Как подать в суд на компанию которая не выполнила условия договора

Обновлено: 02.05.2024

Когда предприниматель или компания не могут договориться с поставщиком или собственником помещения, кажется, что следующее логичное действие — идти в суд.

Но иногда подавать иск может быть бесполезно. Сначала нужно попытаться решить проблему другими способами.

Представьте ситуацию: бухгалтер компании ООО «Ромашка» Вера опечаталась в платежке и перевела поставщику не 39 000 Р , как нужно было по договору, а в десять раз больше — 390 000 Р . Когда обнаружилась переплата, Вера позвонила поставщику, объяснила ситуацию и попросила вернуть лишние 351 000 Р . Тот пообещал вернуть, но деньги так и не пришли. А потом и вовсе перестал отвечать на звонки и письма.

Гендиректор Андрей скачал из интернета образец иска, заполнил его, приложил копии договора и платежки, поехал в суд. Там все документы приняли, и Андрей стал ждать, когда назначат заседание. Но вместо этого из суда пришел документ — иск оставлен без движения, то есть судья откладывает дело. Причина — несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Все потому, что компания должна была попытаться решить спор самостоятельно перед тем, как идти в суд.

Расскажу, что нужно было сделать, почему звонка бухгалтера недостаточно, и когда еще нужно соблюдать досудебный порядок.

В чем суть обязательного досудебного порядка

Обычно если ИП или компания недовольны работой контрагента, это сразу дают понять — сотрудник звонит контрагенту или отправляет ему письмо, объясняет сложившуюся ситуацию. Стороны обсуждают проблему, договариваются, как ее решить. Чаще всего все заканчивается спокойно и до суда дело не доходит.

Если проблема не решается, стороны могут пригласить посредника — медиатора — и провести переговоры в его присутствии. Если есть письменная договоренность, можно также обратиться в третейский суд — негосударственный коммерческий суд, который разрешает экономические споры между организациями или между организациями и гражданами. Официально третейские суды не входят в судебную систему России, но их решения имеют юридическую силу — как решения арбитражных судов.

Переговоры, переписка, медиация — все это внесудебные способы решить спор, проводить их или нет, каждая компания или ИП решают сами.

Но есть случаи, когда организации, ИП и даже граждане до подачи иска обязаны попытаться решить разногласия мирным путем — если действует обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Обязательный досудебный порядок устанавливается законом, а для некоторых споров — и договором, игнорировать его нельзя. Если у суда не будет письменных доказательств того, что истец пытался найти компромисс с ответчиком, иск не будут рассматривать и вернут.

В отношении бизнеса это выглядит так. Сторона, которая считает, что контрагент не исполнил или плохо исполнил свои обязательства, обязана сообщить ему об этом, чтобы тот исправился. Для этого она направляет документ, в котором говорит примерно следующее: «Мы недовольны, потому что вы допустили такие-то недочеты. Требуем их устранить в эти сроки либо расторгнуть договор и возместить убытки, иначе будем обращаться в суд».

Чаще всего такой документ называется претензией. Его можно назвать требованием или предложением, но смысл от этого не меняется — в этом документе одна сторона предъявляет другой обоснованные претензии. Кстати, именно поэтому обязательный досудебный порядок часто называют претензионным порядком.

Если контрагент не отреагирует в установленный срок на претензию, то отправитель может обращаться в суд.

Как подать в суд на компанию,которая не выполнила условия договора по выполнению строительных работ(заливка пола полиэуритановым материалом) в моей квартире. После первой заливки пола я не был удовлетворен работой,на что компания выполнявшая работы переделала работу. После переделки первой работы,качество второй работы было еще хуже. Сделал им претензию по телефону,на что они ответили ,что после последней оплаты (20% от общей стоимости) сделают все. Оплатив 20% начали "кормить" меня "завтраками". Сначала компания закупала материал порядка месяца,после приехал их технолог для осмотра полов. На следующий день после осмотра полов ,они мне написали письмо,якобы полы эксплуатировались и меня не устроит качество последней работы. Потом приехал другой их технолог закрасил полы каким-то подготовительным слоем краски,совершенно другим цветом. Как пояснил технолог ,якобы так надо ,все в порядке. Вообщем ,эта компания мне выставила еще счет ,вроде как заплатите и мы вам доделаем. Теперь они мне прислали письмо,что все работы сделаны и ждут подписания документов. Хочу подать на них в суд. Так работы не завершены,не могу заехать в квартиру,приходится снимать квартиру

Здравствуйте, Добрынин Алексей Иванович! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

С договором ознакомился.

Ваши отношения регулируются Законом «О защите прав потребителей» и параграфом 2 главы 37 ГК РФ.

пунктом 8.2. договора предусмотрено: «Споры и разногласия, возникшие в связи с выполнением данного
Договора, стороны решают по обоюдной договоренности.»
При отсутствии взаимоприемлемых решений, споры
рассматриваются в Арбитражном суде г.Москвы, в соответствии с действующим законодательством РФ.

А также есть следующий пункт:

3.10. В случае не подписания Заказчиком Акта приемки работ, в том числе
по причине неявки Заказчика для приемки работ и отсутствия со стороны Заказчика
мотивированного отказа в течение 3(трех) рабочих дней, работы считаются
выполненными Подрядчиком и принятыми Заказчиком в полном объеме, в Акте
делается соответствующая пометка, Акт считается подписанным обеими сторонами.

— безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

— соразмерного уменьшения установленной за работу цены;

— возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Сам текст претензии можно изложить в свободной форме, описав подробно все обстоятельства отношений по договору и в чем именно заключаются недостатки работ.

В претензии необходимо установить срок для исполнения Ваших требований, опираясь уже на Закон «О ЗПП»

Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
1. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

2. Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.
То есть, требования об уменьшении цены должны быть выполнены в 10-дневный срок, а требования об устранении недостатков работ — 8 дней, согласно договору.

После истечения указанного срока, в случае если ответ на претензию не будет получен или в удовлетворении Ваших требований будет отказано нужно будет обращаться с иском в суд.

Общие требования к исковому заявлению указаны в ГПК РФ

Статья 131. Форма и содержание искового заявления
1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

2. В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

Статья 132. Документы, прилагаемые к исковому заявлению
К исковому заявлению прилагаются:

его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют; текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;

доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;

расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

Также вы будете вправе взыскать убытки, выразившиеся в вынужденном найме жилого помещения, так как в свое Вы заехать не можете. Данные расходы нужно будет подтвердить документально. Обязательно просите возмещение морального вреда.

В целом, же рекомендую обратиться за составлением искового заявления к юристу (можете в том числе и на данном сайте)

Ситуации, когда одна организация имеет долги перед другой и не может или не хочет их выплачивать, встречаются нередко. Взыскать деньги можно несколькими способами — в судебном и досудебном порядке.

Организации и учреждения часто заключают договоры и соглашения, привлекают заемные средства. В результате неправильной финансовой политики и по ряду других причин предприятие не всегда может вовремя расплатиться по счетам, что становится причиной разногласий между компаньонами. Постепенно на сумму долга накладываются штрафы, пени и т.д. Вместе с задолженностью растет недовольство кредиторов, что приводит к возникновению претензий и споров.

Наиболее распространенными являются требования:

по взысканию задолженности с юридических лиц по договорным обязательствам с подрядчиками, поставщиками и другими лицами — участниками финансового и делового процесса;

по обязательствам перед своими работниками (в случае несвоевременной выплаты зарплаты, компенсационных и прочих выплат);

по кредитным договорам;

по договорам лизинга и займа;

оплата услуг, в том числе ЖКХ и прочих.

В связи со спецификой финансового спора работа по взысканию долгов с юридических лиц может вестись по двум направлениям: в досудебном и судебном порядке.

Переговоры — один из простейших способов прийти к консенсусу и найти способы мирного урегулирования спора. Довольно часто этот метод является эффективным и продуктивным. Заинтересованные стороны в ходе переговоров обсуждают все возникшие разногласии и находят пути их решения, договариваются о рассрочке или частичном погашении долга.

Все достигнутые договоренности стороны скрепляют соответствующим соглашением.

Претензионный способ взыскания задолженности может быть предусмотрен основным договором. В этом случае данный порядок взыскания является обязательным для сторон. Также он может быть установлен кредитором в случае неисполнения заемщиком своих финансовых обязательств.

В случае решения вопроса по взысканию задолженности в претензионном порядке кредитор направляет должнику письменную претензию, в которой излагает свои требования и предлагает варианты решения возникшей проблемы. Как показывает практика, досудебное урегулирование долговых конфликтов является эффективным способом достижения договоренности и для кредитора, и для должника.

Когда стороны не могут договориться самостоятельно, они обращаются в суд. Чтобы решить вопрос о взыскании задолженности, кредитор направляет исковое заявление, в котором излагает суть иска и свои требования. При этом рекомендуется при расчете запрашиваемой суммы указать ее максимальный предел, чтобы компенсировать убытки, связанные с несвоевременной уплатой долга. В сумму окончательного расчета можно включить размер основного займа, причиненного убытка, расходы на оплату юридического сопровождения, неустойку, предусмотренную договором.

Отсутствие расчета суммы долга может быть рассмотрено судом как недостаток доказательной базы.

К составлению искового заявления в суд нужно относиться очень серьезно. Грамотно оформленное исковое заявление о взыскание задолженности с юридического лица — основа для удовлетворения требований кредитора. Для его составления стоит обратиться к квалифицированному специалисту, лучше если это будет адвокат, специализирующийся на подобных делах.

Спор о взыскании между двумя юридическими лицами является предметом рассмотрения арбитражного суда. Процедура взыскания долга с юридического лица — процесс сложный, трудоемкий и требующий определенных юридических знаний.

Дела о взыскании задолженности с юридического лица, когда кредитором выступает физлицо, подсудны судам общей юрисдикции. Альтернативой судебного взыскания долга является обращение в третейский суд.

Как взыскать долг с юридического лица?

Услуги по взысканию долгов с юридических лиц

Взыскание долга с юридического лица — процесс сложный. Для его успешного решения лучше обратиться к юристу. Грамотный специалист окажет все необходимые услуги по взысканию задолженности в рамках правового поля. В их перечень входят:

анализ информации и документов: подготовка к делу, изучение документов и доказательств;

сбор сведений о должнике, проверка его платежеспособности, выявление активов, розыск имущества;

досудебная работа, в том числе ведение переговоров и претензионной работы;

подготовка документов для суда, оформление искового заявления;

ведение судебного процесса, в рамках которого применяются обеспечительные меры, взыскиваются штрафные санкции, юридические расходы;

взыскание по исполнительному документу, работа с судебными приставами.

Взыскание долгов за ЖКХ с юридических лиц

Проблема задолженности за услуги ЖКХ является «головной болью» для многих коммунальщиков. Среди злостных неплательщиков за коммунальные услуги оказываются как физические, так и юридические лица. К последним должен быть «особый» подход.

Такой распространенный метод, как вывешивание листовок о должниках в местах общего пользования и на досках объявлений с требованием своевременно оплачивать квитанции, подходящий для граждан, в этом случае применить не получится.

Существуют другие формы работы с данными клиентами-потребителями услуг ЖКХ:

досудебное урегулирование, когда должнику направляются уведомления об имеющейся задолженности с требованием погасить ее в установленный срок, также действует автодозвон — ежедневное напоминание о задолженности посредством специальной программы;

судебное урегулирование, предусматривающее непосредственное обращение в суд с исковым заявлением:

ограничение подачи ресурсов.

Работу с должниками должны сопровождать юристы.

Взыскание долга с поручителя юридического лица

Поручительство является распространенным способом обеспечения долговых обязательств. В соответствии с законодательством в случае неуплаты заемщиком долга по кредиту поручитель полностью или частично отвечает перед кредитором и обязан выплатить долг.

В случае невозможности взыскания денег с заемщика исковое заявление в суд подается на поручителя.

В зависимости от условий договора с него можно взыскать не только сумму основного долга, но и проценты, а также сумму судебных и иных издержек, возникших в ходе разбирательства.

Если сотрудничество стало невыгодным, контрагент нарушает условия соглашения: не платит в срок или некачественно выполняет работы (предоставляет услуги), вы можете расторгнуть договор через суд.

Как правильно составить исковое заявление о расторжении договора?

Начните с досудебной претензии

Важно! По делам о расторжении договоров досудебный порядок обязателен. Если этого не сделать, суд оставит иск без рассмотрения.

В некоторых случаях досудебного порядка достаточно, чтобы договор признали расторгнутым. Например, дольщик может отказаться от договора, если застройщик задержал срок передачи ключей на 2 месяца и больше. Это бесспорное основание для отказа от договора ДДУ.

В претензии нужно чётко выразить волю, что вы хотите расторгнуть договор, а также подробно обосновать причины расторжения. Суд признает досудебный порядок несоблюдённым, если в претензии есть требование исполнить условия договора, но нет чёткого предложения его расторгнуть.

Также недостаточно только предупреждения о том, что вы расторгните договор через суд, если контрагент добровольно не исполнит ваши требования. Обязательно предложите расторгнуть договор по соглашению сторон.

Если вы получили письменный отказ на претензию, или в течение 30 дней ваши требования не исполнили, вы вправе подать исковое заявление в суд. Доказательства того, что вы направляли претензию, нужно обязательно сохранить и прикрепить к иску. Это могут быть копия претензии с отметкой о принятии, опись вложения, квитанции об отправке и т. д.

На консультации мы подскажем, можно ли в вашем случае расторгнуть договор без суда, и поможем правильно составить досудебную претензию о расторжении договора.

Как правильно составить иск о расторжении договора?

Исковое заявление в арбитражный суд по договору должно содержать подробное описание обстоятельств, которые явились причиной расторжения договора, и доказательства этих обстоятельств.

Без веских причин расторгнуть через суд можно только некоторые виды договоров. Например, договор найма жилого помещения, дарения, бессрочной аренды.

В других случаях, когда по данному виду договора не предусмотрено одностороннее расторжение, нужно доказать наличие существенных оснований расторжения. В частности, что:

  • контрагент допустил существенное нарушение. Критерии существенности, если они не прописаны в договоре, суд определяет самостоятельно. Но вы должны доказать, что финансово пострадали в результате его действий (бездействия), привести расчёт задолженности, убытков и т.д.;
  • наступили обстоятельства, которые стороны указали в договоре как основания для одностороннего расторжения;
  • обстоятельства, из которых исходили стороны, заключая договор, существенно изменились. То есть изменились настолько, что если бы вы предвидели эти изменения, то изначально отказались от подписания договора и т. д.

Приведём несколько примеров из практики:

Стороны прописали в договоре, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, если контрагент полностью не исполнит обязательство. Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 01.02.2019 № Ф09-8352/18 по делу № А76-2807/2017 признал расторжение правомерным.

Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 08.08.2019 № Ф10-3225/2019 по делу № А14-10306/2018 подтвердил, что неправомерный отказ от приёмки качественно выполненных работ — это существенное нарушение обязательства, которое позволяет расторгнуть договор в судебном порядке. Продавец поставил оборудование и смонтировал его, однако покупатель отказался от приёмки выполненных работ.

Самое сложно доказуемое обстоятельство — это существенное изменение обстоятельств. Однако шансы расторгнуть договор по этому основанию есть. Так, Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 27.02.2019 № Ф10-1424/2018 по делу № А23-6522/2017 посчитал существенным изменением обстоятельств ситуацию, когда заёмщик распродал своё имущество, вывел ценные активы, которые при заключении договора займа имели существенное значение для кредитора.

Правовых оснований для расторжения договора, которые может принять суд, довольно много. В зависимости от вида и содержания вашего договора, наши специалисты помогут собрать необходимые доказательства, рассчитать суммы требований и положенных вам денежных компенсаций, а также правильно составят исковое заявление о расторжении договора.

К иску нужно обязательно приложить все доказательства и копию квитанции об оплате государственной пошлины. Для расчета госпошлины используйте: калькулятор по экономическим спорам, калькулятор по гражданским спорам.

Если подаете иск по делу о защите прав потребителей, госпошлину платить не нужно.

В какой суд подавать исковое заявление?

Иск подается в суд по месту жительства ответчика (ИП), по месту нахождения юридического лица или спорного имущества. По договорам, связанным с предпринимательской деятельностью, обращаемся в арбитражный суд.

Адрес нужного суда можно найти через Интернет на сайте ГАС РФ «Правосудие». Достаточно ввести в поисковую строку нужный субъект и адрес (республику, край, город, улицу), и появятся контакты нужного суда.

Если необходимо, мы поможем вам разобраться в вопросах подсудности и подведомственности, определить правильный суд для подачи искового заявления.

Как подать исковое заявление?

Иск направляется способом, который стороны предусмотрели в договоре. Если такого условия нет, то подать заявление можно:

  • Лично или через доверенное лицо в канцелярию суда;
  • По почте заказным письмом;
  • Удаленно, через сайты «Мой Арбитр» и ГАС «Правосудие».

Чтобы подать иск через Интернет, у вас должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись (получить можно здесь).

Выбор контрагента для развития своего бизнеса — важный шаг еще на стадии подготовки к заключению договора. Рассмотрим действия компании с этого этапа до подачи иска в суд.

Проверка контрагента

Вы, конечно, сто раз это слышали, но при проверке будущего контрагента необходимо проявить должную осмотрительность. Но этот шаг действительно поможет исключить возможные риски, в том числе споры с налоговиками.

Понятие должной осмотрительности зародилось в 2003 году и было сформулировано в Определении Конституционного Суда от 16 октября 2003 года № 329-О. Однако единообразный подход в судебной практике был сформулирован лишь в 2020 году Верховным Судом (Определение ВС РФ № 307-ЭС19_27597 по делу А42-7695/2017).

Исходя из позиции ВС, можно выделить обязательные критерии должной осмотрительности:

  • деловая репутация контрагента;
  • платежеспособность;
  • риск неисполнения обязательств;
  • наличие у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта.

Для такой проверки достаточно запросить у контрагента стандартный набор документов:

  • карточка реквизитов (благодаря ей мы собираем основную информацию: ИНН, ОГРН, расчетные счета);
  • учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, листы записи ЕГРЮЛ);
  • документы, подтверждающие полномочия и личность подписанта;
  • актуальная выписка ЕГРЮЛ;
  • лицензии (если деятельность контрагента является лицензируемой).

После получения документов необходимо провести проверку контрагента с использованием открытых источников (к примеру, сервис по проверке задолженности Федеральной службы судебных приставов, информационная система «Электронное правосудие», Единый федеральный реестр сведений о банкротстве), либо с использованием программных комплексов, которые на сегодняшний день предлагают различные компании и банки.

После такой проверки, убедившись в надежности и платежеспособности контрагента, можно переходить к согласованию условий договора.

С контрагентами разберемся, а вот что делать с самозанятыми и как избежать проблем с налоговой? Об этом запись классного вебинара на «Клерке» — забирайте прямо сейчас.

Согласовываем договор

Не важно, кем компания выступает по договору, важно то, как предусмотрена ее безопасность.

При согласовании условий договора я всегда рекомендую включать в него следующие условия, которые не должны содержать «размытых» и двусмысленных формулировок:

  • порядок сдачи и приемки выполненных обязательств — необходимо подробно описать момент возникновения и окончания обязательства, с указанием на конкретную дату или событие. Также при согласовании условий договора продление срока исполнения обязательства должно быть согласовано сторонами, то есть не может быть произведено в одностороннем порядке;
  • сроки и порядок оплаты также должны соответствовать дате или событию. Экономически и с точки зрения минимизации рисков эффективно указывать на поэтапную оплату;
  • ответственность — заключается не только в штрафных санкциях, убытках, пени и неустойках, а еще и в ответственности перед контролирующими и государственными органами, третьими лицами за возможные действия, связанные с исполнением договора;
  • с учетом сферы деятельности продумать условие, которое исключает злоупотребление условиями договора, в том числе гарантии и заверения сторон;
  • штрафные санкции за нарушение исполнения обязательства — в данном случае рекомендую предусмотреть не только пени и неустойку, а еще и штраф при наступлении негативных последствий (к примеру, из-за действий контрагента компанию привлекли к административной ответственности, либо компания понесла убытки перед третьими лицами за нарушение авторских прав);
  • возможность уступки права требования (за исключением случаев, когда законодательно установлен запрет) без согласия другой стороны договора в случае просрочки исполнения обязательства;
  • возможность приостановления исполнения обязательств в случае, если другая сторона надлежащим образом их не исполняет;
  • претензионный порядок — срок для ответа на претензию должным быть разумным;
  • возможность направления;
  • территориальная подсудность рассмотрения спора по месту нахождения истца.

Контрагент не платит

Если все-таки случилась такая ситуация, что контрагент не может оплатить исполненное обязательство другой стороны договора, не спешите обращаться в суд. Важно не только совершить действия по досудебному урегулированию спора, но и попытаться найти иные механизмы решения данной проблемы. Перед обращением в суд, всегда нужно помнить, что выигранный судебный спор — это далеко не всегда получение денег.

В любом случае, нужно встретиться с руководителем должника лично и провести переговоры, где узнать причины возникновения задолженности и возможности ее погашения в кратчайшие сроки. В ходе переговоров можно выяснить и разрешить спор о недовольстве вашего контрагента качеством, объемом или иным при исполнении обязательств.

В моей практике, при невозможности исполнения обязательства оговоренным способом в договоре, я стараюсь обсуждать с клиентом и должником возможность новации.

Новация заключается в замене первоначального обязательства новым. Такой подход актуален и эффективен для удовлетворения интересов кредитора и должника, поскольку чаще всего приводит к погашению задолженности перед кредитором и освобождении от обязательств должника. В то же время данный подход позволяет в будущем сохранить нормальные деловые отношения в случае их продолжения или возобновления.

Одновременно с планированием переговоров стоит начать досудебную переписку с контрагентом. Первоочередное действие состоит в сверке взаимных расчетов. Этот документ по своей сути является признанием ненадлежащего исполнения обязательств и долга. Также необходимо еще раз внимательно изучить условия договора, обращая внимание на сроки исполнения обязательств. Проверить имеющиеся документы, которые в последующем будут подтверждать вашу позицию в суде.

Если каких-либо документов не хватает для подтверждения определенных договором событий, в том числе исполнения обязательств, пока не начался судебный спор, необходимо предпринять меры к получению таких документов, поскольку именно на досудебной стадии вы с должником еще не ушли в ту степень конфликта, когда с его стороны будет противодействие.

Если весь комплект документов получен или имеется, то можно подготовить претензию.

Претензия не должна содержать вашу будущую позицию по делу в суде и раскрывать все имеющиеся доказательства, в ней необходимо указать основания ее направления и сумму требований, а также возможные правовые последствия в случае рассмотрения дела в суде. Касаемо последнего стоит указывать на это максимально лаконично, чтобы указание на пени и штрафы не воспринималось как угроза.

Как указывал выше, не спешите обращаться в суд. Если не получение денег от должника становится очевидным, попробуйте продать долг, используя предусмотренное договором право. В этом случае вы сможете получить денежные средства, пусть даже в меньшем размере, но это лучше, чем не получить ничего.

В случае с крупными организациями целесообразно освещение проблемы в средствах массовой информации. Как правило, до публикации статьи или проведения пресс-конференции дело не доходит и недобросовестный конкурент, понимая риски, идет на переговоры, но в ином случае это поможет минимизировать риски коррупционного воздействия.

Судебный спор

Подготовка иска в суд является важным этапом. Для этого рекомендуется привлекать не только юристов, но иных специалистов, особенно в случаях, когда речь идет о проектировании, строительстве и иных сферах.

В первую очередь, рекомендую подготовить исковое заявление со ссылками на законодательство, практику судов по аналогичным вопросам, а также имеющиеся доказательства (договор, акты сверки взаимных расчетов, акты оказанных услуг или выполненных работ и т.д.).

После того, как иск полностью готов, не спешим подавать его в суд, желательно обсудить готовый иск со специалистами в той области бизнеса, в которой возник спор. Зачастую достаточно штатных сотрудников, но иногда имеется целесообразность в привлечении сторонних организаций для дачи заключений по правовым вопросам (к примеру, привлечение аудиторов, кадастровых инженеров).

По окончании подготовительной части к подаче искового заявления вместе со всем имеющимся у нас комплектом документов, в том числе оплаченной государственной пошлиной и доказательствами направления иска с приложениями сторонам спора, передаем его в суд.

При получении такой информации необходимо подготовить и подать в суд ходатайство о наложении ареста на все известные расчетные счета.

После выигранного дела в суде получите исполнительный лист и перелайте его в службу судебных приставов или в банк, при наличии достоверных сведений о нахождении на расчетном счете денежных средств.

Выводы

Перед заключением договора минимизируем свои риски и проверяем будущего контрагента.

Согласовываем договор с безопасными условиями.

В случае, если договор не заключили, но обязательства выполнялись, получаем доказательства, в частности используем переписку, фото и видео материалы, показания свидетелей.

Перед обращением в суд, пишем претензию и проводим переговоры. В случае с крупными компаниями обращаемся в средства массовой информации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: