Как называется адвокат уполномоченный вести дела от имени правительства и его народа

Обновлено: 01.05.2024

Когда, казалось бы, исчерпаны все средства судебной защиты от несправедливого или незаконного обвинительного приговора, то есть пройдены все судебные инстанции и получены отказы, в том числе от руководства Верховного суда, на деле остаётся ещё шанс: Уполномоченный по правам человека РФ может, а при наличии существенных нарушений права на защиту и УПК — обязан обратиться в ваших интересах к председателю Верховного суда с ходатайством о пересмотре приговора (далее -Уполномоченный).

Статьи 1, 16, 17, 23, 26 и 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» устанавливают, что должность уполномоченного учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан. Для этого Уполномоченный наделен полномочиями по рассмотрению обращений граждан, в ходе чего он вправе знакомиться с уголовными делами, приговоры по которым вступили в законную силу. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда. При этом ч.3 ст.26 Федерального конституционного закона устанавливает, что Уполномоченный ОБЯЗАН принять меры в пределах его компетенции в случае установления факта нарушения прав заявителя.

В 2013 году Мещанский суд вынес обвинительный приговор начальнику отдела Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Евдокимову Д., обвиненному по ч.6 ст.290 УК РФ. «Достаточно сложное и серьезное дело», как написал в комментарии к одной из публикаций на Праворубе адвокат Цыганков В.М., ознакомившись с приговором.

Сложное и серьёзное, но не для ГСУ СК России по Москве, которое расследовало это дело за 5 месяцев, не проведя ни одной экспертизы и не допросив ни одного сотрудника ГУЭБиПК МВД, которые инициировали и проводили ОРМ. Все ходатайства защиты конечно же были отклонены.

Не показалось сложным и серьёзным это дело судье Мещанского суда, которая, видимо, с целью дальнейшего «облегчения» дела, в ходе процесса:

— отказала защите в исследовании всех вещественных доказательств путём прослушивания аудиозаписей, приобщенных следствием к делу в качестве таковых,

— обосновала вину в приговоре этими не исследованными в суде аудиозаписями,

— приобщив по ходатайству защиты к делу фоноскопическое и лингвистическое заключения специалистов, опровергающие суть обвинения, а также допросив их в суде, отказала в назначении соответствующих судебных экспертиз по мотиву — нет оснований,

— не раскрыла в приговоре суть приобщенных защитой к делу заключений специалистов и их показаний в суде, проигнорировав их и указав, что суду неизвестно откуда у защиты появились вещдоки-аудиозаписи, в то время как в суде были даны пояснения по этому вопросу, что отражено в ПСЗ,

— отказала в приобщении к делу третьего заключения специалиста (фоноскопическое) по мотиву — «не относится к делу», в то время как оно доказывало факт сотрудничества взяткодателя с полицией задолго до его официальной явки,

— отказала в допросе явившегося в суд специалиста (что прямо запрещено законом), отказав затем в назначении фоноскопической экспертизы (мотив- нет приобщенного к делу заключения специалиста и его показаний, значит нет и оснований),

— отказалась устанавливать основания для заведения сотрудниками ГУЭБиПК дела оперативного учёта и проведения ОРМ и т.д. (всего более 15 таких фактов нарушений права на защиту и УПК).

Согласитесь, только один факт отказа защите в исследовани в суде вещественных доказательств путём прослушивания аудиозаписей, с мотивировкой «у суда нет оснований не доверять следствию» в ответ на заявления защиты о несоответствии стенограмм в деле, составленных следователем, фактическому содержанию разговоров, и последующее обоснование вины в приговоре этими аудиозаписями, уже является основанием для отмены приговора.

Следует отметить, что по перечисленным выше фактам есть сложившаяся практика признания их Президиумом Мосгорсуда существенными нарушениями УПК, — таких, как отказ в исследовании вещественных доказательств или отсутствие в деле оснований для проведения ОРМ. Таким образом, мы имеем дело с классическим двойным стандартом при отправлении правосудия.

Видя, что судебная система не является источником законности, в июне 2016 года законный представитель Евдокимова Д. был принят на личном приёме Уполномоченным по правам человека Москальковой Т.Н. Для «придания веса» обращению на этой встрече на стороне заявителя присутствовал депутат Госдумы, т.к. депутатские обращения, как известно, рассматриваются более тщательно, чем обращения рядовых граждан.

Москалькова Т.Н. выслушала заявителей, высказав понимание сложившейся ситуации и пообещала, что тщательным образом разберётся, изучив предоставленные ей копии документов, подтверждающих факты явных нарушений, допущенных в судах разных инстанций.

Однако уже спустя месяц (это свидетельствует, что омбудсмен даже не истребовала для изучения материалы уголовного дела) был получен ответ за подписью заместителя начальника управления Аппарата уполномоченного Иванова И.С. о том, что Евдокимов Д. еще не реализовал в полном объеме право на судебную защиту во всех судебных инстанциях, в связи с чем, ему рекомендовано обратиться в Верховный суд… самостоятельно.

Не питая иллюзий на законное решение по жалобе осуждённого, как и рекомендовал Иванов, Евдокимовым Д. была направлена жалоба председателю Верховного суда РФ в порядке ст. 401.8 УПК РФ (последняя возможность обжаловать приговор).

Как и прогнозировалось, в декабре 2016 года был получен ответ-отказ от заместителя председателя Верховного суда Давыдова, который традиционно часть доводов жалобы проигнорировал, а в отношении других (отказ в прослушивании аудиозаписей и т.п.) безмотивно указал, что все законно.

В ответ на второе обращение к Москальковой, мол, мы сделали, что могли, теперь только вы можете содействовать привлечению внимания к порочной практике двойных стандартов в правосудии и отмене незаконного приговора, в феврале 2017 года был получен ответ за подписью заместителя начальника управления защиты прав человека в уголовном судопроизводстве Аппарата Уполномоченного Немченкова В.Ф., который, не отрицая нарушений прав Евдокимова Д. на защиту и справедливое судебное разбирательство, сослался на ст. 401.17 УПК РФ, не позволяющую Уполномоченному по правам человека обратиться с ходатайством о пересмотре приговора на имя председателя Верховного суда РФ, так как Евдокимов Д. уже обращался в ноябре 2016 года с аналогичной жалобой.

В завершении Немченков В.Ф. рекомендовал дождаться результатов рассмотрения жалобы Евдокимова Д., направленной в ноябре 2014 года в Европейский Суд по правам человека.

По меньшей мере выглядит издевательством, когда сначала в июле 2016 года сотрудник Аппарата уполномоченного Иванов И.С. отказал в удовлетворении обращения в связи с тем, что Евдокимов Д. еще не реализовал в полном объеме право на судебную защиту, а затем другой сотрудник Аппарата уполномоченного Немчинков В.Ф. отказал в феврале 2017 года в удовлетворении обращения в связи с тем, что Евдокимов Д.В. уже реализовал в полном объеме право на судебную защиту.

Кроме того, из ответа Немчинкова следовало, что гарантом обеспечения государственной защиты прав и свобод граждан в Российской Федерации является не Верховный суд РФ, не Уполномоченный по правам человека в РФ, а — Европейский Суд по правам человека. правда, дожидаться его решений приходится годами.

В апреле 2017 года Федеральным законом N 73-ФЗ были внесены изменения в ст.401.17 УПК РФ, которые разрешили повторные обращения в суды иным лицам, что позволяет Уполномоченному по правам человека в РФ обратиться с ходатайством к Председателю Верховного суда РФ в интересах Евдокимова Д., несмотря на то, что он уже реализовал право на судебную защиту во всех судебных инстанциях.

В середине 2017 года в адрес Уполномоченного по правам человека Москальковой Т.Н. было направлено третье обращение с изложением истории годичной переписки с её подчиненными, а для привлечения ее личного внимания, был оформлен депутатский запрос. В обращении было ещё раз акцентировано внимание на грубейших нарушениях права на защиту, УПК и двойные стандарты при их оценке судебными органами, а также доведено, что данные судебные ошибки уже не могут быть исправлены силами осужденного или адвоката, так как все средства исчерпаны, и это сегодня может попытаться сделать только Уполномоченный по правам человека.

После почти пятимесячного молчания, в декабре 2017 года, был получен короткий ответ за подписью Москальковой Т.Н., которая без изучения материалов уголовного дела сообщила об отсутствии в деле существенных нарушений УПК и права на защиту, сославшись на решения судов апелляционной и кассационной инстанции.

Фактически ответ Уполномоченного по правам человека не мотивирован, оценка каждому доводу обращения не дана, в то время как ст.ст. 5 и 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а соответствующее должностное лицо обязано дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Тем самым, Уполномоченный по правам человека Москалькова Т.Н. продолжила славную традицию судейского корпуса принятия немотивированных решений, в стиле: нет нарушений и незачем объяснять почему… Чем не Оперуполномоченный по правам человека?!

Это должностные лица, которые обязаны следить за тем, чтобы государственные органы, прежде всего исполнительная власть, не нарушали права человека и гражданина. Этот институт появился в Швеции в XIII веке, но лишь 700 лет спустя шведское слово «омбудсман»* вошло в конституционно-правовые тексты ряда других стран (например, в Конституцию Намибии). Во многих странах было установлено собственное наименование этого института: Уполномоченный по гражданским правам и Уполномоченный по правам ребенка – в Польше, Уполномоченный (Уполномоченные) Государственного собрания по правам граждан и Уполномоченный (Уполномоченные) Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств – в Венгрии, Народная правозащита – в Австрии, Адвокат народа – в Румынии, Парламентский комиссар по делам администрации – в Великобритании, Посредник – во Франции, Защитник народа – в Испании, Комиссия по правам человека – на Филиппинах, Уполномоченный Бундестага по обороне – в Германии.

* К сожалению, в нашей литературе распространена англизированная транскрипция данного термина – «омбудсмен». В этом, на наш взгляд, сказывается определенный недостаток культуры авторов, не знающих происхождения употребляемого ими слова.

Этот орган рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав нередко после того, как исчерпаны все законные пути для их разрешения, и, если сочтет необходимым, вновь возбуждает производство в соответствующих государственных органах, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры. Сам же омбудсман или иной аналогичный орган разрешить дело обычно не может.

Как правило, данный орган образуется парламентом, хотя есть и иные способы: французский Посредник согласно Закону об учреждении должности Посредника 1973 года назначается на 6 лет декретом Совета министров (строго говоря, этот институт сходен с омбудсманом только по функциям; с Парламентом он никак не связан, если не считать права парламентариев обращаться к нему по делам, которые, по их мнению, заслуживают его вмешательства); британский Парламентский комиссар по делам администрации назначается тоже Правительством, однако в отличие от Франции тесно связан в своей деятельности с Парламентом и даже может быть смещен по требованию обеих палат. Но обратимся к более типичным примерам и начнем со Швеции – родоначальницы рассматриваемого института.

Согласно § 6 гл. 12 шведского закона Форма правления, составляющего часть конституции, Риксдаг может избрать одного или несколько омбудсманов для контроля за применением законов и иных законодательных актов в публичной деятельности. Акт о Риксдаге в § 10 гл. 8 установил, что омбудсманов должно быть четверо: главный юридический омбудсман и три юридических омбудсмана, которые избираются на четыре года. Риксдаг может избрать для каждого из омбудсманов одного или нескольких заместителей. Главный юридический омбудсман определяет направления деятельности остальных юридических омбудсманов. По ходатайству конституционной комиссии Риксдаг может сместить омбудсмана или его заместителя досрочно. Выборы проводятся тайным голосованием, и для избрания необходимо абсолютное большинство поданных голосов, но в третьем туре голосования достаточно относительного большинства. В случаях, предусмотренных инструкцией Риксдага, омбудсман может выступать с ходатайствами. Он может присутствовать на заседаниях суда или органа администрации и имеет доступ к протоколам и документам этих органов. Суд и орган администрации, а также государственные и коммунальные служащие обязаны представлять омбудсману требуемые им сведения. То же относится к иному лицу, которое подконтрольно омбудсману. Прокурор обязан помогать омбудсману по его просьбе.

Приведем еще один пример. В Конституции Намибии Омбудсману посвящена целая гл. 10 (ст. 89–94). Согласно ее положениям Омбудсман независим и подчиняется только Конституции и закону. Никакой член Кабинета или парламента, никакое иное лицо не могут вмешиваться в осуществление Омбудсманом его функций, и все органы государства должны оказывать необходимое содействие в охране независимости, достоинства и эффективности работы Омбудсмана. Эту должность может занимать либо судья Намибии, либо лицо, обладающее юридической квалификацией, позволяющей практиковать во всех судах Намибии. Омбудсман назначается Президентом по рекомендации Комиссии юридической службы. Он находится в должности до достижения 65 лет, но Президент может продлить его пребывание в ней до достижения 70 лет.

Омбудсман обязан расследовать жалобы относительно предполагаемых или очевидных случаев нарушений основных прав и свобод, злоупотреблений властью, несправедливого, грубого, бесчувственного или неуважительного обращения с жителем Намибии со стороны официального лица любого органа власти (центрального или местного), свидетельствующего о несправедливости или коррупции или таком поведении официального лица, которое в демократическом обществе рассматривается как незаконное, притесняющее или нечестное. В обязанности Омбудсмана входит также расследование жалоб на действия Комиссии публичной службы, административных органов государства, сил обороны, полицейских сил, тюремной службы, поскольку такие жалобы относятся к невозможности достичь согласованной организации таких служб или равного доступа к поступлению в такие службы, или справедливого управления в отношении этих служб. Обращает на себя внимание такая конституционная обязанность Омбудсмана, как расследование жалоб на расхищение и разбазаривание природных ресурсов, нерациональное их использование, разрушение экосистем и природных красот Намибии.

Он обязан и вправе предпринимать действия, направленные на исправление положения, возмещение ущерба, реституцию и т.п., в частности вступая в переговоры между сторонами и побуждая их к компромиссу, рекомендуя обратиться с жалобой к должностному лицу, вышестоящему по отношению к тому, чьи действия обжалуются, направляя дело Генеральному обвинителю (Prosecutor-General), обращаясь в компетентный суд, оспаривая действительность законодательства или подзаконного регулирования, проверяя конституционность законов, действовавших до освобождения, чтобы обратиться с соответствующими рекомендациями к Президенту, Кабинету или Генеральному прокурору (Attorney-General).

Омбудсману вменяется в обязанность энергично расследовать любые случаи предполагаемой или подозреваемой коррупции или хищения публичных средств должностными лицами и предпринимать необходимые шаги, включая доклады Генеральному обвинителю или Генеральному аудитору.

Об осуществлении своих полномочий и функций Омбудсман ежегодно докладывает Национальному собранию.

Проводя расследование, Омбудсман вправе вызывать повесткой любое лицо и истребовать любой документ, обвинять лицо в случае неявки по такой повестке или непредставления документов перед компетентным судом, допрашивать любое лицо, требовать от любого лица сотрудничества и правдивого и откровенного раскрытия любой информации, известной лицу и связанной с расследуемым делом.

Омбудсман может быть досрочно смещен Президентом по рекомендации Комиссии юридической службы. Это возможно только на основании умственной неспособности или тяжкого проступка. В последнем случае Комиссия юридической службы проводит расследование, а Президент по ее рекомендации может временно отстранить Омбудсмана от должности.

Несмотря на такое довольно детальное регулирование, Конституция предусматривает издание парламентом специального актаобОмбудсмане.

Бесплатный адвокат: кому это выгодно

Юридическая помощь нужна практически всем. Трудно найти человека, который бы не сталкивался с теми или иными проблемами правового характера. И это не зависит от толщины его кошелька. Однако в большинстве случаев уровень материального достатка отдельно взятого человека напрямую влияет на качество защиты и на степень ответственности перед законом.

Чтобы не случилось тотального неравенства в этом вопросе, государство взяло на себя дополнительные обязательства в отношении некоторых категорий лиц по предоставлению им безвозмездной правовой помощи.

Бесплатный адвокат в государственной системе юридической помощи

Говоря о бесплатном адвокате следует различать услуги адвоката, оказываемые бесплатно определенным категориям граждан адвокатами, включёнными в систему бесплатной юридической помощи, и услуги адвокатов по назначению. Государством предусмотрена деятельность целой системы безвозмездной юридической помощи. Бесплатный адвокат в этой системе играет ключевую роль, выполняя функцию оказания профессиональной юридической помощи. . Но не все адвокаты оказывают такую безвозмездную помощь, не во всех случаях и далеко не всем категориям лиц.

Во-первых, адвокат должен быть включен в систему бесплатной юридической помощи.

Во-вторых, существует перечень категорий лиц, которые могут рассчитывать на безвозмездную помощь. Согласно ст. 20 Федерального закона N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» таким правом обладают ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды 1 и 2 группы, граждане, чей среднедушевой семейный доход ниже установленного прожиточного минимума в данном субъекте Федерации и некоторые другие категории граждан.

Если лицо проходит по уголовному делу в статусе подозреваемого или обвиняемого, бесплатный адвокат может быть назначен в качестве защитника. При этом следует иметь ввиду, что бесплатный адвокат в уголовном судопроизводстве или, как их нередко называют, «государственный адвокат» в действительности не всегда является бесплатным. Так, если у обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) нет средств для заключения соглашения с адвокатом и он желает воспользоваться услугами защитника, участие адвоката обеспечивается по назначению следователя, дознавателя или суда. Платить за услуги адвоката по назначению сразу не надо. Однако, если в отношении подзащитного такого адвоката будет вынесен обвинительный приговор или дело будет прекращено по не реабилитирующим основаниям, суд в приговоре или решении о прекращении возлагает обязанность по возмещению государству расходов по оплате услуг адвоката на лицо, в отношении которого вынесен приговор (принято постановление о прекращении). То есть, услуги адвоката по назначению по сути являются зачастую не бесплатными, а возмездными, но с отсроченной во времени оплатой. К счастью для осуждённых, суды зачастую забывают принять решение об возложении на подсудимого обязанности по возмещению расходов по оплате услуг адвоката по назначению, в этом случае адвокат для подсудимого становится действительно бесплатным.

Помимо уголовного судопроизводства, услуги адвоката по назначению используются в гражданском и административном судопроизводстве при назначении адвоката ответчику, место жительства которого не известно, также при принятии решения о принудительном помещении в психиатрическое заведение при отсутствии у лица избранного им адвоката.

Кому положен бесплатный адвокат?

Не удивительно, что граждан в первую очередь интересует бесплатный адвокат, независимо от того, в каком судопроизводстве рассматривается дело.

Свое право без какой-либо платы воспользоваться услугами специалиста в области права в большинстве случаев используют малоимущие граждане, инвалиды I и II категории, а также подследственные. Дети, оказавшиеся в сложном социальном положении (инвалиды, сироты, оставшиеся без попечения родителей и т.д.), также нередко пользуются такими услугами.

Перечень категорий лиц довольно большой. С одной стороны, в социальном государстве так и должно быть – власть обязана опекать и беспокоиться о своих гражданах, поддерживая самых нуждающихся и тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. С другой стороны, раз оно проявляет заботу (что совершенно правильно), то такое бремя не должно ложиться целиком и полностью на плечи других людей – самих адвокатов.

Сколько получает бесплатный адвокат, или проблемы государства – проблемы самого народа

На данный момент базовая ставка оплаты труда бесплатного адвоката по назначению находится на очень низком уровне – 550 руб. в день (максимальная ставка составляет 2400 руб. при оказании услуг в праздничные дни).. Это значит, если такой высококвалифицированный специалист будет работать только по назначению, то его доход окажется ниже прожиточного минимума, установленного государством. При этом данная сумма не сопоставима с другими участниками судопроизводства – прокурорами, судьями.

Естественно, в таких условиях мотивация честно выполнять свои обязанности у бесплатного адвоката крайне низкая. Вот и приходится повышать стоимость своих услуг за счет гонорарных дел. Ситуация еще более усугубляется в небольших городах и поселках, где средний уровень дохода гораздо ниже, чем в городах-миллионниках.

В таких условиях бесплатному адвокату крайне сложно совместить профессиональный долг, этику и необходимостью прокормить свою семью в условиях мощного демотиватора – низкой ставки за оказанные услуги по назначению. Но клиент всегда ждет квалифицированной, своевременной помощи и защиты, поскольку в большинстве случаев бесплатный адвокат – последняя надежда доверителя.

Вот и получается, что государство, гарантируя безвозмездную помощь, делает это по сути за счет самих адвокатов. Рано или поздно это может негативным образом в глобальном масштабе повлиять на общую ситуацию в системе бесплатной юридической помощи и в частности - на судьбу конкретного человека.

Далеко не в самый лучший момент своей жизни человек, сталкиваясь с проблемной ситуацией, обращается к специалисту в области права. Даже если у него есть выбор - воспользоваться услугами бесплатного адвоката или заключить договор на оказание платных услуг, не стоит в первую очередь думать о «халяве» как о быстром и эффективном способе решить все проблемы. В любом случае, к кому бы человек ни обратился, необходимо выбирать высококвалифицированного уголовного адвоката с большим опытом работы по своему профилю.

Подавляющее большинство граждан, пребывающих в статусе подозреваемых или обвиняемых, не обладают достаточными знаниями и опытом по защите собственных прав и интересов. Во избежание перекоса в сторону обвинения, а также во исполнение ст.48 Конституции РФ о праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи, законодатель предусмотрел возможность предоставления адвокатов по назначению в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве. Наиболее часто адвокаты привлекаются для оказания услуг по назначению именно по уголовным делам

Содержательная сторона института «адвокат по назначению» заключается в том, что адвокат избирается и привлекается не самим лицом (подозреваемым, обвиняемым или подсудимым) или его знакомыми, а назначается государством в лице органа, который расследует или рассматривает уголовное дело.

Адвокат по назначению обеспечивается государством в двух случаях:

  1. Подозреваемый (обвиняемый или подсудимый) хочет воспользоваться услугами защитника, но не может в виду отсутствия материальных средств для оплаты услуг адвоката или по иным причинам;
  2. Подозреваемый (обвиняемый или подсудимый) отказывается от услуг адвоката, но в связи с уязвимым положением лица государство не может оставить его без защиты (лицо является несовершеннолетним, лицо в силу психических или физических проблем не способно самостоятельно отстаивать свои права, лицо не владеет русским языком, лицу грозит наказание более 15 лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь, при рассмотрении дела судом присяжных или в при особом порядке судебного разбирательства и др.)

Если гражданин заключил договор со сторонним адвокатом, государственный защитник не привлекается. Однако если такое соглашение есть, но избранный адвокат в течение 5 суток не является на следственные действия или в орган правосудия, а гражданин не выказывает желания найти нового защитника, то приглашается государственный адвокат. В случае задержания или помещения под стражу этот срок составляет 24 часа.

Как видим, адвокат по назначению предоставляется только в рамках уже возбужденного уголовного дела. Если речь идет о доследственной проверке, то гражданин, по мнению государства, должен справляться собственными силами. Например, помощь при проверках ОБЭП (ОЭБиПК) оказывается только избранными самим доверителем, а не государственными адвокатами. Между тем, вовремя оказанная при проверках правовая помощь очень важна, поскольку от нее во многом зависит, будет ли «продолжение» в виде уголовного дела.

Порядок приглашения адвокатов по назначению в качестве защитников в уголовном судопроизводстве утвержден Решением Совета ФПА РФ от 05.10.2017 года. Согласно этому акту, основанием предоставления защитника является соответствующее процессуальное решение следователя, дознавателя или судьи. После получения запроса Адвокатская палата предоставляет адвоката согласно графику дежурств. На практике все может происходить проще: следователь приглашает знакомого адвоката для участия в деле, минуя Адвокатскую палату. Именно для исключения подобных случаев привлечения следователями (дознавателем) «карманных адвокатов», были внесены изменения в ст. 50 УПК РФ, согласно которым следователь, дознаватель или суд вправе привлечь для участия в деле не любого адвоката по назначению, а только в порядке, утверждённом палатой адвокатов. Так, в целях реализации данного положения в нескольких субъектах Российской Федерации, в частности в Москве произошёл переход на автоматизированную систему подбора адвокатов по назначению, при которой следователь отправляет заявку об обеспечении адвоката через специально созданный интернет-ресурс и никак не может повлиять на приглашение конкретного, знакомого ему адвоката.

Уголовный адвокат работает бесплатно?

Вопреки распространенному мнению, адвокат по назначению бесплатно не работает. Исходя из ч.5 ст.51 УПК РФ, услуги защитники оплачиваются за счет государства (с этим обстоятельством связано ещё одно бытующее в народе определение адвокатов по назначению как «государственных адвокатов»). Однако если был вынесен обвинительный приговор (или дело завершено по не реабилитирующим причинам) осужденный должен возместить за свой счет расходы на адвоката. На практике, суда зачастую при вынесении обвинительного приговора забывают решить вопрос о возмещении судебных расходов по оплате услуг адвоката по назначению за счёт осуждённого, поэтому адвокат фактически оказывается бесплатным для конкретного лица, однако уповать на то, что Вам повезёт и попадётся забывчивый судья, точно не стоит.

Важно!

  • 550-1200 рублей за 1 рабочий день;
  • 825-1800 рублей за помощь в ночное время;
  • 1100-2400 рублей за помощь в выходные, праздники.

Конкретный размер вознаграждения зависит от обстоятельств, сложности дела.

В скором времени гонорар адвокатов по назначению повысят. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2018 года № 1169 предусматривает поэтапное увеличение ставок. Так, с 2019 года день работы адвоката будет стоить 900-1500 рублей, с 2020 года – 1250-1900 рублей, а с 2021года – 1500-2150 рублей.

Адвокат по назначению или по приглашению?

За адвоката по назначению подозреваемый, обвиняемый или осужденный не должен платить «здесь и сейчас». В этом состоит единственный плюс обращения к государственным защитникам. А минусов гораздо больше.

  1. Условно бесплатный адвокат по уголовным делам зачастую слабо заинтересован в исходе дела. Его гонорар, как видим, относительно небольшой и в разы меньше сумм гонораров адвокатов по соглашению. Поэтому многие защитники предпочитают «отбывать время», а не оказывать реальную помощь.
  2. Нередко адвокаты по назначению негласно сотрудничают со следствием. Недавний пример – государственный защитник Руслана Подгорного, находящегося в СИЗО. Адвокат не желал сотрудничать с выбранными защитниками Подгорного, не проверял процессуальные документы и участвовал в процессуальных действиях лишь формально. Адвокатская палата Москвы рассмотрит дисциплинарное дело в отношении защитника по назначению, а также решит вопрос о лишении его адвокатского статуса.
  3. Далеко не все адвокаты по назначению способны оказывать качественные услуги по всем статьям. Например, помощь по экономические преступлениям требует от защитника не только безупречного знания законодательства, но и умения ориентироваться в бухгалтерском и налоговом учете, понимания того, как работает ФНС. За невысокий гонорар не стоит ждать глубокого погружения в тему. В таких случаях лучше найти адвоката с узкой специализацией.
  4. Немалая часть адвокатов по назначению – невостребованные по тем или иным причинам специалисты, услуги которых не пользуются спросом, например, молодые адвокаты, не имеющие опыта и квалификации в сфере уголовного судопроизводства. Квалифицированные адвокаты предпочитают участвовать в системе оказания адвокатских услуг по назначению материально, то есть оплачивают дополнительный взнос в палату, чтобы их не привлекали для оказания подобных услуг.

Отсюда следует, что если гражданин желает получить реальную, а не формальную помощь по уголовному делу, ему следует заручиться поддержкой стороннего уголовного адвоката. Заключенный контракт более полно защитит права доверителя, станет дополнительной гарантией того, что адвокат добросовестно и качественно выполнит все возложенные на него обязанности, ответственно отнесется к поставленной задаче.

Без организационных гарантий реализации они лишь пустой звук. Претворением нормативных положений в реальную жизнь занимается омбудсмен. Это институт, который защищает простых граждан от произвола властей.

Молоточек

Его деятельность в стране регулируется специальным законом. В этой статье вы узнаете много полезной информации про омбудсмена: кто это такой, в каких сферах реализует свои полномочия, и зачем нужен в государстве.

Омбудсмен — это.

Кто же такой омбудсмен? Ещё в 16 веке в Швеции существовала должность чиновника, который контролировал органы правосудия. После разгрома шведов в Полтавской битве в 1709 году их король Карл XII бежал на юг Османской империи. За длительное время отсутствия правителя страна пришла в упадок.

Когда король вернулся в Швецию, то решил восстановить потерянную власть. Он учредил пост Канцлера юстиции, в обязанности которого входил контроль над чиновниками в сфере правосудия и королевской администрации.

В 1809 году парламент Швеции ввёл пост омбудсмена. Но последний уже не подчинялся королю, а занимался защитой интересов обычных людей. В большинстве стран мира новый институт защиты прав человека появился только в XXI веке.

Итак, омбудсмен – кто это, если говорить по-русски? В переводе со шведского языка слово umboð означает «поручение», а ombudsman – «представитель чьих-либо интересов».

Сегодня омбудсменом называют независимое должностное лицо, которое занимается защитой прав человека с двух позиций: справедливости и законности.

Весы

В ряде стран должность может иметь другие названия:

  1. уполномоченный по правам человека – большинство государств СНГ, включая РФ;
  2. уполномоченный по гражданским правам – Польша;
  3. комиссар по правам человека – Азербайджан;
  4. гражданский защитник – Италия;
  5. народный защитник – Албания, Грузия;
  6. защитник прав человека – Армения;
  7. защитник народа – Испания;
  8. парламентский адвокат – Молдавия.

Как правило, омбудсмена назначает законодательный орган власти на определённый срок.

Поскольку полномочия лица строятся на принципах независимости и беспристрастности, оно не может заниматься другой оплачиваемой работой, в частности, вести бизнес, трудиться в структурах государственного управления. Исключение составляют только наука и преподавание.

Человечек

Иногда государство учреждает институт народного защитника в более узких сферах общественной жизни. Например, в 2009 году в России появился детский омбудсмен, в 2012 году – уполномоченные по защите прав предпринимателей и по правам студентов.

Какими полномочиями обладает омбудсмен в РФ

В России омбудсмен появился в 1994 году. Первым человеком, занявшим этот пост, стал Ковалёв С.А. – бывший советский диссидент (кто это?) и участник правозащитного движения.

Сегодня деятельность омбудсмена в РФ регулируется федеральным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ. Кроме того, должность Уполномоченного по правам человека упоминается в статье 103 Конституции.

Главная цель омбудсмена в России – обеспечивать защиту прав и свобод граждан страны, выступая посредником между простыми людьми и государственными властными структурами.

Вот чем конкретно занимается гражданский защитник:

  1. Рассматривает жалобы на действия (бездействие) властей. Он может начать проверку и по собственной инициативе, если получит информацию о грубом нарушении чьих-либо прав.
  2. Обращается в государственные органы, чтобы получить содействие в выяснении важных обстоятельств. Запрашивает документы, получает объяснения от служащих.
  3. Поручает компетентным учреждениям проведение исследований и экспертиз, анализирует заключения экспертов.
  4. Знакомится с материалами судебных дел.
  5. Подаёт иски и жалобы в суды (в том числе Конституционный), прокуратуру (что это?).
  6. Направляет в органы власти замечания и предложения, в том числе по совершенствованию законодательства в области прав человека.
  7. Выступает с докладами в парламенте (где это?).
  8. Инициирует парламентские слушания или создание парламентской комиссии с целью расследования ситуации, касающейся грубого нарушения прав людей.
  9. Содействует повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан.

Подать жалобу омбудсмену вправе граждане, лица без гражданства, иностранцы. Но обращаться к нему имеет смысл лишь в том случае, если другие правовые средства защиты уже исчерпаны.

Например, вы ранее направляли жалобу в орган административной власти, а ответа не получили. Или вам пришла «отписка», а реальная проблема так и осталась нерешённой.

Чем занимается финансовый омбудсмен

В июне 2018 года Государственная дума РФ ввела новую должность в стране – Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Это и есть финансовый омбудсмен.

С 1 июня 2019 года на него возлагается функция урегулирования споров между гражданами и страховыми компаниями по следующим договорам:

    и ДСАГО (если размер требований не превышает 500 тысяч рублей); .

Омбудсмен ОСАГО берётся только за рассмотрение дел имущественного характера. Например, если вам отказали в заключении страхового договора, нужно идти в суд, а не к уполномоченному.

Директор

Впоследствии полномочия финансового омбудсмена ОСАГО будут расширяться. Так, с 1 января 2020 года он начнёт рассматривать споры с МФО, а ещё через год – с банками, кредитными кооперативами, ломбардами, негосударственными пенсионными фондами.

Только вначале вам нужно выполнить два шага:

Заключение

Таким образом, омбудсмен – это защитник интересов простых людей. Он разрешает споры между гражданами и представителями власти, проводит проверки на предмет грубого нарушения прав.

До сих пор учёные-юристы спорят о том, обладает ли омбудсмен реальной независимостью. Ведь основная модель института в мировой практике – шведская, при которой должностное лицо назначается парламентом, а потом подотчётно и подконтрольно ему в своей деятельности.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Я не понял, этот омбудсмен один на всю страну что ли, вроде деда Мороза? Как один человек может эффективно решать правовые споры всех граждан страны? Для меня это загадка.

Когда-то омбудсмены были независимыми, но сейчас это продолжение представительства власти, и его политики. По крайней мере у нас.

Юрий: от кого независимы? От здравого смысла.

Значит, этот «О. мен» просто «смотрящий»? Ну, судя по понятиям. Принять решения никакого не может, пока вОры на сходняке не решат. Теперь понятно. Непонятно одно: зачем честному сидельцу,с опытом,называться «ОМБУДСМЕН»? ЛЮДИ в хате могут не понять. Не проще сказать : «Я пацан по жизни, ничего не решаю, у меня есть ХОЗЯИН».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: