Как контролировать деятельность судебных приставов

Обновлено: 08.05.2024

1. Организационное и методическое обеспечение процесса управления, обобщение и распространение положительного опыта управленческой деятельности.

2. Организация планирования в ФССП России, разработка планов реализации государственной программы Российской Федерации «Юстиция», организационных и специальных планов ФССП России, утверждаемых директором Федеральной службы судебных приставов – главным судебным приставом Российской Федерации (далее – Директор).

3. Организация и обеспечение ведомственного контроля выполнения структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения и территориальными органами принудительного исполнения мероприятий, поручений, содержащихся в приказах и распоряжениях ФССП России по основной деятельности, протокольных и иных поручений Директора, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем ФССП России.

4. Обеспечение постоянного наблюдения за деятельностью территориальных органов принудительного исполнения по осуществлению предоставленных им полномочий и выполнению поставленных задач; обеспечение руководства ФССП России информацией статистического и аналитического характера о результатах деятельности ФССП России.

5. Организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по ведению ведомственной статистической отчетности, использованию программно-технических средств и технологий сбора информации, совершенствование системы оценки эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения.

6. Организация и обеспечение функционирования в федеральном органе принудительного исполнения централизованной системы делопроизводства в соответствии с требованиями актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минюста России, ФССП России и других федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации делопроизводства.

7. Осуществление руководства деятельности структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения и территориальных органов принудительного исполнения в сфере делопроизводства, а также контроля за деятельностью, оказание практической помощи по вопросам делопроизводства.

8. Организация работы по централизованной регистрации корреспонденции, обращений граждан и представителей организаций, организационно-распорядительных актов ФССП России.

9. Контроль за выполнением структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения и территориальными органами принудительного исполнения федерального законодательства, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минюста России, ФССП России, поручений Директора по вопросам делопроизводства и качества предоставления государственных услуг.

10. Организационное обеспечение работы совещательных и консультативных органов ФССП России, совещательных органов при Директоре, а также Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов.

11. Организация в пределах компетенции сотрудничества органов принудительного исполнения Российской Федерации с органами государственной власти.

12. Мониторинг правоприменения в установленной сфере деятельности и подготовка предложений по совершенствованию законодательства, затрагивающего деятельность органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Управление осуществляет следующие полномочия:

1. В области организационно-управленческой деятельности:

1.1. Разработка на основе предложений структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения и территориальных органов принудительного исполнения проектов планов работы ФССП России на год и полугодие, планов работы коллегии ФССП России, реализации государственной программы Российской Федерации «Юстиция» и, по поручению Директора, иных организационных и специальных планов работы ФССП России, а также основных показателей деятельности ФССП России.

1.2. Оказание практической и методической помощи структурным подразделениям федерального органа принудительного исполнения и территориальным органам принудительного исполнения в разработке планов работы, проектов решений совещательных и консультативных органов при Директоре, форм ведомственной статистической отчетности ФССП России и иных управленческих документов, а также организация работы по выявлению, обобщению и распространению положительного опыта деятельности по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

1.3. Обеспечение ведомственного контроля выполнения планов работы ФССП России, утвержденных Директором, контроля исполнения решений коллегии ФССП России, приказов и распоряжений ФССП России по основной деятельности, поручений, принятых на оперативных и еженедельных совещаниях при Директоре и отдельных поручений Директора с конкретными сроками исполнения; подготовка докладов Директору о результатах контроля.

1.4. Координация работы структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения по обеспечению контроля исполнения поручений территориальными органами принудительного исполнения с использованием системы ведомственного электронного документооборота, а также других информационно-коммуникационных систем.

1.5. Проведение анализа информации, характеризующей деятельность территориальных органов принудительного исполнения по вопросам, относящимся к компетенции Управления, выявление причин снижения эффективности работы и оперативное информирование руководства ФССП России о негативных процессах и тенденциях, внесение предложений по повышению эффективности деятельности.

1.6. Обобщение и анализ предложений структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения; осуществление подготовки рейтингов эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения по итогам работы за отчетный год.

1.7. Подготовка информационных, статистических, аналитических и иных материалов, проектов приказов и распоряжений ФССП России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

1.8. Подготовка и проведение заседаний совещательных и консультативных органов при Директоре, Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов, в том числе их документационное обеспечение.

1.9. Разработка, по согласованию с Минюстом России, форм ведомственной статистической отчетности ФССП России, а также документов первичного учета по вопросам, относящимся к компетенции Управления, о взаимодействии со структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения.

1.10. Сбор, обработка, обобщение и первичный анализ ведомственной статистической отчетности ФССП России.

1.11. Взаимодействие в пределах компетенции с федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

1.12. Направление в структурные подразделения федерального органа принудительного исполнения и территориальные органы принудительного исполнения обращений граждан и писем организаций, поступивших в ФССП России, для рассмотрения в соответствии с их компетенцией.

1.13. Получение от структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и должностных лиц информации и материалов о реализации полномочий в установленной сфере деятельности, необходимых для выполнения возложенных задач в пределах своей компетенции.

1.14. Подготовка и проведение по указанию Директора организационных и торжественных мероприятий ФССП России, привлечение по согласованию с их руководством личного состава структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения для осуществления мероприятий, проводимых Управлением в соответствии с возложенными на него функциями.

1.15. Подготовка актуального перечня мероприятий ФССП России (рабочего графика, плана-календаря) с участием руководства ФССП России.

1.16. Организация совещаний с участием представителей структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

1.17. Обеспечение подготовки материалов для рассмотрения на совещаниях при руководстве ФССП России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

1.18. Проведение служебных занятий с личным составом структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

1.19. Организация и проведение совещаний-семинаров с личным составом территориальных органов принудительного исполнения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

1.20. Обеспечение сбора информации, проведение ее анализа и подготовка один раз в полугодие докладов руководству ФССП России о деятельности межведомственных рабочих групп, руководителями (сопредседателями) и членами которых являются должностные лица ФССП России, а также ведомственных рабочих групп.

1.21. Подготовка докладов Директора и заместителя Директора, курирующего деятельность Управления.

1.22. Сбор и обобщение контактной и иной справочной информации для использования в работе должностными лицами ФССП России.

2. В области обработки входящей корреспонденции:

2.1. Прием корреспонденции, проверка целостности вложений, вскрытие конвертов, систематизация документов на регистрируемые и нерегистрируемые и распределение документов на подлежащие передаче Директору, заместителям Директора для рассмотрения и вынесения резолюции и подлежащие передаче на исполнение в структурные подразделения федерального органа принудительного исполнения, ее регистрация, обеспечение первичной обработки документов (прием, регистрация, учет, хранение, доставка).

3. В области редактирования и контроля исполнения документов:

3.1. Постановка на контроль документов, имеющих контрольные сроки исполнения.

3.2. Контроль своевременности рассмотрения обращений граждан, в том числе особый контроль сроков прохождения и рассмотрения обращений граждан, направляемых в ФССП России из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации и иных органов государственной власти.

3.3. Контроль за соблюдением сроков и порядка исполнения структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения документов, поступивших от Президента Российской Федерации, из Администрации Президента Российской Федерации, от полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Председателя Правительства Российской Федерации, из Правительства Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, правительственных комиссий, Совета Безопасности Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, от членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, от депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, из федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, из Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, средств массовой информации.

3.4. Направление исполнителям напоминаний о сроках исполнения документов в порядке предупредительного контроля.

3.5. Представление еженедельно Директору информации о результатах исполнения контрольных документов структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения.

3.6. Редактирование в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов текстов проектов документов за подписью Директора, в том числе подлежащих массовой рассылке в территориальные органы принудительного исполнения.

4. В области обработки исходящих документов:

4.1. Централизованная регистрация, обработка и отправка исходящих документов.

4.2. Согласование договоров ФССП России с государственными учреждениями на оказание услуг почтовой связи и Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации.

5. В области организации личного приема граждан:

5.1. Прием граждан в приемной ФССП России.

5.2. Составление сводного графика приема граждан руководителями структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения и руководством ФССП России (по согласованию с ними), контроль за его реализацией.

6. В области архивного дела:

6.1. Разработка сводной номенклатуры дел федерального органа принудительного исполнения, организация работы по подготовке номенклатуры дел структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения.

6.2. Отбор и принятие на хранение дел с документами постоянного срока хранения от структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения.

6.3. Организация работы Центральной экспертной комиссии ФССП России по определению архивной ценности и состояния документального фонда федерального органа принудительного исполнения, актирование и уничтожение документов с истекшими сроками ведомственного хранения.

6.4. Согласование клише печатей структурных подразделений территориальных органов принудительного исполнения.

6.5. Проведение проверок по вопросам организации хранения документов с пометкой «Для служебного пользования» в структурных подразделениях федерального органа принудительного исполнения.

7. В области контроля качества предоставления государственных услуг:

7.1. Анализ сводных значений уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица, поступающих в личный кабинет ФССП России в информационной системе мониторинга государственных услуг.

7.2. Формирование сводных данных о достижении руководителями территориальных органов принудительного исполнения показателей эффективности деятельности руководителя, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы качества предоставления государственных услуг (далее – показатели эффективности).

7.3. Подготовка руководству ФССП России отчетов о достижении руководителями территориальных органов принудительного исполнения показателей эффективности.

7.4. Контроль и координация работы территориальных органов принудительного исполнения по актуализации сведений в государственных автоматизированных информационных системах «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг» и «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

7.5. Осуществление мониторинга деятельности территориальных органов принудительного исполнения по рассмотрению заявлений о предоставлении государственных услуг, жалоб, связанных с нарушением порядка предоставления государственных услуг, отзывов граждан, поступающих на сайт «Ваш контроль», включая проведение анализа причин, являющихся основанием для возникновения отзывов негативного характера.

7.6. Осуществление координации и контроля работы территориальных органов принудительного исполнения в части взаимодействия с многофункциональными центрами предоставления государственных услуг.

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

О Б Я З Ы В А Ю :

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;

возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ ФССП России от 26.03.2020 № 215 «О внесении изменения в приложение № 3 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 15.03.2022 № 17-р «О снятии ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 15.02.2021 № 15-р «О дальнейших ограничительных мерах в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и определении численности федеральных государственных служащих, работников территориальных органов принудительного исполнения и работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 12.05.2020 № 31-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 13.05.2020 по 29.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 07.04.2020 № 25-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 04 апреля по 30 апреля 2020 г.»

Приказ ФССП России от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 26.10.2021 № 110-р «Об определении количества сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению ФССП России, работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимого для функционирования Федеральной службы судебных приставов в нерабочие дни в октябре – ноябре 2021 года»

Распоряжение ФССП России от 27.05.2020 № 33-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.06.2020»

Распоряжение ФССП России от 30.04.2020 № 29-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.05.2020 по 11.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 27.03.2020 № 19-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 30 марта по 03 апреля 2020 г.»

Утвердить прилагаемый Порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

приказом Минюста России

от 6 марта 2020 г. N 35

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет процедуру осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - органы принудительного исполнения) в территориальных органах ФССП России, а также права, обязанности и полномочия должностных лиц по осуществлению такого контроля.

Ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения (далее - ведомственный контроль) осуществляется в виде ведомственных проверок законности осуществления служебной деятельности и принятых решений территориальных органов ФССП России, а также их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения и нормативных правовых актов Минюста России и ФССП России (далее - ведомственные проверки).

II. Цели ведомственного контроля

2. Целями ведомственного контроля являются:

проверка соблюдения территориальными органами ФССП России законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения, обеспечение прав и законных интересов сотрудников органов принудительного исполнения;

выявление и устранение нарушений законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения, допущенных при принятии территориальными органами ФССП России решений и совершении должностными лицами территориальных органов ФССП России действий (бездействии);

получение и использование информации о соблюдении законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения.

III. Организация ведомственного контроля в органах

3. Ведомственный контроль осуществляет ФССП России.

4. В целях осуществления ведомственного контроля ФССП России организуется:

проведение ведомственных проверок соблюдения сотрудниками органов принудительного исполнения законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения;

сбор информации о соблюдении сотрудниками органов принудительного исполнения законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения;

принятие мер по устранению выявленных недостатков при соблюдении сотрудниками органов принудительного исполнения законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения.

5. Организация работы по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения возлагается на кадровое подразделение ФССП России.

6. Кадровое подразделение ФССП России осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью кадровых подразделений территориальных органов ФССП России по обеспечению соблюдения ими законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения.

7. ФССП России ежегодно не позднее 30 января года, следующего за отчетным, формирует и направляет в Минюст России годовой отчет о проведенных ведомственных проверках.

IV. Организация ведомственных проверок

8. Ведомственные проверки осуществляются на основании приказа (распоряжения) ФССП России.

В приказе (распоряжении) указываются объект, цели, задачи, срок проведения ведомственной проверки и ответственные за ее проведение сотрудники кадрового подразделения ФССП России (далее - ответственные сотрудники).

9. Ведомственные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

10. Плановые проверки проводятся ежегодно на основании плана ведомственных проверок, разрабатываемого ФССП России и утверждаемого приказом (распоряжением) ФССП России.

В течение календарного года в территориальном органе ФССП России проводится не более одной плановой проверки.

11. Внеплановые проверки проводятся в случае получения ФССП России информации от органов государственной власти, органов, осуществляющих прокурорский надзор за деятельностью территориальных органов ФССП России, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также в случае поступления обращений граждан или организаций о выявленных фактах несоответствия действий должностных лиц территориального органа ФССП России законодательству Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения и нормативным правовым актам Минюста России и ФССП России или их бездействия.

V. Оформление результатов и анализ ведомственных проверок

12. По результатам плановой ведомственной проверки составляется акт ведомственной проверки. Акт ведомственной проверки должен быть составлен не позднее дня окончания плановой ведомственной проверки.

13. Акт ведомственной проверки должен содержать:

срок проведения ведомственной проверки;

цели и задачи ведомственной проверки;

перечень проверенных объектов;

оценку полноты устранения выявленных недостатков (замечаний) и реализации предложений предыдущих ведомственных проверок (при наличии);

выявленные несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения и нормативных правовых актов Минюста России и ФССП России (при наличии);

оценку и выводы о фактическом состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения в территориальном органе ФССП России;

предложения по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию деятельности территориального органа ФССП России по соблюдению законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения (при наличии).

14. Акт ведомственной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается ответственными сотрудниками и руководителем территориального органа ФССП России.

15. В случае несогласия руководителя территориального органа ФССП России с результатами ведомственной проверки он имеет право в течение трех дней со дня окончания плановой ведомственной проверки письменно изложить мотивированное особое мнение в виде отдельного документа. Факт наличия особого мнения должен быть отражен в акте ведомственной проверки.

16. На основании акта ведомственной проверки руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации (далее - руководитель территориального органа ФССП России) в течение десяти рабочих дней утверждает план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе ведомственной проверки (далее - план мероприятий).

17. План мероприятий должен содержать наименование и сроки выполнения мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе ведомственной проверки.

18. Руководитель территориального органа ФССП России в течение двух рабочих дней с момента утверждения плана мероприятий направляет его копию в ФССП России.

19. Контроль за выполнением плана мероприятий возлагается на руководителя территориального органа ФССП России и кадровое подразделение ФССП России.

Руководитель территориального органа ФССП России направляет в кадровое подразделение ФССП России отчеты о выполнении каждого пункта плана мероприятий в течение пяти дней со дня истечения срока выполнения. Руководитель территориального органа ФССП России информирует кадровое подразделение ФССП России об изменении содержания или сроков выполнения отдельных мероприятий плана мероприятий в письменной форме с приложением обоснования.

20. По результатам внеплановой проверки составляется справка. Справка должна быть составлена не позднее дня окончания внеплановой ведомственной проверки и содержать:

срок проведения ведомственной проверки;

выявленные несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации о службе в органах принудительного исполнения и нормативных правовых актов Минюста России и ФССП России (при наличии).

Справка составляется в двух экземплярах, подписывается ответственными сотрудниками и руководителем территориального органа ФССП России.

В случае несогласия руководителя территориального органа ФССП России с информацией, содержащейся в справке, он имеет право письменно изложить мотивированное особое мнение в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. Факт наличия особого мнения должен быть отражен в справке.

Фасахова Елена

Ведущий юрист. Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

В процессе своей работы судебные приставы подчиняются вышестоящим лицам, которые осуществляют надзор за их деятельностью, принимают жалобы от граждан, юридических лиц, реагируют на нарушение интересов. Как контролируется работа представителей ФССП, и куда можно пожаловаться на неправомерные решения, бездействие?

Нормативное регулирование

Деятельность этой службы регламентируется федеральным законом об исполнительном производстве, гражданским законодательством. В ФЗ указываются права и обязанности, ответственность лиц, способы осуществления деятельности, процессуальная документация.

А также сотрудники ФССП обязаны подчиняться другим нормативным актам, например, правительственным постановлением об обеспечении должностных лиц стрелковым оружием, форменной одежде и знаках отличия, указам Президента.

На государственном уровне лица подчиняются Основному закону. Представители службы обязаны выполнять судебные постановления, в частности, предпринимать все меры для поиска имущества ответчика.

Должностные обязанности пристава

В их перечень входит следующее:

Основная обязанность сотрудника ФССП – предпринимать действия для выполнения судебных предписаний.

На что имеет право пристав

Законодатель предусмотрел широкие правомочия:

  1. Получение необходимых данных, персональной информации, справок, необходимых для производства по делу.
  2. Проверка работодателей на предмет исполнения листа в отношении сотрудников, которые состоят у них в штате (своевременное списание денег с банковской карты).
  3. Передача физическим лицам, организациям, участвующим в производстве, поручений, которые обязательны для выполнения.
  4. Посещение помещений, в которых проживают или ведут коммерческую деятельность ответчики, проведение осмотра объектов, вскрытие их при отсутствии согласия стороны. Наносить визиты приставы могут только в рабочее время, выходные дни, праздники не предназначены для таких действий.
  5. Наложение ареста на собственность. Исключение составляет имущество, не участвующее в обороте, вещи, на которые не может обращаться взыскание.
  6. Арест ценностей и денег ответчика, находящихся на банковских вкладах, в кредитных организациях.
  7. Использование помещений нежилого типа при условии согласия лица-собственника для временного хранения арестованных активов.
  8. Объявление розыска ответчика, его собственности, несовершеннолетнего ребенка.
  9. Вызов граждан, участвующих в исполнительном процессе, в отделение для уточнения вопросов.
  10. Применение разумной физической силы в случае сопротивления при совершении действий по розыску, аресту имущества.

Пришло письмо от судебных приставов, что судебное взыскание по кредиту отменено, может ли пристав впоследствии опять возобновить производство?

Проверьте на сайте ФССП, по какой причине окончено или прекращено исполнительное производство. Если вы этот долг не погашали, то скорее всего это будет статья ст. 46 ч. 1 п. 3. — возвращение исполнительного документа взыскателю. Если взыскатель вернет лист обратно судебному приставу, то производство восстановится.

Задайте вопрос, который интересует именно вас - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-57-94 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист судебному приставу, в банк, где открыты счета должника или в бухгалтерию работодателя, если должник физическое лицо.

Задайте вопрос, который интересует именно вас - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-57-94 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

По исполнительному листу удержали 50% от зарплаты, но о том, что банк подал в суд я не знал. Что можно в такой ситуации предпринять?

Если сумма долга, не превышает 500 тыс. рублей, то скорее всего судом был вынесен судебный приказ. Необходимо обратиться в суд за отменой судебного приказа и получить соответствующее определение, которое будет основанием для прекращения ИП. Но после отмены судебного приказа банк вправе обратиться в суд для взыскания долга. Ваше право присутствовать на этом процессе и заявить о снижении неустойки.

Задайте вопрос, который интересует именно вас - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-57-94 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Контроль за приставами внутри структуры

Права представителей ФССП ограничены законодательством. Для соблюдения интересов сторон осуществляется надзор за судебными приставами. Для этого существует старший сотрудник, занимающийся организацией деятельности своих подчиненных.

Главная инстанция над судебными приставами – управление ФССП. Вы можете обратиться туда, если старшее должностное лицо отказалось удовлетворить вашу жалобу.

Практика показывает, что безрезультатное обращение к старшему приставу – повод написать заявление в органы прокуратуры.

Иерархия внутри отдельного подразделения

Территориальные органы возглавляются руководителем – главным судебным приставом, полномочия которого распространяются на субъект государства. Он назначается по приказу от Министерства юстиции. У главного пристава есть заместители, назначаемые на государственную службу приказом, изданным ФССП.

В обязанности руководителя входит:

  • Распределение обязанностей между нижестоящими лицами.
  • Организация деятельности аппарата, подразделений.
  • Мероприятия по аттестации сотрудников.
  • Проведение дознания по уголовному производству, действия по делам об административных нарушениях.

На уровне районов действуют районные и межрайонные подразделения.

Роль центрального аппарата в осуществлении надзора

Этот орган также контролирует работу судебных приставов и, в свою очередь, делится на управления:

  • По организации производства.
  • Обеспечению установленного порядка работы судебных органов.
  • По организации дознания.
  • По информационным технологиям.
  • Правовой отдел.
  • По защите государственных сведений.
  • Контрольно-ревизионное отделение.
  • По рассмотрению обращений во время исполнительного процесса.
  • По взаимодействию со СМИ.

Главный над судебными приставами в России осуществляет свою деятельность именно в Центральном аппарате. Он назначается Президентом имеет пять заместителей для осуществления надзора.

Орган контролирует отдельные исполнительные производства при подаче жалоб, организует дознание при подозрении на преступление, защищает государственную тайну, проверяет деятельность исполнителей на местах, своевременное выполнение ими своих обязанностей. При необходимости сотрудники имеют право снимать с должности лиц, уклоняющихся от возложенных обязательств.


Указ Президента о судебных приставах – ключевые изменения


Жалоба на судебных приставов: кто может помочь

Обязанности главного судебного пристава

В полномочия этого должностного лица входит:

  1. Руководство подразделениями по принудительному исполнению судебных решений, контроль за их деятельностью, соблюдением прав граждан.
  2. Надзор за охраной зданий и помещений судов.
  3. Принятие решения о наблюдении за такими объектами круглосуточно (при возникновении повышенной опасности), определение перечня лиц, которым предоставляется постоянное право ношения огнестрельного оружия.
  4. Контроль за безопасностью при совершении действий исполнительного характера.
  5. Определение тактики исполнительных действий, контроль за поиском имущества, ответчика, его несовершеннолетнего ребенка, в том числе на международном уровне.
  6. Установление особенностей профессиональных взаимоотношений между сотрудниками, служебной дисциплины с учетом специфики государственной службы.
  7. Издание приказов и распоряжений в связи с деятельностью судебных приставов.
  8. Отмена решений нижестоящего должностного лица по поступившей жалобе при несоответствии требованиям законодательства.
  9. Предоставление статистики в органы прокуратуры для анализа состояния преступности.
  10. Определение порядка создания банков данных, нужных представителям ФССП для исполнения решений судов.

Суть прокурорского надзора и наблюдения

За деятельностью службы следят не только вышестоящие должностные лица, но и другие ведомства. Еще один надзорный орган за судебными приставами – Генеральная прокуратура. Ее представители следят за выполнением предписаний законов, соблюдением прав граждан, принимают жалобы от физических, юридических лиц.

во время этого прокуроры инициируют проверки в главных и территориальных органах, предписывают устранить выявленные нарушения, привлечь виновных лиц к ответственности.

Надзорные задачи за действиями приставов-исполнителей

Основными функциями выступает:

  • Надзор за соблюдением законодательства сотрудниками ФССП.
  • Защита прав и свобод организаций, граждан.
  • Контроль законности решений, постановлений от судебных приставов.
  • Своевременное выявление, пресечение правонарушений, привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.
  • Выполнение оперативных и розыскных мероприятий.

Меры реагирования

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами предусматривает мероприятия в ответ на поступление жалоб и заявлений от участников процесса. Они могут быть следующими:

  • Заявление протеста.
  • Представление.
  • Вынесение постановления.
  • Прокурорское предостережение о необходимости соблюдения законодательства.

Фасаховва Елена Александровна

Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

Протест выносится должностному лицу или в суд, рассматривается в течение 10 дней с момента его подписания. Результаты выполненных мер прокурор получает в виде отчета в письменном виде.

Представление направляется лицу, уполномоченному устранять нарушения, документ подлежит незамедлительному выполнению. Если при прокурорской проверке в деяниях будет выявлен состав преступления, выносится постановление о направлении документов в органы следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Кроме того, прокурор имеет право вынести постановление о рассмотрении дела в рамках административного производства.

Предостережение выносится в письменном виде, если есть угрозы совершения противоправных деяний, направляется должностным лицам. Если предписания, указанные в документе, не выполняются, сотрудник привлекается к ответственности.

Меры воздействия

Прокурор во время исполнительного производства, его проверки, обладает широкими полномочиями. К ним относится:

  • Вызов должностных лиц для дачи разъяснений по поводу нарушения законодательства.
  • Требование предоставления материалов и документов в указанные сроки.
  • Проведение проверок по поступившим от граждан, организаций обращениям.
  • Возбуждение дел об административных нарушениях, требования назначить виновным наказания.
  • Обращение в суд, в том числе в Арбитраж, с заявлением признать решения, нормативные акты не соответствующими действительности.

Роль Генеральной прокуратуры в осуществлении контроля

К основным функциям относится:

  • Проведение надзора.
  • Взаимодействие с государством, международными организациями, органами, налаживание тесного сотрудничества для более эффективной деятельности.
  • Заключения соглашений о юридической помощи, способствующих борьбе с преступностью.
  • Содействие в создании правовых актов, в том числе в международной сфере.
  • Управление объектами, которые находятся под ведомственным контролем прокуратуры.

Кто контролирует судебных приставов: иерархия в управлении и роль генеральной прокуратуры

Роль суда

Решения этого органа являются обязательными и незамедлительными для выполнения. Суд выдает взыскателю исполнительный лист, на основании которого возможно принудительное исполнение предписаний. Документ направляется судебному приставу по месту нахождения имущества должника и совершения исполнительных действий.

Если ответчик или истец утверждают, что представитель ФССП нарушил их законные интересы, бездействует, предпринимает недостаточно мер для поиска имущества, выполнения финансовых обязательств, в суд направляется жалоба. Орган предпишет устранить нарушения или отстранить исполнителя от выполнения обязанностей и назначить другого пристава.


Указ Президента о судебных приставах – ключевые изменения


Жалоба на судебных приставов: кто может помочь

Процедура подачи жалобы

Для надежности рекомендуется использовать сразу несколько способов. Документ направляется в течение 10 дней с момента, когда заявитель узнал о нарушенном праве. Рассмотрение осуществляется в аналогичный период, после чего выносится решение.

В управление старшему приставу

При составлении документа укажите:

  • Данные территориального подразделения.
  • Информация о главном должностном лице над судебными приставами.
  • Название официальной бумаги (жалоба, пишется по центру листа).
  • Суть обращения с указанием нарушения, ссылок на нормативные акты, просьбой устранить недочеты.
  • Перечень приложений, выступающих доказательствами по делу.
  • Подпись и дата.

Документ можно подать лично или в электронном виде. Четко указывайте требования и обстоятельства дела, в отношении которых будет проводиться проверка. Чтобы узнать данные старшего лица, свяжитесь со своим судебным приставом, он обязан предоставить его телефон, Ф. И. О.

В прокуратуру

Этот способ защиты интересов считается более эффективным. Подавать бланк можно без предварительного урегулирования вопроса со старшим судебным приставом. Период рассмотрения – до 30 дней. После проведения проверки прокурор публикует предостережение с требованием устранить нарушения, отменяет неправомерные решения или выносит представление.

На основании требований контролирующего органа к приставу применяется взыскание дисциплинарного характера. Образец заявления в органы прокуратуры предусматривает:

  • Данные прокурора, подведомственного района.
  • Наименование заявителя, адрес проживания, телефон.
  • Наименование бланка крупными буквами по центральной части.
  • Номер исполнительного производства.
  • Сведения о приставе.
  • Информация о должнике и общем объеме задолженности.
  • Указание на неоднократное обращение к приставу с требованиями изыскать собственность и выполнить предписание суда.
  • Требование восстановить нарушенное право.
  • Приложения (это могут быть копии предыдущих обращений к приставу, полученных постановлений).
  • Дата с личной подписью.

В районный суд

Если вышеперечисленные меры не дали результата, подается заявление в инстанцию по месту трудовой деятельности должностного лица. Обратите внимание, что это возможно только после досудебного урегулирования проблемы. Вы можете подать бланк даже после пропуска сроков обжалования. Одновременно к этому обращению приложите заявление о восстановлении пропущенных процессуальных периодов. Жалоба рассматривается в десятидневный период, выходные дни не учитываются.

По результатам рассмотрения вопроса назначается дата судебного заседания, на которое приглашаются стороны и представитель органа прокуратуры. После заслушивания доводов лиц, предъявления доказательств, изучения документов оформляется решение. Суд может не только восстановить нарушенное право заявителя, но и назначить ему компенсационную выплату за причинение морального вреда (для ее получения рекомендуется воспользоваться услугами адвоката).

Документ заполняется более подробно, чем бланки для прокуратуры и старшего пристава. В нем указывается:

  • Наименование районного суда.
  • Полные данные заявителя, законного представителя с контактной информацией.
  • Сведения о заинтересованном лице.
  • Название документа (заявление).
  • Номер исполнительного документа, название производства.
  • Ссылки на федеральный закон с указанием конкретных статей.
  • Слово «Прошу» по центру документа.
  • Просьба признания постановлений от пристава недействительными, удовлетворения законных интересов (несколько требований указываются пунктами).
  • Приложения. К ним относится постановление о возбуждении производства, ксерокопия исполнительного листа, доверенность на законного представителя.

Таким образом, контроль над деятельностью судебных приставов осуществляется старшими должностными лицами из ФССП, органами прокуратуры и судом. При возникновении сомнений в правомерности действий сотрудника у сторон есть право подать жалобу во все эти инстанции с соблюдением процессуальных сроков и установленной формы обращения.

герб фссп

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 200-46-92 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: