Как называются специализированные суда для перевозки навалочно насыпных грузов

Обновлено: 25.04.2024

Балкеры (балккериеры) предназначены для перевозки навалочных грузов (грузов без упаковки). К этим грузам относятся: зерно, руда, рудные концентраты, уголь, химические удобрения, цемент и т.д.

Различают суда узкоспециализированные - рудовозы, цементовозы, углевозы, зерновозы, лесовозы и универсальные, перевозящие любые навалочные грузы.

Суда для навалочных грузов - наиболее крупнотоннажные среди сухогрузных судов. Средний дедвейт этих судов около 30000т., а наиболее крупных - превышает 300000 тонн. Скорость балкеров обычно небольшая -12 - 16 узлов. Эти суда, обычно, однопалубные, одновинтовые с носовым бульбом. Машинное отделение и жилая надстройка располагаются в корме для удобства работы портового перегрузочного оборудования. Большинство балкеров обычно не имеет собственных грузовых устройств, так как обычно в портах захода имеются высокопроизводительные перегрузочные устройства.

Если балкер предназначен для перевозки сравнительно лёгких грузов (уголь, зерно…), то при загрузке его тяжёлым грузом (окатыши, руда…) возникает недопустимо резкая качка. (Это вызвано чрезмерным увеличением остойчивости из-за равномерного размещения груза по трюмам тонким слоем из условия обеспечения прочности).

Если балкер предназначен для перевозки тяжёлых грузов, то при перевозке лёгких грузов его грузоподъёмность используется частично из-за нехватки кубатуры трюмов.

Естественно стремление обеспечить одинаково эффективное использование балкера при перевозке как легких, так и тяжёлых грузов. Поэтому в последние годы появились универсальные балкеры, которые эффективно перевозят тяжёлые и легкие навалочные грузы.

Крупные универсальные балкеры имеют обычно 7-12 трюмов. Часть трюмов имеет увеличенную длину, что вместе с допускаемой чередующейся загрузкой трюмов, позволяет перевозить грузы с широким диапазоном удельных погрузочных объемов при обеспечении мореходных качеств. Это позволяет при легких грузах заполнять все трюма, а при тяжёлых – только короткие или длинные трюма. Конечно, такая универсальность требует увеличения затрат на подкрепления корпуса судна, но позволяет легче обеспечить загрузку судна в прямом и обратном рейсе.

Грузовые трюмы универсальных балкеров образованы в нижней и верхней частях наклонными переборками (рис.2.8,б,3). Верхние наклонные переборки обеспечивают отсутствие пустот при загрузке без штивки, что необходимо для предотвращения смещения груза при качке. Эти переборки образуют верхние (подвесные) цистерны, обычно используемые для балласта.

Нижние наклонные переборки образуют скосы, по которым при выгрузке груз сползает в просвет люка, что обеспечивает выгрузку всего груза грейферами. Эти переборки образуют скуловые цистерны, которые используют для размещения запасов и балласта. Образованные таким образом подпалубные и скуловые цистерны и увеличенная высота двойного дна повышают центр тяжести и предотвращают излишнюю остойчивость судна.

Для возможности выгрузки грейферами второе дно балкеров утолщено и подкреплено.

Поскольку рудовозы перевозят тяжёлые грузы, то для предотвращения излишней остойчивости трюм поднят над днищем судна (высокое двойное дно) (рис. 2.8.б,1.). Вокруг трюма расположены балластные танки. Суда этого типа проектируются и строятся для конкретной и устойчивой линии перевозки руды.

Рис.2.8. а – Балкер. б – Формы трюмов балкеров различного назначения:

1-рудовоз, 2-нефтерудовоз (нефть и руда в различных отсеках), 3-универсальный балкер, 4-балкер-автомобилевоз с убирающимися подвесными палубами, 5-многоцелевое судно для перевозки руды, навалочных грузов и жидких грузов, 6-многоцелевое судно для перевозки руды, навалочных грузов и контейнеров

Для повышения эффективности использования балкеров на некоторых судах этого типа предусматривается возможность перевозки нефти в бортовых и днищевых танках (рис.2.8.б,2). Это — новый тип судов — комбинированные. Необходимо отметить, что при изменении конъюнктуры на мировом фрахтовом рынке специализированные суда часто оказываются на приколе, хотя и стоимость перевозки на них ниже, чем на универсальных судах. А универсальные суда могут использоваться на перевозках других грузов.

Для повышения эффективности на ряде балкеров были установлены подвесные палубы для перевозки автомашин (рис.2.8.б,4). Однако практика эксплуатации показала на недостаточную эффективность этой конструкции (трудоёмкость погрузки автомашин, сложность и трудоёмкость установки и уборки подвесных палуб и т. д.).

На многоцелевом судне (рис.2.8.б.5) предназначенном для перевозки руды, навалочных грузов и жидких грузов (нефти) используются одни и те же грузовые помещения. Практика эксплуатации этих судов показала их недостаточную безопасность (взрывы и пожары после перевозки нефти), а также необходимость тщательной и трудоёмкой зачистки и мойки грузовых помещений после смены груза (особенно после перевозки нефти), необходимость значительного усложнения конструкции и т.д. Поэтому ряд судов этого типа переведены на перевозку только навалочных грузов.

Одним из наиболее перспективных можно считать многоцелевое судно для перевозки руды, навалочных грузов и контейнеров (рис.2.8.б.6). Конечно, такое сочетание назначений целесообразно для судов небольшой и средней грузоподъёмности.

В дополнение следует отметить, что на балкерах небольшой и средней грузоподъёмности (до 25000т) успешно перевозят громоздкое и тяжеловесное оборудование, металлоконструкции, трубы, лес и т.д.(рис.2.9). Считается, что эти суда более удобны для погрузки тяжеловесных, габаритных и других грузов, которые не боятся раздавливания вышележащими слоями груза, так как на этих судах отсутствуют промежуточные палубы усложняющие погрузку и размещение грузов.


Ба́лкер (англ. bulker) или «нава́лочник» — специализированное сухогрузное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких как зерно, уголь, руда, цемент и т.д.

Навалочные грузы (англ. bulk cargo) могут иметь разные характеристики сыпучести [1] , а также могут быть коррозийными или абразивными. Это может привести к проблемам при транспортировке, таким как смещение груза из-за качки, или самовозгорание. Особенности груза вызывают необходимость в дополнительных мерах обеспечения безопасности. Балкеры часто оснащаются двойным днищем и бортами.

Содержание

Классификация







По размеру

Развитие мировой торговли и стремление повысить экономическую эффективность морских перевозок вызывают значительные структурные изменения в торговом флоте в сторону увеличения количества судов, большой грузоподъёмности и большого размера. В начале XXI века было осуществлено несколько проектов по улучшению навигации основных магистральных направлений морских перевозок, такие как реконструкция Суэцкого и Панамского каналов.

Целью реконструкции Суэцкого канала является обеспечение двустороннего движения судов. В дальнейшем планируется, что с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг — по новому руслу. Таким образом, среднее время ожидания судна во время прохода по каналу должно уменьшиться в четыре раза, и в то же время пропускная способность канала увеличится с 49 до 97 судов в день.

В результате реконструкции Панамского канала через него смогли проходить суда водоизмещением до 170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возросла до 18,8 тыс. судов в год.

В связи с подобными изменениями классификация балкеров в соответствии с их размерами периодическим подвергается корректировке.



  • очень большие балкеры (англ. Very Large Crude Carriers или VLCC); [4]
  • ультра большие балкеры (англ. Ultra Large Crude Carriers или ULCC). [5]

По району плавания



«Сивеймакс» балкер Niagara имеет максимально возможные габариты для прохода через шлюзы канала Святого Лаврентия.



В региональном торговом судоходстве необходимо учитывать глубины проливов, каналов, прибрежных зон и внутренних морей, габариты шлюзов и размеры причалов. В классификации по району плавания в обозначение балкера входит полное или частичное название канала, города, порта, моря, пролива.

Классификация по району плавания
Название Описание
«Камсврмакс» (англ. Kamsarmax) Балкеры, способные заходить в порт Камсар в республике Гвинея. По размерам эти суда немного крупнее балкеров категории «Панамакс». Их длина равна 229 метрам, что соответствует длине рудонавалочных и нефтеналивных терминалов этого порта Камсар.
«Ньюкаслмакс» (англ. Newcastlemax) Размеры балкеров, относящихся к этой категории, подходят для того, чтобы судно могло войти в порт Ньюкасл (Австралия). Обычно эти суда имеют грузоподъемность около 185 тысяч дедвейт тонн, максимальную ширину 50 метров, длину 300 метров.
«Сетачмакс» (англ. Setouchmax) Балкеры этой категории имеют размеры, которые позволяют им входить во Внутреннее Японское море (море Setouch).
«Сивеймакс» (англ. Seawaymax) Балкеры, размеры которых позволяют проходить водным путём Св. Лаврентия [6] из Атлантического океана в Великие озера в Северной Америке. Максимальные размеры судов должны быть, соответственно, меньше чем: длина — 225,6 м, ширина — 23,8 м, осадка — 7,9 м. Кроме ограничений на шлюзах, имеются отдельные участки на каналах, ограничивающие осадку судов до 12,5 м, 10,7 м, 11,3 м и 8,2 м.
«Малаккамакс» (англ. Malaccamax) Балкеры, размеры которых позволяют проходить через Малаккский пролив [7] глубиной 25 метров. В соответствии с текущими допустимыми пределами «Малаккамакс» может иметь максимальную длину в 400 м, ширину – 59 м и осадку – 14.5 м.
«Дюнкеркмакс» (англ. Dunkirkmax) Порт Дюнкерк во Франции может принимать балкеры такого размера. Суда этой категории имеют грузоподъемность около 175 тысяч дедвейт тонн и длину 289 метров.
«Чайнамакс» (англ. Chinamax) Категория объединяет балкеры, чьи размеры позволяют им использовать китайские гавани при полной загрузке. Максимальный размер такого судна составляет осадку 24 м, ширину 65 м и общую длину 360 м. Примером судов такого размера являются балкеры «Валемакс».

По виду перевозимых грузов





Углевоз Walter J. McCarthy Jr.. Судно используется почти исключительно для перевозки угля с терминала Супериор Мидвест (англ. Superior Midwest) в штате Висконсин, на электростанцию в Детройте, штат Мичиган, США.

Существует много видов навалочных грузов, большинство из этих грузов перевозят универсальные балкеры. Но есть отдельные грузы, которые выгоднее перевозить узкоспециализированными судами.

Классификация по виду перевозимых грузов
Наименование по виду груза Описание
Универсальные балкеры (англ. Multipurpose bulk carriers) Способны перевозить любой навалочный груз. Эти балкеры составляют более 80 % балкерного флота.
Балктанкер, или нефтерудовоз (англ. Ore-bulk-oil carriers или ОВО) Морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки как наливных, так и насыпных грузов. Использование таких балкеров по сравнению с танкерами может снизить холостой пробег судов, так как нефтерудовоз может перевозить нефтепродукты в одном направлении и руду в обратном. В 70-е годы XX века имели большую популярность, благодаря сокращению издержек за счет отсутствия балластных переходов. Однако уже в 80-е годы бум на строительство этих судов прошел.
Рудовозы (англ. Ore carriers) По конструктивным особенностям ничем не отличаются от обычных балкеров, но обычно имеют большие размеры. Большинство судов типа VLBC, VLOC, ULBC, ULOC, а также все Very Large Ore Carriers являются рудовозами.
Цементовозы (англ. Cement carriers) Предназначены специально для перевозки цемента (в основном портланд-цемента). Эти суда отличаются особенностями конструкции, большинство имеют систему самовыгрузки (пневматической, механической или комбинированной).
Зерновозы (англ. Grain carrier) Часто также выделяют в отдельную группу, так как некоторые судовладельцы используют определённые суда только под транспортировку зерна. Причин этому много: повышенная стоимость фрахта при перевозке зерна, исключение иных грузов, позволяющее избегать частой замывки трюмов, особенности перевозки зерновых и др.
Углевозы или угольщики (англ. Colliers) Однопалубные сухогрузы с минимальным надводным бортом, предназначенные для перевозки каменного угля, появились в середине XIX века для обеспечения массового на тот момент спроса на угль в энергетике, промышленности и транспортной сфере. Грузоподъемность варьируется от 2 до 20 тысяч дедвейт тонн. На саморазгружающихся углевозах под трюмами установлены продольные ленточные транспортеры, с помощью которых груз подается на палубу и затем на берег.

По конструктивным особенностям





Сухогруз комбинированного типа (OBO, Ore/Bulk/Oil) Maya в порту Бреста, Франция. Центральный трюм занят грузом сои, боковые цистерны загружены балластом.



Балкер типа BIBO (англ. Bulk In, Bags Out) CHL Innovator покидает Гданьск, Польша. За один час это судно может упаковать в 50-килограммовые мешки и выгрузить 300 тонн насыпного сахара.

Балкеры различаются не только по размерам, но и по конструктивным решениям, на которые влияют способ выгрузки/погрузки, виды перевозимых грузов, район плавания и др.

Классификация по конструктивным особенностям
Особенности конструкции Описание
Балкеры, оборудованные грузовыми устройствами (англ. Geared bulk carrier) Обычно находятся в диапазоне размеров от «Хендисайз» до «Хендимакс», хотя существует небольшое количество судов «Панамакс», также оснащенных погрузочно-разгрузочным оборудованием. Как и все сухогрузы, они имеют ряд трюмов, покрытых выступающими крышками люков. Оснащены стрелами, кранами или конвейерными лентами, с помощью которых осуществляется погрузка и разгрузка без использования береговых устройств. В качестве операторов оборудования могут выступать как члены экипажа, так и персонал порта.
Балкеры, не оборудованные грузовыми устройствами (англ. Gearless bulk carrier) Полностью зависимы от береговых погрузочно-разгрузочных механизмов, чаще всего стоят на обслуживании конкретной компании с закрепленными портами погрузки и выгрузки. За счет отсутствия специализированного грузового оборудования происходит значительное снижение их стоимости при строительстве и обслуживании.
Саморазгружающиеся балкеры (англ. Self-discharger bulker) Оснащены транспортной конвейерной лентой со стрелой, по которой груз выгружается на берег, или пневматическим оборудованием (пневматический способ разгрузки всасывающими-нагнетающими погрузчиками, пневмотранспортерами). При всех экономических преимуществах и удобстве данной системы разгрузки, существует целый ряд недостатков, основным из которых является частота поломок лент и стоимость их ремонта.
«Лэйкеры» или «озёрники» (англ. Lakers, Lake freighters) Эксплуатируются на Великих Озёрах (Северная Америка). Часто надстройка у таких судов перемещена в нос для более удобного прохождения шлюзов и речных путей. Размеры «лэйкеров» различны, но большинство из них относится к категории «Сивеймакс». Благодаря условиям эксплуатации в пресной воде срок службы «лэйкеров» намного больше морских судов
Балкеры БИБО (англ. BIBO, сокращение от англ. Bulk In, Bags Out — навал внутрь, мешки наружу) Балкеры, оборудованные установками для упаковки навалочного груза в специальную тару при выгрузке.

История

До появления балкеров грузоотправители имели два способа транспортировки сыпучих грузов. При первом способе грузчики засыпали груз в мешки, затем укладывали мешки на поддоны, и опускали поддоны в трюм при помощи крана. Второй способ требовал, чтобы грузоотправитель зафрахтовал целое судно, и потратил время и деньги на строительство бункеров в трюмах. Затем приходилось монтировать специальные направляющие, чтобы переместить груз через небольшие люки. Эти методы требовали времени и были трудоемкими.



Балкер Locust (предыдущее название Universe Aztec), построенный в 1969 году, грузоподъемностью 160 245 дедвейт тонн.

Специализированные сухогрузы для перевозки навалочных грузов начали появляться по мере того, как суда, использующие паровые машины, становились все более популярными. Первым пароходом-сухогрузом, был британский угольщик John Bowes, построенный в 1852 году. Первым саморазгружающимся балкером был «лэйкер» Hennepin, построенный в 1902 году. Время разгрузки значительно сократилось за счет использования конвейерной ленты при погрузочно-разгрузочных работах.



Один из самых крупных балкеров MV Vale Rio de Janeiro на пути в Европорт (англ. Europoort) Роттердама, Нидерланды.



До Второй мировой войны спрос на международные перевозки навалочных грузов был низким, и большая часть этой торговли была прибрежной. Однако на Великих озерах балкеры перевозили огромные объемы руды из северных шахт на сталелитейные заводы. В 1929 году по озерам было перевезено 73 миллиона тонн железной руды, а также было перемещено почти такое же количество угля, известняка и других грузов. Уже появились две определяющие характеристики сухогрузов: двойное дно, которое было принято в 1890 году, а также конструкция балластных цистерн, которая была введена в 1905 году.

После Второй мировой войны балкерный флот вышел на новый уровень развития. Существенно возросшие в 1960-х годах потребности индустриальных стран в сырье побудили судовладельцев интенсивно наращивать свой балкерный флот и увеличивать размеры судов. Стремление к большим размерам привело к появлению в 1969 году 160 245-тонного балкера Universe Aztec (ныне Locust), предназначенного для перевозки промышленных солей из Мексики в Японию. В 1973 году был построен нефтерудовоз Svealand (затем однотипные ему World Gala и Neckar Ore) грузоподъемностью 282 462 дедвейт тонн.

Морские перевозки навалочных грузов имеют тенденцию устойчивого роста. С 1965 по 1980 год ежегодный прирост перевозок этих грузов составлял в среднем 9,5 %. Темпы роста за период с 1980 по 1990 год составляли 2,6 % ежегодно. С 1990 по 2000 год — 2,3 % в год.

В настоящее время состояние перевозки навалочных грузов (руды, угля и др.) определяется в основном ростом экономики Китая. Если в 2000 году Китай ввез 150 млн тонн навалочных грузов, то в 2009 году этот показатель составил уже 900 млн тонн — 40 % от совокупного объёма импорта сухих грузов в глобальном масштабе. Для сравнения, доля Японии в те же годы составляла около 18 %, Евросоюза — 16,5 %, США — 2,5 %.

Самые крупные балкеры

С 2011 года самыми большими и по длине и по вместимости балкерами являются суда размерной категории «Валемакс». На сегодняшний день их уже 36, и еще три десятка строятся или заказаны. Называются они так, потому что были построены для перевозки железной руды, добытой бразильской компанией Vale S. A., в Европу и Азию, главным образом в Китай. Эти суда имеют предельный размер, который возможен для того чтобы войти в китайские порты: длина 360–362 метра, ширина 65 метров, грузоподъемность — 380–400 тысяч дедвейт тонн.

Балкер MV Vale Rio de Janeiro является одним из крупнейших в мире судов. Разработанный для перевозки железной руды из Бразилии в Китай, по маршруту через Кейп вокруг Южной Африки, он является вторым из семи 400 000 тонных рудовозов, заказанных Vale S. A. у компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering в Южной Корее. MV Vale Rio de Janeiro также является вторым по величине судном, находящимся в настоящее время в эксплуатации, уступая только супертанкерам класса TI, которые имеют грузоподъемность более 440 000 дедвейт тонн.

1. Какой транспорт занимает первое место в России по грузообороту?
1) железнодорожный;
2) трубопроводный;+
3) автомобильный.

2. Самый дорогой вид транспорта?
1) автомобильный;
2) авиационный;+
3) морской;

3. Где находятся наиболее густая транспортная сеть в России?
1) на западе;+
2) на севере;
3) на востоке;

4. Какой главный плюс в автомобиле?
1) это сезонный вид транспорта;
2) он берет много груза;
3) он мобильный;+
4) он перевозит основную массу пассажиров.

5. Этот вид транспорта можно назвать транспортом ХХ века.
1) железнодорожный
2) автомобильный+
3) авиационный
4) морской

6. Какой вид транспорта последний по пассажирообороту?
1) железнодорожный
2) автомобильный
3) речной +
4) морской

7. Как называются специализированные суда для перевозки навалочно-насыпных грузов?
1) лихтеровозы
2) балкеры+
3) ролкеры
4) автомобилевозы

8. Выберите важный вид сухопутного транспорта.
1) железнодорожный
2) автомобильный +
3) авиационный
4) морской

9. Как называется основной судоходный речной бассейн России?
1) Волго-Камский;+
2) Ангаро-Енисейский;
3) Амурский.

10. Какой вид транспорт занимается перевозками пассажиров на дальние расстояния?
1) автомобильного транспорта;
2) авиационного транспорта;+
3) железнодорожного транспорта.

11. По грузообороту ведущим видом транспорта в мире яв­ляется
1) автомобильный
2) железнодорожный
3) морской+
4) трубопроводный

12. На какой вид транспорта приходится обслуживание около 4/5 всей международной торговли?
1) железнодорожный
2) автомобильный
3) авиационный
4) морской+

13. Недавно появившийся вид транспорта.
1) железнодорожный
2) автомобильный
3) авиационный +
4) морской

14. Ведущий во Франции по показателю грузооборота вид транспорта:
1) автомобильный
2) железнодорожный
3) морской+
4) авиационный

15. По пассажирообороту ведущий вид транспорта во всем мире:
1) автомобильный+
2) железнодорожный
3) морской
4) авиационный

Одним из наиболее популярных способов доставки грузов по миру являются морские перевозки. Давайте сразу определимся: для перевозки грузов по морю не плавают, а ходят, и не корабли (они бывают только военные), а суда. Вообще судно – это плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Нас же интересуют гражданские транспортные (грузовые) суда.

Грузовым судном, если сильно обобщить, является любое непассажирское судно, но, с учетом всех оговорок и сферы действия Конвенции ООН по морскому праву, – это самоходное, имеющее валовую вместимость более 500 регистровых тонн, которое не является военным кораблем или военным транспортом, не является исключительно рыболовным, не является прогулочной яхтой и не занимается коммерческой деятельностью.

Грузовые суда разделяются на две большие группы: сухогрузы и танкеры.

К сухогрузам относятся контейнеровозы, лихтеровозы, балкеры, ролкеры (в т.ч. автомобилевозы), рефрижераторные, а также специализированные суда (лесовозы, цементовозы и т.д.).

Среди танкеров тоже есть специализированные – газовозы, виновозы и др., но их всех объединяет перевозка груза в цистернах (танках). Существуют суда смешанного типа или универсальные – такие могут одновременно или попеременно перевозить как наливные, так и насыпные или штучные сухие грузы.

Рассмотрим наиболее популярные типы судов.

Сухогруз (другое название – «балкер» от англ. bulk – «сыпучий»)

Служат для перевозки сыпучих грузов, например, зерна, удобрений, угля и др.

bulker_1000px.jpg

Балкеры делятся на семь «подгрупп»:

  • Мини-балкера – суда с дедвейтом (от англ. deadweight) – суммой масс всего полезного перевозимого груза – до 10 тысяч тонн, которые в основном предназначены для каботажного (морского прибрежного) плавания и по внутренним водным путям;
  • Handysize – такие суда считаются наиболее распространенными, так как позволяют входить в небольшие порты, кроме того, в зачастую они оснащены кранами, которые позволяют производить погрузку и разгрузку грузов в портах самостоятельно;
  • Handymax – это максимально увеличенные в размере Handysize;
  • Suezmax – максимально возможный размер для прохождения Суэцкого канала;
  • Panamax – максимально возможный размер для прохождения Панамского канала;
  • Post-Panamax – в 2017 году открылась новая группа шлюзов Панамского канала, вследствие чего такие размеры судов стали максимально возможными для прохождения через данные шлюзы;
  • Capesize – большие грузовые суда, которые не в состоянии пройти через Суэцкий и Панамский каналы. Суда такого типа должны проходить вдоль мыса Доброй Надежды на юге Африканского континента или мыса Горн, которая является самой южной точкой материка Южная Америка.

Вышеописанная классификация учитывает особенности района хождения, а именно глубину в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Именно навигационная обстановка на океанских и морских путях – причина четких требований по размерам судов.

Танкер (от англ. tank – бак, цистерна)

Используются для перевозки наливных грузов. Чаще всего таким видом судов транспортируют нефть и нефтепродукты, но также перевозят воду, продуктовые масла и прочие жидкие грузы. Упрощая вышесказанное: все что возможно налить – перевозится танкером.

Screenshot_14.jpg

Различное множество танкеров различается по размеру (аналогично балкерам) и по роду перевозимого груза.

Классификация размеров танкеров идентична классификации балкеров, хотя существуют исключения:

VLCC (Very Large Crude Carrier) – имеют дедвейт 60 000 – 320 000 тонн. Такие суда используются для перевозки нефти с Ближнего Востока до Мексиканского залива.

ULCC (Ultra Large Crude Carrier) – имеют дедвейт более 320 000 тонн, однако такие исполины не так часто используются ввиду узкой направленности.

Газовозы (Gas carriers)

По своей сути это тоже танкеры, но, что понятно из названия, ввиду особенностей груза имеющие особую специфику и выделяющиеся в отдельный класс судов, который, в свою очередь, подразделяется на разные типы.

Screenshot_13.jpg

Напорные – когда газы перевозятся при атмосферной температуре, в связи с чем отсутствует необходимость в системе охлаждения груза и теплоизоляции самих танков. Грузовые танки представляют собой цилиндрические или сферические баллоны, которые рассчитаны, как правило, на давление 18,5 бар (что соответствует давлению насыщенных паров пропана при температуре +55°С).

Полурефрижераторные – конструктивные особенности грузовых танков и системы охлаждения таких газовозов позволяет перевозить сжиженные газы при давлении от 4 до 8 бар и температуре груза от 0°С до - 89°С ( -104°С для этиленовозов).

Рефрижераторные – предназначены для перевозки полностью охлажденных сжиженных газов при низкой температуре и давлении выше атмосферного максимум на 0,3 бара. Газовозы данного типа хорошо подходят для перевозки больших объемов грузов, например, сжиженного природного газа, аммиака или хлористого винила на значительные расстояния. Такой груз перевозится в изолированных танках с жесткой тепловой пеноизоляцией. Важно отметить, что международные правила требуют установку на рефрижераторных газовозах вторичного барьера для снижения риска утечек груза в случае аварии.

Контейнеровозы

Именно их мы представляем, когда речь заходит о морских грузоперевозках. Из названия очевидно, что данный тип судов предназначен для перевозки контейнеров. Существует отдельная классификация контейнеров, соответствующая строгим международным правилам, которая соотносится с типом перевозимого груза.

evergiven_1000px.jpg

Грузовместимость контейнеровозов обозначается в TEU – максимальном количестве перевозимых стандартных 20-футовых контейнеров. Контейнеровозы также классифицируются по размеру, как и балкеры, но у них особые размеры:

Explorer Class, который перевозит от 16600 до 18200 TEU.

Triple E-Class ("Economy of scale, Energy efficient and Environmentally improved" Экономический масштаб, энергоэффективность, улучшенная экологичность), который перевозит от 18200 до 21000 TEU.

Контейнеровозы в основном работают по принципу, схожему с пассажирскими судами, – на так называемых «линиях». То есть на маршруте следования находятся определенные порты и судно точно по расписанию курсирует по назначенному порядку среди этих портов.

По морям и океанам мира ежегодно курсируют тысячи грузовых перевозчиков, обрабатывая основную часть международной торговли. Компания «Новелко» также среди таких перевозчиков, но есть важная особенность: с нами ваш груз будет доставлен в нужный срок по любому самому сложному маршруту!

Первые (еще деревянные) суда, специально приспособленные для перевозки руды и зерна, начали строить в 60-х годах XIX в. на Великих озерах Северной Америки. Суда для перевозки массовых насыпных грузов называют по-разному: СНГ (суда для навалочных грузов); балкеры и балкерьеры (от слов bulk - навалочный и carrier - перевозчик); навалочники. К середине XX в. общий дедвейт навалочников был небольшой и в основном состоял из узкоспециализированных судов - рудовозов.

Руда, как известно, груз тяжелый, с малым удельным погрузочным объемом (до 1 м 3 /т; например, железная руда - 0,42. 0,48 м 3 /т). При объёмах трюмов, характерных для обычных судов, при полном использовании грузоподъемности судна руда лежит лишь в нижней части трюма, что приводит к понижению центра тяжести судна. Бортовая качка в шторм становится стремительной, резко ухудшающей обитаемость и вызывающей появление больших перегрузок, действующих на конструкции. Более того, резкая бортовая качка способна вызвать быстрое смещение груза на один борт. В результате судно кренится и может опрокинуться.

Для обеспечения остойчивости и плавности качки грузовой трюм
навалочника должен быть заполнен доверху. Поэтому рудовозы имеют продольные переборки и высокое двойное дно (рис. 4.13, 4.14). В бортовых танках и двойном дне размещаются балластные цистерны.

С 1960 г. строительство «чистых» рудовозов пошло на убыль. Интенсивный рост объема перевозок различных массовых насыпных грузов (уголь, зерно, цемент, сахар, минеральные удобрения, соль, бокситы и др.) с большим диапазоном удельной погрузочной кубатуры - от 0,4 (руда) до 3,2 (торф) м 3 /т - привел к развитию других специализированных судов
(углевозов, зерновозов и др.) и универсальных балкеров. В настоящее время рудовозы составляют небольшую долю в общем тоннаже навалочников.



Рис. 4.13. Типовые миделевые сечения рудовозов

Рис. 4.14. Рудовоз «Oyashima Maru»[3]

У балкеров для относительно лёгких навалочных грузов, а также у универсальных навалочников архитектурно-конструктивный тип достаточно стабилен: кормовое расположение машинного отделения, однопалубный, с подпалубными и скуловыми цистернами (рис. 4.15 - 4.17).



Рис. 4.15. Типовые миделевые сечения навалочников


Подпалубные цистерны своей наклонной стороной препятствуют
самоштивке (произвольному пересыпанию при качке) груза, скуловые - обеспечивают ссыпание груза под просвет люка при разгрузке. В балластном переходе цистерны служат для принятия балласта.


Рис. 4.17. Элементы конструкций навалочника

Универсальные суда для навалочных грузов (УСНГ) должны отвечать противоречивым требованиям, которые предъявляет к ним перевозка разных по плотности навалочных грузов: с одной стороны - достаточная грузовместимость при перевозке легких грузов, соответствующая полному использованию грузоподъемности; с другой стороны - умеренная качка и исключение самоштивки при перевозке тяжелых грузов, занимающих малый объем.

Решение этой проблемы состоит в том, что при перевозке лёгких грузов используются все трюмы, а для руды применяется чередующаяся загрузка трюмов – через один. Кроме того, трюмы имеют разную длину: для руды предназначены короткие трюмы, для грузов средней плотности – длинные трюмы, а для лёгких грузов – все трюмы (рис. 4.18).

Рис. 4.18. Влияние чередующейся загрузки трюмов на нагрузки,

вызывающие общий продольный изгиб корпуса судна

Как видно из рис. 4.18, чередующаяся загрузка трюмов ведет к созданию резкой неравномерности распределения нагрузки по длине судна, что вызывает возрастание максимальных значений срезывающей силы и изгибающего момента. Особенно значительно увеличиваются перерезывающие силы (иногда до четырех раз). В результате необходимости обеспечения общей прочности таких судов, их корпус тяжелее, чем у специализированных балкеров. Резкие пики перерезывающих сил вызывают концентрации напряжений. Эти обстоятельства, по-видимому, являлись одной из основных причин целого ряда катастроф с балкерами, когда в штормовой обстановке они переламывались пополам либо у них отламывалась
носовая оконечность[4].

Среди навалочников следует отметить саморазгружающиеся суда. Они оборудуются автоматизированной системой транспортеров (ленточных, ковшовых, винтовых) для перемещения груза внутри судна, подачи его на палубу и передачи с помощью поворотной стрелы с транспортером на причал.

Постройка таких судов целесообразна для обслуживания коротких рейсов на постоянных линиях в неприспособленные для разгрузки порты. Разгрузочное устройство существенно влияет на архитектурно-конструк-тивный тип судна: трюмы представляют собой бункеры, под которыми вдоль судна устраиваются туннели для транспортеров (рис. 4.19). Такие суда широко распространены на Великих озёрах в Северной Америке.


Рис. 4.19. Саморазгружающееся навалочное судно Великих озёр

Навалочные суда внутреннего плавания имеют существенно отличный от морских архитектурно-конструктивный тип. Это объясняется условиями их эксплуатации, в первую очередь, малыми глубинами и небольшими волнами. Поэтому речные балкеры и танкеры имеют малые осадки, большие отношения L/H и B/H. Большая часть речных навалочников
являются несамоходными судами (баржами).

Два основных типа речных балкеров: бункерные и площадочные суда.

Бункерный навалочник (рис. 4.20 – 4.22) имеет двойное дно и широкие двойные борта, между которыми располагается грузовой бункер, не разделённый поперечными переборками, идущий от переборки форпика до
машинного отделения (или до ахтерпика – у баржи). Непотопляемость судна обеспечивается разделением переборками только двойных бортов и дна.

Одна из основных проблем проектирования конструкции такого судна состоит в том, что двойное дно не поддерживается поперечными переборками – длина перекрытия равна длине всего бункера. Местная прочность двойного дна обеспечивается флорами, пролёт которых равен расстоянию между продольными переборками (внутренними бортами). Стрингеры и киль не поддерживают флоры, как у судов с поперечными переборками, так как им самим опереться не на что. Для уменьшения пролёта флоров часто внутренние борта выполняются наклонными.


Рис. 4.20. Разрез по холостому шпангоуту бункерной баржи проекта 1787 /16/



Рис. 4.21. Мидель-шпангоут бункерной баржи проекта 567



Рис. 4.22. Мидель-шпангоут бункерной баржи проекта Р29[5]



У площадочного судна грузовое пространство расположено на палубе, огороженной с бортов и в оконечностях комингсами (рис. 4.23 – 4.24).

Рис. 4.23. Мидель-шпангоут баржи – площадки грузоподъёмностью
1000 т /16/

Местная прочность палубы и днища обеспечивается тем, что они связаны системой поперечных и продольных переборок, пиллерсов или раскосов (наклонных стержней).



Рис. 4.24. Мидель-шпангоут баржи - площадки пр. 81210 /8/

При эксплуатации речных навалочников нередки случаи нарушения их общей прочности (переломов корпуса). При этом, в отличие от морских судов, переломы происходят на тихой воде. Причин этому несколько:

1) коррозионный износ, истирание и остаточные эксплуатационные местные деформации (переломы чаще происходят со старыми судами);

2) неправильная последовательность загрузки или выгрузки бункеров, при которой возникает неравномерное распределение груза по длине и рост наибольшего изгибающего момента и перерезывающей силы;

3) перегруз и неравномерное по длине распределение груза - «горками»;

4) посадка на мель.

Так как высота борта речных судов относительно мала, обеспечение общей продольной прочности достигается применением продольной системы набора палубы и днища даже при относительно небольших длинах корпуса (менее 80 м).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: