Как классифицируются суда по числу корпусов

Обновлено: 03.05.2024

Морские суда классифицируют по назначению, архитектур­но-конструктивным признакам, акваториям эксплуатации, ви­дам используемых на них движителей и судовых энергети­ческих установок. Типы некоторых морских судов представле­ны на рис. 19.

По архитектурно-конструктивному типу различают суда полно­наборные и шельтердечные. Первые имеют палубу, идущую от кормы до носа, которая одновременно служит палубой надводного борта и палубой поперечных водонепроницаемых переборок. У шельтердеч-ных судов две палубы — верхняя или главная, на которой находятся все надстройки, и нижняя, опирающаяся на поперечные водонепрони­цаемые переборки.

По акватории эксплуатации выделяют суда неограниченного (дальнего) плавания, ограниченного (прибрежного) и так называе­мого ледового плавания как самостоятельно, так и с ледоколами.

Существуют суда местного плавания в акваториях портов. Широкое распространение получают суда смешанного (морского и речного) плавания, рассчитанные на бесперегрузочную достав­ку грузов по морям и рекам.

По видам движителей морские суда можно классифицировать на винтовые, водометные и крыльчатые.

По типам судовых энергетических установок их подразделяют на паровые, дизельные, газотурбинные, атомные. Суда различа­ют также по количеству корпусов: однокорпусные, двухкорпус-ные (катамараны), трехкорпусные (тримараны).

L


74

Рис. 19. Морские суда:

а — пассажирское; б — для перевозки генеральных грузов; в — танкер; г — контейнеровоз; $ — газовоз; е — лихтеровоз; ж — на подводных крыльях; з — на воздушной подушке

По способу движения по воде известны водоизмещающие суда и суда, поддерживаемые динамической силой, создаваемой под­водными крыльями или воздушной подушкой.

С точки зрения эксплуатации наиболее важным критерием их классификации является назначение.

Пассажирские суда подразделяют на линейные пассажирские лайнеры, круизные и каботажные.

Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни пассажирским признается судно, имеющее на борту более 12 пассажиров. Крупные пассажирские суда постепенно теряют свое чисто транспортное назначение, часть из них превращается в круизные суда или суда для отдыха, поскольку значительная часть пассажиров стала пользоваться услугами гражданской авиации для сокращения времени на поездки из одного пункта в другой.

Грузовые суда классифицируют на: универсальные для генераль­ных (тарно-штучных) грузов, балкеры (для сыпучих грузов), кон­тейнеровозы, лихтеровозы (баржевозы), газовозы, танкеры, рефри­жераторы, лесовозы, накатные с горизонтальной грузообработкой и др. Их можно подразделять также по виду эксплуатации: на линей­ные, которые курсируют между портами по расписанию и суда не­регулярного плавания (так называемые трампы), отправляющиеся в рейс после накопления партии груза.

Y Существуют также рыболовные суда (промысловые, рыбопе­рерабатывающие и транспортные), а также специальные и вспо­могательные суда (для гидрографических исследований, пожар­ные, ледоколы, спасательные, ремонтные, дноуглубительные, плавкраны, учебные и др.).

Суда для генеральных грузов имеют от четырех до шести трю­мов и твиндеки (межпалубные грузовые помещения.). Такие суда обычно оснащают грузовыми кранами и стрелами. Для погрузки и разгрузки тяжеловесных грузов над трюмами нередко устанав­ливают краны грузоподъемностью от 30 до 300 т. Генеральные грузы размещают таким образом, чтобы они не перемещались даже при самых больших углах крена судна, — это может приве­сти к его опрокидыванию.

Суда-контейнеровозы оборудуют вертикальными направляю­щими из профильной стали. В «колодцы», образуемые направля­ющими, устанавливают большегрузные контейнеры, что исклю­чает их перемещение даже при большом крене судна. Что-

бы максимально использовать грузовместимость судов, часть кон­тейнеров (примерно 1/3) транспортируют как палубный груз, также закрепляя их от перемещений. Суда-контейнеровозы делят на фидер­ные и морские. Полная грузоподъемность (дедвейт) фидерных кон­тейнеровозов составляет 1-1,5 тыс. т. Они доставляют контейнеры из малых портов в большие или между портами одного моря (в кабо­тажном плавании). Большое распространение получили морские суда-контейнеровозы. Они ходят на океанских линиях между Европой и Северной Америкой, Северной Америкой и Дальним Востоком, Европой и Дальним Востоком. Крупные морские контейнеровозы вмещают одновременно до 3 тыс. большегрузных 20-тонных контей--неров.

Судами с горизонтальной обработкой (или типа «Ро-Ро») называют суда, предназначенные для доставки грузов в контейнерах, контрейле-рах, на поддонах, в автомобилях, прицепах и полуприцепах. Грузы закатываются на эти суда на ролл-трейлерах — платформах — соб­ственным ходом через судовые ворота в борту, корме или на носу судна. Дедвейт небольших судов «Ро-Ро» составляет до 3 тыс. т, океанских — до 15—20 тыс. т.

Суда лихтеровозы служат для доставки на них лихтеров (боль­ших плавучих барж). Лихтеры имеют грузоподъемность до 370 т и более. При разгрузке такого судна лихтеры поднимают из трюма при помощи мощных козловых кранов, перемещают к корме и там опускают на воду. Загрузка их на судно проводится в обратном порядке.

Суда для перевозки массовых сыпучих грузов (балкеры) сначала строили универсальными и перевозили в них грузы разной плотнос­ти. Затем их стали приспосабливать для доставки определенных гру­зов: руды, угля, зерна, сухих удобрений, дорожно-строительных материалов и др. Следующим шагом, нацеленным на повышение эк­сплуатационной эффективности этих судов, стало создание комбини­рованных судов балкеро-танкеров для перевозки как сыпучих, так и жидких грузов.

За последние 30 лет значительно выросли объемы перевозок наливных грузов (нефти и нефтепродуктов) в судах-танкерах. Максимальный дедвейт этих судов достиг 0,5 млн. т.

Повышается интерес к применению грузовых и грузопасса­жирских судов на подводных крыльях и воздушной подушке. На судах первого типа при дедвейте 250 т достигается скорость до 150 км/ч. Суда на воздушной подушке в отличие от судов на

подводных крыльях могут двигаться с большой скоростью (до 120 км/ч) как над водой, так и над землей. Их применение особен­но эффективно на акваториях с малыми глубинами.

Любое, передаваемое в эксплуатацию судно, получает назва­ние с указанием в судовых документах его типа (теплоход, бал­кер, лесовоз и т.д.), вместимости, тоннажа, суммарной кубатуры помещений, корпуса и рубок, определенных в соответствии с правилами обмера судов. Одна регистровая тонна принимается равной 100 куб. футов или 2,83 м 3 . Различают два вида регистро­вой вместимости: весовая (вместимость брутто, т.е. брутто-регис­тровый тоннаж BRT) и чистая (вместимость нетто, т.е. нетто-регистровый тоннаж NRT).

Весовая вместимость дает представление о размерах судна в целом и служит базой взимания портовых сборов. Чистая вмести­мость характеризует объем помещений, используемых для пере­возки грузов и пассажиров. К весовой и объемной характеристи­ке судна относится его водоизмещение (displacement draught), т.е. количество воды, вытесненной судном. Различают валовое и чи­стое весовое водоизмещение.

Валовое или полное весовое водоизмещение равно массе воды, вытесненной судном при загрузке его до максимально допусти­мой осадки. Чистое весовое водоизмещение равно массе воды, вытесненной судном при отсутствии на нем команды, топлива, воды, судовых запасов груза.

Разность между валовым и чистым весовым водоизмещением определяет дедвейт судна (DWT all told) или его валовую грузо­подъемность.

Вычитая из дедвейта суммарную массу топлива, воды, судо­вых запасов и команды, находящейся на судне, получим чистую грузоподъемность — дедвейт карго, т.е. величину массы груза, который может быть погружен на борт судна. Дедвейт является основной эксплуатационной характеристикой морских судов.

Название и характеристика судна должны соответствовать дан­ным его Международного мерительного свидетельства 1969 г. и другим судовым документам, выданным Морской портовой адми­нистрацией и Классификационным обществом.

Международное мерительное свидетельство 1969 г. — доку­мент, который выдается судовладельцу бессрочно Российским Морским Регистром Судоходства. Оно содержит все сведения о длине, высоте, ширине судна, валовой и чистой вместимости, а

также номер, присвоенный судну Международной морской орга­низацией (ИМО). Мерительное свидетельство используется при составлении грузовых планов, а также взимания торговых, при­чальных, лоцманских и иных сборов.

Национальные классификационные общества присваивают определенные классы судам, обладающим высокими мореходны­ми качествами и выдают владельцам этих судов классификацион­ные свидетельства. Эти свидетельства удостоверяют, что судно отвечает требованиям, предъявляемым к его прочности и море­ходности. Класс судна означает разряд, к которому относится судно согласно правилам классификации.

Порт регистрации судна выдает его владельцу свидетельство о праве собственности на судно. В нем содержатся все необходи­мые сведения о судне.

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации называется судовым патентом. Оно выда­ется судовладельцу после внесения судна в Государственный су­довой реестр.

Российский Морской Регистр Судоходства (PC) основан в 1913 г. В его составе 13 инспекций и 48 участков, два региональных управления (в России и на Украине), 28 представительств и 23 участка за рубежом.

PC участвует в работе Международной морской организации (ИМО), Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО), Международной организации по стандартизации (ИСО), Госстандарта России. PC уполномочен Правительством России про­водить испытания и освидетельствование грузовых контейнеров в со­ответствии с требованиями Международной конвенции по безопас­ным контейнерам (1972 г.) и Международной таможенной конвенции (1972 г.).



Трисеки имеют два сигарообразных корпуса с машинными установками расположены ниже поверхности воды, что практически. Исключают волновую составляющую сопротивления воды и значительно уменьшает вибрацию и шум в третьем корпусе. Третий корпус расположен над водой и соединяется с подводными корпусами с помощью колон, в этом корпусе размещаются пассажирские, жилые и служебные, грузовые помещения. этот архитектурный тип судов характерен для высокоскоростных судов.



Классификация судов по числу и расположению надстроек.

Признаки архитектурно – конструктивного типа судна:

- наличие и протяженность надстроек;

- расположение машинного отделения;

- форма носа и кормы;

- минимальный или избыточный борт;

Надстройкой – называется прочная водонепроницаемая конструкция на верхней палубе, простирающаяся от борта до борта судна. Рубкой – называется конструкция, которая не доходит до бортов на верхней палубе.

Надстройки увеличивают объем надводной части судна и увеличивают запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы при ходе на волнении, в надстройках размещаются жилые, общественные, служебные и другие помещения. По количеству и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов:

- гладкопалубные суда – суда имеют только рубки;


- трехостровные суда – суда, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют);


- двухостровные суда – суда, имеющие две надстройки: бак и надстройку на корме;


- одноостровные суда – суда, имеющие одну из надстроек.


Если бак сливается со средней надстройкой, то это судно с удлиненным баком, если средняя надстройка сливается с ютом, то это судно с удлиненной кормой или ютом. Если надстройка простирается по всей длине, то это судно со сплошной надстройкой (шельтердечное) как правило, пассажирские суда.


К признакам, характеризующим архитектурный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Суда, у которых раскрытия палубы 60 – 70 % площади над грузовыми помещениями (люки до 70 – 85% ширины судна), суда называются – судами открытого типа (лесовозы, лихтеровозы).

Для характеристики судов обычно используют их основные признаки. Разделение судов на группы по основным признакам называется классификацией судов. Главным признаком классификации является назначение судна.

Наиболее важным признаком судна является его назначение. По назначению суда можно разделить на следующие группы: транспортные, вспомогательные, специальные, рыбопромысловые, военные, прогулочные.

Транспортные суда предназначены для транспортировки грузов и пассажиров (рис. 1.1) В свою очередь, транспортные суда разделяются на подгруппы: сухогрузные, наливные и пассажирские.


К пассажирским судам относятся суда, перевозящие более 12 пассажиров или не членов экипажа. К этим судам относятся: пассажирские паромы (рис.1.2), круизные суда (рис. 1.3), суда местных линий, линейные и т.д. Следует отметить, что в настоящее время практически нет линейных пассажирских судов, так как длительность перевозки на большие расстояния и стоимость перевозки во много раз больше, чем на авиатранспорте. Суда, построенные как линейные, после переоборудования используются как круизные (для отдыха и путешествий). Паромы предназначены для перевозки людей и автомашин (или железнодорожных вагонов) на короткие расстояния, и к этим судам предъявляются требованиям, как к пассажирским судам. Еcли паром не предназначен для перевозки пассажиров, то его следует отнести к сухогрузным судам с горизонтальным методом грузовых операций (ролкерам).

Рис. 1.2. Паром для перевозки пассажиров, автомашин и железнодорожных вагонов

Рис. 1.3.Круизное судно.

К наливным судам относятся танкеры-нефтевозы, танкеры-продуктовозы, газовозы, химовозы и т.д.

К сухогрузным судам относятся универсальные сухогрузные, суда для перевозки генеральных грузов (т.н. контейнеро-универсальные), балкеры различных типов для перевозки грузов навалом, рефрижераторные суда для перевозки скоропортящихся грузов, контейнеровозы, ролкеры — суда с горизонтальной погрузкой (т.н. накатные суда), грузовые паромы, лихтеровозы и т.д.

Особую подгруппу составляют суда двойного назначения (т.н. комбинированные суда): нефтенавалочники и нефтерудовозы и др. На этих судах реализована заманчивая идея загрузки судна в прямом и обратном рейсе.

Вспомогательные суда предназначены для обеспечения работы транспортных и других судов. К этой группе относятся буксиры, бункеровщики, плавкраны, перегружатели, снабженцы, рейдовые катера, нефтемусоросборщики и т.д. (рис. 1.4, 1.5)

Рис. 1.4. Плавкран

К группе специальных судов можно отнести научные суда, учебные, кабелеукладчики, трубоукладчики, дноуглубительные суда, плавучие доки, плавучие буровые платформы и т.д.

Плавучие доки (рис.1.6) предназначены для подъёма судов с целью осмотра и ремонта подводной части корпуса.

К другим признакам классификации относятся: район плавания, тип силовой установки, вид движителя, характер движения по воде, материал корпуса, архитектурно-конструктивные признаки.

Суда по району плавания подразделяются на суда:

- неограниченного района плавания – океаны и открытые моря (Рис.1.7);

Первого ограниченного района плавания (R1) - в морях с высотой волны 3% обеспеченности 8,5м, с удалением от места убежища не более 200 миль.

Второго ограниченного района плавания (R2) – в морях с высотой волны 3% обеспеченности 7м и с удалением от места убежища не более 100 миль.


Рис.1.7. Морское пассажирское судно.

Рис.1.8. Пассажирское судно смешанного района плавания (река-море).

Смешанное (река-море) плавание (R2-RSN) с высотой волны 3% обеспеченности 6м с удалением от места убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых морях – до 100 миль (Рис.1.8.).

Cмешанное (река-море) плавание (R3-RSN) с высотой волны 3% обеспеченности 3,5м с учётом конкретных условий плавания и с удалением от места убежища не более 50 миль.

Портовое, рейдовое и прибрежное плавание (R3) в зависимости от конкретных условий.

В настоящее время на гражданских судах наиболее распространены малооборотные дизельные силовые установки из-за своей высокой экономичности, благодаря низким удельным расходам топлива, использованию дешевого топлива, высокого КПД установки, большого моторесурса. При ограничении размеров машинного отделения устанавливаются среднеоборотные дизели, размер которых значительно меньше, но для передачи на винт необходим редуктор. Такие суда называются теплоходами (т/х). В тех случаях, когда необходима очень большая мощность, и при ограничении размеров машинного отделения, на суда устанавливаются паровые турбины (с паровыми котлами) или газовые турбины. Такие суда называются паротурбоходами (птб/х, тб/х) и газотурбоходами (гтб/х).

При газовой турбине требуется минимальный объем машинного отделения, но требуется высококачественное и дорогое топливо при большом удельном расходе. Поэтому мало комерческих судов имеют газотурбинную установку.

Сокращение объема МО эффективно для судов, провозоспособность которых определяется объемом грузовых помещений: ролкеры, контейнеровозы, лихтеровозы.

Рис. 1.9. Атомный ледокол:

1 - отделение гребных двигателей, 2 - дизель-генераторы, 3 - атомная паро-производительная установка, 4 - отделение главных турбогенераторов, 5 - отделение вспомогательных механизмов.

Перспективной является атомная силовая установка (рис. 1.9), которая наряду с преимуществами имеет также определенные недостатки. Поэтому невелико число судов с атомной силовой установкой - атомоходов (а/х).

Если приводом гребного винта является электромотор, а энергию для него вырабатывает дизель, то это судно - дизельэлектроход (дэ/х).

В зависимости от наличия или отсутствия главной силовой установки (с приводом на движитель) все суда делятся на самоходные и несамоходные (движитель – устройство, преобразующее энергию главного двигателя в энергию по преодолению сопротивления воды движению судна).

По виду движителя разделяются на суда:

- с гребным винтом (наиболее распространенный движитель);

- с крыльчатым движителем (рис 1.10) (эти движители обеспечивают высокую маневренность судну, но несколько меньший КПД);

- с воздушным винтом;

Рис. 1.10. Крыльчатый движитель.

- с водомётным движителем (высокопроизводительный насос выбрасывает струю воды, реакция которой движет судно) – используется на мелководье;

- парусные (движитель - парус);

- гребные (движитель – весло)

- колесные (движитель – гребное колесо).

По характеру движения суда разделяются на:

- водоизмещающие – вытесняющие корпусом воду, что обеспечивает их поддержание на воде (надводные суда) и под поверхностью воды (подводные суда);

- глиссирующие – быстроходные катера, при движении которых на днище возникает гидродинамическая подъёмная сила, под действием которой судно частично выходит из воды – глиссирует (при этом уменьшается сопротивление движению и повышается скорость);

- на подводных крыльях (СПК), которые имеют под днищем специальные подводные крылья создающие при движении гидродинамическую подъёмную силу, полностью выталкивающую судно из воды, что позволяет увеличить скорость этих судов до 50 узлов (рис 1.11);

- на воздушной подушке (СВП), под днищем которых вентиляторами создаётся повышенное давление и судно поднимается над водой на 0,2 – 1,5 метра, что резко уменьшает сопротивление движению судна (рис.1.12);

- экранопланы – (в стадии исследований) аппараты, летающие вблизи поверхности воды (рис.1.13), что обеспечивает значительное увеличение подъёмной силы при меньших затратах мощности (скорость до 400км/час).

Рис. 1.11. Судно на подводных крыльях.

1 - корпус; 2 - стойки; 3 - подводные крылья; 4 - ватерлиния на ходу судна; 5 - ватерлиния на стоянке.

Рис. 1.12. Судно на воздушной подушке.

1 - вентилятор; 2 - воздушная шахта; 3 - воздушный канал; 4 - отсек плавучести; 5 - воздушная подушка; 6 - ватерлиния при работе вентилятора; 7 - ватерлиния при неработающем вентиляторе.


По материалу корпуса суда подразделяются на:

- стальные – большинство современных судов;

- из лёгких сплавов – небольшие и скоростные суда (на подводных крыльях, на воздушной подушке, спасательные шлюпки и т. д.;

- пластмассовые - небольшие суда, катера;

- железобетонные – стояночные (стоечные) суда, плавпричалы, плавмастерские, плавдоки;

- деревянные – небольшие рыболовные, спортивные…;

- композитные – корпус судна из двух или трёх материалов (сталь+лёгкие сплавы - пассажирские суда; бетон+сталь – плавдоки и т.д.).

Признаки архитектурно-конструктивного типа судна: наличие и протяжённость надстроек; количество палуб; расположение машинного отделения; раскрытие палуб; форма носа и кормы; минимальный или избыточный надводный борт; число корпусов.

Надстройкой называется прочная водонепроницаемая конструкция на верхней палубе, простирающаяся от борта до борта судна. Рубкой называется конструкция, которая не доходит до бортов (на верхней палубе) более 4% ширины судна.

Надстройки увеличивают объём надводной части судна – запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы при ходе на волнении, в надстройках размещаются жилые, общественные, служебные и другие помещения.

По количеству и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов (рис.1.14):

- гладкопалубные суда, которые имеют только рубки;

- трехостровные, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют);

- двухостровные, имеющие две надстройки: бак и ют, бак и среднюю надстройку, ют и среднюю надстройку;

- одноостровные, имеющие одну из надстроек.

Если бак сливается со средней надстройкой, то говорят, что судно с удлиненным баком, если средняя надстройка сливается с ютом, то это судно с удлиненным ютом. Если надстройка простирается по всей длине, то это судно со сплошной надстройкой (т.н. шельтердечное).

Палубой судна называется горизонтальная конструкция , простирающаяся по всей длине судна (в отличие от палубы платформа располагается на части длины судна). В зависимости от назначения и размеров суда могут иметь одну, две … 10 и более палуб (однопалубное судно, двухпалубное судно). Верхняя палуба замыкает водонепроницаемый контур судна, а палубы, расположенные ниже, служат для горизонтального разделения внутри корпусного объёма.

Архитектурно-конструктивный тип судна определяется также расположением машинного отделения (МО). Современные суда обычно имеют кормовое, смещенное в корму (промежуточное) или среднее расположение МО (рис.1.15). В последние годы чаще встречаются суда с кормовым или промежуточным расположением МО, так как такое расположение МО позволяет выделить для груза наиболее удобные для грузовых операций судовые помещения.


К признакам, характеризующим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Увеличение раскрытия ускоряет грузовые операции на судне. Суда, у которых раскрытие палубы более 60-70% площади над грузовым помещением (люки до 70-85% ширины судна), называются судами открытого типа.


Форма носа и кормы является также признаком, определяющим тип судна. Наиболее часто встречаются следующие формы носовой оконечности (рис.1.16): прямой наклонный форштевень (а), нос судна ледового плавания (б),нос ледокола (в), клиперский нос с бульбом пассажирских судов (г), бульбообразный нос (д), цилиндрический нос супертанкера (е), ложкообразный нос малого судна (ж). В последние годы чаще встречаются суда с бульбовой формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос.


Рис. 1.16.Формы носовой оконечности судов

Наиболее древняя форма кормовой оконечности эллиптическая или обычная (рис.1.17.б). Она характеризуется обтекаемой (двоякой кривизны) подводной частью корпуса и конической надводной частью (образующая – прямая, на рисунке видна линия перехода). Крейсерская формакормы (рис.1.17.а) характерна для судов довоенной постройки (пассажирские суда, крейсеры…). Эта форма улучшает внешний вид судна, но достаточно сложна в постройке (двоякая кривизна обшивки). Транцевая форма кормы характерна для судов послевоенной постройки (рис.1.17.в). Эта форма кормы упрощает технологию постройки, позволяет улучшить расположение швартовного оборудования и облегчить швартовку в кормовой части судна.


Рис.1.17.Формы кормовой оконечности

Минимальный надводный борт, который определяет минимальный запас плавучести, устанавливается в соответствии с Международной конвенцией о грузовой марке. Если судно перевозит легкий груз (с малым удельным объемом), то может оказаться недостаточно объёма грузовых помещений для загрузки судна по минимальный надводный борт. В этом случае назначается судну больший минимального - избыточный надводный борт (суда с избыточным надводным бортом: сухогрузы, ролкеры, пассажирские суда). Суда с минимальным надводным бортом: рудовозы, навалочники (балкеры), танкеры ….

В зависимости от числа корпусов различают: однокорпусные суда, двухкорпусные суда – катамараны, трехкорпусные суда – трисеки.



Катамараны более устойчивы на волнении и имеют значительно большую площадь верхней палубы, что позволяет разместить больше пассажирских помещений или груза. У трисеков два сигарообразных корпуса с машинными установками расположены ниже поверхности воды, что практически, исключает волновую составляющую сопротивления воды и значительно уменьшает затраты мощности на движение судна, уменьшает вибрацию и шум в третьем корпусе. Третий корпус расположен над водой и соединяется с подводными корпусами с помощью колонн; в этом корпусе размещаются пассажирские, жилые, служебные помещения, груз. Этот архитектурный тип судна характерен для высокоскоростных судов.

Суда классифицируются по различным принципам и признакам в зависимости от аспекта их рассмотрения: по районам плавания; в соответствии с правилами классификационных обществ; по принципам поддержания и движения; по типу главной энергетической установки; по архитектурно-конструктивным признакам; по назначению и др. Разделение судов по различным принципам в той или иной степени влияет на их конструкцию.

По районам плавания суда классифицируют на морские, внутреннего плавания (речные) и смешанного плавания. Постройка, освидетельствование и эксплуатация судов в нашей стране осуществляется под надзором классификационных обществ: морские суда поднадзорны Морскому Регистру Судоходства РФ; суда внутреннего и смешанного плавания - Российскому Речному Регистру.

Морским Регистром Судоходства РФ каждому судну присваиваетсякласс, который определяется формулой, состоящей из нескольких символов, например,


КМ ЛУ3 I А3 буксир

где символы означают [15]:

КМ – самоходное судно (К – несамоходное);

- судно построено по Правилам Морского Регистра Судоходства РФ и освидетельствовано этой организацией;

ЛУ3 – знак ледовых усилений судна (цифра от 1 до 9 означает степень приспособленности судна для плавания во льдах: суда категорий
ЛУ1 – ЛУ3 относятся к судам неарктического плавания, остальные категории – для арктических судов);


- знак деления на отсеки (показывает число смежных отсеков (от 1 до 3), при затоплении которых судно остаётся на плаву);

I – знак ограничения района плавания (для судна неограниченного района плавания этот символ отсутствует, для других судов ограничения могут обозначаться символами I, II, IIСП, IIIСП, III – эти символы определяют допустимые высоту волн и удаление от мест убежища);

А3 – знак автоматизации управления судном (на центральном посту и в машинном отделении);

буксир – обозначение типа судна по его эксплуатационным и конструктивным особенностям.

По принципам поддержания на воде можно выделить следующие группы судов: водоизмещающие (надводные и подводные) и суда с динамическими принципами поддержания (СДПП). Водоизмещающие суда уравновешиваются относительно поверхности воды гидростатическими силами, а СДПП поднимаются над водой за счёт сил давления воздуха
(суда на воздушной подушке, экранопланы), гидродинамического давления на подводные крылья или поверхность днища судна. Конструкции
судов водоизмещающих и СДПП различаются настолько, что, например, первые суда на подводных крыльях были созданы авиаторами, а первые суда на воздушной подушке в Англии первоначально строились под надзором авиационных ведомств.

Энергетическая установка (ЭУ) также определяет различные классы судов: несамоходные (обычно называемые баржами) и самоходные. Самоходные суда могут быть оборудованы паровыми машинами (пароходы), двигателями внутреннего сгорания (теплоходы), электродвигателями (электроходы), ядерными реакторами (атомоходы). Многие суда имеют комбинированные ЭУ: турбоэлектроходы имеют паровую или газовую турбину и редуктор в виде генератора тока и гребного электродвигателя с пониженной частотой вращения; дизель-электроходы сочетают дизель с приводом на гребной электродвигатель.

От наличия ЭУ, количества двигателей и расположения машинного отделения (МО) по длине корпуса судна зависят такие особенности архитектуры и конструкции судна, как расположение многоярусной надстройки, длина отсеков и положение переборок, наличие тоннеля гребного вала, конструкции фундаментов и перекрытий машинного отделения, форма кормы и характер обводов всего корпуса, объём дифферентных цистерн и многое другое. От положения МО по длине судна зависит расположение грузов и изгибающий момент, вызывающий изгиб корпуса, а в конечном итоге – система набора корпуса и размеры продольных связей.

Ядерный реактор атомных судов требует специальной конструктивной защиты (двойные борта и переборки и пр.). Некоторые суда требуют особого согласования ЭУ и конструкций, например, катамараны (два двигателя нужно разместить в корпусах малой ширины), накатные суда (высота двигателей ограничена высотой МО, выше которого размещаются грузовые помещения и проезды к кормовой аппарели).

Принцип движения судов определяется движителями. Здесь можно выделить суда: парусные, гребные, колёсные, винтовые, а также оборудованные водомётами, воздушными винтами или воздушно-реактивными движителями. Тип движителя в первую очередь определяется принципами поддержания и двигателями, поэтому на корпус судна влияет весь комплекс средства поддержания судна – ЭУ – движители. На водоизмещающих судах от типа движителя обычно сильно зависит форма и конструкция кормовой оконечности.

Архитектурно-конструктивный тип судна характеризуется совокупностью признаков /4/:

Ø формой и количеством корпусов;

Ø количеством, размерами и расположением надстроек;

Ø высотой надводного борта;

Ø количеством палуб;

Ø типом и размерами грузовых отверстий;

Ø разделением переборками на отсеки или цистерны;

Ø системой набора отдельных перекрытий;

Ø конструкцией отдельных перекрытий;

Ø особенностями конструкции судна.

Форма корпуса судна определяется множеством особенностей, среди которых отметим некоторые:

Ø форма носа (ледокольная, с бульбом или без него, наклон форштевня, характер обводов: V-образный у быстроходных судов с развалом борта в носу; U-образный у тихоходных судов с почти вертикальными бортами и плоским днищем в носу; различные промежуточные формы);

Ø форма кормы (крейсерская, транцевая, со слипом, с кринолином, с форштевнями различных типов в зависимости от типа винторулевого комплекса);

Ø форма средней части (наличие цилиндрической вставки, развал бортов, килеватость днища, наличие продольных или поперечных сломов или реданов, спонсонов, скуловых килей, скегов и пр.).

Существуют суда с двумя или тремя корпусами, соединёнными в верхней части мостами или платформами (катамараны и тримараны).

Надстройкой называется конструкция, образованная продолжением бортовых перекрытий основного корпуса судна, палубой и поперечными переборками, находящаяся выше верхней палубы»[1]. К надстройкам относят и конструкцию, боковые стенки которой не являются продолжением бортов, а несколько отстоят от них (но не более чем на 4 % от ширины корпуса).

Суда, совсем не имеющие надстроек, называются гладкопалубными; с двумя надстройками (баком и обычно многоярусным ютом) – двухостровными; с тремя надстройками (баком, высокой средней надстройкой и ютом) – трехостровными. Как бак, так и ют могут быть удлиненными[2]. Встречаются суда, на которых многоярусная надстройка занимает почти всю длину палубы (например, пассажирские суда, паромы).

На грузовых судах высокая многоярусная надстройка с центральным постом управления (рулевой рубкой) обычно располагается над МО. На некоторых судах, например, для перевозки крупногабаритных грузов, высокая надстройка располагается в носовой части, обеспечивая хороший обзор из рулевой рубки.

Высота надводного борта судна характеризует запас его плавучести, остойчивость, степень заливаемости палубы. Минимальный надводный борт регламентируется международной конвенцией о грузовой марке и разработанными на ее основе правилами классификационных обществ, исходя из общих требований безопасности. Суда для перевозки относительно тяжёлых грузов (большинство танкеров, навалочников, лесовозов
и др.) в полном грузу обычно имеют высоту борта, равную минимально допустимой. У судов для перевозки относительно лёгких генеральных грузов, а также у пассажирских и многих других судов даже при полной загрузке высота надводного борта больше минимальной. Таким образом, различают суда с минимальным и избыточным надводным бортом.

Поколичеству палуб корпуса различают суда с одной, двумя и более палубами (многопалубные). Суда для перевозки массовых грузов, как правило, однопалубные. Высота укладки многих генеральных грузов ограничена, поэтому устройством нижних палуб обеспечивается необходимая высота твиндеков и трюмов.

Для быстрого проведения грузовых операций размеры люков в палубах многих судов делают как можно большими. Однако при большой ширине корпуса это приводит к слишком тяжёлым и громоздким люковым закрытиям. Тогда по ширине располагают два или три люка (парные или строенные люки). Суда, у которых ширина люков составляет более 70 % от ширины корпуса, называют открытыми (с широким раскрытием палуб). Если ширина люков обеспечивает проведение грузовых работ без горизонтального перемещения грузов в трюме, то суда называют полностью открытыми (с полным раскрытием люков).

При большой ширине люковых отверстий корпус судна может оказаться недостаточно жёстким на кручение, а в верхней палубе резко возрастают напряжения от общего изгиба корпуса. Для обеспечения прочности открытых судов верхняя палуба специально усиливается.

Наливные суда имеют одну сплошную непроницаемую палубу. Сплошные палубы характерны также для накатных судов. Такие суда часто не имеют поперечных переборок в грузовой части, поэтому нижние палубы делают с герметично закрывающимися отверстиями, обеспечивающими непотопляемость судна.

Грузовые отверстия могут быть не только в палубах, но и в оконечностях корпуса, а также в бортах (лацпорты).

Переборки корпуса судна во многом определяют конструкцию всех остальных перекрытий (днища, бортов, палуб), так как являются для них опорами. На большинстве судов поперечные переборки образуют отсеки, обеспечивая непотопляемость и жёсткость корпуса судов. Но есть суда без поперечных переборок в грузовом пространстве (например, накатные, бункерные навалочники). На таких судах непотопляемость и жёсткость корпуса обеспечивается (но не всегда в полной мере) двойным дном, двойными бортами и (или) сплошными палубами.

На крупнотоннажных судах (танкеры, рудовозы и др.) часто применяются продольные переборки.

Существует множество других факторов, определяющих архитектурно-конструктивные особенности судов, однако первопричиной всех особенностей является назначение судна. Существует афоризм «груз делает судно» /4/. Поэтому в дальнейших разделах рассмотрим характерные особенности наиболее распространенных типов судов, определяемых их назначением.



Морской транспорт играет в экономике любой страны важную роль. Крепнущие и расширяющиеся международные экономические отношения способствуют значительному увеличению грузооборота, большая часть которого выполняется на морских судах, являющихся иногда незаменимым транспортным средством. Для перевозки огромного количества грузов, среди которых ведущее место занимают нефть, газ, сыпучие грузы, лесоматериалы, различное оборудование и механизмы, требуется множество различных типов судов - танкеры, газовозы, сухогрузы, контейнеровозы, рыболовецкие суда. Классификация судов осуществляется по ряду основных признаков, которые отличают их друг от друга.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ ПО ПРИЗНАКАМ

типы судов в зависимости от района плавания


По району плавания суда подразделяются на морские (дальнего, неограниченного и прибрежного плавания), рейдовые (для плавания в акваториях портов и в устьях больших рек с выходом на морские рейды), внутреннего плавания (речные и озерные) и смешанного плавания («река-море» и «море-река»). Иногда специально выделяют суда арктического плавания.

классификация судов в зависимости от средства движения


По средствам движения суда подразделяются на самоходные - с механическим двигателем, являющимся источником энергии для движения судна, и несамоходные, передвигающиеся от источника энергии, находящегося вне судна (с помощью буксиров, толкачей, от энергии ветра).

классификация судов в зависимости главного двигателя


По типу главного двигателя суда подразделяют на:
теплоходы (главный двигатель - двигатель внутреннего сгорания);
пароходы (главный двигатель - паровая поршневая машина);
турбоходы (главный двигатель - паровая турбина);
газотурбоходы (главный двигатель - газовая турбина);
электроходы (гребной винт вращается электродвигателем); различают турбоэлектроходы и дизельэлектроходы, в зависимости от рода двигателя, приводящего в действие генератор электрического тока;
атомоходы (источник тепловой энергии - атомный реактор);
гребные суда (двигатель - мускульная сила человека);

классификация судов в зависимости рода движения по воде


По роду движения по воде суда подразделяются на: плавающие на поверхности воды (водоизмещающие суда), плавающие под поверхностью воды (подводные корабли и суда), глиссирующие (скользящие по поверхности воды), плавающие на подводных крыльях и парящие над поверхностью воды (суда на воздушной подушке и экранопланы).

классификация судов в зависимости рода движителя


По роду движителя суда подразделяются на: винтовые, колесные, со специальными движителями (крыльчатыми, водометными, роторными), весельные и парусные.

классификация судов в зависимости рода материала корпуса


По роду материала корпуса суда подразделяются на: стальные, из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные и композитные (т. е. такие, корпус которых изготовлен частично из металла и частично из дерева или другого материала).

классификация судов в зависимости от архитектурно-конструктивного типа


По архитектурно-конструктивному типу суда подразделяются по числу корпусов (различают двухкорпусные, трехкорпусные - соответственно, катамараны, тримараны и тому подобные), по количеству и расположению надстроек, по числу палуб, по положению палубы надводного борта, по расположению машинного отделения и другое.

классификация судов в зависимости от количества гребных валов


По количеству гребных валов винтовые суда подразделяют на одновальные (большинство грузовых и промысловых судов), двухвальные (пассажирские и специальные суда, военные корабли), трехвальные (большие военные корабли), четырехвальные (океанские пассажирские лайнеры, крупнейшие военные корабли).


В необходимых случаях классифицируют суда и по другим признакам:
- по ледовому классу - приспособленность судна плавать в различной ледовой обстановке;
- по районам плавания речных и озерных судов (класс «Р» - река, «О» - озеро, «М» - с выходом в крупные водохранилища);
- по различным категориям к безопасности плавания;
- по видам снабжения;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: