Как называется червь который портит деревянные суда

Обновлено: 28.04.2024

Корабельные черви - удивительные создания, не имеющие аналогов в природе. Несмотря на то, что описания этих странных животных есть еще в корабельных дневниках 300-летней давности, ученые не так давно смогли в деталях изучить этих животных.

Корабельные черви, как следует из названия, любили жить в кораблях, прогрызая ходы в древесины и доставляя моряка немало хлопот. И если они заселили корабль - жди беды, ведь черви - крупные. В длину эти организмы достигают до полутора метров. А значит довольно быстро превращают любую древесину в труху.

Хоть о корабельных червях моряки знали уже много лет, ученые смогли изучить эти организмы не так уж давно. После вскрытия оболочки нескольких корабельных червей, ученые смогли изучить их устройство и образ жизни, которые подробно описали в научном журнале The Proceedings at the National Academy of Sciences.

«Удивительно, как много мы в XXI веке все еще можем узнать о жизни на Земле», - заявила руководитель международной группы ученых Марго Хэйгуд. Но давайте обо всем по порядку.

Корабельные черви живут в древесине, проделывая в них ходы. Так как животные это морские, то и дерево они используют соответствующее: затонувшие корабли, пристани и корни морских растений.

Впрочем, само название «червь» - название условное, только за внешнее сходство. К червям эти организмы не имеют прямого отношения. А так - это вид моллюсков, которые в ходе эволюции утратили раковину. Но для защиты от внешней среды они используют другие механизмы. Они наращивают защитный панцирь в передней части. С его помощью они прогрызают ходы в древесине, в которой с этого момента и живут. Хищники им не опасны - они всегда могут спрятаться назад в свой узкий ход, выставив вперед непробиваемый панцирь.

Корабельные черви едят очень мало. Основная их пища - как раз просверленная древесина и корни морских растений. По соотношению полученной энергии/потраченной энергии они - лидеры животного мира по экономии калорий.

Но древесина рядом есть не всегда и они придумали еще один очень эффективный способ питания, в чем-то напоминающий фотосинтез у растений. Они создают в своих жабрах удобные условия для размножения специальных бактерий. Те питаются сероводородом, который накапливают корабельные черви, и перерабатывают его в углерод. Этот углерод - и есть источник питания корабельных червей.

Представляете, насколько это более эффективно, чем то, как питаемся мы? Работаем с утра до ночи, чтобы потом постоять в очереди в супермаркете и закупиться продуктами. А их еще надо приготовить! И после этого мы еще считаем, что человек - венец творения? Да, у нас есть развитый мозг, но организм наш не такой уж эффективный с точки зрения энергообмена.

А уж если, не дай Бог, будет угроза из космоса - например, метеорит, таким организмам будет все нипочем, а вот у человека сразу возникнут проблемы. В будущем, наверняка людям стоит присмотреться и научиться использовать технологии, которые применяют для выживания братья наши меньшие.

Минутка юмора! Друзья, и, напоследок, пятиминутка юмора. Я решил попробовать себя в юморе и неожиданно прошел кастинг в проект Павла Воли Stand Up Battle! Это мой первый опыт в серьезном стендапе. Вот видео с выступления:

Многие наивно полагают, что человечество озаботилось спасением кораблей от морского червя только в эпоху Великих географических открытий. На самом деле, вполне дельное и понятное описание этой напасти есть еще у античных греков. Правда, совершенно не ясны способы защиты кораблей в то время, но какие-то меры предпринимались однозначно – об этом говорит анализ немногих дошедших до нас документов и корабельных останков, каким-то счастливым образом законсервированных на дне морском. Судя по всему, средний срок эксплуатации кораблей в ту пору составлял два десятка лет. А на то чтобы превратить в теплых и соленых водах любую деревяшку в труху, этому моллюску (а морские черви такие же моллюски, как устрицы и мидии) требуется всего 4-5 лет.

Надо сказать, что это животное практически всеядно в плане древесины и если и брезгует какой-то отдельной породой, то она или совершенно непригодна для кораблестроения, или настолько дорога, что проще скармливать этому прожорливому и плодовитому червяку целые флотилии из материала попроще, а затем заново отстраивать новые. Так что борьба эта продолжалась тысячелетия и затихла только тогда, когда прошла эпоха деревянных кораблей. Впрочем, иной раз и сегодня с червями приходится повоевать.

Безусловно, для придания стойкости к воде корабли смолили, что в какой-то мере защищало днище от личинок этого вредного моллюска. Правда, на очень короткое время. Поэтому капитаны прошлого так выстраивали свои маршруты, чтобы время от времени появлялась возможность заходить в пресноводные водоемы – устья рек вполне годились. Конечно, в теории можно было придерживаться холодных вод (а моллюску этому нужна довольно соленая и обязательно теплая вода), но на практике подобная роскошь неосуществима. И из более-менее освоенных в старину вод корабельный червь не водился только в Балтике, а море это не очень-то и интересно в плане глобальной торговли.

Еще можно было время от времени высушивать корабль, вытаскивая его на сушу. Тут, конечно, имелись свои неудобства – и времени на это уходило много, и сил. Ведь червь может запечатывать свои ходы, отчего загубить его внутри корпуса не так уж и просто. Да и конопатить потом, вполне вероятно, корпус придется заново, пусть и фрагментарно. Но, если процесс затягивали, выходило совсем хорошо и колония вредителя вымирала – пока не подселялись новые личинки. К тому же, обязательная деформация корпуса при такой процедуре способствовала разгерметизации ходов червя, и он умирал довольно быстро.

Поэтому на зимнее время, когда мореплавание становилось слишком уж опасным занятием (из-за погодных условий), корабли старались вытащить на берег. Отсюда береговые эллинги античных городов, известные по раскопкам портов, или знаменитое адмиралтейство Венеции. Или концовка мифов об аргонавтах– корабль Язона покоится на берегу, довольно далеко от моря.

Голландцы в период своего военно-морского могущества додумались делать корабельную обшивку двойной. Внутренний, первый слой делался из прочной, надежной древесины. А снаружи корпус ниже ватерлинии покрывался слоем менее ценного дерева. Который предназначался как раз на съедение моллюска. А чтобы у того не возникало охоты прогрызть ходы и во внутренний корпус, между слоями устраивалась прокладка из чего-то, не сильно привлекательного с гастрономических позиций этого червя. Обычно хватало пакли со смолой.

Метод довольно скоро переняли англичане и так же быстро решили отказаться от него – слишком дорого, хлопотно. Но, поскольку благополучие Британии изрядно зависело от боеспособности морских сил, Адмиралтейство тратило немалые силы и средства на разработки такой защиты.

В ту же эпоху решили обшивать днище свинцом. Получалось эффективно и вполне надежно, но уж очень тяжело и дорого. В то же время додумались делать покрытие подводной части корпуса несъедобным – ядовитым или невкусным с точки зрения червя. И тут возникли сложности. Яд довольно скоро вымывался морской водой из покрытия, а вкусовые пристрастия угадать не получалось – в одних тех же водах запросто могло обитать несколько видов морского червя с разными гастрономическими пристрастиями. Поэтому яд показался предпочтительнее. Чтобы его не сразу вымывало водой, его тоже защищали покрытием – проще говоря, красили. Позднее, когда стали получать много кокса и появился избыток креозота в хозяйстве, то морячкам было совсем хорошо – креозот хорошо защищал не только корабли, но и береговые строения, вроде дамб и пристаней. Правда, на суше обновлять защиту куда проще, чем во время похода посреди моря-океана. Кстати, до сих пор используемый корабельный сурик не просто название, а действительно разработка того времени для защиты кораблей от всякой органической напасти.

Конечно, правильно подобранная краска отсрочивала появление колонии моллюска внутри корпуса, но ненадолго. И потому поиски действенной защиты не прекращались. В результате те же англичане попробовали обшивать днище медью. Да и дорого в итоге получалось. Настолько, что некоторые державы той поры не могли себе позволить такой роскоши. А Британия, совсем не бедная страна, обшивала медью только часть своих боевых и торговых кораблей – из экономии средств.

И вообще имелись свои сложности – чем крепить? Медными гвоздями получалось неудобно и ненадежно. А дешевое железо с медью образовывало в соленой воде гальваническую пару, отчего крепеж попросту растворялся.

Стали пробовать различные сплавы меди (чтобы попрочнее). И в результате нашли оптимальный состав. Вот только к тому времени эпоха деревянных кораблей завершилась, и Адмиралтейству пришлось решать совершенно иные задачи.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Любопытно, но эта многолетняя борьба с червем давала и побочные, совершенно неожиданные результаты. Наблюдая за моллюском, французский инженер Марк Брюнель (отец Изамбарда Брюнеля) придумал проходческий щит, который и сегодня применяют в горном деле.

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Ученые до сих пор не знают точного ответа на вопрос, как именно этим животным удается поглощать древесину в таких количествах при отсутствии пищеварения.

Корабельные черви, уничтожившие не один флот — непостижимая загадка

Корабельные черви — ненасытные пожиратели древесины. Тысячелетиями эти «морские термиты» топили корабли и разрушали причалы

«Это невероятно, — говорит о корабельных червях микробиолог Рубен Шипвей из Портсмутского университета в Великобритании. — О них писали еще древние греки, а Христофор Колумб потерял свой флот из-за того, что он назвал "разрушением, которое нанес червь". Сегодня корабельные черви ежегодно наносят ущерб, оценивающийся в миллиарды долларов».

И несмотря на давнее знакомство с человеком, черви остаются загадкой. По сравнению с сухопутными животными, такими как термиты, морские пожиратели дерева игнорируются наукой. В результате мы очень мало знаем о том, как именно эти морские обитатели умудряются переваривать древесину в таких количествах.

Пищеварение обычно происходит благодаря микробам, но только недавно было обнаружено, что у корабельных червей, которые на самом деле являются морскими моллюсками, кишечник абсолютно стерильный. Хотя их жабры могут при необходимости выделять ферменты, способствующие перевариванию целлюлозы, исследователи не могут понять, как эти моллюски разрушают лигнин — одеревеневшие стенки растительных клеток или настоящие «бетонные бункеры», в которых спрятаны древесные сахара.

В отличие от наземных животных-пожирателей древесины, таких как термиты и дождевые черви, корабельные черви, похоже, справляются с лигнином другим способом, так как им просто нечем расщеплять этот прочный материал.

«Я изучил все геномы пяти различных видов корабельных червей в поисках определенных групп белков, вырабатывающих ферменты, которые, как мы знаем, способны переваривать лигнин, — говорит микробиолог Стефанос Страворавдис из Массачусетского университета в Амхерсте. — Поиск не дал никаких результатов».
Увы, но то, как корабельные черви переваривают древесину, остается загадкой.

Предыдущие исследования этих морских моллюсков также не смогли выявить пищеварительные ферменты, расщепляющие лигнин — только те, которые расщепляют целлюлозу.

Тем не менее, ферменты — не единственный способ пищеварения. Возьмем, к примеру, червя гриббл. Это еще одно морское ракообразное, которое не использует ферменты для расщепления лигнина. Вместо этого червь выбрасывает в кишечник гемоцианины — белки, которые делают лигнин более пористым, позволяя другим ферментам проникать внутрь клеток и разрушать целлюлозу.

Некоторые грибы также используют неферментативные способы переваривания древесины. Грибы бурой гнили, например, которые живут в почве, дополняют небольшой набор кишечных ферментов множеством активных форм кислорода, которые расщепляют лигнин даже быстрее, чем ферменты.

Возможно, корабельные черви делают нечто подобное. Ученые просто не проводят достаточно исследований, чтобы это выявить. А стоило бы, потому что знание секретов работы их пищеварительной системы поможет людям найти более экологически чистые способы извлечения энергии из древесины.

Корабельные черви — это небольшие моллюски, которые каждый год наносят вред на несколько миллиардов долларов. Из-за своего ненасытного аппетита, на протяжении многих веков они едят древесину и становятся причиной разрушения кораблей и причалов. Жалобы на них можно найти в древнегреческих документах, а также в записях Христофора Колумба. На нашей планете существует довольно много живых существ, которые питаются древесиной. В пример можно привести термитов, которые в 2012 году начали разрушать парагвайский дворец Лопес. Однако, если ученым уже известно, каким именно образом термиты переваривают древесину, по отношению к корабельным червям этот вопрос остается открытым. В рамках данной статьи мы выясним, что интересного ученые знают об этих загадочных существах и какие теории они строят вокруг их пищеварительной системы.


Корабельные черви способны уничтожить плавательные средства в течение нескольких месяцев

Интересный факт: в 2014 году архитектор Густаво Главинич (Gustavo Glavinich) поделился, что западная часть дворца «Паласио де Лопес» сильно изъедена термитами. По данным BBC News, насекомые настолько повредили полы и прочие покрытия, что здание начало разрушаться изнутри. А ведь этот дворец является официальной резиденцией президента Парагвая.

Кто такие корабельные черви?

Корабельными червями (Teredinidae) принято называть моллюсков, которые живут за счет поедания древесины. На данный момент ученым известно о существовании около 60 видов — представители некоторых разновидностей могут достигать метровой длины. На переднем конце этих созданий располагается небольшая раковина, при помощи которой они и проделывают в древесине глубокие отверстия. В процессе наблюдения за червями ученые заметили, что первым делом они цепляются к стенке хода при помощи ноги и только потом двигает раковиной. Обычно сделанные червями отверстия имеют 6-сантиметровый диаметр и 2-метровую длину.


Корабельный червь вида Teredo navalis, также известный как шашень

К сожалению, эти создания питаются не только деревьями, которые растут в лесу. Помимо них, они также поедают деревянные постройки и старые корабли. Последним всегда наносилось больше всего вреда — всего лишь около века назад корабельные черви считались такой же бедой моряков, как штормы и другие неприятные сюрпризы природы. Считается, что всего лишь за месяц эти создания могли превратить днище нового корабля в решето. А в 1730-е годы они настолько сильно размножились в Голландии, что начали поедать деревянные сваи под городами и становиться причиной их потопления.


Корабельный червь, извлеченный из дерева в Бразилии

Как животные переваривают древесину?

Ученым до сих пор до конца не ясно, каким образом корабельные черви обрабатывают древесину. Им уже известно, что термиты в этом деле очень помогают живущие в их пищеварительной системе бактерии. Однако, по данным научного издания Science Alert, у корабельных червей удивительно чистый кишечник. Ученые допускают, что в организмах этих моллюсков есть ферменты, которые помогают расщеплять целлюлозу — составную часть растительных клеток. Но ведь в стенках древесных клеток также есть и более прочный лигнин, для переваривания которых нужны вещества, точно отсутствующие в организмах корабельных червей.


Отверстия на дереве, которые были оставлены корабельными червями

Я изучил генетические данные 5 различных видов корабельных червей в поисках определенных групп белков, которые создают ферменты,способные переваривать лигнин. Мой поиск ничего не дал, — признался микробиолог Стефанос Страворавдис (Stefanos Stravoravdis).

Так что на данный момент корабельные черви остаются очень загадочными для науки существами. Ученые предполагают, что они могут переваривать лигнин способом, который применяют ракообразные вида Limnoriidae. Они тоже не имеют ферменты, способные расщеплять прочные составные части древесины. Но в их кишечниках вырабатываются гемоцианины — белки, которые делают лигнин более пористым и легким к перевариванию.


Морские ракообразные Limnoriidae тоже питаются большим количеством древесины

Бурогнильные грибы тоже способны переваривать это вещество обходным способом: они дополняют свой небольшой набор кишечных ферментов множеством активных форм кислорода и тем самым легко переваривают лигнин. Доказательства этому опубликованы в научном журнале Biological Macromolecules. Возможно, один из этих способов применяют и корабельные черви, но это пока не доказано.


Бурогнильными называются грибы, которые способны разлагать древесину

Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!

В начале статьи я упомянул, что корабельные черви доставляли неприятности даже Христофору Колумбу. Он и его команда открыли Америку в 1492 году, используя несколько кораблей. Главным из них была «Санта-Мария», которая впоследствии затонула и практически полностью была съедена корабельными червями. Но в 2019 году ученым удалось найти останки другого корабля Колумба. Подробнее о нем можно почитать в этом материале.


Информация о странных червяках, поглощающих дерево кораблей, упоминалась в дневниках мореплавателей еще 300 лет назад. Тогда уникальные существа, живущие в конструкции судна, доставляли людям много хлопот. Они имели весомые размеры и прогрызали многочисленные ходы в древесине. Впрочем, многие считали, что это выдумки и фантазии любителей морских приключений, но ученые смогли изучить этот факт и установили, что необычные создания все же существуют! Кто же они такие?


Моллюски, делающие из древесины решето — загадочные существа, погубившие не один флот

С помощью современных технологии исследователи выяснили следующее. Данные черви принадлежат к семейству морских моллюсков, и некоторые особи могут достигать в длину более метра. В их рацион входит вся затонувшая в море древесина, деревянные пристани и корни водорослей. А встретить их можно в любом море, кроме самых холодных.

В ходе эволюции эти моллюски утратили свою раковину. Зато они ловко наращивают на передней части тела панцирь и с его помощью прогрызают дерево. Спасаясь от хищников, они просто залезают поглубже в свой ход, а снаружи защищают его своим непробиваемым наростом. Корабельные черви, пожалуй, являются лидерами в сохранении энергии. Даже совсем небольшого количества пищи им хватает на продолжительное время. А при недостатке дерева они используют углерод, выработанный специальными жаберными бактериями. При этом они постоянно находятся в движении и за одну минуту успевают совершить до 12 сверлящих движений.


Моллюски, делающие из древесины решето — загадочные существа, погубившие не один флот

Самым удивительным при их изучении стало то, что их ходы в древесине никогда не пересекаются. Видимо, им удается слышать друг друга и вовремя увернуться от столкновения. При многочисленном заселении внутрь дерева моллюски превращают его практически в решето. Вместе с тем, переваривать такую сложную пищу самостоятельно создания не могут. Для этого они используют симбиотических бактерий, которые активно расщепляют целлюлозу до глюкозы.

В прошлые века от корабельных червей не было никакого спасения. Они уничтожали дно судов, подтачивали опоры у мостов и вызывали гибель морских растений. В настоящее же время созданы специальные токсичные вещества, которыми покрывают древесину. Они делают материал несъедобным для моллюсков, тем самым уберегая его от них.


Моллюски, делающие из древесины решето — загадочные существа, погубившие не один флот

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: