Как плавали на судах древнегреческие моряки не имевшие компаса и навигационных приборов

Обновлено: 04.05.2024

Человечество на протяжении многих тысячелетий пыталось представить, как выглядит Земля, начиная от схемы с китами, слонами и черепахами и заканчивая точными моделями земного шара - глобусами. Глобусы стали важной составляющей навигационной науки, позволив увеличить точность расчётов, ведь, в отличие от карт, они не искажают отображаемую ими поверхность, а лишь уменьшают ее масштаб. Сегодня мы познакомим вас с этим удивительным изобретением.

И всё-таки она круглая

Сферичность Земли была установлена ​​греческими астрономами в III в. до н. э., и именно в этот период появилась самая ранняя модель земного шара. Самая ранняя известная модель глобуса была создана Кратетом Малльским в Киликии (современной Турции) в середине II в. до н. э.

Земных глобусов античности не сохранилось. Примером сохранившегося небесного глобуса является часть эллинистической скульптуры «Атлант Фарнезе», сохранившейся в римской копии II-го в. н. э. в Археологическом музее Неаполя.

В Средние века в христианской Европе, хоть и существуют письменные источники, намекающие на то, что Земля имеет шаровидную форму, до XV в. не было задокументированных попыток создания глобуса. Самый ранний из сохранившихся глобусов был сделан в 1492 году Мартином Бехаймом (1459–1537) с помощью художника Георга Глокендона. Будучи картографом, мореплавателем и путешественником, Бехайм создал глобус с указанием экватора, меридиан, климатических зон и изображениями знаков зодиака. Этот глобус получил широкое распространение под названием «Эрдапфель» («Земное яблоко»).

Лучший подарок

Глобусы очень быстро распространились в Европе, став символами просвещенности. Драгоценные глобусы украшали гостиные и кабинеты богатых людей. Поэтому многие мастера изготавливали глобусы не только как научную модель земного шара, но как произведение искусства. Желая сделать особенно дорогой и памятный подарок, пару глобусов (земной и небесный) преподносили друг другу короли. В собрании Исторического музея хранится два подобных парных глобуса - земной и небесный, созданных в мастерской Блау.

В 1600-х гг. в Амстердаме возникла одна из самых известных мастерских по изготовления карт и глобусов. Её основатель - Виллем Блау, ученик великого астролога и астронома Тихо Браге. В 1633 г. он стал картографом Голландской республики и Ост-Индской компании, что дало ему доступ к самым свежим географическим данным. Мастерская, кроме карт печатавшая научные книги, во второй половине XVII в. перешла к сыновьям астронома, Яну и Корнелиусу Блау. В 1698 году, после большого пожара в Амстердаме и смерти одного из братьев, компания прекратила свое существование.

Карта плоская, Земля шарообразная - как быть?

Долгое плавание в открытом море всегда было очень опасной затеей. И не только потому что на корабль мог обрушиться шторм. Одной из главных причин кораблекрушений и гибели судов было отсутствие точных навигационных карт. А те карты, которые заключали точные сведения о географии местности, совсем не учитывали, что поверхность Земли не плоская, а сферическая. Это приводило к огромному количеству ошибок при выстраивании курса и как следствие к плохому финалу для экипажей кораблей.

На плоской карте было крайне сложно проложить курс корабля, даже пользуясь компасом и угломерными инструментами, потому что углы между двумя линиями на плоскости и на выпуклой поверхности Земли не совпадают.

Меркаторская проекция от XVI века до Google Maps

Великий фламандский картограф Герард Меркатор (1512–1594) решил эту сложную задачу. Он придумал такие карты, на которых курс корабля можно было изображать прямой линией, а азимуты направлений при этом не искажались. Эти карты принесли ему всемирную известность. Первая такая карта занимала 18 листов и называлась «Новое и наиболее полное изображение земного шара, проверенное и приспособленное для применения в навигации». На ней Меркатор применил новый способ изображения сетки параллелей и меридианов, получивший впоследствии название меркаторской (или цилиндрической равноугольной) проекции.

Меркатор для удобства придал Земле форму цилиндра, а не шара, и получилось, что меридианы — это параллельные прямые, пересекающие параллели под прямым углом. Это было удобно прежде всего мореплавателям. Благодаря этому можно было проложить маршрут на карте и держаться курса, сверяясь с ней. Но и у такой проекции есть недостаток: она позволяет с точностью отмечать углы и направления движения корабля, но расстояния на ней сильно искажаются, причем чем дальше от экватора, тем сильнее. Впрочем, для путешествий знать направление движения гораздо важнее, чем расстояния, которые к тому же можно рассчитать отдельно.

Так что карты Меркатора произвели в картографии настоящую революцию. Даже нынешние карты, сделанные с помощью спутников и новейших навигационных приборов, по-прежнему изображаются в проекции Меркатора. Эту проекцию можно видеть на Google Maps и большинстве навигаторов.

*А еще Меркатор придумал называть сборники географических карт «атласами»

До него их называли по-разному: и «Зрелищем мира», и «Зеркалом мира». Меркатор же свое самое обширное собрание карт назвал в честь греческого титана Атланта (или Атласа — это второй вариант его имени), который, как мы знаем из греческих мифов, держит небесный свод на своих плечах. По одной из версий мифа, именно Атлас, он же Атлант, впервые сделал небесный глобус. В России «Атлас» Меркатора перевели по приказу царя Алексея Михайловича (1629–1676), и он получил название «Книга, глаголемая Козмография сиречь описание сего света и государств великих».

Мог ли глобус использоваться на корабле в качестве навигационной карты?

Известно, что, как правило, на каждом корабле находился земной и небесный глобус. Однако ученые до сих пор спорят, насколько важную роль в морской навигации играли глобусы на самом деле. Сохранилось мнение голландского моряка середины XVII века, что пользоваться глобусами в плаванье неудобно, к тому же они слишком хрупкие. Маленький глобус был неудобен потому, что при его масштабе стрелка компаса была больше, чем расстояние, которое корабль мог пройти за день. А большой глобус занимал все место в кабине капитана.

Поэтому глобус скорее использовали для обучения. Например, в Навигацкой школе - первом техническом учебном заведении России, созданном по указу Петра I 14 апреля 1701 г. - ученикам преподавали «навигацию плоскую», «навигацию меркаторскую» (по меркаторской карте), «навигацию круглую» (плавание «по дуге большого круга») и «диурнал» (ведение журнала и вычисление пути корабля). Для всех этих занятий как раз и был необходим глобус.

Увидеть один из редчайших глобусов вы можете в основной экспозиции Исторического музея.

102. Чем объясняется отставание древней культуры северных племен Евразии от уровня развития культуры южных племен?

  • 1. более длительным ледниковым периодом на севере
  • 2. расовыми и этническими различиями
  • 3. невозможностью перейти к более передовым видам хозяйства
  • 4. более длительным использованием примитивных орудий труда
  • 5. отсутствием орудий из бронзы и железа
  • 1. степи и пустыни, земледельческие оазисы
  • 2. сельскохозяйственные районы, долины рек
  • 3. степи, горные и предгорные районы
  • 4. речные долины, степи, оседлоземледельческие районы
  • 5. берега морей и рек, предгорные районы

104. Известно, что приблизительно 10-15 тысяч лет назад закончился ледниковый период. Когда произошло это событие?

  • 1. в 15-14 тысячелетиях до н.э.
  • 2. 17-16 тысячелетиях до н.э.
  • 3. в 13-12 тысячелетиях до н.э.
  • 4. в 11-10 тысячелетиях до н.э.
  • 5. в 14-13 тысячелетиях до н.э.
  • 1. саки
  • 2. половцы
  • 3. скифы
  • 4. массагеты
  • 5. печенеги

106. В IV веке до н.э. войска Александра Македонского захватили Мараканду. Сколько лет прошло с тех пор? (по состоянию на 1997 г.)

  • 1. 2329
  • 2. 2324
  • 3. 2327
  • 4. 2326
  • 5. 2325
  • 1. в эпоху мезолита
  • 2. в раннем палеолите
  • 3. в эпоху неолита
  • 4. в среднем палеолите
  • 5. в позднем палеолите
  • 1. скотоводство и земледелие получили развитие в один и тот же период
  • 2. скотоводство зародилось на базе охоты и одомашнивания животных
  • 3. рыболовство является более древним занятием, чем скотоводство и земледелие
  • 4. охота, собирательство и рыболовство возникли в одно и то же время
  • 5. земледелие зародилось на базе собирательства злаков
  • 1. изобретение лука и стрел
  • 2. изготовление деревянной посуды
  • 3. изобретение колеса
  • 4. домостроительство
  • 5. шитье одежды и ткачество
  • 1. одомашнивание вьючных животных (лошадь, верблюд)
  • 2. переселение племен и народов
  • 3. изобретение повозок
  • 4. регулярные торговые связи
  • 5. изобретение колеса
  • 1. греки
  • 2. саки-массагеты
  • 3. Персы
  • 4. греки и македонцы
  • 5. ассирийцы

112. Известно, что первобытные люди не оставили письменных данных о своей жизни и деятельности, тем не менее нам известны названия представителей древнейших людей и названия их культуры. Как ученые установили эти названия?

  • 1. по данным древнейших памятников письменности Востока
  • 2. па основе сказаний Востока и Запада
  • 3. по названию мест находок ископаемых людей и следов их культуры
  • 4. на основе общепринятых терминов и определений
  • 5. на основе археологической периодизации истории первобытного общества
  • 1. в VI в. до н.э.
  • 2. в V в. до н.э.
  • 3. в IV в. до н.э.
  • 4. на рубеже VI-V вв. до н.э.
  • 5. на рубеже V-IV вв. до н.э.
  • 1. возрастание роли коллективной охоты
  • 2. развитие охоты методом загона животных к обрывам и пропасти
  • 3. возрастание роли отдельного охотника
  • 4. охота исключительно на крупных животных
  • 5. использование в охоте наконечников копий из кости

115. Когда началось в крупных масштабах общественное разделение труда, выделение скотоводческих племен?

  • 1. в V тысячелетии до н.э.
  • 2. в IV тысячелетии до н.э.
  • 3. в III тысячелетии до н.э.
  • 4. во II тысячелетии до н.э.
  • 5. в начале I тысячелетия до н.э.
  • 1. многочисленные восстания рабов
  • 2. разрушительные войны
  • 3. походы и завоевания германских племён
  • 4. упадок хозяйства, ремесла и торговли
  • 5. кризис способа производства и производственных отношений
  • 1. восстание Спитамена
  • 2. восстание Савмака
  • 3. восстание Фрады
  • 4. восстание Чжана Цзяо
  • 5. восстание Спартака
  • 1. пифос
  • 2. акрополис
  • 3. полис
  • 4. агора
  • 5. медимн

119. Вспомните знаменитую древнеримскую легенду. Кто, согласно этой легенде, был отцом Ромула и Рема?

  • 1. Юпитер
  • 2. Вулкан
  • 3. Нептун
  • 4. Марс
  • 5. Сатурн
  • 1. города-колонии
  • 2. широкое использование камня и мрамора в строительстве
  • 3. города-государства
  • 4. развитие ирригационного земледелия
  • 5. общность в скульптуре, изобразительном искусстве
  • 1. этруски и греки
  • 2. этруски и ахейцы
  • 3. самниты и готы
  • 4. галлы и готы
  • 5. этруски и галлы
  • 1. необходимость укрытия и сохранения накопленных запасов пищи
  • 2. невозможность дальнейшего проживания в созданных природой укрытиях (гроты, навесы скал и пещеры)
  • 3. изобретение орудий труда, овладение огнем
  • 4. резкое изменение климата, вызванного ледниковым периодом
  • 5. необходимость создания надежных укрытий от хищных зверей
  • 1. позднего палеолита
  • 2. мезолита
  • 3. неолита
  • 4. меднокаменного века
  • 5. бронзового века

124. Распространение изделий из железа в истории человечества происходило очень медленно. Первоначально из железа изготавливались .

  • 1. орудия труда
  • 2. орудия труда и украшения
  • 3. только оружие
  • 4. украшения
  • 5. ножи, наконечники стрел и серпы
  • 1. завоеватели
  • 2. путешественники
  • 3. дипломаты
  • 4. торговцы
  • 5. наемные ремесленники и ювелиры, производившие изделия для скифских царей

126. Классическая рабовладельческая экономика Древней Греции была создана главным образом на основе развития .

  • 1. сельского хозяйства
  • 2. земледелия и скотоводства
  • 3. ремесла и торговли
  • 4. ввоза продукции из городов-колоний
  • 5. А и D
  • 1. в период становления союза племен
  • 2. в период "военной демократии"
  • 3. в период разложения первобытнообщинных отношений
  • 4. в период развития ранних государств
  • 5. в период начала развития внешних конфликтов
  • 1. в среднем палеолите
  • 2. в позднем палеолите
  • 3. в эпоху мезолита
  • 4. в эпоху неолита
  • 5. в меднокаменном веке
  • 1. сохранение первобытнообщинных пережитков и традиций
  • 2. развитие натурального хозяйства
  • 3. развитие охоты, рыболовства и скотоводства
  • 4. отсутствие производящих форм хозяйства
  • 5. развитие охоты, рыболовства и земледелия
  • 1. Гера
  • 2. Афина
  • 3. Диана
  • 4. Ника
  • 5. Деметра

131. Вспомните важные военно-политические события истории древнего мира и определите, когда впервые были высоко оценены боевые достоинства саков.

  • 1. в период завоевания Египта Ахеменидами
  • 2. в период походов Александра Македонского
  • 3. во время сражений римлян с парфянами
  • 4. после разгрома греко-македонского войска в долине Зарафшана
  • 5. во время греко-персидских войн
  • 1. Аполлона
  • 2. Геракла, удостоенного бессмертия и причисленного к олимпийским богам
  • 3. Посейдона
  • 4. Диониса
  • 5. Зевса
  • 1. простота культовых обрядов, отсутствие крупных церемоний и празднеств
  • 2. восприятие богов как могучих, но не всемогущих
  • 3. вера в различных богов, повелителей природных сил
  • 4. наличие в религии женских божеств
  • 5. восприятие богов как всемогущих, отдаленность людей от мира богов

134. Почему древние люди с почтительным уважением и даже суеверным страхом относились к металлургам-кузнецам?

  • 1. потому что люди поклонялись огню, горевшему в очагах мастерских кузнецов
  • 2. металлурги-кузнецы имели редкую, не доступную для многих профессию
  • 3. профессия кузнеца считалась почетной, мастера имели привилегии, их охраняло государство
  • 4. долгое время превращение камня-руды в металл казалось таинственным и непонятным
  • 5. потому что металлурги не раскрывали тайны своего ремесла и вели замкнутый образ жизни
  • 1. злыми божествами, изображавшимися в виде чудовищ
  • 2. второстепенными лесными и морскими божествами
  • 3. богами гор и вулканов
  • 4. богами первого поколения, побежденными следующим поколением олимпийских богов
  • 5. богами физической силы и войны, покровителями городов, ремесла и торговли
  • 1. Урарту
  • 2. Ассирии
  • 3. Израиля
  • 4. Финикии
  • 5. Палестины
  • 1. в среднекаменном веке
  • 2. в новокаменном веке
  • 3. в меднокаменном веке
  • 4. в бронзовом веке
  • 5. в древнекаменном веке
  • 1. в конце древнекаменного века
  • 2. в среднекаменном веке
  • 3. в новокаменном веке
  • 4. в меднокаменном веке
  • 5. в бронзовом веке
  • 1. изобретением лука и стрел, увеличением роли мужчины в охоте
  • 2. зарождением скотоводства и земледелия
  • 3. усложнением техники изготовления орудий труда, развитием домостроительства
  • 4. усложнением типов хозяйства и социального строя общества
  • 5. развитием натурального хозяйства

140. Первобытнообщинный строй в легендах, дошедших до наших дней, нередко представлялся "золотым веком" человечества. Был ли "золотой век"?

  • 1. да, все люди были равны и в равной мере счастливы
  • 2. люди мирно занимались земледелием и пасли скот, внешняя угроза для жизни отсутствовала
  • 3. люди трудились на благо семьи и общества, они не знали вражды и зла, общины процветали
  • 4. нет, существовали постоянная угроза голода, тяжелый труд и примитивная жизнь
  • 5. да, продукты в коллективе распределялись равномерно, никто не голодал, люди верили в добро и справедливость, мирно трудились
  • 1. Ассирии
  • 2. Урарту
  • 3. Вавилона
  • 4. Мидии
  • 5. Финикии

142. Что главным образом объясняет возникновение в Месопотамии и Древнем Египте сходных научных знаний?

  • 1. развитие торговли
  • 2. расселение родственных народов
  • 3. общность в развитии хозяйства
  • 4. широкий обмен научными знаниями
  • 5. широкие историко-культурное связи и контакты
  • 1. Вавилон
  • 2. Персеполь
  • 3. Ниневия
  • 4. Сузы
  • 5. Фивы

144. Как плавали на судах древнегреческие моряки, не имевшие компаса и навигационных приборов?
1) вдоль берега моря;
2) ночью, ориентируясь по звездам;
3) обычно в штормовую погоду для увеличения скорости судов;
4) от острова к острову;
5) главным образом по маршрутам, которые они знали.

  • 1. 1,3
  • 2. 2,4
  • 3. 3,5
  • 4. 1,4
  • 5. 3,4,5
  • 1. в Греции
  • 2. в Риме
  • 3. в Египте
  • 4. в Двуречье
  • 5. в Индии
  • 1. Персеполь, Мараканду
  • 2. Сузы, Экбатаны
  • 3. Персеполь, Тир, Фивы
  • 4. Сузы, Сарды
  • 5. Экбатаны, Вавилон, Персеполь

147. Укажите первые орудия труда человека:
1) заостренный камень;
2) ручное рубило;
3) палка-копалка;
4) каменное копье;
5) скребки.

Д алее других уже во II тысячелетии до нашей эры плавали моряки острова Крит и финикийцы. Основными ориентирами для них служили берега.

Но, даже оставаясь вне их видимости, опытные кормчие не терялись. Главным путеводителем были звезды. Ориентировались также по цвету воды и её солености. Чтобы узнать о расстоянии до земли, выпускали птиц, наблюдая за направлением их движения.

Немаловажным для опытного морехода было знание течений. Секреты навигации передавались из поколения в поколение и редко становились известны более широкому кругу людей.

Специфика морской профессии уже четыре тысячи лет тому выделила целую прослойку привилегированных граждан общества. Это были мореходы, часто совмещавшие функции управления судном с умением торговать. Но, как бы ни были высоки знания античных капитанов, в целом плавания были делом рискованным, опасным для жизни.

Недаром скифский мудрец Анахарсис, узнав, что толщина борта судна, на котором ему предстоит плыть, составляет всего два пальца, сказал: «На столько же мы отстоим от смерти». Это была сущая правда. Мало кому удавалось выжить после морских крушений в те далекие времена. Самую большую опасность таило в себе изменение курса судна.

В безлунную ночь малейшая перемена погоды уводила корабль далеко от намеченного пути. Между островами и в узкостях, которыми изобилует Средиземное море, это могло привести к гибели.
Так продолжалось вплоть до Средневековья, пока.

Амальфи
Амальфи
Памятник Флавио Джойя в Амальфи
Памятник Флавио Джойя в Амальфи

Н есколько лет тому назад я оказался в небольшом итальянском городке Амальфи, лежащем на побережье полуострова Сорренто.

Предшествовали этому прохождение Мессинского пролива, того страшного места, где чудовища Скилла и Харибда, олицетворения подводных скал и водоворотов, поглотили корабль Одиссея, и стоянка на побережье острова-вулкана Стромболи.

И, хотя на нашей лодке имелись компас и радиосвязь, опасность плавания была реально ощутима, а ведь со времен Одиссея прошло больше, чем три тысячи лет.

Сегодня в Амальфи проживает чуть более десяти тысяч человек. В зимний период вся жизнь замирает, и, как шутят сами амальфийцы, встречаются они только на богослужении в соборе. Но так было не всегда.

Амальфи первым из городов Италии вкусил радость демократии. В 839 году здесь было объявлено республиканское правление. Тогда население города составляло более 50 тысяч человек! В этот период Амальфийская республика, а затем герцогство занимает господствующее положение в средиземноморской торговле.

Основные торговые операции велись на крупнотоннажных судах — нефах, которые везли грузы в страны Востока. Упадок Амальфи начался после поражения в войне с другой итальянской республикой, Пизой, в 1137 — 1139 годах. Слава торгового центра померкла, но нам в наследство остались несколько прекрасных памятников средневекового зодчества* и удивительная легенда.

Легенда эта связана с именем Флавио Джойя. Считается, что амальфиец Джойя был изобретателем первого европейского компаса, прибора, столь необходимого морякам. Произошло это около 1300 года. В Амальфи ему установлен памятник. С высокого постамента смотрит на нас солидный ученый муж.

Однако, как это ни грустно, никакие прямые и косвенные данные не указывают нам на то, что амальфиец Флавио Джойя был реальной, а не вымышленной личностью. Когда же, кем и где был создан удивительный прибор, позволивший увереннее плавать по морям? Споры о родине компаса не утихают уже много лет.

Некоторые исследователи считают, что магнитная стрелка была знакома еще древним египтянам и вавилонянам, ацтекам, инкам и т. д., — иначе, мол, как бы они смогли так точно сориентировать по сторонам света свои мегалитические сооружения, пирамиды, храмы и дворцы.

Но ведь известно, что характерные для этих культур постоянные наблюдения за восходом и заходом солнца, за звездами позволяют получить точные астрономические ориентиры для архитектурных сооружений. Другое дело — корабль, блуждающий по воле ветра и волн в ненастье, когда не видно ни солнца, ни звезд.

Римский поэт Тит Лукрецкий Кар в поэме «О природе вещей» писал: «Видеть случалося мне, как прыгают в медном сосуде самофракийские** кольца с железа опилками вместе, бурно бушуя, когда под сосудом камень магнитный».

«Роза ветров» на картушке английского компаса XVII столетия
«Роза ветров» на ранне-средневековой карте

Н о ведь между фокусом с железными опилками и намагниченной стрелкой компаса — целая пропасть.

Возможно, какому-нибудь «чародею» пришла в голову идея положить металлические предметы (опилки, кольца, иглы, монеты и т. д.) на деревянный или пробковый брусок и опустить это сооружение в воду. Проводя теперь магнитом под днищем сосуда, можно было добиться еще более эффектного трюка: плавающие предметы повинуются магниту.

А теперь представьте себе удивление нашего «мага», когда, убрав магнит из-под сосуда, он обнаружил, что поплавок с железным грузом стремится занять определенное положение. Деревяшка держится точно на линии Север — Юг. Так развлечение или демонстрация «колдовства» могли привести к одному из величайших открытий древности.

Впрочем, авторитетные учёные считают, что на судах могли обойтись без фокусников. Там, где много парусов, много игл для ремонта. Могли быть среди них и намагниченные — допустим, от соприкосновения с грузом железной руды. Став магнитными, иглы начинали притягивать к себе другие мелкие железные предметы.

Возможно, такая игла благодаря чьей-то расторопной руке пустилась в плавание в тазу или горшке, стремясь занять положение Север — Юг. Кто в детстве не пытался повторить старинный опыт, доказывающий, что иголка может плавать.

Могли ли быть другие причины, подтолкнувшие человечество к изобретению путеводного прибора? Безусловно. Но так давно, что назвать с точностью место и время события невозможно. Хотя.

Без сомнения, ближе всех к созданию компаса были китайцы. Жившие в средневековье миссионеры-иезуиты тщательно изучали историю Поднебесной. Собираемые ими материалы в Европе часто публиковали, к радости любознательной публики. Так, в 1666 году в Париже вышел в свет труд иезуита Мартини «Книга путешествий», где значилось следующее: «Магнитный компас в Китае, называемый «чи нан», был известен с незапамятных времён».

Доказательство приводимых слов — китайская хроника II века до н. э. Императорский летописец Сыма Цянь сообщает, что ещё в 1110 г. до н. э. ко двору прибыли послы южной страны, вручив дорогие подарки. По придворному этикету, были подготовлены ответные подарки императора государю Юга.

Среди них находилось пять лёгких двухколёсных повозок, которые назывались «Чи-на-че», или «южными повозками», так как они имели прибор, показывавший во время движения на Юг. После торжественного приёма послы отправились домой и с помощью повозок быстрее добрались в свои земли. Не правда ли, похоже на компас.

Л етописец, живший ещё раньше, в IV веке до н. э., приводит сведения о том, что «южные повозки» существовали ни много, ни мало, — в 2634 году до н. э.

Благодаря им удалось настичь и заковать в цепи главаря мятежников Че Еу. Он бежал с поля боя в густом тумане, но повозки привели императора к беглецу.

К сороковым годам прошлого столетия китайские ученые доказали, что «южные повозки» ориентировал специальный механизм, получивший название «механического компаса». Сегодня многие китайские музеи украшены реконструкциями этих повозок.

«Чи-на-че» имеют впереди, на облучке, искусно вырезанную из нефрита фигурку человека с вытянутой вперед правой рукой. Как бы ни поворачивалась повозка, фигурка своей вытянутой рукой показывает на юг. Но это не магнит: указатель выставляли в определенном направлении, и специальная система рычагов удерживала его.

Пошли ли древние китайские изобретатели еще дальше, точно неизвестно, но один косвенный факт говорит о том, что Китай мог быть родиной и магнитного компаса.

Этот факт — наличие у китайцев ещё с I тыс. до н. э. больших военных флотов. Китайские мореходы осуществляли дальние походы как вдоль побережья, так и вне зоны видимости, достигая берегов Малаккского полуострова, о. Борнео, Филиппинских островов. А это сотни и тысячи миль водных пространств.

Скептики, безусловно, могут возразить. Например, полинезийские мореходы по известным им одним приметам проходили тысячи миль на своих пирогах по водам Тихого океана. А ведь у них не было ни компаса, ни карты!

Искусство таких мореплавателей продолжает поражать и сегодня. Не так давно, воскрешая опыт предков, шестнадцать молодых полинезийцев на пироге «Окулеа» прошли за 33 дня несколько тысяч морских миль, проплыв с о. Гаити на о. Таити.

Капитаном у них был 50- летний малаец, хранивший древние секреты хождения по морям без приборов. Но одно дело — отдельные «посвященные» навигаторы, и совсем другое — флотоводцы, управляющие сотнями кораблей. Походы огромных флотов не могут зависеть ни от личности «знатока» прадедовских тайн, ни от звезд. Проложить общий курс без приборов невозможно.

Когда же, все-таки, компас, пусть и простейший, действительно появился в Европе? Пожалуй, одно из первых реальных описаний этого прибора мы находим в книге авантюриста и неутомимого путешественника Гюйо из Прованса. Он много путешествовал по Европе и странам Ближнего востока, был членом многих церковных орденов, читай — их шпионом.

Гюйо оставил после себя книгу «Библия Гюйо из Прованса», написанную на рубеже XII и XIII столетий. Вот что он писал: «Моряки… владеют искусством, которое никогда их ещё не обманывало. Они берут камень тёмный и невзрачный, к которому легко тянется железо, и натирают им иглу. Затем втыкают её в щепочку и опускают на воду. И вот игла безошибочно поворачивается острием к звезде.

Собор, хранящий мощи Андрея Первозванного. г. Амальфи
Одиссей и сирены

Е сли на море опустится черная ночь и не видать ни звезды, ни луны, светлым маяком станет игла: на звезду смотрит игла и точно ведёт морехода».

В те же годы о компасе писали и другие авторы, к примеру, французский поэт Гильом ле Норман, болонский поэт Гвидо Гвиничелли, Готье д' Эспинуа, Генрих фон Кролевиц, кардинал де Витри. Все эти люди бывали на Востоке, как частные лица или как посланники церкви.

К примеру, де Витри видел компас в работе, поскольку не раз плавал в Святую землю и не однажды описывал его в своих трудах «История Иерусалима» и «К искусным в управлении судам».

Он писал: «Как звезда показывает путь в море, так, если её не видно, вы применяете иглу, натертую магнитом; она показывает нам путь в море…»

Неожиданное, словно по волшебству, появление компаса на морских просторах вокруг Европы не столь уж удивительно. Вероятнее всего, европейские мореходы, а вслед за ними поэты и ученые познакомились с ним после начала крестовых походов.

Первый крестовый поход был провозглашён папой Урбаном в 1095 году. С этого времени Запад вплотную сталкивается с Востоком, и не только в военном противостоянии. Враждующие стороны тем или иным способом обмениваются изобретениями, открытиями. Среди них был, очевидно, и компас.

На Востоке к компасу относились благоговейно. В одном старинном трактате, хранящемся в Парижской национальной библиотеке, его создание приписывают иудейскому царю Давиду. Согласно иному преданию, «дом магнитной иглы» изобрел Хидра.

О Хидре пишут: «Когда он вышел на поиски живой воды и вступил в страну мрака и её океан, он направился к одному из полюсов и плыл до тех пор, пока не потерял из виду солнце; как говорят, он нашел верный путь по магниту».

Арабские мореходы знали «дом магнитной иглы» с незапамятных времен, возможно, получив этот прибор после общения с китайцами, которые, как и арабы, с давних времен посещали Индию. Какой же путь проделало столь нужное человечеству изобретение? Китай — Индия — Средний и Бижний Восток — Европа.

Вполне возможно. Но то, что Флавио Джойя, на ступеньках памятника которому я присел отдохнуть, не был изобретателем компаса, — это уж точно.
Но, может быть, путеводный прибор родился в нескольких местах, в разные эпохи.

Пожалуй, вернее всего было бы сказать, что компас — плод труда и изобретательности всего человечества.

Как определить свое положение в море? А как это делали мореплаватели до нашей эры и в эпоху колонизации?

Морская навигация: как мы находили путь раньше и как мы делаем это сейчас

Тем не менее задолго до прихода эры навигации и изобретения компьютеров первые мореплаватели — викинги и полинезийцы — отправлялись в далекие путешествия, во время которых совершили множество открытий. Да и Колумб открыл Америку без компьютеров. Как же им удавалось найти путь в океане?

Древнее древнего: как первые мореходы находили дорогу?

Полинезийцы были прекрасными навигаторами. За сотни лет до того, как Христофор Колумб пересек Атлантику, они уже бороздили Тихий океан на своих деревянных каноэ, преодолевая расстояния в тысячи километров между островами Полинезийского треугольника. Солнце, звезды, луна, ветры и течения — вот все, что полинезийцы использовали в качестве ориентиров. Еще они создавали своеобразные карты из палочек и ракушек.

Викинги также преодолевали тысячи километров, путешествуя межу Северной Европой, Британскими островами, Исландией, Гренландией и даже Северной Америкой. Помогали им в этом расчеты и необыкновенная наблюдательность. Древние мореходы плыли по течению, следили за китами, брали на борт специально обученных воронов, чтобы те летали на разведку и подсказывали, в какой стороне берег.

По разным версиям, они определяли свое местоположение в океане с помощью солнечных часов, вели учет дням, проведенным в море, примерно рассчитывали скорость корабля, ориентировались по солнцу и звездам. Предположительно викинги даже использовали поляризацию света, чтобы найти дорогу в плохую погоду, когда не видно ни солнца, ни звезд. Во многом все их способы были интуитивными и неточными. В легендах викингов часто говорится о походах, во время которых мореходы терялись в море из-за плохой погоды, отсутствия ветра и туманов.

Битва за долготу

Первые представления о координатах, по крайней мере те, о которых известно сейчас, появились в Древней Греции за 200 лет до нашей эры. Полвека спустя, в 90–160 годах нашей эры, Клавдий Птолемей первым предложил математически точную концепцию географической широты и долготы.

Морская навигация: как мы находили путь раньше и как мы делаем это сейчас

С помощью координат и подробной карты земли и неба моряки могли приблизительно определить свое местоположение. Однако вычислить свои координаты было непросто. Если широту еще можно было найти по солнцу, луне и звездам (и то приблизительно), то с долготой дела обстояли значительно сложнее.

Определить долготу можно лишь как разницу между временем в точке, где вы находитесь, и временем в некой референсной точке в тот же момент. Проблема состояла в том, чтобы, во-первых, как-то узнать точное местное время, а во-вторых, точно знать время в другой фиксированной точке (например, в пункте отправления или на Гринвичском меридиане). Точность измерений была критическим фактором: на экваторе отклонение в один градус долготы равно 109,5 километра, или 68 милям.

Время на борту судна можно было вычислить по солнцу и звездам, но задача определения времени в порту отправления долго казалась трудноразрешимой. Эта проблема стояла так остро, что Людовик XVI однажды заявил, будто из-за плохой работы астрономов Франция потеряла больше земель, чем из-за неудачных военных кампаний.

В XVI–XVIII веках Испания, Голландия, Португалия, Венеция и Англия — все ведущие морские державы — предлагали огромные премии за разработку метода надежного определения долготы. Приз Англии в XVIII веке составлял 20 тысяч фунтов стерлингов — целое состояние. Большую часть награды в итоге получил изобретатель хронометра — лондонский часовщик Джон Гаррисон, творение которого поступило на службу мореходам в 1760 году.

Морская навигация: как мы находили путь раньше и как мы делаем это сейчас

Чуть раньше, в 1757 году, человечество получило секстант (над ним одновременно работали несколько ученых: Исаак Ньютон, Джон Хэдли, Томас Годфри и другие), и вместе с хронометром он позволил решить проблему определения долготы.

Как работали эти два инструмента? Штурман измерял высоту солнца над горизонтом с помощью секстанта, чтобы вычислить точное местное время, и сравнивал его со временем по Гринвичу, которое показывал хронометр. Так определялась долгота — то, насколько западнее или восточнее относительно нулевого меридиана находится судно.

А что сегодня?

Сейчас все больше судов полагаются исключительно на электронную картографическую навигационную систему (ECDIS) и систему глобального позиционирования (GPS).

GPS использует сеть более чем из 30 спутников, чтобы помочь нам с вами определить наше точное местоположение. Изначально систему GPS разрабатывали для военных целей, но теперь ею пользуются практически все: от моряков и пилотов самолетов до туристов.

Также суда массово переходят на электронные карты, которые значительно облегчают прокладку и корректировку курса. Электронная картография позволяет тратить минуты на операции, которые раньше требовали нескольких часов. Например, внесение поправок курса вручную — это долгое и кропотливое дело. В ECDIS все проще — нужно лишь загрузить с носителя нужный раздел, ввести необходимые поправки и проложить курс.

В результате офицер на вахте может уделить максимум времени наблюдению за окружающей обстановкой (погодой, скоростью хода судна и другими вещами) и принять верные решения. Автоматизация работы штурмана делает судоходство безопаснее, а это один из важнейших факторов для судовладельцев, заказчиков, доверяющих им свои грузы, и страховых компаний, рассчитывающих ставки по страховке.

Как и в авиации, в морской индустрии навигационная система ECDIS должна дублироваться. Если судно хочет полностью отказаться от бумажных карт и перейти на электронные, то на нем должно быть установлено минимум два независимых друг от друга ECDIS-компьютера, каждый с отдельным дисплеем и своей базой данных.

Что будет, если вдруг все сломается?

Существует вероятность, что обе системы ECDIS откажут: из-за программных ошибок или направленной атаки хакера. Кроме того, любой компьютерной системе приходится делать перерыв в работе, чтобы установить обновления. Периодически исследователи обнаруживают уязвимости в критически важных для судоходства технологиях: GPS, ECDIS, AIS (системе автоматической идентификации). Их латают, но появляются новые.

Сбой навигационных систем где-нибудь в проливе или у берега не так страшен, так как необходимые ориентиры видны невооруженным глазом, к тому же у моряков работают Интернет и мобильная связь. Случись такое на небезопасном участке, судно может связаться с ответственным лицом на берегу и получить от него карту в формате PDF, на которой будут указаны все мели, течения и другие опасности. А вот если такое случится вдали от берегов, то команде придется несладко.

Система GPS тоже несовершенна. Спутники страдают от вспышек электромагнитного излучения, вызванных солнечной активностью. Кроме того, злоумышленники (скажем, пираты или террористы) могут заблокировать сигнал простым устройством, которое можно довольно дешево приобрести в Интернете.

Направленная атака на GPS легко может сбить судно с пути, а все приборы при этом будут показывать верный курс. В лучшем случае такое событие приведет к задержкам, в худшем — к столкновениям или посадке на мель. Чтобы избежать подобных ситуаций, в мореходных академиях США курсантов учат определять местонахождение судна не только по GPS, но и по солнцу и звездам.

Потеря связи со спутником или блокировка GPS посреди океана — это, пожалуй, самая очевидная угроза, которая способна заставить современных штурманов освежить навыки классической астронавигации.

Впрочем, у моряков есть свои «народные» методы определения собственного местоположения: например, они могут загрузить GPS-координаты на свой смартфон. Так поступают современные мореходы, когда им нужно определить свое местоположение, а из каюты выходить лень.

Современному судну с рабочими двигателем и электрогенератором сложно потеряться в океане. Два года назад произошел случай, который доказывает, что человечество далеко продвинулось в искусстве мореходства и навигации в последние несколько сотен лет.

В 2014 году американский энтузиаст Реза Балучи попытался добежать от Флориды до Бермуд в гидропоне (гидропон — это такое надувное плавсредство, похожее на беговое колесо для мелких грызунов; оно приводится в движение бегущим внутри него человеком), попал в Гольфстрим и сбился с пути. В результате бедняга три дня скитался по морю и был вынужден притормозить проходящий мимо катер, чтобы спросить дорогу до Бермудских островов.

Нам, современным людям, пользующимся навигатором по любому поводу, очень трудно представить себе, чем могло бы обернуться путешествие в неизведанные края без этого прибора. Навигатор выполняет самые сложные задачи за человека – высчитывает верный курс и прокладывает удобный и быстрый путь. Нам остается просто следовать точным указаниям волшебного изобретения. Практически каждый из нас может позволить себе такую, казалось бы, простую вещь – навигатор. А как же обстояли дела в прошлых веках? Изначально, люди вынуждены были самостоятельно прокладывать себе маршрут практически вслепую, высчитывать курс. Как бы страшно это не звучало, но большинство великих мореплавателей, имена которых донесла до нас история (Колумб, Маггелан), даже не располагали картами той местности, куда направлялись. В те времена ориентирование и навигация считались сверхсложными и тонкими науками, пренебрежение которыми легко могли стоить жизни.

Самым первым навигационным прибором считается так называемая колесница, которая указывает на юг. Легенда гласит, что прибор был изобретен в Китае более 4,5 тысячи лет назад, а изобрел его Хуан Ди, известный также как "Желтый Император". Этот персонаж, правда, считается чуть ли не мифическим, был кем–то вроде китайского аналога короля Артура, великого и прославленного. Желтый Император считается прародителем всего многочисленного китайского народа, а также известен как основоположник даосизма. Колесница на протяжении многовековой истории Китая совершенствовалась несколько раз. Доподлинно известно, что это приспособление существовало в двухсотом году нашей эры. Очень мудрено устроенный механизм действовал по весьма простому принципу: фигурка, закреплённая на колеснице в виде человека с вытянутой рукой, указывала на только юг. Таким образом, при повороте или же смене движения, человек мог точно определить четыре стороны света. Именно этот принцип заложен в основу большинства навигационных изобретений в последующих веках, и становится понятно, какой прибор мореплаватели позаимствовали у китайцев. Однако, современные компасы, в свою очередь, указывают на север, а не на юг.

На помощь человеку пришла и астрономическая навигация. Вплоть до сегодняшнего дня существует определенный ряд методов, который позволяет определить широту и долготу с помощью астрономических вычислений и наблюдений. Многие методы были разработаны несколько веков назад и представляют исторический интерес. Совершать путешествия люди начали за долгое время до появления компаса и его применения по назначению. Финикийцы, как предполагается, огибали всю Африку, а древние греки плавали по Черному и Средиземному морям, тем не менее, компаса не было ни у тех, ни у других, не могли же они ориентироваться только по звездному небу. Ответ на этот вопрос, был буквально поднят со дна 4 апреля 1900 года. Именно тогда греческие водолазы исследовали затонувший корабль и обнаружили на нем древний механизм, который позже назвали антикитерским механизмом.

Антикитерский механизм – это своеобразное механическое устройство, содержащее тридцать бронзовых шестерен. Весь механизм находится в прямоугольном деревянном корпусе, на двух его бронзовых панелях расположены циферблаты со стрелками. Механизм предназначался для астрономических расчетов, с помощью него можно было определить дату приблизительно сорока двух астрономических событий. Именно это устройство и является первым навигационным прибором в Древней Греции.

Еще один навигационный прибор, послуживший прототипом для многих приборов современности – астролябия . Астролябию изобрела женщина по имени Гипатия Александрийская. Создала она ее примерно в 370 году до нашей эры, а применять астролябию начали изначально для того, чтобы измерить высоты объектов в архитектурном деле. Намного позже, в XII-м веке, астролябию начали использовать и в Европе для того, чтобы измерить высоту небесных тел.

Нескольким раньше, чем астролябия появился прибор квадрант , он был впервые упомянут в истории приблизительно в 1460 году. Квадрант примитивнее астролябии, но принцип тот же – определение местонахождения судна по звездам. Квадрант и астролябия, в свою очередь, прототипы секстанта . Отличительная особенность секстанта, которая помогла этому прибору заменить квадрант и астролябию, заключается в том, что при его использовании высота солнца измеряется относительно линии горизонта, а не относительно самого прибора. Это позволило добиться большей точности в измерениях. Наблюдая через секстант за солнцем и горизонтом, наблюдатель как бы совмещает эти две точки, и они остаются неподвижными даже при сильной качке корабля. Закономерность проста – через секстант горизонт можно наблюдать прямо.

Основная задача мореплавателей – определить свое точное верное местонахождение. Так возникла необходимость в приборах, способных точно определять широту и долготу. Говоря об Эпохе Великих Географических открытий, можно предположить, что из Древней Греции тогда уже дошли знания об астролябии и гномоне, способных определить широту и долготу с помощью астрономических расчетов. Именно приборы астрономических вычислений служат прототипом большинства приборов в морской навигации.

Устройство, про который знает даже ребенок, привычный всем компас , был изобретен все в том же Китае во времена правления великой династии Сун (960-1274гг.). Китайцы использовали компас в основном при длительных переходах через пустыни и степи. Достаточно подробное описание компаса появилось только в XII веке, а в Европе намного позже, прибор разительно отличался от привычного нам компаса. Проще говоря, с самого начала это была намагниченная стрелка на пробке. Столь незамысловатое устройство нужно было опустить в воду, а уже в воде стрелка ориентировалась должным образом. Выдвигаются некоторые теории, что именно такое простое устройство использовалось скандинавскими мореплавателями, когда они пересекли Атлантический океан и побывали в далекой Америке (на тот момент она называлась иначе). В дальнейшем прибор не раз модифицировали и совершенствовали.

Деления картушки – румбы, были придуманы итальянцем Флавио Джойя, который жил XIV-м веке. Флавио просто надел стрелку прибора на шпильку и таким образом сделал картушку. Деление было на 16 румбов, к 32 – м румбам деление увеличилось только XVI-м веке. При всем при этом, мореплаватели ни один раз сталкивались с проблемой качки, которая влияла на работу компаса. Для того чтобы решить проблему, стали использовать так называемый карданов подвес. Интересно, что столь известная опора названа именем человека, который не просто не изобрел ее, но даже не пытался претендовать на авторство – он всего лишь описал это устройство. Впрочем, такой подвес не являлся универсальной страховкой. Перехитрить компас было под силу практически любому моряку. Те, кто читал книгу «Пятнадцатилетний капитан», наверняка припомнят каким образом Негоро заставил корабль отклониться от курса – просто положил под компас топор.

Что касается долготы, то ее определение, как и широты, по Полярной звезде было невозможно. В XVII веке сразу три страны (Англия, Франция и Голландия) объявили очень приличные по тем временам гранты (денежные выплаты) тому, кто сможет найти способ верного и точного определения долготы. Многие ученые, включая самого Галилео Галилея, предлагали свои разработки. В конце концов ученый из Голландии по имени Фризиус Гемме, выдвинул предложение определения долготы при помощи сравнения времени в порту отправки со временем в точке нахождения. В 1749 году Джон Харрисон создал точные часы, которые помогли воплотить идею в жизнь. Хронометр, который он создал, стал неотделимой частью корабля, когда тот выходил в плавание, а долготу определяли по временной разнице между Гринвичем и точкой нахождения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: