Как м с шалумов трактует понятие организация в научной статье о понятии организации работы суда

Обновлено: 27.04.2024

Аннотация: В статье исследуется понятие «средства прокурорского надзора», обосновывается раз- личие между понятиями полномочий, средств и методов прокурорского надзора, производится диф- ференциация на правовые и организационно-методические средства, предлагаются способы повы- шения эффективности средств прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности. Вы- деление организационно-методических средств из числа правовых средств представляет немалую практическую ценность и имеет существенное прикладное значение, поскольку на практике приме- нение исключительно правовых средств по ряду причин не всегда способно принести желаемый ре- зультат. На практике отмечается снижение эффективности применения правовых средств в сфере прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. В целях раз- решения указанной проблемы, связанной с кризисом использования правовых средств, для эффектив- ной реализации всего объема своих полномочий прокуроры используют организационно-методические средства, перечень которых законодательно не ограничен и зависит от инициативы и творчества прокуроров. Для совершенствования правовых средств прокурорского надзора за исполнением зако- нов в оперативно-розыскной деятельности необходимо законодательное закрепление возможности применения таких средств не только по факту уже принятых соответствующих судебных решений или осуществленной оперативно-розыскной деятельности, но и в период принятия решений о ее осу- ществлении.

Автор: Дытченко Г.В.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Участие в правотворческой деятельности как функция современной российской прокуратуры

Шалумов М.С., Шалумова Н.Э.

Аннотация: В системе функций российской прокуратуры некоторые ученые выделяют участие проку- ратуры в правотворческой деятельности. Авторы статьи в своих прежних работах возражали против данной позиции, ссылаясь на то, что ввиду отсутствия у органов прокуратуры права законодательной инициативы и других полномочий их участие в правотворчестве нельзя называть самостоятельной функцией. Однако сегодня они признают, что появились определенные основания для того, чтобы изме- нить свою точку зрения. В статье приводятся авторские определения функции прокуратуры и ее обязан- ности участия в правотворческой деятельности, отмечается наличие у прокуроров подавляющего боль- шинства субъектов РФ такого важного полномочия, как право законодательной инициативы, которым они наделены конституциями и уставами соответствующих субъектов и активно пользуются. Вместе с тем вносимые прокурорами в органы государственной власти предложения о совершенствовании законов и иных нормативных правовых актов не подкреплены корреспондирующими обязанностями этих органов, что настоятельно требует законодательного закрепления данного полномочия прокуроров.

Автор: Шалумов М.С., Шалумова Н.Э.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

К вопросу о власти прокурора

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов о власти прокурора и его независимости, со- временных тенденциях развития прокуратуры в области внутреннего управления и функциональной деятельности. Анализируя законодательные предписания, автор делает вывод о том, что в настоя- щее время существуют негативные тенденции перехода прокуратуры РФ в систему органов исполни- тельной власти, потери ее уникальности и основного предназначения — обеспечивать единообразное понимание законности по всей стране.

Автор: Смирнов А.Ф.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Юридическая деятельность органов прокуратуры и следствия: проблемы взаимодействия

Аннотация: В статье рассмотрен ряд вопросов относительно оптимизации взаимодействия юридиче- ской деятельности органов прокуратуры и следствия в целях борьбы с преступностью. Осуществлен исторический обзор такого взаимодействия, что позволило показать позитивный характер взаимоот- ношений прокуроров и следователей на протяжении длительного периода. Дан анализ сложившейся на сегодня ситуации, ставшей результатом законодательного реформирования следствия, в том числе относительно соотношения процессуального руководства и прокурорского надзора в ходе расследова- ния уголовных дел. Аргументировано мнение о необоснованном расширении процессуальных полномо- чий руководителей следственных органов в ущерб надзорным полномочиям прокуроров. Высказана лич- ностная оценка возникших проблем в юридической деятельности следователей и прокуроров, а также предложены некоторые пути и формы (модель) оптимизации их взаимодействия в целях повышения эффективности противодействия преступности в современной России. В частности, подчеркнута не- обходимость принятия на законодательном уровне концепции организации органов предварительного следствия, включающей в себя создание единого федерального следственного органа, восстановление полноценного прокурорского надзора за следствием, четкое разграничение процессуальных полномочий прокуроров и руководителей следственных органов и т.д.

Автор: В.П. Беляев

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Проблемы реализации принципа независимости судей в России: от теории к правоприменительной практике

Аннотация: В данной статье автором был рассмотрен один из наиболее важных конституционных прин- ципов осуществления судебной деятельности: принцип независимости судей. В ходе исследования был сде- лан вывод о том, что данный принцип де-факто не действует в России из-за зависимости судей от испол- нительной власти, иерархической структуры построения судов (системы председателей), отсутствия реального контроля за судьями со стороны общества и других ветвей государственной власти.

Автор: Кондрашев А.А

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Многофункциональность органов судейского сообщества как гарантия независимости судебной власти

Аннотация: Органы судейского сообщества создаются в целях обеспечения независимости судебной вла- сти, эффективности и качества ее деятельности. Однако сам по себе факт создания независимых су- дейских образований не обеспечивает достижения указанных целей. Необходимо, чтобы такие органы имели широкие полномочия, которые были бы достаточными для реализации названных целей. Они долж- ны иметь основную ответственность по вопросам, связанным со статусом судей, с финансированием и организационным обеспечением деятельности судов. Делается вывод о многофункциональности органов судейского сообщества как оптимальной их модели. Многофункциональность признается характерной чертой судейского самоуправления и стандартом компетенции органов судейского сообщества. В россий- ской науке представление об основных направлениях деятельности органов судейского сообщества скла- дывается в основном с учетом их нормативно закрепленных задач при отсутствии нормативно опре- деленных функций. На основе анализа международно-правовых актов и практики деятельности органов судейского сообщества сформулирован вывод об основных обязанностях, которые составляют содержа- ние судейского самоуправления.Обосновываются предложения, направленные на расширение границ су- дейского самоуправления в нашей стране, закрепление в числе функций органов судейского сообщества их участия в обучении и повышении квалификации судей и консультативной функции. Обращается внимание на недостатки излишней концентрации полномочий квалификационных коллегий судей.

Автор: Бурдина Е.В.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

К вопросу о взаимодействии Конституционного Суда РФ с высшим органом законодательной власти России

Аннотация: В настоящей статье «взаимодействие» определено как: 1) взаимная связь, взаимная об- условленность; 2) согласованные действия при выполнении общей задачи; 3) воздействие объектов друг на друга, выступающая универсальной формой движения и развития. В этой связи взаимодействие Кон- ституционного Суда РФ (судебного органа конституционного контроля) и Федерального собрания РФ (высшего органа законодательной власти) исследуется в следующих направлениях. Во-первых, это по- следствия признания правовой нормы, закрепленной в Федеральном законе, соответствующей либо не соответствующей положениям Конституции РФ. Среди этих последствий на передний план выходят два: 1) содержание резолютивной части акта Конституционного Суда РФ, где дается конкретное пред- писание федеральному законодателю, и 2) процедура исполнения федеральным законодателем соот- ветствующего акта Конституционного Суда РФ (внесение изменений в действующий закон либо приня- тие нового Федерального закона). Во-вторых, это официальное толкование. Акты Конституционного Суда РФ, в которых производится толкование Конституции РФ, учитывает законодатель. В-третьих, Конституционный Суд РФ имеет опыт подготовки информации о своей работе и выявленных пробелах в законодательстве.

Автор: Остапович И.Ю.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Роль органов прокуратуры в обеспечении баланса частного и публичного интересов в сфере частной собственности

Аннотация: В статье раскрывается роль органов прокуратуры РФ с точки зрения обеспечения баланса част- ного и публичного интереса в сфере защиты права частной собственности. Автором делается акцент на правовые последствия применения мер прокурорского реагирования для субъективных прав частных собствен- ников. В статье автор пришел к мнению, что органы прокуратуры в силу своих полномочий в некоторых слу- чаях напрямую участвуют в определении правомочий частных собственников, установлении, прекращении, изменении права частной собственности в отношении значительного числа объектов, что порождает пра- вовые последствия не только в конкретном случае, но и для правовой определенности в целом. Наделение орга- нов прокуратуры РФ определенными правами, необходимыми для защиты общественных интересов, а также определение круга правоотношений, по которым могут быть приняты меры прокурорского реагирования, яв- ляется реализацией РФ права на государственное вмешательство в частные правоотношения.

Автор: Сухомлинова М.П.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

О совершенствовании законодательного обеспечения правоохранительной деятельности

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с недостатками законодательного обе- спечения правоохранительной деятельности, вносится предложение о разработке и принятии соот- ветствующего Федерального закона, в котором нашли бы закрепление определения понятий «право- охранительная деятельность» и «правоохранительные органы», были бы определены цели, задачи, на- правления (виды) этой деятельности. Выказана позиция автора относительно места судов в государ- ственной правоохранительной системе.

Автор: Исаенко В.Н.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Безопасность и общественный порядок в демократическом обществе как основания исключения гласности правосудия

Аннотация: Статья посвящена исследованию ряда конституционных проблем, связанных с механизмом ограничения права на публичность отправления правосудия в целях защиты безопасности и обществен- ного порядка. Автор приходит к выводу, что критерии «национальной безопасности» и «общественного порядка» следует понимать в системном единстве и взаимосвязи, а не в качестве самостоятельных ос- нований для ограничения права на публичное разбирательство. Если судам предоставить возможность мотивировки проведения закрытого разбирательства исключительно по основанию обеспечения обще- ственного порядка, появляется слишком широкая почва для неконституционных ограничений публично- сти разбирательства в ущерб демократическому предназначению судебной власти.

Автор: Бумагин А.Н.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Оптимизация полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела .

Автор: Исмаилов Ч. М.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

О некоторых вопросах использования материалов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с неоднозначной оценкой возможностей и пределов использования в уголовном судопроизводстве материалов опе- ративно-розыскной деятельности. Автор обращает внимание на допускаемые при этом нарушения положений Конституции РФ и уголовно-процессуального закона. Высказывает- ся мнение о целесообразности внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Это позволит более взвешенно использовать в доказывании материалы оперативно-розыскной деятельности.

Автор: Исаенко В. Н.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Правовая норма в контексте предмета прокурорского надзора

Аннотация: Статья посвящена одному из актуальных вопросов теории прокурорского надзора, связанному с определением содержания предмета прокурорского надзора за ис- полнением законов. На основе ретроспективного анализа этапов становления и развития представлений о предмете прокурорского надзора за исполнением законов предложено сузить дискреционные полномочия прокурора, исключив из содержания предмета проку- рорского надзора надзор за соблюдением и исполнением неопределенных (абсолютных) диспозитивных правовых норм, оставляющих решение вопросов на усмотрение участни- ков правоотношений.

Автор: Сушина Т. Е.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Понятие и основное содержание целей и задач управленческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации

Стрельников В. В.

Аннотация: В научной статье раскрывается основное содержание целей и задач управ- ленческой деятельности в органах прокуратуры России. Анализируется действующее за- конодательство, мнения ведущих ученых в области государственного управления. Обо- сновывается необходимость принятия на уровне Президента РФ комплексной программы реформирования прокуратуры на долгосрочный период.

Автор: Стрельников В. В.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Охрана общественного порядка на муниципальном уровне (на примере Саратовской области)

Гребенникова А. А., Чаннов С. Е.

Аннотация: В статье анализируются вопросы правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка на муниципальном уровне. Авторы рассматривают как федеральное законодательство, так и законодательство Саратовской области в этой сфере. Хотя в целом правовое регулирование участия граждан в охране общественного порядка оценивается ими с положительной стороны, вместе с тем они отмечают в за- коне Саратовской области ряд пробелов и на этой основе формулируют предложения о внесении в него изменений и дополнений.

Автор: Гребенникова А. А., Чаннов С. Е.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации, соотношению положений Конституции РФ об организа- ции и деятельности прокуратуры с федеральным законодательством, законами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления, а также проблемам ведом- ственного правотворчества.

Автор: Смирнов А. Ф.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

О понятии организации работы суда

Аннотация: В статье анализируется понятие и содержание организации работы суда, их со- отношение с понятием и содержанием организационного обеспечения деятельности суда, приводятся точки зрения различных ученых, в том числе самого автора, относительно поня- тия судебной деятельности и организации работы суда, а также прокуратуры и других ор- ганов, реализующих правоохранительные функции, ее содержания, структурных элементов, делается вывод о важности правильного понимания организации работы суда для совершен- ствования судебной практики и научных исследований в области судебной деятельности.

Автор: Шалумов М. С.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и пределы его осуществления

Аннотация: В статье подчеркивается объективная взаимосвязь оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и, как следствие, нецелесообразность выделения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, в самостоятельную отрасль прокурорского надзора. С учетом анализа положений Конституции РФ, федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов раскрывается специфика организации прокурорского над- зора за оперативно-розыскной деятельностью, обосновывается необходимость такой организации. Указывается на несовершенство законодательной регламентации вопросов осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Обосно- вывается позиция о том, что надзор за исполнением ведомственных нормативных право- вых актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых со- держатся положения, связанные с ограничением конституционных прав граждан, входит в предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Автор: Одношевин И. А.

Рубрика: Организация правоохранительной деятельности

Контроль и надзор: проблемы разграничения

Аннотация: В настоящей статье предпринята очередная попытка представить автор- ский подход к пониманию сущности и содержания контроля и надзора, необходимости их разграничения как самостоятельных и автономных форм государственно-властной зна- чимой деятельности. Высказывается озабоченность тем, что в ряде случаев речь идет о ненужности разграничения как самих понятий контроля и надзора, так и их функцио- нальной принадлежности. Показана сущность контрольной и надзорной деятельности, приводятся объективные критерии в различении деятельности органов контроля и надзора в части их полномочий, оформления результатов контроля и надзора, возможности привлечения виновных к от- ветственности и т.п. Отмечается ситуация, при которой законодатель фактически игнорирует наработки ученых по проблеме разграничения терминов «контроль-надзор», по-прежнему употребля- ет их в качестве однопорядковых (синонимов), что не только отражается негативным образом на терминологической чистоте, но и в определенной степени влияет на четкое определение функциональной принадлежности контрольных и надзорных структур. Вносится предложение: надзорные полномочия признать только за прокуратурой, а все остальные органы (федеральные службы, инспекции и т.п.) поименовать только кон- трольными (контролирующими). В обоснование такого подхода детально рассматри- ваются установленные Конституцией РФ и законодательством полномочия прокурату- ры по осуществлению надзора, в том числе и исключительные (надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов законодательными, исполнительными и другими государственными органами, в том числе контролирующими, и т.д.). Подчеркивается особая роль прокуратуры в надзоре за обеспечением прав и свобод граждан. Отмечается исторически обусловленная автономность контроля и надзора, а также то, что совре- менный период требует как законодательного, так и функционального их обособления и разграничения.

В статье анализируется понятие и содержание организации работы суда, их соотношение с понятием и содержанием организационного обеспечения деятельности суда, приводятся точки зрения различных ученых, в том числе самого автора, относительно понятия судебной деятельности и организации работы суда, а также прокуратуры и других органов, реализующих правоохранительные функции, ее содержания, структурных элементов, делается вывод о важности правильного понимания организации работы суда для совершенствования судебной практики и научных исследований в области судебной деятельности.

Ключевые слова

Об авторе

Список литературы

1. Авакьян С. А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. М.: Норма. 2001.

2. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

3. Гарифуллина А. Р. Понятие и правовая природа организационного обеспечения деятельности мировых судей // Российский судья. 2014. № 2. С. 28 - 31.

4. Куприянович Н. В. Мировой суд в системе судебной власти Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 113 - 114, 123 - 124.

5. Лукоянов Д. Н. Правовой статус председателя районного суда как организатора эффективного правосудия: дис.. канд. юрид. наук. Кострома, 2010. С. 102-103.

6. В. А. Максимов. Функции управления в органах прокуратуры:понятие, значение, содержание и виды // Гражданин и право. 2008. № 3.

7. Нестеров В. М. Организация деятельности мировых судей в Российской Федерации // Мировой судья. 2005. № 12. С. 2.

8. Орлов А. И. Менеджмент. Учебник. М.: Изд-во «Изумруд». 2003.

9. Прокурорский надзор/под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2010. С. 77-78.

10. Смирнов А. Ф. Организация работы и функции управления в органах прокуратуры Российской Федерации. М., 2005. С. 37.

11. Тетерина О.А. О некоторых особенностях организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере учета преступлений // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2014. № 2. С. 193-196.

12. Шалумова Н. Э. Организация работы правоохранительных и судебных органов по реабилитации: монография. Кострома: КГУ имени Н. А. Некрасова, 2008. С. 94.

13. Экономика, организация и управление на предприятии: учебник / Корсаков М. Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т. В., Макареня Т. А., Шевченко И. К. и др.; Под ред. М. А. Боровской. Таганрог: ТТИ ЮФУ. 2008.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.1996 № 4 (ред. от 06.02.2007) «О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 7 «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. 1996

15. . Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.1999 № 79 (ред. от 06.02.2007) «О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 7 «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 1. 2000

В статье анализируется понятие и содержание организации работы суда, их соотношение с понятием и содержанием организационного обеспечения деятельности суда, приводятся точки зрения различных ученых, в том числе самого автора, относительно понятия судебной деятельности и организации работы суда, а также прокуратуры и других органов, реализующих правоохранительные функции, ее содержания, структурных элементов, делается вывод о важности правильного понимания организации работы суда для совершенствования судебной практики и научных исследований в области судебной деятельности.

Ключевые слова

Об авторе

Список литературы

1. Авакьян С. А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. М.: Норма. 2001.

2. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

3. Гарифуллина А. Р. Понятие и правовая природа организационного обеспечения деятельности мировых судей // Российский судья. 2014. № 2. С. 28 - 31.

4. Куприянович Н. В. Мировой суд в системе судебной власти Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 113 - 114, 123 - 124.

5. Лукоянов Д. Н. Правовой статус председателя районного суда как организатора эффективного правосудия: дис.. канд. юрид. наук. Кострома, 2010. С. 102-103.

6. В. А. Максимов. Функции управления в органах прокуратуры:понятие, значение, содержание и виды // Гражданин и право. 2008. № 3.

7. Нестеров В. М. Организация деятельности мировых судей в Российской Федерации // Мировой судья. 2005. № 12. С. 2.

8. Орлов А. И. Менеджмент. Учебник. М.: Изд-во «Изумруд». 2003.

9. Прокурорский надзор/под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2010. С. 77-78.

10. Смирнов А. Ф. Организация работы и функции управления в органах прокуратуры Российской Федерации. М., 2005. С. 37.

11. Тетерина О.А. О некоторых особенностях организации работы прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере учета преступлений // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2014. № 2. С. 193-196.

12. Шалумова Н. Э. Организация работы правоохранительных и судебных органов по реабилитации: монография. Кострома: КГУ имени Н. А. Некрасова, 2008. С. 94.

13. Экономика, организация и управление на предприятии: учебник / Корсаков М. Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т. В., Макареня Т. А., Шевченко И. К. и др.; Под ред. М. А. Боровской. Таганрог: ТТИ ЮФУ. 2008.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.1996 № 4 (ред. от 06.02.2007) «О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 7 «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 8. 1996

15. . Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.1999 № 79 (ред. от 06.02.2007) «О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 7 «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 1. 2000

Организационное обеспечение деятельности судов, как отмечалось выше, — одна из основных функций (направлений) правоохранительной деятельности. В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона о статусе судей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте.

Конкретизация этой общей формулировки дается в других статьях Закона о статусе судей, ст. 6 Закона о Судебном департаменте, а также в Законе о судебной системе (ст. 30—33), Законе о Конституционном Суде (ст. 7, 24, 26—28 и 111), Законе об арбитражных судах (ст. 44—47), Законе о судебных приставах (ст. 11 и 12), Законе о военных судах (ст. 34), Положении о квалификационных коллегиях судей, Положении о квалификационной аттестации судей, Указе Президента РФ "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" от 15 сентября 1995 г. №947, Положении о Министерстве юстиции РФ, Положении об органах судейского сообщества, Регламенте Конституционного Суда РФ, Регламенте арбитражных судов и др.

Если суммировать сказанное в этих актах по поводу организационного обеспечения судов, то можно получить значительно более конкретное представление о его содержании. В состав данной функции входит осуществление следующих задач:

— разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов (создание новых судов, упразднение или реорганизация уже существующих судов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др.);

— разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

— подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

— обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

— дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

— организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; проверка законности избрания, назначения или отбора таких заседателей;

— организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

— представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привлечения их к уголовной ответственности или применения мер процессуального принуждения, аттестации и присвоения квалификационных классов, выдвижения на руководящие судебные должности и т.д.);

— материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности— содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

— организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества;

— организация и ведение судебной статистики;

— оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной

— изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

— разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

— организация научных исследований по правовым проблемам, том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

— изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов

В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в ст. 30 Закона о судебной системе ("Обеспечение деятельности судов"):

"1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации".

С учетом такой общей ориентации, данной в законе, и следует рассматривать вопросы построения организационного обеспечения деятельности судов.

Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда:

- определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

- распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

- осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

- осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

- принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

- организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

- обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

- организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Правила внутреннего распорядка суда регулируют совместный труд судей и других работников суда, основные права и обязанности председателя суда, судей, работников суда, администратора суда, режим работы и отдыха и другие положения. Правила внутреннего распорядка суда устанавливаются на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Важное место в организации работы суда занимает работа с кадрами. В этих целях председатель суда организует мероприятия по повышению квалификации судей, решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса, обращается в соответствующую квалификационную коллегию с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда, проводит учебные занятия с работниками суда.

Председатель суда осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей или в соответствующем подразделении суда, за соблюдением процессуальных сроков их рассмотрения, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве. В этих целях проводятся оперативные совещания, заслушиваются отчеты судей, руководителей соответствующих подразделений суда, проводятся служебные проверки и т.д.

В целях улучшения судебной деятельности председатель суда регулярно организует обобщение судебной практики.

Важный участок работы в каждом суде - обеспечение организации, сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства суда. Председатель назначает приказом ответственного за делопроизводство и контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований инструкции по судебному делопроизводству.

Организационно-штатная работа - один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование кадровых ресурсов, выделяемых федеральным судам и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ для выполнения возложенных на них задач и функций.

Организационно-штатная работа в суде ведется под руководством председателя суда в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе.

В районных судах и гарнизонных военных судах организационно-штатную работу осуществляет отдел государственной службы и кадров (государственный гражданский служащий, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда) совместно с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации.

Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего суда.

Правильное распределение обязанностей между работниками суда является важнейшим условием слаженной работы всего суда. При распределении служебных обязанностей председатель суда должен учитывать уровень подготовки судей, работников аппарата суда, их квалификацию, способность решать поставленные задачи. В целом работа по распределению служебных обязанностей должна обеспечить равномерную нагрузку между всеми работниками суда.

При этом судьи должны быть освобождены от обязанностей выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей.

Судьи призваны осуществлять правосудие путем рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях и экономических споров. Обязанности и права судей предусмотрены в процессуальных кодексах.

Работники аппарата судов исполняют должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами по направлениям деятельности, утвержденными председателем соответствующего суда. Содержание конкретного должностного регламента зависит от организационно-штатной структуры соответствующего суда.

Планирование работы в судах - важный элемент организации работы. План является организующим документом в работе суда. Он дисциплинирует и мобилизует работников суда на выполнение стоящих задач.

В судах составляются перспективные (на полугодие) и текущие (на квартал) планы работы. Кроме того, могут составляться отдельные планы по направлениям деятельности суда (например, юридической и специальной учебы судей и работников аппарата суда, устранению недостатков, выявленных в ходе изучения деятельности суда или какого-то подразделения суда, проведения отдельных мероприятий и т.д.).

Организация контроля и проверки исполнения принятых решений - одно из условий надлежащей организации работы суда. Поскольку председатель суда отвечает за организацию работы суда, он лично осуществляет контроль и проверку исполнения всеми судьями и работниками аппарата служебных обязанностей и плановых заданий, выполнения поручений. По указанию председателя суда отдельные направления деятельности суда могут контролировать его заместитель и иные работники аппарата суда.

Действенной формой контроля в судах являются служебные совещания, которые проводятся по итогам работы за неделю, месяц, квартал и по мере необходимости. На этих совещаниях судьи и работники аппарата суда отчитываются о рассмотрении дел, выполнении ими служебных заданий и плановых мероприятий. Это повышает чувство личной ответственности работников аппарата суда, мобилизует их на повышение исполнительской дисциплины.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: