Как назывались морские парусные суда нового типа на которых отправлялись в плавание моряки в период

Обновлено: 25.04.2024

Сегодня, в эпоху бурного развития техники, основная масса военных кораблей и гражданских судов всего мира имеет механические двигатели, позволяющие этим плавсредствам передвигаться по водным просторам независимо от силы и направления ветра. Еще в середине 19-го века, с распространением парового двигателя, все военные флоты в течение двух-трех десятилетий перешли с паруса на механический движитель. В гражданском флоте парусники продержались несколько дольше, однако в начале 20-го столетия и торговые парусные суда так же исчезли. Казалось бы, время парусников, очень сильно зависевших от капризов погоды, кануло в далекое прошлое. Но, тем не менее, парусные суда существуют до сих пор. В первую очередь, это учебные парусники, на которых молодые люди, решившие посвятить свою жизнь морю, изучают азы морского дела. Такие учебные парусные суда существуют во многих странах. Среди наиболее известных крупных парусников, на которых и сегодня обучаются курсанты морских училищ, можно назвать итальянский «Америго Веспуччи», норвежский «Стадаат Меркуль», испанский «Элькано», советско-российские «Седов» и «Крузенштерн». Но перечисленные выше суда – это старые парусники, плавающие еще с 20-30х годов 20-го века до сих пор; фактически – они отголоски прошлого. Однако парусные суда строятся и сейчас. Так, в 1967 году аргентинцы ввели в эксплуатацию парусник «Либертад», в 1982 польский флот принял судно «Дар молодежи», в 1987-1992 годах наши моряки получили новые парусники «Мир», «Надежда», «Паллада», «Херсонес», которые плавают под российским флагом и сегодня. Существуют и более новые парусники. Например, с 2000 года под флагом сухопутного (!) Люксембурга совершает пассажирские круизы по Средиземноморью построенный в 1999 году поляками пятимачтовый парусник «Роял Клиппер», а в 2016 году флот Перу получил новейшее учебное парусное судно «Юнион». И это – только большие парусники крупного водоизмещения. А ведь в мире еще широко применяются и разнообразные «разнокалиберные» частные парусные яхты, некоторые из которых тоже достигают весьма внушительных размеров. Малых же прогулочных парусников, размерами с обычную лодку, вообще существует огромное множество. Причины довольно интенсивной даже в 21-м веке эксплуатации парусных судов самые разные: одни используют парусники для экономии энергоресурсов в современных условиях часто повторяющихся энергетических кризисов; другие же таким образом отдают дань романтике старинного способа передвижения по воде под белоснежными облаками парусов, в полной тишине, не нарушаемой гулом работающих двигателей…

Бороздящие воды морей современные парусники весьма разнообразны; они сильно различаются не только размерами, но и количеством мачт, и видами оснастки. Причем и большие, и малые парусные суда современности в видах своей оснастки опираются на старую парусную школу, оттачивавшуюся веками. Однако до сегодняшнего дня дожили далеко не все виды парусников, существовавших ранее. В 21-м веке используются только наиболее удачные образцы прошлого; а все остальные имевшиеся многочисленные типы парусных судов, не соответствующих современным требованиям, остались в истории (и речь о них пойдет отдельно). Сейчас же – разговор только о тех парусных судах, которые используются сегодня. Они в зависимости от вида парусного вооружения различаются на следующие основные типы:

Корабли – крупные плавательные средства, несущие от трех до пяти мачт. Все мачты – с прямыми парусами; косыми являются лишь имеющийся внизу на бизань-мачте традиционный для всех парусников гафельный парус, обеспечивающий повороты судна, а так же кливера (между бушпритом и фок-мачтой) и стаксели (между мачтами), выполняющие вспомогательную роль.

Барки – такие же крупные, как корабли; тоже несут от трех до пяти мачт. Но у них вся кормовая мачта оснащена косыми парусами, а остальные мачты – с прямыми парусами. В сочетании с кливерами и стакселями косые паруса бизань мачты заметно улучшают маневренность судна, при незначительной потере скорости.

БАРКЕНТИНА (шхуна-барк)

Баркентины несколько меньше кораблей и барков; они несут от трех до четырех мачт. Передняя мачта с прямыми, остальные мачты - с косыми парусами. По скорости баркентины отстают от кораблей и барков, зато они значительно более маневренны и способны ходить под острыми углами к ветру.

Шхуны бывают самых разных размеров, но в основном они относятся к среднеразмерным судам. Средние шхуны несут две мачты, более редкие крупные – три; правда, раньше иногда встречались и огромные шхуны, имевшие от четырех до семи мачт (эти суда были преимущественно американского происхождения). Все шхуны подразделяются на два вида: марсельная шхуна и гафельная шхуна. Гафельные шхуны несут на всех мачтах только косые паруса; марсельные шхуны кроме косых парусов на обеих мачтах имеют на фок-мачте вверху один или несколько прямых парусов. Соответственно, гафельные шхуны отличаются высочайшей маневренностью, а марсельные - несколько большей скоростью; при этом оба вида шхун способны двигаться под острыми углами к ветру. По внешнему виду двухмачтовую гафельную шхуну можно перепутать с похожим на нее гафельным кечем; но шхуна, предназначенная для морских плаваний, крупнее прибрежного кеча, и отличается от него тем, что несет фок- и более высокую грот-мачту (кеч же имеет грот- и более низкую бизань-мачту).

Двухмачтовое судно средних размеров; имеет две мачты с прямыми парусами. Для улучшения маневрирования бриг кроме косых кливеров между бушпритом и фок-мачтой несет внизу на грот-мачте (которая является второй и последней) косой гафельный парус, являющийся традиционным почти для всех видов парусников.

Бригантина представляет собой помесь шхуны и брига. Это среднее двухмачтовое судно, у которого одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми. Такое парусное вооружение позволяет судну сочетать приемлемую скорость с хорошей маневренностью. Маневренности и крутым курсам способствуют так же имеющиеся кливера и стаксели.

Все перечисленные выше парусники относится к крупным и средним; эти типы, появившиеся еще несколько столетий назад, являются и сегодня основными видами мореходных парусных судов. Но кроме них существует так же ряд малых парусников прибрежного и речного плавания . Среди этих малых парусников, сегодня (впрочем, как и в 19-м, и в 20-м веках) выполняющих обычно в основном прогулочные или рыболовные функции, встречаются и одномачтовые, и двухмачтовые, и даже трехмачтовые суда. К одномачтовым относятся шлюп, тендер и кэт; к малым двухмачтовым судам - иол и кеч, а малый «трехмачтовик» носит «грозное» наименование люггер (как знаменитый немецкий пистолет).

Люгер относится к старинному виду французских малых парусников, применяемых во Франции до сих пор. Это трехмачтовое небольшое судно вооружено рейковыми парусами (косыми четырехугольными парусами на косых рейках, короткий конец которых смотрит вниз, а длинный – вверх).

Малый «двухмачтовик» кеч имеет передней высокую грот-мачту, а позади - более короткую бизань-мачту. Обе мачты на кече несут только косые паруса; причем на них встречаются паруса двух типов. Суда с гафельными парусами называются гафельными кечами, а с бермудскими – бермудскими кечами. Гафельный кеч внешне очень похож на гафельную шхуну, но он значительно меньше шхуны и, как уже говорилось, его задняя мачта ниже передней (в то время как у шхуны – наоборот).

Иол имеет мачтовое и парусное вооружение идентичное кечу; эти два типа парусников походят друг на друга. Разница заключается в том, что на иоле бизань-мачта вынесена далеко на корму и находится позади рулевого управления, в то время как на кече бизань-мачта стоит перед рулем. Используемый уже несколько веков, сегодня иол в «классическом» старом виде с гафельными парусами встречается очень редко; современные прогулочные иолы обычно оснащены бермудскими парусами, которые обеспечивают более высокую маневренность.

ТЕНДЕР И ШЛЮП

Малые одномачтовые парусники тендер и шлюп по размерам и парусности близки друг к другу; в 19-м и начале 20-го века они различались бушпритом: на тендерах он был длинный выдвижной, а на шлюпах – короткий постоянный. Еще одним различием служило расположение мачты: на тендерах – в середине корпуса, на шлюпах – несколько ближе к носу. Но сегодня бушприты на этих типах судов применяются довольно редко; изменилось и расположение мачт – мачта шлюпа так же переместилась в середину корпуса. Поэтому современные шлюп и тендер различать стало довольно трудно. Правда, в определенной мере нынче различию способствует тип применяемых парусов. Сегодня тендеры с бермудскими парусами практически не строят, а шлюпы – наоборот, обычно вооружают только бермудами; гафельные шлюпы практически исчезли.

Кэт (в некоторых странах Европы его называют «динги») - имеет одну мачту, вынесенную фактически на нос судна. Она вооружена одним бермудским или гафельным парусом (соответственно этому судно называется бермудский кэт, или гафельный кэт).

Самым маленьким парусником является ял - лёгкая гребно-парусная лодка или корабельная шлюпка длинной от 3 до 6 метров. На судах она используется для связи с берегом, работ у борта, перевозки лёгких грузов или людей. Также ялы пользуется популярностью у спортсменов и туристов. Ялы существуют нескольких видов: 3-метровые «двойки» (двухвесельные ялы) являются чисто гребными и не имеют мачт. Четырехвесельные и шестивесельные ялы (длинной 5 и 6 метров) имеют 5-метровую мачту с одним (иногда разрезным) прямым парусом.

Дополнительная информация:

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.

Тест по истории Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. Представители какого народа, как полагают историки, пер­выми совершили плавание вокруг Африки?

1) греки
2) римляне
3) египтяне
4) финикийцы

2. Как называют эпоху путешествий и крупнейших открытий, совершённых европейцами в конце XV — середине XVII в.?

3. Почему европейцам стали недоступны сухопутные пути из Европы в страны Индии и Китая к XV-XVI вв.?

1) в этот период прекратилось развитие транспорта
2) вследствие завоеваний турок-османов
3) вследствие возвышения Византии
4) в этот период стала популярной идея замкнутости и культурной изоляции Европы

4. Отметьте дату начала первого плавания Христофора Колумба.

1) 1450 г.
2) 1477 г.
3) 1492 г.
4) 1510 г.

5. Установите соответствие между путешественниками и совершёнными ими открытиями.

А) описание открытых земель Нового Света
Б) открытие Америки
В) плавание к юго-западу Индии
Г) попытка открытия северо-восточного пути в Китай и Японию

1) Васко да Гама
2) Америго Веспуччи
3) Христофор Колумб
4) Ричард Ченслер

6. В каком веке русский купец Афанасий Никитин совершил своё путешествие в страны Востока?

1) XIV в.
2) ХV в.
3) XVI в.
4) XVII в.

7. Какие территории преимущественно осваивали русские путешественники в XV-XVII вв.?

1) Урал и Сибирь
2) Северное побережье Африки
3) Южную Индию
4) Австралию

8. Какая страна из перечисленных получила колонии в ре­зультате путешествий европейцев в XV-XVI вв.?

1) Франция
2) Испания
3) Россия
4) Китай

9. Впишите недостающее слово в название торговых компаний Голландии, открытых после начала путешествий европейцев: Ост-__________ и Вест-__________ компании.

10. Отметьте положительное последствие путешествий европейцев в XV-XVI вв.

1) вооружённые конфликты
2) уничтожение цивилизаций и культуры Америки
3) соперничество за колонии
4) появление новых рынков сбыта готовой продукции

2 вариант

1. Какое открытие историки относят к географическим откры­тиям, совершённым викингами?

1) открытие Китая
2) открытие Исландии
3) открытие Египта
4) открытие Португалии

2. Когда началась эпоха Великих географических открытий?

1) конец XV в.
2) середина XVI в.
3) конец XVI в.
4) середина XVII в.

3. Одной из причин Великих географических открытий было стремление европейцев найти новые пути в

1) Россию и Монголию
2) Индию и Китай
3) Испанию и Португалию
4) Египет и Алжир

4. Мореплаватель Христофор Колумб, отправляясь в первое путешествие, находился на службе у

1) России
2) Италии
3) Англии
4) Испании

5. Установите соответствие между путешественниками и совершёнными ими открытиями.

А) плавание к юго-западу Индии
Б) попытка открытия северо-восточного пути в Китай и Японию
В) открытие Америки
Г) описание открытых земель Нового Света

1) Христофор Колумб
2) Васко да Гама
3) Америго Веспуччи
4) Ричард Ченслер

6. Назовите сочинение тверского купца Афанасия Никитина, в котором он описывал своё путешествие.

7. Одна из особенностей России, вследствие которой страна была позднее вовлечена в процесс открытий и освоения но­вых территорий, — это

1) отсутствие выхода к незамерзающим морям
2) контроль над Черноморскими проливами
3) развитый морской флот
4) идея культурной замкнутости России

8. Какая страна из перечисленных в результате географических открытий стала крупнейшей колониальной державой?

1) Россия
2) Португалия
3) Франция
4) Китай

9. Как назывались морские парусные суда нового типа, на ко­торых отправлялись в плавание моряки в период Великих географических открытий?

10. Отметьте одно из отрицательных последствий Великих гео­графических открытий.

1) распространение христианства
2) появление новых продуктов питания в рационе европей­цев
3) развитие торговли и мореплавания
4) вооружённые конфликты и столкновения

Тест по истории России Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий 7 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 10 заданий.

Вариант 1

1. Представители какого народа, как полагают историки, первыми совершили плавание вокруг Африки?

1) греки
2) римляне
3) египтяне
4) финикийцы

2. Как называют эпоху путешествий и крупнейших открытий, совершённых европейцами в конце XV — середине XVII в.?

3. Почему европейцам стали недоступны сухопутные пути из Европы в страны Индии и Китая к XV-XVI вв.?

1) в этот период прекратилось развитие транспорта
2) вследствие завоеваний турок-османов
3) вследствие возвышения Византии
4) в этот период стала популярной идея замкнутости и культурной изоляции Европы

4. Отметьте дату начала первого плавания Христофора Колумба.

1) 1450 г.
2) 1477 г.
3) 1492 г.
4) 1510 г.

5. Установите соответствие между путешественниками и совершенными ими открытиями.

ОТКРЫТИЯ

А) описание открытых земель Нового Света
Б) открытие Америки
В) плавание к юго-западу Индии
Г) попытка открытия северо-восточного пути в Китай и Японию

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

1) Васко да Гама
2) Америго Веспуччи
3) Христофор Колумб
4) Ричард Ченслер

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. В каком веке русский купец Афанасий Никитин совершил свое путешествие в страны Востока?

1) XIV в.
2) ХV в.
3) XVI в.
4) XVII в.

7. Какие территории преимущественно осваивали русские путешественники в XV-XVII вв.?

1) Урал и Сибирь
2) Северное побережье Африки
3) Южную Индию
4) Австралию

8. Какая страна из перечисленных получила колонии в результате путешествий европейцев в XV-XVI вв.?

1) Франция
2) Испания
3) Россия
4) Китай

9. Впишите недостающее слово в название торговых компаний Голландии, открытых после начала путешествий европейцев: Ост-__________ и Вест-__________ компании.

10. Отметьте положительное последствие путешествий европейцев в XV-XVI вв.

1) вооруженные конфликты
2) уничтожение цивилизаций и культуры Америки
3) соперничество за колонии
4) появление новых рынков сбыта готовой продукции

Вариант 2

1. Какое открытие историки относят к географическим открытиям, совершенным викингами?

1) открытие Китая
2) открытие Исландии
3) открытие Египта
4) открытие Португалии

2. Когда началась эпоха Великих географических открытий?

1) конец XV в.
2) середина XVI в.
3) конец XVI в.
4) середина XVII в.

3. Одной из причин Великих географических открытий было стремление европейцев найти новые пути в

1) Россию и Монголию
2) Индию и Китай
3) Испанию и Португалию
4) Египет и Алжир

4. Мореплаватель Христофор Колумб, отправляясь в первое путешествие, находился на службе у

1) России
2) Италии
3) Англии
4) Испании

5. Установите соответствие между путешественниками и совершёнными ими открытиями.

ОТКРЫТИЯ

А) плавание к юго-западу Индии
Б) попытка открытия северо-восточного пути в Китай и Японию
В) открытие Америки
Г) описание открытых земель Нового Света

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

1) Христофор Колумб
2) Васко да Гама
3) Америго Веспуччи
4) Ричард Ченслер

6. Назовите сочинение тверского купца Афанасия Никитина, в котором он описывал свое путешествие.

7. Одна из особенностей России, вследствие которой страна была позднее вовлечена в процесс открытий и освоения новых территорий, — это

1) отсутствие выхода к незамерзающим морям
2) контроль над Черноморскими проливами
3) развитый морской флот
4) идея культурной замкнутости России

8. Какая страна из перечисленных в результате географических открытий стала крупнейшей колониальной державой?

1) Россия
2) Португалия
3) Франция
4) Китай

9. Как назывались морские парусные суда нового типа, на которых отправлялись в плавание моряки в период Великих географических открытий?

10. Отметьте одно из отрицательных последствий Великих географических открытий.

1) распространение христианства
2) появление новых продуктов питания в рационе европейцев
3) развитие торговли и мореплавания
4) вооруженные конфликты и столкновения

Грибанова Оксана Павловна

Исследовательская работа и презентация к исследовательской работе о парусном флоте.

ВложениеРазмер
npk_isaev_zh_parusniki.ppt 2.36 МБ
npk_isaev_zh_parusniki.doc 873.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

История парусных кораблей Египетский торговый корабль Корабль Эгейского моря (Крит)

Греческая бирема Римский торговый корабль

Римская пентера Ассиро-финикийский торговый корабль.

Флагманская джонка флотоводца Чжэн Хэ и каравелла «Санта Мария».

Фрегат «Святой дух»

Клипер «Стад Амстердам»

Современная прогулочная яхта

Современное использование парусов

Орёл» (1667—1669) — первый русский парусный корабль западноевропейского типа, трехмачтовый фрегат. Построен по указу Алексея Михайловича в селе Дединово Коломенского уезда. Предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море. Спущен на воду - 1669 Введён в эксплуатацию – 1670 Экипаж - 58 человек (23 матроса и 35 стрельцов) Артиллерия - 22 пищали

Схема образования ветра Дневной бриз Ночной бриз

Характеристики ветра: Направление измеряется в румбах 16 румбов – направления сторон света

Сила (скорость ) измеряется в баллах по шкале Бофорта ( в метрах в секунду)

Ветер используют для производства электроэнергии

Ветер — неисчерпаемый источник энергии. Энергия ветра в тысячи раз превышает энергию угля, сжигаемого на Земле. Запасы энергии ветра более чем в сто раз превышают запасы гидроэнергии всех рек планеты.

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

V научно-практическая конференция

учащихся начальной школы

Номинация « Окружающий мир – 2»

Выполнил: Исаев Евгений

ученик 1 «Г» класса

1. История парусного судна ……………………………………………………… 4

2. Устройство и классификация парусного судна ……………………………….5

3. Современное использование парусов…………………………………………..7

4. Энергия ветра – движущая сила парусников…………………………………..8

Список используемой литературы………………………………………………..27

Я выбрал тему о парусниках, потому что мне нравятся парусные корабли за свою красоту грацию, мощь и романтику дальних странствий. А еще парусные суда не загрязняют атмосферу вредными выбросами от сжигания топлива. И тем самым движущая сила парусника – это ветер, является экологически чистым источником энергии.

Цель моей работы узнать больше о парусных кораблях и на практических опытах ознакомиться с понятием «ветер».

Задачи: - Изучить историю и устройство парусных кораблей.

- Ознакомиться с понятием «ветер» и его характеристиками.

- Узнать о современном парусном судоходстве.

1. ИСТОРИЯ ПАРУСНОГО СУДНА

ПАРУСНОЕ СУДНО - судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью парусов.

Идея паруса возникла из наблюдения за действием ветра, а затем на мачту стали натягивать шкуры животных или щитки из древесной коры.

История парусного судна насчитывает свыше 5 тыс. лет. Паруса, как вспомогательный источник движущей силы на гребных военных и транспортных судах, применялись в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и др. Наивысшего развития парусный флот достиг к середине 19 века. (Приложение 1, рис 1-5)

Изобретение паруса намного улучшило маневренность кораблей и позволило покрывать большие расстояния. Однако первое парусное вооружение вначале состояло из прямого рейкового паруса, который мог использоваться только при попутном ветре. Потребовалось длительное время, чтобы человек изобрел паруса, которые позволяли двигаться против ветра. Приблизительно в VIII—IX веках в районе Средиземноморья входит в употребление латинский (косой) парус (latina vela).

Своя точка отсчета и у китайцев. Это они придумали сворачивающийся парус на рейках и первыми научились идти по морю против ветра. Китайские купцы уже в X веке доплывали до Африки на своих джонках . (Приложение 1, рис 6) В 1405-1433 годах впечатляющая флотилия из 317 джонок проложила прямой морской путь на Запад: прошла Тихий и Индийский океаны, китайские мореплаватели посетили более 30 стран и островов. Кораблям китайцев в ту пору не было равных. Флагманская джонка Чжэн Хэ несла 9 мачт и множество парусов, в то время как в Европе только-только начали строить трехмачтовые каракки и каравеллы. А если говорить о размерах, то рядом с этой джонкой каравеллы Колумба и Магеллана показались бы игрушечными- 25 метров в длину против 55! (Приложение 1, рис 7)

Так в XVII веке, во времена, когда по всему миру гремела зловещая слава пиратов Карибского моря, французские корсары изрядно попортили крови англичанам, спроектировав принципиально новый класс атакующих парусников. Свое детище они называли фрегатом . Корабль корсаров подходил для выполнения самых разных задач: когда нужно - он был способен биться в одиночку, а при необходимости превращался в торговое или экспедиционное судно. Ему были не страшны океанские ураганы. Фрегат твердо держался заданного курса, летя по волнам на всех парусах. (Приложение 1, рис 8)

Спустя полвека опять-таки в Америке, в Балтиморе, родился самый быстроходный корабль за всю историю плавания под парусами - клипер . Эти очень длинные и узкие шхуны и бригантины строили в Балтиморе для грузовых и пассажирских перевозок. Общая площадь парусов к середине XIX века превысила 3000 кв. метров и была рекордной. Клиперы сравнивали с белыми облаками, летящими над волнами. (Приложение 1, рис 9) Клипер - это высокая, непревзойденная поэзия плавания под парусами. Но не следует думать, что на этом история кончается.

Древние парусники и их навигаторы заслуживают нашего восхищения и уважения особенно сейчас, когда существует и радарная навигация, и космические паруса. Все они - общее наследие человечества. Сохранившиеся до нашего времени старые парусники помещены в музеи или сами стали музеями.

В современном флоте используются в качестве спортивных, прогулочных, учебных судов. Ужесточение требований, связанное с охраной окружающей среды, привело к разработке и постройке ряда коммерческих парусных судов. (Приложение 1, рис 10)

2. УСТРОЙСТВО И КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРУСНОГО СУДНА

Классическая схема парусного судна включает четыре части: корпус , рангоут , такелаж и паруса .

Рангоут — система мачт , реев , гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т. п.. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги , бушприт ) и подвижным (реи, гафели, гики).

Такелаж — всех снастей судна, представляет собой натянутые тросы. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж служит для удерживания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали. Бегучий такелаж предназначен для управления парусами — их подъёма, уборки и т. п.

Парус — движитель парусного судна, преобразующий энергию ветра в работу полезной тяги судна. Это кусок материи, на современных судах — синтетической, крепящейся к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые — форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет судну двигаться круто к ветру. (Приложение 2, рис 11)

2.2. Классификация парусных судов

Наиболее распространённой является классификация по виду парусного вооружения и рангоута . Так, все парусные суда делятся на две категории: большие парусные суда — имеющие фок -мачту и грот -мачту, и малые парусные суда — имеющие грот-мачту и бизань -мачту, либо имеющие единственную мачту.

  • Большие парусные суда — имеющие фок-мачту и грот-мачту.

Суда с прямым парусным вооружением — имеющие в качестве основных — прямые паруса на всех мачтах

Фрегат (корабль) — судно, имеющее не менее трёх мачт с прямыми парусами на всех мачтах

Барк — судно, имеющее не менее трёх мачт с прямыми парусами на фок-мачте и грот-мачтах и косые паруса на бизань-мачте

Бриг — судно, имеющее две мачты с прямыми парусами

Суда со смешанным парусным вооружением

Баркентина (шхуна-барк) — судно, имеющее не менее трёх мачт с прямыми парусами на фок-мачте и косыми парусами на всех остальных мачтах

Бригантина (шхуна-бриг) — судно, имеющее две мачты с прямыми парусами на фок-мачте и косыми парусами на грот-мачте

Суда с косым парусным вооружением

Шхуна — судно, имеющее не менее двух мачт с косыми парусами на всех мачтах

  • Малые парусные суда — имеющие грот-мачту и бизань-мачту, или имеющие единственную мачту

Все малые суда имеют косое парусное вооружение и классифицируются по количеству мачт на полуторамачтовые и одномачтовые.

Кеч — полуторамачтовое судно, бизань-мачта которого находится впереди головки руля

Иол — полуторамачтовое судно, бизань-мачта которого находится позади головки руля

Кэт — судно с одним парусом

Шлюп — судно с одним парусом на мачте и стакселем (если на мачте гафельный трисель , то над ним может устанавливаться топсель и тогда шлюп имеет три паруса); не следует путать данный шлюп с трёхмачтовыми боевыми шлюпами XVIII—XIX веков

Тендер — судно, имеющее один или несколько парусов на мачте, стаксель , один или несколько кливеров

(Приложение 2, рис 12)

3. СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРУСОВ

В начале нынешнего века по морям и океанам плавало не менее 10 тысяч парусных кораблей водоизмещением 100 и более тонн; но вот в строй стали входить суда на жидком топливе, и парусному флоту пришел конец.
Впрочем, как показывают новейшие события, окончательно хоронить его время еще не пришло. Нарастающий нефтяной кризис послужил важным стимулом для разработки проектов парусных судов нового типа.

Развитие техники позволяет создавать парусную оснастку, не требующую большого числа рабочих рук для ее эксплуатации.
В Японии уже построен небольшой трехмачтовый парусный танкер с вспомогательным двигателем. Фок- и грот-мачты несут по одному жесткому парусу в форме части поверхности цилиндра. Бизань снабжена также жестким косым парусом. Танкер под парусами способен развивать скорость до 15 узлов.
Гамбургские инженеры разработали проект и построили модель шестимачтового парусного судна водоизмещением 17 тысяч тонн. Шестидесятиметровые полые мачты этого корабля несут внутри около 10 тысяч квадратных метров парусов. Последние могут механически выпускаться на нужную ширину и так же убираться. Обслуживает корабль команда из 31 человека, такая же, как и на дизельном судне равного водоизмещения. Крейсерская скорость спроектированного парусника 11 узлов, что вполне сопоставимо с применяемым ныне «экономичным» ходом дизельных судов, равным 11,5 узла.
Как показали расчеты на ЭВМ, перевозка тонны груза под парусами обойдется на одну треть дешевле, чем на дизельном корабле. Если цены на нефть будут расти, это, несомненно, приведет к возврату эпохи парусного флота, правда, на новом, технически более совершенном уровне.

Первое в мире коммерческое судно, оснащённое парусом в виде гигантского воздушного змея, сдано сегодня в эксплуатацию в северогерманском Гамбурге, сообщает ИТАР-ТАСС.

140-метровый сухогруз "Beluga Sky Sails" построен по заказу бременского грузового пароходства "Beluga Group". Судно приводится в движение дизельным двигателем, а в открытом море будет использовать также энергию ветра. Парус площадью 160 кв метров будет запускаться с палубы на высоту до 300 метров и управляться с помощью компьютера.

Согласно расчётам фирмы, применение паруса позволит экономить от 10 до 20% топлива и существенно снизить нагрузку на окружающую среду. В дальнейшем в Германии планируется создать целый флот из подобных судов. (Приложение 3, рис 13)

На примере моделей, которые мы изготовили с папой (парусники «Орел», «Волна»), применяя теоретические знания, я могу определить тип данных судов. «Орел» - это

3-х мачтовый фрегат , т.к. он имеет прямое парусное вооружение – относится к большим парусным судам. «Волна» - это полуторамачтовое судно йол , бизань-мачта которого находится позади головки руля. Относится к малым парусным. Так как судно предназначенное для спортивных или туристских целей, то оно также называется яхта .

4. ЭНЕРГИЯ ВЕТРА – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПАРУСНИКОВ.

Энергию ветра люди начали использовать давно. Достаточно вспомнить ветряные мельницы и парусные суда. Первые паруса были далеки от совершенства, но все же с их помощью были совершены первые кругосветные путешествия, сделаны великие географические открытия. Парус — движитель парусного судна, преобразующий энергию ветра в работу полезной тяги судна. Это наглядно может проиллюстрировать опыт с парусником и феном. Без потока воздуха яхта стоит на месте, под воздействием струи воздуха начинает двигаться вперед. Также и относительно паруса. Если при ветре убрать парус, то скорость яхты заметно ниже, чем с поднятым парусом.

Ветер – это движущийся воздух. Земля в разных местах по разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный устремляется на его место. Вот и возникает ветер. (Приложение5, рис15,16)

Некоторые ветры бывают слабые и медленные, другие сильные и быстрые.

В судовождении постоянно учитывается действие ветра на судно, для чего определяется направление и скорость (сила) ветра.

Ветер характеризуется двумя основными элементами: направлением , в котором перемещается воздух, и скоростью , с которой происходит это перемещение. Направление ветра в морской практике принято означать той частью горизонта, откуда он дует. Таким образом, ветер, при котором воздух перемещается с юга на север, будет южным. Различают 16 направлений ветра (румбов), обозначенных по сторонам света. Названия этих шестнадцати румбов, или направлений, откуда дует ветер, даны в следующей таблице: Многолетние наблюдения за направлением и силой ветра изображают в виде графика — розы ветров . (Приложение 7, рис. 17)

Флюгер (от голландского vleugel — буквально крыло) — прибор для определения направления ветра. На вертикальной оси расположен металлический флажок, поворачивающийся под воздействием ветра; противовес этого флажка направлен в сторону, откуда дует ветер. Почему это происходит: причина кроется в сопротивлении воздушной среды движению. На опыте с самодельным флюгером и феном можно изучить принцип работы флюгера: когда ветер дует на него, он начинает поворачиваться до тех пор, пока площадь соприкосновения с воздушным потоком не станет минимальной. То есть пока он не повернется к ветру самой узкой своей стороной. (Приложение 7, рис.18.)

Скорость ветра измеряется расстоянием (в метрах или километрах), на которое перемещается масса воздуха в 1 сек. (час.), а также в баллах по двенадцатибалльной системе Бофорта. Скорость ветра определяется специальными приборами, но её можно достаточно точно определить и на глаз, пользуясь приведёнными в таблицами. (Приложение 7, табл. 1)

Например самый слабый ветер = 1 балл, он называется Бризом. Самый сильный ветер = 12 баллов – это Ураган . (Приложение 7, рис. 19)

Анемометр (от греческого anemos — ветер и metreo — измеряю) — прибор для определения скорости ветра. Простейший анемометр —вертушка, вращающуюся под действием ветра; число ее оборотов за определенное время позволяет судить о скорости ветра. Есть анемометры ручные и постоянно закрепленные на мачтах, механические и электрические.

Ветры, характерные только для данного сравнительно небольшого географического района, называются местными. Их свойства определяются физико-географическими условиями каждого района, и поэтому эти ветры, как правило, имеют собственные, местные, названия. Как например, Байкал не зря славится буйным нравом, даже в самый спокойный сезон - летний - могут случаться сильные шторма. Основные ветры Байкала: Верховик, Култук, Баргузин, Сарма, Северный.

Ветер — неисчерпаемый источник энергии. Энергия ветра в тысячи раз превышает энергию угля, сжигаемого на Земле. Запасы энергии ветра более чем в сто раз превышают запасы гидроэнергии всех рек планеты.

Сегодня сила ветра используется во многих сферах человеческой деятельности, включая производство электроэнергии.

Вывод: В ходе работы я с помощью экспериментов (с вертушкой и флюгером) познакомился с основными характеристиками ветра направление и сила. И на примере плавающей модели яхты, я убедился, что сила ветра основная движущая сила парусных судов.

Виды парусных кораблей

Аак - (нидерл. aak) - одномачтовое плоскодонное судно,использовавшееся на Нижнем Рейне для перевозки вин. По конструкции - небольшое грузовое судно клинкерной постройки с полукруглой люковой палубой, плоскодонное, без фор- и ахтерштевней. Посредством носовой и кормовой штук судовое днище по обеим концам плоско и наискосок поднималось начиная от шкафута. Не имел боковых швертов, нес простой шпринтовый парус и фока-стаксель. Короткий бушприт давал возможность нести кливер, и обычно такелаж ааков был подобен такелажу судов побережья.
Старейшее изображение аака относится к 1530 г.

Виды парусных кораблей

Барк (нидерл. bark) - трёх-пяти-мачтовое большое морское парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Крупнейшие барки, которые по-прежнему в строю, - "Седов" (Мурманск), "Крузенштерн" (Калининград)

Виды парусных кораблей

Баркентина (шхуна-барк) - трёх-пяти мачтовое (иногда шести мачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса. Современные стальные баркентины имеют водоизмещение до 5 тыс. т и оснащаются вспомогательным двигателем.

Виды парусных кораблей


Бриг - (англ. brig) - двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте - грота-гаф-триселем. В литературе, особенно художественной, авторы нередко называют этот парус контр-бизанью, но следует помнить, что у судна с парусным вооружением брига нет бизань-мачты, а значит нет и принадлежностей этой мачты, хотя функциональная нагрузка грота-гаф-триселя брига точно такая же, как и контр-бизани фрегата.

Виды парусных кораблей

Бригантина (итал. brigantino - шхуна-бриг, brigantina - бизань) - лёгкое и быстроходное судно с так называемым смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). В XVI-XIX веках двухмачтовые бригантины, как правило, использовались пиратами (итал. brigante - разбойник, пират). Современные бригантины - двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, имеющей вооружение, как у брига, и грот-мачтой с косыми парусами, как у шхуны - грота-триселем и топселем. Бригантин с бермудским гротом в наше время, по-видимому, не существует, хотя ссылки на сам факт их существования встречаются.

Виды парусных кораблей

Галеон - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Великой Армады, произошедшем в 1588 году. Галеон - наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало до 2000 тонн). Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. С задней стороны кормовая стенка надстройки украшалась резьбой и балконами. Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

Виды парусных кораблей


Джонка - (малайск. djong, искажённое кит. чуань - судно), деревянное парусное грузовое двух-четырёхмачтовое судно речного и прибрежного морского плавания, распространённое в Юго-Восточной Азии. В эпоху парусного флота Д. использовались для военных целей; на современных Д. перевозятся грузы, нередко они служат и для жилья. Д. имеют небольшую осадку, грузоподъёмность - до 600 т; характерные особенности - очень широкие, почти прямоугольные в плане, приподнятые нос и корма, паруса четырёхугольной формы из циновок и бамбуковых реек.

Виды парусных кораблей

Иол - (голл. jol), разновидность двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Положением кормовой мачты (позади оси руля) Иол отличается от кеча, у которого кормовая мачта находится впереди оси руля. Парусное вооружение типа Иола имеют некоторые крупные яхты и промысловые суда.

Виды парусных кораблей


Каравелла (итал. caravella) - 3-4 мачтовый однопалубный универсальный парусный деревянный корабль, способный к океанским плаваниям. Каравелла имела высокий нос и корму для сопротивления океаническим волнам. Первые две мачты имели прямые паруса, а последняя - косой парус. Каравелла использовалась в XIII-XVII веках. В 1492 на 3-х каравеллах было совершено трансатлантическое плавание Колумба. Помимо мореходности, каравеллы обладали высокой грузоподъемностью.


Каракка (исп. Carraca) - большое торговое или военное парусное трехмачтовое судно XVI-XVII веков. Водоизмещение до 2 тысяч (чаще 800-850) тонн. Вооружение 30-40 пушек. Судно могло вместить до 1200 человек. Судно имело до трёх палуб и было рассчитано на длительные океанские плавания. Каракка была тяжёлой на ходу и обладала плохой маневренностью. Тип такого судна был изобретен генуэзцами. 1519-1521 каракка «Виктория» из экспедиции Магеллана впервые совершила кругосветное плавание. На каракке впервые были применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях.

Виды парусных кораблей

Кеч, кэч (англ. ketch), двухмачтовое парусное судно с небольшой кормовой мачтой, расположенной впереди оси руля. Парусное вооружение типа К. (бермудское или гафельное) имеют некоторые рыболовные суда, крупные спортивные яхты.

Виды парусных кораблей

Флейт - тип парусного судна, имевший следующие отличительные черты:
* Длина этих судов в 4 - 6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру.
* В такелаже были введены изобретённые в 1570 году стеньги
* Высота мачт превосходила длину судна, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить общее число верхней команды.
Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зсйдер-Зе. Парусное вооружение фок- и грот-мачт состояло из фока и грота и соответствующих марселей, а позже на больших флейтах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На бушприте ставили прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 - 3,5 м, грузоподъемность 350-400 т. Для самообороны на них устанавливали 10 - 20 пушек. Экипаж состоял из 60 - 65 человек. Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI-XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.

Виды парусных кораблей

Фрегат - военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением и одной орудийной палубой. Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли и ко времени наполеоновских войн они имели около 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и носили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века. Подобно нынешним крейсерам, фрегаты являлись наиболее загруженным типом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными судами для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате "Будёз" (Сердитый) в 1766-1769, а знаменитый фрегат "Паллада", на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I. В британском Королевском Флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвёртого по шестой.

Виды парусных кораблей

Шлюп (малый корвет) (голл. sloep, от sluipen - скользить) - трёхмачтовый военный корабль второй половины XVIII - начала XIX веков с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10-28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно. Кроме этого, Шлюпом называется тип парусного вооружения - одна мачта и два паруса - передний (стаксель при бермудском вооружении, кливер при прямом вооружении) и задний - (cоответственно, грот и фок).

Виды парусных кораблей

Шхуна (англ. schooner) - тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом - брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Первые суда с шхунным такелажем появились еще в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трехмачтовые шхуны, реже четырех-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну "Томас У.Лоусон". "Томас У.Лоусон" предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебедками, электрической системой и даже телефонной сетью! После первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

Виды парусных кораблей

Яхта (нидерл. jacht, от jagen - гнать, преследовать) - первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии - любое парусное, моторное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристских целей. Наиболее распространены парусные яхты.

Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII веку. Современное использование термина Яхта В современном использовании термин Яхта означает два различных класса судов: парусные яхты и моторные яхты. Традиционные яхты отличались от рабочих судов в основном назначением - как быстрое и комфортабельное средство перевозки богатых. Практически все современнные парусные яхты имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра.

Виды парусных кораблей

Парусные яхты
Парусные яхты делятся на крейсерские, имеющие каюту, и рассчитанные на дальние походы и гонки, прогулочные и гоночные - для плавания в прибрежной зоне. По форме корпуса различают килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), повышающий остойчивость яхты и препятствующий её сносу (дрейфу) при ходе под парусами, мелкосидящие (швертботы), с выдвижным килем (швертом) и компромиссы, имеющие балластный и выдвижной кили. Существуют двухкорпусные яхты - катамараны и трёхкорпусные яхты - тримараны. Яхты бывают одно- и многомачтовые с различным парусным вооружением.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: