Как проходит освидетельствование подводной части корпуса судна

Обновлено: 26.04.2024

Классификационная деятельность Российского морского регистра судоходства (далее — Регистр, РС) осуществляется в соответствии с Общими положениями о классификационной и иной деятельности. Проведение классификационных освидетельствований судов и морских сооружений в эксплуатации регламентировано Правилами классификационных освидетельствований судов в эксплуатации, Руководством по техническому наблюдению за судами в эксплуатации, Правилами освидетельствований судов внутреннего плавания в эксплуатации (для Европейских внутренних путей) и другими правилами РC в зависимости от типа судна и морского сооружения.

Классификационные освидетельствования судов и морских сооружений различного назначения проводятся с целью проверки их соответствия и соответствия судовых холодильных установок правилам РC и нормативно-техническим документам для определения возможности присвоения, возобновления, переназначения, сохранения и подтверждения класса Регистра согласно их назначению и с целью обеспечения охраны человеческой жизни на море, безопасной и надежной перевозки пассажиров и грузов, предотвращения загрязнения окружающей среды.

Первоначальное освидетельствование судна в эксплуатации проводится с целью установить возможность присвоения класса судну, впервые предъявленному для классификации Регистру, а также возможность переназначения класса Регистра на судне, у которого класс Регистра был снят.

Первоначальное письменное обращение о приеме судна в класс PC в произвольной форме направляется судовладельцем в Регистр.

Периодические освидетельствования:

  • Ежегодное освидетельствование для подтверждения класса имеет целью установить, что судно в достаточной степени отвечает условиям сохранения класса, а также проверить работу механизмов, устройств и установок, на которые распространяются требования Правил классификации и постройки морских судов.
  • Промежуточное освидетельствование должно проводиться в период или между вторым и третьим ежегодными освидетельствованиями. Объекты, которые являются дополнительными к тем, которые должны освидетельствоваться при ежегодных освидетельствованиях, могут быть освидетельствованы во время или между вторым и третьим ежегодными освидетельствованиями.
  • Очередное освидетельствование для возобновления класса имеет целью установить, что техническое состояние судна и изменения в составе и конструкции его объектов отвечают требованиям правил РС. Очередное освидетельствование проводится через интервалы, не превышающие 5 лет, с возобновлением класса, как правило, на следующий пятилетний период.
  • Освидетельствование валопроводов/главных САУС. Проводится в установленные РС сроки в зависимости от конструкции валопровода/главного САУС и имеет целью установить, что техническое состояние судовых валопроводов, гребных винтов, механизмов изменения шага ВРШ и главных средств активного управления судами (САУС) отвечает требованиям Правил.
  • Освидетельствование подводной части. Проводится с целью проверки технического состояния на предмет соответствия правилам РС:
    • подводной части корпуса судна;
    • забортных отверстий и донно-бортовой арматуры в подводной части;
    • подводных частей рулевых устройств;
    • валопроводов, движителей и САУС;
    • частей навигационного оборудования, расположенных в подводной части корпуса;
    • других объектов технического наблюдения, освидетельствование которых возможно лишь тогда, когда судно находится в доке.

    Внеочередные освидетельствования проводятся в связи с восстановлением/сохранением класса; изменением символа класса, типа/подтипа и других характеристик судна; аварийными происшествиями; перегонами.

    Другие освидетельствования: при наличии специальной договоренности и поручения Регистр может проводить другие освидетельствования. К ним относятся: освидетельствования, проводимые по поручению государственных органов (МА, посольства государства флага, органов стандартизации, органов государственного технического надзора и др.); освидетельствования, проводимые по просьбе компаний (судоходных, страховых, промышленных и других).

    При осуществлении технического наблюдения за судами и морскими сооружениями Регистр руководствуется следующими нормативными документами РС, перечисленными ниже, и применимыми международными конвенциями, кодексами, соглашениями, национальными требованиями МА государств флагов.

    Компания ООО «Водолазные работы» успешно прошла аккредитацию и теперь предоставляет услуги по освидетельствованию судов для Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС).

    Подводное освидетельствование судов проводится с целью присвоения, подтверждения или смены класса регистра согласно их назначению.

    Для проведения подводного освидетельствования судов, а также подводной части морских сооружений с помощью водолаза используется современное водолазное оборудование и необходимые контрольно-измерительные приборы: технически оборудованная водолазная станция, для документирования осмотра подводных частей корпуса судна или морских объектов применяется подводная фото-/видеосъемка.

    Общие положения

    Водолазная станция производит осмотр подводной части корпуса судна, винто-рулевого комплекса (ВРК), оценку состояния защитного покрытия, прочности корпуса и износа его элементов (сварные швы, заклепочные соединения и пр.). Также водолазы проводят проверку усталостной прочности корпусных конструкций. Каждому из рассматриваемых параметров присваивается соответствующая оценка рейтинговой системы регистра.



    Для оперативного проведения освидетельствования судна необходимо провести предварительную подготовку:

    1. Подлежащие освидетельствованию части судна должны быть доступны;
    2. прозрачность воды в акватории должна обеспечивать хорошую видимость изображения объектов освидетельствования;
    3. глубина под килем должна быть достаточной для тщательного осмотра всех участков подводной части корпуса, рулевого устройства, гребных валов, движителей и донно-забортной арматуры и систем электронавигационного оборудования;
    4. в местах с недостаточной освещенностью должны применяться дополнительные источники света, в нужной степени обеспечивающие возможность тщательного обследования объекта освидетельствования и получения четкого изображения на экране монитора;
    5. Все объекты должны быть исправны, в рабочем состоянии, за исключением аварийных случаев или случаев ремонта;
    6. Все требования безопасности должны быть соблюдены;
    7. До начала освидетельствования владелец судна должен предоставить сведения о всех эксплуатационных дефектах, повреждениях и износах за последние 5 лет; показать судовые акты и журналы;



    Освидетельствование может проводиться на якорной стоянке или на открытой воде. Следует выбирать места со спокойным течением и незамутненной водой. При проведении осмотра в море необходимо использовать водолазный бот технического обеспечения освидетельствования, также осмотр может осуществляться с причала, с борта осматриваемого судна или с другого плавсредства.

    В ходе проведения оценки технического состояния объекта наблюдения могут быть обнаружены износы, повреждения или неисправности. В таком случае определяется степень их отрицательного влияния на безопасную эксплуатацию судна: а) состояние плавсредства признается годным для дальнейшей эксплуатации; б) подтверждается несоответствие технического состояния объекта требованиям Регистра, и объект (судно или морское сооружение) признается негодным к эксплуатации. Документы, подтверждающие классификацию РМРС, выдаются только после устранения обнаруженных дефектов. Любые повреждения и нарушения целостности покрытий, интенсивный износ отдельных участков обследуемых конструкций, признанные инспектором опасными для дальнейшей эксплуатации, подлежат срочному ремонту.

    Оценка состояния корпусных конструкций выполняется посредством визуального осмотра, замера толщины различных частей конструкции, органолептического исследования, а также испытаний на непроницаемость. Осмотр наружной обшивки, кингстонных ящиков и пр. производится изнутри и снаружи.

    Результаты освидетельствования фиксируются инспектором в отчетных документах РМРС.

    Освидетельствование подводной части судна

    Подводная часть судна предъявляется освидетельствованию с целью подтверждения ее состояния требованиям РС.

    Производится осмотр непосредственно подводной части корпуса, подводных элементов рулевых устройств, движителей и валопроводов, забортных отверстий и т.д. Подводное освидетельствование корпуса судна должно производится в доке

    В течение 5-летнего срока действия класса РС необходимо провести минимум 2 обследования подводной части судна. Временной интервал между 2-я обследованиями подводной части судна не должен превышать 36 месяцев.

    Перед началом освидетельствования необходимо провести подготовку обследуемой зоны: подводную часть корпуса требуется очистить от обрастаний таким образом, чтобы было видно все возможные трещины, сколы и коррозии. Все выявленные дефекты, представляющие угрозу для эксплуатационной готовности, должны быть устранены; подлежащие замене участки – заменены.



    Периодичность проведения освидетельствований

    Первичное освидетельствование эксплуатируемого судна проводится с целью присвоить ему класс согласно требованиям классификации РС. Также данный тип освидетельствования дает возможность переназначить класс в случае его предшествующей отмены.

    Ежегодное обследование проводится для освидетельствования и подтверждения класса РС; также проверяется исправность работы различных механизмов и установок, находящихся в эксплуатации.

    Во время ежегодных освидетельствований обычно проводится наружный осмотр объекта технического наблюдения.

    Промежуточное освидетельствование , как правило, проводится, между 2-м и 3-м ежегодным обследованием судна или морского сооружения. При промежуточном освидетельствовании производится осмотр дополнительных объектов и конструкций, которые не предъявлялись к осмотру во время предыдущего ежегодного освидетельствования.

    Очередное освидетельствование проводится с целью возобновить класс и установить, что техническое состояние обследуемого объекта отвечает требованиям РС. В очередное освидетельствование обязательно включается обследование подводной части судна. Очередное освидетельствование проводится через временные промежутки не более 5-и лет. Объем обследования назначается инспектором комиссии.

    На настоящий момент силами компании ООО «Водолазные работы» выполнено около 15 водолазных обследований под морским регистром и проинспектировано около 50 000 тыс м² подводных судовых конструкций.

    При возникновении аварийной ситуации на судне может появиться необходимость обследования подводной части его корпуса с целью выявления возможных повреждений.

    Для выполнения данных работ привлекаются водолазные станции, укомплектованные (в зависимости от характера, условий работ и глубины спусков) достаточным количеством водолазов и оснащенные необходимыми техническими средствами.

    Легководолазное снаряжение при обследовании аварийных судов является наиболее приемлемым с точки зрения удобства и производительности работ. При необходимости допускается использование снаряжения других типов.

    Руководителем водолазных работ определяются метод и порядок обследования судна, численность основного состава и обслуживающего персонала, необходимое количество оборудования и технических средств. Также руководитель распределяет обязанности между водолазами и персоналом, обслуживающим работы.

    Водолазный бот пришвартовывается к аварийному судну, после чего начинаются работы по обследованию его корпуса. Спуски производятся при нормальных метеорологических условиях в дневное время.

    В процессе проведения работ необходимо обеспечить двухстороннюю связь с постом водолазных спусков и с аварийным судном.

    В случае возникновения угрозы затопления аварийного судна с кормы водолазного бота на судно подается швартовный канат дупленём (концы каната крепятся на боте), сам же водолазный бот ставится на якорь.

    Проведение работ

    1. Подготовка к водолазным работам.

    Перед началом спуска производится установка маркировочных концов (или подкильных концов). При выполнении обследования борта судна концы опускают до скулового пояса, при осмотре днища – ниже скуловых килей (на половину ширины судна). Крепление маркировочных концов осуществляется с помощью магнитных марок или магнитно-вакуумных присосов.

    2. Обследование подводной части корпуса.

    Осмотр аварийного судна осуществляется с подкильного конца. По мере обследования водолаз продвигается заданным маршрутом сверху вниз к концу диаметральной плоскости (ДП). Закончив осмотр заданной полосы, водолаз по команде руководителя спуска приступает к обследованию следующей полосы, куда переносится подкильный конец (на расстояние двойной видимости). Так происходит продвижение водолаза до тех пор, пока борт судна не будет полностью обследован. Осмотр другого борта осуществляется тем же способом.

    Наружную обшивку судна практичнее осматривать с использованием легководолазного снаряжения. При этом водолаз передвигается челночным способом по поясьям вдоль борта от носа к корме и в обратную сторону. Участок передвижения ограничен маркировочными подкильными концами, по достижении которых водолаз смешается по вертикали и начинает движение в обратном направлении.

    Водолазам при обследовании наружной обшивки необходимо уделять особое внимание опасным местам, где существует большая вероятность появления трещин.

    При обнаружении дефектов необходимо провести установку буйка. Водолаз по обратной связи должен доложить руководителю работ, о найденном дефекте и его особенностях, после чего завести опушенный с поверхности маркировочный конец на место нахождения дефекта и закрепить магнитную марку.

    Перед спуском подготавливается схема корпуса аварийного судна с изображением подкильных концов. По мере выполнения работ результаты обследования наносятся на данную схему.

    3. Осмотр винто-рулевого комплекса (ВРК).

    Обследование ВКР выполняется с рабочих водолазных беседок.

    Осмотр гребного винта и направляющей насадки (при ее наличии) производится с носовой и кормовой сторон. Во время осмотра винта обследуются обтекатель (крепление), лопасти (проверяется наличие и целостность), ступица и сварные швы (на наличие дефектов).

    Осмотр пера руля водолаз выполняет челночными движениями в горизонтальном направлении от кормовой части пера руля к носовой и в обратную сторону, смещаясь на расстояние в половину величины прозрачности воды. При обследовании необходимо уделять внимание фланцевым соединениям пера руля с баллером, а также подвижному соединению пера руля с рудерпостом.

    Об обнаруженных дефектах водолаз сообщает на поверхность, давая подробное их описание и помечая местоположение.

    4. Обследование грунта. В случае, когда аварийное судно село на мель, производится обследование грунта вокруг его корпуса методом обхода по ходовому тросу. Перед обследованием производится разметка границ обследуемой полосы, по которым укладываются направляющие тросы. Ходовой трос, оснащенный на концах балластинами с буйками, крепится в начале полосы.

    Продвигаясь от одного конца троса к другому, водолаз производит обследование дна. После этого, ходовой трос вместе с балластиной переносится водолазом на расстояние двойной видимости. Другой конец тороса на то же расстояние переносят, находящиеся на поверхности помощники. После чего осмотр дна осуществляется в обратном направлении.

    Руководитель работ фиксирует обнаруженные водолазом препятствия в журнале работ. Сами препятствия помечаются буйками.

    5. Оформление сдачи-приемки работ. По окончании осмотра составляется «Акт водолазного обследования», к которому прилагаются схемы судна и обследуемого района.

    Охрана труда при выполнении работ

    Перед проведением спусков водолазы должны пройти инструктаж по безопасности труда, а экипаж аварийного судна - по безопасному обслуживанию водолазных работ. Инструктаж проводится руководителем водолазных работ. В РД 31.84.01-90;Единые правила безопасности труда на водолазных работах» прописаны основные требования к работам по спуску и подъему водолазов.

    Если не определены род и количество груза, степень его опасности, а также не приняты необходимые меры безопасности – производство водолазных работ запрещается.

    Спуски водолазов запрещаются при наличии в корпусе аварийного судна пробоин, через которые в больших объемах проходит вода. В этом случае отсек заполняют водой или устанавливают на пробоину пластырь. Острые кромки пробоин не должны касаться водолазного снаряжения. Минимально допустимое расстояние между грунтом и днищем аварийного судна (с учетом волнения) при работе водолаза с грунта – не менее 2 метров.

    Водолазу запрещается переходить с одной стороны на другую между лопастями гребного винта в насадке.

    освидетельствование в Морском Регистре

    Как проходит освидетельствование в Морском Регистре? Какие виды процедур существуют на сегодняшний день и как понять, что именно подойдет в вашем случае? Какие документы потребуются для прохождения и как подготовиться к осмотру? Об этом и многом другом рассказывают эксперты компании «ЛенТехСертификация».

    Для начала предлагаем вспомнить, что такое освидетельствование. Эта процедура необходима для всех судов, которые будут эксплуатироваться на территории нашей страны. При помощи осмотров, исследований, испытаний и других методов проверок специалистами подтверждается готовность корабля к безопасному плаванию и присваивается свой класс.

    Нормативные акты

    Следует обозначить, что проверка технического состояния судна — это не очередная бюрократическая проволочка, а вынужденная необходимость. Успешное прохождение освидетельствования судна обеспечивает безопасность экипажа и пассажиров, а также сохранность груза и окружающей среды — ведь во время осмотра проверяется и наличие выбросов вредных веществ в океан.

    Правила освидетельствования судов прописаны в актах РМРС и РРР.

    В РМРС вошли нормы классификации и постройки:

    • морских судов;
    • кораблей внутреннего плавания;
    • химовозов;
    • обитаемых подводных аппаратов, судовых водолазных комплексов и пассажирских подводных аппаратов;
    • высокоскоростных судов;
    • малых экранопланов типа А;
    • малых морских рыболовных судов;
    • прогулочных кораблей;
    • судов для перевозки сжиженных газов наливом и сжатого природного газа;
    • морских плавучих нефтегазодобывающих комплексов.

    Для вышеперечисленных категорий действует ряд нормативов, в том числе правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации. Особое внимание уделяется грузоподъемности, оборудованию кораблей, перспективам ремонтных работ, возможностям предотвращения загрязнения окружающей среды.

    В РРР прописаны руководства по:

    • Техническому наблюдению за кораблями в эксплуатации.
    • Применению положений международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах.
    • Освидетельствованию судна с целью определения соответствия средств крепления груза принятым требованиям.
    • Техническому наблюдению за применением сварки в судостроении и судоремонте.
    • Освидетельствованию судовых средств крепления генеральных грузов.
    • Применению Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта в деятельности РС.

    А также методические рекомендации по техническому наблюдению за ремонтом морских судов.

    Существует несколько видов освидетельствования судов. Предлагаем рассмотреть каждый в отдельности.

    Первоначальное освидетельствование

    Первоначальное освидетельствование судов проводят перед тем, как присвоить кораблю определенный класс. После процедуры судно получает индивидуальный регистровый номер и подтверждающие документы.

    Проходить первоначальное техническое освидетельствование судна РМРС нужно в следующих случаях:

    • После постройки корабля.
    • При изменении пункта приписки.
    • При переходе из одного регистра в другой.
    • В случае смены владельца.

    Ежегодное освидетельствование судна

    Если предыдущая процедура впервые устанавливает класс корабля, то ежегодное техническое освидетельствование судов нужно, чтобы периодически подтверждать этот класс, а также соответствие требованиям регламента и безопасности.

    Во время ежегодного осмотра проверяется комплектность оборудования, работоспособность всех систем, техническое состояние в целом и многое другое. Характер проверки в основном визуальный, не слишком глубокий. То есть если оборудование в рабочем состоянии, то никакой дополнительной диагностики на обнаружение скрытых проблем проводится не будет.

    Основная задача — это подтвердить, что объект освидетельствования по-прежнему соответствует своему классу и может продолжать эксплуатироваться владельцем.

    Важно знать! Если судно предназначено для пассажирских перевозок или используется для ледокольных работ, то в ежегодное освидетельствование включается проверка подводной части.

    Помимо ежегодного, существует промежуточное освидетельствование. Оно предполагает проверку конструкций корпуса, механизмов, котлов и сосудов под давлением, электрического оборудования. Проверка проводится во время или между вторым и третьим ежегодными освидетельствованиями.

    Освидетельствование валопроводов/главных САУС

    Процедура проводится в установленные РС сроки в зависимости от конструкции валопровода/главного САУС. Она подтверждает, что техническое состояние судовых валопроводов, гребных винтов, механизмов изменения шага ВРШ и главных средств активного управления судами (САУС) отвечает принятым требованиям.

    Освидетельствование подводной части

    Экспертиза проводится для того, чтобы проверить техническое состояние:

    • подводной части корпуса судна;
    • забортных отверстий и донно-бортовой арматуры в подводной части;
    • подводных частей рулевых устройств;
    • валопроводов, движителей и САУС;
    • частей навигационного оборудования, расположенных в подводной части корпуса.

    И других объектов технического наблюдения, освидетельствование которых возможно лишь тогда, когда судно находится в доке.

    Система непрерывного освидетельствования (СНО)

    Распределяет весь объем освидетельствования на отдельные процедуры, причем полный цикл освидетельствования должен быть осуществлен в период, на который присвоен или возобновлен класс.

    Очередное освидетельствование судна

    Процедура проводится раз в 5 лет и представляет собой, по сути, расширенную ежегодную проверку. Инспектирующим органом тщательно проверяется все оборудование, механизмы, устройства, системы связи, противопожарные системы. Обязательно проверяется подводная часть судна в доке.

    Внеочередное освидетельствование

    Подобную процедуру проводят после аварий, реконструкции, перепланировки, то есть после любых серьезных повреждений или изменений. Кроме того, внеочередное освидетельствование морских судов РМРС проходят иностранные суда для получения свидетельства российского образца.

    Специальное освидетельствование

    Проводится при списании судна, для подтверждения разнообразных рекламационных актов или по запросу госорганов.

    Где можно проходить освидетельствование?

    Осмотр судна может проводиться в море, бассейне реки или на якорной стоянке. Инспектор проверяет наличие дефектов, таких как износ, повреждение и неисправности, а также производит необходимые замеры согласно действующим правилам.

    Незначительные недостатки накладывают определенные ограничения на использование судна до ремонтных работ, а вот серьезные нарушения грозят отказом в выдаче документов на класс судна. Кроме того, при злостном нарушении правил, судно может быть снято с эксплуатации из-за непригодности.

    Порядок подачи заявлений в РМРС на освидетельствование. Документация

    Перед проведением процедуры вам необходимо будет собрать следующий бумаги:

    • Формуляр судна с актами освидетельствования.
    • Отчет о проверках корпуса.
    • Согласованная программа освидетельствования для предыдущей процедуры.
    • Чертежи с допусками для каждого элемента.
    • Судовая техническая документация.
    • Акты о ремонтных работах.
    • Сведения о перевозимых грузах и балласте.
    • Акты проверок, выполненных персоналом.
    • Судовой журнал и другие документы об эксплуатации.

    Список может дополняться в зависимости от конкретного типа освидетельствования судов, особенностей объекта и многих других факторов. Чтобы узнать полный перечень документов, вы можете обратиться в компанию по сертификации, где специалисты смогут вас точнее сориентировать по вопросу. Учтите, для этого нужно будет подробно рассказать о судне, поэтому лучше озадачить этим компетентных сотрудников.

    После предоставления всей документации необходимо подождать, пока представитель РМРС проверит ее состав и содержание. Только следующим этапом будет переход к освидетельствованию судна — осмотрам, проверкам, испытаниям.

    Подготовка к процедуре

    Можно выделить несколько основных моментов:

    • Разработка программы. В нее включается информация о судне, статус и акты предыдущих проверок, отчеты о повреждениях и ремонте, чертежи, сведения о состоянии ключевых отсеков и многое другое. Разрабатывается программа совместно с Регистром и применяется только с его согласованием.
    • Подготовка судна. Владелец должен предоставить инспекторам безопасный доступ ко всем отсекам, обеспечить освещение, дополнительные лестницы, платформы или леса.
    • Организация собственной команды. Во время процедуры освидетельствования должен присутствовать как минимум один член команды для бесперебойной связи и страховки проверяющего и абсолютно весь состав, ответственный за состояние оборудования.

    Освидетельствование РМРС в СПб

    Приглашаем обращаться за получением свидетельства РМРС к экспертам компании «ЛенТехСертификация». Наши сотрудники подробно проконсультируют по всем вопросам, связанным с освидетельствованием судов, сориентируют по стоимости и срокам процедуры и помогут пройти ее наиболее оперативно благодаря большому опыту и пониманию, как именно можно избежать многочисленных ошибок.

    Звоните по указанному телефону или заполняйте форму обратной связи — мы оперативно приступим к работе!

    ВОДОЛАЗНАЯ СТАНЦИЯ

    ВОДОЛАЗНАЯ СТАНЦИЯ

    ВОДОЛАЗНАЯ СТАНЦИЯ запись закреплена

    Технологические карты на водолазные работы при проведении водолазных спусков и работ: "ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ СУДНА НА ПЛАВУ" (часть 1)

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Целью освидетельствования судов на плаву является определение технического состояния подводной части наружной обшивки корпуса, винто-рулевого комплекса и донной арматуры.
    Перед освидетельствованием наружная обшивка подводной части корпуса, винто-рулевой комплекс, кингстонные решетки и т.д. должны быть очищены от обрастаний, ржавчины и грязи. Освидетельствование выполняется водолазной станцией обеспеченной двухсторонней связью, техническими средствами подводного наблюдения и регистрации, контрольно-измерительными приборами. Состав водолазного подразделения и численность зависит от объёма и характера работ.
    Работы по освидетельствованию наружной обшивки ведутся в легководолазном снаряжении.
    Руководитель водолазных работ должен получить от заказчика рабочую программу обследования подводной части судна. Согласно этой программе и характеру работ определяется количество водолазов, одновременно осуществляющих работы под водой. После чего руководитель водолазных работ проводит инструктаж с водолазами по безопасным методам труда и с экипажем судна по безопасным методам обслуживания водолазных работ. Руководитель водолазных спусков распределяет обязанности между водолазами, обслуживающим персоналом, определяет время пребывания водолазов под водой. Спуск и подъём водолазов производится в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ.

    ПОДГОТОВКА К ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ. Для ориентировки водолазов на подводной части корпуса судна должна быть произведена временная маркировка с помощью двух маркировочных отвесов, ограничивающих район обследования.
    Руководитель водолазных работ обеспечивает подготовку технических средств к подводному освидетельствованию, которая содержит проверку:
    • телевизионной подводной аппаратуры и ее настройку;
    • подводной фотоаппаратуры, настройку приспособления для фотографирования;
    • приборов для неразрушающего контроля, калибровку приборов по имеющимся эталонам;
    • инструментов для измерения линейных величин, их настройки;
    • комплектации плавсредств средствами временной маркировки подводной части судна, приспособлениями для глушения наружных отверстий донно-бортовой арматуры (ДВА) и выполнения других водолазных работ.

    ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ВИНТО-РУЛЕВОГО КОМПЛЕКСА (ВРК) И КОРМОВОЙ ОКОНЕЧНОСТИ СУДНА. Освидетельствование подводной части судна начинается, как правило, с винто-рулевого комплекса (ВРК) и кормовой оконечности. Перед началом освидетельствования ВРК один из водолазов спускается под воду и производит его визуальный осмотр, маркировку лопастей винта, мест повреждений или дефектов с помощью магнитных или иных марок, если нет постоянной маркировки; маркировать также можно мелом. Маркировка криволинейных участков кормовой оконечности производится с помощью двух маркировочных отвесов, прижимаемых к криволинейной поверхности с помощью магнитных марок или другим способом.
    Как правило, освидетельствование рулевого устройства производится двумя водолазами, но в настоящее время эту работу может выполнять и один водолаз, при наличии всех необходимых технических средств.
    Один водолаз последовательно производит:
    • замеры зазоров в подшипниках баллера, между штырями и петлями руля,
    • замеряет запас на просадку пера руля или поворотной насадки,
    • производит смену мерительного инструмента и измеряет величины обнаруженных дефектов и повреждений, сообщая на поверхность их координаты и особенности.
    При необходимости по распоряжению руководителя спусков к производству измерений может привлекаться еще один водолаз.
    Второй водолаз с телекамерой при освидетельствовании должен:
    • последовательно показывать объекты освидетельствования, начиная с показа объекта крупным планом и, если позволяет видимость, общим планом.
    • показывать производство измерения другим водолазом так, чтобы на экране телевизора была четко видна шкала измерителя и можно было визуально наблюдать объекты освидетельствования и передавать на поверхность оценку их технического состояния.
    При обследовании объекта, его изображение записывается при помощи блока видеозаписи телевизионной установки. Для получения документальных фотографий объекта производится его фотографирование.
    При обследовании рулевого устройства проводится наружный осмотр пера руля с целью выявления износа листов обшивки, коррозионных разрушений сварных швов, трещин и вмятин, при этом наиболее тщательному осмотру должны подвергаться участки пера руля в районе действия гребного винта, обшивка в районе петель, пробочные швы.
    По требованию представителя Российского Морского Регистра Судоходства (PC) производится замер остаточных толщин деталей и конструкций ВРК. Остаточные толщины водолаз замеряет с помощью ультразвуковых или иных толщиномеров. Остаточная толщина листов пера руля замеряется в местах видимого износа на площади более 100х100 мм. Установление деформаций и проверка профиля сечения пера руля (поворотной насадки) производятся с помощью шаблона или стальной линейкой для определения зазора между шаблоном и обшивкой. Обмер протекторов проводится после отбивки рыхлостей и очистки поверхности от продуктов анодного растворения.

    При обследовании РУЛЕВОГО УСТРОЙСТВА определяется состояние:
    • скрепления пера руля с баллером, степень сохранности цементировки деталей крепления, величина зазора в подшипнике пятки руля, степень просадки руля;
    • штырей руля, величина зазоров в петлях соединения пера руля с рудерпостом;
    • видимой части гельмпортовой трубы, видимое скручивание баллера руля.
    Освидетельствование гребного устройства осуществляется одновременно двумя водолазами (если не предусмотрена иная организация работ, например работа одним водолазом).
    Один водолаз производит обследование визуально и управляет подводной телекамерой, обеспечивая показ изображений объектов освидетельствования, а также производство измерений другим водолазом.
    Необходимые измерения производят с помощью линеек, щупов, штангенциркулей и пр.
    Замеры зазоров и остаточных толщин производят дважды (второе измерение контрольное). При совпадении измерений результат считается окончательным. При несовпадении измерений выясняются и устраняются причины несовпадения и делается окончательное измерение.

    При подводном освидетельствовании ГРЕБНОГО УСТРОЙСТВА определяется:
    • состояние лопастей винта или крыльчатого движителя, наличие погнутостей, забоин, обломов с указанием размеров повреждений, наличие и степень коррозии и эрозии, состояние крепления съемных лопастей, наличие стопоров и сохранность их цементировки;
    • состояние корней лопастей и наличие трещин;
    • состояние и крепление обтекателей винтов, наличие стопора и состояние его цементировки;
    • состояние крепления, уплотнения дейдвудного устройства, шплинтовки гаек стопорного кольца, следы и возможные остатки намоток и т.п., величина зазоров между облицовкой вала и подшипником дейдвуда при водяной смазке;
    • наличие и состояние протекторной защиты на элементах гребного устройства.

    Освидетельствование КОРМОВОЙ ОКОНЕЧНОСТИ судна производится водолазами по схеме обследования борта судна, при этом целесообразнее использовать маркировочные отвесы с магнитными марками. Крепить эти отвесы можно согласно ранее предусмотренной схеме. При отсутствии маркировочных отвесов и концов можно использовать подкильный конец.
    После освидетельствования ВРК и кормовой части судна водолазы поднимаются на борт водолазного бота (плавсредства) и производится его перешвартовка для освидетельствования подводной поверхности цилиндрической части корпуса судна. .

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: