Какие принципы правового государства способствуют развитию конституционного строя в россии

Обновлено: 28.03.2024

Понятие «основы конституционного строя» относится к категории наиболее важных. Оно дает определение основным принципам организации государства, а также его взаимоотношения с обществом в целом и с отдельным человеком в частности.

Наличие конституционного строя говорит о том, что государство служит обществу и каждому человеку отдельно, что оно было сформировано в целях гарантирования прав и свобод личности.

Отсюда можно вывести следующее определение.

Конституционный строй — это порядок, на основании которого обеспечивается соблюдение прав и свобод человека и гражданина, при этом государство действует согласно конституции.

Основные принципы конституционного строя

В конституционный строй входят принципы (или как их иначе называют — основные начала), на основании которых строится взаимодействие между государством, обществом и человеком, а также организация государственных органов власти, которые определяют основы правового статуса человека/гражданина.

К основным принципам конституционного строя РФ относятся, например, следующие.

  1. Принцип народовластия. Он подразумевает, что источником власти, а также носителем суверенитета в РФ служит многонациональный народ (согласно статье 3). Это характеризует наше государство как демократическое (согласно статье 1). Власть народом осуществляется как непосредственно (например, посредством свободных выборов или референдумов), так и опосредованно (то есть с участием органов государственной власти).
  2. Принцип народного суверенитета. Он предполагает, что учреждать институты власти, а также передавать полномочия избранникам может исключительно народ, который является источником власти. Согласно пункту 4 статьи 3 никто не имеет права самолично присваивать себе власть в РФ — подобное преследуется на законном уровне.
  3. Принцип федерализма. Он означает разделение власти по вертикали между союзным государством и субъектами, относящимися к нему и являющимися равноправными (согласно статье 5). Согласно Конституции, изначально в нашей стране было 89 субъектов, однако в 2009 году произошло их укрупнение, и число сократилось до 83. Их взаимодействие с федеральными органами строится на сохранении территориальной целостности (согласно пункту 3 статьи 4), равноправия и самоопределения (согласно пункту 4, статьи 5), единства системы власти государства (статья 11), а также обозначении границ предметов ведения и полномочий органов госвласти Российской Федерации (согласно пункту 3 статьи 2).
  4. Принцип верховенства права. Он подразумевает, что Российская Федерация является правовым государством, то есть, связано правом в организации работы его органов и взаимоотношениях с гражданами. Верховенство права подразумевается верховенством Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны (согласно пункту 2 статьи 4). На основе Конституции субъектами Российской Федерации издаются нормативные правовые акты.
  5. Принцип верховенства прав человека. Он выражается в том, что права и свободы человека считаются наивысшей ценностью. Согласно статье 2 государство образуется для защиты этих прав/свобод. Помимо этого, главной целью государства является забота о человеке, создание для него условий, которые обеспечат ему достойную жизнь и будут способствовать развитию (согласно статье 7). Таким образом РФ характеризуется как социальное государство.
  6. Принцип суверенитета. Согласно пункту 1 статьи 4 этот принцип обозначает верховенство власти государства над всеми прочими видами власти, действующими внутри государства, а также ее единство и независимость от прочих государств. Согласно этому РФ обладает максимальным количеством полномочий, направляемых на осуществление государственных функций, утверждает общий правопорядок, права/обязанности своих граждан и юридических лиц, может навязывать свою волю другим правовым субъектам с применением средств легитимного насилия.
  7. Принцип разделения властей. В статье 10 описывается, что такая организация власти государства осуществляется на базе горизонтального (законодательная, исполнительная, судебная власти) и вертикального (между федеральными органами и субъектами) разделения. Этот принцип — необходимое условие, предохраняющее общество от опасности подчинения абсолютной государственной власти. Также такой принцип выражает не только относительную самостоятельной ветвей власти в границах соответствующей компетенции, но также их взаимное равновесие (что предполагает, что ни одна из них не сможет сконцентрировать в себе всю полноту власти).

Гражданское общество строит свою жизнедеятельность, основываясь на принципах идеологического (согласно пункту 1 статьи 13) и политического (согласно пункту 3 статьи 13) плюрализма. Эти принципы признают многообразие идеологий вместе с невозможностью установления идеологии государства, а также предполагают наличие политических партий, различающихся по своей направленности.

Согласно этим принципам запрещено создавать и осуществлять деятельность тех общественных объединений, чьи цели и деятельность строятся на насильственном изменении конституционных основ и нарушении целостности государства, а также подрыве его безопасности, создании вооруженных группировок, разжигании различных типов розни.

Состав основ конституционного строя

Значение основ конституционного строя довольно велико для понимания некоторых частей Конституции в целом. В первую очередь такие основы состоят из принципов и норм, определяющих:

  • сущность и форму государства, а также базу, на которой строятся его взаимоотношения с гражданами;
  • основы правового положения гражданина;
  • закрепление юридической силы Конституции и порядка, по которому проходят ее изменения.

При регулировании самых главных сторон жизнедеятельности государства, общества и личности основы конституционного строя можно определить как первичную нормативную базу, на основе которой формируются прочие положения Конституции и законодательной системы. Эти принципы и нормы имеют преобладающее верховенство: у них большая юридическая сила и остальные конституционные нормы, а также законы (включая обычные), президентские указы и правительственные постановления не могут им противоречить.

Не меньшую важность имеет то, что при отсутствии нормы, которая регулирует определенное общественное отношение, нуждающееся в подобной регуляции, гражданин имеет право на реализацию своих прав. При этом он должен руководствоваться принципами конституционного строя, обладающие прямым действием.

Принципы новой модели взаимоотношений «личность-государство»

На базе основ конституционного строя была сформирована новая модель взаимоотношений «личность-государство». И если ранее государственные интересы преобладали над человеческими интересами, а личность при этом была обязана служить государству, то сейчас ситуация приобрела противоположное направление. Человек вместе со своими правами и свободами сейчас признается высшей ценностью, а признание и защита этих прав/свобод являются конституционной обязанностью.

Личность обеспечивается конституционной защитой от всех типов посягательства как государства в целом, так и его органов и должностных лиц на ее частные интересы.

Принципы конституционного строя, являясь набором фундаментальных принципов, могут представляться в виде так называемой «конституции в конституции». Ее принципы должны обеспечиваться специальной юридической и процессуальной защитой, для чего применяется усложненный порядок пересмотра положений, прописанных в главе 1.

Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена.

В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав «.

Таким образом, суть правового государства -в связанности государства правом, законом. В правовом государстве право стоит над государством. Все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане подчиняются закону.

Конституция РФ в ст. 1 определяет российское государство как правовое. Правовое государство характеризуется рядом признаков.

1 Основной целью и признаком правового государства является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство представляет собой форму ограничения власти правами и свободами человека, которые являются важнейшим противовесом всесилию государственной власти, призванной обеспечить ее ограничение и самоограничение.

в ст. 18 Конституции РФ провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосуди-ем

Это означает, что все ветви власти, органы местного самоуправления призваны охранять права и свободы человека и гражданина, обеспечивать в обществе разумный компромисс, предотвращая социальные катаклизмы и перевороты.

2 Одной из главных задач в создании правового государства является утверждение верховенства закона, и прежде всего Конституции, во всех сферах жизни общества и государства.

Свобода индивида, означая право выбора, предполагает и его подчинение нормам и правилам социальной жизни во имя достижения общественного согласия. В правовом государстве власть не имеет статуса и значения высшей ценности. Культ власти, свойственный авторитарным режимам, заменяется верховенством закона, конституции. Подчинение закону является необходимым условием демократии и правового государства.

Необходимым условием правового государства является соответствие законов конституции. Это может обеспечить государство, которое исходит из принципов права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, в процессе осуществления всех своих функций.

3 Разделение властей-необходимый признак правового государства. Суть разделения властей -в обеспечении защиты властью свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов, нейтрализующих тенденции к за-хвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.

4 Независимость суда-важнейший признак правового государства. Он закреплен в ст. 120 Конституции РФ, которая гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Гарантиями независимости судей является их неприкосновенность (ст. 122 Конституции РФ), несменяемость (ст. 121 Конституции РФ), открытое разбирательство дел во всех судах (ст. 123 Конституции РФ), финансирование судов только из федерального бюджета также должно обе-спечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).

5 Плюрализм-важнейший признак правового государства. Преимуществом плюрализма как принципа демократического правового государства является то, что, отражая противоречивость мнений и позиций, создавая поле их борьбы, он значительно надежнее обеспечивает стабильность и устойчивость общества и государства, чем тотальное показное единство, которое неизбежно кончается взрывом и ведет к разрушению политической и экономической системы. Поэтому в правовом государстве необходима терпимость к оппозиции, подавление которой опасно. Чем больше размер подавления превосходит запас терпения, тем меньше вероятность существования конкуренции, состязательность политических сил. Чем меньше барьеров для соперничества, тем легче принимать взаимоприемлемые решения. Таким образом, плюрализм в качестве признака правового государства способствует учету мнения и интересов меньшинства, согласованию интересов различных групп населения, поиску компромисса.

Конституционный строй – это форма организации государства, закрепленная в Конституции и обеспечивающий подчинение государства праву, или это совокупность норм, регламентирующих основные принципы устройства общества и государства, взаимоотношения человека, общества и государства, обеспечивающих подчинение государства праву.

Принципы можно разделить на две группы:

1) Принципы, определяющие положение человека и гражданина в обществе и государстве:

-Принцип правового государства (ч 1 ст 1)

-Принцип приоритетности прав и свобод человека и гражданина, основанных на признании всеобщих прав и свобод и на равноправии граждан. Признание, соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностями государства. Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права. Соблюдение требует от государственных органов создание условий для реализации прав и свобод. Защита предусматривает действие судебных и административных органов по созданию гарантий защиты прав и восстановлению нарушенных прав.

-Единство экономического пространства и свобода экономической деятельности (ч1 ст 8)

-Равная защита всех форм собственности (ч2 ст 8)

-Идеологическое многообразие (ч 1 ст 13). Означает, что граждане свободны в своих взглядах и убеждениях. Никто не может подвергнуться преследованию за свои убеждения.

-Принцип политического многообразия (ч 3 ст 13). Означает признание многопартийности и равноправных общественных объединений.

-Принцип социального государства (ч 1 ст 7)

2) Принципы, определяющие организацию государственной власти:

-Принцип суверенности (ч 1 ст 4)

-Принцип Феодализма (ч1, ч3, ст 5)

-Республиканская форма правления (ч1 ст 1)

-Принцип народовластия (ст 3) Означает принадлежность верховной власти народу и признание народа единственным источником власти

- Принцип разделения властей (ст 10) Означает разграничение властных полномочий между ветвями власти, с целью не допустить концентрации власти у одной ветви и создать механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотребления властных полномочий.

-Светский характер государства (ч1 ст 14) Означает, что религиозные объединения отделены от государства.

-Разграничение государственной власти и местного самоуправления (ст 12)

В основах конституционного строя закреплены:

-Сущность российского государства

-Форма Российской Федерации как государства. Россия- государство со смешанной республиканской формой правления (Президент- глава государства, действует независимо от правительства и парламента, избрание президента народом, путем прямых выборов, но он не возглавляет правительство, правительство ежегодно отсчитывается перед государственной думой); правовое государство (признание прав и свобод граждан); суверенное государство (Российская Федерация является полноправным субъектом международного права); Социальное государство (Политика государства направлена на создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека); светское государство (Государство и религиозные объединения отдалены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга).

-Источники государственной власти и способы осуществления народовластия

- Принцип разделения властей, круг субъектов осуществляющих государственную власть (ст 11)

Конституционное закрепление сущностных признаков России как правового, суверенного, социального, светского государства.

Правовое государство:

-признание прав и свобод граждан

-Главный механизм гарантий прав и свобод является независимость суда (ст 120)

-Верховенство конституции по отношению к другим нормативным актам

- Приоритет международного права (ч 4 ст 15)

Суверенное государство:

-Российская Федерация является полноправным субъектом международного права

-В пределах своей территории Российская Федерация вправе осуществлять государственную власть и решать важные вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом обладает только Российская Федерация, а не ее субъекты

Социальное государство:

-Политика государства направлена на создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека (ст 7)

Светское государство:

-Государство и религиозные объединения отдалены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Национальность выражается в праве нации определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни, как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции, культура), а также вопросы, связанные с отношениями с другими государствами и нациями, с возможностью создания национальной автономии, либо существованием в качестве независимого государства.

Возможность создания национальной культурной автономии и в настоящее время ФЗ от 17 июня 1996 «О национальной культурной автономии». Это добровольное объединение граждан, это общественное объединение, которое имеет организационно правовую форму общественной организации.

Посмотреть информацию о национально-культурной автономии в ТО

Народный суверенитет Ст. 3
Государственный суверенитет Ст. 4
Национальный суверенитет Ст. 5 ч. 3

Суверенитет предполагает что субъекты не имеют право выхода из состава РФ.

Лекция № 9 (11.04.13)

Ст. 1 К РФ определяет, что Россия является правовым государством.

В юридической литературе называются следующие признаки правового государства:

2. Равенство всех перед законом. Ст. 19 К РФ.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления должностные лица и их объединения имеют право на получение информации в отношении НПАов вступивших в законную силу. Ст. 15 ч. 3 – законы подлежат официальному опубликованию.

4. НПА затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

5. Россия являясь полноправным членом мирового сообщества признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права, а так же международные договоры.

6. Характерные черты России – является наличие целостной системы законодательства, которая охватывает все наиболее важные сферы государственной и общественной жизни.

7. Тесная взаимосвязь идеи правового государства имеют с другими принципами конституционализма:

1) Принцип народного суверенитета.

2) Всеобъемлющий характер прав и свобод человека и гражданина.

3) Разделение властей.

4) Независимость судебной власти.

Судебная практика в отношении правового государства: КС РФ неоднократно анализировал в своих решениях принцип правового государства. В Постановлении от 25 апреля 2001 года КС определил данный принцип, как обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, как высшую ценность. Постановление от 21 ноября 2003 года КС дополнил, что правовое государство по самой своей сути, может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах.

Принцип разделения властей

Данный принцип является доминирующим принципом организации государственной власти, в соответствии с которым, государственная власть в РФ осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их деятельность и взаимодействия должны соответствовать закону. К закрепляет разделение властей РФ в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти для ее субъектов. Постановление от 18 января 1996 года КС отметил, что разделение единой государственной власти на зак, исп и судебную, предполагает установление такой системы правовой гарантии, системы сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.

Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти , невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, но при этом государственные органы не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь власти следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимодействия и взаимоограничений получила название «Система сдержек и противовесов».

КС от 1 декабря 1997 года установи, что контрольная функция присущая всем органам государственной власти в пределах компетенции закрепленная за ними. Постановление от 1 февраля 1996 года КС отметил, что само по себе право законодателя на участие в формировании исполнительного органа власти, как один из элементов системы сдержек и противовесов, дающий законодателю возможность, влиять на исполнительную власть, не противоречит основам конституционного строя.

Российская правовая концепция описывает принципы правового государства,опираясь на те конституционные положения, которые закрепляют ее главные свойства:

  • верховенство права (ст. 4 и 15 Конституции РФ устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют преимущественную силу на всей территории Российской Федерации);
  • легитимность публичной власти. Понятно, что Конституция Российской Федерации и действующее законодательство устанавливают пределы государственной власти, которые она не может преодолеть без нарушения правовых норм. Государственные органы должны действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом (то есть легитимно);
  • гарантия прав и свобод граждан. (Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ содержит систему конституционных гарантий). Реализация этого принципа делает человека равноправным партнером государства, способным привести к последней юридической жалобе, действительность которой установлена ​​судьей, и, таким образом, способствует подтверждению законности в государственной деятельности;
  • обоюдная обязанность государства и личности. Глава 2 Конституции РФ, устанавливает систему прав и свобод граждан и в одно и то же время подразумевает появление у государства и его органов надлежащих обязательств по обеспечению их реализации и созданию механизма обороны. Принцип правового равенства «входит» во взаимоотношения человека, общества и государства.

Разделение властей в государстве Российской Федерации

Власть государства в Российской Федерации осуществляется на основе разделения в законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательные, исполнительные и судебные органы являются независимыми (статья 10). Этот принцип системообразуется для государственного аппарата Российской Федерации. И реализуется как в «горизонтальном», так и в «вертикальном» аспектах:

  • «Горизонтальный» аспект указывается частью 1. 11 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что полномочия государства в Российской Федерации осуществляются Президентом Российской Федерации, Федеральным собранием (Советом Федерации и государством Думы), правительством Российской Федерации, судами Российской Федерации (ч. 1), между ними распределяются государственные полномочия;
  • «Вертикальный» аспект указан в частях 2 и 3 той же статьи, в которой говорится, что власть государства в субъектах Российской Федерации осуществляется органами, которые они формируют, между этими органами и определены федеральные субъекты ведения и полномочия (Конституция, Федеральные договоры и др.).

Принцип деления властей связан с воплощением модели верховенства права в 2-ух важных качествах:

  • 1-ый из них называется «историей». Уже во время его становления концепция государства, основанного на законе, исходила из того факта, что только власть, контролируемая народом, имеет возможность быть принуждена к самоограничению, подчинению закону. Но не вся верховная власть может быть ограничена. Единая власть, принадлежащая одному властителю (или власти), не сможет отказаться от своих авторитарных «наклонностей», крайне трудно заставить ее подчиниться силе закона. Если после разделения власти между несколькими независимыми центрами власти, дать таким центрам одновременно контролировать возможности друг друга, то у людей появляется надежда. Такая разделенная нация уже способна подчинить высшую силу закона;
  • 2-ой аспект можно определить как функциональный. Распределение полномочий между независимыми органами не имеет никакого значения, если только ответственность за законное осуществление этих полномочий четко и строго распределена между этими органами.

Разделение властей не является абстрактным признаком победы общества над государством, символом ограничения его тотального давления на людей. Это практический способ заставить власти подчиняться диктату разума (в форме закона) и более эффективно (то есть в интересах большинства общества, но в защите прав меньшинств) выполнять свои функции.

Верховенство права характеризуется тем, что союзы людей и народы в целом превращаются из пассивно-контролируемого объекта в члена управления. Такое участие возможно в различных формах:

  • выборы;
  • референдумы;
  • народное представительство;
  • народная инициатива;
  • петиции;
  • жалобы (включая конституционные жалобы);
  • собрания и сходы граждан;
  • институты народа и присяжных заседателей.

Преодоление традиционного отчуждения между народом и правительством считается истинной основой верховенства закона. Другими словами, настоящее правление народа – это реальная поддержка правовой государственности.

В зависимости от форм участия населения в осуществлении государственной власти проводится различие между прямой демократией и представительством.

Предварительная демократия

Предварительная демократия характеризуется тем, что сами люди (а не их представители) выполняют важнейшие государственные задачи законодательства и администрации, в частности, путем референдума и выборов.

С другой стороны, представительная демократия характеризуется участием населения в осуществлении этих важных функций не непосредственно, а через своих представителей. Кроме того, представительная демократия может действовать в форме президентской республики (ее классический пример рассматривается Соединенными Штатами) при строгом разделении полномочий, в соответствии с которым законодательные и исполнительные органы самостоятельны и независимы друг от друга, правительство не подотчетно парламенту, но зависит от главы исполнительной власти.

Представительная демократия также может быть воплощена в форме парламентской республики (например, в ФРГ), где разделение властей не так жестко: правительство формируется парламентом и ответственно относится к нему. Но в такой республике властное полномочие и ответственность за ее реализацию распределяются между законодательными и исполнительными органами. Существует механизм взаимного контроля (парламент может быть распущен, а правительству – выражено недоверие в ситуации, когда баланс сил безнадежно нарушается).

Сочетание президентской и парламентской форм правления возможно и в демократической республике. Эту версию демократического правительства называют смешанной республикой (эта форма в настоящее время существует во Франции и России). Из президентской смешанной республики «забрали» выборы президента непосредственно от народа и наделив его полномочиями руководить исполнительной властью, а от парламента – ответственность правительства перед парламентом и возможность роспуска нижней палаты президента.

Представительство народа является важнейшей формой организации верховенства права. Народ наделяет парламент правом на законодательную власть, но сохраняет за собой право контролировать свою деятельность и осуществлять другие формы осуществления государственной власти. Поэтому попытка покушения на институт народного представительства является попыткой покушения на власти народа и его превосходства.

В ч. 1 ст. 1 Конституции, Российская Федерация провозглашается федеративно-демократическим правовым государством с республиканской формой правления, но рассматриваемый принцип является основополагающим для характеристики правового не федеративного государства не в целом, но и его частей, республик, регионов, автономных районов и автономных округов.

Общие нормы – это принципы, которые изложены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ, более подробно раскрыты в других ее главах.

Роль важнейшей правовой гарантии реализации принципа верховенства права – гл. 2 Конституции Российской Федерации, в которой устанавливаются основы конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: