Как разъяснил пленум верховного суда

Обновлено: 26.04.2024

Пленум ВС разъяснил правила КАС и АПК для оспаривания решений госорганов.
В порядке главы 22 КАС и главы 24 АПК можно оспорить решения, действия и бездействие госорганов, органов местного самоуправления, если это порождает правовые последствия для граждан и организаций. Это может быть установление запрета, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения требований госоргана. Формальные нарушения, если они не повлияли на права заявителя, не влекут признание их незаконными.
Акты налоговых или таможенных проверок самостоятельно не оспариваются, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. Это же касается документов, подтверждающих правовой статус гражданина, организации или правовой режим имущества (удостоверения, свидетельства, справки, протоколы). Оспорить можно только решение, принятое по этим документам. При этом требования о возмещении вреда от незаконных решений должны предъявляться отдельным иском.
Среди оспариваемых действий могут стать установка дорожных знаков, перенос пешеходного перехода, размещение информации в Интернете. Бездействием может быть нерассмотрение чиновником заявления или непринятие по нему решения.
Кроме госорганов и их должностных лиц ответчиком могут выступать органы без статуса юридического лица (экзаменационные или призывные комиссии), а также организации, наделенные отдельными публичными полномочиями (психиатрические больницы, медсанчасти ФСИН).
По правилам КАС и АПК не оспариваются решения, принятые в рамках уголовного дела или дела об административном правонарушении. Для этого предусмотрен иной порядок.
Независимо от названия заявления (исковое иди административное исковое) суд сам определяет, по каким правилам следует его рассматривать исходя из требования заявителя. Суд вправе сослаться на нормы права, не указанные в иске. Суд не связан доводами жалобы, так как он проверяет все имеющие значение для дела обстоятельства.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС" (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Главный редактор: Игнаткина В.В.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Итоги-2021: все разъяснения Пленума Верховного суда

В 2021 году судьи Верховного суда так и не вернулись в зал пленарных заседаний — это не позволила сделать пандемия. Поэтому все важные разъяснения продолжили принимать в формате видеоконференции. А решений было много: ВС впервые за долгое время обновил процессуальные разъяснения для гражданских дел, переписал несколько старых «уголовных» постановлений и впервые объяснил правила досудебного порядка по всем категориям споров. В одном из последних постановлений прошлого года объяснили, как работодателей накажут штрафами по КоАП за невыплату зарплаты.

Первое постановление в 2021 году касалось правил применения антимонопольного законодательства. ВС разъяснил, по каким критериям можно выявить монополистов и картельные сговоры, растолковал правила обжалования предупреждений и предписаний ФАС и разрешил жаловаться на антиконкурентные действия контрагента в любой момент как до заключения договора, так и после.


В федеральном КоАП есть специальная ст. 5.35.1, которая предусматривает наказание за неуплату алиментов. Но до весны 2021 года у судов не было общего понимания того, в каких случаях неплательщики алиментов заслуживают штрафов.

Пленум ВС все разъяснил. Накажут не только тех, кто совсем не платит алименты, но и тех, кто перечисляет их не полностью. Не спасет от штрафа даже тюрьма: если заключенный работает в колонии, он должен перечислять свой доход на содержание ребенка. А несогласие плательщика алиментов с их размером не станет уважительной причиной для просрочки платежей.

В апреле ВС представил два новых постановления. Это были обновленные разъяснения по правилам гражданского процесса в судах апелляционной и кассационной инстанции. Приняли их только с третьей попытки, потому что документ постоянно дорабатывали. Но в июне новые правила все же вступили в силу.

В двух постановлениях Пленум научил считать сроки для обжалования и разъяснил последствия их пропуска, рассказал, какие обстоятельства станут основанием для отмены решения, детализировал правило о высшем юридическом образовании для представителей и призвал суды самостоятельно исправлять ошибки за заявителями, не возвращая им иски.

Разъяснения по апелляции и кассации во многом повторяют друг друга, но в них есть немало и специфических разъяснений для конкретной инстанции.

В начале июня Пленум представил долгожданные разъяснения о досудебном порядке урегулирования споров, рассматриваемых в арбитражном и гражданском процессах. До этого высшая инстанция никак не регулировала правила «досудебки» — эти разъяснения стали первыми.

В постановлении содержится подробный перечень дел, по которым нужно и не нужно соблюдать досудебный порядок. Кроме того, Верховный суд разрешил направлять претензию в мессенджерах и соцсетях, если стороны по договору обычно так и общаются. А при предъявлении встречного иска претензию разрешили не отправлять вовсе. Также от этой обязанности освободили всех третьих лиц.


Также в июне Пленум впервые разъяснил правила применения главы 23 Уголовного кодекса о преступлениях против интересов службы в коммерческих организациях.

Разъяснения касаются злоупотребления полномочиями, включая действия частных нотариусов и аудиторов, а также при выполнении гособоронзаказа. Например, нотариуса накажут, если в результате его осознанных действий или простой невнимательности кто-то потерял право на имущество или не получил право на получение наследства. При этом ВС призвал назначать наказания по таким делам индивидуально: с учетом мотивов преступления, количества потерпевших и тяжести причиненного вреда.


В ноябре ВС впервые объяснил, как правильно применять нормы о возобновлении производства по уголовным делам по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Пленум рассказал, какие обстоятельства можно признать новыми, а какие — вновь открывшимися. К первым относятся, например, исключение статьи из УК, ко вторым в числе прочего — преступные действия прокурора или судьи.

Помимо принятия новых разъяснений, Пленум внес изменения в несколько уже действующих постановлений.

Так, в июне ВС немного обновил разъяснения о применении особого порядка по уголовным делам. Если обвиняемый признал вину, это не повод игнорировать гражданский иск — суд должен его рассмотреть. Например, иск можно удовлетворить, если требования вытекают из обвинения, с которым подсудимый согласился.

А в октябре поправки достались постановлению об условно-досрочном освобождении из колонии. Одно из новых разъяснений облегчит замену наказания для тяжелобольных заключенных: оно предусматривает, что для УДО не нужна положительная характеристика сотрудников колонии и отсутствие «социальных связей».

Несовершеннолетних разрешили отправлять в СИЗО даже по преступлению средней тяжести, но только если они совершили такое преступление не впервые. А судебный штраф за несовершеннолетнего могут заплатить его родители или опекуны, но на это нужно их согласие.

Еще один блок поправок коснулся постановления об экстремистских преступлениях. Основное отличие: «признаки возбуждения вражды и ненависти», на которые указывал ВС раньше, уступили место «призывам к осуществлению экстремистской деятельности или действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Верховный суд полностью обновил разъяснения по рассмотрению дел в первой инстанции по правилам Арбитражного процессуального кодекса — впервые за 25 лет.

Судам дали право по собственной инициативе признавать поведение одной из сторон злоупотреблением правом, а сторонам напомнили, что за затягивание процесса необоснованными ходатайствами можно получить судебный штраф. ВС также научил правильно определять подсудность иска и разрешил подавать встречный иск без предварительной претензии. Адвокатам и юристам позволили не приносить в суд оригиналы документов об образовании и удостоверений.

В одном из последних постановлений года ВС объяснил, как работодателей накажут штрафами по КоАП за невыплату зарплаты, незаключение договоров и другие нарушения трудового права.

Так, за невыплату зарплаты нескольким сотрудникам накажут не одним штрафом, а несколькими. Такое нарушение не является длящимся: срок давности начинает идти со следующего дня после дня выплаты зарплаты. Помимо подсчета сроков, Пленум научил доказывать трудовые отношения и подтверждать факт удаленной работы.

Итоги-2020: все разъяснения Пленума Верховного суда

На главной иллюстрации к этому тексту стилизованно изображен зал заседаний Пленума Верховного суда. Но в 2020 году судьи собрались в нем лишь однажды, в январе, после этого все заседания проходили в режиме видео-конференц-связи. Именно так Пленум принял множество важных для практики разъяснений. Прекращение обязательств, предпринимательские преступления, поручительства и различные процессуальные разъяснения – напоминаем, какие инструкции ВС давал нижестоящим судам за прошедший год.


Пленум ВС подробно раскрыл нюансы всех основных форм прекращения обязательств, предусмотренных в ГК: отступного, зачета, новации, прощения долга. В качестве отступного можно выполнить работы или оказать услуги, а для зачета обязательства должны быть однородными: деньги за деньги, услуга за услугу. Также в документе рассказали о сроках давности, ограничениях для отдельных форм и особенностях ликвидации юридических лиц.


В 2015 году произошла реформа института поручительства. Поэтому разъяснения, которые дал по таким договорам Высший арбитражный суд в 2012 году, утратили свою актуальность и не покрывали все вопросы, возникающие на практике. Пленум ВС выпустил новую версию документа и разъяснил, в какой форме нужно заключать соглашение о поручительстве, какие положения можно в него включать, а какие в любом случае будут признаны ничтожными.

Например, если изначальные договоренности кредитора и должника поменялись без согласия поручителя, он отвечает на прежних условиях. Но это правило можно обойти. В первоначальном договоре поручительства можно прописать пределы изменения основного обязательства. Например, указать сумму или размер процентов, на которые могут быть увеличены соответственно сумма долга и проценты по нему.


В Уголовном кодексе есть несколько статей, в которых прописано наказание за махинации с документами: их кражу, подделку или изменение. Пленум рассказал правоприменителям, как не запутаться в этих статьях и правильно квалифицировать действия злоумышленников. К примеру, использование поддельного документа квалифицируется как оконченное преступление с момента его представления с целью получения прав или освобождения от обязанностей. Не имеет значения, смог ли злоумышленник добиться своей цели (получил ли больничный по поддельному листу и так далее).


Пленум ВС запретил отправлять предпринимателей в СИЗО только из-за их «корыстных мотивов». Также судам предписали всегда обсуждать возможность применения залога по «предпринимательским» преступлениям. А неэффективное следствие назвали одной из причин для отказа в продлении меры пресечения.


Пленум ВС обновил несколько своих постановлений о «предпринимательских» преступлениях. Работников бизнеса не разрешается привлекать в качестве соучастников «предпринимательского» преступления только за то, что они выполняли поручения своего руководителя. А самого руководителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он взял на себя обоснованные риски во имя общественной пользы.


Особое внимание Верховный суд уделил разъяснениям процессуальных кодексов. Начнем с Кодекса административного судопроизводства – самого «молодого» из существующих, он был принят только в 2015 году.

Пленум разъяснил, как считать сроки для апелляционного и кассационного обжалования и разрешил не прикладывать копии документов, которые уже есть в материалах дела.


Пленум ВС в 2020 году также принял постановления об апелляционном и кассационном производстве в арбитражных судах. Согласно задумке судей, в кассацию должно было стать проще подать разъяснения и дополнения, а апелляциям запретили принимать новые доказательства. А еще для обеих инстанций закрепили обязательную проверку решения на соответствие позициям Верховного суда.


Под конец года Пленум принял разъяснения по одной из самых обсуждаемых юридических тем года – банкротному мораторию. ВС запретил субординировать требования руководителей, которые предоставили финансирование своей компании в трудные времена, но разрешил приставам, несмотря на правила моратория, взыскивать долги по зарплате и алиментам.


Разъяснения Уголовно-процессуального кодекса от Пленума ВС учат суды рассматривать гражданские иски. Обратиться с таким иском могут и юридические, и физические лица. Согласно общему правилу, в качестве гражданского ответчика выступает обвиняемый по уголовному делу. Если закон возлагает обязанность возмещения вреда на кого-то еще, то его и нужно привлечь. Также отвечают и те, кто неправомерно завладел имуществом, даже если его потом повредили или уничтожили другие лица.

Кроме того, Пленум ВС ориентирует учитывать и аморальное поведение потерпевших. В этом случае размер компенсации может быть снижен.

Пленум ВС разъяснил, как оспорить законы и постановления

«Пошаговая инструкция для судов» – так на заседании Пленума Верховного суда назвали новые разъяснения по делам об оспаривании нормативных правовых актов и законодательства. В числе прочего ВС назвал критерии таких документов и разъяснил последствия их успешного оспаривания.

Разъяснения по этой категории дел Верховный суд уже давал в 2007 году, а Высший арбитражный суд – в 2013 году. Но с тех пор законодательство сильно изменилось. Например, в 2015 году вступил в силу Кодекс административного судопроизводства, а в 2016 году элементом судебного контроля стали акты с разъяснениями законодательства, обладающие нормативными свойствами.

В связи с этим появилась необходимость актуализировать уже устаревшие разъяснения. «Обсуждаемый проект постановления – это не только актуализированная редакция постановлений ВС и ВАС. Он взял из них лучшее, стал практически пошаговой инструкцией для судов. Такой документ нужен судам и нужен прямо сейчас», – рассказал Михаил Сорокин из Нижегородского областного суда.

Признаки нормативно-правовых актов

Пленум ВС выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт. Первый – издание его в установленном порядке управомоченным органом госвласти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом. Второй – наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения. В противном случае суд оставит его без рассмотрения. А если истец оспаривает документ, который со всей очевидностью не может затрагивать его права, – судья откажет в принятии заявления к производству.

«Административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями», – подчеркивает Пленум ВС.

Разъяснения законодательства — что это?

Акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, – это акты органов госвласти, органов местного самоуправления и иных органов, которые включают в себя результаты толкования норм права, которые используются в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно определить и привлечь к участию в деле.

При оспаривании разъяснений суд должен установить смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта. Пленум отмечает: если разъяснения не соответствуют смыслу разъясняемых им положений – суд должен признать документ недействующим и указать на это в решении.

Итоги оспаривания

Пленум ВС дает судам право возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт взамен успешно оспоренного. Но только в случае, если суд выявит «недостаточную правовую урегулированность» административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Эта норма подлежит применению лишь в случаях, когда обязанность по принятию акта предусмотрена НПА с большей юридической силой.

Оспоренный акт или его часть могут быть признаны недействующими, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. А если они были приняты раньше, чем более «сильный» НПА, – со дня вступления последнего в силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Содержащиеся в решении выводы о несоответствии оспоренного акта закону или иному нормативному правовому акту могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении других дел – в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.

Даны разъяснения и по поводу судебных расходов: поскольку нормы КАС и АПК не устанавливают каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или разъяснений, то распределять их нужно по общим положениям этих кодексов.

Юридическое образование и штрафы для чиновников

Ст. 208 КАС устанавливает, что заявители без высшего юридического образования ведут дела через своих представителей, которые такое образование имеют. Но при этом, подчеркивает ВС, закон не устанавливает требование к высшему образованию у лица, которое подписывает административный иск. То есть подписать заявление может административный истец без высшего юридического образования – но в суде его все равно должен представлять юрист с дипломом. И его нужно указать прямо в иске – с приложением копии диплома.

Разъяснения даны не только по поводу статуса административного истца: судам также предложено обращать внимание на факты уклонения представителей принявшего НПА от явки на судебное заседание. «В случае неявки на судебное заседание без уважительных причин лиц, явка которых признана судом обязательной, необходимо обсуждать вопрос о возможности наложения штрафа», – подчеркивает Пленум.

Орган госвласти, который должен проводить обязательную регистрацию нормативных правовых актов (например, Минюст), принимает участие в рассмотрении таких дел в качестве заинтересованного лица.

Постановление Пленума пока не принято – по итогам обсуждения председатель ВС Вячеслав Лебедев отправил его на доработку, по итогам которой некоторые разъяснения могут измениться.

В целях формирования единообразной судебной практики Пленум ВС РФ разъяснил отдельные вопросы, связанные с применением положений гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ, которыми определяется порядок рассмотрения дел об оспаривании решений (в том числе ненормативных правовых актов) и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц. В частности, ВС РФ сформулировал следующие правовые позиции (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. № 21).

- Вопрос о том, может ли тот или иной документ быть оспорен в судебном порядке, разрешается в зависимости от его содержания. Наименование оспариваемого документа определяющего значения в этом отношении не имеет.

Получите полный доступ к Энциклопедии судебной практики системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Акты налоговых и таможенных проверок, а также акты контрольных (надзорных) мероприятий не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. Вместе с тем заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки, в том числе предписание об устранении выявленных нарушений.

Не подлежат самостоятельному оспариванию также документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества (удостоверения, свидетельства, справки и т. п.).

  • В порядке гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ могут быть оспорены в том числе решения и действия (бездействие) наделенных публичными полномочиями органов, не имеющих статуса юридического лица (межведомственных комиссий, экзаменационных, призывных комиссий, ВАК, комиссий по разработке территориальных программ ОМС и др.), а также организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями (например, медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляющих медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к управлению транспортным средством, созданных субъектом РФ бюджетных учреждений, наделенных полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости).
  • Вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела определяются судом в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения. Оформление искового заявления вместо административного искового заявления (заявления, подаваемого в порядке гл. 24 АПК РФ) не влияет на определение вида судопроизводства (производства по делу).

При предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия.

В рассматриваемом постановлении разъясняются также иные вопросы, связанные с данной категории дел (подсудность, срок обращения в суд и др.).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: