Как считается юридический стаж на должность судьи

Обновлено: 26.04.2024

3. Определение стажа работы при исчислении размера

выходного пособия судьям, ушедшим или удаленным в отставку,

единовременного пособия членам семей судей

3.1. В стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации (если судья назначен (избран) на должность до 22 октября 2014 г.) для выплаты выходного пособия и единовременного пособия включается время работы:

судьей со дня зачисления в штат суда в установленном законом порядке по день отчисления из штата суда (по день освобождения от должности судьи);

в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, федеральных арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполняющим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката;

государственным нотариусом с момента получения высшего юридического образования.

3.2. В стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации (если судья впервые назначен на должность после 22 октября 2014 г.) для выплаты выходного пособия и единовременного пособия включается время работы:

судьей со дня зачисления в штат суда в установленном законом порядке по день отчисления из штата суда (по день освобождения от должности судьи);

в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполнявшим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.

3.3. Время работы на должностях, перечисленных в абзацах 3, 4, 5 пункта 3.1 и абзаце 3 пункта 3.2 настоящей Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

Периоды работы на должностях, перечисленных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей Инструкции, в государствах, ранее входивших в состав СССР, засчитываются в стаж работы лицам, ушедшим в отставку с должности судьи Российской Федерации, до 12 декабря 1991 г.

3.4. Для судей, назначенных на должность после 1 июля 2002 г., время работы в должностях, предусмотренных абзацами 3 и 4 пункта 3.1 настоящей Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при условии, что стаж их работы непосредственно в должности судьи составляет не менее 5 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3.5. Для судей, назначенных на должность после 22 октября 2014 г., время работы в должностях, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.2 настоящей Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при условии, что стаж их работы непосредственно в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3.6. Гражданам Российской Федерации, замещавшим на 18 марта 2014 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постоянно проживавших на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя назначенных и не назначенных на должности судей при формировании в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 156-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" первоначальных составов судов Российской Федерации, в стаж работы для выплаты выходного пособия включаются периоды работы:

на должностях судей в судах различного уровня и юрисдикции в Союзе ССР, на Украине, в судах, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 26 декабря 2014 года;

на должностях, указанных в статье 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

3.7. При наличии перерывов в работе стаж в должности (качестве) судьи исчисляется суммарно, независимо от перерывов, за весь период работы.

Время работы в должности (качестве) судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы для выплаты выходного пособия, единовременного пособия в календарном исчислении.

3.8. Исполнение обязанностей судьи на основании решения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации и издания соответствующего приказа о привлечении судьи к осуществлению правосудия сроком до одного года (статья 7-1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации") назначением на должность судьи не является, не влечет за собой прекращения отставки судьи и не может быть включено в стаж работы в должности (качестве) судьи для выплаты выходного пособия.

Продолжение исполнения полномочий судьи до вступления в должность нового судьи (пункт 6 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 157-ФЗ) не может быть признано в качестве законного основания, влекущего отказ в выплате выходного пособия.

Однако в случае, если судья воспользовался данным правом, период работы, в течение которого он осуществлял полномочия судьи после их прекращения, не может быть учтен при расчете стажа работы в должности (качестве) судьи для выплаты выходного пособия после исключения его из штата суда.

3.9. Ушедшему или удаленному в отставку судье, который ранее увольнялся с военной службы, службы (работы) в органах прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции и из других государственных органов с выплатой установленного законодательством выходного (единовременного) пособия, при исчислении размера выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", единовременного пособия, предусмотренного пунктом 6 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", период работы в указанных органах не учитывается.

В случае представления сведений о неполучении выходного (единовременного) пособия при увольнении из указанных органов время работы следователем и прокурором в этих органах подлежит включению в стаж работы в качестве судьи для выплаты выходного пособия, единовременного пособия.

3.10. Порядок определения стажа работы судьям военных судов при исчислении размера выходного пособия судьям военных судов и единовременного пособия членам их семей производится применительно к вышеизложенному порядку с учетом особенностей прохождения военной службы судьями военных судов.

Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.

1. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.

Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

Примечание. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 года N 2;

при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.95 г. N 263).

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 19 апреля 2000 г. N 694 упомянутый выше указ признан утратившим силу. О требованиях, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда см. Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации"

2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

3. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции.

4. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.

5. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Министр юстиции
Российской Федерации

27 декабря 1996 г. N 10 (35) - 5

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации

27 декабря 1996 г.

Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации

27 декабря 1996 г.

Регистрационный N 1250

В стаж работы по юридической профессии включается работа на должностях требующих высшее или среднее юридическое образование. При отсутствии соответствующего образования работа на указанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Также засчитывается в стаж работа, которая непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, и если она требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) - 5)

Регистрационный N 1250

Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования

Текст Инструкции опубликован в газете "Российские вести" от 27 февраля 1997 г. N 38, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 4 (дата подписания выпуска в печать 20 февраля 1997 г.), в Еженедельнике официальной информации "Курьер", 1997, N 5, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, N 5

1) имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 19 декабря 2020 г. - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 426-ФЗ

3) не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 1 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 30 июля 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 266-ФЗ

3) судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 426-ФЗ

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 4 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 5 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

5. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 426-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2011 N 422-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 в пп. 4 п. 2 ст. 4 вносятся изменения (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ). См. будущую редакцию.

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Вопрос 1: Правомерно ли требование соответствующего органа о получении ежемесячного пожизненного содержания через отделение банка?

Ответ: Согласно п. 5.3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утверждённой ВС РФ 29.07.2003 года, ВАС РФ 09.07.2003 года, СД при ВС РФ 03.07.2003 года ежемесячное пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства или в управлении (отделе) Судебного департамента субъекта Российской Федерации.

Ежемесячное пожизненное содержание может выплачиваться по месту жительства через предприятие связи или отделение банка по письменному заявлению получателя, которое оформляется не реже одного раза в полгода.

Исходя из приведенных норм видно, что право выбора формы и способа выплаты ежемесячного пожизненного содержания принадлежит заявителю, а не начисляющему пособие органу.

Вопрос 2: Включается ли в стаж работы в качестве судьи, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, время работы преподавателем государственного университета или юрисконсультом городского исполнительного комитета Совета народных депутатов?

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Исходя из буквального толкования вышеназванной нормы, время работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, только в том случае, если указанные должности содержались в штатных расписаниях судов и органов юстиции.

Вопрос 3: Правомерно ли требование об уплате налога на имущество физических лиц, работающими судьями, являющимися получателями ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но не пребывающему в отставке, в соответствии с ст. 3 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» выплачивается надбавка к заработной плате, а не необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, которое, по существу, относится к государственному пенсионному обеспечению судей.

Учитывая, что такой судья, продолжает работать, то он не приобретает статуса судьи, пребывающего в отставке, и соответственно, не приобретает права на получение установленных для него соответствующих льгот, в частности, на освобождение от уплаты налога на строения.

Вопрос 4: Включается ли в стаж работы в качестве судьи, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, время работы адвокатом?

Ответ: Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», вступившим в силу 10 января 2009 года, изменен порядок исчисления ежемесячного пожизненного содержания, установленного Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

В ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» определено, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, с 10 января 2009 года включается только время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Таким образом, действующая редакция ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» не предусматривает включение в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации работу на должностях прокурора, следователя, адвоката.

Однако, Постановлением Конституционного Суда РФ № 9-П от 20 апреля 2010 года ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой она распространялась на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку - определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот.

Следовательно, время работы в качестве адвоката, с учётом мнения высказанного в Постановлении Конституционного Суда РФ, может быть включено в 20-летний стаж работы в должности судьи для назначения ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренный п. 5 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Вопрос 5: Включается ли в юридический стаж, дающий право на участие в конкурсе для замещения должности судьи, время работы кандидата в судьи - помощником судьи, являвшегося студентом последнего курса юридического факультета госуниверситета дневного отделения?

Ответ: Ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установлены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

Порядок определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов определен Инструкцией о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденной Минюстом РФ № 10 (35)-5, ВС РФ, ВАС РФ от 27.12.1996 года.

Таким образом, наличие стажа работы по юридической профессии определяется с момента получения претендентом на должность судьи высшего юридического образования и начала работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Вопрос 6: Вправе ли судья, пребывающий в отставке, осуществлять деятельность медиатора?

Ответ: В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе и не является предпринимательской деятельностью.

Закон не содержит прямого запрета на осуществление деятельности медиатора судьями, пребывающими в отставке. Общее ограничение для осуществления деятельности медиатора установлено п. 5 ст. 15 Закона, которая гласит, что медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В тоже время Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» определяющий виды деятельности, которую могут осуществлять судьи, устанавливает, что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин-50) лет, вправе работать в только в конкретных органах и должностях, указанных в Законе, которые сформулированы исчерпывающим образом.

Из системного толкования пп. 3 и 4 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» следует, что судья, пребывающий в отставке, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и деятельности, прямо названной в п. 4 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» какие-либо изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», регулирующие право судей, в том числе, пребывающих в отставке, осуществлять процедуру медиации, не вносились.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования судья, пребывающий в отставке, не вправе осуществлять деятельность медиатора.

Вопрос 7: Распространяются ли положения о полуторном исчислении время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера на пятилетний стаж, указанный в статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»?

Ответ: Абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает, что время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Данной правовой нормой, которая является специальной и устанавливающей определенную гарантию судьям, не предусмотрены особые условия для отдельного исчисления времени работы судьёй и времени работы в судах и органах юстиции.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2, 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

В приведенных нормах указаны однородные понятия о стаже и времени работы в должности судьи. Физиологическая сущность работы судьёй в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случаях предусмотренных абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 7 «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» также одинакова.

Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений приведённых норм Законов, а также буквального толкования абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», исчисление пятилетнего стажа (времени) работы в должности судьи, упомянутого в ст. 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» возможно производить в полуторном размере.

Вопрос 8: Подлежит ли назначению и выплате надбавка за ученую степень, предусмотренную абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» работнику аппарата суда, имеющему классный чин и звание кандидата технических наук?

Ответ: Согласно пп. 2, 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит, в том числе, из иных дополнительных выплат. Также установлено, что ему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», который являются специальным законом по отношению к работникам аппаратов судов, в состав заработной платы работников аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины, включены надбавки за ученую степень или ученое звание. При этом, надбавка за ученую степень или ученое звание включается в состав заработной платы только в случае, если ему присвоен классный чин. При этом условие о выплате такой надбавки в зависимость от специальности работника аппарата суда законодателем не ставится.

Положение абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не следует принимать во внимание, поскольку Федеральным законом «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», имеющим равную юридическую силу и принятым позднее, вопрос о включении надбавок за ученую степень или ученое звание в заработную плату работников аппаратов судов Российской Федерации урегулирован иным образом.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность назначения и выплаты надбавки за ученую степень кандидата технических наук работнику аппарата суда, имеющего классный чин и ученое звание по специальности, соответствующей его должностным обязанностям (занимаемой должности).

Комиссия Совета судей
Российской Федерации
по вопросам статуса судей
и правового положения
работников аппаратов судов

Обзор документа

Разъяснены отдельные вопросы статуса судей и правового положения работников аппаратов судов.

В частности, необходимый для замещения должности судьи юридический стаж исчисляется с момента получения претендентом высшего юридического образования и начала работы на соответствующих должностях.

С 10 января 2009 г. в судейский стаж, дающий право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается только время работы в судах и органах юстиции (как в качестве судьи, так и на требующих высшего юридического образования должностях или преподавателем юридических дисциплин). Причем не судейские должности должны быть включены в штатные расписания судов и органов юстиции.

Вместе с тем КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ запрет засчитывать время работы прокурором, следователем или адвокатом судьям, назначенным (избранным) до указанной даты и обратившимся за выплатами после нее. С учетом этого время работы адвокатом может быть включено в 20-летний стаж работы в должности судьи для назначения ежемесячного пожизненного содержания.

Указанное содержание выплачивается судье в суде по последнему месту работы либо месту жительства или в региональном управлении (отделе) Судебного департамента. Его могут также перечислять через предприятие связи или отделение банка на основании письменного заявления судьи. Причем такое заявление требуется подавать каждые полгода. Форму и способ выплаты содержания выбирает судья, а не начисляющий пособие орган.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в 1,5 размере. Это касается и исчисления минимального 5-летнего стажа работы в должности судьи (при общем 20-летнем времени работы в судах и органах юстиции), дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот.

Судьи, имеющие право на получение ежемесячного пожизненного содержания, но продолжающие работать, не освобождаются от уплаты налога на имущество (в отличие от пребывающих в отставке).

Судья в отставке не вправе осуществлять деятельность медиатора.

Работнику аппарата суда, имеющему классный чин и ученое звание по специальности, соответствующей его должностным обязанностям (занимаемой должности), может выплачиваться надбавка за ученую степень кандидата технических наук.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: