспользуйтесь статьей «Определение и виды служебной тайны в законе».

  • иные тайны (тайна усыновления, тайна переписки, врачебная тайна и т. д.)

Об основных отличиях конфиденциальной информации и коммерческой тайны узнайте из материала «Отличие коммерческой тайны от конфиденциальной информации».

Коммерческая тайна как особый объект гражданских прав

Коммерческая тайна в гражданском праве занимает особое положение:

  • с одной стороны, под коммерческую тайну попадает информация, которая сама по себе уже является самостоятельным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ);
  • с другой стороны, включение в разряд коммерческой тайны разнохарактерных сведений (ноу-хау, информационных баз, планов, разработок и др.) требует различных подходов и способов защиты, регламентированных разными законодательными нормами (к примеру, исходя из ст. 1465 ГК РФ, такая разновидность ССКТ, как ноу-хау, является самостоятельным объектом гражданских прав).

Субъектами права на коммерческую тайну выступают:

  • ее владельцы (физические и юридические лица);
  • ее законные обладатели — лица и компании, получившие конфиденциальные сведения от ее владельца на законном основании;
  • конфиденты — работники, контрагенты, должностные лица, получившие доступ к коммерческой тайне.

Право на коммерческую тайну включает в себя следующие правомочия (юридические возможности для субъекта права осуществлять определенные действия или требовать определенных действий или бездействия от другого субъекта):

  • возможность создавать, передавать и распространять коммерческую информацию любым законным способом (возможность гражданского оборота);
  • возможность использования коммерческой тайны для получения выгоды при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • возможность требования от других лиц соответствующего поведения, обеспечивающего названные правомочия;
  • возможность требования обеспечения госзащиты при нарушении своих прав на коммерческую тайну.

С примерами сведений, составляющих коммерческую тайну, вы можете ознакомиться в следующем разделе.

Коммерческая тайна предприятия или предпринимателя — это… (примеры)

Каждый хозяйствующий субъект в процессе своей деятельности производит и (или) получает коммерческую информацию, разнообразие и объемы которой зависят:

  • от специфики деятельности компании;
  • ее масштабов и структуры;
  • разнообразия операционных сегментов;
  • особенностей применяемых технологий, способов и методов производства;
  • иных нюансов.

Часть этой информации обладает коммерческой ценностью и подлежит засекречиванию — применению к ней специальных мер защиты. Список таких сведений у каждого хозяйствующего субъекта свой — в него может попасть следующая информация (например):

  • ход и содержание проводимых компанией разработок и научно-исследовательских работ;
  • формулы и алгоритмы, применяемые в технологических процессах производства изделий;
  • описание промышленных образцов и моделей;
  • точные конструктивные характеристики создаваемой продукции;
  • результаты экспериментов и тестов созданного оборудования;
  • методы защиты программного обеспечения и иных объектов интеллектуальной собственности;
  • условия заключения долгосрочных финансовых контрактов;
  • данные об объемах и видах сырьевых запасов;
  • кодовые комбинации охранной системы;
  • другая информация коммерческого характера.

Приведенные примеры коммерческой тайны — это лишь часть ССКТ, включающая обширный информационный список и состоящей из нескольких групп (об этом расскажем далее).

Засекретить информацию необходимо, если ее утечка или разглашение:

  • наносит ущерб интересам хозяйствующего субъекта;
  • лишает его конкурентных преимуществ;
  • способствует появлению неоправданных затрат;
  • служит иным негативным последствиям.

Как отделить подлежащие защите сведения от общей массы коммерческой информации, расскажем в следующих разделах.

Коммерческая информация и коммерческая тайна: виды, сходства и различия

Коммерческая информация обладает широким разнообразием. Ее можно объединить в несколько групп:

  • организационная (данные о компании, ее уставном капитале, учредителях и др.);
  • технологическая (сведения о разрабатываемых или применяемых технологиях, способах, методах);
  • статистическая (численность сотрудников, количество филиалов и т. п.);
  • информационная (сведения о видах деятельности, лицензиях, месте регистрации и нахождения компании и ее подразделений, контактные телефоны, адрес сайта и эл. почты);
  • финансовая (показатели бухгалтерской отчетности, сведения о кредитах, справки, пояснения, отчеты);
  • планово-экономическая (бизнес-планы, инвестиционные планы, планы технической реконструкции и др.);
  • аналитическая (результаты маркетинговых исследований, анализы конкурентоспособности и т. п.);
  • прочая (клиентские базы, деловая переписка).

Вся совокупность коммерческой информации по степени ее коммерческой ценности делится:

  • на сведения закрытого доступа;
  • данные ограниченного распространения;
  • общедоступную информацию.

Таким образом, коммерческая информация — это понятие более широкое, чем содержание термина ССКТ. Оно объединяет все связанные с коммерческой деятельностью сведения, включая нуждающийся в защите сегмент информации, именуемый ССКТ.

Для корректного отнесения коммерческой информации в разряд ССКТ следует учесть особые критерии — узнайте о них из следующего раздела.

Признаки коммерческой информации конфиденциального характера: как отличить подлежащие защите сведения от общедоступных и где взять образец положения о коммерческой тайне

При составлении перечня ССКТ можно использовать следующий алгоритм:

2. Проверить оставшиеся данные по специальным критериям:

Критерии отнесения информации в разряд ССКТ можно прописать в отдельном внутрифирменном локальном акте (инструкции, положении, приказе).

Изучайте готовый образец подобного документа с помощью материала «Положение о коммерческой тайне — образец 2017 года».

Работники компании должны быть обязательно ознакомлены с перечнем ССКТ, иначе увольнение сотрудника за их разглашение может быть признано судом незаконным (пример судебных решений см. далее).

Судебная практика по коммерческой тайне

Разграничить сведения на ССКТ и сведения общедоступного характера — это важный этап в процедуре организации режима коммерческой тайны. Не менее значительным мероприятием является ознакомление с ним работников фирмы.

Знакомство с «секретным» коммерческим перечнем происходит:

  • при приеме нового сотрудника на работу в компанию;
  • при корректировке существующего перечня ССКТ.

Возможность увольнения сотрудников за разглашение ССКТ предусмотрена в трудовом законодательстве (об этом в следующем разделе). При этом увольнение не ознакомленного с перечнем ССКТ работника за их разглашение может быть признано судом незаконным — см., например, апелляционное определение Московского горсуда от 18.09.2013 по делу № 11-28840.

Помимо перечня ССКТ, в компании должен быть разработан порядок работы с такого рода информацией, в том числе: схемы нанесения и снятия спецзнаков на носители с ССКТ, порядок доступа к ССКТ и т. д. Иначе работник, уволенный за разглашение ССКТ, будет восстановлен по решению суда — например, в кассационном определении ВС УР от 25.05.2011 по делу № 33-1796 иск работника о восстановлении на работе был удовлетворен в связи с тем, что материальные носители ССКТ не имели спецотметки (грифа «Коммерческая тайна»).

Детальную информацию о спецотметках на ССКТ см. в материале «Что означает гриф коммерческой тайны?».

Следует отметить, что по аналогичному вопросу существуют и противоположные судебные решения — в постановлении Мосгорсуда от 05.12.2013 № 4у-9352/13 отмечено, что отсутствие грифа «Коммерческая тайна» при наличии прочих охранных мер не свидетельствует о том, что режим коммерческой тайны не был установлен.

Могут ли уволить по ТК РФ за разглашение конфиденциальных коммерческих сведений (статья кодекса)?

Разглашение ССКТ — это нарушение установленного в компании режима коммерческой тайны, за которое предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде увольнения (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ).

Работодателю можно применить указанную статью, если:

  • разглашенные работником сведения стали ему известны в ходе исполнения трудовых функций;
  • работник добровольно обязался не разглашать ССКТ.

Среди положительных для работодателей исходов судебных разбирательств в подобных делах можно назвать апелляционное определение Мосгорсуда от 08.10.2013 по делу № 11–33789.

Благоприятный для работодателя исход дела во многом зависит от его способности доказать в суде:

  • вину работника путем проведения в компании внутренней проверки факта нарушения режима коммерческой тайны (предъявление суду протокола с результатами расследований, проведенных специальной внутренней комиссией и принятыми решениями);
  • соблюдение работодателем процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности (что при наложении взыскания учитывалась личность работника, его предшествующее поведение, обстоятельства совершения и тяжесть проступка).

Для того чтобы избежать негативных последствий от разглашения ССКТ, работодателю необходимо знать потенциальные угрозы нарушения сохранности секретных коммерческих сведений и анализировать возможные пути их утечки — узнайте об этом из следующего раздела.

Пути завладения подлежащей защите конфиденциальной коммерческой информации и потенциальные угрозы от нарушения ее сохранности

Среди наиболее распространенных способов незаконного завладения ССКТ можно назвать:

  • промышленный шпионаж — одну из форм недобросовестной конкуренции, представляющей собой незаконные манипуляции с ССКТ (их получение, использование, разглашение) с целью получения материальной выгоды или предпринимательских преимуществ;
  • хищение содержащих ССКТ чертежей, документов и образцов;
  • перехват ССКТ посредством технических средств (путем подслушивания телефонных разговоров, просмотра телеграфных отправлений, внедрения компьютерных программ-шпионов и др.);
  • подкуп сотрудников компании-конкурента;
  • проведение иных спецмероприятий (ложных переговоров с конкурентами о покупке лицензии, беседы о найме сотрудника компании-конкурента без намерения приема его на работу и т. д.).

Попавшая незаконным путем в распоряжение злоумышленников ССКТ несет потенциальные угрозы ее законному обладателю, так как может:

  • использоваться для шантажа или вымогательства;
  • выступать предметом незаконной купли-продажи;
  • побуждать к заключению кабальных сделок;
  • использоваться при ведении торговых войн;
  • являться средством недобросовестной конкуренции.

Итоги

В перечень конфиденциальных сведений коммерческого характера включаются секретные разработки, ноу-хау, результаты НИОКР, условия долговременных инвестиционных договоров и иная коммерческая информация, обладающая коммерческой ценностью.

С установленным перечнем необходимо ознакомить работников под расписку, иначе у виновного в разглашении сведений сотрудника появится основание для обращения в суд по вопросу незаконного увольнения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Перечень составляющих коммерческую тайну сведений необходим организациям, которые хотят защитить свою внутреннюю информацию. О том, что может входить в этот перечень, читайте в нашей статье.

Понятие коммерческой тайны

Что относится к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятия

  • указанную в учредительных документах и документах о регистрации юрлица или ИП в госорганах;
  • указанную в разрешениях на коммерческую деятельность;
  • об использовании бюджетных средств и об имуществе госучреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
  • влияющую на безопасность отдельных граждан или всего населения (о влиянии на окружающую среду, о соблюдении противопожарной, санитарной техники безопасности, безвредность пищевых продуктов и т. д.);
  • относящуюся к кадровой (количество работников, их состав, система оплаты труда, условия и охрана труда, травматизм и проф. заболевания, имеющиеся вакансии, задолженность по зарплате и соцвыплатам);
  • о противозаконных действиях и понесенных за это наказаниях;
  • об условиях приватизации госсобственности;
  • для некоммерческих организаций: о доходах, расходах, имуществе, о количестве сотрудников и их зарплате, об использовании бесплатного труда;
  • о списке лиц, которые выступают от имени организации без доверенности;
  • прочая информация, необходимость раскрытия которой указана в других законах.

Какой перечень информации, составляющей коммерческую тайну на территории РФ, может являться образцом?

Если организация устанавливает режим КТ в отношении какой-либо информации, то необходимо создать внутренние положения по соблюдению этого режима с указанием мер ответственности за их нарушения, а также зафиксировать перечень составляющих коммерческую тайну сведений. Сотрудники, работающие с закрытой информацией, должны быть ознакомлены с правилами конфиденциальности и с перечнем составляющих коммерческую тайну сведений. В этот перечень может входить любая информация, которая имеет коммерческую ценность в данный момент или в будущем в связи с тем, что она не известна третьим лицам и у них нет свободного доступа на законном основании к этим данным.

Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, может выглядеть таким образом:

  • Список клиентов и поставщиков.
  • Информация об условиях заключенных договоров и о потенциальных сделках.
  • Информация о ходе переговоров с контрагентами.
  • Методика ценообразования.
  • Финансовая информация о структуре себестоимости.
  • Составляющие коммерческую тайну предприятия сведения о размерах, видах и условиях кредитов.
  • Информация из управленческой отчетности.
  • Стратегические и операционные планы, бюджеты, инвестиционные проекты, маркетинговые исследования, рекламные кампании.
  • Информация о незапатентованных изобретениях.
  • Информация о планируемых разработках или модернизациях.
  • Информация о технологических характеристиках выпускаемой продукции.
  • Информация о видах и состоянии используемого программного обеспечения.
  • Информация, позволяющая получить доступ к программному обеспечению и компьютерной технике.
  • Сведения о системах внутренней безопасности и охраны.
  • Сведения о порядке и датах внутренних проверок.
  • Сведения о результатах совещаний.
  • Сведения о заработной плате сотрудников.
  • Информация о методах управления и внутренней организации предприятия.
  • Деловая переписка.

О том, как утвердить режим КТ, читайте в статье «Положение о коммерческой тайне — образец 2021 года».

За разглашение коммерческой тайны может быть предусмотрена дисциплинарная, материальная и даже уголовная ответственность. Когда можно привлечь сотрудника к ответственности рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и бесплатно изучите материал.

Итоги

Доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, может даваться работнику только с его согласия, если это заранее не было оговорено в трудовом договоре или инструкциях к нему. Ознакомление сотрудников с режимом КТ и с перечнем закрытой информации проводится под расписку. В перечень составляющих коммерческую тайну сведений необходимо включить все виды информации, попадание которых в руки третьих лиц может нанести вред организации, но необходимо также учитывать, что закон ограничивает этот список.

О прочих кадровых документах читайте в наших статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: