Как называется судебный орган который следит за соответствием принятых новых законов правовым нормам

Обновлено: 25.04.2024

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к ст. 3 ГК РФ

1. В комментируемой статье отдельно говорится о гражданском законодательстве и иных правовых актах, содержащих нормы гражданского права.

Следует учитывать, что в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Указанное положение воспроизводится в п. 1 комментируемой статьи.

Законодательство РФ включает правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью, и т.д.

В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что "в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ГК). Нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов Российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции РФ, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и Кодексу".

2. Особое место в системе гражданского законодательства занимает ГК РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Приняты и введены в действие части первая, вторая, третья и четвертая ГК РФ. Указанные императивные нормы ГК РФ имеют целью построение системы источников гражданского права по принципу иерархической подчиненности акта, обладающего меньшей юридической силой, акту, обладающему большей юридической силой, и создание строгой, целостной системы гражданского законодательства.

В недавно введенном Федеральным законом от 28 декабря 2016 N 497-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" п. 2.1 комментируемой статьи указано на то, что любые положения, изменяющие нормы ГК РФ, должны приниматься в виде отдельных законов. Положения, предусматривающие внесение изменений в ГК, приостановление действия или признание утратившими силу положений ГК, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Представляется, что цель этого нововведения заключается в том, чтобы повысить значение ГК РФ. Следует отметить, что после принятия ГК РФ продолжает действовать ряд законов, принятых ранее, например Закон РФ от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности", поскольку они не противоречат Кодексу.

Кроме того, сохранили юридическую силу некоторые нормы гражданского права, принятые еще в СССР, которые также входят в систему гражданского законодательства. В качестве примера можно привести Положение о переводном и простом векселе и др.

3.4. Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах: указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. п. 4, 7 ст. 3 ГК РФ).

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК РФ или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, относящемуся к компетенции Президента РФ (ст. ст. 80, 83 - 90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК РФ или федеральному закону могут быть урегулированы только законом. Указы Президента РФ по правовой природе в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Гражданского кодекса РФ относятся к иным нормативно-правовым актам.

К ненормативным актам, принимаемым Президентом РФ, в основном относятся распоряжения Президента РФ, которые не обладают нормативными свойствами и издаются по вопросам, менее значимым по сравнению с теми, которые лежат в основе издания указов.

Президентом РФ подписан Указ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", в котором в последней редакции закреплено, что официальным опубликованием актов Президента РФ считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и Собрании законодательства РФ или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации.

Акты Президента РФ, которые имеют нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, занимают третье место в иерархии источников гражданского права. Их назначение в сфере нормотворчества состоит в обеспечении реализации законов и указов Президента РФ. Как указано в п. 4 комментируемой статьи, они принимаются на основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента РФ. Так, в п. 4 ст. 426 ГК содержится норма, уполномочивающая Правительство РФ издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. В п. 5 комментируемой статьи говорится о юридических последствиях, наступающих в случае противоречия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ гражданскому законодательству. В этом случае в гражданских правоотношениях стороны, равным образом как и суды и иные правоохранительные органы, должны руководствоваться ГК или соответствующим законом. При этом указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, противоречащие законодательству, не принимаются во внимание.

6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает, что действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами комментируемой главы.

Из этого следует, что законодатель еще раз подчеркивает, что они являются частью гражданского законодательства.

7. Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Следует иметь в виду, что ни Конституция РФ, ни ГК РФ не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами РФ - республиками, областями, городами федерального значения.


Урок познакомит учащихся с судебной системой нашей страны. Ребята узнают, что главной задачей любого суда является осуществление правосудия, то есть принятие справедливого решения по конкретному правовому спору на основании действующего законодательства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Судебная система Российской Федерации"

Сегодня мы познакомимся с судебной системой нашей страны.

Но сперва давайте вспомним, что же такое суд?

Суд – это специальный орган, который занимается осуществлением правосудия и разрешением уголовных, административных и гражданских дел в установленном законом порядке.

Какие ассоциации у вас возникают со словом суд?

Наверное, это такие слова, как законность, справедливость, ответственность, правосудие, беспристрастие и многие другие.

И действительно, суды являются отправной точкой в тех случаях, когда человека обвиняют в чём-то или когда он защищает свои права. Главной задачей любого суда является осуществление правосудия, то есть принятие справедливого решения по конкретному правовому спору на основании действующего законодательства. Причём такое решение суд принимает независимо.

То есть суд решает, кто прав, а кто виноват. Это налагает на судей особую ответственность, ведь от их решения зависит не только судьба, но иногда

и жизнь человека.

Конечно, один единственный суд был бы не в силах рассмотреть все дела. Поэтому в любом государстве существует большое количество разнообразных судов, которые объединены в единую государственную судебную систему.

Судебная система Российской Федерации – это система судов, осуществляющих правосудие на территории нашей страны в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.

Любой вынесенный судом приговор должен основываться на следующих принципах правосудия:

· законность (универсальный принцип);

· гласность (открытое разбирательство дел в суде);

· осуществление правосудия только судом;

· равенство граждан перед законом и судом (универсальный принцип);

· неприкосновенность личности и её право на судебную защиту;

· обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда;

· использование национального языка;

· состязательность и равноправие сторон;

· обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на судебную защиту.

И целый ряд других принципов.


Давайте остановимся более подробно на принципах законности и презумпции невиновности.

Принцип законности не случайно был назван универсальным. Данный принцип заключается в том, что если государство налагает те или иные ограничения на поведение людей, то оно как минимум должно чётко и недвусмысленно очертить границы этих требований. В частности, правовые нормы не должны зависеть от усмотрения конкретных должностных лиц. В том числе и судей. В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае противоречия норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией Российской Федерации как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат вышеназванным.


Вам следует понимать то, что суды являются теми органами, которые могут изменить правовой статус любого человека. До того момента, пока не было принято решение судьи, в отношении всех нас действует презумпция невиновности.

Презумпция невиновности – это состояние, при котором каждый житель Российской Федерации считается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное. При этом подозреваемый в совершении преступления не должен доказывать свою невиновность, а наоборот, сторона обвинения должна доказать вину подозреваемого.

Из каких звеньев состоит судебная система Российской Федерации?

Для этого давайте обратимся с вами к федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». В нём сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учреждёнными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим законом.

Звено судебной системы – это суды, наделённые однородными полномочиями.

Сегодня в нашей стране действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, которые и составляют судебную систему России.

Давайте познакомимся более подробно с некоторыми судами, которые действуют в нашей стране.


Наше с вами знакомство мы начнём с Конституционного суда Российской Федерации, который занимает особое место в судебной системе нашей страны.

Конституционный суд Российской Федерации – это судебный орган, который следит за соответствием принятых новых законов правовым нормам, закреплённым в Конституции.


Заседание Конституционного Суда Российской Федерации

В том случае, если закон противоречит Конституции Российской Федерации, Конституционный суд вправе отменить его действие. Кроме этого, данный суд выполняет ещё целый ряд иных функций, познакомится с которыми вы можете самостоятельно, прочитав о них в 125 статье Конституции Российской Федерации.

Наверное, следующим по значимости является Верховный суд Российской Федерации.


Заседание Верховного Суда Российской Федерации

Это высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров, уголовным, административным, гражданским и иным делам. Решение, вынесенное Верховным судом, является окончательным и подлежит обжалованию только в международных судебных инстанциях.

Немаловажное место занимают и арбитражные суды. Вам, наверное, уже знакомо слово «арбитр». Его вы могли слышать во время хоккейного или футбольного матча. Так называют человека, который разрешает спорные ситуации между игроками и трактует спортивные правила, наказывая их нарушителей. Так вот, в рамках деятельности арбитражного суда таким арбитром выступает судья.

Арбитражные суды – это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы.


Зал судебных заседаний арбитражного суда

Это налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений.

Районные суды. Являются одним из первых звеньев судебной системы Российской Федерации. Данные суды принимают первоначальное решение по большинству гражданских, уголовных и административных дел.


Здание Дзержинского районного суда в Ярославле

Самым низшим звеном рассматриваемой нами судебной системы является мировой судья.


Мировые судьи являются судьями субъектов Федерации и рассматривают уголовные дела, за совершение которых максимальное наказание не превышает трёх лет, дела об административных правонарушениях, о разделе имущества между супругами в случае развода и некоторые другие.

Всего же по состоянию на 31 декабря 2014 года в Российской Федерации правосудие осуществлялось в 2531 суде.

Но любой суд – это не робот на службе государства. Так же, как и в любом другом месте, здесь работают люди, которых принято называть судьями.

Судья – это лицо, наделённое судебной властью, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие.

Все судьи в Российской Федерации назначаются на свои должности по указу Президента. Они независимы и подчиняются только Конституции и законам.

В принятии своих решений судья при рассмотрении дела обязан:

· придерживаться независимой и беспристрастной позиции в отношении всех участников процесса;

· осуществлять свою профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом;

· быть свободным от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости.


Сегодня в судах Российской Федерации работает двадцать шесть с половиной тысяч судей.

Сейчас судебная система Российской Федерации проходит специфическую реформу, связанную с внедрением в практику так называемых судов присяжных.

Помните мы говорили с вами о том, что все совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия? Например, через участие в судебном заседании в качестве присяжного заседателя.

Присяжные заседатели – это непрофессиональные судьи, которые принимают участие в судебном процессе.


Здание суда с участием присяжных заседателей

В таком виде судебного процесса суд состоит из профессиональных юристов в лице судей и присяжных заседателей, которые не обязаны иметь юридическое образование. При рассмотрении дела в суде непрофессионалы-присяжные из числа простых граждан выносят вердикт: виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления.

В свою очередь судьи решают вопросы, требующие юридических познаний, например, об установлении меры наказания за совершённое преступление и вынесение приговора.

Следует понимать, что решения присяжные во всех случаях принимают решения независимо от мнения и позиции профессиональных судей.

Сегодня суды присяжных действуют во всех субъектах Российской Федерации. Исторический опыт показал, что именно суд присяжных, который состоит из коллегии независимых граждан без юридического образования и не связанных с правоохранительными органами, чаще всего принимает самые справедливые решения.

В конце нашего урока давайте попробуем выделить основные моменты и ответить на некоторые вопросы.


Список вопросов теста

Вопрос 1

Вставьте пропущенное слово. Судебная система Российской Федерации - это система судов, осуществляющих правосудие на территории ________в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.

  • округа
  • субъекта федерации
  • страны
  • района
  • города
Вопрос 2

Какое из утверждений является верным?
1. Подозреваемый в совершении преступления должен доказывать свою невиновность.
2. Правовые нормы не должны зависеть от усмотрения конкретных должностных лиц.

  • верно 1
  • верно 2
  • верно 1 и 2
  • неверно 1 и 2
Вопрос 3

К судам субъектов Российской Федерации принято относить:

  • конституционные суды республик
  • уставные суды субъектов Российской Федерации
  • федеральные арбитражные суды
  • мировых судей
  • специализированные суды
Вопрос 4

Как называется судебный орган, который следит за соответствием принятых новых законов правовым нормам, закреплённым в основном законе нашей страны?

  • Конституционный суд Российской Федерации
  • Верховный суд Российской Федерации
  • Суд по интеллектуальным правам
  • Федеральный арбитражный суд
  • Верховный суд республики
Вопрос 5

К федеральным судам принято относить:

  • Верховный Суд Российской Федерации
  • Конституционный Суд Российской Федерации
  • верховные суды республик
  • мировые суды
Вопрос 6

Специальный орган, который занимается осуществлением правосудия и разрешением уголовных, административных и гражданских дел в установленном законом порядке - это.

Вопрос 7

Назовите лицо, наделённое судебной властью, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие.

Вопрос 8

Мировые судьи являются судьями субъектов Федерации и рассматривают уголовные дела, за совершение которых максимальное наказание не превышает.

  • трёх лет
  • пяти лет
  • шести лет
  • семи лет
  • восьми
Вопрос 9

Состояние, при котором каждый житель Российской Федерации считается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное.

Вопрос 10

Любой вынесенный судом приговор должен основываться на следующих принципах правосудия:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: